Церковь Иоанна Богослова Саранск

Церковь Иоанна Богослова (Саранск)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Иоанна Богослова.

Церковь

Церковь апостола Иоанна Богослова


Церковь Иоанна Богослова

Страна

Россия

Город

Саранск

Конфессия

Православие

Епархия

Саранская и Мордовская

Тип здания

Церковь

Дата постройки

1693 год

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 131410176780006 (ЕГРОКН). Объект № 1310001000 (БД Викигида)

Состояние

действующий храм

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Иоанна Богослова — православный храм в Саранске. Памятник архитектуры федерального значения, внесена в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году. Самое старое сохранившееся здание Мордовии. С 1991 по 2006 год выполняла функции кафедрального собора Саранской и Мордовской епархии.

Находится по адресу Демократическая улица, 28, в центре Саранска.

История

Церковь была построена в 1693 году в Стрелецкой слободе Саранска на месте стоявшей там ранее деревянной церкви. В XVIII веке расширялась, в результате чего у церкви появились приделы. В 1810-х годах к церкви была пристроена колокольня.

В течение короткого периода в 1930-е — 1940-е годы церковь была закрыта. В здании располагался архив НКВД. Вновь открыта в феврале 1944 года, первой в Мордовии. Долгое время оставаясь единственным действующим православным храмом Саранска. Служила вторым кафедральным собором Пензенской и Саранской епархии (первый находился в Пензе). С 1991 года церковь была назначена кафедральным собором новообразованной Саранской и Мордовской епархии, так как старый кафедральный собор, Спасский, был снесён в советское время. 6 августа 2006 года был освящён вновь построенный кафедральный собор Фёдора Ушакова.

Архитектура

Здание церкви с востока

Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок — основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича.

Примечания

  • Храмы и села Мордовии: Саранск (недоступная ссылка)

Церковь Иоанна Богослова в Саранске

Церковь Иоанна Богослова в Саранске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Церковь Иоанна Богослова появилась в Саранске ещё в 1693 г., заменив стоявшую на этом месте ранее церковь из дерева. Таким образом, это не только самая старая церковь Саранска, но и вообще самое древнее из дошедших до наших дней строений во всей республике. В 18 веке церковь увеличили, пристроив к ней приделы, а в начале 19 века к конструкции была пристроена и колокольня. Церковь Иоанна Богослова закрывалась лишь раз за всю историю и то менее чем на 15 лет. В здании был размещён архив НКВД. Открылась церковь в 1944 г., став первой в республике, и всё остальное время она действовала, в период советской власти оставаясь единственным городским православным храмом. В 1991 г. церковь Иоанна Богослова получила статус кафедрального собора и сохраняла его вплоть до 2006 г., когда был выстроен собор имени Ф. Ушакова. С 1960 г. церковь включена в реестр памятников архитектуры федерального значения.

Это не только самая старая церковь Саранска, но и вообще самое древнее из дошедших до наших дней строений во всей республике.

Церковь представляет собой уникальный для республики образчик старинной архитектуры. Она несколько раз перестраивалась, но незначительно, и в общем сохранила тот самый облик, который был придан ей при строительстве.

В храмовом интерьере стоит обратить внимание на барочный иконостас.

Эта прекрасная старинная церковь представляет собой кубическую постройку с пятью главами, четырьмя маленькими по углам одной центральной. Главы чёрного цвета, что создаёт впечатление строгости по контрасту с белой основной конструкцией. Снаружи здание церкви украшают наличники, портал и декоративные элементы из фигурного кирпича. Фриз под карнизом в древнерусском стиле напоминает о подмосковных и псковских церквях. Рядом стоит невысокая прямоугольная колокольня более упрощённого внешнего вида с тремя ярусами и острым и тонким шпилем, также чёрного цвета.

Не стоит смешивать церковь Иоанна Богослова в центре города с храмом Иоанно-Богословского монастыря, который расположен в селе Макаровка.

Практическая информация

Адрес: ул. Демократическая, 28.

Церковь расположена на улице, параллельной Большевистской, которая отходит от кафедрального собора, ровно посередине между Коммунистической и Советской улицами. Дойти до неё от собора можно за пару-тройку минут.

Церковь Иоанна Богослова

*1. Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название)*

Церковь Иоанна Богослов

*2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания)*

Церковь была построена в 1693 году в Стрелецкой слободе Саранска на месте стоявшей там ранее деревянной церкви. В XVIII веке расширялась, в результате чего у церкви появились приделы. В 1810-х годах к церкви была пристроена колокольня.

В течение короткого периода в 1930-е — 1940-е годы церковь была закрыта. В здании располагался архив НКВД. Вновь открыта в феврале 1944 года, первой в Мордовии. Долгое время оставаясь единственным действующим православным храмом Саранска. Служила вторым кафедральным собором Пензенской и Саранской епархии (первый находился в Пензе). В 1991 года церковь была назначена кафедральным собором новообразованной Саранской и Мордовской епархии, так как старый кафедральный собор, Спасский, был снесён в советское время. 6 августа 2006 года был освящён вновь построенный кафедральный собор Фёдора Ушакова.

*3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес)*

Демократическая улица, 28, в центре Саранска.

Телефоны: 8 (834) 217-27-46

*4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике)*

Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок — основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича.

Вытянутый план составляют квадрат летнего храма и семигранная апсида (1693), прямоугольник четырехстолпной трапезной и квадрат колокольни (1824). В объемной композиции уравновешены куб двухсветного храма, перекрытого четырехскатной кровлей и увенчанного декоративным пятиглавием, и вертикаль трехъярусной колокольни (три четверика, верхний — арочный звон — завершен куполом с башенкой и шпилем). Неоштукатуренный фасад храма и апсиды прорезаны небольшими прямоугольными проемами, обрамленными пучками балясинок и завершенными килевидными кокошниками. Композиционный центр фасада храма — перспективный портал входа. Высокий карниз храма образован рядом декоративных кокошников. Маленькие глухие барабаны украшены аркатурными поясами и увенчаны луковицами. Трапезная украшена упрощенным декором, имеет крупные прямоугольные проемы, увенчана маленькой луковицей. В интерьере храм перекрыт высоким сомкнутым сводом. Представляют значительный интерес барочный иконостас и монументальная живопись в «академическом стиле»

*6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности*

Иоанно-Богословская церковь является одним из немногочисленных сохранившихся примеров каменной архитектуры конца XVII в., которую стилистически можно отнести к допетровской, заслуживают внимания методы реконструкции древнерусского храма в начале XIX в. Аналогов данной церкви можно найти немало. Это Троицко-Никольский собор и Владимирская церковь в Городце (1680-е гг.) — пятиглавые двусветные храмы с одной апсидой, в интерьере сомкнутый своды, декор их фасадов — кокошники, поребрик и килевидные наличники.

*7. Состояние объекта и степень сохранности*

Самое старое сохранившееся здание Мордовии. С 1991 по 2006 год выполняла функции кафедрального собора Саранской и Мордовской епархии.

*8. Охрана памятника (кем и как охраняется)*

Памятник архитектуры федерального значения, внесена в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году. Охраняется государством.

yarodom

Ещё архитектура Поволжья
Саранск. История в зданиях
Существующие памятники архитектуры и истории / Статья 2014 года © Ещё архитектура Мордовии
___ 1. Краеведческий музей (Трехсвятская церковь)
Церковь строилась Во Имя Казанской Божией Матеи (её ещё называли Нижней Казанской, в отличие от Верхней монастырской Казанской). Летний храм построен в 1761 г. и был посвящен трем святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Окончательно выстроена церковь (вместе с приделами, трапезной и колокольней) в 1765 г.
Возле церкви долгое время сохранялся дом воеводы Каменицкого, в котором пировал Емельян Пугачев. Сам дом был разобран ещё в конце XIX века, но от него сохранилась кладовая, сложенная из камня. Легенда связала её с именем народного вождя, и это здание до сих пор называют Пугачевской палаткой.
Храм был закрыт позже многих церквей города — в 1935 г. Вскоре снесли главу и колокольню, находившуюся когда-то прямо над входом в современный музей, а «остатки» отдали музею, переехавшему из приговоренной к сносу Владимирской церкви Петропавловского монастыря.
___ 2. Макаровский погост
Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Представитель рода Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост. В 1702 году была освящена церковь Михаила Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в 1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая архитектуру Михайло-Архангельской.
После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены. Воссоздан в 1984 году.
Здания: Иоанно-Богословский собор • Колокольня • Михайло-Архангельская церковь • Знаменская церковь • Ограда и башни а также Усадьба Полянских
___ 3. Никольская церковь
Никольская церковь строилась в середине XIX века и считалась пригородной. Она не является оригинальной, поскольку выполнена по типовому проекту 1838 года. Многие считают её тяжеловатой, массивной, даже несколько скучноватой. Тем не менее в ней можно найти свою прелесть. Она выполнена из красного кирпича — прочно, аккуратно, основательно.
___ 4. Троицкая церковь
Построена в 1771 году.
___ 5. Николаевская церковь (Успенский комплекс)
В начале 20 века верхнюю и нижнюю части города связывала Первая Успенская ул. Через Саранку был перекинут Ямный мост, названный затем Успенским. По улице стояли две церкви с высокой колокольней: барочная Успенская, была построена в 1793г, ампирная Никольская в 1802-м, а 40-метровую колокольню возвели в 1882 году взамен старой. За столетие Успенская площадь превратилась в сильно разросшийся парк. Судьба церквей оказалась печальной. В 1930-е они были закрыты и использовались как хоз.постройки, затем разрушены. В конце 1980-х Успенская церковь была восстановлена, но очень неумело, тем не менее в 1993 она была освящена. В 2006 была выстроена колокольня.
___ 6. Здание драмтеатра
Открыт в 1935 году.
___ 7. Здание Саранской гимназии
Здание было построено в 1805 году. Находилось на территории Ильинского монастыря переименованного в Петропавловский. В 1787 году открывшаяся ранее Саранская духовная гимназия была переведена из ветхого здания монастыря в новое. Сегодня в здании располагаются архиерейские покои.
___ 8. Иоанно-Богословская церковь
В 1693 году в пригородном селе Богословском рядом с деревянной церковью был возведен пятиглавый храм в стиле нарышкинского барокко. Деревянная была разобрана в 1824, тогда же к храму пристроили трапезную и колокольню в классицистическом стиле. Иоанно-Богословская церковь остается самым старым зданием в городе. Большую ценность представляет ее древний храм — произведение допетровской каменной архитектуры, редкой в мордовском крае.
___ 9. Здание Республиканской детской библиотеки
Открыта в 1960 году.
___ 10. Административное здание (Военкомат)
Построено в 1950-х годах.
___ 11. Дом мещанина
19 век.
___ 12. Купеческий особняк (отдел судебных приставов)
19 век.
___ 13. Дом Союзов
Здание построено в 1957.
___ 14. Здание винного склада
В 1901 году выстроили винный и пивной заводы со складами. В 1914 рядом с новой пром.зоной появился большой военный городок для переведенного из приграничья гарнизона. Двух-трехэтажные корпуса, украшенные фигурной кладкой в кирпичном стиле рубежа 19-20 веков неплохо сохранились. Винные корпуса занимали Мордовский рабфак, типография, университет.кафедры, а воен.городок использовался по своему родовому назначению (в котором была снесена лишь церковь). Находящиеся от центра, утопающие в зелени кварталы кирпичных зданий — единственный в Саранске целостный ансамбль исторической застройки.
___ 15. Здание первого мещанского городского училища (УФНС России по РМ)
Построено в 19 веке.
___ 16. Жилой дом
В первые годы 20 века упр. банком Исаак Городецкий выстроил жилой дом на углу улиц Базарной и 2-й Казанской, среди усадеб преуспевающих предпринимателей. Жилище было одноэтажное деревянное, но для уездного городка того времени весьма представительное и комфортабельное. Под высокой ломаной двускатной крышей — сени с крыльцом, под низкой — традиционные для деревянных домов три окна. Два фронтона и наличники украшены тонкой изящной прорезью. Это модерн, архитектура начала века, стиль больших городов и столичных дачных пригородов, где интеллигенция имела возможность проявить свой изысканный вкус. В Саранске, оскудевшем в художественном отношении, этот дом — единственный в своем роде. Долгое время в нем проживала семья врачей Башкатовых, пострадавшая от репрессий в 1930-годы.
___ 17. Дом Советов
Построено в 1940 г. по проекту ленинградского архитектора И. А. Меерзона в неоклассических формах. Барельефы на тему дружбы народов СССР — скульптора И. А. Абрамова.
___ 18. Дом в котором был создан первый саранский уездный комитет РКП(Б) и была провозглашена советская власть в уезде (Здание администрации Саранска)
Здание было построено в начале 20 века на пожертвования богатейших купцов и промышленников города как клуб с магазинами, столовой и пр. по проекту местного архитектора Мещерякова. После окончания строительства интеллигенция при содействии городского главы отобрала клубную часть здания, где разместилась учительская семинария. В годы революции с этим домом связана история первого Саранского комитета РСДРП(Б) 7 января 1913. В 20-е в здании размещался дом-клуб Ильича, а в 1930 была провозглашена Мордовская Автономная область .
___ 19. Дом в котором останавливался писатель М.Е. Салтыков-Щедрин
Здание построено по проекту архитектора Захарова в 1816 году. Сегодня в нем располагается ГУП «Развитие села».
___ 20. Дом в котором находился мобилизационный отдел первой революционной армии восточного фронта (Музей мордовской народной культуры)
Во время Гражданской войны здесь располагался мобилизационный отдел 1-й армии (Восточный фронт РККА) затем в нём находились Дом союзов, больница, Верховный суд Мордовской АССР, правление союза писателей Мордовии. В настоящее время музей располагается в здании, которое является памятником городской архитектуры начала 20 века. До революции дом принадлежал саранскому купцу и предпринимателю К.Х. Бараблину.
___ 21. Саранское реальное училище
Среднее учебное заведение. Открыто в 1907. Располагалось на 1-й Троицкой улице в 2-этажном каменном здании (ныне улица Володарского; учебно-производственный корпус Мордовского государственного университета). В 1912 рядом со старым было возведено 3-этажное кирпичное здание, в котором разместились 7 классов и рекреационный зал, в старом — физический кабинет, канцелярия и квартира директора — статского советника М.А. Конорова (приехал в город Саранск в декабре 1907 из города Сумы Харьковской губернии). Имело целью дать юношам общее и техническое образование, помочь приобрести практические навыки. До 1912 было 5-классным, с приготовительным классом, затем 7-классным, в 7-м классе учащиеся готовили к поступлению в высшие специальные училища. В Саранское реальное училище принимали детей всех сословий и вероисповеданий, в приготовительный класс — не моложе 8 и не старше 10 лет; в 1-й класс — 10 — 13 лет. Изучали Закон Божий, русский и немецкий языки, географию, историю, математику, физику, естественную историю, рисование, черчение, чистописание, коммерческое письмоводство и книговодство. В 1910 в Саранском реальном училище обучалось 188 человек, 1912 — 244, 1914 — 264, 1917 —274 человек. После Октябрьской революции Саранское реальное училище преобразовано в 3-ю Саранскую советскую школу 2-й ступени.
___ 22. Пугачевская палатка
Эта старинная каменная палатка принадлежала вдове саранского воеводы Каменицкого. Она овеяна легендами, повествующими о грозных событиях 1774 г. Здесь, по преданию, Е. И. Пугачев устраивал пиршества, здесь же, с высокого крыльца па латки, читались его «царские манифесты», здесь же по жалобе птичницы и по приказу предводителя восстания была казнена — повешена на воротах — и сама вдовствующая воеводша.
© «Саранск» / ВК, Саранск, 2 августа 2014 Tags: 18-19-ее века, 20-й век, архитектура и дизайн, города и сёла, история, культура, мордовия, музеи и выставки, наследие, памятники и достопримечательности, поволжье, регионы, россия, современность, ссср, фото и картинки, эпохи

Саранск. Собор Иоанна Богослова.

Иоанно-Богословская церковь является важнейшей исторической святыней столицы республики. Сегодня это — одна из древнейших достопримечательностей не только города Саранска, но и всей Мордовии, её ценная и редкая жемчужина. Храм великого евангелиста отсчитывает свою долгую историю предположительно с начала ХVII столетия. Датой рождения его нынешнего здания считается 1700 год, а по некоторым версиям — 1693-й. Саранский храм располагается в самом центре этого старинного города, а когда-то здесь была его далёкая западная окраина. Саранск изначально строился как сильная крепость на черте пограничных засек, протянувшихся отсюда до Симбирска. Возведение крепости положило долгожданный конец частым и разорительным набегам на Русь Ногайской орды и крымчаков из соседнего Дикого поля. Именно здесь был положен водораздел войны и мира в этих прежде неспокойных краях.

Согласно историческим источникам, первые письменные свидетельства о крещении мордвы относятся к ХVI веку, а примерно к середине следующего столетия этот процесс в целом завершился, во многом благодаря появившимся местным православным храмам. Жители Саранска крепки были оружием и верой. Неслучайно первую церковь в честь великого евангелиста выстроили в 1600 году, когда даже крепостных стен ещё не возвели — в соседнем сельце Ивановском. Этим же годом датируется и образ Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший одной из храмовых икон церкви. Стоит сказать, что сам факт наличия храма Иоанна Богослова и дата его возведения во многом проясняют историю возникновения самого Саранска, который, очевидно, строился рядом с уже существовавшими поселениями, такими как Ивановское, где к тому времени уже имелась собственная церковь во имя Иоанна Богослова. Эта церковь продолжала оставаться действующей ещё целое столетие с лишним после постройки нового каменного храма, освящённого также во имя Иоанна Богослова. Только в 1824 году она была аккуратно разобрана и с великим тщанием и осторожностью перевезена по брёвнышку в село Маколово. Население в этих краях быстро прибывало: к началу ХVIII столетия в одном лишь Саранске оно уже составило четыре тысячи человек, и каждый храм в округе был важен. Предтечей нынешнего каменного храма, который и сегодня в Саранске привычно именуют собором, стала небольшая деревянная церковь.

Зачастую точные даты постройки первоначальных зданий многих российских православных храмов теряются в веках, однако о времени возведения церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова можно судить с большой долей уверенности. Местный священник и краевед Алексей Масловский (1838-1892) свидетельствовал, что в процессе снятия покрова с престола храма в 1873 году был обнаружен антиминс из толстого холста, датированный 1600 годом. Такого рода четырёхугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика обычно находится на престоле в алтаре для совершения полных литургий и одновременно является разрешающим их документом. На явленном антиминсе отсутствовала патриаршая подпись, но зато было указано название церкви — Иоанно-Богословская. Когда же пришла пора возводить каменное здание для Божиего дома, решено было выписать опытных мастеров из Москвы.

Впрочем, существует и другая версия — храм строили специалисты из Нижнего Новгорода. Так или иначе, им было поручено возвести новый Иоанно-Богословский собор в традициях модного тогда в отечественной архитектуре стиля московское барокко. Это направление русского столичного зодчества часто называют нарышкинским. Оно стало популярным в Россиии с конца ХVII cтолетия и характерно, в частности, широким использованием центрической композиции. Несмотря на столичное происхождение, нарышкинское барокко было распространено и в русской провинции, чему подтверждением — Иоанно-Богословский храм Саранска. Архитекторы отмечают, что нынешнее каменное здание Иоанно-Богословской церкви изначально «жило» своею собственной, обособленной жизнью. Здание было построено с ориентацией не на окружающую его архитектурную сетку Саранска и его позднейшую прямоугольную планировку улиц по европейским стандартам, а с точки зрения местной географии, по сторонам света — с запада на восток.

Год 1711-й стал знаменательной вехой в судьбе каменного храма: к основному зданию добавились новые колокольня с трапезной. В будущем Иоанно-Богословский собор обретёт и два придела. Господь уберёг свой Дом от многочисленных губительных пожаров, наиболее известные из которых пылали в Саранске в 1817, 1852 и 1869 годах. Всякий раз пламя уничтожало большую часть города, который долгое время состоял преимущественно из деревянных строений, и храм во имя Иоанна Богослова можно считать одним из немногих счастливо уцелевших свидетелей былых времён. В числе сведений, сохранившихся о нём, — данные о церковной собственности. За храмом вплоть до революционных потрясений 1917 года числились пашенные земли и лесные угодья общей площадью в 113 десятин. Штат был невелик: службы обычно проводили двое священников, один диакон и два псаломщика.

Собор благополучно миновал век ХIХ и начало ХХ, а вот октябрь 1917 года открыл «зелёную улицу» к откровенному и массовому разграблению православных храмов, более 47 тысяч из которых были физически уничтожены по всей стране. Варварство и вандализм в отношении христианства, царившие повсюду при полном попустительстве, а зачастую и по прямой указке властей, привели к разрушению и упадку большинства сохранившихся церквей. На фоне этого беззакония судьба уцелевшего и сохранившего свой внешний облик Иоанно-Богословского храма в Саранске кажется поистине чудом Господним. Мало кому из храмов, подобно Иоанно-Богословскому, удалось претерпеть два закрытия подряд. Впервые двери церкви закрылись перед её прихожанами в начале 1930-х годов. Официальным мотивом стало мнение партийных руководителей Саранска о том, что горожане полностью разделяют политику воинствующего атеизма, и потому число посетителей собора умньшается «не по дням, а по часам». После того как в храме окончательно прекратились богослужения, городские чиновники принялись искать подходящее применение опустевшему в одночасье просторному зданию. Однако ничего подходящего не придумали, и здание продолжало пустовать.

Спустя несколько лет после закрытия, уступая шедшим во всевозможные республиканские и столичные инстанции массовым и настоятельным письмам с просьбами верующих вернуть церковь прихожанам, Иоанно-Богословский храм был им возвращён. Однако радость оказалась недолгой. Власти вовсе не намеревались сдаваться, готовя очередной удар, однако для повторного закрытия храма за столь короткий срок требовалось убедительное обоснование. Была спешно созвана специальная комиссия с участием архитекторов, которым дали недвусмысленно понять, какого результата власти ожидают от их «вердикта». Уже в феврале 1938 года была проведена экспертиза здания, весьма спорная и тенденциозная, в ходе которой приглашённые «эксперты» вынесли безапелляционное заключение: «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». Ни один здравомыслящий специалист не сделал бы подобных выводов на основе ни тогдашнего, ни даже сегодняшнего состояния здания храма. Тем не менее, тогда это автоматически явилось предлогом для повторного его закрытия.

Вторично Иоанно-Богословская церковь прекратила свою деятельность в феврале 1938 года. После этого в её помещениях решено было разместить архивную документацию республиканского отдела НКВД — возможно, именно это обстоятельство и уберегло церковь от последующего разрушения. Вместе с тем в точности неизвестна судьба многих икон, находившихся перед закрытием в храме. По-видимому, они были попросту уничтожены, а в лучшем случае — пополнили экспозиции республиканского краеведческого музея. Он, в свою очередь, занял довольно просторные интерьеры Трёхсвятской церкви, тоже закрытой властями.

Снова Иоанно-Богословский храм стал действующим в суровые годы Великой Отечественной войны, начиная с 1944-го. Именно с этого момента он оставался ещё многие годы действующим храмом во всём православном Саранске и районах ближайшей округи. Повторному открытию церкви, ставшей по сути, городским кафедральным собором, предшествовала долгая борьба прихожан и всех заинтересованных лиц. Люди не убоялись возможных преследований и риска лишиться работы, а возможно, и свободы. Православная община Саранска вновь обрела свою духовную твердыню и оплот веры.

В нелёгкую военную годину собор был нужен городу как никогда. В Саранске было размещено несколько эвакогоспиталей, смертность в них поначалу была высокой, и священники, явно или тайно, отпевали в единственном городском храме воинов, умерших от ран. В 1946 году по настоянию прихожан Иоанно-Богословский храм был основательно отремонтирован. Были заново оштукатурены стены и отреставрированы росписи внутренних интерьеров. Именно поэтому некоторые исследователи истории собора датируют его последнее открытие для верующих 1946 годом. До настоящего времени так и остались загадкой источники средств для обустройства собора, изысканные всего лишь через год после окончания войны, притом что официальный статус памятника архитектуры ХVII века федерального значения Иоанно-Богословскому собору был присвоен только пятнадцать лет спустя, в 1960-м.

В годы послевоенного «потепления» в отношениях Церкви и Государства, пришлось восстанавливать храм всем миром, и прежде всего — собирать с миру по нитке детали внутреннего убранства. Долгое время храм никак не охранялся, были нередки случаи расхищения его ценностей, которые в основном поступали в собор из закрытых церквей города. Началом подлинного возрождения храма Иоанна Богослова, его былой славы и авторитета стали 1970 — 1980-е годы. Сюда ехали со всего Саранска и окрестностей, многие шли пешком, потому что городской транспорт не мог забрать всех желающих. Здание собора порой тоже не вмещало всех богомольцев. По рассказам священников того времени, в иные воскресные дни здесь выпадало крестить до 80 младенцев и венчать по 25 пар молодожёнов.

В 1991 году была образована Саранская и Мордовская епархия, после чего Иоанно-Богословский собор, будучи главной кафедрой её правящего архирея, получил статус кафедрального. Он пребывал в этом высоком и ответственном качестве вплоть до постройки нового кафедрального собора епархии, освящённого во имя Феодора Ушакова.

Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №317, 2018 г.

Свято-Никольский собор.

Никольская церковь

430009, г. Саранск, ул. Волгоградская, 90.

Т.: 55-77-45.

К концу XIX века две церкви, стоявших в Посопной слободе (деревянная Михаило-Архангельская и каменная Петропавловская) обветшали настолько, что священник Иоанн Сатурнов на приходском совете предложил построить новый каменный храм. Проект создал архитектор Пензенского епархиального управления А.Е. Эренберг, творчески переработавший один из типовых проектов из альбома Священного Синода 1838 года (в его составлении принял участие знаменитый архитектор К.А. Тон). Строительство храма было начато в 1897, закончено в 1906 году. Главный престол был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла, придельный – во имя святителя Николая Мирликийского.

Здание из красного кирпича с пристроенной колокольней увенчано пятью куполами. Фундамент сложен из бутового камня, своды кирпичные. В 1937 году Петропавловский храм был отнят у верующих и использовался властями как хозяйственное помещение (склад, мастерские). Одно время в нем располагался Отдел культуры Октябрьского района, а в последние годы 80-х – Музей редкой книги. К счастью, за годы советской власти здание не понесло утрат и сохранило церковный вид.

В 1990 году стараниями архиепископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) церковь возвращена верующим и заново освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Трудами настоятеля – отца Григория Чабина (ныне митрофорный протоиерей) были начаты капитальный ремонт и реставрация, которые к настоящему времени полностью завершены. Территория вокруг храма была благоустроена и обнесена металлической оградой. На ней построено двухэтажное здание из красного кирпича (в тон храму), где разместились баптистерий, кухня, трапезная, административные и хозяйственные помещения.

Расписание Богослужений:

Вечернее Богослужение — 17.00

Исповедь — 7.30

Божественная Литургия — 8.00.

Саранск. Центральное благочиние

Центральное благочиние

Свято-Феодоровский кафедральный собор

430000, г. Саранск, ул. Советская, 53.

Т.: 48-13-12, 48-19-59.

Решение о строительстве нового большого соборного храма было принято в 2001 году, после канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. 6 марта 2002 года Святейший Патриарх Алексей II принял архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия и Главу Республики Мордовия Н.И. Меркушкина и утвердил эскизный проект собора (подготовленный архитекторами С.П. Ходневым, Л.Н. Кирдяшевым и В.А. Бродовским). Архитектурный стиль девятиглавого храма ориентирован на зрелый классицизм петербургского образца начала XIXвека, в том числе на Исаакиевский собор северной столицы

8 мая 2002 года был совершен молебен и освящено место под строительство собора. Строительство велось на средства, выделяемые Правительством Мордовии и на пожертвования многочисленных благотворителей. 9 сентября 2004 года состоялась церемония закладки капсулы с мощами в фундамент строящегося храма. К середине 2006 года здание собора было построено и стало одним из самых больших храмов России и самый высоким в Поволжье (высота – 63 метра). Он может вместить 3 тысячи молящихся (общая площадь – 900 кв. м.). На четырех звонницах размещены 12 колоколов, самый большой из которых весит 6 тонн. Мрамор для сроительства привезен из Китая

6 августа 2006 года, во время своего третьего Первосвятительского визита в Мордовию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя воина-адмирала Федора Ушакова, совершил крестный ход вокруг кафедрального собора с мощами святого, после чего они были заложены в престол алтаря. Три придела кафедрального собора освящены во имя св. прав. воина Феодора Ушакова (центральный), преподобного Серафима Саровского (правый) и новомучеников и исповедников Мордовских (левый). В цокольной части храма размещены крестильная церковь Преображения Господня с баптистерием, актовый зал, классы воскресной школы, трапезная, просфорная, кабинеты настоятеля и ключаря, комната для священников, ризница, библиотека, технические и подсобные помещения.

Одна из главных святынь собора – ковчег с частицами мощей святого праведного воина Феодора Ушакова (1745 – 1817), адмирала Российского флота, канонизированного в августе 2001 года. Чин канонизации возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В октябре 2004 года, определением Архиерейского Собора РПЦ, святой Феодор Ушаков был причислен к лику общецерковных святых. Кроме того, в соборе хранятся и почитаются частицы мощей многих иных святых.

Настоятель – Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

Ключарь – протоиерей Виктор Хохлов.

Священники – протоиерей Сергий Калаганов,

протоиерей Алексей Зверев.

протоиерей Николай Поляков

иерей Максим Адамов,

иерей Евгений Скаковский,

иерей Виталий Шибанов,

иерей Алексей Батищев,

иерей Александр Чудаев,

иеромонах Феофан (Пожидаев),

иеродиакон Пётр (Видминов),

диакон Тимофей Учватов,

иеродиакон Серафим (Бранчуков),

иеродиакон Симеон (Каунов),

диакон Пантелеимон Дрога,

диакон Денис Клычков,

диакон Михаил Петров,

диакон Деонисий Гдешинский.

Иоанно-Богословский кафедральный собор

430000, г. Саранск ул. Демократическая, 28.

Т.: 47-27-46.

Построен ориентировочно в 1693 году на дальней западной окраине города, в стиле «нарышкинского барокко». Старейшее сохранившееся здание города Саранска и Мордовии в целом. В 1711 году к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. В последующие десятилетия он был дополнен двумя приделами. До настоящего времени здание, к счастью, не претерпело заметных изменений архитектурного облика. В записках священника-краеведа Алексия Масловского об этой церкви сообщается, что в 1873 году при снятии с престола покрова в престольной доске найден антиминс из толстого холста, отмеченного датой 1600 года, без патриаршей подписи, но с указанием наименования храма – Иоанно-Богословский. Кроме того, одна из храмовых икон – образ Благовещения Пресвятой Богородице – был датирован тем же 1600 годом. Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин.

Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске. Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора. В 1991году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года.

Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.

Почетный настоятель – митрофорный протоиерей Александр Судаков.

Настоятель – протоиерей Алексий Селезнёв.

Священики – митрофорный протоиерей Николай Чадин,

протоиерей Николай Денисенко

протоиерей Александр Судаков

иерей Георгий Верниковский,

диакон Виталий Полищук.

Свято-Предтеченская церковь (при Саранской Духовной Семинарии)

430000, г. Саранск, ул. Саранская, 63.

Т: 47-07-69, 8-927-274-08-50.

От первоначального облика храма, построенного и освященного в 1775 году на окраине старого Саранск, в ремесленной слободе, до настоящего времени не сохранилось почти ничего. Из его истории известно тоже немного. Примечателен тот факт, что в 1822 году храм посетил епископ Пензенский и Саранский Амвросий I, посетивший наш город с пастырским визитом. Владыка отметил чинно ведение службы причтом и высокую набожность и нравственность прихожан.

Старая церковь (последним настоятелем которой стал протоиерей Василий Добровольский) была закрыта указом исполкома МАССР в 1938 году (на тот момент она оставалась единственным действующим храмом города), купола и колокольня ее были снесены, а в стенах разместился хлебозавод № 4 и СПТУ № 7. В скверике с южной стороны церкви был установлен памятник Сталину (снесенный в конце 50-х). улица, названная в честь храма Предтеченской, еще в 1918 году была переименована в Саранскую.

После образования Саранской и Мордовской епархии, в 1996 году пустующее (и разрушающееся) к тому времени здание было передано Церкви. Указом Преосвященного владыки Варсонофия оно было отведено для размещения Саранского Духовного училища. Стараниями ректора СДУ протоиерея Александра Пелина был перестроен второй этаж и возведена колокольня. Тогда же под прямым углом к основному зданию был пристроен двухэтажный корпус, в котором разместились общежительные кельи учащихся, кабинеты преподавателей и учебные аудитории. На первом этаже старого здания была устроена новая Свято-Предтеченская церковь, которая была освящена епископом Варсонофием в 1996 году. На втором этаже, над храмом, расположен актовый зал Саранского Духовного училища

Настоятель – протоиерей Павел Горбунов.

Священники – протоиерей Алексей Пенькевич,

протоиерей Сергей Прошкин,

игумен Спиридон (Баландин),

иерей Александр Ковалёв,

иерей Алексей Кузьмин,

диакон Сергей Меняйло.

Успенская церковь

430004, г. Саранск, ул. Красноармейская, 10.

Т.: 23-09-78, 8-927-184-47-50.

Находится на территории, которая раньше принадлежала городскому Парку культуры и отдыха им. Пушкина, а некогда являлась частью городской Ярмарочной площади. Там в 1734 году, согласно Указу Святейшего Синода, стараниями саранских купцов Ивана и Степана Котельниковых на месте двух старых деревянных церквей была построена церковь с позолоченными крестами, освященная в память Успения Пресвятой Богородицы. По ней была названа и улица – Успенская.

В 1802 году стараниями купца Казицына рядом с Успенской церковью была построена в стиле ампир еще одна каменная церковь, освященная во имя святителя Николая Чудотворца. После того, как в 1882 году между церквями была построена на средства купцов Сыромятниковых новая колокольня (взамен снесенной за несколько лет до этого колокольни Успенской церкви), два храма были объединены в единых храмовый комплекс, где Никольская церковь была зимней, а Успенская – летней. В 1905 году деревянную решетку каменной ограды заменили на кованную из железа.

Обе церкви были закрыты 16 ноября 1930 года. В Успенской разместили сапожную мастерскую, а в 1934-35 годах ее снесли вместе с колокольней. Никольская церковь уцелела и использовалась как вытрезвитель, склад, пикет милиции, подсобное помещение Парка культуры и отдыха (ПКиО) им. Пушкина, а после ремонта, в начале 80-х годов, отдано под размещение музея редкой книги. Одно время в здании планировалось оборудовать планетарий, но этот проект так и не осуществился. Тогда же бывший храм был поставлен на учет, как памятник архитектуры первой половины XIX века.

В 1992 году здание было возвращено Церкви и освящено владыкой Варсонофием, епископом Саранским и Мордовским, во имя Успения Пресвятой Богородицы. 20 мая того же года в храме была проведена первая служба – всенощное бдение под праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В последующие годы стены храма были заново расписаны, настелены новые полы, на месте разрушенной колокольни в 2006 году возведена новая, построенная по оригинальному проекту. 15 июля 2008 года на втором ярусу колокольни Высокопреосвященнейшим архиепископом Варсонофием была освящена церковь в честь Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Возвращенный прихрамовый участок (размеры которого были определены по архивным фотографиям) обнесен металлической оградой, внутри которой планируется построить здание воскресной школы с компьютерным классом.

Настоятель – протоиерей Александр Адышкин.

Священник – иерей Александр Козлов.

Церковь святителя и исповедника Луки, архиепископа Крымского (при Республиканском психоневрологическом диспансере)

430030, г.Саранск, улица Лесная, дом 2

Иоанно-Богословский храм: из прошлого – в будущее

Иоанно-Богословский собор в Саранске украшает без малого четыре сотни лет этот край. За несколько веков кардинально поменялась история России, быт, нравы, архитектура, однако именно эта, по сегодняшним меркам, небольшая церковь, является воплощением русского духа, стойкости, веры.

В лихие советские времена эта самая церковь оставалась единственным пристанищем для христиан, а позже была внесена в официальный список памятников архитектуры XVII века и взята под охрану государства.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

История храма в Саранске

История храма примечательна тем, что разделила с народом печали, гонения, обрушившиеся на Россию за более чем триста лет назад, дождалась возрождения и обрела покой в XXI веке.

Церковь была построена из камня в 1693 году в популярном тогда нарышкинском стиле, с необычными барочными элементами. К основному храму в 1711 году пристроили колокольню и трапезную. Несмотря на иной стиль архитектуры, ансамбль смотрится компактно и гармонично.

В период установления советской власти и гонений на верующих, в храме запрещали проводить богослужения, его закрывали, снова открывали и длительное время Иоанно-Богословская церковь в Саранске оставалась единственным сооружением для христиан, где проводились службы.

Церковь заработала в полную силу в период перестройки, и, несмотря на появление новых, более красивых сооружений, остается любимицей горожан. Комплекс расположен недалеко от центральных туристических троп, в него захаживают знатоки зодчества полюбоваться иконостасом, центральной люстрой со множеством свечей, живописью безымянных художников.

Редакторы сайта советуют прочитать статью об Иверском женском монастыре в Самаре.

Судьба во время революции и в советский период

С 1917 года в Стране Советов началось массовое варварское разграбление и уничтожение православных храмов.

Обратите внимание: выполняя заветы Ленина-Ульянова «бороться с национальной культурой великороссов», было уничтожено более 47 тысяч (!) православных сооружений.

На фоне атеистического безумия, полная сохранность Иоанна-Богословского храма выглядит чудом, хотя и его не обошли нововведения большевиков.

В начале 30-х церковь была закрыта, администрация города не придумала ей назначения и здание пустовало. Собор открыли за неимением альтернативы для проведения религиозных обрядов, однако, совсем ненадолго. Горсовет не смог мириться с работой храма и отправил комиссию, которая вынесла неутешительный вердикт: «Богословскую церковь закрыть из-за ветхого состояния».

Важно знать: трудно поверить, но нашлись люди, которые противостояли жесткой системе, не побоявшись ни ссылки, ни расстрела .

Агафья Ефимова возглавляла в то время церковный совет Иоанно-Богословской церкви в Саранске Она написала апелляцию на решение Горсовета и получила ответ Президиума ЦИК о том, что церковь должна удовлетворять чаяния верующих до окончательного решения.

С переменным успехом церковь работала в сороковые годы. Только в 1946, по настоянию прихожан, в ней отреставрировали роспись, предотвратив гибель исторического памятника, и она заработала в полную силу, став соборной.

Архитектурные особенности

Иоанно-Богословский собор построен в необычном нарышкинском стиле, который приглянулся России, уставшей от тяжеловесных канонов. Он был более легкий, декоративный, церкви получались облегченные, стремящиеся в небеса.

Интересный факт: сегодня церковь смотрится миниатюрно, остается неким островком старины и нуждается в художественной реконструкции.

Собор Иоанна Богослова отличается фантазийной выкладкой верхнего карниза и рядом закомар, помещенных выше. В ансамбле с пятью куполами цвета оникс, увенчанными золотистыми крестами, храм смотрится великолепно. Несмотря на новшества, храм одноапсидный с кирпичными карнизами и традиционными кокошниками.

Святыни

Материал храма, иконный и живописный, дает глубинные представления основ христианской религиозной нравственности. Основной престол освящен во имя Иоанна Богослова. Это знаковая фигура в христианстве, которой удалось лицезреть Иисуса, получить от него откровения и донести его до поколений.

Это интересно: «Откровения» Иоанна Богослова охватывают масштабное описание человеческой истории, включая апокалипсис и наставления тем, кто надеется на Царство Божие.

Правый престол посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, левый – святителю Николаю Мирликийскому. В церкви хранится список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери XVI века. А также относительно недавно в храм привозили еще одну святыню из Ватикана — частицу шипа из тернового венца Иисуса Христа. Значимые реликвии притягивают прихожан, в церкви всегда кто-то есть: скорбящие, ищущие успокоения души, ликующие, отдающие благодарность Богу за содействие, путники, зашедшие постоять несколько минут в тишине и благодати.

Контакты

Иоанно-Богословсий собор расположен по адресу: г. Саранск, ул. Демократическая, д. 28; 8-834-247-17-27. Возглавляет приход Денисенко Николай Михайлович, окончивший Самарскую семинарию.

Важно знать: собор открыт ежедневно с 07-30 до 19-00.

Индивидуального сайта нет, но есть официальный сайт Саранской Епархии, к которой относится собор, также как и Свято-Предтеченская церковь и где можно посмотреть новостную информацию, задать вопрос, узнать о службах, получить полезные ссылки.

Как добраться

От Москвы до Саранска постоянно курсируют 2 поезда: фирменный состав № 42, дневной № 120, время в пути 8,5 часов. До Иоанно-Богословского собора можно дойти пешком за 30 минут, т.к. расстояние до него 2,6 км. На машине от вокзала до церкви потребуется 5 мин. пути.

Из Санкт-Петербурга ходят прямые поезда: № 347 (Санкт-Петербург – Уфа); № 337 до Самары с остановкой в Саранске (время в пути 30 часов).

Из обоих городов можно доехать на автомобиле, используя навигатор и зная, что город расположен по трассе Р-158 Нижний Новгород – Саратов.

Возьмите на заметку: аэропорт Саранска закрыт на реконструкцию.

Намоленные миллионами душ стены Иоанна-Богословского собора — словно спасительный круг для скорбящих. Они дают силы, радуются и плачут с каждым, кто обращается к Богу. Священнослужители и прихожане надеются, что сообща смогут собрать деньги и провести внутреннюю реставрацию храма, чтобы сохранить для потомков частичку истории.

Подробнее о соборе смотрите следующее видео:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *