Церковь и экстрасенсы

Победитель 11-го сезона битвы экстрасенсов, мистик, эзотерик Виталий Гиберт приехал в Челябинск с семинаром «Любовь – основа всей Вселенной, или Как осознанно изменить свою жизнь». Первая пресс-конференция, на которую согласился Виталий, прошла в столице Южного Урала. О том, как заняться любимым делом, уйти от мирской суеты и начать любить всех окружающих – в материале Агентства новостей «Доступ».

— Виталий, расскажите, как применяя простые практики, сделать свою жизнь другой?

— Прежде всего, надо начать с себя старого, потому что то, как ты живешь сейчас, влияет мысли о прошлом и о будущем. Ты постоянно суетишься между этими половинками жизни, хотя нужно оставаться здесь и сейчас и с Божьей помощью отпустить все негативные эмоции, все прошлое, влияющее на жизнь. Именно от сердца простить и отпустить, потому что прошлого уже нет, будущего еще нет. Есть только «сейчас», которое нужно прожить с любовью.

Нужно относиться с любовью к своим близким, родным, не бояться сказать им, что ты их любишь, ведь у нас ничего нет, кроме этого момента. Есть только иллюзия того, что следующая минута будет существовать. Не откладывайте свою жизнь на потом. Если хочется сказать кому-то из близких, как сильно ты их любишь, скажи сейчас, второго такого шанса может и не быть.

— С этим семинаром Вы уже были в других городах. У вас есть обратная связь – как изменилась жизнь людей, прошедших Ваши практики?

— Челябинск – это примерно десятый город, в который я привожу этот семинар. До этого мы объездили с предыдущим, который называется «Моделирование будущего», 40 городов, наверное. Да, есть открытые форумы, есть группы, есть мои личные сообщения «ВКонтакте», которых больше 200 тыс. И очень приятно, когда ты читаешь о том, что это работает.

Я знаю, что люди начали обращать внимание на простые маленькие радости: на лучи солнца, на летающих птичек, они просто радуются им. Человек начал любить, жить с тем человеком, которого любит, а не с тем, с которым просто «надо». Он начал работать на той работе, потому что это его любимое занятие: люди бросают юриспруденцию и становятся художниками.

Эти форумы всегда открыты, доступны, и любой человек может с ними ознакомиться. За пару лет более 70 тыс. человек изменили свою жизнь. В Челябинске мы были уже три раза.

— Как к этим семинарам относятся челябинцы? Надо ли им меняться?

— Челябинск – один из самых теплейших городов, здесь один из самых больших фан-клубов. Когда я приезжаю сюда, то мы встречаемся с песнями и плясками, люди здесь очень креативные, всегда заранее готовятся, показывают какой-то номер. Люди в Челябинске довольно-таки открытые, по крайней мере, те, кто мне здесь попадается. Очень открытые, очень отзывчивые. При том что, если взять в целом, люди очень закрыты в себе. Но как только ты стучишь по этому панцирю, как только поделишься своей любовью, внутри них открывается свет, тепло, которое было там, люди здесь очень душевные.

— Виталий, неоднократно в своих интервью Вы предостерегаете людей от походов к магам, гадалкам. Почему?

— Я считаю, что любые возможности есть в каждом из нас, они даны на Богом от рождения. Они скрыты, но развиваемы. Другой вопрос, что ты не знаешь, насколько человек говорит правду, и куда эта дорога потом приведет. Потому что будущего не существует ни в каких вариантах, мы его сами осознанно начинаем осознавать. Своими мыслями, убеждениями, чувствами.

Когда ты приходишь к экстрасенсу, и тебе там говорят какой-то вариант развития (а чаще всего так и бывает). И ты, такой испуганный, начинаешь доверять человеку… Эти люди на страхе работают и программируют человека. Уйдя от этого человека, ты будешь постоянно думать об этом и таким образом создавать новую ветку вероятности своего будущего, при котором этот вариант случится. И ты потом будешь говорить: «Да, она права». Я предлагаю выкинуть все это из головы. И просто начать доверять себе, доверять Богу.

Я искренне уверен в том, что Бог – это самое сильное, что есть в нашем мире. Нет ничего и никого сильнее него. И если ты искренне веришь в то, что он тебя защищает, он тебя любит, помогает, ценит, то устраивая с ним дружеские отношения, вы с вместе начинаете осознанно управлять своей жизнью. И тогда уже не нужны никакие гадалки, психологи, маги. Человек сам осознанно рисует свою картину жизни.

— Получается, что люди не делятся на способных и неспособных. Но ведь есть люди, которые по рукам и ногам связаны какими-то обязанностями и не могут круто изменить свою жизнь, жить так, как им захочется…

— Любые обязанности иллюзорны. Они все в голове человека. Человек сам их придумал, сам взял груз ответственности за кого-то. И к сожалению, очень много семей рушится именно из-за этого. Потому что-то кто-то берет на себя обязанности, кто-то надевает майку супермена, а чаще всего это женщины, и всю свою семью тянут на своих плечах, вместо того, чтобы выстроить гармоничные отношения друг с другом, вместо того, чтобы распределить их и вместе друг другу помогать, с любовью поддерживая друг друга. Ведь любовь – это поддержка и забота друг о друге, плавное взрастание друг с другом, а не так, что кто-то один тянет семью.

В моей семье на меня долго пытались навесить обязанности, говорили: «Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной единственным в нашей семье». У нас были серьезные скандалы до «Битвы», когда я сказал: «Ребят, да я духовный человек, уеду в Тибет и буду там жить». Они ответили: как ты нас оставишь, как ты можешь? Но они говорили – это от эгоизма, ведь все взрослые, все самостоятельные. А ребенок в 16 лет уже трудоспособен, я считаю.

Я начал работать в 14, и ничего. Я много чего перепробовал, я не боялся работы, просто хотел быть самостоятельным. Я работал грузчиком, кондуктором, не боялся иметь свою личную свободу, независимость от родителей. Я рано решил, что хочу уехать от родителей и начать жить отдельно. И не нужно пытаться опекать своего ребенка, делая своих детей слабее, важно поддержать ребенка на его пути, а не «манку в рот совать».

Мы учимся на своих ошибках и благодаря этому многое умеем теперь. Невозможно учиться на чужих ошибках, у нас слишком разные убеждения, разный уровень ума и опыта, поэтому я предлагаю учиться на собственных ошибках. Часто родители предубеждают ребенка, и он растет замкнутым, всего боится.

Мне нравится, что в Японии детей не пугают. У них есть специальные розетки на 12 вольт, и ребенок учится на них, это не страшно. Наши же родители… Сколько мне ни говорили, что нельзя дома жечь костры, как только они уходили из дома, первое, что я делал – сразу брал в руки спички.

— Виталий, Вы человек неординарный… А как складываются Ваши отношения со сверстниками?

— Возраст для меня никогда не имел значения. Еще будучи подростком, я не понимал, почему судят по моему возрасту. Когда мне было лет 16, то девушки или коллеги говорили, что я еще жизни не видел. Меня всегда это раздражало, потому нельзя судить человека по его молодому телу. То же относится к сознанию, душе, поэтому я не ставлю приоритетов, окружают меня молодые или взрослые люди, – у меня нет таких градаций.

Я считаю, что если ты открыт миру и способен прожить эту жизнь тотально, то дети гораздо мудрее нас. Взрослые предубеждены жизнью и боятся боли, боятся жить. Закрылись в большом панцире страхов. А дети открыты и готовы прожить жизнь. Они могут пройти к незнакомому человеку и просто обнять его. Взрослый постесняется это сделать. Ребенок готов самовыражаться.

— Вы филантроп по натуре? И может быть, все-таки есть люди, которые Вам несимпатичны?

— Я идеалист и люблю сразу все, много. Я верю, что каким бы человек ни был, как бы он не ругался с вами, если ты копнешь глубже, в нем всегда есть ядро – светлая душа, а внешняя скорлупа просто улетучивается. Получается, что с каждым человеком я общаюсь на равных, с любовью. И я никогда не держу возле себя никого, отпускаю легко.

Эта жизнь нам дана Богом и я считаю, что ее надо прожить тотально. Так или иначе, когда мы рождаемся – мы умираем. А если ты отдавался людям, со всеми делился своей любовью, от своего сердца «поджигал» другие сердца – в этом и есть бессмертие, свет в сердце будет переливаться.

— А почему Вы не ведете индивидуальных приемов?

– Я их долго вел: и до «Битвы» и после, и я видел, что все это бессмысленно, люди становятся, как маленькие дети. А мне всегда хотелось, чтобы люди были осознанными, самостоятельными, ответственными, а они, наоборот, становятся безответственными. Один раз у них получилось, они приходили третий, четвертый, и это до маразма доходило. Они звонили с вопросом: «А какого мне сегодня цвета трусы надеть – желтого или красного?», «Куда мне сегодня пойти?». Они не готовы были сами думать.

И я просто в один момент вслушался в слова Иисуса, который сказал: «Невозможно каждого человека накормить рыбой. Дай ему удочку. Научи его ловить рыбу, и он всегда будет сытый». И я отказался от личных приемов, я дал себе обет, что я никогда ни для кого не сделаю исключения.

Кем бы ни был человек – а ко мне обращались политики, известные бизнесмены, – я говорил, что мы все равны перед Богом. И если Вы хотите подружиться со мной, то я с радостью буду дружить, но если Вы хотите, чтобы я снял с вас порчу или еще что-то – это не ко мне. А вот если вы хотите изменить свою жизнь осознанно – я готов Вам в этом помочь.

— С какими проблемами к Вам приходят чаще всего?

– Программа состоит из того, что я даю много практики, и люди через свой опыт чувствуют, что за пять минут весь негатив может уйти, жизнь – измениться. Не на уровне мыслей, а на уровне всего своего существования, чувств. Мы слишком давно и много думаем, вместо того чтобы жить. Я предлагаю чувствовать на себе отражение жизни, просто наслаждаться жизнью.

— А Вам приходилось менять свою жизнь?

— Я прожил уже тысячу жизней за эту жизнь. Я дошел до того уровня, когда у меня просто нет желаний. У меня осталось одно – чтобы каждый человек был счастлив, чтобы каждый нашел себя. Моих материальных желаний просто нет. Я никогда не мечтал о квартире, дорогой машине. Я понимаю, что все это иллюзия. Нет никакой разницы, где я живу и на чем езжу. У меня нет жилья. И не потому что я не заработал, а потому что мне это не надо.

Мои родители постоянно говорят: «Купи себе квартиру, должна же быть стабильность». А я говорю – зачем мне это? Я человек мира. Сегодня я здесь, завтра я в Индии, где-то, в Перу. Я постоянно путешествую. Я не принадлежу себе.

— Сложилось мнение, что люди, обладающие экстрасенсорными способностями, по «Битвам экстрасенсов» не ходят. Тогда кто там?

— Я считаю, что клоунов везде хватает. И чем больше он создает вокруг себя магический образ, тем меньше у него способностей. Поэтому я предлагаю людям перестать бегать по всей этой «лабуде», и начать самим в себе это развивать. Я пошел на «Битву», чтобы донести людям, что чудо в них самих.

Меня с детства учили, что чудо в каком-то храме, в который можно прийти и проблемы решатся. А я считаю, что храм Божий должен быть в каждом из нас. Моя задача, донести до людей это, эту веру в Бога. Люди должны перестать смотреть на эти придуманные образы с экранов, и это касается не только «Битвы». Многие стали пластмассовыми.

— Как Вы восстанавливаетесь после долгого общения с людьми?

— Я много медитирую. В общении с людьми есть мое тело, через которое проходит какое-то состояние, энергия. Но это быстро проходит. Дома мне надо принять душ, побыть одному, и я снова становлюсь сам собой. Когда я обнимаю человека, я чувствую его боль, и потом мое тело отдыхает.

Надо общаться не как человек, а надо позволить божественному общаться через тебя, тогда ты не устаешь. У всех понятие божественного разное. Но для меня Бог – это любовь. Через себя я реализую этот поток и не устаю. Божественного во мне больше, чем человеческого. Я готов делиться и делиться. Не надо смотреть на людей, как на вампиров, надо в каждого вложить свет и тепло.

— У Вас есть какие-нибудь земные интересы?

— Я люблю пить чай. А вообще, мои интересы быстро меняются. Сегодня я люблю одно, завтра другое. То я толстею, то я худею, мое внешнее состояние зависит от внутреннего состояния.

Записала Диана Альмухаметова,
фото автора

Текстовая версия телепрограммы

Вед.: Сегодня в Интернете, на телевидении, во многих печатных СМИ можно найти огромное количество объявлений, предлагающих услуги экстрасенсов, биоэнергетиков, магов, ясновидящих. Причем спектр проблем, которые они предлагают решить, довольно широк: от исцеления различных недугов до устройства личной жизни и даже приворота денег и удачи. Почему их так много, и чем они опасны, ― сегодня мы говорим с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий.

Этой «эпидемии» уже не один год и, как мы видим, она не утихает и только, кажется, набирает обороты. Почему это происходит?

Игумен Нектарий: Наверное, здесь можно выделить несколько основных причин. Одна из них заключается в том, что для человека свойственно не удовлетворяться только лишь тем, что может ему предложить материальный мир. Человек инстинктивно ищет решения своих проблем за границами этого видимого мира. Скажем так, для человека в полном смысле слова верующего, церковного совершенно естественно обращаться в молитве к Богу и просить не только о вечном спасении, но и о каких-то своих временных нуждах, потому что без этого наша жизнь обойтись не может. Для человека же, который к Богу по-настоящему не пришел, не обратился, вера еще является некой абстракцией, чем-то, не вошедшим в его жизнь. И вместе с тем его душа настойчиво напоминает ему: «ты слаб, ты ограничен, ты нуждаешься в той помощи, которую люди тебе дать не могут». И вот тут на том пути, который логически должен был бы привести человека все-таки в храм, оказываются расставлены многочисленные ловушки и силки, в которые человек, религиозно неграмотный, закономерным образом попадается. А эти силки и ловушки и есть те самые специалисты очень широкого рынка оккультных услуг. Это и маги, и экстрасенсы, и астрологи, и так называемые «бабки» и прочие, прочие, прочие, вся подобного рода публика.

Почему такой ажиотаж на сегодняшний день у нас сохраняется устойчиво в этой области? Дело в том, что практически все исследователи данной проблемы ― а проблеме этой не год, не десять лет, она периодически возникает на протяжении, наверно, всей истории человечества ― сходятся в том, что все неблагополучные периоды в истории различных государств, мира в целом, обязательно оказываются отмечены всплеском интереса к этой стороне — как раз по той причине, о которой мы говорим.

Отчего возникает, если судить с религиозной, духовной точки зрения тот или иной кризис в стране, в мире? Да от того, что люди забывают о Боге, от Него удаляются как от Источника своего бытия, и это приводит к сбою во всем — в экономике, в политике, в личной жизни конкретных людей, а из личной жизни конкретных людей складывается и жизнь того общества, которое они составляют. И от этого возникает ощущение неуверенности, паники: «Куда идти?». И вся эта масса на самом деле далеких от Бога людей устремляется туда, куда мы говорим. А в нашей стране мы можем наблюдать на протяжении, к сожалению, очень-очень многих лет крайнюю нестабильность и в политической, и в экономической сфере, а отсюда неуверенность людей не только в завтрашнем, но и в сегодняшнем дне. Поскольку, к сожалению, проблемами людей толком никто не занимается, это и толкает их в объятья потенциальных обманщиков и душегубцев.

Вед.: Но ведь мы постоянно слышим о том, что люди, которые называют себя ясновидящими, экстрасенсами, целителями истинными, очень часто обманывают своих «клиентов», оказываются на поверку аферистами. Неужели человек, обращаясь к такому «специалисту», не боится, что его обманут? Почему этот страх отсутствует, почему отсутствует здравый смысл?

Игумен Нектарий: Опять-таки тут несколько причин. Во-первых, на самом деле человек — это существо, которое с завидным упорством склонно повторять свои ошибки. Я как-то раз совершено случайно увидел, как на площадке, для этого специально предназначенной, инструктор обучает щенков немецкой овчарки недоверчивости. Есть такой необходимый навык, который должен быть у служебной собаки, и это делается очень просто: инструктор подзывает к себе щенка, пришедшего с владельцем и, когда тот весело подбегает, он его щиплет. Тому становится больно, он обижается, отбегает. И вот очень интересно, что были щенки, которые не подходили с первого раза, были те, которые подходили один раз, и пережив неприятное ощущение от щипка, больше не подходили, а были те, которые подходили два, и три, и четыре, и пять раз. И оказывалось — что с ними не делай, они все равно будут подходить. Большинство людей, к сожалению, таковы, потому что беспечны, живут, не используя тот опыт, который им предлагает сама реальность, их окружающая. Ну, и плюс, наверное, есть в этом некий элемент сознательного «делегирования ответственности». Когда человек склонен отказаться от ответственности за что-либо, от него очень трудно ожидать разумных действий. Психологи говорят о том, что существует множество различных страхов, фобий у современного человека. Но эти фобии действительно очень различны, и их можно объединить в одну — это страх жить, в принципе. А что самое страшное в жизни? Не страх голода, не страх смерти, не страх каких-то болезней, нет. Это страх отвечать за тот дар бытия, который тебе дал Бог. Конечно, не каждый человек понимает это именно таким образом, но, тем не менее, это так. Есть огромный соблазн кому-то эту ответственность «передоверить».

Когда человек приходит в храм, ему начинают объяснять: «Это действие выполняется с такой-то целью, это ― с такой-то целью…», ― и человек может понять, что он делает. Если же человек приходит к какому-то колдуну, магу, целителю, он ничего не понимает. Он говорит: «Вот у меня такая-то проблема, решите мне ее». Уже само это обращение предполагает, что человек не будет интересоваться, что с ним делают, (и действительно ни один человек не знает, что с ним там делают). Значит, это человек определенного склада: он все равно будет приходить и даже не задумываться о том, что его могут обмануть, и доверяться, и терпеть вред, ущерб, а потом снова пойдет. Причем, может быть, не к этому, а ко второму, к третьему, к четвертому. Потому что мне много приходилось видеть людей, которых передавали, как эстафету: сначала они пришли к бабке, потом к астрологу, потом к какому-то экстрасенсу из какой-то далекой страны, который даже не помнит, как она называется, и прочее, прочее, прочее. В этих блужданиях может наступить момент, который будет критическим, когда и психика человека, и его телесный состав придут в такое состояние, что он уже закономерным образом приблизится к смерти. Таких людей тоже видеть приходится.

Вед.: Но получается, что есть и люди, которые ни при каких условиях не пойдут к магам и целителям?

Игумен Нектарий: Да. Есть люди, которые просто по своему складу не пойдут, и не пойдут именно по той причине, что они считают так: «Если я не понимаю, что со мной будут делать, то я никому с собой делать ничего не дам». Вы знаете, у нас норма в советской медицине была: «Что мне сейчас будут делать?..» — «Больной, это не ваше дело, как вас будут лечить». Это ненормальный подход к процессу излечения. То же самое и здесь. Человек должен понимать. Если он не понимает, он не идет ― если у человека развито критическое мышление. В сущности, те люди, которые попадают в тоталитарные секты, те, кто идет лечиться к экстрасенсам, магам и оккультистам — это люди примерно одного склада. Это люди, не склонные критически мыслить, анализировать и желающие кому-то делегировать свою ответственность за себя и за свою судьбу. Причем потрясающая вещь — люди порой готовы на любой ущерб для себя, даже на ущерб здоровью и жизни, но только бы не отвечать ни за что.

Вед.: Батюшка, но ведь бывают такие ситуации, когда человек на самом деле адекватно их оценивать не может. Я говорю сейчас, вспоминая пример матерей Беслана, которым Григорий Грабовой обещал воскресить их детей. В таких случаях, наверно, трудно требовать от матери какого-то критического подхода. Человек доведен до отчаяния. Может быть, можно как-то себя заранее подготовить?

Игумен Нектарий: В каком бы состоянии человек ни находился, он все равно будет делать то, что ему свойственно. Конечно, Грабовой в той трагической ситуации сыграл самым страшным, самым подлым образом на человеческом горе, на том состоянии, в котором эти люди находились. Но, с другой стороны, если бы до этого страшного эпизода, до этой страшной трагедии у них не было потенциальной готовности обращения к подобного рода шарлатану, то этого бы и не произошло, когда трагедия случилась на самом деле. Поэтому здесь единственный способ не совершить такую ошибку — это иметь совершенно четкое отношение к данного рода рынку, а это именно рынок.

Это коммерция, это рынок, и на самом деле ничего более. Хотя это не всегда аферисты, не всегда шарлатаны, зачастую это люди, действительно обладающие некими возможностями. Но характер этих возможностей — это уже другой вопрос. Я даже сказал бы так: попасть к шарлатану не столь опасно, потому что шарлатан может вытянуть деньги, обмануть, заставить принять какие-то решения, которые не лучшим образом повлияют на жизнь, но он не может причинить человеку непоправимого духовного вреда. А если это не шарлатан, если это настоящий экстрасенс, то есть человек, вольно или невольно отдавшийся служению темным силам, то все будет гораздо хуже.

Вед.: Да, Православная Церковь говорит о том, что самое, наверное, страшное — это навредить своей душе через общение с миром духов или хотя бы через попытку общения с этим миром. Насколько такая опасность реальна, и в чем она заключается?

Игумен Нектарий: Она совершенно реальна. Просто большинство людей, которые обращаются за такого рода помощью, совершенно не думают ни о каком мире духов. Они слышат что-то о космических энергиях, о скрытых резервах самого человека, но не задаются вопросами ― ни что такое эта энергия, ни что такое эти скрытые возможности, а позволяют рассказать себе любую более-менее подходящую к этому случаю историю. На самом же деле мы находимся в неком постоянном пространстве, поле борьбы. Это примерно та борьба, о которой говорил Достоевский, когда говорил о том, что сердце человека — это поле, на котором Бог и диавол борются за душу человека. Но все это не столь просто, не столь однозначно. Не то, чтобы Бог и диавол боролись за душу человека, нет. Бог дает человеку все, что ему необходимо для спасения, а враг хочет его погубить ― так, наверное, было бы сказать правильнее. И когда у человека даже не возникает нравственный вопрос: «Откуда придет помощь?»,― то уже одним тем, что он не делает такого различения, он ставит себя в некую зону риска. А далее, когда оказывается, что он ищет помощи у тех людей, которые свою силу черпают у этой противной Богу, злой, страшной, разрушительной силы, он дает этой силе право в свою жизнь войти.

Почему мы убеждены в том, что подобного рода «чудотворцы» черпают свою силу из такого нечистого источника? По очень простой причине: если говорить о том, были ли истинные чудотворцы в истории Православной Церкви — да, действительно, были, и их было множество, но никто из них не занимался «практикой исцеления». Это просто были люди, которые жили в Боге, и Господь скорее слышал и исполнял их молитвы по причине чистоты их сердца, по причине их близости к Нему. Господь слышит каждого человека, и молитвы каждого человека готов исполнять, но проблема в том, что порою исполнение молитвы человека может оказаться для него опасным. И есть масса людей, молитвы которых нельзя исполнять не только потому, что они просят того, что не на пользу, а просто потому, что они возгордятся, погибнут от тщеславия, да просто даже сойдут с ума. Таких случаев в истории Церкви известно много, когда люди гибли только от того, что им начинало казаться, что они чудотворцы, что Господь все их прошения исполняет. Поэтому Господь и может исполнить просьбу либо человека, к Нему близкого, чистого сердцем, либо того человека, исполнение просьбы которого ему не нанесет вреда. Это как ребенок, которому можно дать лекарство, и оно вылечит ту болезнь, от которой хочет ребенок лечиться, но сам он может принять слишком большую дозу или неправильно его принимать, и погибнет от какой-то другой болезни или последствий приема этого лекарства.

Те же люди, которые занимаются практикой целительства сегодня, если посмотреть на их жизнь,— это не праведники, не святые, не отшельники, не безмолвники, не столпники. Это люди, которые в своей повседневной жизни совершают очень многие грехи, проступки. Дело не в том, что я их в чем-то обвиняю и говорю, что они хуже всех остальных. Да нет, они могут быть и не хуже, но и не лучше. И тогда возникает вопрос: откуда у них этот удивительный дар? Если же взять последствия такого рода обращения, то мы видим, что они оказываются очень разрушительными. Порою человек приходит к экстрасенсу с язвой, проходит какое-то количество лет после полученной «помощи» ― и он умирает от рака желудка. Бывает так, что совершенно разрушается жизнь семьи, которая сложилась благодаря каким-то приворотам и отворотам. Бывает, что в таких семьях происходят страшные события, причина которых совершенно непонятна ― например, муж вдруг взял и выбросился из окна, а жена взяла и открыла газ… И никто не может понять, что было отправной точкой того процесса, который потом полностью разрушил и семью, и личность.

Но бывает и так, что ничего столь страшного видимым образом не случается, однако происходят вещи еще более страшные: человек в своей жизни проходит мимо Бога. Потому что отчего Господь посылает нам болезни, скорби, какие-то тяжелые обстоятельства? — Оттого, что это для нас, неразумных, является поводом к Нему обратиться. И вот, как я уже говорил, человек двинулся определенной дорогой, и вдруг у него на пути появился кто-то и говорит: «Не надо туда ходить, я сейчас тебе все решу». И «решается» проблема без покаяния и без изменения сердца человека, и человек так и не приходит к Источнику бытия, счастья и спасения. Это даже еще страшнее, чем какие-то видимые последствия такого обращения.

Вед.: Тем более ведь часто, придя к какому-то экстрасенсу или ясновидящему, человек видит вокруг себя христианскую атрибутику — иконы, свечи, Распятие. Ему трудно узнать в этом целителе, к которому он пришел, шарлатана или мага, который может нанести вред его душе. В таких случаях на что он должен обратить внимание, о чем задуматься?

Игумен Нектарий: Ну, прежде всего, что касается атрибутики — это совершенно естественная вещь, потому что мы живем в стране с очень глубокими и древними православными корнями, и поэтому людям, которые занимаются оказанием подобного рода услуг, в общем-то, понятно, что на этом можно прекрасно сыграть. Хотя есть другой, скажем так, «пласт» специалистов такого рода, которые понимают, что есть огромная тяга, условно говоря, к некому Востоку, и ничего об этом Востоке не зная, они окружают себя какими-то атрибутами восточной религиозной мистики. Это могут быть курящиеся палочки, определенные звуки, определенные позы, одеяния и прочее. На что нужно смотреть для того, чтобы не обмануться? Опять-таки на то, о чем говорим мы: чего человек ищет прежде всего? Исцеления своей души, источник бедствий своей жизни? Если человек начинает его настойчиво искать, он понимает, что этот источник — его отступление от Бога, и даже непомышление о Нем. По большому счету, нужно не забывать о том, что необходимость анализировать и критически мыслить — это то, что должно быть присуще абсолютно каждому разумному, ответственному за свою жизнь человеку. И вот эти небольшие предосторожности, критическое мышление, анализ — они уже позволят избежать подобной беды.

Вед.: Батюшка, а что делать, если, например, я узнаю, что какой-то мой близкий человек собирается обратиться к такому целителю, допустим, и я пытаюсь объяснить, что «ты можешь навредить своей душе», я пытаюсь для него найти какие-то слова. а он говорит: «Нет, это не важно, самое главное, чтобы мне сейчас помогли, самое главное, чтобы у меня перестало болеть». Как быть, какое «последнее слово» для него найти?

Игумен Нектарий: Апостол говорит о том, что разумных надо спасать разумными доводами, а тех, кто очевидно неразумен, надо спасать страхом. То есть если человек не боится духовных последствий, мы можем объяснить возможность последствий чисто физических, о которых мы говорили уже раньше. Если этот человек живет в современном мире, он представляет себе, что такое заключение сделки или какого-то договора. Например, людям приходится продавать и покупать квартиру, масса бывает каких-то юридических моментов. И вот если человек не прочитал договора о предоставлении тех или иных услуг, он, как правило, его не подписывает. А здесь человек идет и подписывает договор, предметом которого является он сам, а что в этом договоре, какие последствия — он понятия не имеет. Прежде, чем пользоваться лекарством, следует прочитать прилагающуюся к нему бумажечку, аннотацию, в которой написано, каковы могут быть побочные последствия приема этого препарата. И надо человека ознакомить, если он нигде мне ознакомился, каковы могут быть последствия. А дальше остается только за него помолиться и надеяться, что он сделает правильный выбор. Хотя в конечном итоге это будет зависеть от самого человека. И каждому человеку обязательно Бог даст по его сердцу. Если человек ищет быть искушаемым, он будет искушаться и падет в этом искушении. А от нас зависит только сделать то малое, что мы можем.

Вед.: Бывает так, что человек сам в себе ощущает какой-то необычный дар: он либо предвидит какие-то события, либо чувствует, что может лечить или как-то воздействовать на других людей. Что он должен в таком случае делать, как к этому относиться, и как помочь ему разобраться, от кого этот дар — от Бога или с противоположной стороны? Существует мнение, что диавол не может подавать никаких дарований.

Игумен Нектарий: Нужно, наверное, не имея опыта самостоятельного различения подобных даров, обращаться к опыту, уже существующему. Для нас, верующих людей, таким опытом, точнее, сокровищницей опыта является огромная библиотека святоотеческих творений. И при всей разности, при всем различии тех ситуаций, которые описываются и в житиях святых, в различных Отечниках и Патериках, можно увидеть нечто общее. Когда святым давался дивный дар чудотворения, исцеления немощствующих, изгнания нечистых духов, большая часть этих святых, за редким исключением, этого дара бежали, просили, чтобы Господь у них дар отъял. И более того, были святые, у которых по их молитве Господь этот дар отнимал. Почему? Потому что они знали, насколько легко даже Божиим даром прельститься, насколько легко пасть.

Почему апостол Петр сначала идет по воде, а потом начинает тонуть? Говорят, просто потому, что он усомнился. А усомнился в чем, если копнуть поглубже? Он не усомнился вступить на бушующую воду, пошел по ней. Значит, у него хватило веры, чтобы это сделать. Но, как некоторые толковники объясняют, в какой-то момент он забыл, что идет по воде только лишь силой Божией, подумал, что он идет сам. А как только он подумал, что идет сам, в этот момент он уже усомнился и начал тонуть.

То же самое происходит, и очень легко может произойти, с любым человеком, который получил от Бога какой-то дар, поэтому святые этих даров боялись. Но что такое святой человек? Это человек, который стяжал эту святость, эту чистоту долговременным подвигом, долговременным вниманием к себе, отсечением всех гордых, тщеславных, нечистых помыслов и движений сердца. А имеем ли такой опыт мы? Имеем ли мы опыт подобного рода борьбы, подобную же сердечную чистоту? Нет, не имеем. И поэтому, если этот дар (даже не будем разбираться, откуда он) у нас появляется, конечно, он очень скоро может нас погубить.

Что касается дара, я не думаю, что его будет давать человеку, не готовому к этому, именно Господь, потому что Он заботится о человеке и не хочет для него ни погибели, ни какого-то искушения. Тогда это действительно некое искушение от врага, а враг не может творить подлинных чудес. Но, тем не менее, он имеет ту силу с отрицательным знаком, которая может создавать иллюзию чудес. Он ничего не может создать по-настоящему, он ничего не может сотворить. Но приставить к чему-то заплатку, так образно, примитивно говоря,— да, конечно же, может.

Но это могут быть и естественные способности человека. Какие? Не какие-то загадочные «резервы», о которых говорят экстрасенсы, а, скорее, это некая тень утраченного, потому что первозданный человек был прекрасен, он был совершенен. И ему были присущи очень многие возможности, которые уже не присущи нам сейчас. Наверное, самое главное изменение, которое произошло,— это утрата способностей душой человека. Вот мы читаем в Писании, что после грехопадения наших праотцев Господь сделал для них кожаные ризы, и они стали их и нашим достоянием на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, это не кожные покровы, которые, видимо, и первоначально присутствовали у человека. Это и не шкуры диких животных, которыми человек себя покрыл, чтобы не бояться холода. Эти кожаные ризы, по толкованию многих святых отцов, — некая «отгороженность» от духовного мира. Почему? Потому что в своем падшем состоянии человек гораздо скорее вступил бы во взаимоотношения с миром падших духов, нежели с миром духов светлых. И все-таки повышенная чувствительность души у некоторых людей сохраняется. Это как какая-то очень тонкая мембрана, которая улавливает колебания происходящего, но эти колебания бывают очень неясными, нечеткими. И опять-таки — пережив, как сбывается то, что ты предчувствовал или видел во сне раз, другой, третий, очень легко этим обольститься, очень легко повредиться. А враг находится где-то рядом, и он уже готов взять человека, ему поверившего, и повести куда-то за руку. Даже не ему поверившего, а просто поверившего себе. Потому что это одинаково — что верить себе, что верить врагу — для него это одно и то же.

Бывает так, что мы чувствуем, что что-то происходит с близким нам человеком. Чувствуем почему? Душа наша это ощущает. Но лучше всегда не доверяться этому чувству, а хотя бы позвонить и спросить. И даже если это подтвердится, не считать в следующий раз, когда мы вновь что-то почувствовали, что так оно и есть. Опять-таки ведь были подвижники в истории Церкви, которые начинали видеть сны, слышать какие-то голоса, и это сбывалось, реализовывалось. А потом они вдруг в какой-то момент бросались в пропасть, накладывали на себя руки или каким-то другим способом кончали очень бедственно свою жизнь.

Вед.: Если человек все-таки мучается тем, что, отказавшись от своего дара, он не поможет кому-то другому, как его можно утешить или немножко изменить его сознание?

Игумен Нектарий: Опять-таки такой страх, такое неверие — это отсутствие надежды на Бога, потому что у Бога очень много способов человеку помочь. А считать, что именно через наши некие непонятные нам способности Он эту помощь готов оказать — на самом деле это большая гордость и большое неразумие. У нас есть руки, у нас есть ноги, у нас есть силы ― и это то, что мы реально можем положить на служение своему ближнему, и в последствиях такого служения можем быть более или менее уверены. А если это какие-то неведомые нам самим силы, откуда мы можем знать ― эти силы созидают или разрушают? Или сначала созидают, а потом разрушают? Не знаем. Поэтому не стоит, не зная самим, своим незнанием губить другого человека. Потому что если говорить о медицине, один из ее основополагающих принципов — «Не навреди». А как ты можешь быть уверен, что ты не навредишь, когда ты оперируешь тем, что даже твоему сознанию неподвластно?

Мне пришлось не так давно общаться с одним бывшим экстрасенсом. Это чудно звучит: «бывший экстрасенс», уже само по себе наводит на мысль, что это некая «профессия», которую человек приобретает, а потом может ее оставить. И это был достаточно искренний, откровенный человек, который как раз говорил о том, что он очень хорошо понимал: то, что он делает,— это просто зарабатывание денег, эксплуатация того, что он сам в себе не понимает до конца. И эта мысль все больше угнетала его и, в конце концов, настолько измучила его совесть, что он отказался от того, чем занимался. К сожалению, такая честность, искренность и готовность последовать велению совести — большая редкость. Но есть еще один момент: он ощущал опасность того, что он делал, потому что действительно не знал источника этой силы, этих зарождающихся способностей. А надо сказать, что то, что приходит от Бога, всегда мирно и спокойно, и у человека нету ни страха, ни трепета, ни дрожи. Наоборот, ощущение мира. А «сила», которая приходит от врага, и «помощь», которая от него приходит, всегда сопряжена с чувством беспокойства, немирности, возбуждения, экзальтации. Но опять-таки по-настоящему различать это могут люди с навыком к различению добра и зла, к различению духов, как говорит один из апостолов. Нам же, обычным немощным людям, лучше просто помнить, что все, что от Бога, Господь нам обязательно даст Сам, а неизученные способности человека или «космические энергии» — это то, во что рядится враг для того, чтобы нас обмануть.

Фото: volyn.tabloyid.com

Хотелось бы коснуться темы, которая на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной и в то же время весьма проблематичной, и разобраться в духовном явлении, ворвавшемся в жизнь нашего общества в девяностых годах уже прошлого, двадцатого столетья, и продолжающем смущать многих.

Это всевозможные методы псевдонетрадиционного целительства, экстрасенсорика, различные способы гадания, снятия или наведения порчи, корректировки кармы и открытия чакр, «потомственные целители», «спасители», «провидцы» и «предсказатели», колдуны и маги – все то, что можно отнести к области нецерковной и внецерковной мистики.

В конце прошлого века, когда разрушалась устоявшаяся и казавшаяся незыблемой система государственных, межличностных и духовных взаимоотношений, когда общество бросало «огня да в полымя», из одного кризиса в другой, когда государственная пропаганда официального атеизма полностью изжила себя, обезверившиеся, обнищавшие и несчастные люди с огромной энергией ринулись ко всевозможным народным целителям и провидцам, которые обещали в одно мгновение избавить от всех мыслимых и немыслимых бед, проблем и злосчастий, подарить здоровье, вернуть любимого или любимую, дать богатство и удачу. И лишенные подлинной, благодатной и, самое главное, проверенной двухтысячелетним опытом мистической жизни в Церкви, воспитанные в безверии и бездуховности и истосковавшиеся по вере люди, жившие на одной шестой части суши, бросились в объятия псевдодуховности и псевдомистики. Так в нашу жизнь ворвалось понятие «экстрасенс».

С экрана телевизора, со страниц периодических изданий, с огромных городских рекламных щитов зовут нас и предлагают свои услуги труженики невидимого фронта, стахановцы магических услуг. Наверное, на каждой книжной раскладке можно найти пособия по ворожбе или привороту, а в каждом уважающем себя городе или даже селе есть свой местный экстрасенс. В чем же суть этой внецерковной и нецерковной мистики?

Для того чтобы разобраться в этом, мы должны понять, что такое магия и из какого источника черпает она свои силы. Практикующие маги и экстрасенсы могут долго рассказывать о том, что существуют разные виды магии – черная, белая, зеленая, что силы для своих чудес они берут из неисчерпаемых источников космоса, от древних сил земли. Но важно помнить, что у всей нецерковной мистики один источник и происхождение всей этой мистической силы явно не Божественное. Не Бог, любящий Творец и Промыслитель всего существующего, действует через всевозможных целителей и экстрасенсов. Их источник – древний змий и человекоубийца искони, диавол. Почему? Потому что для того, чтобы Бог вошел в жизнь человека, чтобы его душа озарилась Божественным светом, нужен подвиг со стороны каждого из нас. Необходимо очищение души от грязи греха, требуется подвиг сораспятия себя Христу, нужно прощение, желание стать лучше – это ключи, отверзающие двери человеческого сердца для Божественного Гостя – Христа, Который Один сможет принести покой, радость о Святом Духе, прощение грехов и самое главное – подлинное счастье.

Но экстрасенсы и маги предлагают иной путь, путь духовной безответственности и детерминизма, путь пассивности. От человека требуется только одно – прийти и довериться, т. е. добровольно отдать себя в распоряжение тех сил, которые общаются с экстрасенсом, т. е. в руки диавола. Один, казалось бы, безобидный визит к магу – и ваша душа нараспашку открыта для воздействия злой всеразрушающей воли, для демонического влияния. Но, могут возразить апологеты целителей, ведь существуют многие экстрасенсы и так называемые бабки, которые своих пациентов сразу отправляют в храм, предлагая им сделать то или иное действие – поставить девять свечей, поцеловать пять икон, поисповедоваться и причаститься, и только затем приступают к совершению определенных обрядов. Но давайте задумаемся, для кого и к кому приходит в храм подобный человек – по зову сердца, повинуясь призыву Бога, или по повелению бабки, в надежде на кого теплит он свечи перед образами – на Бога или на бабушку Марию или Шуру. Таким образом, получается, что этот человек, даже приходя в храм, совершает грех – кощунство, смеясь над Богом и подобающую Ему одному славу и надежду воздавая нечестивым служителям сатаны. И посредством этого кощунства, этого греха злые силы получают еще большую власть над душою человека.

Но снова могут послышаться возражения: какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если они помогают людям, если мы видим реальный результат их действий. Но результат результату рознь. Каждый человек, в поисках духовности забредающий в дебри псевдодуховности, в конечном итоге ищет счастья. Но именно счастья и не могут дать человеку злые адские силы, потому что вне Бога и без Бога не сможет обрести счастье тот, кто сотворен по образу и подобию Божию. Сатана способен дать лишь временную иллюзию счастья, но цена этой иллюзии совсем не иллюзорна – это вечное спасение человеческой души, это отказ от жизни в божественной любви, в конечном счете, это отказ от Бога и возможности по-настоящему любить, а счастья без любви нет и быть не может. Не способны злоба, ненависть и коварство подарить счастье. И потому обманывается и заблуждается тот, кто пытается найти спасение от неприятностей в поисках очередного мага, колдуна, экстрасенса, потому что окончание и логический итог его пути – в мрачных глубинах преисподней бездны.

Наверное, каждый духовник, принимающий исповедь, может рассказать не один десяток случаев, когда итогом, казалось бы, безобидного похода к экстрасенсу становятся искалеченное здоровье и изувеченные судьбы целых поколений.

Но Всемилостивый Господь, любящий каждого из нас, дает нам возможность исправить собственные ошибки, совершенные, может быть, по неведению или по глупости. Для этого нужно совсем немного – попросить у Бога, Которого мы оскорбляем и печалим своими обращениями к магам и сатане, прощения, покаяться в Таинстве Исповеди. Этим действием, своим покаянием, своим обращением к Богу, мы выразим свое желание и дадим Богу возможность войти в нашу жизнь, осиять нас Своею любовью, Своею благодатью, в свете которой исчезают все гнусные дела приспешников падших духов. Бог один силен даровать нам прощение и освободить от груза прошлых ошибок, и Он непременно услышит каждого и поможет! От нас требуется только сделать шаг навстречу Господу, Который ожидает нас с распростертыми объятиями.

  • 16 апр. 2020 г.
  • Комментариев нет

На дворе двадцать первый век, а интересующихся гаданиями и желающих обратится к гадалкам и магам становится все больше. Проблемы в отношениях и на работе, стрессы и депрессии, жизненные трудности и прочие приводят людей к магам и гадалкам. Но какие опасности предостерегают тех, кто хочет узнать свое будущее?

Сколько существует человечество, столько же – и желание заглянуть в завтрашний день и предсказать события. Причем пророчества осуществляются разными способами: проведение различных обрядов, гадание на картах (игральных, Таро, Ленорман и прочих), на рунах, по руке, пишет Колобок. Экстрасенсы также «смотрят» в стеклянный шар, медиумы вызывают духов, а целители лечат зловониями и травяными сборами. Но стоит ли обращаться к их услугам? И если все же не стоит, каковы причины этого.

Причины, по которым не стоит ходить к гадалкам, магам и экстрасенсам

1. Вопрос веры

Если вы человек верующий, адепты всех без исключения вероисповеданий осуждают тех, кто обращается к экстрасенсам, магам и служителям оккультных наук. По мнению церкви, обращаться к гадалкам за помощью – большой грех.

2. Проецирование событий

Так, если вы воспользовались услугами мага, и он напророчил вам некий ход событий, то в будущем вы будете ожидать только того, о чем вам сказал экстрасенс и все остальное отвергать. Таким образом, вы сами проецируете свою судьбу под предсказание, а все события, не вкладывающиеся в него, склонны отрицать.
Вот, например, нагадали вам красивого светловолосого обеспеченного парня в мужья. В итоге, на влюбленного в вас брюнета вы не обращаете никакого внимания и вполне можете «пропустить» свою настоящую судьбу и длительное время пребывать в одиночестве. А можете и всю жизнь прождать обещанного блондина, который так и не появится на вашем жизненном горизонте.

3. Психологическая зависимость

Удивительно, но мало кто из обратившихся к экстрасенсам делает это единожды. Так, к магам обычно приходят люди впечатлительные и эмоционально неустойчивые. Человеку бы к психологу обратится, но идет он к гадалкам, которые, кстати, кроме знания эзотерических законов и практик, являются прекрасными психологами.

Так вот, походы к предсказателям становятся для таких людей систематическими. И не только к одному прорицателю, но и ко многим другим. Для чего? Чтобы те опровергли предсказание, которое клиенту не понравилось, или подтвердили приятные прогнозы.

Подобные «хождения» по магам и экстрасенсам иногда приводят людей с расшатанной психикой к депрессии, порой даже к больничной койке и длительному лечению. А это уже повод серьезно задуматься.

4. Риск быть обманутым

Тут речь идет о большой вероятности попасть на прием к шарлатану. Нет, люди со способностями и знаниями, несомненно, существуют. Но их очень немного, а мошенников, желающих нажиться на чужой беде, становится все больше, в частности, благодаря развитию интернет-технологий. И «бабки» их успешно осваивают и используют для своей «работы».

5. Риск финансово разориться

Существуют экстрасенсы, нечистые на руку либо со слишком завышенной самооценкой, правящие сотни условных единиц за получасовой сеанс гадания. Что уж говорить о сомнительных обрядах и заговорах, опустошающих кошелек клиентов. А люди, в надежде на чудо и улучшение жизни по «мановению волшебной палочки» добровольно несут свои кровно заработанные магам и экстрасенсам. И не понимают, что это не только делает их жизнь менее обеспеченной и спокойной. А жизненные проблемы решения не находят.

На самом деле, у экстрасенсов могут быть разные финансовые аппетиты либо они, используя методы гипноза, заставят вам добровольно выложить кругленькую сумму.

Говорят, что люди, действительно наделенные даром ясновидения и экстрасенсторики не назначают цену и не берут плату за свои услуги. У людей со сверхспособностями свои законы, ведь считается, что этот дар дан свыше человеку бесплатно, значит и людям они должны помогать бесплатно. А кто нарушит этот закон Вселенной, потеряет дар.

Вопрос: По телевидению сейчас показывают передачи с участием экстрасенсов. Как к этому относиться?

Митрополит Иларион: Церковь отрицательно относится к сеансам экстрасенсов, потому что считает это шарлатанством и лжецелительством. Экстрасенсы, которые осуществляют свои сеансы по телевидению, могут добиться определенного эффекта в силу того, что человек психологически может быть предрасположен к тем или иным формам внушения. Как правило, экстрасенсы, так же как и сектанты, действуют на определенную категорию людей. Ведь не всякий человек пойдет в секту. В секту обычно попадают люди, которые имеют внутреннюю предрасположенность к тому, чтобы ими манипулировали, а секты всегда манипулируют людьми.

Экстрасенсы тоже манипулируют людьми. Причем они используют такие энергии, природу которых они сами могут не знать. И человек, который отдает себя в руки экстрасенса, даже не представляет, какие могут быть последствия. Действительно, иногда экстрасенсы добиваются некоего краткосрочного эффекта, но в долгосрочной перспективе обращение к ним может привести к совершенно непредсказуемым и часто трагическим последствиям, к психологическим срывам, и вообще к разрушению психики человека. И очень многие люди, которые лечились у экстрасенсов, потом приходят к нам в Церковь на реабилитацию. Эта реабилитация иногда, поверьте, оказывается очень трудной, так как экстрасенсы способны исказить внутреннее психическое пространство человека.

Экстрасенс и целитель Маргарита Домбровская медитирует у моря
Источник: Владимиров / РИА Новости

Вопрос: Люди, симпатизирующие целителям и ворожеям, которые ныне окружены иконами и крестами, приводят в пример евангельскую историю, когда ученики жалуются Спасителю на неких людей, занимающихся исцелением тяжелобольных и совершающих иные чудеса именем Христа. На что Господь велит оставить тех в покое, если они делают это от имени Бога. Нынешние лекари и прочие экзорцисты жалуются на запрет прихожанам Православной Церкви обращаться к ним. Как им ответить?

Митрополит Иларион: Думаю, так и надо ответить: если вы хотите получить благословение Православной Церкви, то сначала получите его, а потом уже занимайтесь целительством. И Церковь безошибочно определит, кто является истинным целителем. Ведь Церковь не выступает, например, против нетрадиционных способов медицины, или против народной медицины, или гомеопатии.

Но Церковь может определить, кто от Бога, а кто не от Бога. И зачастую люди, которые увешивают свои офисы иконами, ставят свечки, и в текст своих заклинаний вставляют имена Бога или святых, просто на этом спекулируют. Они надевают религиозную маску, а оперируют, как я уже сказал, теми энергиями, которые могут иметь либо демоническую силу, либо их природа и вовсе неизвестна.

В этом заключается опасность целителей и ворожей, экстрасенсов, экзорцистов, обещающих излечить смертельную болезнь, вернуть ушедшего из семьи мужа, избавить от алкоголизма. Это очень опасные эксперименты, которые зачастую приводят к семейным и личным трагедиям, а порой даже к смерти людей. Поэтому Церковь предупреждает, что к ним нужно относиться с предельной осторожностью и никогда не поддаваться искушению решить сложные проблемы простым путем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *