Церковь воскресенье

Московский храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Храм впервые упоминается в 1548 г. Существующий каменный храм построен в 1634 г. на месте деревянного, сгоревшего в 1629 г.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год. Фото Николая Найденова

Здание храма — типичной «уличанской» церкви — представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери «Страстная»
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
  • образ преподобного Саввы Сторожевского

Настоятели

  • Владимир Елховский (1953 — 1974)
  • Леонид Ролдугин (1981 — 1982)
    • Виталий Боровой, с 1984 по 7 апреля 2008 — почётный настоятель
  • Владимир Романов (март 1996 — 7 марта 2012), с 7 марта 2012 по 6 февраля 2014 — почётный настоятель
  • Николай Балашов (с 7 марта 2012)

Использованные материалы

  • Страница храма на сайте Центрального викариатства Московской епархии:
  • История храма на неофициальном приходском сайте:

Историческая справка

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах — Введенский, ныне Подсосенский пер., 2 угол Барашевского пер., 8 «Переулок назван в 1922 г. по находившемуся здесь древнему урочищу «под сосенками», известному с 1476 г. по названию церкви «Введения под сосенками». Прежнее название — Введенский — было дано в XVII в. по этой церкви».
«Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви Введения, «что в Барашах». Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: «… служат они нашу шатерную службу в наших походах». Возможно, однако, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства.
Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг. Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний храм 1701 г. Обновление было в 1869 г. Церковь Введения в Барашах «под сосенками» построена в 1698-1701 гг. Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в.
Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской, но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника считавшегося покровителем Московского царского рода, — в день Лонгина, 16 октября на обедне в Барашах присутствовали сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.) здесь же стояли и особые государевы хоромы.
О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г. В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. Убранство одноглавого храма Введения
«в Барашах» 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня «восьмериком» весьма характерна для этого времени.
По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г., когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики «Руссолент». Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся: «Страсти», кон. XVII — нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: «Моление о чаше», «Христос перед Пилатом», «Христос перед народом», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Пригвождение ко кресту», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Праздничный чин кон. XVII — нач. XVIII в.: «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение», «Вход во Иерусалим». «Икона 1713 г. «Богоматерь — умягчение злых сердец» 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ «Новодевичий монастырь». В 1968 г. М.Л.Богоявленский записывал: «В настоящее время в храме помещается завод электроизделий № 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками — лестницами, трубами разного размера и т.п. Стены закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась. Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. В подвале ее сохранились могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г. пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них — золотые кресты, а на головах — золотые короны. Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи.
В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. До 1993г. внутри помещается цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена: к 1983 г. на колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме; вновь установлены главки приделов. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что абсиды храма далеко выступают за красную линию. Здание стоит на государственной охране с оградой и воротами начала XIX в. под № 123. К 1990 г. реставрация завершена.
В 1993г. Храм передан Русской Православной Церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова – главного храма Вооружённых сил России в подмосковной Кубинке. В настоящее время идёт Божественная литургия, сообщает РИА Новости.

«Патриарший собор Воскресения Христова или главный храм Вооруженных сил, а также военный музей возвели в подмосковном Военно-патриотическом парке «Патриот» к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Храм и музейный комплекс планировали открыть ко Дню победы, но перенесли церемонию и богослужение из-за эпидемии коронавируса. По санитарным требованиям было ограничено количество участников богослужения: присутствуют только архиереи и священники Русской православной церкви, министр обороны РФ Сергей Шойгу, его заместители и представители светских властей. От журналистов, которые присутствуют на богослужении, требовалась справка об отсутствии COVID-19″, — отмечается в сообщение.

«Освящение храма похоже на День рождения человека. Иногда даже устанавливают специальные праздники в честь освящения великих храмов. А это не просто храм, а патриарший собор во имя Воскресения Христова и главный храм Вооруженных сил России», — рассказал РИА Новости председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, который возглавил художественный совет по строительству храма. Он также отметил, что несмотря на то, что церемония не так торжественна внешне, как это планировалось ранее, внутренне она «сохранила всю силу рождения храма».

Промышленное производство российской вакцины от коронавируса начнут в сентябре

Россияне смогут получить социальные выплаты без справок

Пушкин‑225: музейное сообщество в ожидании указа президента

Наиболее почитаемой святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» (размещена в главном приделе, в киоте с левой стороны от амвона).

Такое именование Богородицы впервые появилось в древней повести «О покаянии Феофила, эконома церковного», известной на Руси с XVII века: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию.

Московский образ Взыскания погибших, находящийся в нашем храме, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7). Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась. Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

По воскресным вечерам (кроме времени Великого Поста и периода от Пасхи до праздника Троицы) перед чудотворною иконою служится акафист.

К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного).

Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях.

Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия, архиепископа Мирликийского Николая. Акафистное пение перед этой святыней совершается после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образы пророка Елисея с житийными клеймами древней иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела. Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Саввы Сторожевского, благоверной княгини Анны Кашинской с частицею ее святых мощей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *