Церковь финляндии

Финляндия / Религия и государство, роль религии в политике

Евангелическо-лютеранская и Православная церкви имеют государственный статус и получают финансовую поддержку из налогов на доходы. Юридический статус Евангелическо-лютеранской церкви закреплён в ст. 76 конституции. Вместе с тем граждане могут отказаться от уплаты налогов на нужды церкви. Правительством официально признаны 55 религиозных групп, которые освобождаются от уплаты налогов.

В стране успешно реализуется принцип разделения религиозной и политической жизни. Основной закон провозглашает свободу религии и совести. Права религиозных меньшинств защищены законом. В средних школах религиозные дисциплины включены в план занятий, однако ученик может отказаться от посещения занятий.

По оценочным данным, конфессиональный состав населения Финляндии выглядит следующим образом: прихожане Лютеранской церкви — 84,2 %, прихожане Православной церкви — 1,1 %, последователи других течений христианства — 1,1 %, последователи других религий — 0,1 %. К атеистам относят себя 13,5 % населения.

← | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →

Визитной карточкой столицы Финляндии города Хельсинки считается расположенная в центре Сенатская площадь (Senaatintori) и стоящий на ней Кафедральный собор 19-го века (Helsingin tuomiokirkko). Площадь была создана после вхождения Финляндии в состав России, поэтому перед собором можно увидеть памятник императору Александру II.

Строительство Кафедрального собора или Собора Святого Николая началось в 1830-м году и продолжалось 22 года. Автором его проекта стал финляндский архитектор немецкого происхождения Карл Людвиг Энгель. Интересно, что строительство Кафедрального собора в Хельсинки пересеклось с возведением знаменитого Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, работа над которым была закончена только в 1858-м году. Именно этим объясняется тот факт, что многие черты хельсинского собора имеют схожесть с главным храмом Петербурга.

Собор в Хельсинки выполнен в стиле классицизма и имеет форму греческого креста. Согласно с древними традициями, восходящими еще к римскому собору Святого Петра, масштабное здание венчает большая купольная башня. Ее высота составляет 80 метров. Находящиеся по сторонам центральной башни четыре небольших купола были добавлены позже, после смерти архитектора Энгеля, когда работы над строительством храма были продолжены Эрнстом Лорманном.

Цинковые фигуры 12 апостолов были установлены на крыше собора по приказу Николая II. Они выполнены немецкими скульпторами Августом Вредовым и Германом Шифельбайном. Каждая скульптура имеет высоту 3 метра. Сейчас 12 апостолов Кафедрального собора в Хельсинки являются одной из крупнейших коллекций цинковых скульптур в мире.

На момент открытия, как и остальные здания на Сенатской площади, церковь была выкрашена в желтый цвет. В конце 19 века собор решили выделить из общего фона и выбрали для него белый цвет, который характерен для здания и в его современном облике.

Хельсинский собор имеет весьма аскетичный внутренний интерьер и практически лишен присущей другим большим храмам роскоши. Его зал имеет хорошее естественное освещение и одновременно свободно вмещает 1300 прихожан.

Первоначально Кафедральный собор носил название Николаевский в честь покровителя мореплавателей Святого Николая и императора Николая I, который был инициатором строительства большого храма в Хельсинки. Торжественное открытие церкви Св. Николая состоялось в 1852-м году.

После того, как в 1917 Финляндия стала независимым государством, храм был переименован в Большую церковь (Suurkirkko). Образование Хельсинской епархии состоялось в 1959-м году и храм получил свое теперешнее название – Хельсинский собор.

Сейчас Кафедральный собор Хельсинки является одной из самых популярных туристических достопримечательностей города. Его ежегодно посещает более 400 тысяч туристов. Здесь проводятся службы, праздничные богослужения и концерты классической музыки.

В Хельсинки вы так же можете посетить и церковь Темппелиаукио — уникальный современный лютеранский храм в скале.

Современная Финляндия – светское государство, которое объявило свободу совести и вероисповедания и одинаково защищает права всех своих граждан не зависимо от приверженности их к любой религии. Сегодня в этой стране с каждым днем растет количество атеистов: уже более 25% населения не признают за собой никакой веры.

По конституции в Финляндии два государственных языка: шведский и финский, и две государственных религии: православная и евангелистко-лютеранская, что довольно странно для светского государства. В этом отношении Финляндия единственная страна мира.

По сравнению с другими европейскими странами Финляндия очень долго была языческой страной, пантеон богов состоял из десятков покровителей сил природы и хозяйственной деятельности.

Основные религии

Как почти все европейские страны Финляндия относится к странам, исповедующим христианство. Государственными религиями являются два направления — лютеранство ( реформаторская церковь, провозглашенная Мартином Лютером в 13 веке) и православие (правильная вера). Только в конце 19 века государственным манифестом было разрешено исповедовать любые другие направления христианства, но опять же выбор был невелик.

Если официально христианская религия делится на две крупные ветви: католическая и христианская, то после победы реформаторского движения появилось множество новых течений в христианстве: лютеранство, гуситы, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. В Средневековой Европе преобладало лютеранство, поскольку учение Мартина Лютера было на слуху и получило множество последователей.

Но под влиянием России, автономным княжеством которой Финляндия была очень долгое время, и Швеции – своей ближайшей соседки, Финляндия в середине 15 века приняла христианство. Но поскольку во всем мире к этому времени уже получила распространение Реформаторская церковь – учение Мартина Лютера, то финны западных районов в большинстве своем лютеране – католики. Вторая по величине группа верующих – это православные христиане, которые в основном представлены русскими и карелами, они проживают в восточных районах, долгое время бывших под влиянием России.

Храмы у финнов построены даже в небольших населенных пунктах, но их нельзя назвать верующими людьми, постоянно выполняющими церковные обряды. Только по великим религиозным праздникам храмы бывают полны, в простые дни служба идет при небольшой горстке молящихся. По складу своего характера и мировоззрения финны до сих пор остаются немного язычниками, обожествляющими силы природы. Великолепным памятником древнего финского эпоса, позволяющим судить об их истинной вере, является эпос «Калевала».

Современное состояние религии

Только в 1923 году финны по Конституции получили свободу вероисповеданию. Политика государства направлена на то, чтобы объявить страну полностью светским государством. Но православная и лютеранская религии имеют особые права, они до сих пор снимают свою «церковную десятину».

В Финляндии, как и почти во всем европейских странах, в младенчестве крестят почти 90% детей. Конечно, выбор вероисповедания для ребенка определяет религиозная принадлежность их родителей. В случае возникших разногласий у родителей, приоритет остается за матерью. При вступлении в совершеннолетний возраст ребенок имеет право изменить свою религию.

Практически во всех школах Финляндии ведутся уроки Закона Божьего. Но при этом с каждым годом увеличивается число людей, причисляющих себя к атеистам. Поэтому споры по поводу ведения конфессиональных уроков не прекращаются.

Поскольку невозможно вести уроки только по основам одной религии, поэтому, прежде всего, на этих уроках учат веротерпимости и основам зарождения религиозных воззрений у разных народов. Учащиеся знакомятся с причинами зарождения религиозных воззрений в разных странах мира и могут со временем определиться с выбором свободы вероисповедания.

При нежелании изучать основы религиоведения им можно посещать уроки философии и этики. Такое образование позволяет с ранних лет воспитывать в подростках веротерпимость и толерантность. Наверное, поэтому в конце ХХ века в Финляндии появились представители ислама и иудаизма. Местные жители терпимо относятся к представителям иных религий и мирно сосуществуют в тесном соседстве.

Деятельность религиозных общин

Лютеранская церковь Финляндии активно пропагандирует свою религию в виде миссионерской деятельности, ее представители активно проповедуют христианство в слаборазвитых странах Азии и Африки.

Партия «Христианский союз», единственная из религиозных объединений принимает участие в президентских и парламентских выборах, хотя ее нельзя назвать многочисленной.

Всю мировую общественность удивили результаты выборов 200 года, на которых победила женщина- представительница левых сил, известная всем ее крайне негативным отношением к церкви. С каждой новой переписью населения количество атеистов в стране растет, а церковь теряет свое влияние.

Кафедральный лютеранский собор в Хельсинки построен по велению русских императоров. Фото Андрея Мельникова

Сто лет назад Финляндия обрела статус независимого государства, в котором почти все население исповедовало лютеранство, небольшая часть – православие и другие религии. Какой же предстает религиозная ситуация здесь спустя век?

Согласно данным официальной статистики, большинство населения, 72% – прихожане Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 1,1% населения относят себя к Православной церкви Финляндии, 1,6% – к другим конфессиям и религиям, таким как католицизм, баптизм, адвентизм, буддизм, иудаизм, ислам и т.д. 25,3% не принадлежат ни к одной из религиозных общин.

Ряд особенностей можно наблюдать в отношениях государства и Церкви. Довольно часто можно встретить утверждение, что в этой стране имеются две государственные Церкви – Евангелическо-лютеранская и Православная. Однако Финляндия не имеет государственной Церкви или религии в точном смысле этого слова, хотя обе эти религиозные конгрегации действительно обладают особым статусом, что может быть объяснено их привилегированным положением во времена существования Великого княжества Финляндского, а лютеранства – и ранее. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии была отделена от Церкви Швеции при присоединении Финляндии к России в 1809 году. Православная церковь Финляндии стала отдельной организацией только в 1918 году, получив автономию после того, как в 1917 году сама Финляндия обрела независимость от Российского государства, до этого на данную территорию распространялась юрисдикция одной из епархий Российской церкви. Начиная с 1923 года Православная церковь подчиняется напрямую Константинопольскому патриархату. Хотя в 1980 году было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой об автокефалии, но ответа Церковь не получила.

Еще в ранней Конституции независимой Финляндии в 1919 году были обозначены нейтралитет государства в отношении существующих религий и свобода совести, в то же время Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Православной церкви Финляндии в отличие от других религиозных общин предоставили особый статус в публичном праве.

В современной Конституции Финляндии (от 1999 года) ни одна из Церквей или религий не обозначена как государственная. В статье 76 указывается лишь то, что предписания об организации Евангелическо-лютеранской церкви и управлении ею содержатся в Законе о Церкви (парламентском Акте о Церкви). Церковным актом является так называемая «Конституция» Лютеранской церкви, только Генеральная ассамблея Церкви может предложить поправки к Церковному акту, а президент и парламент могут лишь одобрить или не одобрить предложения, представленные Ассамблеей. В Финляндии действует отдельный парламентский акт о Православной церкви, а 1 января 2007 года вступил в силу Закон о Православной церкви. Однако обе Церкви являются самоуправляемыми. Закон о свободе религии 2003 года регулирует правовые рамки деятельности других религиозных общин. Таким образом, вполне справедливо, что, согласно октябрьскому докладу с.г. исследовательского центра Pew, Финляндия относится к странам, имеющим привилегированную религию – христианство.

Еще одной особенностью статуса Евангелическо-лютеранской и Православной церквей в Финляндии является наличие у них права собирать налоги со своих членов. Эти отчисления взимаются властями вместе с государственными и муниципальными налогами. Юридические лица, кроме религиозных общин, обязаны участвовать в финансировании одной из двух Церквей через подоходный налог, часть которого будет направлена этим Церквам. Для организаций, владельцы и сотрудники которых принадлежат к другим религиозным общинам, нет никакой возможности освободиться от уплаты налога. Приходы сами определяют размер церковного налога, взимаемого со своих членов, обычно он колеблется в размере 1–2% доходов, также государство оказывает финансовую поддержку обеим Церквам. Так, государство выплачивает Евангелическо-лютеранской церкви средства для поддержания кладбищ и исторических зданий. Остальные религиозные организации должны сами финансировать свою деятельность.

Обе Церкви имеют право на официальную регистрацию брака. Хотя начиная с 1 марта с.г. в Финляндии легализованы однополые браки, Церкви их не венчают. В ноябре 2014 года архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен одобрительно высказался о проекте закона об однополых браках, что взбудоражило финскую общественность, однако данное заявление не привело к легализации венчания однополых пар, и одобрение Синода на данный момент еще не получено. Отдельные пасторы, совершавшие венчание однополых пар, получили официальные выговоры по решению епархиального суда.

В школьной системе Финляндии, согласно законодательству об образовании, обеспечивается преподавание уроков религии, обычно это основы лютеранского вероисповедания. Впрочем, каждый имеет право на получение религиозного воспитания в соответствии со своей религиозной принадлежностью, поэтому родители могут выбрать для ребенка либо основы другой религии, общины которой зарегистрированы в Финляндии, либо занятия по этике.

Несмотря на это, если обратиться к официальной статистике Финляндии, количество верующих падает с каждым годом, в основном за счет сокращения численности членов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Многие покидают Церковь, воспользоваться этим правом можно онлайн, уведомление также отправляют по электронной почте. Основной причиной, по сообщению портала Yle, является церковный налог, второй причиной называется неверие. В марте 2016 года портал Yle провел «религия-баттл», задав вопрос «Верите ли вы в Бога?». 57% респондентов ответили «нет». В 2012 году опрос, проведенный Исследовательским центром Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, показал, что лишь четверть финнов верят в христианского Бога, что расходится с официальным количеством зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской и Православной церквей. При этом среди 15–29-летних респондентов к верующим себя отнесли только 15%. В опросе, проведенном компанией Taloustutkimus по заказу информагентства Lannen Media в этом году, лишь 6% финнов выбрали веру как одну из самых важных ценностей в жизни. Для самих Церквей расхождение между количеством верующих и членами конгрегаций не новость.

Для многих финнов Церковь представляется частью культурного наследия Финляндии, большинство населения положительно относится к христианским традициям, участвует в христианских праздниках. Это резко отличает ситуацию от того времени, когда финны сопротивлялись русским войскам, а партизанскую войну в Суоми возглавляли пасторы, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях писатель Фаддей Булгарин.

Вместе с тем в Финляндии растет число мусульман. Хотя еще в XIX веке в Финляндии появилась татарская община, основной рост исламского сообщества пришелся после 1990-х годов в результате иммиграции из Азии и Африки. За 2015–2016 годы в Финляндию прибыли свыше 38 тыс. беженцев. В 2015 году портал Yle сообщал, что ислам стал второй по численности религией в стране, когда число мусульман превысило 70 тыс. человек, что трудно опровергнуть или подтвердить. Сегодня, по разным данным, в стране насчитывается около 50–60 тыс. мусульман, но общее количество оценить сложно, так как не все присоединяются к зарегистрированным мусульманским общинам, действуют и незарегистрированные группы.

Таким образом, особенностью религиозной ситуации в Финляндии является наличие двух привилегированных Церквей, чья деятельность определяется особыми законами. При этом из года в год растет количество как людей, отказывающихся от регистрации в какой-либо религиозной общине, так и неверующих, однако остающихся внутри Церквей.

Православная Финляндия

Собор Успения Божией Матери в Хельсинки Что знаем мы о своем северном соседе – Финляндии? Родина финского Деда Мороза Йоулупукки, живущего в Лапландии, и мобильников Nokia, композитора Яна Сибелиуса и политика Маннергейма, муми-троллей, сауны, бумаги, краски, колбасы… Можно до бесконечности перечислять национальные бренды, ставшие достоянием мировой общественности. Хотя, например, мало кто знает, что очень певучим финский язык делает полное отсутствие шипящих и явное преимущество гласных – и именно из-за этой особенности автор «Властелина колец» Толкиен взял финский за основу языка эльфов.

Да, чуть не забыла: Финляндия – излюбленное место отдыха россиян, давно соперничающее по популярности с Турцией и Египтом. Авторитетная газета «Хельсингин Саномат» сообщает, что в этом году российские туристы уже оставили в Финляндии около 1 миллиарда евро. И что интересно: русские дворяне во времена Николая I наезжали в Гельсингфорс (Хельсинки) потому, что по политическим соображениям их выезд за пределы империи был затруднен (почти как мы недавно ездили в «советскую заграницу» – Прибалтику). А теперь россияне устремились в Финляндию потому, что, наоборот, границы открыты. Впрочем, не только.

Действительно, у россиян и финнов гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что 100 лет назад мы все были жителями одной страны: с 1809 по 1917 год Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. За этот срок, кстати, в России сменилось пять императоров.

И во многом потому государственной религией Финляндии является не только лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии), как можно было бы подумать, но и Православие (Финляндская Православная Церковь). Да-да, Православие такая же государственная религия этой балтийской страны, как и куда более распространенное лютеранство. Ныне лютеранство здесь исповедуют около 85% населения (а живут здесь 5,5 млн. человек), а Православие – 1,1% (русское население – 26 тыс. человек и карелы – 35 тыс.). При 80-кратной разнице такое положение дел можно было бы назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная; например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения страны, и шведский – с 5,5% населения. Аналогия, как говорится, налицо. Во-вторых, признание за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется теми самыми историческими особенностями. С 1809 по 1917 год страна была под покровительством православной империи, и хоть что-то общее с бывшей метрополией должно же у нее остаться. Лютеранская же Церковь здесь так прижилась благодаря другой стране – Швеции.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточной части страны, поближе к России, где я и побывала. Так, столицей финского Православия считается город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (1806–1815) и, кстати, православный музей – один из самых значительных в Западной Европе. Основан музей был в 1957 году и подчиняется Православному Церковному Управлению Финляндии. Музей представляет собой холл и 12 экспозиционных залов на двух этажах. В верхних выставлены утварь и иконы, внизу – литургический текстиль. Все экспонаты XVIII и XIX столетий.

Православное кладбище в Хельсинки Здесь же, в Куопио, располагается и резиденция архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Службы в храме идут на финском, церковнославянском и русском языках. Из религиозных праздников, как мне рассказывали, широко празднуются Пасха, Рождество и Иванов день. Именно в эти праздники в основном можно застать православного финна в церкви. Причем, говорят, они не сильно утруждают себя частыми молитвами: помолиться раз-два в месяц считают вполне достаточным.

Финляндская Православная Церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, несмотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) Церковью, подчиняющейся с 1923 года напрямую Константинопольскому патриарху. До этого она оставалась в составе Русской Православной Церкви. В 1940 году восточные финны вновь перешли к России. Сейчас Православная Церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

В отличие от Русской Православной Церкви, использующей юлианский календарь, Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому летосчислению. Есть в стране и православные приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии. Так, часть Русской Православной Церкви в стране – Покровский и Никольский приходы и часовня блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в Пори и храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы в Турку. По сведениям самого многочисленного Никольского прихода, членами его являются свыше 1,5 тысяч человек. После распада СССР и падения «железного занавеса» много православных переехало в Финляндию из стран бывшего Союза. И с 1990-х годов прошлого века вообще количество прихожан православных храмов постоянно растет.

В Йоэнсуу, на улице Церковной

В первый свой приезд в Финляндию я также побывала в губернии Северная Карелия, которая на востоке граничит с другой Карелией – республикой в составе России. Административным центром губернии является город Йоэнсуу с населением свыше 70 тысяч человек – это двенадцатый по численности город страны. Основан этот уютный тихий городок (переводится его название как «Устье реки»), кстати, в 1848 году императором Николаем I.

Православный храм святителя Николая в Йоэнсуу Вообще Йоэнсуу как будто выныривает из средней полосы России. Очень похож на Тарусу или Переславль-Залесский. Невысокие дома (есть улицы со старинными одноэтажными деревянными домиками), чисто прибранные улицы, неяркие тона и множество сосен и берез – они повсюду. Окраина города вообще находится в лесу. Через дорогу скачут белки и зайцы, грибы растут прямо под окнами домов, и трава пробивается сквозь асфальт – осторожно так, почти не давая трещин.

– У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне, – сказал мне мэр Йоэнсуу Кари Карьялайнен.

Надо отметить, что православная община Северной Карелии – самая многочисленная по всей Финляндии. Вообще Йоэнсуу можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. В городе создан Центр православной культуры с постоянно действующей выставкой. Главные экспонаты – церковный календарь и различные сакральные предметы. Представлено здесь и более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.

Работает в городе и православная семинария (ректор – протоиерей Рауно Пиетаринен), активно сотрудничающая, как мне говорили, с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией построена в традициях византийской церковной архитектуры совсем новая каменная церковь святого Иоанна Богослова, прекрасные фрески которой поразили меня. В Университете Восточной Финляндии в Йоэнсуу, где я тоже побывала, на кафедре теологии изучают Православие, готовят священнослужителей для православных храмов Финляндии.

На улице Церковной Городок этот также известен своими замечательными церквями – целая улица называется Кирккокату, что значит Церковная. Она проходит по центру города между двумя его основными храмами – православной деревянной церковью святителя Николая на севере и евангелическо-лютеранской на юге. Самой значимой частью изумительной деревянной православной церкви святителя Николая (1887 года постройки) является иконостас, расписанный в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Кстати, в городе популярны легенды о кошках, облюбовавших эту церковь. Впрочем, подтвердить не могу – сама я их не видала…

Сегодня между Россией и Финляндией активно развиваются паломнические связи. Две государственные Церкви страны нередко проводят совместные семинары, где православные и лютеранские священники обсуждают общее духовное наследие и понимание института Церкви. «У наших Церквей много общего, – сказал митрополит Хельсинкский Амвросий после одного из семинаров. – И не только единые корни и научное наследие. У нас одни и те же этические идеалы, хотя и доносим мы их с разными нюансами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *