Церковь в Германии

Известна крайне тревожная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса в Европе. Корреспондент портала Православие.ru обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Марку с просьбой рассказать о том, как живут православные в сложившихся новых обстоятельствах.

— Владыка, как сейчас наши православные братья и сестры из Русской Зарубежной Церкви в Германии переживают это время?

— Переживают трудно, потому что у нас нет возможности совершать богослужения как обычно, с нашими прихожанами. Но мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене — и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.

— Какие законы в Германии православные верующие должны сейчас исполнять?

— Сейчас фактически каждый день издаются новые законы. Одно время в разных городах было по-разному: в одном городе можно было собираться не более 50 человек, в другом — не более десяти, а в третьем — не более пяти. А сейчас уже во всей Германии определили: не более двух. Конечно, для Церкви это крайне-крайне тяжело…

— Возносятся ли особые молитвы в связи с этой эпидемией?

— Мы по всем храмам молимся теми прошениями и молитвами из Требника, которые содержатся в чине об избавлении от морового поветрия и смертоносной заразы. Эти прошения мы включаем в последование Литургии, каждый священник по-разному. Одни священники читают молитву из этого чина, другие включают прошения из чина в сугубую ектинию. В общем, это на усмотрение каждого священника.

— Нет ли паники среди православных Германии? Насколько православные в Германии и вообще в РПЦЗ с пониманием воспринимают вынужденные меры, направленные на профилактику и преодоление тяжелой эпидемиологической ситуации?

— Должен сказать, что наши верующие принимают это по-разному. Одни совершенно не доверяют всему этому и считают, что паника раздувается специально. Другие считают, что все оправданно. Тут большой диапазон. До сегодняшнего дня было так, что в основном умирают престарелые люди от 70 лет и старше. Но буквально сегодня пришло известие, что эта болезнь охватила и более молодых.

Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни. Мы понимаем, что главное сейчас — не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать все, что можем, чтобы облегчить их труд.

— Наверно, среди верующих есть и люди, которые говорят, что вся эта ситуация похожа на гонения на веру и Церковь, как в первые века христианства?

— Такого я не слышал и думаю, что это несерьезный аргумент. Потому что сейчас прежде всего страдает экономика. Немецкая авиакомпания «Люфтганза» (флагманский авиаперевозчик Германии, крупнейший авиаконцерн Европы, одно из крупнейших авиапредприятий в мире. — Ред.) фактически уже обанкротилась. Они производят сейчас всего 4% перелетов от их обычного объема. То есть эта компания будет нуждаться в огромной государственной помощи, чтобы вообще выжить после всего этого. Это только одна крупная компания, которая наиболее видна. И я думаю, что другие предприятия также страдают, даже маленькие обычные семейные предприятия — например, пекарни. Тут очень серьезное положение, и я не думаю, чтобы кто-то допустил бы это ради какой-то пропаганды или ради того, чтобы всех жителей этой страны подчинить какому-то режиму.

— Как живет сегодня ваш монастырь преподобного Иова Почаевского?

— Мы живем в монастыре и можем совершать все богослужения так, как мы привыкли. Транслируем богослужения для наших верующих, не только прихожан нашего монастыря, но и вообще для верующих Германии. В нашем монастыре мы — одна семья, и нам не могут запретить ничего внутри нашей обители.

— Могут ли паломники посещать ваш монастырь сейчас?

— Нет, паломников мы не принимаем — в первую очередь ради безопасности людей. Кроме того, это запрещено сейчас и законом.

— Как причащаются прихожане вашего монастыря?

— Монастырские священники принимают исповедь и причащают прихожан запасными Дарами вне богослужения. Так, за последние дни мы причастили таким образом ряд наших верующих, которые часто приходят сюда на богослужения.

— Сердечно благодарим вас, дорогой владыка, за это интервью. Что бы вы хотели пожелать вашим прихожанам и всем нам в это непростое время?

— Спасибо вам! Мы сейчас очень нуждаемся в ваших молитвах.

Беседовал Максим Бучнев

Православие.ru/Патриархия.ru

В Германии отмечают Пасху. Однако в церковь и в этот день идут немногие, а, судя по опросам, которые проводятся в преддверии Пасхи каждый год, для большинства жителей страны этот праздник все больше утрачивает религиозный смысл.

Если в 2003 году в опросе Emnid девять процентов не знали о религиозном смысле Пасхи, то в 2007 году в опросе Forsa уже 20 процентов — каждый пятый не смог объяснить смысл Пасхи. В другом опросе — 15 процентов молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет сказали, что в этот день отмечается день рождения Иисуса. А три процента были уверены, что это день его свадьбы. Более 60 процентов связывают Пасху прежде всего с подарками и праздничным столом.

Церковь и власть

Конституция Германии открывается словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, … германский народ принял … настоящий Основной закон». Этими словами открывается Конституция современной Германии. Этими словами, однако, описана и вся система отношений между государством, религией и церковью.
В существовании Бога Конституция не сомневается, но предпочтения одной, даже традиционной для Германии христианской религии не отдает. И церковь в управлении государством участия не принимает. Власть церкви в Германии была ограничена после свержения монархии в 1918 году. Конституция Веймарской республики отменила официальные государственные церкви — католическую и протестантскую. Между 1933 и 1945 годами государство пыталось взять религию под контроль.

Канцлер Меркель и кардиналы католической церкви

В стране по-прежнему существует и даже находится у власти партия Христианско-демократический союз, но ее все чаще упрекают в пренебрежении именно христианскими ценностями.

Церковь и жизнь

Правда, сказать, что церковь не влияет на жизнь страны и общества, нельзя. Христианство, будучи в Германии наиболее массовой конфессией (две трети населения считают себя христианами), традиционно воздействует на быт, культуру, традиции и даже социальную систему.

Большинство больниц и домов престарелых в стране принадлежат католической церкви. Но, это не значит, что там работают и лечатся только верующие. Многие детские сады также находятся в ведении религиозных общин. Тут, правда, при приеме ребенка предпочтение вполне может быть оказано католической семье.

Церковь и деньги

Для того, чтобы церковь могла вести социальную работу государство берет с католиков и протестантов специальный церковный налог. Он полностью передается церкви, но без помощи государственных фискальных структур она эти деньги получить не смогла бы, поскольку с каждым годом храмы теряют все больше прихожан — регулярно в церковь ходит лишь малая часть верующих.

Меньше прихожан — меньше и доходов. Многие церковные здания даже приходится продавать. Где-то в церкви устроили ресторан, где-то — дискотеку.

Как верит молодежь

Молодые немцы все реже посещают церковь

Результаты опроса, проведенного фондом Бертельсмана говорят о том, что в Германии верующими считают себя 70 процентов. Но лишь 5 процентов христианской молодежи посещают воскресные богослужения. Хотя, по данным опросов, для молодых немцев по-прежнему важны христианские ценности.

Правда, нередко молодежь по-своему верит в Бога, но ее Бог — это какая-то абстрактная сила. «Это не Тот, с кем связано празднование Рождества, или Пасхи», — к такому выводу пришли немецкие исследователи. Известный в Германии теолог Ойген Древерман (Eugen Drewermann) полагает, что сейчас вопрос не в том, католик вы или протестант. Вопрос в том, в какой степени ваша жизнь следует примеру Иисуса Христа? Что вы за человек? Кто вы? Ни одна церковная организация, ни одна община не ответит на эти вопросы, касающиеся вашего существования как личности.

Религия в школе

Неудивительно, что почти половина населения высказывается за отмену преподавания религии в Германии. Пока религия — единственный учебный предмет, наличие которого в школьной программе обязательно и гарантировано Конституцией. Впрочем, она ограничивается только общей формулировкой, а решение о том, быть «Закону Божьему» обязательным или факультативным предметом, отдано на усмотрение федеральных земель.

По желанию родителей «религия» может быть заменена внеконфессиональным предметом, который тоже обязателен. В одних землях его называют «философия», в других — «этика». Иногда за обучение отвечает священник из местной церкви, но чаще — один из учителей.

Христинство и мусульманская молодежь

Урок ислама в немецкой школе

Проблема в том, что число молодых христиан в Германии постоянно сокращается (по опросам, не более четверти молодых людей в Германии верят в Бога).

При этом, однако, среди турецкой молодежи число мусульман растет: до 81 процента молодых турок в Германии — приверженцы ислама. В ряде регионов Германии молодые мусульмане в школах составляют более половины учеников. Как должны проходить уроки религии для них?

Традиционно религиозное воспитание молодых мусульман в Германии проходит вне школы. Долгие годы государство этому не придавало значения, но после 11 сентября 2001 года выяснилось, что в воскресных мусульманских школах преподавание чаще всего ведут муллы из стран Востока, не говорящие по-немецки и нередко отличающиеся радикальными взглядами. Поэтому сейчас многие политики предлагают включить ислам в школьную программу, причем преподавать его только на немецком языке.

Виктор Агаев
Редактор: Глеб Гаврик

Немного истории…

Дипломатические и экономические отношения между отдельными германскими государcтвами и Московским царством, позднее Российской Империей, имеют продолжительную историю. Так, уже в ранние века Германию посещало немало русских купцов, дипломатов, путешественников; многие приезжали сюда на учебу или на отдых. Между немецкими княжескими домами и русской правящей династией – домом Романовых – существовали к тому же и тесные родственные связи. Из одного лишь небольшого княжества Гессен-Дармштадт в Россию прибыли три принцессы, ставшие супругами русских императоров. Это были Наталья Алексеевна (Вильгельмина), 1755-1776; Мария Александровна (Софи-Мари), 1824-1880 и последняя Государыня Российская – Александра Федоровна (Алиса), 1872-1918.

В 1655 году в Восточной Пруссии появился первый русский православный богослужебный центр. Много новых православных храмов появилось и в последующие столетия. Они возникали при дворах и резиденциях по повелению русских великих княгинь, вышедших замуж в Германию, но предпочитавших и на чужбине хранить верность Православной вере. Эти храмы строились порой как надгробные часовни (как, к примеру, в Висбадене – так называемая «греческая часовня”; церковь на горе Ротенберг, неподалеку от Штутгарта, или же церковь в Веймаре). Некоторые православные храмы были построены в курортных местах, куда русские гости приезжали на воды: В Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме и Баден-Бадене. Иные же служили как кладбищенские храмы или как приходские церкви – неотъемлемая часть больших городов.

Среди русского духовенства этого периода было немало выдающихся личностей, например, протопресвитер Янышев (1826-1910), ставший впоследствии ректором Петербургской Духовной Академии (1866-1883) и духовником императорской семьи (1883-1910). В 1851-1866 гг. он был священником в Висбадене и Берлине. Большую известность снискал также благочинный протоиерей Алексий Мальцев (1854-1916), служивший в посольском храме в Берлине.

В двадцатом веке…

Революция 1917 года в России, взятие власти большевиками и разразившаяся впоследствии гражданская война вынудили большое число русских людей покинуть родину и искать пристанище в Китае, Америке и Европе. По данным Лиги Наций к 1923 году из бывшей Российской Империи в Германию прибыло около 600.000 человек.

Это способствовало превращению старых русских храмов в новые крупные приходские центры. В Мюнхене, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге и Берлине были созданы новые приходы.

Русская эмиграция в Германии страдала не только от экономических затруднений. Она не смогла избежать политических разногласий и внутреннего раскола, затронувшего прежде всего область церковной жизни. Первоначально почти все русские православные приходы в Германии принадлежали Западноевропейской епархии, которая была основана в 1920 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона и доверена Владыке Евлогию (Георгиевскому), бывшему архиепискому Волынскому и Житомирскому. Однако уже в 1925-26 годах произошел разрыв между митрополитом Евлогием и так называемой «Русской Православной Церковью за границей”, ибо Владыко Евлогий, несмотря на все сложности, стремился как можно дольше сохранять связь с пребывавшей на родине Матерью Церковью. Зарубежная же Церковь к тому времени отказалась от этих связей.

Большая часть находящихся в Германии приходов оставалась в епархии митрополита Евлогия и после 1931 года, когда он не мог больше продолжать контакты с Московской Патриархей и предпочел перейти под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Законом нового германского правительства национал-социалистов от 25 февраля 1938 года все русские церкви на территории Германской Империи административным порядком были подчинены Зарубежной Церкви. Большинство приходов и до сегодняшнего дня находится под ее юрисдикцией.

C 1945 года и до наших дней…

Массовые переселения людей по окончании Второй мировой войны вновь привели в Германию большое число православных христиан, среди которых было немало русских и украинцев. И вновь увеличилось число русских приходов. Уже в 1946 году на территории трех западных зон оккупации насчитывалось 150 русских православных приходов. Правда, большинство прихожан скоро позаботилось о своем переселении за океан, и их количество сократилось к 1949 году до 50.000, а количество приходов – до 77. В них осталось служить 135 священников. С тех пор число приходов и прихожан неуклонно падало.

В Берлине и на территории тогдашней советской оккупационной зоны, а позднее ГДР, уже в 1945 году приходы перешли в подчинение русской Матери Церкви – Московской Патриархии, и была образована Берлинская и Среднеевропейская епархия (1948-1960 гг. и снова с 1992 г.- Берлинская и Германская, а с 1990 г. – Берлинская и Лейпцигская). Первый приход на территории ФРГ был основан Московской Патриархией лишь в 1960 году в Мюнхене. Затем, в 1966 году последовало учреждение Западногерманской епархии (с резиденцией в Мюнхене); в 1971 году оно было разделено на епархию Баденскую и Баварскую, предназначенную для этих двух западных земель, а также Дюссельдорфскую – для северо-западной Германии.

22 декабря 1992 года Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия принял решение объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине. Преосвященный Феофан был назначен правящим епископом Берлинским и Германским, а бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин – архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального (прямо Святейшему Патриарху подчиненного) храма в г. Дюссельдорфе и Постоянным Представителем Русской Православной Церкви в Германии. Высокопреосвященному архиепископу Лонгину было поручено ведение всех дел, касающихся связей с церковными, правительственными, общественными и деловыми кругами в Германии, средствами массовой информации в этой стране, а также координации гуманитарной помощи и проектов экономического сотрудничества.

При Представительстве Русской Православной Церкви в Дюссельдорфе издается информационный курьер «Покров”, освещающий события православной жизни в России и Германии.

Жизнь приходов сегодня…

В наши дни в Германии существуют ок. 60 русских православных приходов и богослужебные храмы, канонически подчиненные Московской Патриархии. В них каждое воскресенье, как правило, в 10.00 служится божественная литургия – в основном на славянском языке, но частично и на немецком.

Другие православные братья и сестры…

Большинство православных христиан в Федеративной Республике составляют в настоящий момент греки (350.000) и сербы (около 250.000), прибывшие сюда по политическим мотивам и по причинам трудоустройства. В последние десятилетия в Германию прибыло также немалое число православных румын, арабов и болгар.

Исходя из убеждения, что Православная Церковь едина, местные православные епархии учредили в 1994 г. для укрепления сотрудничества «Комиссию Православных Церквей в Германии”, в которой участвуют греческие, арабские, румынские, сербские, болгарские и русские православные христиане, живущие в Германии. Председатель греческий митрополит Августин, первый заместитель архиепикоп Клинский Лонгин.

Православная Церковь не принадлежит какой-либо одной нации, а существует как всемирная, сверхнациональная Церковь, представляющая собой единство в многообразии. Поэтому православные христиане, проживающие вдали от храма, в котором совершалось бы богослужение согласно их национальной традиции, могут посещать другие православные общины. В них возвещается все та же православная вера! В них совершается все то же благодатное богослужение и все то же православное общение!

иподиакон Николай Тон

Поделиться «В Хильдесхайме открылись Х богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией»

  • Twitter
  • LinkedIn
  • E-mail

19 июня 2018 года в бенедиктинском монастыре Мариенроде под Хильдесхаймом (Германия) начались Х богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией, посвященные теме «Миссия и евангелизация в современном обществе».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от Русской Православной Церкви в собеседованиях принимает участие делегация во главе с управляющим Берлинской и Германской епархией, архиепископом Подольским Тихоном. В состав делегации также вошли митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский экзархат), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Алексий Дикарев, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Е. А. Пилипенко, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Б. Ефимов и А. М. Смулов.

В состав католической делегации вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге, глава делегации, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Льор, профессор д-р Йозеф Фрайтаг (Лантерсхофен), д-р Йоханнес Эльдеманн, директор Института Г. А. Мелера (Падерборн), д-р Маркус-Либориус Герман (Эрфурт), д-р Клаудия Кунц (Бонн), д-р Дагмар Штольманн-Лукас (Хильдесхайм).

В качестве гостей в собеседованиях принимали участие глава информационного отдела Берлинской епархии Московского Патриархата священник Евгений Мурзин, секретарь Православной епископской конференции Германии иподиакон Николай Тон и д-р Доротея Кэс (Бонн).

Открывая заседание, сопредседатели собеседований архиепископ Подольский Тихон и епископ Магдебургский Герхард Файге передали участникам слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Кирилла и председателя Немецкой епископской конференции кардинала Р. Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского. Присутствующие молитвенно почтили память приснопоминаемого архиепископа Берлинского и Германского Феофана, который являлся сопредседателем собеседований с 2009 года до своей кончины, и профессора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архимандрита Ианнуария (Ивлиева), принимавшего участие в IX богословских собеседованиях в Санкт-Петербурге в 2016 году.

Собеседования были открыты докладом епископа Магдебургского Г. Файге на тему «Христиане в секулярном обществе». Докладчик представил религиозную ситуацию, сложившуюся в Восточной Германии, сильно затронутой процессом секуляризации, а также проанализировал те вызовы, с которыми сталкивается миссия Католической Церкви в этом регионе. По окончании доклада состоялась плодотворная дискуссия по затронутым темам.

Первое заседание собеседований было завершено православным молебном на начало всякого благого дела, отслуженным по благословению архиепископа Подольского Тихона в храме монастыря.

Х богословские собеседования продолжатся до 22 июня и закончатся принятием совместного коммюнике.

***

Богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией были начаты по инициативе Московского Патриархата в 1986 году и возобновлены после 10-летнего перерыва в 2009 году в бенедиктинском монастыре Вельтенбург (Германия). Последующие собеседования прошли в Москве (2011 г.), Магдебурге (2013 г.) и Санкт-Петербурге (2016 г.)

Служба коммуникации ОВЦС

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *