Церковь Пушкин

История строительства Знаменской церкви

В 1710 году Петр I подарил Сарскую мызу (впоследствии ставшую Царским Селом) вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Сюда было переселено 200 крестьянских семей и возведен для императрицы деревянный двухэтажный дворец, в котором устроили «походную, или крестовую» церковь. В ней и совершались первые богослужения. В 1714 году построили отдельную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Население поселения росло, и возникла необходимость в более просторной церкви. К 1724 году на каменном фундаменте была возведена новая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. При ее освящении присутствовали царь с супругой, министры и много других знатных особ.

С 1725 года село стали называть Царским. В 1728 году Знаменская церковь сгорела от удара молнии. Для строительства новой церкви на месте сгоревшей пригласили архитектора И. Я. Бланка. Храм строился с 1734 по 1747 год. Пока новая церковь возводилась, власть в России перешла к дочери Петра Великого Елизавете, которой мать завещала Царское Село. По окончании строительства Елизавета велела именовать новую церковь Знаменской, в честь иконы Божией Матери «Знамение», которую она благоговейно почитала. Знаменская церковь старейшее сооружение Царского Села и первое каменное здание города.

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Икона была подарена патриархом Константинопольским царю Алексею Михайловичу и стала передаваться из поколение в поколение в семействе Романовых. По преданию, царь Петр I благословил им цесаревну Елизавету. Другим свидетельством почитания иконы Елизаветой Петровной являются сведения, что она усердно молилась перед иконой, а на следующий день произошел переворот, после чего она взошла на престол. К тому же указ о ее восшествии на престол был обнародован в день празднования иконы «Знамение». По случаю перенесения иконы во вновь построенную церковь был устроен торжественный ход из Санкт-Петербурга в Царское Село, который длился 3 дня. В нем участвовали Священный Синод, императрица и весь двор. Императрица Елизавета прошла всю дорогу пешком и даже часть пути сама несла образ.

Чудеса, прославившие икону

  • 12 мая 1812 года в Царскосельском дворце случился пожар, угрожавший и Знаменской церкви. По преданию, икону вынесли из храма и повернули ликом к пожару, а император Александр I воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Тотчас ветер поменял направление, а пожар быстро утих.
  • В 1831 году в России свирепствовала холера, 5 июля жители Царского Села собрались в храме, икону «Знамение» вынесли на середину храма и совершили молебен. А после совершили с ней крестный ход вокруг всего города. Холера миновала Царское Село. Тогда же горожане просили императора в память этого благодеяния учредить ежегодный крестный ход в это число, который проходил вплоть до 1917 года. А икону, стоявшую до этого над царскими вратами иконостаса над изображением Тайной Вечери, просили перенести внутрь храма, ее поместили перед правым клиросом.

  • В 1848 году снова эпидемия холеры прошла мимо Царского Села. В благодарность икону покрыли ризой, украшенной множеством драгоценных камней. На самом крупном топазе вырезали даты чудесного избавления Царского Села от холеры – 1831 и 1848.
  • 16 июня 1863 года во дворце вновь случился пожар. По преданию, когда огонь уже захватил часть дворца и дворцовый собор, император Александр II с супругой вынесли чудотворную икону из церкви, приложились к ней, обнесли вокруг полыхавшего дворца, и огонь почти сразу потух.
  • Во время Первой мировой войны освященные литографические изображения иконы в виде нагрудных иконок посылались солдатам на фронт

История иконы в 20 веке

По данным Православной энциклопедии подлинную икону «Знамение» Божией Матери видели в последний раз во время отречения Николая II от престола. Там же написано, что в 1922 году драгоценная риза иконы во время изъятия ценностей из Знаменской церкви была утрачена. Это последние упоминания об иконе, дальнейшая ее судьба не известна. С тех пор в церкви остался только список иконы XVIII века. В 1942 году из блокадного Ленинграда сквозь линию фронта в Пушкин пришли Зоя и Вера Шамонины – дочери петербургского протоирея Владимира. Они просили отдать им находящуюся в Знаменской церкви икону (список XVIII в.). С этим образом они отправились в Ригу, где он и хранился до конца войны. В 1946 году икону передали церкви Апостола Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской духовной академии, где она хранится до сих пор. В Знаменской церкви в настоящее время находится ее список XX века.

История Знаменской церкви в 20 веке

  • В церкви велись службы до августа 1942 года, даже во время оккупации. Отступая, фашисты вывезли все ее имущество, и с этого времени она стала использоваться под склад. В годы войны здание церкви, к счастью, не пострадало.
  • За годы своего существования церковь неоднократно перестраивалась, самым крупным изменением была пристройка двух боковых приделов. В 1960–1962 годах была произведена реставрация, в ходе которой, опираясь на старые на планы и чертежи, церкви вернули ее первоначальный вид.
  • До 1990-х годов в церкви размещалась мастерская «Реставратор», подчинявшаяся Екатерининскому дворцу-музею.
  • В 1991 году здание вернули Русской Православной церкви, а 10 декабря того же года возобновились богослужения.
  • С 1992 по 2003 год прошла капитальная реставрация, в ходе которой восстановление старинной церкви завершено. Сейчас она почти такая же, как и 300 лет назад.
  • Знаменская церковь до сих пор действующий православный храм.
  • В летнее время в Знаменской церкви проходит выступление хора.

24 июня (5 июля) 1710 г. Пётр I подарил своей будущей жене Екатерине Алексеевне Сарскую мызу, находящуюся в 25 км от Санкт-Петербурга. Этот день считается днём основания Царского Села.

В начале XVIII в. на землях будущей царской резиденции находилась небольшая шведская усадьба, называвшаяся Сарская мыза («возвышенное место»). В 1702 г. эти территории были освобождены русскими войсками под предводительством сподвижников Петра I графов Б. П. Шереметева и П. М. Апраксина. После изгнания шведов мызу, перешедшую во владение генерал-губернатора освобождённого края А. Д. Меншикова, стали называть Сарским Селом. С помощью Конторы конюшенных дел Меншиков стал вести здесь планомерное хозяйство и заселил усадьбу и окрестные земли артелями плотников и пашенными крестьянами. Однако в 1710 г. Пётр I подарил эти земли своей будущей жене Екатерине Алексеевне. Об этом событии сказано в письме А. Д. Меншикова Копорскому коменданту Лариону Думашеву от 24 июня (5 июля) 1710 г.: «Его Царское Величество соизволил отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи, и по получении сего те мызы со всеми принадлежащими к ним деревнями и прочим ей Катерине Алексеевне отдайте, и из окладных книг те мызы выпишите; а что в тех мызах в отдаче будет дворов и пашни, и лесу, и сенных покосов, и всяких угодий о том о всём ведомость пришлите». Этот день положил начало образованию Царского Села.

Ещё при жизни Петра I Екатерина Алексеевна заложила в Царском Селе небольшой парк вокруг новых каменных палат и, отдав часть леса под зверинец, приказала огородить его тыном. В парке посадили ольховые рощи и еловые аллеи, плодовый сад, устроили парники и оранжереи. Расширение Села увеличило число дворцовых служащих, и рядом с резиденцией вскоре выросла слобода. Постройки, стоявшие совсем близко к императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а позже Служительную и Малую улицы.

В 1728 г. имение императрицы перешло к цесаревне Елизавете Петровне, развернувшей здесь грандиозное строительство. С 1741 г. Царское Село стало официальной резиденцией русских монархов. Во второй половине XVIII в. велись работы не только по возведению дворца с его парадным двором, но и парковое строительство, постройка гидросооружений и городских жилых домов.

В 1808 г. по указу императора Александра I был образован единый город под названием Царское Село, план реконструкции которого разработал архитектор В. И. Гесте. Ко второй половине ХIХ в. население Царского Села достигало 14 тыс. жителей. Уже тогда это был благоустроенный город с железнодорожным сообщением, водопроводом, канализацией, телеграфом, телефоном и радиостанцией.

К началу XX в. Царское Село являлось одним из наиболее благоустроенных городов Российской империи. После революции во дворцах и особняках Царского Села были размещены детские учреждения, а город получил соответствующее название — Детское Село. В 1937 г. город был переименован в Пушкин — в ознаменование столетней годовщины со дня смерти русского поэта.

В 2000 г. Пушкин стал единственным городом России, награждённым флагом почёта Европы.

Царское Село: сайт. Б. д. URL: http://www.tzar.ru/.

См. также в Президентской библиотеке:

О праздновании 300-летия основания Царского Села (г. Пушкин) : Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 1112. М., 2008;

Планы частей г. Царского Села Санкт-Петербургской губернии : 1838–1839 гг. (РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 479);

Успенский А. И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Ч. 7. Царское село. М., 1912;

Яковкин И. Я. Описание села Царского, или Спутник обозревающим оное с планом и краткими историческими объяснениями. СПб., 1830.

982-40-19, 985-49-33, 984-32-05

Экскурсия «ЗНАМЕНИЕ Пресвятой Богородицы. Домовые церкви Петербурга. Царское Село» на 1 день

Литургия в престольный праздник и заказная экскурсия в Музей Духовной Академии и Семинарии и церковь Иоанна Богослова

Гид — по расписанию Галина Петрова

Даты поездок: по расписанию

10 декабря Православная Церковь отмечает день празднования иконы Божией Матери «Знамение», которая наряду с Феодоровской почиталась как главная родовая святыня Дома Романовых. История этой иконы восходит к Византии и продолжается в наши дни.

Приглашаем на литургию в Иоанно-Богословской церкви Семинарии, где хранится чудотворный образ Богородицы Знамение-Царскосельский. Также Вы побываете на экскурсии по Духовной Академии. Затем на Тверской улице, где стоит старообрядческая Знаменская церковь. На площади Восстания, где вспомните историю Знаменской церкви, уничтоженной здесь в советское время. Посетите Знаменскую церковь в Пушкине.

Во время трассовой экскурсии мы вспомним о православных традициях, чтимых в семье Романовых.

Программа:
09.00 — Литургия в домовой церкви Иоанна Богослова (набережная Обводного Канала, д. 17). Часы в 8-30
11.00 — Экскурсия в Семинарии.
12.30 — Отправление автобуса от Семинарии. Автобусная экскурсия в центре СПб и в Пушкин.
13.00 — Знаменская площадь (Восстания). Время на обед. Тверская улица. Знаменская церковь в Пушкине (акафист).
16.30 — Отправление из Пушкина.
17.00 — Возвращение к ст. м. «Московская»
В программе (1400/1500): транспортное и экскурсионное обслуживание.
Дополнительно: питание брать с собой.
Экскурсия в Семинарии для нашей группы проводится на безвозмездной основе. Просим внести благодарность по мере возможности (~100).

Мы приглашаем вас на поклонение Царскосельской иконе «Знамение».

10 декабря приглашаем на литургию в домовый храм СПб Семинарии и Академии Иоанна Богослова, где и хранится чудотворный образ Божией Матери Знамение-Царскосельский. После этого экскурсию по Духовной Академии проведут семинаристы.

В поездке Вы посетите Знаменскую церковь в Пушкине – первый храм Царского Села, затем отправитесь в Санкт-Петербург, где на Тверской улице стоит древлеправославная старообрядческая Знаменская церковь в честь чуда образа «Знамение», бывшего в Новгороде. Проехав через площадь Восстания (бывшую Знаменскую), вспомните историю Знаменской церкви, уничтоженной в советское время на этом месте.

Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19

Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33

Корпоративные клиенты и прием групп в Петербурге: +7 (812) 984-32-05

Время работы: 12-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.

Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/ «+» слева

Краткое описание

Знаменская церковь, расположенная в городе Пушкин недалеко от Екатерининского дворца, является первой каменной постройкой Царского села. Полное название – церковь иконы Божией Матери Знамение. Сегодня это действующий храм, который является частью дворцово-паркового ансамбля Царского села. Она приписана к Екатерининскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

История

В первой четверти XVIII века население города Пушкин – в то время он назывался Сарской мызой – активно росло, поэтому вопрос о наличии церковного прихода стал актуален.

До возведения полноценного храма богослужения совершались в походной церкви императрицы Екатерины I

Лицейский сад, на территории которого расположена Знаменская церковь

И тогда в 1714 году началось строительство новой церкви, и уже осенью она была готова. Освятили ее в 1716 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но вскоре она стала мала для растущего местного населения, и тогда в 1717 году решили построить новую деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1723 году храм был готов, а в 1724 году его торжественно освятили. Но век его был недолог: в 1728 году он сгорел от удара молнии.

Долгих 6 лет пустовало место, где когда-то стояла Благовещенская церковь. И лишь в 1734 году Елизавета Петровна велела построить новый храм на уцелевшем каменном фундаменте, расширив его. Выполнить работу позвали архитектора Ивана Яковлевича Бланка

Строительство началось весной 1734 года, а первые два придела были освящены летом 1736: один в честь великомученицы Екатерины, другой – в честь Николая Чудотворца. В 1745 году по велению Елизаветы Петровны вокруг церкви был устроен сквер с дорожками, а в 1747 году строительство окончательно завершилось

Изначально в храме было 4 придела: к двум описанным выше добавились придел святых праведных Захарии и Елисаветы и главный – в честь иконы Божией Матери Знамение. В 1772 году к храму по велению императрицы пристроили крыльцо на колоннах из мрамора.

Каждый год после переезда в Царское село она присутствовала на богослужениях, а на балконе под навесом от дождя слушала литургию. Из церкви прямо во дворец шел деревянный помост. В 1789 году архитектором Д. Кварнеги над храмом была сооружена деревянная колокольня, а в 1817 году ее заменили новой, построенной по проекту архитектора Л. Руска.

За время своего существования Знаменская церковь переходила из одного ведомства в другое. Сначала она принадлежала придворному ведомству, затем епархиальному, потом военному и снова епархиальному и придворному. В 1859 году в храме появился постоянный хор певчих.

В 1865 году закрыли придел в честь Николая Чудотворца, а иконостас и престол оттуда перевезли в Николаевскую церковь в Павловске, а на месте алтаря устроили хоры

В это время внешний вид храма был изменен: построены дополнительные тамбура, изменены формы колокольни и купола, появились новые окна. Все это было сделано под руководством архитектора А. Ф. Видова.

В 1891 году закрыли еще два придела, иконостасы вывезли, а вместо них установили специальные приспособления для размещения двух икон

В 1899 году прошла глобальная реставрация по проекту С. А. Данини: храм расширился, форма его стала прямоугольной, появилась постройка для высочайших особ с отдельным входом… …внутри его украсили мрамором. А еще через год в храме появилось электрическое освещение

К сожалению, в послереволюционный период многое из церковного имущества было разграблено. А когда во время Великой Отечественной Войны Пушкин заняли немцы, ее и вовсе закрыли.

После войны возвращать Знаменскую церковь верующим не спешили, и в 1946 году здесь устроили склад. Но уже в период с 1960 по 1962 в храме прошла серьёзная реставрация под руководством архитектора М. М. Плотникова, в ходе которой ему вернули первоначальный вид. После этого здесь разместили мастерские Екатерининского дворца.

Возврат храма церкви произошел только в 1991 году, причем выглядела она очень плачевно

Несколько лет церковь иконы Божией Матери Знамение не подвергалась никаким изменениям, и лишь в 1995 году началась реставрация длиной в 15 лет.

Внешнее убранство

Церковь иконы Божией Матери Знамение выполнена в популярном в то время стиле петровского барокко. В ней удивительным образом сочетаются строгость, легкость и изящество.

Отличительной чертой является плоскостное оформление фасадов и колокольни пилястрами. Стены окрашены в охровый цвет, а элементы декора в белый.

Храм имеет трехнефную форму с тремя входами, а основной объем увеличен апсидой алтарной частиКолокольня по традиции расположена с западной стороны, там же пристроен портик на четырех колоннах с балконом, на котором изображен вензель императрицы Екатерины IВосточная часть храма завершается небольшим граненым куполом

Внутреннее убранство

Бирюзового цвета стены удачно сочетаются с белым кантом, пол выстлан паркетной доской. Внутри храм имеет три нефа: светлый двухъярусный центральный и одноярусные боковые Иконостас, выполненный в стиле барокко, является восстановленной копией того иконостаса, который был здесь изначально Резьба и четыре образа в золоченых рамах, ворота так же окрашены позолотой

Большая церковная люстра висит в главном нефе. Слева от главного входа расположена сохранившаяся до сегодняшнего дня чугунная лестница. Она была установлена в 1878 году. По ней можно подняться в бывший алтарь Никольского придела и на колокольню. Помимо центрального отопления, в церкви иконы Божией Матери Знамение восстановлены две печи.

Расписание богослужений в 2019 году

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться:

  • на сайте
  • по телефону 8(812)466290

Оно обновляется каждую неделю.

Режим работы в 2019 году

Церковь иконы Божией Матери Знамение работает ежедневно с 9:00 до 19:00.

Где находится

Адрес

Городе Пушкин, улица Садовая, дом 2а — недалеко от Екатерининского дворца в окружении Лицейского садика

Как добраться

Электричка с Витебского вокзала Санкт-Петербурга

  • доехать до станции «Царское село»
  • на общественном транспорте до остановки Садовая — улица Оранжерейная: автобус № 370, 545; маршрутное такси № 286, 347, 377, 545, 545А
  • после выхода из автобуса пройти пешком 530 метров

Маршрутные такси

  • от станции метро «Купчино» дойти до остановки «Метро Купчино» на Витебском проспекте
  • на маршрутном такси № 287, 286, 347 или 545А доехать до остановки Садовая — улица Оранжерейная
  • после выхода из автобуса пройти пешком 530 метров

Если сесть на маршрутное такси № 342, то доехать можно до Оранжерейной 7 и пешком пройти менее 400 метров до храма.

Междугородний автобус

От станций метро «Купчино» или «Звездная» на автобусе № 186 до Царского села

Интересные факты

  • По некоторым данным в строительстве храма участвовал архитектор М. Г. Земцов
  • В 1747 году перед полным освящением церкви в Сарское село во время крестного хода принесли икону Пресвятой Богородицы Знамение – ее несла в руках сама Елизавета Петровна. Именно ее и внесли в Знаменскую церковь и поставили над вратами иконостаса
  • Когда во время Великой Отечественной Войны Пушкин заняли немцы, они дали возможность верующим вывести Знаменскую икону. Так, на время войны она оказалась в Латвии, а после была возвращена в Ленинград. Тогда ее и передали в храм Ленинградской духовной академии
  • Каждый год, начиная с 1832 года, из Знаменской церкви совершался крестный ход как дань памяти избавления от холеры в 1831 году
  • С западной стороны храма находятся две плиты без каких-либо надписей и опознавательных знаков. Одна из них надгробная
  • Одна из основных святынь церкви – икона преподобного Серафима Саровского, которую пожертвовал этому месту сам Николай II
  • Церковь иконы Божией Матери Знамение является единственной сохранившейся работой архитектора И. Я. Бланка

Отзывы

В основном все, кто видел церковь иконы Божией Матери Знамение, сходятся во мнении, что это удивительное место с необыкновенной энергетикой. Старинный храм с богатой историей и довольно интересной архитектурой.

Несмотря на туристические места, среди которых находится церковь, людей в ней бывает мало. Возможно, именно это способствует тихой обстановке и спокойствию, чувству умиротворения, о которых говорят те, кто хоть раз побывал в этом месте.

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить. Написано статей 130

Храмы города Пушкина являются настоящим историческим наследием и достоянием мировой культуры. Раньше, религия играла куда большую роль чем сегодня. Посещение служб было ежедневным будничным событием и на строительство храмов тратились огромные средства. А для императорской резиденции приглашались лучшие архитекторы, мастера-живописцы и скульпторы. В Царском Селе строились соборы для посещения царствующих особ, общественные храмы и полковые церкви.

Здесь вы можете проследить всю историю церковной архитектуры с конца XVIII до начала XX века. В облике крупных соборов нашла отражение и политическая мысль: многие храмы стилизованы под Византийские, а один из соборов носит даже имя Софийский. Тут нашла отражение вековая мечта об отвоевании у османов Константинополя и возвращении его в лоно православия.

В облике храмов можно отследить псевдовизантийский, северно-русский, классический архитектурные стили. При дворе служили люди самого разного вероисповедания и помимо православных храмов в Пушкине можно увидеть лютеранские и католические церкви. Эти храмы привнесли в облик города традиции западноевропейской архитектуры.

Знаменская церковь

Самым первым храмом, построенным в Царском Селе является Знаменская церковь. Ее возведение начали еще в 1710 вместе с первыми постройками Екатерининского дворца, когда Сарская мыза (тогдашнее название поселения) была подарена императором своей жене Екатерине. В 1714, вместе с ростом числа прихожан, было решено возвести отдельный храм. А к 1724 произвели новое расширение здания.

Сначала храм был деревянным, однако пожар 1728 уничтожил строение. Чтобы этого не повторилось, восстанавливать церковь решили уже из камня. Строительство нового здания затянулось на 13 лет. К этому времени на престол взошла Елизавета, велевшая именовать новую церковь Знаменской, в честь почитаемой ею иконы, перенесенной в этот храм.

Знаменская церковь считается самым старым зданием в Пушкине и первым, возведенным из камня.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.

Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.

Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.

После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом.
Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.

Казанская церковь

При Екатерине II в Царском Селе была построена еще одна выдающаяся церковь — Казанской иконы Божией Матери. Небольшое здание было построено в классическом стиле. Его колокольня является копией колокольни в Ломелло (Италия). Этот храм расположен на одноименном кладбище. Само кладбище тоже довольно интересно – на многих могилах построены небольшие часовни и великолепные памятники. В самом храме находится усыпальница графа Ланского – фаворита Екатерины и его родственники.

После революции храм был отдан под склад. Часть утвари и плиты передали в музеи. Сегодня, храм частично восстановлен и в нем проводятся службы.

Софийский собор

Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.

Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.

Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).

В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.

После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.

Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.

Фёдоровский Государев Собор

Выдающимся примером таких храмов является Федоровский Государев собор. Он был возведен для Сводного полка охраны и Конвоя царствующей семьи. Собор стоит в Федоровском городке – казармах рядом с Александровским дворцом.

У полка охраны долго не было своего храма, о чем регулярно сообщалось царю. Кроме того, в резиденции царя не было своего храма, что создавало некоторые неудобства и для самой венценосной семьи. В начале XX века монарх внял просьбам своих солдат.

Строительство собора началось в 1909 году под началом архитектора Покровскорго. За образец был взят Благовещенский собор в Москве. Это стилизованный под традиционные русские храмы собор с одним куполом вокруг которого расположены галереи. Внешний вид храма довольно прост и аскетичен, что придает церкви строгий и серьезный вид. Внутреннее же убранство сразу поражало своей роскошью: большим и богатым иконостасом, великолепной росписью стен и купола. Изначально здесь должно было быть два придела, однако затем добавили подземный храм (пещерная церковь), освященный в честь Серафима Саровского.

Собор имели право посещать только представители дома Романовых и охрана царя с семьями. На крупные празднества лицам, которым благоволил царь, высылались приглашения в собор (как знак особой чести). Пещерная церковь использовалась только для семьи императора.

Церковь преподобного Сергия Радонежского

Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для 2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.

2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского. В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.

После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.

Иулиановская церковь

В Царском Селе долгое время базировался кирасирский полк. Он прибыл сюда в 1832 году. Это был превый подобный полк, ведущий свою историю со времен Петра I. С тех пор кирасиры участвовали во всех крупных войнах империи и не раз прославили свое имя на полях сражений. В свое время в рядах этого полка служил Николай I.

Свои религиозные потребности служащие полка долго удовлетворяли в одном из приделов Софийского собора. Однако это приводило к тесноте и создавало лишнюю толчею по праздникам. В конце XIX века было принято решение построить полку отдельную церковь. Строительство храма приурочили к вступлению Николая II в брак с Александрой Федоровной. Освящение места провели в 1899.

Здесь имеется два придела, один из которых – под землей. Особенностью храма, отличающей его от других церквей является игра света. Здесь главным его источником является алтарь. Иконостас стоит перед большим арочным окном. Сам иконостас предельно прозрачен, что делает возможность свету проходить внутрь церкви. Для еще большей освещенности храм экспозиционно ориентирован на юг.

В церкви на вечном хранении находились регалии полка: его знамена, награды, трофеи, документы павших офицеров, шефские мундиры и кираса Николая I.
В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.

Скорбященская церковь

Военная служба женщин была не принята в Российской империи, однако все желающие могли помочь Родине как сестры милосердия. Женские гражданские организации также имели свои храмы. В том же году что и Иулиановская церковь в Царском Селе был создан женский комитет Красного Креста. Сначала они снимали особняк на Гегелевской, но в 1905 их под свое крыло взяла царица. В 1905 году, когда императорская семья переехала в Царское Село, императрица взяла сестер милосердия под свою опеку. Через три года комитет получил в свое распоряжение новый корпус, где разместилась больница и общежитие для сестер. В 1912 построили новое каменное здание при котором разместили церковь Всех Скорбящих. Старое здание полностью отдали под больницу. В новом храме было размещено много священных старинных икон. Стены расписывались Пашковым по эскизам Васнецова.

К началу Первой мировой здесь разместился госпиталь для раненых солдат. Здесь же проводилось обучение всех желающих женщин медицинским специальностям. Императрица и ее дочери тоже прошли подготовку и работали здесь.

Пантелеймоновская церковь

На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.

Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.

Екатерининский собор

Одним из основных храмов в Пушкине является Екатерининский собор. Это самый крупный храм в Царском Селе. Он должен был быть главным городским храмом города. Одновременно здесь могут поместиться до 2 тысяч прихожан.

Он был построен в 1840 году по личному указу Николая I. Это был каменный храм. Здание собора построено в стиле старых русских церквей. Здесь явно заметны византийские нотки в архитектуре. Здание достигает 50-метровой высоты. Вершину храма украшает пять куполов с темно-золотым покрытием, подчеркивающим размещенные на них кресты. Основным элементом стен собора являются арки, украшенные изображением ангелов. На восточной стене присутствует большое изображение святой Екатерины. Для внутренней отделки приглашались лучшие мастера и художники. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов.

Вокруг собора, сразу после его возведения был разбит небольшой парк с двенадцатью дорожками. Уже через три года после его открытия здесь были высажены две сотни голландских тополей. При соборе действовала школа.

После революции богослужения в храме продолжались до 1938 года, хотя и не собирали такого количества прихожан. На следующий год храм был уничтожен. На месте храма поставили памятник Ленину.

В 2006 году было принято решение о восстановлении храма. Для воссоздания достоверного вида собора Институтом истории материальной культуры РАН были проведены раскопки, обнаружившие фундамент и некоторую церковную утварь. Возведение нового здание заняло два с половиной года (с февраля 2007 по август 2009). Освящение храма состоялось в 2010 году. В подвале действует музей Царскосельского благочиния, посвященный церквям Пушкина.

Евангелическо-лютеранская церковь

В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.

Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.

Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.

После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.

Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя

В резиденции императоров служили люди со всей Европы и, соответственно, они придерживались разных вероисповеданий. Вместе с открытием лютеранского прихода в Царском Селе была основана и католическая церковь.

Сначала богослужения велись в частном доме О.О. Мезоняева. Однако с ростом количества прихожан было принято решение о расширении прихода. По личному указанию царя под приход был выделен участок на Госпитальной улице. ТАкже, монарх удвоил сумму пожертвований.

Строительство здания началось в 1825 году и длилось год. Здание построено в стиле классицизма. Главный вход представляет собой «античный» портик с колоннадой. Изящные белые стены без излишних элементов венчает высокий вытянутый купол. Изначально это был костел с одним приделом. Затем добавили еще два. В костеле хранился металлический крест с частицами Креста Господня.

После революции храм действовал до 1938 года. Здание отдали под спортивный комплекс, а захоронение под собором ликвидировали. В ходе войны храм сильно пострадал от снарядов и был восстановлен только в 60-е. Летом 2006 костел передали Католической церкви.

Церковь Благоверного князя Игоря Черниговского

В Пушкине есть и недавно построенные храмы. Самый заметный из которых это Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского. Она была построена в 1988 в память о жертвах фашистов (на месте где проводились массовые убийства). Изначально хотели просто поставить памятник, однако, по предложению церкви, решили поставить часовню. Деньги на постройку собирались добровольно.

Службы в новом храме начались только в 2001 году. Здание представляет собой крестообразный храм с одним куполом. Здесь находится книга с поименным списком жертв фашистских палачей. Все они поминаются на службах. Ежегодно в память об оккупации города к храму возлагают цветы.

Новый храм был назван в честь Игоря Черниговского – Киевского князя, насильно постриженного в монахи. Этот князь отошел от политики и жил скромным иноком в монастыре. Однако политика не отошла от него. Восставшие киевляне схватили бывшего князя и жестоко расправились с ним. Считается, что своей смертью этот святой искупил грех междоусобицы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *