Центральный орган управления церковными делами

Церковная организация и церковное право XVI-XVII вв.

В XVI-XVII веке церковь как социально-политический институт достигла своего полного расцвета.

Система церковных органов:

1. Патриарх (с 1589 г.).

2. Освященный собор — — собрание высших иерархов Русской православной церкви в XV — XVII в

3. Епископы в епархиях.

4. Священники в приходах и игумены в монастырях.

5. ! С 1649 г. создан Монастырский приказ — государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви.

Основные направления в церковной жизни:

1) Политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе).

2) Государство пытается установить ограничить политическую независимость Церкви.Соборным уложением был учрежден монастырский приказ. Монастырский приказ – государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви. Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение государством власти церкви.

3) Государство пытается церковные землевладения.Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограни­чить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей (дворян), принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

4) Проводится реформа религиозного культа – церковная реформа патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в России обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленныхстарообрядческих течений.


В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1. Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца).

4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

5. Изменено число просфор на проскомидии .

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО:

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Церковью регламентировалось: церковное право, преступления против церкви, жизнь духовенства, семейное право.

Стоглав 1551 года

Стоглав – сборник решений Собора 1551 г. по церковным вопросам. Стоглав в XVI-XVII вв. был основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства и их взаимоотношения с обществом и государством.

Стоглав был принят на соборе, созванном по инициативе правительства. В состав Собора вошли: представители церкви: митрополит Макарий, игумены, весь Освященный собор, и представители государства: Царь Иван IV, члены боярской думы. Собор был созван с целью проведения церковной реформы. Царь стремился подчинить себе церковь, посредством секуляризации церковных земель и распространения светской судебной власти на духовенство. Эти цели не были достигнуты. Собор заседал с февраля по май 1551 г. В результате был принят Стоглав.

Источники Стоглава:

Ø Библия.

Ø Церковные уставы.

Ø Кормчая книга.

Ø Византийское каноническое право.

1) Нормы религиозные; гл. 1-17, 25-36, 39-52, 70-74, 77-91, 95-100.

2) Нормы государственного права: гл. 53-69.

3) Нормы гражданского права: гл. 75-76.


4) Нормы семейного права: гл. 18-24.

5) Нормы уголовного права: гл. 37, 38, 92,93,94.

Семейно-брачное право по Стоглаву и другим источникам того времени: обычное право, домострой.

1) Вступление в брак только с согласия родителей;

2) Брачный возраст: 15/12 лет;

3) Заключение брака только в церкви с разрешения епархиального архиерея;

4) Допущение максимум трех браков;

5) Основания для развода: прелюбодеяние, длительное отсутствие супруга, неспособность супруга к исполнению супружеских обязанностей, пострижение в монахи.

6) Устанавливалась власть мужа над женой и детьми: право закладывать жену, право наказывать жену, обязанность жены следовать за мужем, то же самое в отношении детей.

7) Имущество супругов считалось общим, супруг не вправе без согласия жены пользоваться приданным.

Право в XVI-XVII вв.

Общая характеристика права Московской Руси: XV-XVII вв..

Особенности развития права в периоды централизации и в период сословно-представительной монархии:

1) Большое разнообразие источников права;

2) Приоритет частных актов над общими;

3) Появление сборников права: Судебник 1497, Судебник 1550, Стоглав 1551, Соборное уложение 1649 г.

4) Стремление законодателя урегулировать как можно больше сфер общественных отношений;

5) Преимущественное регулирование в уголовной сфере.

6) Выделение норм гражданского права в самостоятельную отрасль.

Основные источники права в этот период:

Ø Княжеское (царское) законодательство (грамоты и указы);

Ø Приговоры Боярской Думы

Ø Отраслевые распоряжения приказов: Указная книга поместного приказа, Указная книга земского приказа.

Ø Общерусские кодексы: Судебник 1497, Судебник 1550, Соборное уложение 1649 г.

Ø Сборники законов по общей тематике – уставы. Устав о таможенных пошлинах, Новоторговый устав 1667 г.

Ø Частные акты: духовные грамоты, жалованные грамоты, уставные грамоты.

ВВЕДЕНИЕ

К концу XV в. в России созрели социально-экономические и политические предпосылки объединения русских земель в одно государство. Обострение классовых противоречий толкало феодальный класс в целом к усилению государственной машины, а народные массы рассчитывали найти в великокняжеской власти защиту от произвола и притеснения со стороны местных феодалов.

В XV в. Церковь стремилась определить свое место в процессе объединения русских земель и становления централизованного государства. Обсуждался вопрос о соотношении духовной и светской властей, об экономических основаниях церковной иерархии.

Внутри самой Церкви выявились две противоположные идеологические позиции. Представители так называемого нестяжательства требовали отторжения от Церкви её богатств и лишения её права владеть населенными землями. Нестяжатели отрицали право Церкви вмешиваться в политическую деятельность государства. Противоположной точки зрения придерживались стяжатели. Они отстаивали существующие порядки и все формы церковной организации, защищали экономический статус Церкви, являющейся землевладельцем.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии, приходы. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество и Русская Церковь получила полную самостоятельность, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.

Взаимоотношения государства и Церкви в XVI — XVII вв. Были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

В данной работе будут рассмотрены вопросы о церковной юрисдикции, о церковном праве и о многом другом.

ЦЕРКОВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Высший церковный орган — Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей — управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Свою судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

В 1551 году был создан Стоглав, который содержал в себе нормы церковного права. Он явился результатом законодательной деятельности Собора, созванного правительством и предложившего программу церковной реформы.

В 1551 году Иван IV принялся за дело созыва собора, считая себя преемником византийских императоров и не желая ни в чем от них отставать, в том числе и в созыве церковных соборов. Глава 2 «Стоглава», помимо описания открытия Собора и текста первой речи царя Собору, содержит сообщение о великой радости иерархов по поводу царского приглашения. Это объясняется не только данью уважения царю, но и тем, что духовенству этот Собор был необходим для разрешения ряда вопросов, приобретших к середине XVI века особую значимость. Это, прежде всего, вопросы укрепления церковной дисциплины среди духовенства, полномочия церковного суда, борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, против пережитков язычества среди населения, унификации церковных обрядов и служб, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т.д. Созыв Собора по этим соображениям был не только оправдан, но и необходим.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (15551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это и были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на соборе. По существующим правилам Собор имел право принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна. Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Это связано, видимо, с возникновением так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян. Царские вопросы можно разделить на три группы:

— преследующие интересы государственной казны;

— обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни;

— касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян.

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Уложение Собора 1551 года затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

Финансовые вопросы

Вопреки постановлению Собора 1503 года «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для, равно и как для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.

Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян.

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших её будущему. Поэтому одним из самых важных нововведений Сбора является повсеместное введение института поповских старост. Это были выборные от священников. Поповские старосты должны служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. «Стоглав» зафиксировал обязанность этих лиц контролировать правильное ведение службы в подведомственных церквях, благочиние священников.

Собор 1551 года вынес важное решение относительно «двойных» монастырей, в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав. Но все это лишь было принято, а на практике осталось мертвой буквой.

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.

Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetoum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом» — то есть вся светская литература в стране. Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.

Вопросы богослужения.

Многие постановления «Стоглава» касаются богослужения. Часть из них были вынесены на обсуждение по инициативе самого Ивана IV, хотя несомненно, что в этом вопросе им руководил митрополит Макарий.

«Стоглав» официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества.

Быть может, под влиянием Максима Грека Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москве типографию, где должны были печататься книги, исправленные по наиболее точным образцам. Но эта типография просуществовала недолго.

Церковный суд.

«Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но об упразднении этих должностей Собор не мог и помышлять — они ведь существовали и при митрополитах Петре и Алексее. Поэтому было решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодатели совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Церковное землевладение.

Видимо этот вопрос, хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но он не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

— приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;

— земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;

— вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;

— приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;

— на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

«Стоглав» зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «А кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31 — имелись в виду многочисленные иконы Спасителя с двуперстием); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже..» (Стоглав 42).

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

· Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;

· Возглас «аллилуия» стали произносить трижды (трегубая);

· Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новообрядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

На Большом Московском церковном соборе 1667 года положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность «Стоглава» была подвергнута сомнению.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в.

Пресвитерианская система церковного управления

Пресвитерианская система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, при которой властные полномочия предоставляются коллегиальным избираемым органам (пресвитериям, синодами, генеральным ассамблеям), в отличие от епископальной системы, основанной на иерархии единоличных епископов (митрополитов), подчинённых главе церкви (папе, патриарху, католикосу, королю). Возникновение пресвитерианской системы связано с Реформацией в Швейцарии и Шотландии и её наиболее полная реализация была осуществлена в пресвитерианских церквях, прежде всего шотландской. В той или иной степени пресвитерианская система церковного управления принята во всех реформатских религиозных организациях.

Догматическая основа

Теоретические основы пресвитерианской системы управления были разработаны Жаном Кальвином в XVI веке исходя из протестантской интерпретации Нового Завета:

  • Епископы являются верховными пастырями церкви, не подчиненными никому иному (ни папа, ни патриарх не упомянуты в Новом завете) ;
  • Епископ и пресвитер, согласно Библии, — одно и то же лицо. Слово «епископ» («блюститель», «надзирающий») в Евангелии означает лишь функцию пресвитера, а не особый церковный пост;
  • Сообщество верующих в целом обладает священническим статусом. Пресвитеры осуществляют свои функции от имени и с согласия всех верующих.

Согласно кальвинистской доктрине концентрация церковной власти в руках отдельных лиц (епископов, аббатов, митрополитов, папы римского) не соответствует христианскому учению и представляет собой нарушение божественных установлений. Функции проповедования Слова Божьего и осуществления церковных таинств должны возлагаться на специально подготовленных пресвитеров — пасторов, министериалов, которые входят в приходские церковные советы (конгрегации) наравне с прочими их членами, отличаясь от них лишь тем, что помимо избрания прихожанами они проходят ещё обряд посвящения вышестоящей церковной организацией (пресвитериями, синодом, генеральной ассамблеей). Приверженцы реформатских церквей считают пресвитерианский способ управления церковью наиболее соответствующим раннехристианской модели и положениям Святого писания.

Особой разновидностью пресвитерианской системы управления является конгрегационализм, в котором также принят коллегиальный принцип организации церкви, однако, в отличие от пресвитерианства, приходские собрания (конгрегации) полностью независимы и не подчиняются никаким вышестоящим органам (пресвитериям, ассамблеям). Такая система установлена, в частности, в баптистских церквях.

Организация

Первичным органом пресвитерианской системы церковного управления являются приходские собрания (церковные сессии или конгрегации), в которые входят пастор (священнослужитель) и прочие пресвитеры, избираемые прихожанами данной церкви. Пресвитеры (или «старейшины»), в основном, являются авторитетными светскими жителями прихода, которые выбираются пожизненно или на определенный срок. В компетенцию приходских собраний входят организация богослужений, пасторская забота о прихожанах, обеспечение порядка и решение местных вопросов церковной жизни. Пастор не имеет решающего голоса на собраниях, однако обычно является председателем. В функции пастора также входит чтение проповедей, организация религиозного обучения и осуществление церковных таинств (крещение и причастие). В некоторых пресвитерианских церквях пастор также автоматически является членом вышестоящей церковной организации (пресвитерия). Существует также пост дьякона, к чьей компетенции обычно относятся финансово-хозяйственные вопросы деятельности приходских собраний.

Приходские собрания объединяются в региональные пресвитерии, члены которых избираются из состава соответствующих конгрегаций и включают помимо пасторов и светских пресвитеров. Пресвитерии осуществляют надзор за работой приходских собраний и выступают в качестве более высокой судебной инстанции. При решении вопросов, входящих в компетенцию пресвитериев, их участники не связаны наказами избравщих их приходских собраний.

Высшими органами пресвитерианской системы управления являются синоды и генеральные ассамблеи, состоящие из делегатов региональных пресвитериев и, иногда, приходских собраний. Они определяют принципы церковной политики, имеют право утверждения обязательных для всей церкви постановлений (в том числе в догматической сфере) и являются верховными судебными органами.

> См. также

  • Пресвитерианство
  • Конгрегационализм
  • Реформатская церковь

Ссылки

  • Книга церковоного уклада Пресвитерианской церкви («конституция» церкви)
  • Евангельская русская церковь, г. Санкт- Петербург

Развитие системы церковного управления в XVII в

Опрос 1.

Обстоятельства учреждения на Руси патриаршества. Роль Позиция восточных патриархов. Соборы 1590 и 1593 гг. Развитие системы церковного управления в XVII в. Проект царя Феодора Алексеевича и собор 1682 г.

В 1589 году в положении Русской Церкви произошла долгожданная и важная перемена. Из митрополии она была возведена теперь в достоинство патриархата. Явление это не случайное и подготовленное всей предыдущей историей Русской Церкви и русского народа. Действительно, наша Церковь вместе с расширением русского государства постоянно увеличивала свою паству в результате просвещения инородческих племен Поволжья, Урала и Сибири. По территории своего служения Русская Церковь превосходила все восточные патриархаты, вместе взятые. Между тем, Православный Восток к середине XV века окончательно подпал под иго мусульман: восточные Церкви, постоянно подвергаясь преследованиям со стороны турок, постепенно сокращались в числе своих членов, а патриархи в своей церковной деятельности были сильно стеснены деспотизмом турецких властей. Кроме того, сочувствие византийской духовной и светской власти, а также падение Константинополя побудили русских иерархов настороженно относиться к восточной иерархии. Они боялись принимать греков не только на митрополию, но и на епископии именно потому, что в этих условиях ортодоксальность греческих ставленников вызывала правомерные сомнения,

К концу ХVI века Русская Церковь в своем внутреннем и внешнем развитии достигла полной зрелости, Она по праву должна была стать в один ряд с восточными патриархатами и возглавиться своим первосвятителем, равным по иерархическим преимуществам восточным патриархам.

В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, Воспользовавшись его приездам, царь Феодор Иоаннович с одобрения бояр и духовенства через своего шурина Бориса Годунова вышел с патриархом в переговоры по вопросу об учреждении в Москве патриаршего престола. Патриарх Иоаким одобрил это желание царя и духовенства, но сказал, что для исполнения его нужно согласие всех восточных патриархов, чтобы «не подумали другие народы, особенно же пишущие против православной веры латиняне и еретики, что в царственном граде Москве патриарший престол устроился одною только царскою властью». При отъезде из Москвы патриарх Иоаким обещал содействовать желанию царя, предложив вопрос об учреждении патриаршества в России собору восточных Церквей.

Через год был получен ответ из Константинополя, что патриархи Константинопольский и Антиохийским согласны с введением патриаршества в России, но для соборного решения этого вопроса послали за Александрийским и Иерусалимским предстоятелями. Для поставления же патриарха в Москве предполагали отправить в Россию Иерусалимского патриарха. Дело могло значительно замедлиться. Однако летом 1588 г. неожиданно прибыл в Москву сам Константинопольский патриарх Иеремия II, русские церковные и светские власти поспешили ускорить решение этого вопроса. Быть патриархом в Москве сначала предложили Иеремии, на что он дал согласие. Но в Москве понимали неудобство иметь патриархом иностранца, так как он по незнанию русского языка и русских обычаев не мог быть непосредственным советником государя; кроме того, к нему, как и ко всем грекам, относились недоверчиво. Не желая огорчить Иеремию, ему предложили остаться в России патриархом, но жить не в Москве, а во Владимире. В Москве же царь хотел удержать митрополита Иова, но патриарх на это не согласился. Тогда Иеремии было предложено поставить в сан патриарха Московского митрополита Иова. Торжество поставления совершилось 26 января в 1589 году. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на родину провести это дело через собор восточных иерархов.

Собор состоялся в Константинополе в 1590 году, но на нем отсутствовал влиятельный Александрийский патриарх Мелетий Пигас, который не вполне одобрял действия Иеремии в Москве. Когда собор был снова созван в Константинополе в 1593 году, на сей раз с участием патриарха Мелетия, Московское патриаршество было утверждено, и русскому патриарху в ряду предстоятелей Церквей по преимуществам чести было назначено пятое место (после Иерусалимокого); право поставления Московских патриархов предоставлено собору местных епископов.

Развитие системы церковного управления в XVII в.

С возведением русского митрополита в сан патриарха по иерархичеокому достоинству он сделался равным, прочим патриархам Востока. Русскому патриарху перешли прежние права митрополита. Ему принадлежало высшее рукаводство всей Русской Церковью. Патриарх давал епархиальным владыкам наставления, писал им грамоты и послания, привлекал их к ответственности. Он мог делать общие распоряжения в Церкви, созывать соборы, на которых ему принадлежало первенствующее место. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь образуются постоянные административные учреждения — приказы (наподобие царских), состоявшие из бояр, дьяков и подъячих. Таких приказов было три :

1)Судный, который заведовал судебной частью;

2) Казенный, который занимался всеми церковными сборами, по- ступавшими в патриаршую казну;

3) Дворцовый, который ведал вотчинами и хозяйством патриаршего дома и был организован по образцу царского дворцового приказа. К концу XVI века появился еще четвертый приказ — Церковных дел, -.рассматривавший вопросы церковного благочиния. Па примеру патриарха стали заводить у себя приказы и архиереи, но только по два: Духовный — для епархиального управления и суда, и Казенный, ведавший архиерейской казной.

Преобразование русской митрополии в патриархат повлекло за собой умножение епархий и возведение некоторых из них в вышестоящие достоинства. Новгородская, Казанская, Ротовская и Крутицкая епархии стали митрополиями, а Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская — архиепископиями. В 1602 году была образована Астраханская епархия, в 1620 г, — Сибирская (Тобольская), а в 1657 г. — Вятская.

На соборе 1667 г. епископии Астраханская, Сибирская, архиепископия Рязанская были возведены в митрополии; была создана новая митрополия в Белгороде; Псковская епископия получила достоинство архиепископии. В 1672 г. появилась новая митрополия в Нижнем Новгороде. По мере расширения пределов Русского государства увеличивалось число архиерейских кафедр. К концу патриаршего периода церковно-административное деление в Московском патриархате было таково: 1 патриаршая.епархия, 13 митрополий; 7 архиепископий и 2 епископии.

обращение церковной собственности в светскую

Смотреть что такое «обращение церковной собственности в светскую» в других словарях:

  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, обращение церковной собственности в светскую. Попытка ограничить церковное землевладение была предпринята правительством Ивана II в конце 15 в. В 1551, 1580 84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретать земли и др. По … Русская история

  • СССР. Хронология — Хронология исторических событий 9 1 века до н. э. 9 6 вв. до н. э. Государство Урарту. 7 3 вв. до н. э. Господство скифов в причерноморских степях. 6 5 вв. до н. э. Возникновение греческих колоний на… … Большая советская энциклопедия

  • КОНФИСКАЦИЯ ЗЕМЛИ — (лат. confiscate отобрание имущества в казну) принудительное изъятие зем. собственности, санкционированное законом; проводится в форме безвозмездного отчуждения (в особых условиях в форме отчуждения за символический выкуп). В широких масштабах… … Советская историческая энциклопедия

  • секуляризация — сущ., кол во синонимов: 2 • обращение церковной собственности в светскую (1) • … Словарь синонимов

  • Секуляризация — обращение церковной собственности в собственность светскую. Впервые решение о С. было принято Петром III в марте 1762 г. Пришедшая к власти Екатерина II временно приостановила его осуществление, но она же 26.02.1764 приняла окончательное решение… … Краткий словарь историко-правовых терминов

  • секуляризация — и; ж. 1. Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле). С. монастырских земель. С. церковного имущества. 2. Изъятие чего л. из церковного, духовного ведения и передача светскому … Энциклопедический словарь

  • Секуляризация — (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи… … Политология. Словарь.

  • секуляризация — и, ж. sécularisation f. <лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС 1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Когда буржуазия достигла власти, она целым рядом мер от секуляризации… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • секуляризация — и; ж. (от лат. saecularis светский) см. тж. секуляризационный 1) Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле) Секуляриза/ция монастырских земель. Секуляриза/ция церковного имущества. 2) Изъятие чего л. из… … Словарь многих выражений

  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (ново лат., от лат. secularis мирской). Обращение лица или вещи из духовного состояния в светское; преимущественно же обращение церковных имений в светские. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *