Церковь флора и лавра

ИСТОРИЯ

Флоро-Лаврская церковь была построена и освящена еще в 1879 году «тщанием правления Области Войска Донского».

Престол в ней был один — во имя Флора и Лавра. Святоотеческое предание гласит: Флор и Лавр — святые мученики второго века, греки, родные братья. Будучи каменотесами, выстроили здание, предназначавшееся для языческого храма, но посвятили его Христу, за что и были подвергнуты мучениям.

Флор и Лавр, говорится в русском земледельческом календаре — лошадники. В день памяти их 18 августа — по старому стилю (31 августа по новому) пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали священнику. Покровителями коневодов называли на Руси этих святых. А «святой» — угодник Божий…

В 1955 году началось спешное перекраивание церкви в «очаг культуры» — кинотеатр «Мир».

Но церковная жизнь после этого не затихла. Община церкви святых мучеников Флора и Лавра выкупила некогда казачий курень и перестроила его в молитвенный дом. А в 1989 году начинается строительство нового храма на выкупленном подворье.

Проект сделал тогдашний главный архитектор района В.В.Криворотов. Месяцев шесть ушло на проект. Нулевой цикл взяло на себя ТОО «Завод ЖБИ» Даже в трудные моменты (цемента не было, да и много не хватало) в первую очередь все отдавали для храма. Ушло на монолитный фундамент более ста кубов железобетона. Завод — а это и бетонщики, и арматурщики, и формовщики, и работники бетонно-смесительного узла — два выходных дня работал только на церковь. Людей особо уговаривать не пришлось: понимали они церковь как святыню.

И можно теперь прикоснуться рукой к крепким кирпичным стенам, где Петр Васильевич Чернявский и Виктор Иванович Дядченко из арендного участка Сальского РСУ «Ростовоблремстройбыта» два месяца вели штукатурные работы, строго по технологии — раствор из извести, песка речного, алебастра.

«А чтобы церковь в наше время построить, надо великое мужество иметь», — так сказал В.П.Бухтияров, тогда — атаман Великокняжеского юрта, начальник хозрасчетного специализированного строительно-монтажного участка №1 АО «Ростовводмелиорация». Участок этот сделал церковь теплой, бесплатно провел отопление. 20 радиаторов поставили.

31 августа 1993 года, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, новый храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир. Новая церковь встретила свой первый престольный праздник.

При храме работает воскресная школа.

На данный момент старый храм признан объектом культурного наследия регионального значения и ведется его восстановление.

Престольные праздники:

День памяти Флора и Лавра — 31 августа.

Святыни

В нашем храме находятся иконы с частицами мощей святых: Икона «Апостол Варнава», икона «Преподобный Иов Почаевский», икона «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России», икона «Блаженный Павел Таганрогский».

В некоторых источниках упоминается, что первый, деревянный, храм Флора и Лавра у Мясницких ворот исчез в пожаре 1547 г., когда выгорела половина Москвы. Вновь отстроенный храм, видимо, тоже был из дерева.

В 1657 г. храм обретает каменные формы по Указу самого Алексея Михайловича Романова. Именно он повелел именовать ворота Кремля Спасскими, а Мясницкие ворота Белого города – Фроловскими. Впрочем, в народе как-то название не прижилось. Великолепный пятиглавый храм со стройной шатровой колокольней, прекрасный образчик московского зодчества того времени, продолжал именоваться – Флора и Лавра у Мясницких ворот.

Не только ремесленники мясницкой слободы, в которой находился храм, были жертвователями церкви, но и некоторые весьма состоятельные и знатные граждане. Опись имущества храма указывает позолоченный иконостас с образами письма XVII в. и всевозможную ценную церковную утварь. Особый интерес представляли фрески на стенах. Изображение (на обоих клиросах) греческих философов Солона, Фукидида, Ермия, Платона, Стоика и Аристотеля с хартиями (грамотами) в руках не характерно для храмовой росписи. Подобные изображения имеются лишь в Благовещенском соборе Кремля, что, возможно, косвенно подтверждает легенду о переносе храма.

18 (31) августа к Мясницким воротам съезжалось пол Москвы, поскольку это был не просто день памяти св. братьев Флора и Лавра, престольный праздник, но еще и «лошадиный день», когда горожане и народ из близлежащих сел гнали сюда своих лошадей для окропления святой водой. Считалось, что святые, помогшие при жизни пастуху найти свой табун, непременно будут покровительствовать освященным животным.

В 1900-м архитектор К.М. Быковский руководил реставрационными работами в несколько обветшавшем храме, но уже четверть века спустя, в 1925-м, было решено отреставрированную церковь снести.

И хотя Наркомпросу тогда удалось-таки отстоять памятник русского зодчества, указывая на гармоничность сочетания здания храма с соседним Домом Юшкова, занимаемого Училищем живописи, но в 1934 г. его все равно разобрали.

В 2005 г. была зарегистрирована православная община храма Флора и Лавра у Мясницких ворот, создан и утвержден Патриархом Московским Алексием II проект воссоздания архитектурного ансамбля, который, видимо, вскорости будет реализован.

При поддержке и участии общины храма Флора и Лавра создано и действует реставрационное объединение «АртКомплекс Про».

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падеж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчеркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Еще одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Федор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трех Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах — и основной объем (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счет западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нем появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать еще несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нем после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались еще в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счет своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви. К 1997 году в церкви был выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ — восстановили барабан и главку над куполом церкви, верхние ярусы колокольни. Второй этап реставрации был проведен с 2010 по 2018 год, в 2015–2016-м — с привлечением субсидий московского бюджета.

Восстановление затронуло все элементы здания: на фасаде обновили главу, крест, световой барабан, ротонду, портики, северную и южную паперти (включая каменные ступени), воссоздали лепной декор и нанесли защитную штукатурку. В куполе появилась уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция, а также утепление кирпичной кладки свода. В главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме вместо деревянного покрытия появились полы из гранитных плит. Кроме того, здесь обновили все инженерные системы, устроили бытовую канализацию и молниезащиту.

В 2017–2018 годах во всех помещениях храма воссоздали монументальную живопись, полностью утраченную в советский период.

Проект отмечен премией конкурса «Московская реставрация — 2016».

Использованные источники

Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.

Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.

ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

В документах церковь на Зацепе впервые упоминается в 1625 году. И храм Флора и Лавра появился на этом месте не случайно.

Что есть что в церкви

После строительства стен Земляного города в 1593 году на Зацепскую площадь из района современной Полянки перевели ямскую гонную слободу. Здесь появился пункт таможенного досмотра, и для упорядочения движения возов вдоль улицы была протянута цепь. Получается, что приезжавшие в Москву купцы с товаром стояли «за цепью».

При въезде в город традиционно ставили церковь. Ямщики, имевшие Фроловскую церковь на Полянке, построили такую же на Зацепе, ведь святые Флор и Лавр являются покровителями домашних животных, особенно лошадей. А день почитания святых, 31 августа, иногда называют «лошадиным праздником», так как обретения мощей святых совпало с окончанием эпидемии среди лошадей.

Современное здание строили по частям. В 1739 году появился каменный храм с главным престолом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1835 году приделы, трапезную и колокольню перестроили в стиле ампир. А в 1909 году к храму добавили западные пристройки. При этом он смотрится как единый ансамбль.

После революции до закрытия храма Флора и Лавра на Зацепе сюда свозили иконы из других храмов, запланированных к сносу или закрытию.

Так сюда попала икона святой Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда приходили женщины со всей Москвы помолиться о помощи в родах.

Но в 1938 году храм закрыли, здание отдали под цех фабрики металлографических и граверных работ, а у его стен появился Зацепский рынок. К тому времени церковью Флора и Лавра завладели раскольники-обновленцы, поэтому храм закрывался уже как обновленческий. Настоятеля арестовали еще в 1933 году за «антисоветскую агитацию», а в 1937 расстреляли.

В советское время церковь сильно пострадала: вокруг нее был разворотный круг трамваев, и из-за вибрации на стенах здания появились трещины. Ядовитые испарения цеха также вредили стенам.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году церковь передали верующим. Вскоре появились новости, что здесь москвичи молятся о здоровье домашних питомцев. В храме также можно увидеть любителей конного спорта.

К 850-летию Москвы церкви вернули исторический облик, а недавно ее отреставрировали. От первоначального убранства храма Флора и Лавра на Зацепе сохранилась икона «Всех скорбящих радость». Ее старосте храма удалось вынести в церковь Пимена Великого.

А икона святых Флора и Лавра сохранилась потому, что при закрытии церкви ее выбросили на улицу. Святой образ подобрали и в тайне сохранили верующие. После восстановления церкви икону вернули.

Говорят, что… …впервые церковь Флора и Лавра появилась в Москве в XV веке на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта. Ее построили в слободе мясников, жители которой гоняли возы с мясом и скот в Кремль через Фроловские ворота (имя Флор произносилось в Москве как Фрол). По легенде, церковь Флора и Лавра от Спасских ворот Кремля перенес в Мясники Иван Грозный.
А в середине XVII века над кремлевскими воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города.
…в Москве был обычай освящения лошадей в день святых Флора и Лавра. Тогда конюхи и кучера приводили к церкви на Зацепе лошадей с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы. А священник окроплял их святой водой.
…в 1957 году во время фестиваля молодежи и студентов толченым красным кирпичом колокольни церкви Флора и Лавра на Зацепе усыпали московские дорожки.
А что о храме святых Флора и Лавра знаете вы?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *