Церковь в стиле модерн

Возведение церкви, в архитектуре которой отчетливо прослеживаются черты модерна, – уникальная история для Ярославля. Храмовых сооружений в этом стиле вообще крайне мало в России, особенно в провинциальных городах. Не менее удивительный факт, что один из лучших образцов ярославского модерна – церковь Андрея Критского, пережив все катаклизмы ХХ века, сохранилась до наших дней…

Официальное название: церковь Иоанна Постника, Архангела Гавриила и Андрея Критского.
Статус: действующая.
Хронология: годы постройки: 1904–1908 гг. Закрыта в 1923 году, возвращена Русской православной церкви в 2010 г.
Состояние: ведутся ремонтные работы, но в целом исторический облик почти полностью восстановлен.
Адрес: г. Ярославль, ул. Стачек, 58.

Новая страница в архитектуре
Невозможно пройти мимо этой величественной церкви с витражными окнами и сложным декором изразцов. Сегодня столь красивый храм в центре Красноперекопского района может вызвать удивление, но еще 100 лет назад здешняя территория имела совершенно иную репутацию – это был центр промышленного Ярославля…

В 1857 г. Ярославская Большая мануфактура со всеми землями и постройками была куплена московскими купцами ярославского происхождения Иваном и Андреем Карзинкиными в доле с петербургским купцом Гавриилом Игумновым. Новые владельцы учредили паевое Товарищество Ярославской Большой мануфактуры. Производство расширялось, были построены новые корпуса фабрики на берегу Которосли. И в Николо-Меленском приходе возросло количество прихожан. Требовалось более вместительное церковное здание, поэтому в 1890-х гг. правление Товарищества решило возвести новую церковь.
Закладка будущего храма состоялась летом 1904 г., его решили возвести по соседству с церковью Николы в Меленках, которая была построена в 1668-1672 гг. Строительство велось очень быстро и завершилось уже в 1908 г., к 50-летнему юбилею Ярославской Большой мануфактуры. Престолы храма освятили в честь святых, соименных учредителям Товарищества ЯБМ Ивану и Андрею Карзинкиным и Гавриилу Игумнову: главный – во имя Иоанна Постника, придельные – во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. Новое здание могло вместить уже до трех тысяч прихожан.

Богатейшие люди России, Карзинкины и Игумнов, не скупились на средства, задумав построить новую церковь, которая, помимо всего прочего, должна была символизировать их финансовые успехи и мощь. Поэтому пригласили одного из лучших архитекторов того времени – академика Александра Васильевича Иванова. Александр Иванов окончил Императорскую академию художеств. В Москве и Петербурге по его проектам было возведено более 60 строений. Он участвовал в перестройке Китай-города и центральных площадей Москвы. До наших дней из спроектированных им зданий сохранились единицы, среди прочих – Новая хлебная биржа в Рыбинске, выполненная в неорусском стиле.

Проект церкви Андрея Критского, предложенный Александром Ивановым, отличался удачным соединением элементов традиционной русской архитектуры с модерном – новым стилем, ставшим популярным во второй половине XIX – начале XX века. Другого образца подобной храмовой архитектуры на Ярославской земле нет. Да и в целом в городской застройке модерн рассредоточен лишь небольшими вкраплениями.

Новая церковь поражала своей красотой и величием. Колокольня, высота которой достигала 43 метров, вместе с храмом составляли гармоничное единое целое. Алтарную часть церкви завершали 3 мощных купола, увенчанные главами с крестами из граненого хрусталя (до наших дней они не сохранились). Сама церковь получилась очень просторной и светлой за счет мощных сводов и громадных окон. Здесь впервые в российском зодчестве была использована технология бетонирования сводов. Для строительства было завезено 60 вагонов цемента!

Витражные стекла создавали в церкви удивительно красивую игру света и цвета в солнечную погоду. Храм щедро украсили метлахской керамической плиткой: ею были покрыты порталы главного входа, фриз притвора, пол, карнизы окон. Цветочный орнамент изразцов с повторяющимся рисунком лилий, обрамляющий периметр окон и входных арок, и сегодня вызывает восхищение не только обычных людей, но и искусствоведов.

Росписи, заполнившие стены и своды церкви, также отличались по своей стилистике от привычной храмовой живописи конца XIX века. Здесь можно было увидеть целые картины, выполненные по оригиналам известных русских художников: воспроизведенное «Крещение Руси» В.М. Васнецова, например, или произведение «Св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами».

Во имя автора Великого канона
Несмотря на то, что церковь освящена во имя нескольких святых, в народе за ней закрепилось имя Андрея Критского. Этот святой всегда почитался на Руси, особенно в княжеской среде.
Преподобный Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 г. в христианской семье. Житие повествует, что до семи лет мальчика считали немым, поскольку не слышали ни одного произнесенного им слова. Но в 7 лет, после причастия в церкви, он стал говорить. В 14 лет родители отправили Андрея в Иерусалим – служить в монастыре Братства Гроба Господня. Здесь он был пострижен в монахи.

С 681 г. Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, начал служить в Константинополе, где возглавил дом для сирот при церкви Святой Софии и был зачислен в клир главного храма Византии. Именно в Константинополе он начал писать свои духовные поэтические произведения.

В столице империи Андрей прослужил 20 лет. После чего был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру – остров Крит, где за свои труды был удостоен титула архиепископа. На Крите он строил церкви, устраивал приюты и богадельни… Несколько раз Андрей Критский ездил в Константинополь, в 740 г., возвращаясь из очередной такой поездки, он заболел и ушел из жизни. Его мощи были положены в храме мученицы Анастасии на острове Лесбос, сегодня эта церковь носит имя Андрея Критского.

Автор множества богослужебных канонов, Андрей Критский превосходит даже знаменитого Иоанна Дамаскина по количеству оригинальных мелодий-напевов. Самый известный канон Андрея Критского, признанный шедевром византийской духовной поэзии, – покаянный Великий канон. Он включает сюжеты грехопадения и покаяния, наполнен цитатами из Ветхого и Нового Завета, а также аллюзиями на гимны Григория Богослова и Романа Сладкопевца. Великий покаянный или, как его еще называют, Умилительный канон исполняется во всех православных храмах вот уже 1300 лет. В русских церквях он читается во время Великого поста.

Послереволюционная жизнь храма
Церковь Андрея Критского закрыли в 1923 г. С нее сняли главы и колокола, замазали черной краской мозаичное изображение святителя Николая Мирликийского на внешней стене средней алтарной апсиды.
Само здание использовалось по-разному. Сначала, до открытия кинотеатра в церкви Петра и Павла, здесь пробовали устроить кинозал, но в огромном помещении звук давал мощное эхо, так что невозможно было разобрать речь артистов. Тогда в церкви устроили рабочую столовую – иконостас разобрали, алтарь превратили в кухню, завезли необходимое оборудование и расставили столы. В буклете 1926 г., выпущенном газетой «Северный рабочий», среди прочих снимков есть фотография, на которой изображен внутренний вид этой столовой – можно рассмотреть, что помещение «украшено» популярными в 1920-е гг. мещанскими кадками с фикусами.

В качестве столовой церковь использовали до 1951 г., а затем городские чиновники приспособили здание под городской Дом физкультуры. С 2001 г. здесь расположилась детская спортивная школа олимпийского резерва.

В 2010 г. храм передали Русской православной церкви. Первое богослужение в нем прошло 30 октября 2010 г. Саму церковь стали восстанавливать чуть раньше. В частности, в 1990-е гг. расчистили мозаику с изображением святителя Николая Мирликийского.

Старые мастера возвели довольно прочное здание: несмотря на столетний возраст, оно хорошо сохранилось, но после многих лет запустения потребовались серьезные ремонтные работы – на реставрацию ушло 6 лет, больше чем на само строительство храма! Сегодня работы еще продолжаются, но в целом церковь восстановлена. Причем близко к историческому облику. Установлены новые главы. На тутаевском заводе братьев Шуваловых отлиты новые колокола. Возвращены местами утраченные цветные стекла витражей. Артелью ярославских художников с августа 2013 по июль 2015 г. воссозданы в своем изначальном виде храмовые росписи… ■

Материал подготовила: Лора Непочатова / фото: Дмитрий Савин

Модерн Шехтеля в архитектуре Ярославского вокзала.

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926 гг) — российский архитектор рубежа 19 и 20 столетия. Выходец из семьи немецких колонистов он был одним из воспитанников Приготовительного училища Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Его семья дружила с П. И. Третьяковым, который взял на себя заботу о Франце, устроив его в мастерскую архитектора А. Каминского. В соавторстве с Каминским Шехтель участвовал в работе над проектом фасада Исторического музея Москвы. В 1875 г. Шехтель начинает учиться на курсе Чичагова на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через 3 года его отчислили за плохую посещаемость, так как он вынужден был зарабатывать на жизнь. 1880-1890-е гг. ознаменовались разнообразной деятельностью Франца Шехтеля: он создавал декорации к спектаклям, рисовал костюмы для постановок, проектировал сооружения для парков, а также работал оформителем, художником. В этот же период началась работа над архитектурными проектами, которые он уже подписывал собственным именем. Шехтель являлся кавалером орденов св. Анны и св. Станислава

Архитектура Шехтеля расцвела в недолгую эпоху модерна и привнесла в столицу свежую струю модного направления европейского зодчества и особую философию искусства. Однако архитектор не ограничился оригинальным модерном, периодически возвращаясь к канонам классики. По его проектам возведено около пятидесяти сооружений, многие из которых охраняются государством и входят в Золотой фонд отечественной архитектуры. В архитектуре Шехтеля первым московским особняком стал дом Морозовых (1893 г.) на ул. Спиридоновка, 17 (Дом приемов МИД России), выполненный по заказу владельца по мотивам английской готики.

Особняк Морозовых.

К архитектуре Шехтеля принадлежит трехэтажный дом 8 на Мясницкой улице — дом с Меркуриями, построенный в 1898 г. для М. Кузнецова. На этой же улице вырос и доходный дом Строгановского училища с керамическим фризом.

Дом 8 на ул. Мясницкой. 1898 г. Здание Торгового дома фарфоровых заводов М. Кузнецова.

В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас в здании расположен музей Горького.

Особняк Рябушинского. 1900 г.

В 1901-1902 гг. архитектор построил особняк примы оперы А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (сейчас здесь посла Австралии), соединив на его фасаде ковку, орнамент из лепнины, изображающей растения, женские головки.

Особняк А.И. Дерожинской. Кропоткинский переулок, 13.

В 1902 г. Ф. Шехтель начал реконструкцию Художественного театра (МХАТ) в Камергерском переулке, который украсил барельеф с музами. В 1904 г. в архитектуре Шехтеля появился еще один особняк в Ермолаевском переулке, 28, построенный зодчим для своей семьи (сейчас здесь располагается резиденция посла Уругвая). Сооружение отличается ярусностью и разноформенностью: прямоугольный корпус с высокой крышей, часть здания — в виде неправильного треугольника, башни. Окна дома выполнены в стиле поздней готики.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28.

В 1906-1907 гг. Шехтель создал проект нового здания Ярославского вокзала, в неорусском стиле. Основной акцент здания — ассиметричные башни над полукруглыми пилонами. Главный вход имеет крышу с оригинальным козырьком, фасад украшает панно, фронтон декорирован барельефами с изображениями Георгия Победоносца, Св. Архангела Михаила. Скульптура медведя с секирой на барельефе символизирует Россию.

Здание Ярославского вокзала. 1906-1907 гг.

В 1910 г. на Большой Садовой, 10 был построен еще один особняк Шехтелей, ставший одним из замечательных образцов архитектуры Шехтеля в стиле классицизм с портиком из четырех колонн.

Особняк Шехтелей на Большой Садовой, 10.

Автор текста: К. Максимов

Творчество прославленного мастера Федора Шехтеля оказало значимое влияние на архитектурный облик Москвы.
Сфера его интересов многогранна.
Ему удалось реализовать самые разнообразные архитектурные проекты: особняки и театры, торговые дома, банки и типографии, вокзалы и стадионы, храмы и часовни.
Выдающаяся творческая активность сочеталась с чувством нового и способностью выражать запросы времени в формах и композициях, которые становились эталоном для подражания.

Будущий архитектор родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. Его детство и юность прошли в Саратове. Вскоре Федор Шехтель переехал в Москву к матери, работавшей экономкой в семье знаменитого купца и владельца художественной галереи П. М. Третьякова. Здесь он познакомился с архитектором Александром Каминским, встреча с которым определила дальнейшую судьбу талантливого зодчего: он предложил работать юноше в своей мастерской. Через год Федор Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не закончил его. Таким образом, он не получил полного архитектурного образования, что не помешало ему стать одним из прославленных мастеров своего дела. Профессиональные навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским и зодчим — Константином Терским.

Условно творчество Шехтеля можно разделить на несколько периодов.

Ранний период (1880-е — начало 1890-х годов) отличается многообразием направлений его деятельности. Шехтель не только уделял время архитектуре, но и создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал временные сооружения в городских парках.
Раннее архитектурное творчество сконцентрировалось на проектировании частных домов и загородных усадеб.

Дом А. А. Локалова в Ярославской области

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, 1900-е

Следующий этап в творчестве архитектора, а именно 1890-е, характеризуется работой преимущественно в «русском стиле» и «стиле английской готики». «Готические» особняки, лучшим из которых является особняк Морозова на Спиридоновке, проектируются в расчете на обозрение со всех сторон, здание проектируется не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Также Шехтель уделил большое внимание интерьеру. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах стали неотъемлемой частью этого дома.

Интерьеры парадного зала

Лестница на второй этаж в особняке Морозовой. Скульптурная композиция Врубеля.

С началом XX века в творчестве архитектора наступает новый этап, который развивается в двух направлениях, представляющих две ветви модерна: модерн, ориентированный на образ Древней Руси, и собственно «новый» модерн.

В первом случае Федор Шехтель видоизменяет формы древнерусской архитектуры, подчеркивая колорит национальной культуры. В этом направлении выполнены Ярославский вокзал и павильоны Международной выставки, проводившейся в Глазго.

Ярославский вокзал, 1902

Русский отдел на Международной выставке в Глазго, 1901

Павильон сельскохозяйственного отдела на Международной выставке в Глазго, 1901

Собственно модерн архитектор воплощает в особняках Рябушинского (1900), Дерожинской (1901), типографии Левенсона в Трехпрудном переулке (1900), Московском Художественном театре.

Особняк Рябушинского в Москве, 1900

Лестница в доме Рябушинского, 1900

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 1901

Фасад особняка Дерожинской

Панно «Времена года» восстановлены благодаря реставрации в особняке Дерожинской

Интерьер особняка Дерожинской уникален, на 2/3 Шехтель использовал дерево в оформлении — мебель, лестницы, потолки. В большой гостиной установлен большой мраморный камин, который украшают барельефы мужчины и женщины в полный рост.

Лестница в особняке Дерожинской, цветочный орнамент. Центр каждого цветка инкрустирован темным деревом.

Типография Левенсона в Трехпрудном переулке

Интерьеры типографии Левенсона

С конца 1900-х годов архитектор проектирует в духе «рационального» модерна.
В этом направлении выполнен кинотеатр «Художественный», который характеризуется строгим, но выразительным декором.

Кинотеатр Художественный, 1909

Дореволюционные постройки Федора Шехтеля изменили архитектурный облик Москвы.
После революций 1917 года и установления нового государства начинается советский период творчества мастера.
Архитектор сконцентрировался на ведении платных лекций, продолжал преподавательскую деятельность во ВХУТЕМАСе, но на проектирование зданий и домов оставалось слишком мало времени.

Тем не менее, архитектурное наследие Шехтеля многогранно и разносторонне.
Многообразие творчества архитектора вызвано переломностью эпохи, в которую он жил и работал. Но за внешним многообразием форм и приемов скрывается единая творческая концепция, стремившаяся к поиску новой целостности, нового стилевого единства.
Творчество Шехтеля подчеркивает и воплощает национальное своеобразие модерна в России; его отличительные черты — одухотворенность и многообразие форм проявления.

Жители Котельников выбирают, каким будет новый районный храм. В конкурсе участвует шесть архитектурных проектов. Один из них предложило бюро, которое строит футуристический храм в долине реки Сетунь.

Конкурс на проект Храма во имя Спаса Нерукотворного в Котельниках был объявлен в феврале этого года. Сейчас на этой же странице опубликованы эскизы шести участников конкурса. Голосование за лучший проект начнётся 1 сентября и будет идти в течение месяца. Победителя назовут 3 ноября, а прокомментировать предложения архитекторов можно уже сейчас в инстаграме.

1 / 2

​Проект № 1. «Основанием для создания образа Храма послужила лаконичная и скупая на декоративное оформление фасадов архитектура псковских церквей с характерным сужением стен от основания к кровле».

2 / 2

Все эскизы показывают храм в существующей жилой застройке в новом микрорайоне «Парковый». Один из проектов отсылает к псковским церквям, другая — к русскому национальному стилю эпохи модерна. Ещё одна команда архитекторов предложила сделать медиафасад, на который можно выводить часы с цифрами из церковнославянской азбуки.

​Проект № 3 «Градостроительно храм замыкает большой пешеходный бульвар, главную ось района длиной до 500 метров. Чтобы храм однозначно читался с такого расстояния его силуэт сделан максимально простым и традиционным»

​Проект № 2 «Стилистически здание выполнено в духе русского национального стиля эпохи модерна и композиционно состоит из нескольких примыкающих друг к другу объемов с традиционным членением помещений»

Бюро ARCHPOINT решило играть на контрасте с окружающей застройкой. Поскольку в микрорайоне доминируют крупные дома строгих прямоугольных форм, архитекторы решили, что новый храм должен уравновешивать жесткость жилой застройки мягкими плавными формами.

«Мы хотим передать в проекте чистый Образ Спаса Нерукотворного, который как плат укрывает стены и крышу, становясь куполом, похожим на древний шлем русского богатыря, образуя единую архитектурную форму со стенами. Как будто большой синий покров спустился сверху на храм» — рассказывает один из авторов проекта Валерий Лизунов.

1 / 4

​Проект № 6. «Мы попытались передать в проекте чистый Образ Спаса Нерукотворного, который как плат укрывает стены и крышу, становясь куполом, похожим на древний шлем русского богатыря, образуя единую архитектурную форму со стенами. Как будто большой синий покров спустился сверху на храм».

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В этом году архитектурное бюро ARCHPOINT получило американскую премию Faith & Form за проект храма Игнатия Богоносца на западе Москвы. Это современный храм, особенностью которого станет стеклянная восточная стена, через которую прихожане смогут видеть пейзаж долины реки Сетунь.

​Проект № 4 «Здание Храма представляет собой квадратный в плане объем без дополнительных выступающих частей»

​Проект № 5 «Здание должно отличаться красотой архитектурных форм в новопостроенном районе и быть узнаваемо».

Окончательный выбор победителя будет определяться приходской комиссией Спасского Храма при участии священнослужителей РПЦ. Строительство Храма будет производиться за счёт частных средств и пожертвований.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *