Церковь елисаветы феодоровны

7 декабря 1996 года — особая дата в летописи нашего монастыря. В этот день было образовано Сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В день памяти великомученицы Екатерины Митрополит Минский и Слуцкий Филарет на службе в Свято-Петро-Павловском соборе Минска облачил первых сестер милосердия в белые одежды. Первой лечебницей, куда пришли сестры, была психиатрическая больница в Новинках. Через год здесь начнется строительство первого храма, а спустя еще три года владыка Филарет благословит создание монастыря. И сейчас наша обитель милосердия не ограничивается стенами монастыря, больница стала ее неотъемлемой частью…

О памятном дне и о своем служении рассказывают те, кто стоял у истоков сестричества.

«Вы идете на апостольский труд» (рассказ монахини Анфисы (Остапчук))

20 лет назад… Это уже значительное время. Оно пролетело быстро, как два года, как два месяца… Очень быстро, незаметно, наполнено, слава Богу. А было все очень просто. Батюшкино слово было такое: он всех «овечечек» собрал и сказал, что хватит уже грустить, пора другим служить. Эти батюшкины слова были благословением на служение. Так рождалось наше сестричество.

Митрополит Филарет, когда нам выдавали облачение, сказал, что сама великомученица Екатерина благословила на апостольский путь. И пожелал нам крепости сил в этом служении. А мы еще сами не понимали ничего, только знали, что так надо Богу. Облачились и пошли служить. И первые сестры милосердия, тогда уже благословленные, пришли в Новинки, в отделение.

А потом все происходило, наверное, Божиим промыслом, как-то естественно и незаметно. Господь действует очень деликатно, просто, день за днем, невидимо. Спустя три года первые сестры пришли и поселились здесь, в Новинках, для того чтобы свою жизнь посвятить Богу уже в монашестве.

Служение — это простой ежедневный труд. В этом нет никакого революционного лозунга. Все очень просто: нужно заметить человека. Альтруизм, знаете, быстро заканчивается, на него всегда хватает сил только на короткое время, а потом идет каждодневный труд. Трудно это очень. Поэтому тебе посылается этот человек, даже незаметно, даже обед отнести, а ты замечаешь, что ты такой занятой, и тебе надо куда-то бежать. Вот в этот момент надо уметь остановиться, важнее обед отнести. Служение — это такая ежедневная учеба: заметить человека и посмотреть ему в глаза. Может, хотя бы это — уже будет важно.

«Все держалось на дерзновении батюшки и на благодати» (рассказ сестры милосердия Юлии Костюкевич)

Все, что произошло для меня за эти 20 лет, — сотворенное из невозможного. Когда смущают какие-то обстоятельства, на послушании или где бы то ни было, я вспоминаю, как все начиналось — и сестричество, и монастырь. Они начинались со слов батюшки, который говорил о строительстве и созидании, и одновременно с моего, честно говоря, полного неверия в то, что это возможно. Этот путь в 20 лет стал для меня доказательством того, что Богу все под силу! А именно то, что из совершенно невозможного сотворилось то, что сейчас уже очевидно и явно. Я говорю и о строительстве монастыря — внешнем факторе, и о служении, о тех людях, к которым сестры ходили в больницы. Ведь все начиналось с сестричества, потом уже стал вопрос о создании обители, о намерении сестер жить в монашеском чине.

А с самого начала, думается, все держалось на дерзновении батюшки и на благодати. Это было совершенно ясно. Отец Андрей даже сам говорит сейчас: «Оглядываясь назад, я думаю, как вообще мне пришло в голову это все?» То есть он сам в себя сейчас не верит. А тогда я не верила в то, что говорилось, в те намерения, которые предполагалось осуществить.

Но независимо от моего отношения и моих мыслей, присутствовало понимание — его давал мне Бог — что монастырь будет! Это вера, видимо, в движения человеческой души, потому что вспоминаю каждый раз, как мы пришли в Новинки.

«Новинки» — это же страшное слово для людей. Страшное очень. Оно невозможное в плане созидания или изменения к лучшему, преображения — как угодно можно назвать. Это территория, где вообще ничего не было возможно до 1996 года. Здесь просто боялись этого слова. Точно так же я боялась, когда батюшка предложил туда ходить. Но сейчас-то я понимаю, что Бог всякий раз действует на пределе этого невозможного. Сколько людей пришло таким образом в храм!

Вот я хожу в наркологические отделения. И каждый раз, когда я туда прихожу, для меня словно первый. С этим невозможно свыкнуться, потому что ты приходишь и видишь беду: люди в жутком состоянии, люди без сознания, люди привязанные, люди, попросту говоря, погибают. Казалось бы, ну что здесь возможно?

Но если есть Божие благословение, то оно произрастет на той почве, которая, по-нашему, вообще ничего не дает. Я прекрасно понимаю, что это цемент. Я в этот цемент иду 20 лет. Но я также понимаю, что иду туда с Богом! Теперь я знаю, что деревья и на камнях растут. Эти люди и есть выросшие деревья. Они постоянно идут на исповедь, постоянно причащаются. Вот этот опыт — из невозможного в возможное — и есть для меня Новинки. И, конечно, такой вектор в жизни: даже когда находишься внутри каких-то жизненных ситуаций, они не кажутся тебе неразрешимыми. Это и есть мой 20-летний опыт.

Батюшка всегда говорит, что у нас без благословения ничего бы не получилось. Наш монастырь, все, что сейчас мы видим, в чем мы сейчас находимся, — как будто бы само собой разумеющееся, но этого не было бы без благословения митрополита и отца Николая Гурьянова, и еще — батюшкиного дерзновения. Я прихожу в монастырь, вижу эти стены, вижу эту красоту, и только память моя сохранила тот пустырь, который был на этом месте. Только память. А сейчас кажется, что так всегда и было. Поэтому, конечно, и сестричество, и монастырь — это уже моя жизнь. В 1996 году мне казалось, что это все будет в моей жизни временным. Думала, что похожу в отделение какое-то время, а сейчас понимаю, что вся моя жизнь от него зависит. Вся жизнь! И сейчас на работе в художественном колледже я все это рассказываю своим студентам. Когда я говорю им о вере, о Боге, то, наверное, слово мое наполнено вот этим реальным опытом.

А 7 декабря 1996 года я очень хорошо помню. Нас тогда было не много сестер — чуть больше 20 человек. Митрополит окропил святой водой, руку положил на голову, молитвы прочитал. То есть это было такое посвящение, а совершенно так и переживалось — как Божие благословение, как некий постриг даже. И, конечно, это было высоко, это было некое соединение с жизнью, если можно так сказать, уже не здешней, что ли. У меня даже личное чудо произошло, потому что именно в тот день Духом Святым, иначе не скажешь, приехали мои родители. Я им не говорила, что нас будут посвящать. Они живут в другом городе. И надо же, они приехали за триста километров именно в этот день и в это время зашли в Петро-Павловский собор! Мама плакала. Вот насколько значимым было это событие.

«Я себе просто сказала: «Ноги — идите!»» (рассказ старшей сестры Зинаиды Лобосовой)

Сестричество — это жизнь, которую не приходилось выбирать. По-человечески это было совершенно непонятно, невозможно. Семья, работа, дети, жизнь со всеми ее заботами. Я помню, как на предложение пойти в интернат ответила сразу «нет», но спросила затем: «Это батюшка благословил?» и, услышав «да», поняла, что это воля Божия. Потом сам отец Андрей обратился ко мне с этим вопросом. Больше разговоров и не было, а когда пришло время идти, я себе просто сказала: «Ноги — идите!» В таком безоглядном доверии действовал Бог.

Мы, может, не понимали многого, но когда переступили порог отделения, молились, и Бог вразумлял. Я после посещения отделения заболела. От внутреннего перенапряжения, от трепета перед Богом. Потом все начало складываться. Приходишь, молитвы почитаешь начальные, а потом чувствуешь то, что нужно сказать. Просто говорили о том, что церковь в этот момент переживает, какой праздник сейчас, рассказывали о событиях нашей внешней и внутренней жизни. Все-таки мы едины. Наша обитель милосердия — это и монастырь, и сестричество, и больницы, и интернаты, и все неотделимо друг от друга. Хотелось, чтобы люди, которые находятся в лечебных учреждениях, ощущали себя едиными во имя Бога. Эти люди — действительно молитвенники наши. Не думайте, что вы пойдете в больницу и так спасетесь. Это они нас всех вымолят. Может, мы себя так ставим подсознательно, что они больные, а мы здоровые. А у Бога чья душа больна, чья здорова — большой вопрос. Вопрос, кто кого вымолит. Я батюшке говорила, помню: «Вот смотрите, как они мычат молитву «Господи, помилуй», как неуклюже крестятся», а батюшка ответил тогда, что у Бога их крестное знамение сильнее нашего.

Ну, а какая молитва без литургии? Батюшка сам говорил, что так невозможно — литургию не служить. Невозможно, чтобы Чаши не было. Иначе все это не удержится по-человечески. Первая литургия была на Крестовоздвижение в гипнотарии — это место, где гипнозом лечат. Помню, как на Пасху, кажется, служили просто на гардеробной стойке: батюшка благословил, положил антиминс. Духовник служил литургию, персонал шел на работу, а те, кому можно было выйти из своих отделений, стояли в фойе, и мы вместе с ними — так Богу было угодно! Это просто невероятно.

А потом отец Андрей пошел в отделение к тем, кто не мог сам выйти. Накануне он всех исповедовал. 12 отделений! Я помню эту исповедь. В один момент он сказал: «Все, дальше не идем». Просто физически это было невозможно. Мы стали с сестрами в сторонке и начали молиться, чтобы Бог дал силы батюшке, ведь завтра — литургия. Отец Андрей вышел из отделения и произнес: «Идем дальше». Сейчас, оглядываясь, мы видим, как действовал Бог, и становится понятно, как это было необходимо Богу, — и в этом смысл!

Сегодня интернат, если по-мирски рассуждать, — это соцучреждение, а у Бога это обитель. В чистом виде обитель, если судить по тому, как проживающие молятся, какой жизнью живут: акафисты, литургии, все праздники — Пасха, Рождество, день памяти Ксении Блаженной… Вот сейчас мы готовим рождественский спектакль, и в нем все участвуют: и врачи, и проживающие, и братья, и сестры — это общий праздник. Все общее! Уже не проведешь границы! И монастырь, и больница — все это обитель милосердия.

«Это было рождение сестричества» (рассказ монахини Иулиании (Денисовой))

Удивительно, но день рождения Сестричества — 7 декабря 1996 года — совпал с первым появлением нашего хора, тогда еще ансамбля из шести человек, на клиросе Свято-Петро-Павловского собора. Отец Георгий Латушко благословил создавать новый хор, я собрала единомышленников, мы начали репетировать, и вот пришло время показать результат — настоятель хотел услышать наше пение и понять, не ошибся ли он в нас. Мы должны были спеть несколько песнопений на «запричастных». Я очень волновалась и не сразу заметила, что внизу происходит какое-то необычное действо: владыка Филарет на солее, сестры в необычных белых косынках и фартуках (тогда еще я не знала, что это называется облачением), среди них и знакомые мне батюшкины чада (и будущие монахини) — Лена, Маша… И лишь намного позже я поняла, что это было рождение сестричества, из него — монашеской обители. А через десять лет последовало и перерождение нашего коллектива в Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря. Именно в этот день семена всех этих начинаний, посеянные Господом с приходом в 1992 году нашего духовника, тогда еще иерея Андрея, в Свято-Петро-Павловский собор, проросли робкими белыми ростками, из которых через двадцать лет выросла, на удивление всему православному миру, огромная христианская община, которую любящие нас ласково называют «елисаветинцы».

Беседовал Вадим Янчук

О монастыре:

1998. История женского монастыря ведет своё начало с 1998г. По устному благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского, была основана женская община во имя Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Промыслом Божьим в августе месяце этого же года были получены ключи от здания бывшего детского сада, расположенного во дворе исторического здания Напольной школы, где с 20 мая 1918 года содержались в заточении настоятельница Марфо-Мариинской обители Милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова и пострадавшие князья Романовы.
Первые насельницы монастыря пришли в общину в 1998 г. Постепенно община наполнялась. К сестрам стали обращаться и убогие, нуждающиеся в уходе. Некоторые из них отходили ко Господу прямо на руках у сестер, сподобившись принять незадолго до смерти Святых Таинств.
1999. В январе 1999 года состоялась поездка в Марфо-Мариинскую обитель Милосердия города Москвы. В результате этой поездки между сестрами двух обителей сложились теплые, дружественные отношения.
Среди послушаний сестер появились прием паломников и организация экскурсий. Насельницы стали окормлять неврологический диспансер, детский дом и детский приют. Вместе со священником в этих учреждениях стали служиться молебны, акафисты. Детей и больных исповедуют и причащают.
2000. В сентябре, 23 числа 2000 года Святейший Патриарх Алексий посетил г. Алапаевск. К этому времени монастырь значительно расширился.
2003. 26 апреля 2003 года, милостью Божьей, состоялся первый постриг послушниц в рясофор. В апреле-мае состоялась очередная поездка в Марфо-Мариинскую обитель с целью сбора материалов для Мемориальной комнаты и перенятия опыта работы сестричества милосердия.
2005. 13.02.2005 года, в праздник памяти Новомучеников Российских, женскую общину посетил Архиепископ Викентий. Был сделан ряд замечаний и даны ценные советы. И уже 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Архиепископа Викентия началась работа по подготовке документов для рассмотрения на заседании Святейшего Синода возможности присвоения общине статуса монастыря. Спустя три дня – 20 апреля – в жизни общины произошло радостное событие. Святейший Синод РПЦ принял решение об образовании женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Литургии совершаются по воскресным дням и праздникам. Еженедельно служится водосвятный молебен с крестным ходом вокруг здания монастыря.
2006. 17 июля 2006 года на заседании Святейшего Синода была утверждена настоятельница монастыря — монахиня Олимпиада (Тетёркина). 20 ноября монастырь получил регистрацию Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
2007. 7 апреля 2007 года настоятельница совершила незабываемую поездку на Святую землю – в Иерусалим. Она посетила женский монастырь с храмом Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, где ей была передана частица мощей преподобномученицы Елисаветы.
В этом же году при монастыре официально открывается Богадельня (неофициально существующая с 2000 г.). С ноября месяца начинается разработка Генерального плана развития монастыря.
2008. С 2008 года активно ведется издательская деятельность монастыря: выпускаются различные листовки, например детская «Колокольчик», женская «Слава Богу за все», и др.
2009. Регулярно проводятся различные мероприятия по поддержке малоимущих, оказанию адресной помощи матерям погибших (умерших), получивших травмы и увечья воинов, приобретаются лекарства, проводятся мероприятия к памятным датам. Регулярно собираются круглые столы для решения наболевших вопросов социальной направленности. Сестры посещают военные госпитали, оказывают помощь детским приютам, домам-интернатам в виде скромных подарков, угощений, чаепитий, а также в виде создания и реализации образовательных программ духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи.
2010. Весной в истории города происходит знаменательное событие: 16 апреля 2010 г. на места трагической гибели Великокняжеских мучеников приезжает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 июля 2010 г. В Мемориальной комнате Напольной школы выступила известная исполнительница, композитор и автор православных песен и стихов Светлана Копылова. Осенью этого же года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий утверждает проект строительства Храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы на территории монастыря рядом с Напольной школой.
2015. Начало строительства храма, заложен фундамент.

07.04.2017 года Назначение настоятельницей женского монастыря монахини Смарагды (Зыковой)

Каждый наступающий день святой обители освящается молитвой. В маленькой домовой церкви на втором этаже совершаются уставные богослужения, читается Псалтырь. Каждый четверг в Мемориальной комнате Напольной школы служится молебен с чтением канона и акафиста преподобномученицам Елисавете и Варваре. В обители постоянно возносятся молитвы о мире всего мира, о всех людях: больных, нуждающихся, счастливых и несчастных, о благодетелях и благоукрасителях и о всех православных христианах, как живых, так и отшедших в мир иной. Молитвы сестер подкрепляются неиссякаемой благодатью Божьей, исходящей от присутствия самой Елисаветы Феодоровны, которая молилась и трудилась на этом самом месте и ещё от святынь, хранящихся в монастыре. В обители находится икона святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары с частичками мощей, привезенных матушкой Олимпиадой из Храма Марии Магдалины в Иерусалиме, где с 1921 года почивают священные мощи этих двух святых. Также хранится копия, сделанная специально для монастыря, с чудотворной иконы Божьей Матери «Песчанская», которая украшена окладом с оригинала самой чудотворной иконы.

Не только молитвой, но и заботой о ближних в монастыре продолжают дело Елизаветы Фёдоровны: «Дети мои! Станем любить не словом, а делом и истиною». Регулярно проводятся мероприятия по поддержке малоимущих. Оказывается адресная помощь, приобретаются лекарства, проводятся чаепития и мероприятия к памятным дням. В круг обязанностей сестер входит посещение больниц и других учреждений. При монастыре работает Воскресная школа. Святая обитель ждет новых насельниц, искренне ищущих Господа и желающих служить ближним по доброму примеру Великой Русской Матушки — Елисаветы Феодоровны Романовой.

О святынях монастыря:

В монастыре находится икона святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары и мощевик с частичками мощей, привезенных игуменией Олимпиадой из Храма Марии Магдалины в Иерусалиме, где с 1921 года почивают священные мощи этих двух святых.

Преподобномученица Елисавета начала свой жизненный путь 1 ноября 1864. Её благочестивые родители — Великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV и принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории. В атмосфере веры, любви и милосердия выросла маленькая Элла, будущая русская святая.

Принцесса Елизавета начала выезжать в свет в 1881 году. Она покорила своей удивительной красотой сердца лучших женихов Европы. Многие добивались ее руки и сердца, но всех ждал отказ. Еще в ранней юности при­нцесса полюбила Великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра III, когда тот вместе с матерью гостил в Германии. В 1884 году на предложение Сергея Александровича вступить с ним в брак она ответила согласием.

После посещения Палестины в 1888 году Елиса­вета Феодоровна Романова окончательно потянулась к православию. Но сделать трудный шаг и перейти в православную веру ей мешала боязнь принести огорчение и боль своим родным. Наконец в 1891 году Великая княгиня Елисавета Фео­доровна решилась на мужественный посту­пок. 13 апреля она переходит в Православие.

Трагические события произошли в жизни Елисаветы Феодоровны в годы первой революции в 1905 году. Революционеры, ненавидевшие Великого князя Сергея Александровича, с самого начала рево­люции искали случая его убить. После полудня 18 февраля 1905 года Сергей Александрович выехал в губернаторский дворец на совещание. Через некоторое время раздался сильный взрыв, от которого содрогнулся Кремль. В экипаж, в котором ехал Великий князь, революционер Иван Каляев бросил бомбу, которая попала в грудь Сергея Александровича, разорвав его тело на части. Елисавета Феодоровна сразу же почувствовала, что с мужем случилось что-то страш­ное. После гибели Сергея Александровича Елисавета Феодоровна прощается со светской жизнью и полностью посвящает себя на служение людям, нуждающимся, обездоленным. В 1909 году начинает свою деятельность Марфо-Мариинская обитель милосердия. В мае 1918 года Елисавета Феодоровна была арестована и через Пермь и Екатеринбург 20 мая привезена в Алапаевск. Здесь вместе с остальными узниками – князьями дома Романовых – были размещены в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля приняли мученическую кончину от рук палачей, всех мучеников сбросили в шахту в 15 км от города Алапаевск. Осенью 1918 года тела Елисаветы Феодоровны и князей были подняты. 11 октября с 2016 года празднуется обретение мощей прмц. Елисаветы Феодоровны.

В дни памяти прмцц. Елисаветы и Варвары совершаются богослужения и крестный ход до шахты на Межной – месте мученической кончины.

По молитве перед мощами прмцц. Елисаветы и Варвары происходят многочисленные чудеса. Во время нахождения святыни в поездке по разным городам России совершалось множество исцелений от недугов, обращались люди из иной веры, принимали Крещение по молитве к прмц. Елисавете родных.

18 июля 1993 г. в день 75-летия мученической кончины Великой княгини Елисаветы состоялась торжественная закладка первого в России храма святой преподобномученицы Елисаветы. Специально к этому дню группа прихожан доставила из Екатеринбургской епархии с места убиения святой в г. Алапаевске закладной камень, который был положен в основание новой церкви. На месте закладки был воздвигнут большой деревянный крест.

В пасхальные дни 1995 г. начались богослужения в маленьком бревенчатом храме-часовне, построенном силами прихожан на том же пустыре.

Постепенно жизнь прихода крепла. Регулярно совершалась Божественная литургия, накануне воскресных и праздничных дней служили всенощное бдение. Образовался свой приходской церковный хор. Шла подготовка к строительству основного храма.

К сожалению, церковная летопись этой святыни была омрачена печальными событиями. Дважды храм был охвачен пламенем пожара, последний из которых (произошедший в 1996 году) оказался самым беспощадным, — от здания храма ничего не осталось…

Для православной общины г. Щербинки начался новый период ее жизни — период стояния в вере, когда самим делом нужно явить свою решимость строить новый храм Божий. Не взирая на холод и мороз служились молебны у большого деревянного креста над алапаевским камнем, на месте будущего храма. С 15 августа 1997 г. строительство храма начал Троицкий собор г. Подольска. И вот наконец настал счастливый для жителей Щербинки день, когда над строящимся храмом в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы был водружен крест.

20 декабря 2000 г. настоятелем храма св. прпмчц. Елисаветы назначен священник Александр Зубков, стараниями которого строительные работы стали вестись усиленными темпами и был, наконец, установлен иконостас. Храм приобрел завершенный вид.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *