Церковь в кондопоге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

КАРЕЛИЯ.
Часть 1. Успенская церковь

Летом нынешнего года я проехалась по районам Тверской области, заселенным карелами. О чем можно прочитать в восьми постах о Тверской Карелии.
И не могла предположить, что пройдет немногим больше месяца и я окажусь в Карелии самой настоящей — в Республике Карелия.
Теперь я хочу рассказать об этой поездке, которая также оставила много впечатлений самого разного рода.
Наметила написать шесть постов. И надо спешить, потому что потом я поеду в Белоруссию, и новые впечатления перебьют предыдущие.
В Карелию я отправилась с целью участия в мероприятии под названием блогомитинг или blogomeeting, то есть встреча блогеров.
Блогеров приехало очень много. Человек сорок или даже пятьдесят. К сожалению. Потому что в большой толпе виднее самые шумные и яркие, а не умные. Что такие среди нас есть, я поняла только к концу нашего митинга. И очень огорчилась.
Второго такого шанса уже не будет. Как жаль!
Сначала я расскажу об Успенской церкви в городе Кондопоге.

Мои друзья, конечно, знают, что я не религиозна. Но пройти мимо красоты — природной или рукотворной — я равнодушно не могу.
Кондопожская церковь — настоящая жемчужина русского Севера. Искренне! А ведь мы могли ее не увидеть. Посещение храма не значилось в программе митинга. И если бы мой тверской коллега Павел Иванов не написал, что храм must see (надо видеть), если бы плановая встреча не закончилась раньше времени, если бы мы не нашли водителя нашего автобуса, если бы директор гостиницы не дал нам гида и т.д.
В общем, мы сели и поехали.
Недалеко — на окраину Кондопоги. Удаление надо ставить на первый слог. Так принято у карелов.
Это трубы целлюлозно-бумажного комбината, о котором я расскажу отдельно.

Оба объекта — и комбинат, и церковь находятся на окраине Кондопоги.
Храм стоит на берегу Онежского озера, точнее, Кондопожской губы, на мысу, вдающемся в Чупа-губу.
Смотреть его надо со стороны озера, что нам сделать не удалось.
Смотреть удалось на Онежское озеро.

Вместо деревянных челнов по водной глади скользило железное судно.

Церковь открывалась нам постепенно, в раме из еще зеленых берез.

Известен год ее постройки — 1774. То есть сооружению 240 лет.
Гид рассказала нам, что это как минимум четвертая постройка. Наши предки поступали просто: обветшавшее здание сносили и строили новое, не особенно заботясь охраной памятников.
В 1770-х годах уже стоял каменный Санкт-Петербург, а в глуши карельских лесов неизвестные нам мастера одними топорами рубили деревянный храм. Один из последних на Руси.
Последнюю постройку возводили по строгим правилам древнего зодчества, больше похожие на ритуалы: деревья подбирали по множеству примет, срубали в строго определенное время, везли их на челнах издалека.
Этим бревнам, возможно, по 400-500 лет! 240 лет постройке + возраст дерева.

Как будто смотрят!

Вот и сама церковь
Отсюда выглядит небольшой. Но в реальности она довольно крупная для деревянного строения. А высота — 42 метра — превышает высоту знаменитого храма Преображения Господня в Кижах.
Не буду пересказывать историю Кондопожской церкви. Прочитайте из первых уст:
На этой фотографии начала ХХ века видна деревянная колокольня, которой жить осталось до 1930 года.
Каменную церковь Рождества Богородицы разберут в 1960-м году. Местные жители должны помнить, как это происходило.
Еще одна печальная бумажка и переходим к красивым картинкам.
Вход. Здесь мы внесли в кассу по 150 рублей. 100 — за вход, 50 — за право фотосъемки.
Простите за банальность, это дорога к храму
У церкви два крыльца
Мы поднимались по-другому крыльцу.
С которого открывался роскошный вид на озеро
Коридор и дальше трапезная.
Справа и слева — такие необычные столбы, напоминающие о язычестве местных жителей.
Мне понравилось, что в церкви нет никаких следов коммерции, ничего не продают. Как нет и старушек, указывающих кому и как себя следует вести. Никому не было дела до того, что большинство женщин в нашей группе пришли в джинсах и без платков. Нам не навязывали нелепые тряпки, как например, делают на Валааме. Как будто Богу есть какое то дело до формы нашей одежды!
В церкви много деревянной резьбы
Снаружи тоже.
Не знаю как комментировать такую красоту…
Гид рассказала нам, что маленькие окошки служат не только для проветривания деревянного помещения и предохранения его от сырости. Мастера 18-го века сделали невозможное и даже непостижимое: солнечный свет, проникая сквозь оконца, освещал те или иные иконы алтарной части.
Причем, очередность освещения была тщательно продумана для разных времен года.
Алтарь выполнен в стиле барокко. О нем, значит, знали мастера деревянного зодчества?
Самое потрясающее, что есть в Кондопожской церкви — это потолок в виде неба!
Гид рассказала нам, что росписи потолочной части предназначались для неумеющих читать. Херувимы, серафимы, ангелы… все вместе — композиция Божественной литургии.
Много ли росписи говорят нынешнему человеку, пусть и умеющему читать?
Прочность, забытая в наше время. Надежность. Красота… Редкое сочетание.
Пришло время уходить
Кто-то из моих товарищей блогеров поместил в свой пост сюжет. Его авторы бьют в набат о плачевном состоянии памятника зодчества, допрашивают сотрудницу правительства. Та рассказывает об усилиях, предпринятых правительством по сохранению ценного объекта. Работа идет. Изыскиваются средства.
Я верю, что памятник будет спасен.
Церковь реставрировали при советской власти дважды — в 1927-м годы, 1950-х. Затем в 1999-м.
Я узнала, что в 1990 году храм был возвращен РПЦ.
При этом он является музеем.
Чего-то я не понимаю. Если храм принадлежит Русской православной церкви, то почему реставрировать его должно государство?
В окрестном пейзаже доминируют трубы комбината. По-своему тоже завораживающее зрелище…

Успенскую церковь в Кондопоге поджёг школьник-сатанист

Задержан 15-летний Игнат Шарапов, подозреваемый в поджоге церкви Успения Пресвятой Богородицы (Успенской церкви) в карельском городе Кондопога — уникального памятника деревянного зодчества Русского Севера.

Он приехал из Петрозаводска к бабушке на летние каникулы. Для своего кощунственного замысла использовал канистру бензина. Подобрался к храму со стороны Онежского озера, разлил бензин, чиркнул спичкой.
Судя по всему, сигнал/приказ о совершении поджога он получил с планшета, от некоего куратора из соцсетей.
«10 августа, подросток как обычно позавтракал, попросил бабушку завернуть конфет в кулёк для своего друга и направился к нему в гости. Позже уже этот самый друг рассказал, что видел, как утром его приятель снова сидел в социальных сетях с планшета. Бабушка принципиально отказалась от использования интернета, поэтому школьник постоянно ходил к своему другу. В какой-то момент лицо Игната резко изменилось. Он оторвался от экрана, встал и заявил: «Я пошёл жечь церковь». В 9:30 бабушке школьника позвонил её муж с озера, который и рассказал, что церковь горит. Женщина сама вызвала пожарных, ещё не зная, что виновником случившегося стал её внук», — пишет «Комсомольская правда». «Домой он уже не пошёл. Так испугался того, что сотворил, что пешком отправился до Петрозаводска. По дороге его и задержали», — сказала бабушка выродка корреспонденту «КП».
При задержании Игнат не сопротивлялся, спокойно отдал планшет — только «очень просил полицейских, чтобы те не удаляли его страницы в социальных сетях, мол, они ему ещё скоро понадобятся». Признался в преступлении и заливисто смеялся. По сведениям Telegram-канала «112», написал явку с повинной. Ни малейшего раскаяния не испытывает. Рассказал полицейским о ярой приверженности сатанизму и о своей ненависти к Православию. Источник ТАСС в правоохранительных органах уверен в наличии психических отклонений у подростка.
Заявление СКР: «Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия продолжается расследование уголовных дел по факту поджога церкви Успения Пресвятой Богородицы (Успенской церкви) в городе Кондопоге. По версии следствия, утром 10 августа 2018 года 15-летний подросток, гостивший у бабушки недалеко от церкви в городе Кондопоге, поджёг Успенскую церковь 1774 года постройки. Исходя из обстоятельств произошедшего, для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза. С учетом возраста фигуранта он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств случившегося. Создана следственная группа. Кроме того, в обязательном порядке будут устанавливаться причины и условия, способствовавшие совершению преступления».
Петрозаводский школьник Игнат Шарапов живёт с матерью («которая погрузилась в йогу с головой», по словам журналиста программы «Вести») и старшим братом Игорем (гордость семьи и школы). Увлекается сатанинским смрадом в течение двух лет. Чёрная магия, вампиризм, перевёрнутые пентаграммы и т. д. Стал агрессивным и мечтал совершить теракт, «увидеть церковь в огне». Или сжечь себя, например. Пытался вовлечь ровесников, говорил, что резал головы курицам и пил кровь. Высказывал желание зарезать брата и одноклассника. В последнее время не раз заходился в истерических припадках, визжал «я — сатана!».
Его друг по имени Иван дал интервью радиостанции «Говорит Москва». Он поведал, что Игнат обменял у своего брата 5 литров бензина на музыкальную колонку JBL Flip4.
VK-страница Шарапова целиком посвящена сатанизму, воинствующему антихристианству (в общем-то, достаточно просто заглянуть туда, чтобы понять — парень болен и опасен); статус гласит: «Ave satanas».

Многие либеральные ресурсы и блогеры сочувствуют гадёнышу, иронизируют, глумливо ухмыляются.
«Онижедети», «онжеребёнок»…

Успенская церковь (Кондопога)

Для термина «Успенская церковь» см. также другие значения.

православный храм

Храм Успения Пресвятой Богородицы


Успенский храм, вид со стороны алтаря
(фотография 2009 года)

Страна

Россия

Город

Кондопога

Конфессия

Русская православная церковь

Епархия

Петрозаводская и Карельская епархия

Тип здания

шатровый храм; восьмерик на четверике

Строительство

1774 год

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 101410187740006 (ЕГРОКН). Объект № 1010013000 (БД Викигида)

Материал

древесина

Состояние

утрачена (пожар, август 2018)

Медиафайлы на Викискладе

Храм Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успе́нская церковь) — утраченный православный храм в городе Кондопога Республики Карелия, памятник заонежской деревянной архитектуры, объект культурного наследия федерального значения. Сгорел в августе 2018 года.

Располагалась в исторической части города (бывшее село Кондопога), на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

История

Успенская церковь и колокольня в начале XX века

Первое упоминание об Успенском храме на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с. ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года храм осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.

В 1930 году в Успенском храме прекратились богослужения. Последнего настоятеля, отца Ионна Лядинского, расстреляли в 1937 году. Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР храм поставлен на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в храме богослужения проводились, в основном в летнее время.

Архитектура

Экстерьер

Шатровый деревянный храм. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.

— академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927, в 1950-х и в 1999 годах.

  • Церковь в 2007 году

  • Общий вид

  • Церковь зимой. Вид со стороны озера

  • Купол на фасаде церкви

  • Лестница церкви

  • Крест на могиле лекаря

Интерьер

До пожара 2018 года в церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

  • Небесная литургия

  • Христос Великий Архиерей. Центральный медальон неба
  • Ангел
  • Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

Утраченные здания

Успенская церковь, колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы в начале XX века

Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

Пепелище на месте церкви

10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия — поджог. Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Не исключается восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, в связи с чем были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.

Уголовное дело по факту уничтожения Успенской храма

Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения храма Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства.

По версии следствия, поджёг Успенскую церковь 15-летний подросток. Он помещён в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза.

Кондопожский городской суд 24 июня 2019 года вынес постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества, совершенное путем поджога), и применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.

Примечания

  1. Огонь полностью уничтожил Успенскую церковь XVIII века в Карелии. Интерфакс (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  2. 1 2 Престольный праздник кондопожской Успенской церкви. eparhia.karelia.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  3. Кондопога. История Успенской церкви. web.archive.org (5 июля 2009). Дата обращения 19 июня 2019.
  4. Роль И.Э.Грабаря в изучении и сохранении архитектурно-художественного наследия русского севера. art-con.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  5. «С дыркой в башке и без креста». Хроника гибели Успенской церкви. Радио Свобода. Дата обращения 19 июня 2019.
  6. Возрождение традиции. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения 6 мая 2010. Архивировано 28 марта 2009 года.
  7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кондопога (недоступная ссылка). Дата обращения 6 мая 2010. Архивировано 6 августа 2008 года.
  8. Реставрационные работы в Кондопоге (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Дата обращения 11 августа 2018.
  9. С.М. Прокудин-Горский. Кондопога. ps-spb2008.narod.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  10. Две церкви? (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Дата обращения 11 августа 2018.
  11. Деревянная церковь XVIII века сгорела в Кондопоге, Республика (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  12. 1 2 Пожар полностью уничтожил старинную церковь в Кондопоге — удручающие кадры последствий (рус.), Пятый канал. Дата обращения 11 августа 2018.
  13. В Карелии сгорела деревянная церковь XVIII века — National Geographic Россия (рус.), Nat-geo.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  14. Пожар уничтожил церковь XVIII века в Карелии. РБК (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  15. В Карелии расследуется уголовное дело по факту уничтожения объекта культурного наследия. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (10.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.
  16. В Республике Карелия установлен несовершеннолетний, подозреваемый в поджоге церкви. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (13.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.
  17. Суд в Карелии вынес приговор поджигателю Успенской церкви

Ссылки

  • История Успенского православного прихода
  • Тарасова М. А. Особенности иконографической программы росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы
  • Фотографии церкви Успения Пресвятой Богородицы // Храмы России
  • О реставрационных работах на Успенской церкви в 2000-е годы. Ответ министра культуры Республики Карелия. Март 2010.

О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

Успенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Когда мы учились в МАРХИ, на обложке одного их наших пособий по начертательной геометрии был чертёж церкви, до боли напоминавшей ту, которой теперь нет. Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы — это знаковый объект не только для нас — архитекторов — но и для всей русской культуры.

10 августа 2018 года она сгорела. И это единственное, что сегодня заставило наши сми хоть слово сказать о том, в каком состоянии пребывают памятники культуры нашего народа. Мы попросили прокомментировать случившееся ведущих специалистов по русскому деревянному зодчеству.

Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году. Это храм прионежской школы шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. Она была самым высоким деревянным сооружением в Карелии (42 метра высотой). Церковь была построена на закате северного деревянного зодчества в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

По Декрету 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», всё церковное имущество передавалось в ведение отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.

В августе 1926 года церковь была осмотрена Онежской экспедицией под руководством известнейшего русского реставратора И. Э. Грабаря, в которой участвовали такие глыбы нашей реставрации, как архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 1960 году решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.» — академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.

В церкви был иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей». Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Успенская Церковь в г. Кондопога является памятником федерального значения 1774 года постройки, а так же является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В настоящее время здание церкви не является собственностью Русской православной церкви, богослужения в ней не совершаются, последний священник — о. Иоанн Лядинский был расстрелян в 1937 году. Одна из версий пожара – неосторожные действия туристов», – говорится в заявлении Петрозаводской и Карельской епархии.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 2014 году она уже была в плохом состоянии, из-за прогнивших нижних венцов храм накренился на целый метр.

10 августа 2018 года церковь, вместе со всеми иконами, среди которых были особенно ценные, полностью сгорела. По предварительным данным, пожар возник из-за неосторожного обращения с огнём туристов. Власти Карелии не исключают восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи, однако средства так и не были выделены. Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства.

Мы задали вопрос о произошедшем ведущим специалистам по русскому деревянному зодчеству в нашей стране.

Сергей Куликов, главный архитектор ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», председатель Технического комитета «Культурное наследие» при Федеральном агентстве по нормативному регулированию и стандартизации:

Нужна система сохранения, именно сохранения, а не система финансирования как сейчас. Ведь деньги увы качество не определяют. Пока не будет внятной государственной политики в этой сфере, пока не будет целевого отраслевого департамента или иной государственной институции в данной сфере, так оно и будет. Должен быть национальный план сохранения, а не ежегодная программа на тему: «а давайте чего-нибудь сохраним». Должен быть мониторинг, критерии вмешательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, нужна ответственность регионов и сохранение реставрационного сообщества и т.п. и т.д. Говорено много, но реальность она в факеле Кондопоги.
Необходимость рассматривать культурное наследие как один из факторов устойчивого развития территорий, социально-общественной стабильности. Тогда и деревянным, и не только, памятникам место в этом развитии найдётся.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Ольга Севан, кандидат архитектуры, президент Российского Комитета по сёлам и малым городам:

Невероятная потеря, церковь Успения Божией Матери, расположенная на территории города Кондопога. Нет такого храма, не было в России в сравнении с этим. Храм был построен в 1774 году на небольшом мысе, вдающемся в Онежское озеро, и является одним из самых высоких деревянных церквей на территории республики. Это мирового уровня сооружение, пропорции, красота, которую нельзя было трогать, только осторожно реставрировать и поддерживать. Эта Церковь стояла первая в списке деревянных памятников на включение в ЮНЕСКО. Это трагический день для русского деревянного зодчества, которое и так уже столько потеряло за последние десятилетия…

Михаил Мильчик, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и министерстве культуры РФ:

Гибель Успенской церкви в Кондопоге — невосполнимая утрата не только для нашего архитектурного наследия. Россия лишилась одной из самых гармоничных церквей, которую часто — и справедливо называли лебединой песней русского деревянного зодчества. Удивительное дело: она пережила войны ХХ века, за время гонений на религию потеряла лишь рядом стоявшую колокольню, не была перестроена и сохранила в целости интерьер — замечательный иконостас, расписной потолок —»небо», огромные резные столбы в трапезной… Погиб последний подлинный интерьер деревянных храмов России! С горечью должен сказать, что это не случайность, не рок: сгорели в 1985 г. ансамбль погоста в Усть-Коже, в 1997-м в Верхней Мудьюге, в 2002-м уникальная церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике, в 2013-м Покрово-Власиевская церковь с не менее ценным интерьером в Лядинах, недалеко от Каргополя. И это далеко не полный список наших скорбных потерь только за последние десятилетия.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Вне зависимости от того, что послужило конкретной причиной пожара в Кондопоге, этого следовало ожидать: десятилетия мы говорим и пишем о необходимости оснащения всех памятников деревянной архитектуры, стоящих на государственной охране, средствами автоматического пожаротушения. И что? И ничего! Два года назад разработана Концепция сохранения деревянного зодчества России. И что? И ничего! Власть не беспокоит исчезновение культурного наследия России. Она не понимает, что так подрубаются корни национальной идентичности.

И вот мы уже слышим от Министерства культуры Карелии: сохранились обмеры, а потому церковь можно восстановить. Были бы деньги! Там искренне не понимают, что подлинный памятник не восстановим в принципе. Он погиб навсегда. Можно лишь построить макет, как это десять лет назад под моим руководством было сделано с многоглавой Анхимовской церковью. Там были не только обмеры, но и неосуществленный проект реставрации. Тем не менее, мы получили лишь напоминание о погибшем шедевре.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова Успенская церковь (Кондопога)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) — утраченный православный храм в городе Кондопога Республики Карелия, памятник заонежской деревянной архитектуры, объект культурного наследия федерального значения. Сгорела в августе 2018 года.Располагалась в исторической части города (бывшее село Кондопога), на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

До недавнего времени слово «Кондопога» напоминало многим россиянам лишь о беспорядках на национальной почве в 2006 году, да о песне Бориса Гребенщикова, где эти беспорядки получили свое отражение в строчке «то у нас Кондопога, то у нас Кострома». Теперь еще долго Кондопога будет ассоциироваться с одной из самых значительных культурных утрат в новейшей российской истории…

10 августа здесь сгорела церковь Успения Пресвятой Богородицы, уникальный памятник русского деревянного зодчества конца 18-го века, дошедший до наших дней практически в первозданном виде вместе с уникальными внутренними росписями.

В мае 2017 года Успенская церковь была передана по договору безвозмездного пользования местному приходу РПЦ. Службы там проводились и до этого, правда, редко и только летом. Как выяснили карельские СМИ, от страхования храма его новые владельцы отказались. Несмотря на формальную передачу церкви, Успенская церковь на момент пожара использовалась муниципальным учреждением культуры «Кондопожский музей».

РПЦ, на балансе которой находился храм, и Министерство культуры: и те, и другие могли вовремя позаботиться об охране и защите памятника, но не сделали этого…

Успенская церковь в Кондопоге – это, безусловно, лучший деревянный шатровый памятник в России. Это варварский удар по нашей культуре. Это уничтожение самого ценного памятника такого рода. Его уникальность – в идеальных пропорциях, в удивительной выразительности. Это памятник, с которым связан целый пласт истории».

РПЦ получила чистый подарок величайшей ценности и виновата безусловно. Все в душе думали, что эти люди заинтересованы в ее защите вдвойне: и по своим религиозным убеждениям, и по своему нравственному кодексу. То, что случилось, показывает полное равнодушие Получив такой памятник, они должны были сделать все для его защиты. Я знаю, что музей относился к церкви трепетно. Я не раз там бывала и слышала рассказы музейных работников. У меня не укладывается в голове, что это могло произойти при каком-то попустительстве со стороны сотрудников музея. Если бы меня спросили, кто может быть виноват, я бы никогда не назвала музей».

Основная ответственность лежит на Министерстве культуры федеральном и Министерстве культуры Карелии. Карелия за последние годы потеряла уже два уникальных памятника: Кемь и Кондопогу. Это были два уникальных памятника. Самая главная проблема в том, что все делают непрофессионалы. Нынешняя система такова, что профессионалов просто не допускают к работе. Государство ежегодно выделяет деньги на деревянную архитектуру. Деньги выделяются последние 12 лет, и за все это время – ни одного сданного памятника, чтобы можно было сказать: вот, проведена реставрационная работа. На государственные деньги памятники уничтожаются… В Советском Союзе денег было мало, в 90-е их вообще не было, сейчас их выделяют, но они уходят как вода через решето».

Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху
Она относилась к Никольскому Шуйскому погосту.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с.
ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8.

Конец XVI века для северо-западных рубежей России был очень трагичным. Поражение в Ливонской войне коснулось и Кондопоги.

В писцовой книге за 1582-1583 годы говорится о пустом церковном месте и убитых крестьянах. Но кондопожане быстро оправились от шведского набега, и в 1585 году уже стоит новая Успенская церковь.

К сожалению, и второй храм простоял не очень долго. Он погиб в пожарах Смутного времени. В земельных книгах 1616-1619 годов находится описание уже третьего Успенского храма: «тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной…, в звоннице — колокола».

Эта церковь простояла довольно долго и была разобрана, по-видимому из-за ветхости. В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь.

К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан. В 1829-1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 г. — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану, как памятник архитектуры.Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 ГОДУ — Колокольня была разобрана в.1930 г., а зимний храм — в 1960-е годы.

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время

Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.

— академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.

До момента пожара в церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

Удивительная и единственная в своем роде,
эта церковь — лебединая песня народного зодчества,
пропетая с такой глубокой силой,
что после нее любой звук кажется и слабее, и немощнее.»
(выдержка из книги «Дерево и гармония»
А. В. Ополовникова)

Успенская церковь была расположена в д. Кондопоге на берегу Чупа-Губы Онежского озера, явившейся историческим «корнем» современного города Кондопога. По своей объёмно-пространственной композиции Успенский храм представляет собой вполне сложившийся и отточенно законченный тип древнерусской деревянной церкви, называемый «восьмерик на четверике с трапезной». Он является наиболее развитым образцом деревянных храмов местного, прионежского типа, которым присущи весьма характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.

Благодаря этому расширению погашается при взгляде снизу перспективное сужение восьмерика и башня-шатер как бы увеличивается в размерах, не ослабляя своей мощи. Поэтому и кажется Успенская церковь такой величественной, когда подходишь к ней ближе.

Иконы были написаны к освящению храма в 1774 г. Финский исследователь Л. Петерсон, обследовавший церковь в 1943 г., назвал автора иконостаса «Кондопож-ским мастером», авторство которого можно определить и в иконах некоторых других храмов. Стиль его иконописи сложился под влиянием провинциального русского барокко.

Это особенно чувствуется в живописной манере письма, в попытках пространственных построений некоторых сцен, увлеченности новыми архитектурными мотивами. Первоначальный иконостас имел тябловую конструкцию, которая сохранилась до сих пор под резным иконостасом (начало XIX века).

Уникальна иконописная композиция «неба» церкви. Она изображает «Великий вход» в небесной Литургии, Великим архиереем которой является Сам Господь Иисус Христос.

В центральном круге Он изображен предстоящим пред престолом в архиерейском облачении. В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы. В четырех углах «неба» изображены святые евангелисты. Эта композиция подчёркивает единство Небесной и земной Литургии.

Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

В целом, иконы Успенской церкви производят сильное впечатление. К сожалению, в настоящее время часть икон была законсервирована, так как они требовали срочной реставрации.

Особо почитаемая святыня храма — Тихвинская икона Богородицы (написана к освящению храма в 1771 году). Во врейя богоборческой власти икона была пробита штыком и потеряна на несколько десятилетий. Но Господь вернул икону в xpaм через людей, она была отреставрирована и заняла свое место в храме.

Тихвинская икона Богородицы

В 1990 году Успенская церковь была вновь освящена архимандритом Мануилом (будущим архиепископом Петрозаводским и Карельским)с собором священников и при огромном стечении народа. По воспоминаниям участников этого события — это была такая радость, которую можно сравнить только с Пасхой.

С этого времени cтал вновь действовать православный приход в г. Кондопоге. Летом по воскресеньям и в праздничные дни в Успенской церкви проходят Богослужения.

Особенно торжественно отмечается престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю).

Утраченные здания
Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия — неосторожное обращение с огнём туристов.Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Не исключается восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, в связи с чем были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.

В Кондопоге после полутора месяцев жары — дождь.

— Оплакивает церковь…

Хрестоматийный, прославленный памятник — Успенская церковь. Кто не помнит ее по картинкам в учебнике истории за пятый класс. Символ русского деревянного зодчества, построенный руками и топором. Прекрасно уцелевший иконостас и небо… Его называли символом России.

Горело так, что с вокзала видно было. Плохой знак. Очень плохой…

Поджигателем уникальной Успенской церкви в Кондопоге был пятнадцатилетний школьник….Он помещён в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза….

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *