Церковь организация

Прежде чем приступить к изучению истории Церкви, полезно узнать, что давным-давно, много раньше рождения Церкви, Бог изо всех народов избрал народ Израиля и возлюбил его. Бог заключил с этим народом союз и вывел его через пустыню в землю, которую обещал ему, — землю Обетованную. Бог хотел, чтобы народ Израиля возрастал там в ожидании Мессии, то есть Спасителя.

И вот перед нами Назарет в Галилее. Народ Израиля уже многие годы живет в этой земле. Освободившись из плена египетского, он томится здесь под владычеством римлян. Люди испытывают недовольство, их дух угнетен, они понимают, что их презирают. Ожидание Мессии, несущего избавление Своему народу, достигает особого напряжения.

Бог сдерживает Свое обещание, но иначе и лучше, чем об этом мечтают люди. Именно в Назарет, к юной деве по имени Мария, Он посылает Ангела. Ангел спрашивает Марию, согласна ли она стать матерью Спасителя, Сына Божия. Мария отвечает: «Да будет Мне по слову Твоему»; и так, под покровом тайны, наступают новые времена в отношениях между Богом и людьми. «Бог становится человеком, чтобы человек мог стать Богом». Предвечное Слово Божие облекается плотью с тем, чтобы передать Свою жизнь людям, чтобы обретаться среди нас.

«Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». В скором времени к Петру и Андрею присоединяются и другие, они становятся Его учениками, слушают Его слово и пребывают с Ним. Двенадцать учеников призывает Иисус, дабы они стали Его апостолами, сподвижниками и продолжателями Его дела. Главная роль среди них, согласно воле Христа, предназначается Симону — Петру: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Свою».

Как и предсказывал Иисус, Он был распят на кресте и умер, дабы искупить наши грехи и собрать воедино в Церковь всех чад, рассеянных по миру. На третий день Он воскрес, явился Своим ученикам, обещал им ниспослать Святого Духа и прежде, чем вознестись на небо, заверил нас: «Я буду с вами во все дни до скончания века». Но история Иисуса не заканчивает ся Его возвращением к Отцу. Иисус — на небе и в то же время среди своих учеников. В праздник Пятидесятницы, на пятидесятый день после Пасхи, Его ученики были единодушно вместе, и снизошли на них языки «как бы огненные», и исполнились они Святого Духа. Ученики возвещают Евангелие собравшимся людям, и многие принимают крещение. Так начинается жизнь и миссия Церкви. Проповеди апостолов сопровождаются многими чудесами, свидетельствующими, что Христос присутствует среди них. Одно из удивительных событий ранней Церкви — обращение в веру Христову Савла, принявшего потом имя Павла. На пути в Дамаск, куда спешил Савл, чтобы расправиться с христианами, ему явился Иисус и сказал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Сказав «Меня», Иисус указал на то, что Церковь — это «Тело Христово». Но самое большое чудо, которое приводит в изумление и язычников,— это единение верующих во Христе. Они— «единое сердце и единая душа». Но Церковь ждут новые трудности и испытания. Внутри самой Церкви появляются ложные учения, одно из них — учение Маркиона, отлученного от Церкви апостолами. Начинаются и гонения на христиан, о чем предупреждал Иисус: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Первой жертвой, первым мучеником становится диакон Стефан. Иудеи побивают его камнями, обвиняя в том, что он выступал против иудейского закона. Подобно Иисусу, он умирает, молясь за преследующих его врагов. Вначале Евангелие проповедуется только иудеям, и многие из них относятся к нему враждебно, но после того как Господь явил Петру видение, в котором ясно дал понять, что язычники должны стать частью Церкви, проповедь Евангелия обращается ко всем людям — двери Церкви открываются для всех народов. В особенности Павлу доверяет Церковь нести Благую Весть язычникам. Его называют «апостолом язычников». Сначала с Варнавой, а потом и в одиночку, он путешествует по всему известному в то время миру и повсюду, куда ни приходит, создает общины, попечение о которых поручает доверенным лицам, дабы они хранили веру среди обращенных и распространяли ее далее. Вернувшись в Палестину после первого апостольского путешествия по Малой Азии, Павел и Варнава обнаруживают, что между братьями начались распри. Некоторые из них утверждают, что язычники, обращенные в христианство, должны соблюдать иудейские законы и традиции. Павел и Варнава не согласны с этим, но, чтобы увериться в своей правоте, отправляются в Иерусалим.

В Церкви решает не тот, кто умнее, а тот, кому дана власть от Господа. После долгого обсуждения Петр, глава апостолов, берет слово: не должно возлагать на язычников, решивших войти в церковь, никакого бремени, кроме веры в Иисуса Христа и послушания Церкви. Это собрание апостолов во главе с Петром было названо Первым Собором Церкви.

Соборы, собирающиеся вокруг преемника Петра — папы, могут и должны решать наиболее трудные вопросы христианс кой веры. В самое сложное время в жизни Церкви Соборы, как маяки, указывают верующим, каким путем следовать.

После Иерусалимского Собора Павел продолжает свои апостольские путешествия. В Афинах, прославленном культурном центре того времени, ему не удается добиться больших успехов. Он проповедует в Ареопаге, но афинские философы и ученые, услышав от него о Воскресении Христа, насмехаются над апостолом и вежливо отпускают его, говоря: «Об этом послушаем тебя в другое время». Это урок того, что Слово Божие надлежит слушать со смирением, расположившись душой принимать истины, превосходящие наш разум. Знание, которое закрыто для понимания нового и противится познанию высшей истины, ап. Павел назвал «безумием».

Покинув Афины, Павел приходит в Коринф, большой торговый город в Греции. Он живет там два года и учреждает процветающую христианскую общину. В 54 году Павел прибывает в Эфес, главный город Малой Азии, знаменитый торговлей и культом богини Артемиды. Проповеди Павла имеют успех, но вызывают гнев тех, кто служит культу Артемиды. Павлу приходится бежать из Эфеса обратно в Коринф, где он восстанавливает согласие в христианской общине.

Тело и его члены: «…как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело. Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходней ший» (1 Кор 12, 12_31).

В Эфесе и Коринфе Павел собирает немного денег для Иерусалимской Церкви, тогда особенно бедствовавшей. С этим даром он возвращается в Иерусалим, но там Павла задерживают иудеи, которые считают его предателем отеческой веры, и передают римлянам. Как римский гражданин Павел требует суда у кесаря, после чего его отправляют под стражей на корабле из Кесарии в Рим. В Риме ему позволяют, в ожидании суда, жить «особо с воином, стерегущим его». Так промыслительно осуществляется видение Павла, и он два года проповедует Евангелие в столице империи. Тем временем в Рим прибывает и Петр, всеми признанный глава всех христианских общин.

Спустя два года после прибытия Павла его дело рассматри вается в римском суде. Апостола оправдывают, и освобожден ный Павел приветствует христиан в Риме. Вскоре он отправляется в новое путешествие на Восток, чтобы в последний раз навестить своих учеников.

Между тем в Риме обстановка изменяется к худшему. Власти, ранее терпимые к христианам, теперь относятся к ним с подозрением. Христиане отказываются признавать божественность императора и предпочитают подвергаться гонениям, но не идти на уступки; кроме того, положение дел усугубляется тем, что в это время в Риме правит жестокий и безумный император Нерон. После того как Нерон поджег город и распространил слух, что это дело рук христиан, беснующаяся толпа в поисках успокоения растерзала множество верующих. В то время в Риме находился и святой Петр, который, по преданию, был распят в 64 году. Через два года апостола Павла вновь задерживают и доставляют в Рим. В Риме его ждет суд по обвинению в том, что он исповедует христианство. Весной 67 года апостола судят и признают виновным в неповиновении законам государства. Павла как римского гражданина не могли распять, его обезглавили в Риме, в местечке, получившем затем название «Три источника».

Остальные апостолы покидают Палестину, чтобы нести Благую Весть в самые удаленные земли, памятуя слова Христа о том, что Евангелие должно быть возвещено всем народам. Ап. Фома добирается даже до Индии. Ап. Андрей, согласно преданию, пересекает море и достигает речного порта — будущего города Киева. Марк-евангелист, ученик святого Петра, отправляется в Африку и останавливается в Александрии, где и зарождается Великая Христианская Церковь Египта и Африки.

Таким образом, с самого начала Церковь обнаруживает свою миссионерскую природу. После нероновских гонений Церковь, наконец, может свободно вздохнуть. Это продолжается несколько лет до тех пор, пока новый император Домициан (81_96) не начинает преследовать христиан. Ап. Иоанн вынужден покинуть Эфес, он находит убежище на острове Патмос. Там, живя в уединении, он творит Апокалипсис, последнюю книгу Нового Завета. По прошествии жестоких гонений святой Иоанн возвращается в Эфес и там умирает около 100 года. После Нерона и Домициана римские власти больше официально не преследуют христиан, но требуют от них того, что противно их совести: поклоняться языческим богам и прибегать к насилию. Знаменателен ответ императора Траяна Плинию Младшему, императорскому легату в Вифании (111 год): христиан не следует разыскивать, но если на них доносят и они отказываются приносить жертвы богам, то их следует карать.

Преследования

Даты Императоры Самые известные мученики Геогафическое распространение и места преследований Исторические документы
54-68 Нерон Петр и Павел Только в Риме Существование эдикта о всеобщих преследованиях, предполагаемое некоторыми историками, не подтверядено документально; поэтому преследования при Нероне не имеют юридического основания
81-96 Домициан Тит,
Флавий
Климент
Домицилла
Во многих частях империи
98-117 Траян Симеон
Иерусалимский,
Игнатий
Антиохийский
Во многих частях империи Предписание наместнику провинции Вифиния «Христиан не следует разыскивать Не следует принимать во внимание анонимные доносы. Тот, кто будет официально указан как христианин, должен быть допрошен. Если он отрицает свое христианство, то не должен подвергаться наказанию. Если он признает себя христианином, то одного того, что он христианин, достаточно для преследований»
138-161 Антонин Поликарп
161-180 Марк Аврелий Иустин, Публий, Захарид, Тразея Во многих частях империи
180-192 Коммод Карп, Папила, Агафоника Во многих частях империи Эдикт 202 г.: тяжкие наказания для переходящих из иудаизма в христианство
193-211 Септимий Север Аполлоний Леонид Александрийский Во многих частях империи
249-251 Деций Перпетуя и Фелицита Папа Фабиан, Вавила Вся империя Эдикт 250 г.: все священники обязуются совершать жертвоприношения
253-260 Валериан Антиохийский. Аполлония Папа Сикст II Вся империя Эдикт 257 г.: епископы, священники, диаконы обязаны совершать жертвоприношения. Запрещаются культовые собрания
284-305 Диоклетиан Лаврентий диакон, Киприан,
Фруктуоз Епископ Антим, Епископ Феликс, Агнеса, папа Марцеллин
В некоторых областях благодаря Тетрархии преследований нет Эдикта 303 г.: конфискация книг, имущества, зданий

Отцы Церкви

После кончины апостолов управление Церковью переходит к их ученикам, из которых наиболее заслуженные именованы апостольскими отцами. Первый апостольский отец — Климент, епископ Рима или папа, т.е. отец (92_101). Сразу же после восшествия на папский престол Климент Римский использует весь свой авторитет, чтобы устранить возмущение в Коринфской общине и водворить в ней мир. К этому времени в Коринфе появились беспокойные и своевольные люди, которые восстали против церковных предстоятелей и замыслили устранить епископа. Климент Римский в своем знаменитом послании к Коринфянам учит смирению и послушанию. Он пишет, что недопустимо лишать сана епископов, ибо они поставлены апостолами,— лишение их сана грозит Церкви разрушением. Наставление Климента воспринято с благодарностью, и Церковь всегда о нем памятует.

Апостольским отцом является и св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Когда христианская община в Антиохии, столице Сирии, разрастается, Игнатий Антиохийский устанавливает церковную иерархию и четко определяет служение пресвитеров и диаконов, отводя им роль помощников епископов. Когда Игнатий Антиохийский в окружении диаконов совершает таинство евхаристии, то все верующие чувствуют, что Христос истинно присутствует в Святых Дарах, что жизнь в Церкви и есть жизнь в Истине.

Св. Игнатий Богоносец схвачен язычниками, его отправляют в Рим для суда над ним. Во время путешествия он пишет общине послание, которое остается жить в веках как наивысшее выражение любви к Христу и Церкви. «Прекрасно мне закатиться от мира, чтобы мне в нем воссиять»,— так пишет св. Игнатий Богоносец римлянам.

Из «Послания к магнезийцам» св. Игнатия Антиохийского : Итак, поелику в вышеупомянутых лицах я узрел все ваше общество в вере и любви, то убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде веков у Отца, и, наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга в Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими, во образ и учение нетления.

Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископов или пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-нибудь похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа, Который изшел из единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел.

Из «Послания св. Игнатия к Ефесянам» : Посему и вам надлежит согласоваться с мыслию епископа, что вы и делаете. И ваше знаменное, достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом. В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом,— не человеческое,_ а духовное, то сколько, думаю, блаженнее вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?

Епископ Поликарп

Церковь в Смирне возглавляет епископ Поликарп, ученик св. апостола Иоанна. Любимый ученик Поликарпа Смирнского — Ириней — станет потом в Лионе, на юге нынешней Франции, епископом. Жизнь Церкви нелегка во все времена. Святому Поликарпу суждено, взойдя на костер, проповедовать истинную веру. Вот последняя его молитва, сказанная им на костре:

«Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез Которого мы получили познание в Тебе! Боже ангелов, и сил, и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицом Твоим! Благословляю Тебя, чтобы Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в (числе) их днесь пред лицом Твоим… (да будет) слава Тебе — с Ним и со Святым Духом — и ныне и в будущие века. Аминь».

Не только власть и простой народ испытывают предубеждение к христианам. Противниками христианства выступают и образованные люди того времени. Фронтон и Лукиан Самосатский пишут трактаты против христианства. Однако встречаются среди ученых и их учеников и такие, которые становятся провозвестниками Христа. К последним относится Иустин Философ (100_165), которого изумляет радостная благость христиан. Честные поиски веры и молитва приводят его к признанию Христа. Став христианином, он надевает на себя плащ, одежду греческих мыслителей, и отправляется в путь, повсеместно проповедуя христианскую веру. К концу жизни Иустин возвращается в Рим и открывает школу, которая очень скоро становится знаменитой. Его успехи вызывают постоянную зависть языческих философов, которые в конце концов доносят на Иустина. В 165 году Иустин принимает мученическую кончину вместе со своими сподвижниками.

Из «Актов мученичества» святых Иустина и его сподвижников : Когда святых схватили, их отвели к префекту Рима по имени Рустик. Сначала они предстали перед судьями, и префект Рустик сказал Иустину: «Главное — веруй в богов и почитай императора».

Иустин отвечал: «Ни в чем не может себя упрекать и винить тот, кто исполняет заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа».

Префект Рустик спросил: «Какое учение исповедуешь?» Иустин отвечал: «Я испробовал все школы философии и, наконец, избрал истинное учение, учение христиан, хотя оно и не по душе тем, кто обольщен заблуждениями».

Префект Рустик сказал: «А ты, несчастный, находишь вкус в этом учении?» Иустин отвечал: «Да, ибо я следую ему с честной верой».

Префект Рустик спросил: «И что же это за учение?» Иустин отвечал: «Оно в том, чтобы поклоняться Богу христиан, Которого мы почитаем единственным Создателем и Творцом земли от самого начала, видимого и невидимого, а также Господу Иисусу Христу, Сыну Божию, Который был предсказан пророками как Тот, Кто должен прийти к людям вестником Спасения и учителем благого знания. И я, простой человек, признаю, что могу сказать очень мало перед лицом Его бесконечного Божества. Признаю, что такая способность свойственна пророкам, которые предрекли Того, про Кого я только что сказал, что Он — Сын Божий. Я верно знаю, что пророки божественным вдохновением предсказали Его явление среди людей».

Рустик спросил: «Так ты христианин?» Иустин отвечал: «Да, я христианин».

Префект сказал Иустину: «Послушай, ты, кто считаешь себя мудрецом и думаешь, что знаешь истинное учение; если тебя сначала будут бичевать, а потом обезглавят, ты полагаешь, что попадешь на небо?» Иустин отвечал: «Уповаю войти в эту обитель, если так пострадаю. Я знаю, что всем тем, кто проживает святую жизнь, уготована милость Божия до скончания века».

Префект Рустик сказал: «Так ты воображаешь, что попадешь на небо, чтобы получить подобающую награду?» Иустин отвечал: «Я не воображаю это, а знаю наверное и нимало в том не сомневаюсь».

Префект Рустик сказал: «Вернемся-ка к тому, с чего начали, оно неотлагательней. Соберитесь все вместе и согласно принесите жертвы богам». Иустин отвечал: «Никто в здравом уме не променяет благочестие на нечестивость».

Префект Рустик сказал: «Если не будете повиноваться моим повелениям, вас подвергнут безжалостной пытке». Иустин отвечал: «Уповаем, что спасемся через Господа нашего Иисуса Христа, если примем муки, ибо это даст нам спасение и уверенность перед судом, более страшным и всеобщим,— судом Господа и Спасителя нашего».

Он также сказал всем другим мученикам: «Пусть каждый поступает как хочет, мы христиане и не приносим жертв идолам».

Префект Рустик произнес приговор, гласивший: «Те, кто не пожелали принести жертвы богам и повиноваться повелениям императора, будут сначала подвергнуты бичеванию, а затем их уведут и обезглавят согласно закону».

Святых мучеников, славивших Бога, собрали в пустынном месте и обезглавили; они до конца свидетельствовали об исповедании веры в Спасителя.

Около 180 года в мире возникает множество новых христианских общин, прежде всего в восточной части Средиземного моря и в Малой Азии. Общины имеются также и в Месопотамии, Аравии, Африке, а также на севере Италии. Теперь можно говорить о создании Вселенской Христианской Церкви.

Президент Гарольд Б. Ли сказал:

«Принципы Евангелия Иисуса Христа Божественны. Никто не изменяет принципы и доктрины Церкви, кроме Господа, Который осуществляет это с помощью откровения. Однако по мере того, как к тем, кто возглавляет Церковь в тот или иной период времени, приходит указание свыше, меняются методы руководства… Вы можете быть уверены, что ваши братья, возглавляющие Церковь, молятся об этом очень серьезно. Но ничто не изменяется для нас до тех пор, пока мы не обретаем (в меру наших сил) уверенности в том, что наши дела действительно получают печать Божественного одобрения» («God’s Kingdom — A Kingdom of Order», Ensign, Jan. 1971, p. 10).

Ниже приводится пример того, как поступает Пророк, когда получает одобрение Господа. 9 июня 1978 года члены Первого Президентства выступили с обращением ко всему миру:

«Став свидетелями расширения деяний Господних по всей Земле, мы благодарны тем многим людям из разных стран, которые откликнулись на послание восстановленного Евангелия и вступили в растущие ряды Церкви. Это, в свою очередь, вдохновило нас на то, чтобы донести до каждого достойного члена Церкви все привилегии и благословения, которые дает Евангелие.

Исходя из обещаний, данных Пророками и предыдущими Президентами Церкви, по вечному Божьему плану все наши достойные братья могут получить священство, и, являясь свидетелями преданности тех, от кого было передано священство, мы долго и верно молились от их имени, наши верные собратья, проводя много часов в Верхней комнате храма и прося Господа о Божественном руководстве.

Он услышал наши молитвы и через откровение удостоверил, что давно обещанный день пришел, когда каждый верный, достойный мужчина в Церкви может получить Святое Священство вместе с силой использовать эту Божественную власть и радоваться с теми, кого он любит, каждому проистекающему из этого благословению, включая благословения храма. Соответственно все достойные члены Церкви мужского пола могут быть посвящены в священство независимо от расы или цвета кожи. Руководители священства знают, как обстоятельно надо провести собеседование со всеми кандидатами для посвящения их в Священство Аароново или Мелхиседеково, чтобы удостовериться, что они отвечают требуемым нравственным нормам.

Мы со всей ответственностью заявляем, что Господь открыл Свою волю, чтобы благословить всех тех Своих детей на всей Земле, кто услышит глас Его наделенных властью слуг и подготовится получить все благословения Евангелия» (Letter to general and local priesthood officers of the Church, 8 June 1978; курсив автора).

Если главой Церкви является Иисус Христос, то какова роль Пророка?

Через власть священства и через Божественное откровение Пророк в качестве Президента руководит делами Церкви. Членам Церкви дается совет внимательно слушать слова Пророка, так как он руководствуется откровением: «Ибо слово его вы получите как бы из Моих уст, в терпении и вере» (Учение и Заветы 21:5).

Вот что рассказывает старейшина Гордон Б. Хинкли из Совета Двенадцати о молодом филиппинце Дэвиде Лагмане, понимавшем, какую важную роль играет Пророк:

«Когда Дэвид Лагман был мальчиком, он нашел в мусорном баке старое, оборванное издание Ридерз Дайджест. В нем было краткое содержание книги, рассказывавшей об истории мормонов. Там говорилось об Иосифе Смите, который был описан как Пророк. Слово Пророк запало мальчику в душу. «Действительно ли на Земле может быть Пророк?» — думал он. Тот журнал затерялся, но мысль о существовании живого Пророка никогда не покидала его в течение долгих, мрачных лет войны и угнетения, когда Филиппины были под игом оккупации. В конце концов пришли силы освобождения, а с ними вновь открылась воздушная база Кларк. Дэвид Лонгман нашел там работу. Он узнал, что его начальник, офицер ВВС, был мормоном. Он хотел спросить, действительно ли тот верит в Пророка, но побоялся. Наконец… он собрал все свое мужество, чтобы задать этот вопрос.

«Вы мормон, сэр?» — спросил молодой человек. «Да», — последовал откровенный ответ. «Вы верите в Пророка? В вашей Церкви есть Пророк?» — с волнением спросил филиппинец.

«У нас есть Пророк, живой Пророк, который возглавляет эту Церковь и учит воле Господней».

Дэвид попросил офицера рассказать ему об этом как можно больше и благодаря этому обучению крестился. Он стал первым старейшиной на Филиппинах, который был посвящен в этот чин» («We Thank Thee, O God, for a Prophet», Ensign, Jan. 1974, p. 122).

Единство Церкви, основанной Спасителем, когда Он жил на Земле, поддерживалось посланиями, письмами и посещениями Апостолов — точно так же, как и единство сегодняшней Церкви, направляемой и объединяемой под Божественным руководством Пророков и Апостолов. Это центральное руководство и организация являются знаком истинной Церкви Иисуса Христа.

Покажите плакат с шестым Символом веры. Зачитайте его вслух.

И вы — тело Христово, а порознь — члены

«Сие есть Тело Мое… τοΰτό μού έστιν τό σώμα» (1Кор. 11: 24). Здесь это совпадение в употреблении слова σώμα особенно значимо. Я вовсе не склонен строить теории исходя из употреблении того или другого слова – попытки этого рода всегда были слишком ненадежны. Однако в некоторых случаях употребление одного и того же слова может служить указателем на его содержание, особенно когда это слово употребляется одним и тем же автором в одном и том же труде. Основываясь на этом совпадении, не имеем ли мы право сделать вывод, что Церковь для апостола Павла есть σώμα, о котором Христос сказал: «сие есть Тело Мое»? Эти слова Христа были произнесены во время Тайной Вечери в момент раздачи хлеба. Тело Христово есть Тело евхаристическое, и тогда Церковь есть Тело Христа в его евхаристическом аспекте.

«И вы – тело Христово, а порознь – члены (μέλη έκ μέρους)». В первой части этого стиха мысль апостола Павла направлена к Евхаристии, во второй – ко крещению. Для него крещение и Евхаристия неразрывно связаны: одно не может быть без другого. Следовательно, крещение может быть понято только в свете учения о Теле Христовом. В Евхаристии верующие становятся Телом Христовым благодаря приобщению евхаристическому хлебу и вину, потому что в крещении они уже стали «новой тварью». Оставаясь в старом эоне, Церковь принадлежит новому эону. Все, что было старого, исчезло, и родился новый мир (2Кор. 5, 17). Это новое есть новая тварь Божия, первенец Которого – Христос в Духе и через Дух. Вот почему присоединение к Церкви есть творческий акт Бога. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5, 17). Творческим актом крещеный присоединяется к Телу Христову и становится членом этого Тела. Все те, кто введены в одно Тело, напоены одним Духом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12, 13). Крещение одним Духом в одно Тело Христово создает онтологическое единство всех членов Церкви через единство с Телом Христа. Члены Тела Христова едины между собой, потому что онтологически они одно с Христом в Его Теле. Апостол Павел утверждает и энергично настаивает на этом онтологическом единстве членов Тела Христова, единстве, которое уничтожает различие между иудеем и эллином, между свободным и рабом. Апостол Павел повторяет это в различных посланиях. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе – πάντες γάρ ύμεΐς εΤς έστε ένΧριστφ Ίησοΰ» (Гал. 3: 28). «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10: 12). «…Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11; ср.: Еф. 3: 6). Во всех этих отрывках о единстве всех в Теле Христовом апостол Павел исходит из крещения, но его мысль немедленно обращается к Евхаристии, где это единство актуализуется. Онтологическое единство членов Церкви, на котором настаивает апостол Павел (что доказывает, насколько он считал его важным для понимания природы Церкви), вытекает из онтологического единства Тела Христова, но с другой стороны, онтологическое единство членов Церкви есть начало того, что они в Теле Христовом.

Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Svώσιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (ΐνα ώσιν τετελειωμένοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 20–23). Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла.

Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба (είς άρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – είς, апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем эоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому эону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь, снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

Церковь Божия во Христе.

Чем является церковь Христова?

Роджер Кэмпбелл

В Библии написано «Приветствуют вас все церкви Христовы» (К Римлянам 16:16). Возможно многие не слышали о «Церкви Христовой». Другие, вероятно даже вы, слышали о ней, но не знаете о том, чем она является. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поделиться с вами некоторыми вопросами, которые часто спрашивают о церкви Христовой. Надеюсь, что эти десять вопросов и простые ответы на них помогут вам лучше понять то, чем она является, и то что она делает.

Является ли церковь Христова новой религиозной организацией?

Нет. Фактически церковь Христова существует почти две тысячи лет. Церковь, которая является царством Христа на этой земле, была начата в 30 г. в день древнего иудейского праздника – Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса и через десять дней после Его возвращения в небеса. Этот факт записан во второй главе книги Деяний, где нам сказано о том, что в этот день около 3000 человек было прибавлено к Его царствию (Деяния 2:36-41).

Где началась Церковь?

Библия говорит о том. что Церковь Бога Живого была начата в городе Иерусалиме (Деяния 2:5,14); но Бог хочет, чтобы Его церковь существовала повсюду на этой земле. Иисус наставлял своих последователей идти по всему миру и проповедовать Евангелие каждому человеку (От Марка 16:15). Евангелисты царства Христова разошлись по всему земному шару. Мы рады, что со времени падения железного занавеса много общин было основано в бывшем Советском Союзе.

Кто основал церковь Христову?

Она не была основана людьми, ибо Библия говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Псалом 126:1). Единственным основателем церкви был Иисус Христос, ибо Он Сам сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18).

Какие книги являются стандартом или авторитетом для церкви Христовой?

Церковь Христова не принимает учения человеческие, включая написанные людьми вероучения, и не признает человеческие традиции, как авторитет. Мы следуем учению одной Библии, потому что: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, по всякому доброму делу приготовлен» (2-е Тимофею 3:16,17). Библия – слово Божие, Его истина, и только она может cделать человека свободным (От Иоанна 8:32). Нашим вероучением является Библия, она – единственный авторитет для нашей веры. Мы говорим то, что говорит Библия. Мы не обучаем тому, чему не учит Библия.

К какой религиозной организации или деноминации принадлежит церковь Христова?

Церковь Христова не является деноминацией. Мы не связаны с Католической Церковью, мормонами, деноминациями, вышедшими из протестантской реформации и иными религиозными группами. Мы не являемся частью никакой деноминации, мы принадлежим только Богу. Мы просто Христиане, какими Бог и предназначил быть Своих последователей (Деяния 11:26). Мы следуем образцу церкви, о котором сказано в Новом Завете Иисуса, для того чтобы быть такой же недоминационной церковью, какой была Церковь, которую основал Сын Божий в первом столетии.

Где штаб-квартира церкви Христовой?

Церковь Христова не имеет штаб-квартиры на земле, у нее нет центрального офиса, ни всемирной управляющей структуры. У нас нет ни папы, и никаких групп людей на этой земле, контролирующих тысячи общин по всему миру. Библия говорит, что Иисус – глава Церкви (К Ефесянам 5:23), и что Бог положил все к Его ногам (К Ефесянам 1:22). Так как Иисус является нашим главой и сидит по правую руку Отца в небесах, штаб-квартира церкви Христовой в небе. Каждая местная община автономна и независима. Иисусу Христу дана вся власть, и каждая община управляется Им (От Матфея 28:18).

Почему вы называете себя Церковь Христова?

Иисус пообещал Своим Апостолам: «Я создам Церковь Мою» (От Матфея 16:18). Поэтому Церковь принадлежит Христу. В Библии написано, что Иисус искупил церковь Своей) кровью (Деяния 20:28), церковь по праву принадлежит Ему. Мы носим имя Христа, чтобы воздать почести нашему Спасителю и главе, которому мы принадлежим. В Новом Завете о церкви говорится как о: Церкви Божией (1-е Коринфянам 1:2), теле Христовом (К Колоссянам 1:24) и о доме Божием (1-е Тимофею 3:15). Как было сказано выше, церковь является царством Христа на этой земле (К Колоссянам 1:13).

В какой день церковь Христова проводит богослужения? Что вы делаете во время вашего служения Богу?

Библия говорит о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых в первый день недели – Воскресенье (От Марка 16:9). Церковь была основана Иисусом в воскресенье и Христиане в первом столетии собирались по воскресеньям, чтобы вспоминать своего воскресшего Господа и поклоняться Богу. Сегодня Церковь Христова продолжает собираться каждый первый день недели (Воскресенье), чтобы поклоняться живому Богу небесному. Нам сказано придерживаться образца Библейского учения о церкви, наше богослужение каждый день Господень состоит из пяти частей, перечисленных ниже:

  1. Проповедь и изучение Библии (Деяния 20:7) – Мы уделяем Библии такое большое внимание, потому что только слово Божие может осветить путь нашей жизни (Псалом 118:105).
  2. Молитва (Деяния 2:42) – путь общения человека с Богом. Наши молитвы включают благодарность, просьбы и прославление Бога, и исповедание Богу наших грехов.
  3. Вечеря Господня (1-е Коринфянам 11:23-27) – так же называется «преломлением хлеба» или «приобщением», состоит из двух элементов: пресного хлеба и виноградного сока. Для того, чтобы вспоминать смерть Иисуса, члены церкви каждое воскресенье (Деяние 20:7) едят хлеб, символизирующий тело Иисуса и пьют виноградный сок, символизирующий Его кровь (От Матфея 26:26-28).
  4. Воздаяние (1-е Коринфянам 16:1,2) – Жертвовать Богу каждый первый день недели (Воскресенье) – обязанность каждого Христианина. Пожертвования используются для поддержки работы местной церкви – помощь вдовам, сиротам и помощи проповедующим Евангелие. Добровольные пожертвования – единственный источник дохода церкви. Церковь не участвует в бизнесе и предпринимательстве для осуществления своей деятельности.
  5. Пение (К Ефесянам 5:19) – как учит Новый Завет Иисуса. Наше Христианское прославление Бога – акапелла, мы говорим друг с другом псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в наших сердцах Господу.

Что должен сделать человек чтобы стать членом церкви Христовой?

В соответствии с Библией, человек не присоединяется к церкви, но Бог прибавляет спасенных людей к Своей церкви (Деяния 2:47) или, другими словами, мы должны родиться от воды и Духа, чтобы войти в царствие (От Иоанна 3:5). Условие для вхождения в церковь – человек должен повиноваться Евангелию Христа. Это воля Божия (От Матфея 7:21). Что включает в себя повиновение Евангелию?

Когда человек выполнит эти действия – он спасен от всех прошлых грехов и Бог прибавляет его к Своей церкви.

Почему существует церковь Христова? Какая у нее миссия?

Библия говорит о том, что еще перед сотворением мира церковь была задумана Богом (К Ефесянам 3:9-11). Всеми своими делами церковь должна прославлять Бога (К Ефесянам 3:21). Наша деятельность подобна миссии Спасителя – взыскать и спасти погибшее (От Луки 19:10). Для того, чтобы осуществить это, церковь Христова участвует в трех видах деятельности: проповедь Евангелия Иисуса Христа потерянным людям; обучение Христиан Библии, для того, чтобы укрепить их и церковь; и благотворительность для нуждающихся.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *