Церковь 12 апостолов кремль

Собор Двенадцати апостолов

Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года

«Снаряды попадали в церковь 12 апостолов с 3-х сторон: с южной, восточной и северной»

Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72 об.

Собор Двенадцати апостолов

Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года

«А почему сюда летели снаряды, это объясняется тем, что юнкера чуть ли не единственную, имевшуюся у них, пушку поставили между Успенским собором и церковью Двенадцати Апостолов. Противники юнкеров старались сбить эту пушку»

Доклад митрополита Московского Тихона 4 ноября 1917 г. – Деяния Священного собора Православной Русской церкви. 1917-1918 гг. М., 1994. Т. З. С. 87

Восточный фасад собора 12 апостолов и двор синодального дома

Фотограф Д. М. Гусев (?).
ноябрь-декабрь 1917 года

«Этот храм (XVII в) пострадал особенно в нижней своей части: с южной стороны в него попало 5 снарядов и салтарной (восточной) не менее 9, сделавших глубокие выбоины и ослабивших стены. Осколки от разорвавшихся снарядов причинили мелкие выбоины, которых насчитывается на южной стене свыше 50 и на восточной до 46…Пристройка в северо-восточном углу церкви и ворота в Синодальный двор разрушены»

Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72.

Интерьер собора Двенадцати апостолов

Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года

«Северная сторона с живописью попорчена, взврывом отбита во многих местах штукатурка, а хоругви с образами Черниговской Божией Матери и 12 апостолов погнуты и побиты»

Протокол осмотра Кремлевских строений 7 ноября 1917 г. – ГЦМСИР. ГИК 7720/1. Л. 2

«Пострадало стоящее у северной стены храма Большое Распятие (XIXв.), у которого ручки отбиты на теле множество красных язвин от мелких кирпичных осколков, которые смешавшись с маслом из разбитой лампады, производят потрясающее впечатление кровавых язв»

Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72-72 об.

Интерьер собора Двенадцати апостолов

Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года

«К счастью, снаряд не причинил внутри церкви серьёзных повреждений; даже стёкла в киоте, стоящие у названного окна, сохранились и, тем паче, известные иконки св. св. ап. Петра и Павла XIV-XV вв.; пол засыпан щебнем и пылью, запылились окружающие предметы и пострадало распятие XIXв.; разбиты стёкла в окнах»

Протокол П. П. Покрышкина и Э. О. Визеля 10 ноября 1917 г. – РО НА ИИМК. Ф. 1. 1917 г. Д. 6. Л. 107.

Документ принят на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.

…На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви…

Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Поместный Собор РПЦ 30 мая — 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. Москва, 1972. С. 129-131.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС

Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.

Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII—XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.

Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII—XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова.

Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.

Стоимость и условия посещения

Посещение Патриарших палат в рамках обзорной экскурсии по территории Московского Кремля

Посещение Патриарших палат в рамках тематической экскурсии

Обзорные экскурсии по территории Кремля, Музеям-соборам, Патриаршим палатам для детей

Тематические экскурсии по территории Кремля, Музеям-соборам, Патриаршим палатам для детей

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца — резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I — государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого — царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами — столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе — знаменитыми мастерами того времени — Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе — подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

На этот раз мы с вами снова отправимся в удивительное и интересное путешествие по побережью Австралии.

Вновь насладимся красотой морских пейзажей и подышим свежим морским воздухом.

А если конкретнее, то посетим скалы 12 апостолов в национальном парке Кэмпбелл, которые оставят незабываемые впечатления!

Где находятся скалы Двенадцать апостолов

Что же такого интересного есть в Национальном парке Кэмпбелл? Он прославился благодаря Двенадцати апостолам.

Интересно, что же это и почему? Тогда читайте внимательно дальше.

Вблизи Мельбурна в Австралии и находится наш удивительный Национальный парк.

Порт-Кэмпбелл прославился своими необычными скалами у самого побережья Индийского океана, которые и называются Двенадцать апостолов.

А дорога к 12 апостолам проходит по большой океанской дороге.

История образования скал в национальном парке Кэмпбелл в Австралии

Удивительной формы скалы разбросаны прямо-таки по всему побережью Индийского океана. И арки, и гроты, и столбы вы сможете увидеть здесь.

Конечно же, у этого уникального места есть своя история. Ведь такое чудо не могло появиться «ни с того, ни с сего».

Где-то 2 тыс. лет назад уровень воды понизился, и величественные скалы «вышли на поверхность».

Известно, что здешний климат очень интересный: ветер, дождь, а порой и ураганы бывают в Австралии. Поэтому периодически от скал откалывался «кусочек» и падал в океан.

Свиньи и поросята

А знаете, что название 12 постолов было дано не сразу?

Изначально они носили имя»Свинья и поросята». Интересно, неправда?

А название 12 апостолов было дано для того, чтобы привлечь внимание туристов со всех уголков мира. Хотя и скал-то не 12, а всего 9.

А на данный момент их уже 8. Так как в 2005 году одна из них обрушилась.

Как выглядят двенадцать апостолов сейчас

Сегодня же это одно из наиболее популярных и любимых мест для отдыха не только среди туристов, но и среди местных жителей.

А ведь побережье парка таит в себе что-то необыкновенное, что-то загадочное. Это место не похоже ни на бухту Навагио, ни на острова Пхукет и Бали, и даже на скалы Дувра. Оно особенное. Какое-то необычное и волшебное.

Кстати говоря, в этом парке интересно побывать не только людям, но и некоторым видам птиц, которые нашли здесь свой дом.

Пожалуй, это самая настоящая жемчужина не только Австралии, но и мира в целом.

В заключении советуем почитать про австралийский национальный парк Кэмпбелл с его 12 апостолами.

Путешествуйте и наслаждайтесь красотой нашей необъятной планеты вместе с нами!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *