Церковь в эрмитаже


В новогодние каникулы я была в Санкт-Петербурге. Каждый раз в свой приезд посещаю главный музей города на Неве и всегда нахожу что-то ранее пройденное мимоходом или вовсе незамеченное. Гуляя по залам Эрмитажа, набрела на удивительную внутреннюю церковь.
Одно из самых красивых помещений Зимнего дворца — Собор Спаса Нерукотворного Образа, восстановленный в своем историческом облике в 2012-2014гг. На свои исторические места возвращены хранившиеся в фондах музея иконы и детали иконостаса, кафедры, «фонарика», алтарной сени, а также бра и торшеры.


В 1753 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны началось строительство нового Зимнего дворца с однопрестольным храмом во имя Воскресения Господня. Зимний дворец и дворцовый храм стали великолепными образцами русского барокко, созданными придворным архитектором Б.-Ф.Растрелли. Над созданием церковного интерьера работали скульпторы И.-Ф.Дункер и Л.Роллан, лепщик И.Джани, позолотчик И.Естифеев. Живописное убранство собора и иконы для иконостаса были созданы русскими, итальянскими и французскими живописцами — братьями Бельскими, Ф.Фонтебассо, К.Цукки, Ф.Мартини, И.Верони, Л.-Ж.-Ф.Лагрене-старшим.


Освящение храма состоялось в апреле 1762 года, уже после смерти Елизаветы Петровны, при императоре Петре III. 12 июля 1763 года по воле императрицы Екатерины II из Москвы в придворную церковь Зимнего дворца была перенесена икона «Христос Спаситель на убрусе», в связи с чем храм вновь был освящен во имя Спаса Нерукотворного Образа.
4.5.6.

11 марта 1807 года по указу императора Александра I Большая церковь Зимнего дворца получила статус Придворного собора. В декабре 1807 года интерьеры Зимнего дворца и Придворного собора были уничтожены при пожаре. Однако, удалось спасти церковную утварь, детали и иконы резного иконостаса, деревянные торшены, серебряное паникадило. Возобновление храма «в полном подобии бывшему» было поручено архитектору В.П.Стасову, сумевшему сохранить стилистику творчества Растрелли.
7.8.9.

7.Резная кафедра работы П. Кретана по эскизам Растрелли. 8. Фрагмент паникадила. 9. Плафон, написанный Петром Басиным — русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик (с 1830 года), заслуженный профессор Императорской Академии художеств.
В 1938 году иконостас, кафедра, алтарная сень, императорский «фонарик», баллюстрады клиросов были демонтированы. В соборе была открыта одна из постоянных экспозиций музея.
10.11.12.
10.Крест-мощехранильница. Золото, серебро, изумруды, рубины, алмазы-розы, позолота, литье, чеканка, гравировка. Санкт-Петербург. Мастерская Федора Верховцева. 1860 г. Из церкви Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
В 1858-1859 годах великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Александра Иосифовна на яхте «Громобой» совершили путешествие по Черному и Средиземному морям. Они посещали святые места и высших иерархов православной церкви. Частицы святых мощей, которыми благословили великокняжескую чету, серебряных дел мастером Федором Верховцевым были оправлены в великолепный серебряный позолоченный крест.

11. Икона «Богоматерь Корсунская» Москва Фирма П.А.Овчинникова (оклад) 1867 г. Серебро, дерево, бронза, эмаль, жемчуг, позолота, литье, чеканка. Из Большого собора Зимнего дворца.
Икона была написана 90-летним коллежским секретарем Абрамом Григорьевичем Клюквиным — «бывшим учителем рисовального искусства тороп5ецкого уездного училища», обрамлена в драгоценный оклад на фирме П.А.Овчинникова и преподнесена купеческим и мещанским обществами города Торопец, в честь чудесного избавления императора Александра I от покушения 4 апреля 1866 года, совершенного А.В.Каракозовым. Руку террориста, который пытался выстрелить в императора, отвел крестьянин Осип Комиссаров (1838-1892), которому впоследствии было пожаловано потомственное дворянство.
13.14.15.
14.Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский, Святой Преподобный чудотворец Тит и Святой мученик Поликарп» Москва. Фирма П.А.Овчинникова (оклад). ИконописецВ.В.Васильев 1879 г. Дерево, масло, серебро, бриллианты, жемчуг, эмаль, гравировка, канфарение, позолота. Из Большого собора Зимнего дворца.
С 25 декабря 1879 года в Большом соборе Зимнего дворца. Икона была исполнена после покушения на императора Александра II, совершенного терористом А.К.Соловьевым 2 апреля 1879 года — в день памяти святых Тита и Поликарпа — и поднесена императору Александру II в 1879 году.
При церкви в 1991 году была образована православная община, хотя она всегда находилась в ведении государства и не передавалась духовенству. Службы проводятся по специальному расписанию. В церкви находились особо чтимые святыни. На службу допускались только члены царской семьи, которые молились в специальной молельной комнате, расположенной за алтарем. В домовую церковь могли попасть немногие придворные, включенные в особый список, и то только по престольным праздникам, чтобы присутствовать при выносе главной храмовой иконы.
Сейчас в музейной части (в стеклянной витрине) можно видеть икону Спаса Нерукотворного. Но этот образ – не тот, работы Фёдора Ухтомского (1693 г.), в связи с которым была названа церковь. Икона XVII века находилась за алтарной преградой и была украшена золотой ризой с бриллиантами; может быть, поэтому в советское время она и «затерялась». А та икона, которую мы видим в качестве экспоната, написана в 1817 г. и является, по-видимому, списком со своей предшественницы.
Церковь в Зимнем дворце произвела сильное впечатление своим великолепием и пышностью убранства. Но это и неудивительно, Бартоломео Растрелли спроектировал ее как парадную дворцовую церковь и это была одна из последних, если не последняя из его работ в России. В начале августа 1764 года Б.-Ф.Растрелли с семьёй покинул Петербург.

Туристы, посещающие Эрмитаж, от Большой церкви Зимнего дворца в первую очередь все ожидают роскошного интерьера. И она не разочаровывает, ведь была задумана Бартоломео Растрелли подобной дворцовым залам. В храме во имя Спаса Нерукотворного образа цари и их близкие молились о благополучии страны и о личном счастье. Посторонние в домовую церковь императорской семьи не допускались, а настоятелями этого собора, становились императорские духовники.

Здесь крестились, венчались, служились панихиды. Отсюда в 1914 году после литургии Николай II вышел на балкон Зимнего дворца, чтобы объявить о войне с Германией. Но прежде он молился перед иконостасом, который проектировал еще Растрелли. И хотя сейчас это пространство, как и весь дворец, является музеем, а не храмом, верующие все же приходят сюда, чтобы попросить о помощи.

После грандиозного пожара 1837 года от первоначального интерьера, построенного в 60-е годы XVIII века, мало что осталось. Но трехметровые деревянные канделябры подлинные, растреллевские. Архитектор Василий Стасов почти полностью восстановил интерьер великого итальянца, разница только в материалах — Растрелли использовал дерево, а Стасов — папье-маше.

Когда-то именно в этой церкви хранились сокровища Мальтийского ордена, подаренные Павлу I, когда он стал великим магистром. Это были части древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя. После революции они были вывезены за границу и переданы вдовствующей императрице Марии Федоровне, потом хранились в Берлине, пропали во время Второй Мировой войны в Югославии и в конце концов нашлись в Черногории, где и остаются по сей день.

Тот факт, что сохранились подлинные детали церкви Зимнего дворца, можно назвать чудом. В XX веке храм пережил две войны, революцию и период атеизма. Он сильно пострадал при штурме Зимнего большевиками. Последнюю литургию в нем отслужили в апреле 1918 года, а в мае его ликвидировали. Но фрагменты иконостаса оказались в различных отделах Эрмитажа и теперь, наконец собраны воедино.

Ранее Пятый канал знакомил с неожиданным собранием Картинного дома императора Петра III в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *