Церковь киприана и устиньи в Москве

***

Все чары исчезали, и разбегались бесы от одного вида и даже имени святой девы. Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина его падения и ничтожества тех, кому он служил. «Если ты боишься даже тени Креста и трепешешь Имени Христова, — сказал Киприан сатане, — то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?» Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападении вражия. С глубоких покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.

Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей всё его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день — в иподиакона, на тридцатый — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРИАН И СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ИУСТИНА

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист умерщвлены в Никомидии в 304 году. Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.

Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие людские души сгубил великий жрец, обучая их чародейству и служению бесам.

В том же городе жила христианка — девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу.

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. В оригинальном виде, по-гречески, история Киприана и Иустины излагалась в трех книгах: «Деяния Киприана и Иустины», «Исповедь Киприана», «Мученичество Киприана и Иустины».

В III веке в царствование Декия (римский император с 249 по 271 г.) жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователь Киприан, родом из Карфагена.

Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости. По достижении 10 лет, он был послан родителями для приготовления к жреческому служению, на гору Олимп. До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним, отдал ему во власть всего себя и получил от него полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы. Киприан мог прельстить слушателей вдохновенной речью, мог потрясти воображение неискушенных антиохийцев удивительными фокусами. Его яркие черные глаза горели каким-то странным воодушевлением, пронзали душу человека, подчиняли ее воле мага. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.

Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой — Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».

Иустина была дочерью жреца по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Все они были язычниками. Однажды, сидя у окна в своем доме, девица Иустина, случайно услышала слова спасения из уст проходившего мимо диакона, по имени Праилия. Он говорил о вочеловечении Господа нашего Иисуса Христа, – о том, что Он родился от Пречистой Девы и, сотворив многие чудеса, благоизволил пострадать ради нашего спасения, воскрес из мертвых со славою, вознесся на небеса, воссел одесную Отца и царствует вечно. Эта проповедь диакона пала на добрую почву, в сердце Иустины, и начала скоро приносить плоды, искореняя в ней терния неверия. Иустина захотела лучше и совершеннее научиться вере у диакона, но не осмелилась искать его, удерживаемая девическою скромностью. Однако, она тайно начала ходить в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа, уверовала во Христа. В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Видя разум своей дочери и слыша ее мудрые слова, Едесий рассуждал сам с собою: «Идолы сделаны руками человеческими и не имеют ни души, ни дыхания, а потому – каким образом они могут быть богами”. Размышляя о сем, однажды ночью он увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение: видел он великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира Христос, Который сказал ему: «Приидите ко Мне, и Я дам вам царствие небесное».

Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христианскому епископу, по имени Онтату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними святое крещение. При сем он поведал слова дочери своей и виденное им самим ангельское видение. Услышав сие, епископ возрадовался обращению их и, наставив их в вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием 1,5 года, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим.

Когда юноша Аглаид, сын богатых и знатных родителей, предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан 3 раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан прозрев, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.

Через 7 дней после Крещения Киприан был поставлен во чтеца, на 20-йдень — в иподиакона, на 30-й — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. Киприан вполне изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал он свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми; при сем, он ревностно заботился о вверенном ему Христовом стаде. Святую Иустину девицу он поставил диакониссою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игумениею над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для церкви Христовой.

Видя строгую жизнь святого Киприана, заботы его о вере Христовой и о спасении душ человеческих, диавол скрежетал на него зубами и побудил язычников оклеветать его пред правителем восточной страны в том, что он богов посрамил, многих людей отвратил от них, а Христа, враждебного богам их, прославляет.

При императоре Диоклетиане во время гонения на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и подвергнуты лютым мучениям. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем их бросали в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. Затем они были осуждены на усечение мечом.

Тогда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы, ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась, при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.

Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали 6 дней не погребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали одной добродетельной и святой женщине, по имени Руфине, родственнице Клавдия кесаря. Она похоронила с честью тела святых Христовых мучеников: Киприана, Иустины и Феоктиста. Кончина свв. Киприана, Истины и Феоктиста последовала около 304 года. При гробах же их происходили многие исцеления притекавшим к ним с верою Молитвами их да исцелит Господь и наши болезни телесные и душевные!

Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.

Церковь Киприана в Менико

На Кипре, в деревне Менико близ Никосии есть храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи. Мощи были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году.

Молитва священномученику Киприану
О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, хваление сие; испроси у Господа Бога в немощех укрепление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей; вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых и укротит обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя; подаждь нам терпение в искушениих и в час кончины нашея яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствех; да водимии тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небеснем Царствии со всеми святыми славити и воспевати пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины, глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход: сего ради, слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Киприане, моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины, глас 1
От художества волшебного обратився богомудре к познанию божественному, показался еси миру врачь мудрейший, исцеления даруя чествующым тя, Киприане со Иустиною: с нею же молися человеколюбцу Владыце, спасти душы наша.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

2 / 15 октября В 2004 году игумения Зачатьевского монастыря Иулиания с сестрами обители совершили паломничество на Кипр, во время которого посетили многие святые места этой гостеприимной земли. Побывали сестры и в селении Менико, митрополии Морфу, где хранятся святые мощи священномученика Киприанаи мученицы Иустины. С благоговением все приложились к святым мощам, и отец Савва, священник этого храма, стоявший у мощей, прочел над паломниками молитву священномученику Киприану. Состоялось краткое знакомство с отцом Саввой, и затем последовало предложение навремя перенести мощи в Москву, для поклонения верующих, что тогда удивило и обрадовало игумению и насельниц обители. Прошло около полугода со времени той поездки, и вот с Кипра в монастырь поступает сообщение о возможности прибытия святых мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины в Москву. Началась переписка Святейшего Патриарха Алексия II с митрополитом Морфу Неофитом, и наконец, по Промыслу Божию, были назначены сроки пребывания святых мощей — с 17 по 27 августа 2005 года, во время Успенского поста.

Делегацию с мощами встретило духовенство Русской Православной Церкви, возглавляемое епископом Егорьевским Марком, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей. От монастыря для встречи делегации был отправлен иеромонах Никодим (ныне епископ Енисейский и Норильский). Святыня была доставлена в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, где в этот момент Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, совершал торжественное всенощное бдение.

При пении тропарей на «Бог Господь» архиепископ Арсений и епископ Афанасий, настоятель Александрийского подворья в Москве, более пятидесяти священнослужителей и насельницы обители крестным ходом вышли из храма Сошествия Святого Духа и направились к Святым вратам. Именно здесь были встречены мощи святых угодников Божиих. Чинный крестный ход, возглавляемый Его Высокопреосвященством митрополитом Морфу Неофитом, несшим святые мощи, прошел по территории монастыря и остановился перед храмом Сошествия Святого Духа, где богослужение продолжилось праздничным полиелеем. В дни пребывания святых мощей обитель посетило множество паломников, всего около 90 тысяч. Среди них были и представители Правительства Российской Федерации и Москвы, видные общественные и государственные деятели. Поклониться священномученику Киприануи мученице Иустине приезжали архиереи Русской Православной Церкви, наместники монастырей с братией, настоятельницы с сестрами.

Среди паломников были разные люди. Некоторые впервые переступали порог храма, другие шли к мощам»за компанию», потому что «все идут». Кого-то приводила житейская нужда, неразрешимая проблема, кого-то — любопытство, кого-то — страх. Вернее же будет сказать, что Божия благодать, действующая через Его угодников, священномученика Киприанаи мученицу Иустину, вела людей в храм, чтобы очистить, укрепить, вразумить, исцелить, наставить, ибо любит Господь создание Свое и не желает его погибели, но спасения.

Заветным желанием насельниц обители было получить в памятный дар частицу святых мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины. Накануне, 24 августа, после молебна, матушка игумения обратилась к владыке с дерзновенной просьбой передать в монастырь частицу святых мощей. В ответ владыка Неофит высказал пожелание об устройстве в Зачатьевской обители придела или часовни во имя священномученика Киприана и мученицы Иустины, а на просьбу матушки сказал, что нужно подумать, помолиться священномученику Киприану. На следующий день владыка собирался передать ответ.25 августа, в середине дня, в храме произошло чудо. К мощам привели болящую отроковицу лет одиннадцати, которая горько плакала, прикладываясь к ковчегу. Когда сестры стали отирать поверхность святых мощей, то обнаружили на полотенце отделившиеся частицы кости. На поверхности мощей осталась едва заметная ямка. В страхе и трепете прибежала одна из сестер к матушке, показывая полотенце. Когда владыка Неофит узнал о случившемся, то отнесся к происшедшему с рассуждением, сказав:»Видно, таково желание самого священномученика Киприана». Вот таким был ответ святого Киприана. Частицу укрепили на воскомастике, вставили в мощевик и вмонтировали его в икону святых священномученика Киприана и мученицы Иустины. После отъезда мощей в обитель продолжали звонить, приезжать люди, желавшие поклониться мощам святых Киприана и Иустины, и бывали счастливы, благодарили Господа и священномученика Киприана за возможность приложиться хоть к малой частице цельбоносных мощей. Ныне эта икона находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины. И сейчас, когда прошло уже немало времени с памятного посещения, множество людей притекают в Зачатьевский монастырь в надежде на помощь священномученика Киприана и мученицы Иустины, которые помогают людям избавиться от страстей, навыкнуть добродетели, соединится со Христом и наследовать жизнь вечную.

С сокрушенным сердцем и слезами прикладываются они к иконе святых священномученика Киприана и мученицы Иустины с частицей цельбоносных мощей, приезжают на молебны этим святым, которые регулярно служатся в монастыре, в храме и дома читают им акафист. И по вере своей получают исцеление, ибо Господь сказал:»Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33,11).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *