Церковь и налоги

Многие противники церкви в своих выпадах против священнослужителей поднимают вопрос финансов, ведь по их понятиям церковь не только не платит налоги в казну государства, но и «обирает» граждан, собирая взносы и пожертвования. Именно поэтому вот уже 10 лет ведутся споры о налогообложении для религиозных организаций, поскольку граждане считают, что РПЦ имеет огромные доходы, которые не попадают в казну. Насколько правдивы эти нападки и как обстоят дела с церковным налогообложением?

Прибыль религиозных организаций

Русская православная церковь по своей организационной форме относится к некоммерческим предприятиям, соответственно, она существует автономно на собственные средства. При этом она не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность и получать прибыль. Доход церкви не является официальным и не отражен в официальной документации.

Православная церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении

Православная церковь может существовать благодаря нескольким факторам, которые в совокупности становятся ее общим доходом:

  • воскресные пожертвования от прихожан;
  • номинальная плата за участие священнослужителей в религиозных обрядах, например, крещении ребенка, отпевании умершего, венчания и прочего;
  • спонсорские вклады;
  • продажа религиозной атрибутики и церковной литературы и икон;
  • доход от коммерческих зарегистрированных организаций, которые подчиняются руководству РПЦ;
  • прибыль от ряда объектов хозяйствования, которые были переданы в бесплатное пользование;
  • льготное использование электроэнергии и коммунальных услуг.

Читайте о церковной деятельности:

  • Почему и зачем у православных много храмов
  • Зачем и на что церковь собирает деньги

Во владении церкви находятся около 34,5 тысяч храмов и 293 епархии (по словам патриарха Кирилла), которые каждый месяц приносят около 3 миллионов рублей. Ежемесячно процент (от 10 до 50%) от церковных доходов отправляется в казну епархии, откуда равномерно распределяются между приходами на их нужды. Пожертвования регулярно собираются и записываются лично главным служителем церкви, с примечанием, какой процент был перечислен в епархию.

Важно! На эти средства восстанавливаются и поддерживаются разрушенные храмы и монастыри.

Все устройство церкви такое, что позволяет ей не просить у государства постоянно бюджетные средства и полностью автономно существовать. Например, православные монастыри имеют на своей территории обязательное хозяйство, где выращивают домашнюю птицу, коров, свиней, имеют огороды и плодовые сады. Это не только позволяет обителям существовать автономно на собственных продуктах, но и отдавать средства с их продажи в епархию.

На заметку! Такое устройство крайне удобно как для церкви, так и для государства. При этом именно такое устройство позволяет выплачивать зарплаты священникам.

Зарплаты священников в России

Контроль и учет экономической деятельности церкви в России с 2009 года осуществляет Финансово-хозяйственное управление. Все священнослужителя РПЦ должны иметь соответствующие документы, которые подтверждают и регистрируют их трудовую деятельность. Среди них:

  1. Трудовая книжка.
  2. Медицинская страховка.
  3. Номер в Пенсионном фонде.

Священники РПЦ получают финансовую поддержку, равную средней по региону зарплате

Исходя из этих документов, священнослужителя получают фиксированную заработную плату ежемесячно с отчислениями в Пенсионный фонд.

Ежемесячные выплаты священникам в виде заработной платы равны средней по региону зарплате работника государственной сферы (учителя, врача, госслужащего) — это около 16-20 тысяч рублей в средней полосе Российской Федерации и чуть выше в центральном регионе и на Дальнем Востоке (до 50-80 тысяч).

С 2013 года по закону священнослужителя имеют право на финансовую поддержку со стороны РПЦ. Для ее получения священнослужители должны обратиться с соответствующим прошением к их поместной епархии. Сегодня работает специальная комиссия, работа которой заключается в попечении служителей и их помощи им, особенно многодетным семьям, нуждающимся в социальной защите.

Российское законодательство и РПЦ

Как уже было сказано, РПЦ — это некоммерческая организация. Но она, тем не менее, занимает позицию полноценного участника хозяйственных отношений, т.е. ведет некоммерческую деятельность и обладает неким имуществом (земельные ресурсы, оборудование и пр.). Вполне очевидно, что по определению законодательства, РПЦ будет называть юридическим лицом.

Статья 8 ФЗ № 125 определяет церковь как объединение граждан (по собственной воле), которое создано для того, чтобы вместе исповедовать свою веру и заниматься ее распространением. Это определение учитывает специфическую культовую деятельность, которая проводится священнослужителями, т.е. проведение обрядов крещения, покаяния, исповедания, отпевания и пр. Поэтому к РПЦ резонно применять статьи закона, которые контролируют деятельность подобных организаций.

Церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства

Первостепенная статья закона, которая контролируют церковную деятельность содержится в ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях». Именно этот закон позволяет РПЦ организовывать предприятия, которые будут контролироваться главой церкви и через них осуществлять любую предпринимательскую деятельность. А ФЗ № 129 «О госрегистрации ИП» определяет необходимость регистрации храмов и епархий, а также всех их отделений. Процесс государственной регистрации и порядок его осуществления изложен в ФЗ № 125.

А НК РФ в статье 3, пп.1 является основанием для освобождения продукции РПЦ от обложения НДС, поскольку эта продукция является предметом религиозного поклонения. В 2001 году было выпущено постановление РФ № 251, которое содержит полный список всех предметов и услуг, реализуемых церковью без уплаты НДС.

А вот с продукции религиозного поклонения, которая ввозится из-за рубежа, РПЦ обязана выплачивать налог, но согласно документу «О ввозе материалов образовательного и культурного характера» он не может быть выше того, что взимается с товаров на территории его производства.

Льготы на налоги

Своей деятельностью РПЦ не нарушает российское законодательство, поскольку ее коммерческие организации исправно платят налоги в казну. А сама церковь действует согласно законам о некоммерческих организациях.

Русская православная церковь наделена большим рядом налоговых льгот

При этом она не полностью освобождена от уплаты налогов — есть ряд выплат, которые обязаны осуществлять все организации и РПЦ не исключение. Среди таких выплат:

  • обложение НДС на выплаты некоторых религиозных обрядов и операций;
  • минимальный налог на церковное имущество;
  • полный объем налогов взимается с произведенных в монастырях алкогольных напитков;
  • полный пакет налогов уплачивают коммерческие церковные организации (цеха по производству свечей, субъекты хозяйствования);
  • оплачивается региональный взнос по транспортному налогу.

На заметку! Пожертвования и спонсорские взносы не облагаются налогами, как и церковные земельные ресурсы и целевые средства, полученные от продажи книг, утвари и проведения религиозных обрядов.

Например, список вещей, которые освобождены от уплаты 18% налога НДС, следующий: ризы, печатная образовательная литература, элементы дизайна и интерьера, предметы религиозного поклонения (алтари, кресты) и вещи, использующиеся в проведении обрядов (ладанки, кадила и пр.).

Несмотря на упрощенное налогообложение в некоторых сферах и многочисленные налоговые льготы, священнослужители регулярно вносят свою часть в государственную казну и утверждать, что РПЦ полностью существует на государственные средства, ничего не давая взамен совершенно неправильно.

Важно! Церковь — это полноценная организация, которая активно принимает участие в формировании современного общества не только в его духовной сфере, но и в материальной, выплачивая положенные по закону взносы. На какие деньги живет православная церковь?

Москва. 27 марта. INTERFAX.RU — Официальный спикер Русской православной церкви Владимир Легойда отверг версию о том, что она не хочет закрывать храмы, чтобы не остаться без прибыли.

«В безответственных тележных каналах постятся странные версии, что Русская православная церковь не закрывает храмы и монастыри будто бы потому, что не хочет отказаться от доходов. И храмы сравниваются с ресторанами, которые были вынуждены «мужественно и ответственно» закрыться. Конечно, если ты веришь, что Бога нет, то можешь твердить, что храмы — это пункты обмена денег на свечки. Но если ты хоть раз был в церкви, ты понимаешь, что это неправда», — пишет в пятницу Легойда в своем телеграм-канале.

Он отмечает, что священник — это «духовный врач, который, подобно врачу физическому, обязан принимать приходящих к нему, как бы ему ни хотелось самоизолироваться». При этом многие из священников старше 65 лет, но их, как и врачей, никто не «освободит» от пастырского долга и как офицеров — не отправит на карантин, потому что священник тоже дает присягу — служить Богу и людям, подчеркнул представитель Церкви.

«И никто не скажет, что наступил перерыв в этом служении людям, любви к ним, которая сейчас нужна больше, чем когда-либо. Священники так же, как и врачи, пойдут (и ходят) домой к старикам и в больницы к инфицированным», — добавил он.

По словам Легойды, «священник всегда останется на посту» и будет служить и молиться, в том числе для тех и за тех из нас, кто по здоровью или другим причинам сегодня остается дома, находится в больнице или выполняет свой долг на государственной службе или врачебном посту.

«Дай Бог нам всем преодолеть прилетевшую к нам заразу вместе, в любви друг ко другу и взаимопомощи», — заключает представитель Церкви.

Документ : Налогообложение добровольных пожертвований

Налогообложение добровольных пожертвований

Сподписанием Указа Президента Украины от 15.10.96 г. N 947 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Украины» отменен ряд указов, которыми предоставлялись льготы по налогообложению. В связи с тем что данный указ не был опубликован в официальных изданиях, юридическое управление администрации Президента Украины на запрос Государственной налоговой администрации Украины о сроках вступления в силу этого документа письмом от 16.12.96 г. N 6-7-156/30984 разъяснило, что в соответствии с действующим законодательством указы и распоряжения, которые не опубликованы или не подлежат опубликованию, вступают в силу через три дня после их подписания, если иное не установлено самим указом или распоряжением. В данном случае — с 19 октября 1996 года.

В то же время пунктом 2 Указа Президента Украины «О внесении изменений в Положение о порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Украины и о порядке вступления в силу этих актов» установлено, что указы и распоряжения президента Украины вступают в силу через три дня после их опубликования в газете «Урядовый курьер», если иное не установлено самим указом или распоряжением. А указы и распоряжения, которые не подлежат опубликованию, вступают в силу через три дня после их подписания, если иное не установлено самим указом или распоряжением.

Среди прочих документов отменен Указ Президента Украины от 12.08.95 г. N 750 «О льготах по налогообложению добровольных пожертвований юридических и физических лиц» (далее — Указ), в связи с чем читатели начали задавать многочисленные вопросы по действующему на данный момент порядку налогообложения сумм добровольных пожертвований как у стороны, оказывающей помощь, так и у получателя.

Налогообложение юридических и физических лиц, оказывающих помощь

Всоответствии с пунктом 1.24 статьи 1 Закона Украины от 28.12.94 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) добровольными пожертвованиями являются взносы предприятий и граждан на общественные потребности, а также в неприбыльные организации граждан, созданные согласно законодательству об объединениях граждан, а именно:

— взносы в Государственный бюджет Украины, местные бюджеты в случае, если такие взносы используются в пределах общих ассигнований бюджета и не связаны прямо или косвенно с увеличением прибыли таких предприятий или граждан;

— взносы в неприбыльные организации, созданные для осуществления религиозной, экологической, оздоровительной, культурной, образовательной, научной и благотворительной деятельности (далее неприбыльные организации), в случае, если деятельность таких неприбыльных организаций не связана прямо или косвенно с увеличением прибыли таких предприятий или граждан и если доходы таких неприбыльных организаций формируются исключительно из добровольных пожертвований.

Согласно подпункту 3.1.2 Закона в целях налогообложения балансовая прибыль предприятий может уменьшаться в пределах 4 % на сумму денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов предприятий, перечисленных (переданных) неприбыльным организациям для осуществления указанных выше видов деятельности.

Передача основных фондов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов осуществляется по остаточной стоимости, товаров — по покупной стоимости, другого имущества — по фактической себестоимости.

Законом не предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли юридических лиц на суммы оказываемой благотворительной помощи нуждающимся гражданам. Поэтому указанные выплаты физическим лицам осуществляются за счет прибыли ‘предприятия, остающейся после налогообложения, и у источника выплаты уменьшаются на сумму удержанного подоходного налога.

В период действия Указа обороты по бесплатной передаче товаров (работ, услуг), включая импортные, не являлись объектами обложения налогом на добавленную стоимость.

На данный момент объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 13 «в» Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 10.02.93 г. N 3 (далее — Инструкция N 3), не являются добровольные взносы и пожертвования предприятий на благотворительные цели некоммерческим благотворительным организациям.

А обороты по передаче бесплатно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) являются объектом налогообложения согласно пункту 8 «в» Инструкции N 3. Размер налога на добавленную стоимость при передаче основных фондов определяется в соответствии с пунктами 22 и 108 указанной Инструкции.

В случае внесения добровольных пожертвований физическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, в отделения благотворительных и экологических фондов, предприятиям, учреждениям, организациям и заведениям культуры, просвещения, науки, охраны здоровья и социального обеспечения, финансирующимся из бюджета, указанные суммы в соответствии с пунктом 5.14 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12 (далее — Инструкция N 12), исключаются из совокупного налогооблагаемого дохода физического лица в пределах 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом основанием для исключения указанных взносов из налогооблагаемой заработной платы по месту основной работы является заявление работника с просьбой направить часть заработка на указанные цели. Основанием для исключения сумм добровольных пожертвований из совокупного дохода в декларации граждан, которые имеют доходы не по месту основной работы и подлежат налогообложению непосредственно налоговыми администрациями, является выданный отделениями банка или связи соответствующий документ, подтверждающий внесение или перечисление таких сумм неприбыльным организациям.

Удержание взносов в Пенсионный фонд Украины в размере 1 %, а также начисление обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды при перечислении добровольных пожертвований с доходов физических лиц осуществляется на общих основаниях с начисленного указанным работникам фонда оплаты труда.

Налогообложение юридических и физических лиц, получающих помощь

Всоответствии с пунктом 3.2 Закона не считаются прибылью и не облагаются налогом денежные средства, материальные ценности и нематериальные активы, поступающие бесплатно в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов, фондам, учреждениям, общественным и религиозным организациям, целью деятельности которых не является получение прибыли, для осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной, научной и благотворительной деятельности.

Особенности создания и осуществления деятельности общественными и религиозными организациями в Украине регулируются законами «Об объединениях граждан» и «О свободе совести и религиозных организациях».

Общественные организации — это прошедшие государственную регистрацию объединения граждан, созданные для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов. Устав организации должен содержать цели и задачи создаваемого объединения граждан.

Религиозными организациями в Украине являются религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общины (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеуказанных религиозных организаций. Религиозные организации также подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Неприбыльные организации, получившие средства, материальные ценности и нематериальные активы в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований юридических и физических лиц, за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) подают в государственную налоговую администрацию по месту своего нахождения справку по форме, предусмотренной приложением N 8 Правил применения Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

В случае использования полученных денежных средств и ценностей не по целевому назначению указанные средства подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

Законом Украины от 10.07.96 г. N 303/96-ВР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам льготного налогообложения предприятий и организаций всеукраинских и международных объединений граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», внесена дополнительная статья 8(1) в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в соответствии с которой балансовая прибыль всеукраинских и международных объединений граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, не увеличивается на сумму денежных средств, материальных ценностей или нематериальных активов, поступающих бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований.

При этом предприятия, учрежденные всеукраинскими и международными объединениями граждан. пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, полностью находящиеся в их собственности, и при условии, что количество пострадавших работников на этих предприятиях составляет не менее 75 процентов, имеют право на уменьшение суммы начисленного налога на прибыль на сумму средств, перечисленных в течение отчетного периода таким объединениям граждан на осуществление уставной деятельности — представление социальной и медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

В случае использования указанных средств не по целевому назначению эти средства подлежат взысканию в бюджет.

Согласно Перечню всеукраинских и международных объединений граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.10.96 г. N 1279, льготами по налогообложению пользуются Международная организация ‘Союз Чернобыля» и Всеукраинская общественная организация «Союз Чернобыля Украины».

Перечень предприятий, учредителями которых являются указанные объединения, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.02.97 г. N 113 в редакции постановления от 24.04.97 г. N 390.

Указ предусматривал также освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, акцизным сбором и ввозной пошлиной во время перемещения через таможенную границу Украины товаров, поступающих от нерезидентов неприбыльным организациям. На данный момент порядок оформления и налогообложения добровольных пожертвований, поступающих от нерезидентов, регламентируется постановлением Верховной Рады Украины от 19.02.97 г. N 85/97-ВР «О временном порядке таможенного оформления грузов с гуманитарной помощью, которая поступает на таможенную территорию Украины от иностранных юридических и физических лиц», согласно которому гуманитарная помощь освобождается от уплаты ввозной пошлины и других налогов, за исключением акцизного сбора. При этом получателями гуманитарной помощи могут выступать только юридические лица Украины.

Льготы, предоставленные законодательными актами Украины относительно уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов, а также налога на добавленную стоимость при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины подакцизных товаров как для дальнейшей реализации, так и для собственного потребления гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, включая благотворительные фонды, объединениями граждан, религиозными организациями, учреждениями Национального банка Украины, предприятиями с иностранными инвестициями, с 1 января 1996 года отменены в соответствии с разделом 2 Закона Украины от 16.11.95 г. N 432 «О некоторых вопросах налогообложения подакцизных товаров».

Также в соответствии с Указом не подлежали обязательной продаже на межбанковском валютном рынке поступления в иностранной валюте от нерезидентов как добровольные пожертвования неприбыльным организациям. В настоящее время порядок использования иностранной валюты, поступающей в пользу резидентов, регулируется пунктом 2 статьи 4 Декрета Кабинета Министров от 19.02.93 г. N 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля», с внесенными изменениями и дополнениями, которым освобождение от обязательной продажи пожертвований неприбыльным организациям в иностранной валюте не предусмотрено.

Физическим лицам (гражданам Украины, иностранным гражданам, лицам без гражданства) добровольные пожертвования могут поступать в целях: улучшения материального положения ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей, лиц с физическими недостатками и других социально незащищенных малообеспеченных слоев населения; лицам, пострадавшим от экологических, промышленных и других катастроф, социальных, национальных конфликтов; ученым, учителям, студентам, талантливой творческой молодежи; для осуществления лечения, реабилитации и т.п.

Указ предусматривал исключение из совокупного годового дохода сумм добровольных пожертвований, полученных в натуральной или денежной форме указанными категориями граждан, независимо от размера. На эти суммы у источника выплаты не начислялись обязательные платежи в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды.

Внастоящее время в соответствии с разделом 5 Инструкции N 12 в совокупный налогооблагаемый доход не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая предоставляется на основании решений правительства Украины в связи со стихийным или экологическим бедствием, авариями и катастрофами: местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, Фондом социального страхования, благотворительными фондами и иностранными государствами. Во всех других случаях добровольные пожертвования, поступающие нуждающимся гражданам, не подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты только тогда, когда они выплачиваются в качестве материальной помощи, размер которой не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Сумма превышения подлежит налогообложению на общих основаниях.

Взносы в государственные целевые фонды и обязательные платежи в бюджеты на суммы полученных добровольных пожертвований, в случаях когда они начисляются, осуществляются за счет источников финансирования указанных выплат.

Поступление добровольных пожертвований должно быть оформлено соответствующими документами, подтверждающими факт бесплатной передачи физическими и юридическими лицами, в том числе нерезидентами, добровольного пожертвования.

Ниже приводится схема бухгалтерских проводок по отражению в учете операций по безвозвратной передаче и получению денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Минфин не планирует изменять порядок уплаты налогов для религиозных организаций. Такой вывод можно сделать из письма от 27.02.2018 N 03-01-11/12101, в котором Минфин уточнил, какие налога уплачиваются религиозными организациями.

В ведомстве отмечают, что религиозные организации создаются для удовлетворения духовных потребностей граждан и являются одной форм некоммерческих организаций.

При этом все НКО признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

Вместе с тем, НКО платят налог только с прибыли, полученной в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства целевого финансирования и целевых поступлений в базу по налогу на прибыль не включаются.

В Минфине считают, что налогообложение налогом на прибыль некоммерческих организаций в достаточной степени урегулировано главой 25 НК РФ и в дальнейшем изменении не нуждается.

Соответственно, в министерстве намерены сохранить действующий порядок уплаты налогов для таких организаций.

Кроме того, религиозные организации являются плательщиками транспортного налога, налога на имущество и земельного налога.

Между тем, учитывая социальный характер осуществляемой религиозными организациями деятельности, им предоставлены следующие налоговые льготы:

  • по налогу на имущество организаций — в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • по земельному налогу — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В отношении иного имущества, а также транспортных средств религиозные организации платят налоги в общем порядке. При этом о планах изменить порядок уплаты имущественных налогов для религиозных НКО Минфин не сообщает.

Ради спасения Италии правительство Монти усиливает налоговый прессинг и призывает итальянцев потуже затянуть пояса. Наконец, черед дошел и до «неприкасаемой» ранее церкви. С одной стороны, Ватикан — это иностранное государство и по всем существующим законам никаких налогов Италии оно платить не должно. Но не все так просто. Святой Престол, находясь «де-факто» на территории Италии, является счастливым обладателем 20 процентов всей местной недвижимости. Однако одно дело ею владеть, а совсем другое — платить налоги, чем на протяжении долгих лет церковь себя не утруждала.

Латеранские соглашения от 11 февраля 1929 года признали суверенитет и исключительную юрисдикцию Римской католической церкви в отношении находящейся на его территории недвижимости. А в 2005 году последовал еще и закон, отменяющий муниципальный налог на недвижимость в отношении ста тысяч церковных некоммерческих учреждений. При этом, что немаловажно, коммерческая недвижимость, находящаяся на территории Италии, исходя из все того же закона, подлежит обязательному налогообложению.

Как бы там ни было, именно эта мера позволила церкви не только ежегодно экономить около двух миллиардов евро, но и неплохо зарабатывать на этих самых «некоммерческих учреждениях», которые на проверку оными не всегда являются. Дело в том, что все церковное имущество (будь то ресторан, гостиница, спортивные центры и прочие сугубо «коммерческие» объекты) в случае Ватикана автоматически приобретают статус «некоммерческих» и, соответственно, «необлагаемых» налогом, если на их территории находится, к примеру, часовня или «помещение для проведения церковного обряда». Не говоря уже о том, что нередко доходит до того, что квартиры, предназначенные для священнослужителей, сдаются в найм туристам.

Для представителей других конфессий, базирующихся в Италии, действуют похожие правила. И все же различия есть. Как рассказал «РГ» представитель мусульманской общины Рима, пожелавший остаться неизвестным, мечети, зарегистрированные как неправительственные организации, налогов не платят, а вот частные мусульманские храмы обязаны платить налог на недвижимость, несмотря на то, что они также занимаются религиозной, а значит, некоммерческой деятельностью. «Попахивает двойными стандартами», — заключил источник.

Тем не менее все может измениться и достаточно быстро. Практикующий католик Марио Монти, по всей вероятности, войдет в историю Италии как первый итальянский политик, который решился ввести налог на недвижимость Римско-католической церкви. Разговоры об этом шли с первых дней создания нового кабинета министров, но мало кто верил, что Монти «посмеет посягнуть на святое». Как стало известно на днях, Профессор (так величают в народе премьера страны) все-таки решился.

С 2013 года Ватикану придется поучаствовать в спасении Италии. В отношении некоммерческой собственности, приносящей доход (в области здравоохранения, культуры или спорта), а также недвижимости, имеющую смешанную природу (как коммерческую, так некоммерческую), впредь будет взыматься единый муниципальный налог на недвижимость (IMU). «Спастись» от этой участи смогут лишь те, кто к 2013 году сумеет доказать, что никакой коммерческой деятельности на вверенном объекте им не ведется.

Между тем

Как полагают эксперты, от введения налога на недвижимость церковь как институт и Ватикан как государство вряд ли обеднеют — в их распоряжении имеется великое множество разнообразных источников дохода. Хотя, нельзя не заметить, что своих прихожан Ватикан на сей счет не слишком тревожит: те вольны делать добровольные пожертвования, а также выделять «восемь от тысячи» — налог (8 евро от каждой заработанной тысячи), который итальянцы могут платить на выбор: либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

Вне мирских законов Американские церкви, представляющие всевозможные религии и конфессии — от протестантов и католиков до мормонов, методистов, пресвитерианцев, квакеров и евангелистов — не платят налоги со своего «божественного дохода». В стране, где четкая уплата налогов возведена в культ повседневной жизни рядового американца, особое положение священников вызывает массу вопросов у быстро растущей части атеистически настроенного населения США.

Согласно американским законам, церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены практически от всех «податей», за исключением подоходного налога за оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то, написав соответствующее заявление в налоговой службе, священники могут избавить себя от такой необходимости.

Американские налоговики не только не требуют налоговых деклараций от церквей, но и не обязывают посредников между земной суетой и небесами отчитываться за расходы, как это происходит в случае со светскими некоммерческими учреждениями и благотворительными организациями.

Хотя в разное время некоторые американцы пытались оспаривать конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны, все попытки распространить мирские законы на божественные таинства закончились ничем. Последним и наиболее показательным таким делом стал иск нью-йоркца по фамилии Уалц к городской налоговой комиссии с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей в Нью-Йорке. Это случилось в 1970 году. Громкое дело даже дошло до Верховного суда США, который, подумав, поддержал законность «налоговой неприкосновенности» учреждений культа.

Церкви в США в большинстве своем не бедствуют. Так, сегодня в Америке насчитывается около 350 тысяч церквей, и в позапрошлом году, согласно имеющейся статистике, американская паства пожертвовала порядка 110 миллиардов долларов своим религиозным учреждениям. Протестанты, коих большинство в Америке, жертвуют примерно в полтора раз больше, чем католики и представители других христианских конфессий. Немалую помощь оказывает церквям и федеральное правительство, распределяя многомиллионные гранты.

Кстати

Хотя США традиционно считаются страной с сильными религиозными чувствами среди населения, последние социсследования показывают, что быстро растет и количество атеистов. Если в 1990 году неверующих в высшие силы американцев насчитывалось 8 процентов, то сегодня количество «безбожников» перевалило за 19,6 процента. Таковы данные октябрьского социологического опроса компании «Пью».

Александр Гасюк

Настоятели нахватали миллионы Отношение к религии в китайском обществе и государстве специфическое. Например, кандидатуры на пост руководителя той или иной религиозной ветви — муфтиев, кардиналов, панчен-ламу — утверждает партия после длительной процедуры проверки на благонадежность.

Роль храмов и монастырей в жизни китайского общества порой необычна. Например, всемерно известный Шаолиньский монастырь в последнее время ассоциируется с успешным коммерческим предприятием, а не духовной школой. Настоятели-миллионеры — именно так воспринимается местное духовенство.

По китайским законам храмы сами по себе освобождены от любых налогов. К слову, они не приносят и никакой прибыли. Зато образованные при монастырях коммерческие предприятия, а это разрешается законом, должны платить в государственную казну наравне с другими компаниями.

Вместе с тем есть и лазейки, которыми, судя по всему, многие успешно пользуются. Например, если храм создает предприятие на «неосвоенных территориях», то в таком случае коммерческая структура получает значительные льготы. Кроме того, опять же на примере Шаолиньского монастыря создаются учебные заведения, которые могут не облагаться налогами. Зато обучение в основном идет на платной основе.

Евгений Соловьев

Бог простит за 125 евро Немецкие христианские церкви свято придерживаются правила о том, что торговцам не место в храме. Однако беднее они от этого не стали. Даже наоборот, богаче. Только за счет церковного налога римско-католическая церковь собрала в 2011 году 4,9 миллиарда евро, а евангелическая — 3,9 миллиарда.

Количество верующих католиков и протестантов в Германии примерно одинаково — в среднем по 24 миллиона человек. Только вот в последние годы паства в массовом порядке покидает святое лоно церкви, и самая распространенная причина этого — церковный налог. Люди не хотят связывать свою веру с принудительной оплатой. Так, за прошедший год католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч.

Сумма обязательного церковного налога зависит от дохода каждого верующего и от федеральной земли. Она равняется 8-9 % подоходного налога и начисляется дополнительно ко всем другим налогам. По последним подсчетам, в среднем церковь собирает по 125 евро в месяц с верующего. От церковного налога освобождаются дети и студенты, а также неимущие, безработные, получатели социального пособия и бедные пенсионеры. Однако все они должны принести пастору соответствующее официальное подтверждение. В семьях, где лишь один из супругов — верующий, церковный налог исчисляется по специальной формуле. В конечном итоге его платит не более трети всех членов той и другой церкви.

Отказ от церковного налога должен быть произведен лично в районном суде или в ЗАГСе. Католики требуют от верующих еще и предварительного посещения консультации у местного священника, который всеми силами постарается убедить отступника не покидать лоно церкви. После официального отказа от оплаты церковного налога католическая церковь Германии исключает верующего из своих рядов. Он больше не может принимать участие в священных таинствах церкви и принадлежать местной церковной общине. Евангелическая церковь в этом случае не разрешает участвовать в церковных обрядах или быть их субъектом. Однако ни та, ни другая церковь не запрещает посещение храма. Отлучать от церкви за неуплату налога католикам запрещает декрет Папы Римского от 2007 года.

В Германии церковный налог обоснован историческим развитием отношений государства и церкви. После того, как в XIX веке церковное имущество по большей части отошло государству, оно обязалось отвечать за сбор доходов другим способом. По конституции Веймарской республики 1919 года христианская церковь получила статус «публично-правовой корпорации» и право взимать налоги со своих членов. Это правило вошло в современную конституцию ФРГ 1949 года. Таким образом сбор церковного налога государством был официально узаконен.

Для церковников сборы налогов через государственные финансовые учреждения весьма удобны и дешевы. Приносят они пользу и государству: за предоставление «услуги» оно удерживает от двух до четырех процентов всей собранной налоговой суммы. С помощью государства церковный налог собирает также еврейская община Германии и христианские общины, принадлежащие к Генеральной ассамблее унитарианских и свободных церквей.

Анна Розэ

Никак не разгуляться Богата ли католическая церковь Франции? Была когда-то. До революции 1789 года, когда обладала немалыми земельными угодьями. В те времена с граждан даже взимался специальный налог в ее пользу. Бастилия поставила крест на всем этом, а спустя век с лишним, в 1905 году, церковь была отделена от государства.

Именно тогда все культовые строения были переданы местным органам самоуправления, а крупнейшие, такие как, к примеру, собор Парижской Богоматери, — государству. Правда, вся эта культовая недвижимость осталась в распоряжении служителей церкви, хотя формально они ею и не владеют.

От государства, как поведал «Российской газете» представитель главного объединения католиков Конференции епископов Франции Вансен Фовель, церковь ничего не получает. Живет же исключительно за счет пожертвований. Пожалуй, главным из них, приносящим в казну порядка 230 миллионов евро, то есть треть годового бюджета церкви, является добровольный взнос от сознательных верующих. Все это рассматривается властями в качестве средств, полученных некоммерческой структурой на собственное существование, а поэтому не облагается налогом.

Отдельно стоит вопрос о земельном налоге. По существующему положению, французская католическая церковь, как, впрочем, и другие религиозные конфессии, его не платит, если строения были возведены до 1905 года (их 30 тысяч), что и понятно: они им не принадлежат. Но помимо этого за минувшее столетие с лишним во Франции было возведено еще три тысячи католических храмов, а также имеющих к ним отношение сооружений. Здесь, как объяснил месье Вансен Фовель, ситуация следующая. Епархии, которым они принадлежат, освобождены от уплаты этого налога с тех культовых строений, которые открыты для публики. А вот за остальные, будь-то служебные помещения, семинарии, залы для проведения собраний, библиотеки и прочее, надо налог платить на общих основаниях, как это делают все юридические и физические лица во Франции.

Платят ли налоги священники и другие церковные служащие? Они декларируют свои доходы, но подавляющее большинство их не платит.

Почему? Да потому, что жалование настолько мало (в пределах 800-900 евро), что оно оказывается, как, впрочем, у около половины французов, ниже начального уровня прогрессивной шкалы подоходного налогам (http://www.rg.ru)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *