Церковь усекновения главы Иоанна

По архитектурно-художественному стилю – этот памятник так называемой опричной школы зодчества 1560-х –1570-х гг., времени позднего правления Ивана IV Грозного, – не имеет прямых аналогов в архитектуре.

К архитектурным особенностям храма относится усложненность композиции, доходящая до вычурности; обилие архитектурных деталировок, не оставляющее места плоскости стены и напоминающее в этом отношении позднеготические здания.

Эти особенности не случайны: перед нами хотя и огрубленный, но явный вариант «русско-европейского» здания, ряд черт которого непосредственно апеллирует к творческому началу, присущему ренессансной архитектуре.

Именно этот храм был выбран царем Иваном IV для праздничных богослужений и пиров в дни своего рождения. Сюда же, следуя придворному обычаю, ходили первые цари династии Романовых слушать всенощную, обедню и вечерню на день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В период с 2008 по 2009 гг. были проведены полномасштабные ремонтно-реставрационные и консервационные работы по реставрации и усилению фундаментов, кирпичной кладки стен, сводов, реставрации стропильной системы.


Всего 52 фото
Наверное, именно этот Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове является для меня одним из немногих особенных архитектурных сооружений православной архитектуры, который хочется постоянно изучать, рассматривать, фотографировать и, вообще, наслаждаться его красотой и совершенством форм, в которые вложены одухотворенные замыслы и чувства его создателей. Что удивительно, несмотря на его весомое место среди архитектурных шедевров XVI века, достоверных и точных сведений об этом храме совсем немного, а точнее, много самых разных версий, часто противоречащих друг другу. Конечно, очень хотелось бы знать точно, кто его построил, по чьему «повелению» и духовный и светский контекст, связанный с этим архитектурным шедевром. Но, по большому счету, это не столь уж и важно, а важно то, что церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове уцелела в огне революционных пожаров и воинствующего безбожия. И, сейчас мы можем любоваться этим архитектурным чудом на высоком берегу Москвы-реки в музее-заповеднике Коломенское.
Я хорошо помню, когда холм, на котором возведена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был полностью, плотно и, почти, до середины его высоты заполнен захоронениями села Дьяково. Это было причудливое и захватывающее зрелище – великое множество старинных белокаменных надгробий вокруг храма создавали удивительное ощущения причастности к истории нашей страны и погружали тебя в размышления о бренности этого мира и собственном предназначении. К сожалению, в 1980-м году это старинное средневековое кладбище как и само село Дьяково были уничтожены к Олимпиаде-80 и уже в который раз был утерян очередной совершенно потрясающий уголок памяти и истории Старой Москвы.
Главной своей задачей, которую я поставил в этот раз — не акцентировать внимание на версиях — кто построил этот удивительный храм, по какому поводу, полемике узких специалистов, а дать читателю некоторую возможность насладиться красотой храма, его внутренней силой, заложенными в его стремительные и небесные формы замыслами царственных заказчиков и талантливых зодчих, воплотивших эти самые замыслы; попытаться подать образ церкви Усекновения с самых разных ракурсов, в разное время года, и именно так, как я его вижу. Таким образом, я сделаю скромную попытку дать читателю и созерцателю чувственный образ этой удивительной церкви. Конечно, в материале будет, по возможности и необходимости, изложена и наиболее полная информация о храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, так, что в зависимости от целей, поставленных уже перед читателем, он сможет узнать как об истории этой церкви, так и совершить прогулку в эту древнюю часть Коломенского, куда, иногда, бывает довольно утомительно добираться.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи расположен на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция.


Добраться до Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи лучше от ст. метро Каширская – по пути вы осмотрите реконструированный дворец царя Алексея Михайловича…


…и реликтовые овражные места Коломенского, захватывающие дух, где у подножия высокого берега Москва-реки селились многочисленные племена наших предков еще задолго до рождества Христова.


Это вид на северо-восток от холма, где как раз и находится Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.


Вот мы и подошли к ограде, ограничивающей территорию бывшего кладбища села Дьяково.


А вот и он — красавец — Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пожалуй, начнем рассказ об этой удивительной церкви.

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.

Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.

Это главный западный портал храма.

Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.
Сейчас мы обходим храм — это вид с севера.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском.

Приделы храма

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Русские искусствоведы в дьяковской церкви видели первую в русском зодчестве многопридельную столпообразную церковь — композиционного предшественника собора Покрова на Рву. Считается, что он родился на стыке двух эволюционных рядов — собственно шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском, храм Преображения в селе Остров) и столпообразных церквей «иже под колоколы» (колокольня Ивана Великого) или чудом уцелевшего столпообразного собора святителя митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре.

Я намеренно не раз снимал эту церковь именно весной или поздней осенью потому как летом — густая зелень не дает всецело охватить масштабы этого удивительного храма. Однако, без летних снимков было бы грустновато, поэтому вот и они — летом и в золотую коломенскую осень.

Немного о датировках сооружения храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Ф.Ф. Рихтер, при реставрации храма в XIX веке, обратил внимание на сведения клировой летописи и связал его постройку с зачатием либо рождением в 1530 году долгожданного престолонаследника — будущего Ивана IV.
К.К. Романов в 1925 году поднял вопрос о передатировке церкви, связав строительство обетной церкви с летописным известием о том, что в 1531 году была выстроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове.
Поскольку в дальнейшем её следы теряются, В.В. Кавельмахер предположил, что ваганьковская церковь сгорела во время пожара 1547 года, а её престолы были перенесены во вновь построенный храм в Дьякове. Надгробные плиты 1534 и 1535 годов, использованные при постройке церкви (очевидно, взятые с близлежащего кладбища), косвенно указывают на то, что она строилась после 1535 года.

А.И. Некрасов пытался приурочить её возведение к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году.
М.А. Ильин склонялся к дате 1553-54 гг., считая церковь моленной о рождении наследника, Ивана Ивановича.
А.Л. Баталов в 1998 году высказался за то, что дьяковская церковь представляет собой упрощённую реплику Покровского собора и последний — вовсе не усложнение и развитие столпообразной групповой композиции, впервые применённой в Дьякове.

По мнению А.Л. Баталова, вторичные итальянизмы дьяковской церкви не согласуются с художественным языком русской архитектуры конца 1540-х и 1550-х годов со свойственной тому времени тенденцией к намеренной архаизации (соборы Симонова, Авраамиева, Брусенского монастырей, Медведевой пустыни).

Согласно А.Л. Баталову, жёстко геометризованный декор сближает данный памятник с произведениями придворной школы 1560-х и 1570-х годов, к которым он относит многостолпный Борисоглебский собор в Старице, Сретенский собор Московского кремля, приделы Благовещенского собора.

Однако, войдем в церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Знаменитый купол храма. Признаков знаменитой солярной свастикообразной спирали уже нет.

«На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу» — пишет Елена Лебедева. Вот как это выглядело ранее. Жаль, что этот символ уже сейчас не виден после реставрационных работ.

Фото ниже — реконструкция М.П.Кудрявцева. Середина XVI века. Грандиозно выглядел храм, не правда ли?
Здесь возникает вопрос — почему шлемовидная глава церкви и главы приделов выглядят сейчас неестественно «приплюснутыми»? Объяснений «сходу» я не нашел, но могу предположить, что шатер церкви Усекновения снесли ввиду того, что церковь Вознесения к некому моменту стала играть более важную роль нежели дьяковская…, а без этой реконструкции — она бы перетягивала к себе внимание зрителя от Вознесенской…

Кое-что о тайнах и легендах, связанных с этим местом, где находится Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Церковь расположена на высоком холме, где заканчивается Голосов овраг и его ручей впадает в Москва-реку. Это таинственное место с полным набором легенд и мистических историй Старой Москвы. Голосов овраг считается реликтовым и, по некоторым сведениям, именно под ним находится крупный геологический разлом, благодаря которому, по многим сведениям, и происходили известные мистические события, на которых мы и остановимся.

В 1621 году, недалеко от дворца Михаила Федоровича, неожиданно появился отряд татарской конницы Девлет-Гирея. Основные силы Девлет-Гирея были разбиты еще в 1571 году и с тех пор ни одного набега не было на московскую землю. Татар пленили. Михаил Федорович приказал учинить пристрастный допрос. Оказалось, что татары, спасаясь от преследовавших их русских ратников, скрылись в Голосовом овраге и прошли сквозь зеленоватый туман и вышли из него, по их словам через несколько минут… Их вооружение и экипировка отличались от того, которое применяли их современники и, действительно напоминало вооружение XVI века…

В XIX веке также отмечались «исчезновения» двух крестьян близлежащих деревень с появлением в том же возрасте через двадцать лет. По их словам, они также видели туман, белый коридор «белесоватого цвета» и волосатых людей в тумане, что пытались им помочь вернуться. Что интересно, полиция, проводя следственный эксперимент, зафиксировала появление вышеупомянутого «тумана» и исчезновение одного из «путешественников во времени», который назад уже так и не вернулся окончательно. Неоднократно в районе Голосового оврага видели волосатых человекообразных существ огромного роста, проще говоря, снежных людей. Задокументированных свидетельств было очень много, в том числе, и в советское время.

«Голосов овраг» (возможно Велесов), издревле являлся «нечистым местом», считавшимся переходом в потусторонний мир. Здесь находятся два древних камня, также, возможно, являвшихся священными для широко распространенной в этих местах Дьяковской культуры (VIII до н.э.). Дьяковская культура с VII веку исчезает, а славянские племена вытесняют или ассимилируют эту культуру к VII-XI вв. — к этому времени племена балтов, так и фино-угорские племена.
Вода ручья, который уже тысячелетиями течет по Голосову оврагу, считается целебной, ручей не замерзает в любую морозную погоду (его температура всегда составляет 4 градуса по Цельсию).
Далее пять «бытовых» фоток 2010 года, чтобы хоть как-то проиллюстрировать текст о Голосовом овраге…

Здесь два специфических камня – один, как-бы покрытый окаменевшими пузырями – Девичий-камень (женский), и камень с относительно ровной поверхностью – Гусь-камень (оба находятся на склоне оврага, и Гусь-камень ниже по расположению, чем Девичий).
Девичий камень.

По местным легендам Гусь-камень (на фото ниже) является окаменевшими останками сказочного змея, которого поразил Георгий-Победоносец. Традиционно считается, что Гусь-камень инициирует мужскую силу, а Девичий,соответственно, — девичью. Вот эти множественные ямки на фото выше, по легенде, являются, якобы, следами коня Георгия-Победоносца… Дева — это финно-угорская женская богиня поземного мира, а Гусь — священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее.

Гусь-камень. В выходные и в комфортную погоду, довольно затруднительно снять эти реликтовые камни без присутствия людей.

Но, вот, нашел старую фотку, где поверхность Гусь-камня почти открыта…

Однако, самое интересное касается именно Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Есть версии, что именно в его подвалах фундамента находится знаменитая библиотека Иоанна Грозного. В 1938 году археолог И. Стелецкий, обследовавший на предмет наличия указанной библиотеки и Храм Вознесения, обнаружил некое рукотворное строение на территории старого дьяковского кладбища. Производя в этом месте раскопки, он наткнулся на семиметровой глубине на массивную белокаменную кладку, но вынужден был прекратить все работы в связи с протестами местных жителей.

Еще одно интересное событие. Как уже упоминалось — в преддверии Олимпиады-80 в Коломенском проводились масштабные работы по приведению объектов культурного назначения «в приемлемый» для туристических целей вид. Управление «Мособлстройреставрация» (под руководством главного инженера управления В. Поршнева) проводила ремонтные работы в основании фундамента храма Усекновения. В центре церкви, ближе к его алтарной части, была вскрыта белокаменная плита пола, просевшая от времени, а под ней обнаружился утрамбованный чистый песок. Когда рабочие начали его вынимать, проявились белокаменные ступени, уходившие круто вниз, в направлении западной стены храма.

Над этими ступенями выявили свод из крупного кирпича. По мере выемки песка открывался нисходящий каменный ход – и лестница не заканчивалась. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились установить в портале пола на эту таинственную галерею металлический люк и навесить на него замки. Пока согласовывали, что делать дальше с обнаруженным поземным сооружением, неизвестные сорвали ночью замки с люка и прокопали лаз вглубь еще на четыре метра. Не имея средств на продолжение работ и в связи с варварскими попытками вскрыть подземелье, Свешников с Поршневым решили обезопасить этот интересный объект — снова засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место пресловутую белокаменную плиту… — библиотека царя Иоанна так и не была найдена)

Главный хранитель музея «Коломенское» В. Суздалев, комментируя эти события, предположил, что строители наткнулись на один из каналов печно-воздушной системы отопления храма… Кстати, коломенские старожилы сообщали, что еще в 1929 году архитектор П. Барановский обнаружил под алтарем усыпальницу некоего священника Дьяковской церкви. Но скорее всего, речь идет в захоронении вне стен алтаря. Как видим – захватывающих версий о подземных пространствах храма великое множество…

Есть воспоминания Ивана Фёдоровича Барщевского и жителей села Дьякова (они хранятся в архиве ГХИАМЗ «Коломенское»), как небезызвестный архитектор, создатель и директор музея «Коломенское» Пётр Дмитриевич Барановский, вооружившись наганом, выгнал из храма священника и служителей и повесил на двери амбарный замок!!!)
В заключении осмотрим территорию бывшего дьяковского кладбища. Как вы видите, немногочисленные белокаменные надгробия — это все, что осталось от некогда захватывающего воображение этого некрополя. Мне довелось его видеть в целости исохранности.

Сейчас здесь, фактически, пустырь…

Кое-где остались редкие могильные кресты…

А этот крест установлен в память о кладбище села Дьяково…

Ну, вот, пожалуй, и все. Надеюсь, что не перегрузил пост фотографиями, но каждая из них, по моему мнению, отражает частичку неповторимого образа этой величественной и удивительной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском. Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна — споры о ней не утихают до сих пор. Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.

Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.

Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного. Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.

Вероятно, автором этих сооружений был один и тот же архитектор и построила оба храма бригада Постника Яковлева из Пскова.

На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота — 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.

Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).

В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей — мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора. Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.

Храм находится рядом с Голосовым оврагом, считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.

Кроме того, Коломенское — одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.

В конце XIX в. на Выборгской стороне появилось много фабрик и заводов, что увеличило рост населения. Отсутствие в районе достаточного количества храмов привело к распространению среди рабочих баптизма. Осознав эту проблему, А. П. Синельникова, член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, подарила Обществу участок земли для строительства храма. Архитекторам Г. Г. фон Голи и Р. Е. Баху было поручено составить проект нового храма.

14 мая 1898 г. епископ Ямбургский Вениамин освятил закладку храма. 1-го ноября того же года был освящен деревянный храм в «русском стиле». Через год он сгорел. Сразу началась подготовка к возведению нового каменного храма. Проект нового храма с шатровой колокольней и залом для бесед составили Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримм. Закладной камень 16 сентября 1901 г. освятил епископ Нарвский Никанор.

Храм возведен в стиле русского допетровского зодчества в 1901-1903 гг. Главный придел церкви во имя Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви освящен 14 декабря 1903 г. епископом Ямбургским Сергием в сослужении о. Иоанна Кронштадского. Правый придел во имя Трёх Святителей освящен в феврале 1904 г., а левый остался неосвященным.

Двухэтажная церковь на 2000 человек была выдержана в стиле русских церквей XVII в. Бесстолпный двусветный храм с колокольней и шатрами по углам был облицован желтым кирпичом с украшением из песчаника и покрыт зеленой глазурованной черепицей. В 1907 г. по рисункам Г. Д. Гримма были сделаны три иконостаса, соединенные друг с другом. В 1915 г. началась роспись интерьеров.

При церкви существовало братство трезвости, библиотека, воскресная школа.

Храм был закрыт в 1930 г. Колокольню, шатры и купола разобрали. В конце 1930-х гг. здание перестроили в спортзал. После войны и позднее там располагался спортзал завода «Красная Заря». В 1990-х гг. здание было приватизировано и в нем устроен частный фитнес-клуб.

Битва против Иоанно-Предтеченской церкви окончилась предсказуемо. В 1930 г. храм, возведенный в стиле русского допетровского зодчества в 1901-1903 гг. по проекту арх. Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримма, закрыли. Колокольню, купола и шатры разобрали, а помещение приспособили под рабочий спортивный клуб. В таком изуродованном виде церковь дошла до нашего времени.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

В 1997 году была зарегистрирована церковная община. Состоялись первые совместные молитвы священника и прихожан под открытым небом о возведении храма.

В 1998 году начало строительства церкви в память о всех воинах, погибших в военных конфликтах 20 столетия: Первой мировой войне, Второй мировой войне, Афганской войне 1979-1989.

По причине экономических затруднений строительство храма было приостановлено на целых 7 лет. Но в это время была построена деревянная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В ней проводились и проводятся по сей день все церковные обряды и богослужения.

В 2006 году строительство главного храма прихода возобновилось. С огромной верой и молитвой возводились стены церкви и уже в 2011 году был водружён малый купол и крест на нём.

В августе 2012 года на высоте 30 метров завершилась кирпичная кладка.

В 2013 — главный купол, символизирующий пламя свечи в память о погибших воинах, был установлен на храм. Его увенчал 5-ти метровый крест.

6 октября 2017 года в строящейся церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Гродно состоялось освящение нижнего придела храма с престолом во имя святого праведного Иоанна Русского исповедника. Чин освящения возглавил Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский в сослужении клириков прихода и духовенства г. Гродно.

К годовщине освящения нижнего придела в 2018 году был расписан алтарь.

До полного завершения строительства осталось совсем немного — проложить коммуникации.

Самое главное, что удалось создать за более чем два десятилетия в Иоанно-Предтеченском приходе г. Гродно — это сложившаяся церковная община, крепкая духовная семья, где каждый находит себе применение, занятие по душе независимо от возраста.

Ежегодно воскресную школу прихода посещает около 50 детей от 6-ти до 13-ти лет. Работает 5 классов и 5 квалифицированных увлечённых преподавателей. Помимо основной программы, проводятся дополнительные просветительские открытые занятия, встречи со священниками, развлекательные мероприятия, посещения храмов и музеев города. Настоящим событием для учеников школы является подготовка и участие к двум главным праздникам Церкви — Рождеству Христову и Пасхе. По окончании учебного года уже традиционно — паломнические поездки по святым местам Беларуси. В планах прихода — строительство новой воскресной школы, которая сейчас работает на базе церковного дома.

По окончании воскресной школы, ребята и девушки от 13-ти лет приглашаются в, так называемую, «Предтеченскую молодёжку», где продолжается изучение Нового Завета, церковного устава, но в более свободной форме. Проводятся практические занятия для желающих помогать в алтаре и на клиросе.

Молодые люди прихода объединены в Братство во имя св. Иоанна Русского.

Женщины, вступившие в ряды Сестричества в честь Жен-Мироносиц помогают больным и немощным людям, прихожанам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. На сегодняшний день, Свято-Иоанно-Предтеченский приход окормляет Хоспис, который находится на базе Гродненской городской клинической больницы №3. Там создана молельная комната, где совершаются богослужения и, конечно, наши сёстры оказывают больным физическую и духовную помощь. Без поддержки и тёплого ласкового слова не остаются и дети, оказавшиеся волею судьбы в социальном приюте.

В 2014 году в приходе был создан Семейный центр «Рамонак». Он объединяет семьи прихода, города и всех желающих. Главной целью центра является возрождение и поддержка традиционной семьи и семейных ценностей — любви, верности, целомудрия, рождения и воспитания детей, развитие и сохранение семьи и родительства на основе традиций и духовных ценностей нашего народа. За это время Семейный центр укрепился в своих задачах, расширил свои возможности и стал узнаваем. С центром сотрудничают опытные педагоги, психологи, юристы. Проводятся лекции, семинары и встречи.

Одно из направлений, которое пользуется популярностью и очень востребовано — творческая детско-родительская студия «Рамонак». Через совместную работу в студии, семьи осваивают различные виды декоративно-прикладного искусства и учатся договариваться, слышать и понимать друг друга.

Театральная студия «Рамонак» помогает детям не только раскрыть свои сценические таланты, но и преодолеть эмоциональное напряжение и зажатость, преодолеть страх и неуверенность в себе. В 2018 году участники студии привезли диплом 2 степени с Международного фестиваля «Радость моя», который проводился в Минске.

Паломнические поездки по святым местам не только Беларуси, но и других стран, пожалуй, один из самых любимых отдыхов нашей общины. Они объединяют всех от мала до велика и вдохновляют на дальнейшее служение во славу Божию!

Сайт прихода:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *