Церковь в филях в Москве

Этот храм является уникальным памятником архитектуры и ярким образцом зодчества нарышкинского стиля и выдающимся примером декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Церковь имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, и нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм был построен в конце XVII в. (1690-1694 гг.) боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным (родным дядей Петра I) в его подмосковном имении Фили. Его архитектором стал крепостной Яков Бухвостов.
Предание о создании храма связано с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., когда после смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. Тогда в числе сторонников царевича Петра от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через семь лет он исполнил свое обещание, разобрав в Филях старый деревянный храм и заложив новый каменный. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Автором резного убранства храма был Карп Иванович Золоторёв, известный мастер Оружейной палаты.
Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 г., имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 г. Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме.
Первые сведения о поновлении церкви относятся к 1782 г., когда были произведены довольно значительные работы в интерьере нижнего храма. Работы проводились под наблюдением знаменитого архитектора М.Ф.Казакова.
Филевский храм сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни.
Восстановление храма осуществлялось за счет щедрых жертвователей. Но основные работы были проведены в 1850-1853 гг. на средства приходского старосты купца И.П. Гладилина.
Храм оставался действующим до июля 1941 г. Великая Отечественная война нанесла большой урон его архитектуре. До 1943 г. здесь располагался лазарет, а после, до 1963 г., склад бумажных изделий.
В 1952 г. начались первые восстановительные работы. В 1971 г. храм-памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Основной объем реставрационных работ был завершен к 1980 г.
14 октября 1992 года состоялось первое богослужение(молебен)в нижнем храме, а с 28 марта 2000 г. здесь возобновились регулярные (праздничные) богослужения.
Из первоначального убранства сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей», а также дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

Храм в Филях построили в 1690-1693 годах по заказу Льва Нарышкина. Документов об авторе не сохранилось. Предполагают, что проект создал крепостной архитектор Яков Бухвостов.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но стилистически Покровская церковь больше похожа на постройки Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря и церкви Успения на Покровке, чем на работы Бухвостова.

В подклете храма Покрова в Филях находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы, а над ней — церковь Спаса Нерукотворного. Ее освятили в благодарность за спасение Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта: тогда он молился перед этой иконой.

Петр I много раз бывал в Покровском храме, поэтому центральную и западную главки церкви украсила корона и двуглавый орел. Сам Петр пожаловал храму в Филях 400 червонцев, а после взятия Нарвы в 1703 году привез в подарок дяде Нарышкину цветные витражи. Поэтому в лике архидиакона Стефана на вратах жертвенника можно узнать молодого Петра I. При этом первоначальный интерьер первого этажа храма был уничтожен французами в 1812 году.

В июле 1941 года храм Покрова в Филях закрылся. Последняя служба там прошла 12 июля.

Что есть что в церкви

Тогда же сняли купола и разобрали верхний восьмерик, чтобы немецкие наводчики не могли использовать церковь как ориентир. Но маскировка не уберегла церковь от зажигательных бомб. До 1943 года поврежденный нижний храм использовали как лазарет.

В 1955 началась реставрация церкви в Филях, хотя еще до 1963 года ее использовали как склад бумажных изделий. В 1971 году храм стал филиалом Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева.

Реставрация завершились в середине 1980-х, и сейчас церковь Покрова в Филях действует.

Храм Покрова в Филях на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить?

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века.История храма неразрывно связана с основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря преподобным Пафнутием Боровским всея России чудотворцем.

На этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря и в 1434 г. он стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. преподобный покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII в. в Покровском монастыре стояли два храма: один белокаменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 г. монастырские строения были сожжены и разорены литовскими людьми и поляками. В 1615 и в 1618 гг. жалованными грамотами царя Михаила Федоровича велено было Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Согласно «Дозорной книге» к 1621 г. были поставлены новая деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы и кельи.

При возведении храма в него были переданы иконы и утварь из Пафнутьева монастыря. Сохранились несколько древних икон из Покровского храма: икона Богоматери Петровской, написанная в 1690 г., и ряд икон из иконостаса храма. Эти иконы находятся сейчас в Калужском областном художественном музее.

Покровский монастырь после разорения был приписан к Пафнутьеву монастырю. Сюда же из Пафнутьева монастыря присылали жить монахов. В монастыре продолжал стоять деревянный храм Покрова Пречистой Богородицы. Паперть храма с трех сторон окружала галерея с тремя крыльцами. На ней находилась колокольня. Стояли в монастыре две кельи «о двух жильях верхних». Все монастырские строения в форме четырехугольника окружала ограда с большими красивыми воротами.

В связи с секуляризацией церковных земель в 1764 г. Высоко-Покровский монастырь получил статус приписного и был прикреплен к Свято-Пафнутьеву монастырю, а впоследствии к городской Крестовоздвиженской церкви, его территорию превратили в городское кладбище.

В 1868 году возле алтаря, где по местному преданию покоятся родители прп. Пафнутия, была построена часовня.

В годы Советской власти храм был закрыт и постепенно стал ветшать.

В 2000 году храм Покрова стал подворьем Свято-Пафнутьва Боровского монастыря.

Храм является одним из самых наглядных шедевров, построенных в лучших традициях старорусского деревянного зодчества. Основным материалом для стен послужили сосновые бревна, которые настолько идеально подогнали друг к другу, что при возведении не понадобилось ни одного гвоздя. Двери сделаны из толстых досок сосны, петли и ручки выкованы из железа.

Внутри Покровский храм очень уютный, а молельный зал небольшой, но красивый, что очень способствует сосредоточению на молитве и единению с Богом. Стены сложены из толстенных бревен. В воздухе сочетается замечательный аромат цветущих деревьев и деревянного сруба.

Храм Покрова располагается на возвышенности, откуда открывается потрясающий вид на окрестности Боровска – леса, поля, река, между ними деревенские домики и купола многочисленных церквей. Здесь же обустроена смотровая площадка. А чуть ниже находится знаменитый (не только в Боровске) источник Покрова Божьей Матери. Для верующих выстроена просторная купель: отдельно мужская и женская.

По местному преданию, Наполеон, отступая из Москвы пытался поджечь храм, но огонь «не занялся». В 1941 г. в храм попал снаряд, который чудом не взорвался.

В 1994 г. храм был передан Калужской епархии РПЦ. В 1999 г. храму присвоен статус Подворья Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

В 2008-2009 гг. происходила реставрация храма, в результате которой были заменены пришедшие в негодность бревна, были восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет храма.

18 октября 2010 г. после совершения реставрационных работ храм был освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Слева от церкви Покрова Божьей Матери располагается просторная смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на город и его окрестности. Именно за это площадку прозвали микрорайон Высокое.

Cпустившись к реке Протве, расположены Великолепная новая купель, выстроенная на Святом источнике Покрова Божьей Матери. Есть мужской и женские входы с раздельными раздевалками. От чайной Боровской Покровской церкви на Высоком до купели ведет лестница, выложенная из кусочков мрамора. Окунуться можно в любое время до 21 часа. На ночь купель закрывается. Рядом на возвышенности находится Поклонный крест. На территории возле источника проводятся многочисленные мероприятия и праздники.

Слева от купальни и Поклонного Креста расположена трапезная для приезжающих паломников. Просторная деревянная изба с настоящей русской печкой и с резной верандой, которую охраняет деревянный голубь.

Здесь же установлен бронзовый памятник основателю Свято-Пафнутьева монастыря преподобному Пафнутию Боровскому всея России чудотворцу. Раньше на этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он оставляет мир и поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает монашеский постриг. Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители.

Месторасположение.

Храм и источник располагаются на окраине города Боровска Калужской области на берегу реки Протвы.

Точный адрес: г. Боровск, ул.Рабочая, 41.

Координаты: 55.20618, 36.50532

На машине можно добраться по Киевскому шоссе до указателя на Боровск (это 93-й километр, если ехать от Москвы).

Электричка отправляется с Киевского вокзала города Москвы. Поезд следует по направлению Малоярославец или Калуга. Выйти нужно будет на станции Балабаново. Дорога займет около двух часов. Далее еще 20-30 минут на маршрутке или автобусе до Боровска.

Церковь Покрова в Филях, хрестоматийный памятник нарышкинского стиля, привлекала внимание многих исследователей, начиная с самого зарождения отечественного искусствознания. Сам стиль архитектуры Москвы конца XVII — начала XVIII века сталь именоваться нарышкинским именно благодаря обращению всех без исключения писавших о нём авторов к анализу художественных достоинств филевского храма, возведенного в своей загородной вотчине дядей и ближайшим сподвижником царя Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным в 1690-1694 годах. Село Фили было отказано Л.К. Нарышкину в июне 1689 года. Собственно основные строительные работы начались, по всей видимости, на следующий год и были проведены за два строительных сезона в 1690-1691 годах.
Два основных вопроса, связанных с изучением памятника – это происхождение архитектурных форм (объемно-пространственных и декоративного убранства) и его идейное содержание.
Исследователями, занимавшимися изучением московской архитектуры этого периода в целом и филевского храма в частности, рождено несколько осевых идей относительно происхождения форм: влияние украинского зодчества (использование чертежей и планов украинских храмов, непосредственная работа украинских мастеров – об этом писали Ф.Ф. Горностаев, М.А. Ильин, В.П. Выголов, И.Л. Бусева-Давыдова и др.); влияние польской и голландской архитектуры (опосредованно, через книги, увражи, мебель, предметы быта – С.С.Попадюк, М.Н. Микишатьев, Вл.В. Седов и др.); заимствование форм из собственной архитектурной традиции (влияние церквей «иже под колоколы»; итальянизирующих лепестковых и шатровых храмов XVI века; архитектуры Воскресенского собора в Новом-Иерусалиме – А.И. Некрасов, А.Л. Баталов, Т.Н. Вятчанина и т.д.).
Все точки зрения на сегодняшний момент кажутся верными и, на наш взгляд, все вышеперечисленные источники сыграли важную роль в формировании нового стиля. За последние годы пересмотрена лишь роль деревянной храмовой архитектуры в его формировании. До сих пор бытует также утверждение, что наиболее ярко нарышкинский стиль проявился именно в вотчинных храмах, к которым относится филевский памятник, хотя традиционные пятиглавые бесстолпные храмы, крестово-купольные соборы и монастырские постройки не уступают вотчинным по выразительности и активно участвуют в формировании нового стиля.
Нарышкинский стиль характеризуют новые объемно-пространственные композиции и новая система декоративного убранства, причем их формирование на ранней стадии происходит параллельно. Ранний период формирования нового стиля выпадает на последние годы правления царя Федора Алексеевича и регентство царевны Софьи. Все новые архитектурные идеи генерируются в кругу царской семьи и ближайшего знатного окружения. В 1681-1687 годах в Москве и окрестностях возводится несколько вотчинных церквей нового типа с использованием композиции «восьмерик на четверике» и явным влиянием украинских форм. Это храмы Знамения в Курове (1681-1687, заказчик боярин А.С. Шеин); Знамения в Знаменском-Губайлове (1683, заказчик боярин И.Ф. Волынский); Рождества Богородицы в Рождественском Погосте (1685-1686, заказчик князь А.П. Прозоровский). Важно отметить, что все они лишены того пышного белокаменного декора, который так важен в идентификации нового стиля. К 1684 году относится закладка Нового собора Донского монастыря на средства царевны Екатерины Алексеевны, имеющего четырехлепестковый план и явную проукраинскую объемно-пространственную композицию. Возможно, строители использовали план и чертежи, предназначавшиеся для церкви Воскресения на Пресне, заложенной по указу царя Федора Алексеевича еще в мае 1681 года. Известно, что Федор Алексеевич посылал на Украину мастера-живописца Карпа Золотарева, позднее работавшего над украшением иконостаса филевского храма.
В 1686 году князь В.В. Голицын строит в своей городской усадьбе церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду с крестообразным завершением, явно ориентирующуюся на формы Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Под его же руководством строится двухэтажная церковь Царевича Иоасафа в Измайлове (1687), относящаяся к типу «восьмерик на четверике», и сооружения Новодевичьего монастыря: два разных по типологии надвратных храма: новаторский Покровский (середина 1680-х) и традиционный пятиглавый Преображенский (1688); двухэтажная трапезная Успенская церковь (1686-1687) и ярусная колокольня (1690. Памятники Измайлова и Новодевичьего монастыря, отличающиеся по типологии, украшены пышным белокаменным декором и свидетельствуют, что стиль вступил в фазу расцвета до победы Петра I над царевной Софьей, то есть ещё при Милославских и Голицыне. Вечный мир с Польшей, заключенный В.В. Голицыным в 1686 году, как будто дал карт-бланш новым формам, близким польскому Ренессансу.
Следует особо остановится на Успенской церкви в Петрово-Дальнем (1684-1688) – важнейшем памятнике периода правления царевны Софьи, в архитектуре которого (кроме двухэтажной композиции и пышного белокаменного декора, которого, судя по проведенным археологическим раскопкам, не было) имеются все основные компоненты, в дальнейшем развитые в филевском храме: лепестковый план, восьмерик на четверике, общая композиция «иже под колоколы», наличие внутристенной лестницы, ведущей к звону и на владельческие хоры. Это первый проект, возведенный в вотчине П.И. Прозоровского, возможно, при участии молодого зятя И.А. Голицына, был прекрасно знаком всему царскому дому и его окружению. Именно этот храм стал родоначальником всех вотчинных церквей-колоколен, возведенных в 1690-е годы: Покрова в Филях, Знамения на Шереметевом дворе (начало 1690-х, заказчик Л.К. Нарышкин), Троицы в Троицком-Лыкове (1690-1695, заказчик М.К. Нарышкин), Петра и Павла в Петровском-Разумовском (1691, заказчик А.Л. Нарышкина), Смоленской Богоматери в Сафарине (1691, заказчик Ф.П. Салтыков); Бориса и Глеба в Зюзине (заложена в 1688 году, заказчик Б.И. Прозоровский), Спаса Нерукотворного в Уборах (1694-1697, заказчик П.В Шереметев). Прямой ориентацией на филевскую церковь в начале следующего столетия стали нарышкинские храмы-колокольни в Жолчине и Тешилове.
Возвращаясь к строительству в Филях скажем, что государственный переворот 1689 года привел к победе сторонников молодого Петра (прежде всего Нарышкиных), которые очень быстро подхватили только что родившийся стиль и возвели несколько прекрасных памятников. Важно отметить, что в этот период был «замечен» ещё один храм, сыгравший важную роль в формировании нарышкинского стиля. Восьмилепестковый собор Высокопетровского монастыря (на территории которого находилась усыпальница Нарышкиных), возведенный ещё в начале XVI века Алевизом Новым, перестроен на средства царицы Наталии Кирилловны и торжественно освящен в присутствии всего клана Нарышкиных 5 мая 1690 года. Тогда же разворачиваются работы в Филях.
Вышеперечисленные источники свидетельствуют, что к моменту строительства церкви Покрова в Филях все формы, послужившие основой для нового стиля, уже существовали на русской почве, созданные в разное время: четырех, восьми и двенадцатилепестковые планы, восьмерик на четверике, композиция «иже под колоколы», двухэтажные храмы с расположением алтарей друг под другом, открытые обходные галереи-гульбища. Точный образец филевскому храму не найден и, по всей видимости, не будет найден не когда, поскольку этот памятник, как яркий представитель стиля, являет собой творческую интерпретацию форм, соединение разных источников, переосмысление старого на новом этапе с добавлением актуальных современных черт. Важно, что каждый памятник нарышкинского стиля индивидуален, при том, что мастера использовали древнерусский метод строительства по образцу. Яркой отличительной особенностей филевского храма является белокаменная декорация, в которой использованы лишь архитектурные мотивы, отличающиеся от иконостасной резьбы, что свойственно этому времени.
Обратимся к идейному значению церкви Покрова в Филях. Прежде всего, он прекрасно вписывается в ряд древнерусских храмов, возведенных в честь важного события. Среди храмов памятников боярско-княжеского жанра можно провести нить с первым престолом Покрова на Нерли. Эта традиция возводить храмы в честь важного события, прекрасно воплотившись в шатровых постройках, дожила до самого конца древнерусского периода. Филевский храм возведен на месте деревянного храма Покрова, поставленного в честь важнейшего события Смутного времени: на Покров 1618 года русские войска отбили от стен Белого города в Москве соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагайдачного, что положило конец «смуте и разорению московского государства». Верхний престол филевского храма освящен в честь образа Спаса Нерукотворного, по преданию, спасшего заказчика Л.К. Нарышкина от разъяренных стрельцов в 1682 году. Новый обетный храм, конечно же, поставлен в благодарность за спасение от гибели заказчика, но в нём отчетливо звучит победная тема молодого Петра, желавшего править самостоятельно и не нуждавшегося более в опекунстве единокровной сестры.
В этом вотчинном храме-капелле, призванном служить основной архитектурной доминантой частной усадьбы, неожиданно ярко и программно звучит тема победы и царского величия: не случайно на крестах помещены двуглавые орлы, в образе святого архидиакона Стефана специалисты усматривают черты молодого царя Петра, а т.н. «царская ложа» — небольшой балкончик, устроенный для владельца на западной стене (и, судя по всему, впервые в истории стиля), – так пышно украшен и увенчан короной, и, как будто, всегда ожидает к обедне государя.
Важно, что этот победный храм-монумент построен в хорошо знакомой Петру I усадьбе, в которой он бывал на праздник Покрова ещё отроком в 1683 году. Приезжал на обеды уже к дяде, новому владельцу в период начала строительства (20 февраля, 21 июля 1690 года по старому стилю; 1 октября был на храмовом празднике у дядюшки на Филях, который служили, по-видимому, еще в деревянной церкви). В следующем 1691 году на праздник Покрова Богородицы Гордон уже присутствовал на освящении новопостроенного филевского храма (по-видимому, к освящению был готов нижний тёплый храм). Не исключено, что молодой царь, постоянно общавшийся с дядей и часто посещавший Фили, принял участие в составлении подрядной грамоты на строительство нового храма.
Так или иначе, в церкви Покрова на Филях найден образ, отражающий ожидания и большие надежды на процветание страны, поднявшейся из руин после Смуты под руководством новой династии Романовых. Филевский храм всегда будет находиться в эпицентре изучения архитектуры этого периода, так как является эмблемой московского периода правления молодого царя Петра I, находившегося «в начале славных дел».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *