Церковь где отпевали Пушкина


Сегодня, 17 марта 2016 г., я договорилась с друзьями о посещении выставки Леона Бакста в корпусе Бенуа. Однако, оказалось, что по четвергам музей открывается в 13 часов. Встреча была назначена на 12 часов. Поэтому мы решили пройти на Конюшенную площадь и посетить церковь, где отпевали «наше-всё» — великого А.С.Пушкина.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади оказалась в лесах. Поэтому я использовала несколько снимков из интернета:

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора.
Идея постройки придворных конюшен возникла у Петра I во время заграничной поездки в 1717-1719 годах. Во Франции он увидел королевский дворец и конюшни на 300 лошадей с манежем и помещениями для карет, построенные в 1680 году архитектором А. Мансаром. Сразу после возвращения в Петербург в феврале 1719 года идея строительства подобного строения в новой русской столице была передана императором в Канцелярию городовых дел. Проектирование и строительства Конюшенного двора сразу же было доверено архитектору Н. Ф. Гербелю.
Здание Конюшенного двора заняло участок на левом берегу реки Мойки. При Петре I река была фактической границей города, а для конюшен требовалось большое открытое пространство. Поэтому и была выбрана окраина Петербурга, по возможности ближайшая к Зимнему дворцу. Теперь это квартал между Конюшенной площадью, Конюшенным переулком, Мойкой и каналом Грибоедова. К тому же, для содержания лошадей требовалось большое количество проточной воды, которое могло быть легко получено на берегу Мойки.
Архитектор Гербель не просто построил отдельное здание. Он сформировал весь окружающий его район Петербурга. При строительстве Конюшенного двора были определены направления Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улиц, а перед самими конюшнями появилась Конюшенная площадь.
Корпуса придворных конюшен возводились вплоть до 1734 года, при участии русского зодчего М. Г. Земцова. Сам Н. Ф. Гербель скончался в конце 1724 года.
Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна. Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново. В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.
Не менее замечательны и внутренние интерьеры.
Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни – Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.
Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, в церкви ближайшей к его дому.
Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.
Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось. Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки.




В церкви не было народа. Тётушка, продававшая свечи на первом этаже, предложила нам подняться на второй этаж и пройти в церковь.



Паникадило:
Купол:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Образ Ксении Петербурской:
В тишине и глубоком раздумье мы стояли перед иконостасом и иконами…
Выйдя из церкви Спаса Нерукотворного образа, мы обошли вокруг Спаса На Крови. Хотя вернее его было бы называть Храмом Воскресения на Крови, поскольку освящён он был во имя Воскресения Христова. На этом месте 1 марта 1881 года был убит АЛЕКСАНДР II. Вошедший на престол после кончины отца Александр III повелел на месте его гибели возвести храм. Среди большого количества представленных работ император остановился на проекте Альфреда Александровича Парланда (1842-1919) и архимандрита Игнатия (настоятеля Троице-Сергиевой пустыни). При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: место, на котором совершилось злодеяние, необходимо было включить в пространство храма. Отсюда столь необычное его расположение — прямо у кромки набережной.
Спас на Крови. Мозаика «Христос во славе» по эскизу Н.А. Кошелева в кокошнике южного фасада:
Купола Спаса на Крови:
Мозаика «Сошествие во ад» по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне южного крыльца Юго-западного притвора:
Мозаика «Несение Креста» по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне северного крыльца северо-западного притвора:
Мозаика «Благославляющий Спаситель» по эскизу А.А. Парланда на фасаде главной апсиды храма Воскресения Христова:
Мозаика «Распятие» по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне западного крыльца северо-западного притвора:
Мозаика «Распятие» по эскизу А.А. Парланда на западном фасаде:
Храм Воскресения Христова со стороны Конюшенного моста. В кокошнике центрального ризалита северного фасада мозаика «Воскресение» по эскизу М.В. Нестерова:
Мозаика «Благославляющий Спаситель» по эскизу А.А. Парланда на фасаде главной апсиды храма Воскресения Христова:
Мученица Евдокия. Мозаика на внешней стороне собора:
Апостол Пётр:
Деталь декора колокольни:
Снятие с креста:
Мозаика «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»:
Решётку Михайловского сада создал Парланд в 1907 году. По его замыслу, чугунное кружево в виде лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление. Судьба решётки оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь. По идеологическим причинам с ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники. К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. Средства на восстановление никак не могли найти, и тогда на помощь пришли спонсоры. Это был один из первых примеров меценатства в городе. Решётка вновь «воспарила»:
Вид от Спаса на Крови на место бывшего Вольного российского театра.
На Большом лугу (ныне Марсово поле) был построен деревянный театр в 1770 году и получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу (на сцене того театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Театр просуществовал до 1797 года, когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов:

Вид со стороны Марсова поля:

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора, является композиционным центром его южного фасада. Первоначальная деревянная церковь в главном здании Придворных конюшен была устроена при императрице Анне Иоанновне и освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа в 1737 году. По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица «по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье» . Уже в 1746 году храм по указанию императрицы Елизаветы Петровны был перестроен в камне, а в 1747 году заново освящён.

1 февраля 1837 года в церкви Спаса Нерукотворного Образа состоялось отпевание А.С.Пушкина. В то время церковь была придворной, но было получено особое разрешение от императора Николая I. После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В 1857 году здесь также проходила панихида по М.И. Глинке.

В 1736 году, по желанию служащих при Главных Придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря, повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен, на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена во имя «Нерукотворенного Спасителева Образа» в 1737 г., в присутствии самой императрицы.

Через 10 лет по основании деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны, в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена в 1747 г. тоже в присутствии Императорского Величества и их Императорских Высочеств, для коих устроены были в церкви два богато убранных места.

В 1822 году придворная Спаса Нерукотворенного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием Придворной конюшни по плану архитектора Стасова и освящена в 1823 г. .Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутреннею отделкою и украшением, 75 тыс. руб.

Церковь Спаса Нерукотворенного Образа помещается среди полуциркульного здания Главных Придворных конюшен, возвышаясь над ним одним этажом, с большим куполом и двумя колокольнями, и находится в Казанской части 2 участка. Правый боковой фасад ее, украшенный колоннадою и барельефами, изображающими вход Господень в Иерусалим и шествие Спасителя на Голгофу, параллелен Конюшенной площади.

Церковь внутри имеет правильную форму креста; устроена она с хорами, в два света; алтарем обращена на восток. Длина церкви до иконостаса 12 саж., ширина 8 саж., высота до купола 5 саж., купол высотою в 2 саж. 1 арш. Иконостас устроен полу- циркулем выпуклостью в церковь. Алтарь имеет в длину 3 саж., в ширину по середине 2 саж. 2 арш.; задняя стена его вогнута. Внутренность церкви освещается (вместе с алтарем) 17 большими окнами, хоры особо освещаются 11 верхними окнами, а в алтаре, в середине купола, вставлено большое цельное желтое стекло, через которое падает свет как бы от солнечного сияния. Хоры с двумя боковыми прямыми частями окружают храм до алтаря и поддерживаются 10 массивными колоннами. Все здание архитектуры греческой, с колоннами иоанического ордера.

Храм Спаса Нерукотворенного Образа однопрестольный. Престол и жертвенник сделаны из кипарисного дерева. Антиминс священнодействован в 1844 г. преосвященным Афанасием, епископом Винницким. Прежние антиминсы, за ветхостью их, сданы в ризницу Александроневской лавры.

Первую и драгоценную достопамятность в придворной церкви при Главных конюшнях представляют Нерукотворенный Образ Спасителя, икона Знамения Божией Матери и плащаница. Иконы эти и плащаница находились прежде в Царьграде и присланы в Россию в царствование императрицы Анны Иоанновны. До 1743 года они находились в домовой церкви вице-канцлера графа Михаила Гавриловича Головкина. По вступлении же на всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, когда граф Головкин был судим за участие в сочиненном проекте об устранении императрицы от престола, лишен чинов, имения и сослан в заточение в Березов особо назначенною комиссиею, иконы эти и плащаница, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, приняты в церковь Спаса Нерукотворенного Образа при Главных конюшнях, находящуюся из описных его пожитков.

Образ Всемилостивейшего Спаса написан на доске неизвестно когда и кем. Лик его древнего греческого письма. На нем риза и венец с сиянием серебряные, древней чеканной работы, местами вызолочены. В этом самом окладе он был вывезен из Константинополя и поступил из имения графа Головкина в церковь при Главных конюшнях.

Образ Спасителя Нерукотворенный помещен в церкви за правым клиросом, в резной, богато вызолоченной раме. Образ Знамения Пресвятой Богородицы, писанный на доске, с изображением на нем св. праведных Захарии и Елизаветы, Петра апостола и Алексея человека Божия — тоже древнего греческого письма. В 1823 году, по возобновлении храма, он украшен новою, серебряною вызолоченною ризою, а древняя, не так богатая (поля, верх и венцы серебряные чеканной работы), положена на снимок с этой иконы. Образ этот помещен в такой же раме, как и образ Спаса Нерукотворенного, за левым клиросом.

Плащаница вся тканная шелками; венцы и окружность плащаницы унизаны жемчугом, подбой тафтяной малиновый, поля прежде были колчатные коричневые, но за ветхостью заменены в 1809 г. малиновыми бархатными, кругом обложена она золотою бахромою, а на углах — четыре золотые кисти. В 1828 г. плащаница эта находилась в турецком походе, при походной императорской церкви.

В ризнице церкви находятся два евангелия, принятые в 1743 г. «из описных пожитков графа Михаила Головкина». Одно из них 1733 года, печатанное в Киевопечерской Лавре, обложено серебром и застежки серебряные, под исподом парча золотая. Другое 1735 г., печатанное в Москве, принято в церковь без оклада, но в 1740 г., по указу Конюшенной конторы, богато обложено серебром. Оба евангелия старинной славянской печати.

Кроме древних икон, в Придворной конюшенной церкви есть образа, замечательные своею художественною отделкою, работы наших лучших русских художников. Царские врата составлены из четырех образов. Два верхние представляют Благовещение Пресвятой Девы, а на двух нижних изображены четыре евангелиста. Писаны они профессором Императорской академии художеств Егоровым. Его же кисти местные образа, превосходно выполненные, особенно образ Спасителя и боковые иконы св. Александра Невского и праведной Елизаветы. Северные и южные изображения архангелов Михаила и Гавриила на северных и южных дверях, а над ними — восстания Христа Спасителя из гроба и Преображения Господня писаны профессором Ивановым. Эти четыре образа превосходят все другие драпировкою одежды, легкостью и прозрачностью облаков.

Вверху иконостаса находятся шесть восьмиугольных живописных произведений Брюллова, писанных на листовом железе; эти барельефы развешаны в длинных рамах по стенам хор. Все эти живописные работы сделаны при перестройке церкви в 1823 г. по заказу шталмейстера Придворной конюшни, князя Василия Васильевича Долгорукова. Ценность их 18 000 руб.

Среди церкви Спаса Нерукотворенного Образа, в главном куполе, висит замечательная по своей величине (7 футов в диаметре) и художественной отделке люстра. Устроена она по Высочайше утвержденному, в 19-й день апреля 1822 г. рисунку, и есть лучшее произведение известного фабриканта Джона Баннистера. Она сделана из плакированной меди с серебрянным матом, массивными краями и украшениями из чистого серебра, которого употреблено около 3 пудов. Огромность люстры (вес ее 32 пуда) в массе ее разделяется и как бы облегчается шестью подвесками, висящими на прекрасно сделанных цепях, в виде особых лампад. Она стоит 2 000 руб. В сенях церкви, в особо устроенном месте, хранится погребальная колесница, на которой везено было из Таганрога тело императора Александра I.

Метрические книги, в полном своем составе, имеются в церкви с 1800 г. Из дел, хранящихся в Придворной конюшенной конторе и касающихся церкви, не видно, чтобы церковь с начала своего существования на требы свои получала от казны какую-либо определенную сумму. Только в 1819 г. 17 декабря высочайшим указом определено было отпускать в Придворную конюшенную контору от государственного казначейства на церковные требы, как то: муку, вино, ладан, масло и свечи 201 руб. 28 коп. в год. Такая сумма получается в настоящее время из главного казначейства.

По штату 1733 г. положено было при Конюшенном дворе: священник один, ему велено жалования денег 60 руб. в год, хлеба — ржи 12 четвертей, овса — тож число, а для житья один покой. В 1797 г. по штату положено: священник, диакон и два псаломщика, кроме жалования, причт пользовался казенными квартирами и на отопление их получал от Конюшенной конторы дров: священник 16 саж., диакон 8 саж. и псаломщики по 4 саж. в год. В 1839 году января 2 дня по утвержденному штату содержание причта увеличено: священнику жалования 429 руб. сер.,столовых — 285 руб. и на разъезды 300 руб.; диакону по 285 руб. жалования и столовых; 2 псаломщикам — 172 руб. и столько же столовых; просфирне 58 руб. и 2 сторожам — по 50 руб. Сверх того, священнику и диакону ежегодно отпускалось бархату и шелковой материи на рясы по 16-ти аршин и на два подрясника по 15-ти аршин той же материи. В настоящее же время на этот предмет ежегодно выдается из придворной его величества конторы по 121 руб. сер. Причт имеет казенные квартиры в здании Главных Придворных конюшен, с отоплением. За исправление треб по Придворному конюшенному ведомству причт пользуется доходами.

Приход церкви составляют все служащие в Придворном конюшенном ведомстве, к приходу церкви причислена служительская рота Императорского Зимнего дворца и Придворный конюшенный лазарет на 60 кроватей, с отделениями мужским, женским и родильным, помещающийся в зданиях Главной Придворной конюшни, в который принимают всех служащих в придворном ведомстве. В приходе церкви имеется школа для служительских детей, мальчиков и девочек, устроенная Придворным конюшенным начальством. В ней преподаются: закон Божий, русский язык, география России и 4 арифметические правила. Сверх того, мальчиков учат ремеслам: сапожному и портняжному, а девочек — рукоделию. По окончании курса учения, мальчики зачисляются в службу по Конюшенному ведомству. При церкви имеется хор певчих, по преимуществу составленный из служителей конюшенного ведомства и служительских детей.

/Составил диакон означенной церкви Николай Кедров/

«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии», Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *