Церковь в Испании

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Христос Воскресе!

Хотел бы сердечно поздравить всех вас с победой жизни над смертью, со спасительным воспоминанием Преславного Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
И пусть в этом году мы встречаем праздник Пасхи, не так, как мы привыкли, не так, как мы бы того хотели. Из-за введенного в Испании и Португалии чрезвычайного положения и карантина мы не можем ни свободно передвигаться, ни покидать свои дома. Но если мы, не по своей воле, не можем пойти в храм, неужели Господь Воскресший не придет к нам, в наши дома, также как некогда «дверям затворенным» он пришел к своим ученикам и апостолам? Неужели от этого малого испытания поколеблется наша святая вера?
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… — говорит Господь, — да не смущается сердце ваше и да не устрашается… (Ин. 14, 29).
Пусть эти слова Спасителя по новому отозовутся сегодня в нашем сердце.
Будем верными в малом… проявим терпение, выдержку, благоразумие, сострадание, пожертвуем тем, что нам так дорого, и Господь воздаст сторицей каждому из нас.
Да даст Господь всем тем, кто сегодня ночью, в кругу семьи, среди родных и близких, может быть, со слезами на глазах, будет самостоятельно петь слова пасхального тропаря, пережить, как никогда ранее, все глубину Пасхальной тайны, торжество веры, радость победы над смертью, силу Божественной любви.
И в самом скором времени, мы вновь соберемся под сводами наших храмов, соберемся вместе, чтобы прославить Бога и утешиться нашей общей верой и упованием.
Всех вас, дорогие мои, паки и паки поздравляю с с Пасхой Христовой.
Воистину Воскресе Христос!

Нестор, архиепископ Мадридский и Лиссабонский
Мадрид, Пасха Христова 2020 г.

И тут мы должны обратить внимание на очень важный момент. Кто такой начальник синагоги? Ведь он не был священником — в тот период истории священники служили в одном-единственном храме в Иерусалиме, а по городам и весям стояли синагоги, где люди собирались и просвещались чтением и обсуждением Писаний. А начальник был своего рода сторожем, ответственным за это пространство. Так иногда бывает – сторож, консьерж, дворник или вахтер начинает распоряжаться доверенной ему территорией, как своей. Подобным образом повел себя начальник той синагоги. Увидев, что происходит что-то невероятное, непостижимое человеческому рассудку, он тоже захотел быть причастным, как-то приобщиться к этому чуду и стать заметным участником этого события. Какое назидательное чтение для всех нас! Для всех – от епископа до того, кто торгует за свечной лавкой, для каждого, кто уверен, что знает, как нужно себя вести.

Есть Бог, и есть человек, и отношения между ними – великая тайна. И вмешиваться в эту тайну нужно со страхом и благоговением, а самое главное – с любовью. Поэтому во всех наших действиях главной причиной должна быть любовь, ибо без нее все наши традиции, правила, посты, установления не имеют никакой цены перед Богом…

06 мая 2003, 16:35
Михаил Тульский. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСПАНИИ. Статистика, статус, отношения с государством

Статистические данные о Римско-Католической Церкви в Испании

К началу 2003 г. население Испании составляло 40,7 млн. человек. Из них, по данным учета Римско-Католической Церкви (РКЦ) в 1998 г., 93,6 % являлись ее прихожанами: в основном это те, кто крещен в РКЦ, а также мигранты, заключившие церковный брак или являющиеся прихожанами РКЦ.

Однако многие из тех, кто был крещен в детстве, сейчас отошли от Церкви: по данным опроса Центра социологических исследований, в феврале 2002 г. 82,1 % жителей страны считали себя римо-католиками, 2 % – последователями других религий и 14,6 % – неверующими (в том числе 4,4 % – твердыми атеистами). При этом лишь 19 % населения в 2002 г. посещали мессу раз в неделю и чаще. По данным международного исследования ценностей в 1995-97 гг., 25 % испанцев посещали церковь раз в неделю и чаще – Испания по этому показателю значительно уступала и уступает таким католическим странам Европы, как Ирландия, Польша, Португалия, Словакия, Италия (где посещали церкви от 84 % до 44 % населения). Примерно на уровне Испании находятся сейчас Бельгия, Австрия, Хорватия, Словения, Венгрия. В 1990-91 гг. раз в месяц и чаще посещали церкви 39,5 % испанцев, что также ниже, чем в Ирландии, Польше, Италии, Португалии, Австрии (87-44 %), но выше, чем в Бельгии и Венгрии (35-23 %).

Уровень доверия к Церкви в 1981-90 гг. в Испании оставался стабильным: полностью и в значительной степени доверяли Церкви 50,8 % и 52,7 % испанцев соответственно. По этому показателю Испанию опережали католические Польша, Ирландия, Италия, Португалия, Венгрия (83-56 %), немного отставали Франция, Бельгия и Словакия (50-49 %; впрочем, Франция и Бельгия в 1981 г. опережали Испанию).

Важное значение религии в своей жизни во время опроса «Евробарометра» 1993 г. отметили 43 % испанцев – более религиозными опять оказались португальцы, ирландцы и итальянцы (68-62 %), менее – бельгийцы и французы (29-26 %).

К маю 2002 г. в Регистре религиозных организаций минюста страны значились 11 706 приходов и общин РКЦ, 153 католических фонда, а также 1 188 приходов и общин других Церквей.

По данным государственной статистики в 2000 г. 75,6 % браков в Испании были зарегистрированы РКЦ (163 636 из 216 451 браков), 0,3 % (560) – другими Церквями, 24,1 % (52 255) – путем гражданской регистрации (в 1979 г. 97 % регистрировались Католической Церковью). Религиозность влияет и на количество детей: практикующие католички имеют в среднем 1,29 детей, не практикующие католички – 1,01 детей, неверующие – менее 1 (мусульманки – 1,23, верующие других религий – 1,38 при среднем числе детей у испанок в 1,07, в том числе у иностранцев – 1,14).

История взаимоотношений Церкви и государства в Испании

В 313 г. территория Испании была в составе Римской империи, государственной религией которой стало христианство. Однако в IV-V веках территория Испании подверглась нападению варваров, последними из которых стали вестготы – они были в основном приверженцами арианской ветви христианства. Вскоре они отошли от ереси и в 589 г. государственной религией Вестготского королевства объявлена ортодоксальная (католическая) ветвь христианства.

В 711 г. большая часть Испании была завоевана арабами-мусульманами. В 1035 г. началась Реконкиста – возвращение испанцам-христианам их земли. К 1260 г. почти вся территория Испания была очищена от мусульманских захватчиков. В 1469 г. брак Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской объединил Испанию и знаменовал начало эпохи «католических королей» – как ее называют испанские историки.

Мусульмане сохранили только маленькое королевство Гранады, которое также было освобождено христианами в 1492 г. В этом же году издан указ, по которому все нехристиане подлежали обращению ко Христу или изгнанию из страны. В стране усилилась инквизиция, которая преследовала всех, кто не принадлежал к Римско-Католической Церкви. С отменой инквизиции в начале XIX века усилившиеся либералы поставили под сомнение статус РКЦ в Испании, требуя конфискации ее земель и отделения школы от Церкви. Однако правительство Испании заключило конкордат с Ватиканом в 1851 г., по которому оно было обязано платить зарплату священникам и возмещать РКЦ все другие расходы. От этого договора Испания отказывалась только в 1931 г. с принятием светской Конституции Второй республики, отделившей Церковь от государства. Однако с победой Франко в 1937 г. превилегированное положение РКЦ было восстановлено.

Принятые при Франко законы в полной мере основывались на католических ценностях и морали: например, были запрещены разводы, продажа противозачаточных средств, введено обязательное преподавание католического Закона Божия в государственных школах. Франко получил право назначать римско-католических епископов в Испании и налагать вето при назначении приходских священников. В 1953 г. уже сформировавшиеся принципы сотрудничества государства и Церкви закреплены в новом конкордате с Ватиканом, по которому все католики Испании были обязаны заключать церковные браки, РКЦ освобождалась ото всех правительственных налогов, получала обязательные субсидии на строительство храмов, право образовывать университеты и радиостанции, издавать газеты и журналы, полиции запрещалось вторгаться во владения Церкви, а духовенство освобождалось от военной службы, вводилась также церковная цензура в СМИ.

После Второго Ватиканского собора, высказавшегося в поддержку принципа отделения Церкви от государства, отношения РКЦ и франкистского государства постепенно стали портиться: Ватикан начал назначать в Испанию епископов-либералов, а Франко в 1966 г. отменяет ограничение прав некатолических конфессий, сохраняя привилегии РКЦ.

В начале 1970-х гг. РКЦ в Испании разделилась в своем отношении к режиму Франко на несколько группировок, наиболее известными из которых были умеренно-правое Братство испанских священников, праворадикальное «Воины Христа и Короля» и левое «Католическое действие».

Апофеозом трений между Церковью и государством стала епископская конференция 1973 г., на которой епископы потребовали отделения Церкви от государства и призвали к пересмотру конкордата 1953 г. Франко отказался пересматривать конкордат и наложил вето на новые назначения либеральных епископов.

Современный юридический статус Католической Церкви и ее взаимоотношения с испанским государством

В ноябре 1975 г. Франко умер, в начале 1976 г. король Хуан Карлос отказался от права назначать епископов, а в июле 1976 г. правоцентристское правительство Суареса одобрило пересмотр конкордата, подписав с Ватиканом новое соглашение, которое восстановило право Церкви самостоятельно назначать епископов, а также предусматривало постепенный переход к налогообложению собственности Церкви, не используемой для религиозных целей, а также уменьшение государственных субсидий.

В принятой в 1978 г. Конституции закреплен принцип отделения Церкви от государства: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями» (п. 3 ст. 16). Кроме того, Конституция допускала финансирование государством церковных школ (ст. 27).

«Соответствующие отношение», подписанное испанским правительством и Ватиканом в 1979 г., охватывало вопросы финансирования, религиозного образования, вооруженных сил и юстиции.

Принятый в 1980 г. закон о религиозной свободе провозгласил единственным ограничением религиозной свободы «защиту прав остальных на осуществление их свобод и основных прав, защиту безопасности, здоровья, общественной морали, определяющих основы общественного порядка». Он также говорит о возможности подписания соглашений между государством и «Церквями и религиозными общинами, получившими явное укоренение в Испании». Руководствуясь этим законом, в 1992 г. Федерация евангелических общин, Федерация еврейских общин и Исламская комиссия подписали с правительством соглашения о сотрудничестве, предусматривавшие право получать отчисления от налогов прихожан соответствующих конфессий, расширенные освобождения от налогов, обеспечение доступа к СМИ, удаление католических символов с некоторых военных учреждений, уменьшение ограничений для открытия новых храмов. Разрешение на проповедь в армии для протестантов и мусульман так и осталось на бумаге: армейские инструкции об этом так и не изданы. Протестанты и мусульмане до сих пор жалуются на недостаточность государственной поддержки их религиозного образования, имамы недовольны тем, что их пускают только к заключенным-мусульманам. Переговоры между правительством, протестантами и мусульманами об упрощении доступа в тюрьмы велись в 2002 г.

По правовому статусу религиозные объединения можно разделить на четыре группы: Католическая Церковь, которая даже не обязана регистрировать свои общины в Минюсте (однако обычно это делает по финансовым и другим причинам); имеющие соглашения с государством протестанты, иудеи и мусульмане; зарегистрированные в Управлении религиозных дел Минюста (признанные религиями) буддисты, православные, унитарии, бахаи, индусы, Армия спасения, иеговисты, мормоны и другие; не признанные Минюстом религиями (не зарегистрированные Управлением религиозных дел) и зарегистрированные как культурные ассоциации – сайентологи и другие. Впрочем, регистрация в Управлении религиозных дел не всегда всерьез воспринимается на местах: в 1999 г. власти Тенерифе отказали Армии спасения открыть детский центр, сославшись на то, что по данным полиции Армия спасения является «разрушительной сектой».

После падения режима Франко начались процессы секуляризации испанского общества: в 1981 г. был легализован гражданский развод, а 1985-86 гг. – аборты. Ослабление политических позиций Церкви привело и к падению престижа профессии священника (хотя падения авторитета священников в народе не произошло): количество приходских священников упало с 23,6 тысяч в 1979 г. до 22 тысяч в 1983 г. (их средний возраст составил 50 лет), число семинаристов упало с более чем 9 тысяч в 1950-х гг. до 1 500 в 1979 г., хотя к 1982 г. выросло до 1 700.

Несмотря на формальное отделение, государство продолжало финансирование Церкви: в 1987 г. государство выделило РКЦ субсидий на общую сумму 110 млн. долларов, хотя срок действия предусматривающего такие субсидии конкордата 1953 г. даже формально истек в 1980 г. До 1985 г. налогоплательщикам разрешали вычесть до 10 % подоходного налога для пожертвований РКЦ. По закону 1987 г. налогоплательщик мог выбрать между отчислением 0,52 % подоходного налога Католической Церкви или распределением его правительством на культурные цели. Еще 3 года правительство постепенно уменьшало субсидии Церкви, после чего совсем прекратило их. Однако благодаря отчислениям 0,5 % подоходного налога в 2001 г., РКЦ получила 120 млн. долларов (21 746 млн. песет), не считая финансирования преподавания религии в общественных школах, вооруженных силах, тюрьмах, священников больниц и другой косвенной помощи. Не прекращена программа субсидирования католических школ, которые в 1987 г. стоили испанским налогоплательщикам 300 млн. долларов (не считая жалования преподавателей, которые платило Министерство просвещения и науки). Изучение курса религии в школах является добровольным, а преподается он обычно католическими священниками. 13 тысяч преподавателей религии в общественных школах, хотя и получают зарплату от государства, но подписывают контракты с РКЦ, которые должны ежегодно продлеваться. Церковь нередко отказывает в продлении контрактов тем преподавателям, которые ей кажутся недостаточно образцовыми католиками: женятся на разведенных или заявляют о допустимости использования противозачаточных средств. В апреле-мае 2001 г. подобные увольнения преподавателей религии стали поводом для рассмотрения иска в Конституционном суде Испании, который составили один из разработчиков Конституции Грегорио Песес-Барба и Всеобщий союз трудящихся.

По данным на 1998 г., в стране действует 35 государственных и 4 католических университета. В Испании немало музеев, которыми распоряжается РКЦ.

Приверженность большинства испанцев католичеству проявляется не только в посещении месс, но и в отрицательном отношении к «иммигрантским религиям». В мае 2002 г. была подожжена построенная румынами евангелическая церковь в городе Арганда дель Рей под Мадридом, на стенах ее оставлены ксенофобские надписи. Тогда же в каталонском город Премиа де Мар организованы массовые протесты против намерений мусульман построить мечеть в центре города – по мнению испанцев, такая мечеть привлекла бы в город еще больше иммигрантов (в апреле 2001 г. местный судья закрыл мечеть в аварийном здании) – в итоге решено временно предоставить для пятничных молитв здание общественной школы.

Католические праздники, являющиеся государственными

Государственными религиозными праздниками являются Крещение (6 января), Чистый четверг и Великая пятница, Успение Богородицы (15 августа), День Всех Святых (1 ноября), Непорочное зачатие (8 декабря) и Рождество (25 декабря). В некоторых районах страны празднуют местные религиозные праздники.

Святые места Испании

Иногда нас спрашивают – чем православная жизнь за рубежом отличается от жизни в России? Мне кажется, есть одно различие, важное, если не для всех, то для многих людей. Вот живешь ты в Москве, к примеру, или в Питере, и стало тебе кисло. Ты можешь сесть и поехать, к примеру, в Донской монастырь, или на Смоленку. Глядишь, и отпустит немного, а то и совсем. А приехал человек в Мадрид – куда ему идти? Где батарейки заряжать?

Так я думал поначалу 12 лет назад, когда мы начинали служить в месте, где до нас звонили по телефону домой латиноамериканские и марокканские эмигранты, и продавали персики да помидоры. Тяжело начинать самому, пробивать головой лед, думал я! Постепенно мы узнавали о том, что мы не первые. Прояснялась забытая история нашего прихода, ведущая начало с середины XVIII века, мы открывали для себя замечательного священника – о. Констатина Кустодиева, который служил в Мадриде в 1860-е годы, листали страницы истории неразделенной Церкви в Испании.

В Англии все православные люди знают о первомученике Албании, древних кельтских святых, совершают паломничества в Уолсингем и другие святые места. А Испания – чистый лист. Мы начали осваивать «православную географию» Иберийского полуострова. Многие места мы посещали не один раз – и с семьей, и с приходом.

Сантьяго де Компостела и путь Святого Иакова

Сантьяго де Компостела – столица Галисии. Это область, расположенная на северо-западе страны. Те, кто знает Испанию по пляжам Средиземноморья, будут удивлены, приехав сюда. Зеленые поля, березы, океанские волны – и совсем другие люди. Галисийцы – потомки древних кельтских племен, эти люди помнят о своем прошлом. Зайдите в бар Casa das Crechas, где любят собираться местные националисты, или просто послушайте галисийскую волынку на площади Обрадойро у собора – и вы поймете, куда вы попали.

По преданию, здесь в начале IX века были обретены мощи святого апостола Иакова Зеведеева. В Испании верят, что именно он принес сюда весть о Христе. Однако многие современные ученые относятся к этому скептически. Неясно, как Иаков мог попасть в Испанию до своей мученической кончины, описанной в Деяниях апостольских (Деян. 12:2), как его мощи оказались в Испании, и почему древние испанские историки и хронисты молчат о его проповеди. Тем не менее, предание об апостоле глубоко укоренено в испанской культуре.

Путь Сантьяго (Святого Иакова). Фото: _The Real McCoy/flickr.com

Camino de Santiago – путь, соединяющий разные европейские города в единую сеть дорог и маршрутов, в Средние века создал единое европейское пространство – задолго до Евросоюза. В последние десятилетия паломнический маршрут возродился, каждый год по нему проходит всё больше паломников. Русские путешественники уже создали свою группу в фейсбуке. Кроме того, небольшое количество православных людей живет в Сантьяго и соседних городах. Для них мы регулярно совершаем богослужения в кафедральном соборе.

Овьедо

Жители Астурии очень гордятся тем, что они – настоящие испанцы, а не полумавры Кордобы и Гранады. Когда арабы-мусульмане завоевали Иберийский полуостров, многие святыни были перевезены в нынешний Овьедо – столицу «свободной Испании». Самая значимая из этих святынь – судáрь (плат), который лежал на лице Спасителя после погребения. О нем упоминает евангелист Иоанн: «Приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6-7).

Судáрь в соборе Сан-Сальвадор в Овьедо. Фото: rtpa.es

Учеными доказана тождественность судáря Туринской плащанице, однако следует отметить, что в отличие от плащаницы, история которой крайне запутана, судáрь пребывает в одном месте с середины IX века. Кроме него, в соборе Овьедо находятся мощи мученицы Евлалии Меридской, священномученика Евлогия Кордобского и многие другие святыни.

В Овьедо и его окрестностях немало дороманских храмов IX века, расположенных в очень живописных местах – увидев храм Санта Кристина де Лена, нельзя не вспомнить храм Покрова на Нерли. Несмотря на близость Галисии, пейзаж здесь совсем другой – более драматичный, гористый. В горах «Пикос де Еуропа» – совсем как в Альпах. «Paraiso natural» – так называют Астурию ее жители.

Барселона

Барселона – это не только архитектура Гауди и сюжет песни, спетой Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. В кафедральном соборе красивейшего города Испании пребывают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской – покровительницы этого места, пострадавшей, по преданию, в начале IV века. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар.

Рака с мощами мученицы Евлалии Барселонской

Так как ее почитание началось через несколько веков после кончины мученицы Евлалии из Мериды и страдания почти в деталях повторяются, большая часть ученых считает, что Евлалии Барселонской вообще не существовало, а ее почитание – отражение почитания мученицы из Мериды. Каталонцы считают эту теорию «имперской» и защищают свою святую. В святцы нашей Церкви ее имя вошло трудами святителя Димитрия Ростовского. Ее память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября.

Санто Торибио де Лиебана

В монастыре Санто Торибио де Лиебана, в горах Кантабрии, хранится самая большая часть Креста Господня за пределами Ватикана. По преданию, она была перенесена в монастырь вместе с мощами святителя Торибия в VIII веке. Ежедневно крест выносят из специальной часовни для поклонения паломникам. Школьники скептически усмехаются, те, кто постарше – подходят с благоговением. Уже на протяжении многих лет, в течение которых мы приезжаем в монастырь, крест выносит один и тот же монах – спокойный и благорасположенный ко всем, кто принимает благословение от креста, не всегда осознавая серьезность момента. Вокруг монастыря – живописные горы Кантабрии, а чуть выше – пещера, где в VI веке жил святой Торибий, его основатель.

Фото: orthodoxspain/flickr.com

Сан Мийян де ла Когойа

Икона работы Евгения Малягина

Монастырь был основан преподобным Эмилианом Куккулатом (474–574). Его житие было написано Браулионом, епископом Сарагосы (Цезаравгусты), около 640 г. Эмилиан был рукоположен в священники и направлен на приход после 40 лет уединения. Едва ли это было признанием его заслуг; в вестготской Церкви настороженно относились к монахам-отшельникам и стремились взять их под контроль. Приходское служение его было недолгим, благодаря жалобщикам и завистникам Эмилиан вернулся к монашеской жизни, и еще при жизни прославился чудотворениями.

В библиотеке монастыря сохранились кодексы с самыми древними надписаниями по-кастильски; в Испании монастырь называют колыбелью испанского языка. Верхняя часть монастыря («Сусо») представляет собой пещерный комплекс, построенный с VI по XI век. Впоследствии, когда монастырь стал расширяться, ниже в XI веке было начато строительство нового монастырского комплекса («Юсо»), где ныне пребывают мощи святого. Ковчег, выполненный в XI веке, украшают миниатюры из слоновой кости.

Некоторые из них оказались в разных музеях мира – в том числе и в Государственном Эрмитаже. Неподалеку от монастыря – пещера, где святой подвизался в уединении. Лично для меня это одно из любимых мест в Испании. Попробуйте посетить эти места осенью, проехав через виноградники Риохи, не поленитесь одолеть подъем к пещере святого, и он непременно станет вашим другом.

Пещерные монастыри

В северной части Испании – между Страной Басков, Бургосом и Паленсией сохранилось немало пещерных монастырских комплексов. Ученые по-разному датируют эти пещеры; предположительно, самые древние из них относятся к VI веку. Неудивительно, если здесь вы вспомните о пещерных монастырях Крыма. В Испании (не без некоторого преувеличения) этот регион называют «испанской Каппадокией».

Пещерный храм близ села Ланьо. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Долина безмолвия

«Долина безмолвия», или «Берсианская Фиваида» находится недалеко от Понферрады. Она известна как место монашеского подвига с глубокой древности. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньяльба, построенный в X веке. Здесь был погребен святитель Геннадий, епископ Асторги. В получасе ходьбы от храма можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.

Храм в Сантьяго де Пеньяльба. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Можно продолжить путь дальше по горной тропе и оказаться у руин монастыря Сан Педро де Монтес, основанного святым Фруктуозом Браганским в VII веке. Здесь нет гостиниц, но есть «casas rurales» – дома, которые сдаются для туристов и путешественников. В Сантьяго де Пеньялба можно остановиться у Десидерия, и он накормит вас на ужин сытным «botillo» – традиционным блюдом горцев, живущих в провинции Леона.

Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.

Капитель храма Сан Педро де ла Наве. Фото: orthodoxspain/flickr.com

В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

Леон

Рака с мощами святителя Исидора

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

Толедо

Мученица Леокадия. Икона письма Евгения Малягина, переданная в дар кафедральному собору Толедо от верующих Русской Православной Церкви.

Большая часть туристов, приезжающих в Мадрид, старается попасть в Толедо – древнюю испанскую столицу, расположенную в часе езды от нынешней. Мало кто знает, что римский город Толетум стал местом страдания мученицы Леокадии, умершей в темнице в начале IV века.

Известно, что на месте погребения мученицы в 618 г. королем Сисебутом был построен храм, в котором проходили IV, V, VI и XVII Толедские соборы. Здесь были погребены толедские епископы Евгений, Ильдефонсо и Юлиан. Житие Ильдефонсо Толедского подробно описывает обретение мощей святой в VII в. Во время арабского завоевания храм был разрушен, но и поныне место погребения мученицы сохраняется в храме Cristo de la Vega. Также в Толедо находится храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома святой.

В VIII в. мощи святой были перенесены в Овьедо. И ныне паломники к судáрю Спасителя, который находится в особой часовне Cámara Santa в кафедральном соборе, могут спуститься на нижний уровень часовни и оказаться в крипте св. Леокадии, где лежали ее мощи. В XI в. в эпоху Альфонсо VI мощи св. Леокадии оказались во фламандском аббатстве Сен-Гиле, откуда возвратились в Толедо 26 апреля 1587 г. В настоящий момент они хранятся в соборе Толедо в особой часовне «El Ochavo», доступ в которую для туристов, как правило, закрыт. Мощевик с частью главы святой хранится в православном храме св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.

Хака и окрестности

Город на севере Арагона связан с памятью мученицы Евросии (Оросии), пострадавшей в эпоху нашествия арабов-мусульман. Ее мощи были перенесены в кафедральный собор города Хака в XI веке. Первые литературные свидетельства о ее кончине и почитании относятся к XIII веку. Согласно традиционной версии, она пришла в Испанию из Богемии. Начало этой традиции было положено в 1493 году чешским монахом Хуаном из Монте Оливети. Впрочем, еще с начала XVII века многие подвергали эту версию о происхождении святой сомнению. Так или иначе, не будет ошибкой сказать, что в церковном почитании святая Евросия олицетворяет живую связь между древней Испанией и славянским христианским миром.

Ее глава находится в храме села Йебра де Баса, откуда по живописной тропе можно подняться в горы, к месту ее мученичества, на котором построен храм. Этот путь однажды совершили и мы – паломники из Мадрида. Спуститься мы были должны по другой тропе, указанной на карте, к другой деревне, где нас ждал автобус.

У места мученической кончины святой Евросии. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Насладившись красотами, мы начали поиск тропы вниз, но ее не было. Кроме того, начиналась гроза – не сверху, а сбоку, двигаясь прямо на нас, как бывает в горах. Вокруг не было ни души. Спускаться было опасно. Внезапно мы увидели пастуха. Мне показался странным его арагонский акцент, но скоро ему появилось объяснение. Василь был из Черновцов, а половина нашей группы оказались его земляками. Трудно сказать, кто больше был рад встрече – он, мы или его собака, которую звали Троцкий.

С горы мы спускались на джипах Гражданской гвардии, и с тех пор я взял себе правило – НИКОГДА не доверять картам и не везти людей по маршрутам, которые я не прошел сам. Несмотря ни на что, получилась прекрасная поездка. Так и стоят пред глазами снежные пики Пиренеев, луга, пастух, собака Троцкий и образ святой Евросии, которая почитается как покровительница попавших в грозу.

Храм Архангела Михаила – первый храм Русской Православной Церкви, построенный в Испании. Он находится в урбанизации Альтея-Хиллз/Altea Hills, в городе Алтея, в провинции Аликанте. Следует отметить, что строили храм русские, из материалов, специально привезенных их России.

В начале 90-х годов прошлого века, после падения железного занавеса, в поисках лучшей жизни, в Испанию хлынули волны иммигрантов из стран бывшего Советского Союза. Многие из них привезли с собой сильную веру, религиозность, которая всегда была одним из сильнейших объединяющих социальных факторов. Храм Архангела Михаила в Алтее является живым подтверждением этого. Вдали от родины, люди почувствовали духовный голод и выступили с инициативой построить храм, который объединит под сводами людей разных национальностей, но единой православной веры.

Уникальность храма Архангела Михаила заключается в том, что это первая Русская православная церковь, построенная на территории Испании. Кроме того, он находится на нулевом меридиане и является самым западным «филиалом» русской православной церкви на Евразийском континенте.

Основателем и покровителем храма является Михаил Валерьевич Боцко из Ростова-на-Дону. В 1996 году Михаил купил землю недалеко от города Алтея и решил основать православную церковь. В этом же году появился и проект здания. В 1997 году сообщество иммигрантов из России, Украины, Белоруссии и Молдовы обратилось к Московскому Патриархату с просьбой зарегистрировать приход, однако, по неизвестным причинам люди получили отказ. Сообщество было вынуждено обратиться к Экзархату Русских Православных Церквей Западной Европы (Константинопольского Патриархата), и в конце 1999 года храм был зарегистрирован.

Вопрос о строительстве и размещении храма долгое время согласовывался с местными властями и, в значительной степени благодаря музыканту Мстиславу Ростроповичу, он был окончательно решен. Однако храм должен был быть построен за пределами города, что создавало транспортную проблему для верующих.
В 2000 году, по приглашению прихожан протоиерей Владимир Коряк перебрался в Испанию и начал строительство храма. 7 января 2000 года священник Алексис Струве совершил первое богослужение на съемной квартире.

В 2001 году, администрация города Алтея зарегистрировала «Российский православный фонд Святого Архангела Михаила», созданный специально для возведения будущей церкви. Спустя некоторое время, епископ Михаил Стороженко положил первый камень и установил крест на месте будущей церкви. В этом поистине историческом событии приняли участие сотни количество верующих, представители администрации Альтеи и испанской общественности, православного и католического священства провинции Аликанте. Мероприятие широко освещалось в испанской прессе и на телевидении. Разрешение на строительство храма было получено при непосредственном содействии Мстислава Ростроповича и Королевы Софии.

Стоит отметить, что история присутствия православной общины в Испании восходит к 1761 году. Тогда, у российского посольства, расположенного в Мадриде, была построена часовня, которая продолжала работать до конца девятнадцатого столетия.

В 2003 году была разработана деревянная часть церкви, которую собрали строители из Кирова. В 2004 году, в городе Волгодонске Ростовской области были сделаны купола и кресты храма.

18 июля 2004, года Генеральная Ассамблея прихода приняла единогласное решение обратиться к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой о признании прихода храма Архангела Михаила частью Московского Патриархата, которая наконец была одобрена. Год спустя, 30 апреля 2005 года, в храме состоялось первое пасхальное богослужение в еще недостроенной церкви.

В 2007 году храм был торжественно открыт. Православные верующие со всей Испании участвовали в его торжественном освящении. Храм построен в русском православном стиле семнадцатого века. Здесь имеется специальный бассейн, где все желающие могут принять крещение, и социальная столовая.

Храм находится по адресу: Noray nº1 de Altea (Alicante)

Время работы:

  • С понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00.
  • Суббота, с 9:00 до 18:00.
  • Воскресенье, с 9:00 до 18:00.

Ранее мы делились опытом работы в Испании

Информация была полезной и интересной? Поделитесь статьей с друзьями, пожалуйста.Н

аша церковь входит в Объединение Христиан Веры Евангельской Украины и на сегодняшний день насчитывает более 12 церквей по всей Испании в таких городах как Мадрид, Севилья, Малага, Мурсия, Сан Себастьян, Барселона, Аликанте, Торевьеха, Пальма де Майорка, Марбелья, Овьедо, Сарагоса, Альмерия.

Основной рост церкви «Спасенье Божье» осуществляется в основном за счет приезжих, ищущих славянские церкви в различных регионах Испании и новообращённых людей, принимающих водное крещение и стающих членами церкви.

Также ведется активная работа над открытием новых церквей и в других городах.

История церкви «Спасенье Божье» в Барселоне

История церкви в Барселоне началась в 2015 году, когда в город начали приезжать евангелизационные группы,проводились евангелизации на площади,наши люди имели возможность слышать пение христианских гимнов, находясь на заработках в чужой стране. Началась активная работа над открытием церкви. В том же году в город приехала семья служителей из Мадрида. Несколько христианских семей объединились и начали проводить домашние служения, каждый служил тем даром, который получил от Господа.

Вскоре этой небольшой, но посвященной делу группе людей Бог помог снять собственное помещение, в котором взрослые и дети имели возможность слышать Слово Божье каждое воскресенье. Среди недели начали проводиться молитвенные служения и разбор Библии. Открылась воскресная школа, началось служение с подростками.В 2017 году в Бесалу был проведен первый детский лагерь для всей семьи. В 2018 прошло первое водное крещение, церковь росла.

На сегодняшний день церковь «Спасенье Божье» Барселоны продолжает расти, делается большое ударение на служении детям и семьям. Двери церкви открыты для людей различных национальностей, языков и вероисповеданий. Ведь наш Господь хочет, чтобы каждая душа в этом мире имела возможность слышать весть о спасении, даже находясь в чужой для себя стране. Бог обильно благословляет нашу церковь различными талантами для того, чтобы Его дело продолжалось и имело успех. Ведь действительно, во всем этом можно увидеть только Божью милость и заботу о нас.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *