Церковь

Церковь

(47 голосов: 4.6 из 5)

См. раздел ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

  • Церковь Христова Богословско-литургический словарь
  • О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение иерей Олег Давыденков
  • Церковь в мире людей диакон Андрей
  • Вступление в Церковь прот. Николай Афанасьев
  • Церковь Яннарас Христос
  • Богословские статьи. О церкви прот. Георгий Флоровский
  • Книга о Церкви
  • Православная Церковь митр. Каллист (Уэр)
  • Собрание в Церковь прот. В. Дмитриев
  • Кто учитель в Церкви прот. Михаил Дронов
  • О границах Церкви
  • Церковь

1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.

Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.

2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).

Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».

***

Сщмч. Киприан Карфагенский
Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.

***

Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев:
Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.

***

Евангелие по Иоанну (Иоан 15:4-6):
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

святитель Иларион (Троицкий):
Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.

священник Александр Ельчанинов:
Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.

Хомяков Алексей Степанович:
Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.

игумен Петр (Мещеринов):
Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.

архимандрит Кирилл (Говорун):
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.

священник Даниил (Сысоев):
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.

Рэймонд Э. Браун:
Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое послание Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса (Гал.1:16). Он говорит коринфянам (1Кор.12:28), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам (Еф.2:20) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.

***

См. АВТОКЕФАЛИЯ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ

ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ. Иисус Христос говорил о своей церкви («на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», Мф 16:18), однако в короткий период своего служения он не дал никаких указаний относительно ее организации. Согласно христианскому вероучению, только события, произошедшие в день Пятидесятницы, уже после воскресения и вознесения Христа, привели к образованию христианской церкви. В этот день, как сообщают Деяния апостолов, приблизительно три тысячи людей уверовали и были крещены; затем, изо дня в день, к ним присоединялись новые. Так из маленьких общин учеников и новообращенных возникла церковь.

Христианство быстро распространилось. В результате гонений верующие оказывались в рассеянии, и всюду они проповедовали Евангелие и обращали людей. Савл из Тарса, который стал зваться Павлом, был величайшим из всех миссионеров. Небольшие группы верующих, которых он собрал вместе, становились общинами, или местными церквами. Некоторые вопросы, касающиеся вероучения и практики, вызвали разногласия между Павлом и иудео-христианскими лидерами в Иерусалиме и стали предметом обсуждения на соборе, который состоялся в этом городе в 50 н.э.

К концу 1 в. христианские общины существовали почти в каждом городе стран средиземноморского бассейна – в Малой Азии, в Южной Европе и в Северной Африке. Христианские проповедники доходили до Индии и Китая. Римские императоры казнили множество христиан, однако численность и могущество церкви продолжали расти. Император Константин Великий своим эдиктом провозгласил терпимость к христианству, а на смертном одре сам принял крещение. К концу 4 в. христианство утвердилось в качестве официальной религии Римской империи.

Церкви восточной части империи образовали впоследствии Восточную православную церковь, церкви западной части империи превратились в единую и мощную организацию, Католическую церковь, возглавляемую папой Римским. Восточная и западная ветви христианства имеют лишь незначительные расхождения в доктринальных вопросах, однако довольно сильно различаются в организационном отношении и в богослужебной практике. Отношения между ними поддерживаются очень слабо. Западная ветвь церкви распространилась за пределы Италии и юга Европы, захватив страны севера и запада; к началу 16 в. она доминировала во всей Европе. Наряду с этими двумя крупнейшими христианскими церквами существовали также и меньшие церкви, в частности – Несторианская, Коптская, Эфиопская и Армяно-Григорианская. См. также ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ.

В начале 16 в. развернулось движение за реформирование церкви. Это движение получило название протестантской Реформации. Его возглавили церковнослужители – Мартин Лютер в Германии и его единомышленники в других странах. Они столкнулись с жестокой оппозицией со стороны церковных властей и, оставив попытки добиться желанных реформ в Римской церкви, организовали своих последователей вне этой церкви. Так возникла протестантская ветвь христианства. Однако протестантизм с самого начала породил множество протестантский церквей, или деноминаций, и не представлял собой единой и всеобъемлющей структуры.

Из Европы христианство – в его различных формах – распространилось на Америку, и сегодня церковь Христова существует во всех странах мира.

С момента своего возникновения церковь находилась в конфликте с государством. В эпоху Римской империи принятие христианства расценивалось как выражение оппозиции цезарю и государству, что приводило к гонениям на христиан и их мученической гибели. Впоследствии, из-за сложности путешествий и поддержания связей между различными народами, церкви стали объединяться по национальному признаку, и с особой остротой встал вопрос о превосходстве церкви над государством или государства над церковью. Церковь оказалась втянутой в политическую борьбу, и деятелям Реформации приходилось обращаться к князьям и правителям за помощью и защитой. В некоторых странах государство утвердило свою власть над церковью, и некоторые национальные церкви, – как, например, современную Англиканскую церковь, – стал возглавлять глава государства. Во многих других странах соблюдается принцип отделения церкви от государства.

Христиане никогда не имели единого мнения относительно природы церкви. Православие видит в церкви мистическое и сакраментальное (основанное на таинствах) единство, связующее всех верующих прошлого, настоящего и будущего друг с другом и со Христом как Главой церкви. Для римских католиков церковь – это видимое сообщество, объединяющее тех живых людей, которые приняли крещение как католики и не были отлучены от церкви. С точки зрения протестантов, церковь невидима и объединяет в себе христиан всех веков (либо же всех, кто спасается теперь или уже был спасен).

После эпохи Реформации стали множиться «свободные церкви». Группы христиан, пришедших к соглашению относительно определенных вопросов вероучения или религиозной практики, стали объединяться в независимые, автономные конгрегации. Иногда же близкие по духу общины в разных местах объединялись друг с другом, давая начало новой секте или деноминации. Движение «свободных церквей» особенно сильно в США.

Однако в 20 в. все большее внимание стало уделяться проблеме объединения христианской церкви, и результатом явилось осознание того, что различия внутри церкви – это различия между частями единого целого. Пожалуй, никогда прежде мысль о единстве Тела Христова не получала такого признания. Движение за объединение возглавили протестанты, которых поддержали многие православные христиане, а также католики (особенно после II Ватиканского собора, 1962–1965). К началу 1990-х годов христианская церковь была самой крупной религиозной организацией в мире: число ее членов, по приблизительной оценке, составляло ок. 1,5 млрд. человек. Из них ок. 900 млн. составляли римские католики, ок. 145 млн. – православные и ок. 400 млн. – протестанты.

Осознание вселенского характера церкви нашло свое выражение в стремлении к большему взаимопониманию и сотрудничеству между христианами разных стран. Существуют всемирные союзы баптистов, конгрегационалистов, лютеран, Всемирный альянс реформатских церквей, сохраняющих пресвитерианскую систему. Подлинно экуменическим является Всемирный совет церквей, в котором представлено 300 церквей приблизительно из 100 стран. См. также ХРИСТИАНСТВО; КОНТРРЕФОРМАЦИЯ; РЕФОРМАЦИЯ; статьи об отдельных церквах.

Что такое христианство, православие?

Показать всё

Господь наш Иисус Христос: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24).

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:23).

«По плодам их узнаете их» (Матф.7:20).

«Блаженны: нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду» (Матф.5:3-10).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

«Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9).

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).

Свт.Игнатий Брянчанинов: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия» (Поучение в неделю Торжества Православия).

О.Серафим: Это говорит о том, что целью жизни христианской является не соблюдение буквы закона, канонов и правил, обрядов и традиций, а воспитание правильного настроя души, верных чувств и ощущений, т.е. приобретение истинных плодов духа, добродетелей: «Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия, – то трудились мы без пользы, потому что для того и предпринимаем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно» (преп. Макарий Великий, Слово 3, гл.5), «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). В этом суть исполнения заповедей Божиих.

А совершается это через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, за чистоту чувств. И когда воспитываются и приобретаются верные душевные чувства, истинные плоды духа (добродетели), – тогда благодать Божия привлекается в душу, удерживается в ней и становится ее достоянием, принося душе спасение и блаженство в вечности. А вся внешняя деятельность и благочестие одухотворяются благодатью, становясь богоугодными и спасительными для души.

Вот оно соборное, церковное понятие о том, что такое христианство, православие.

Об этом также есть здесь: Что такое христианство, и как стать христианином (v),
О православии, христианстве (v),
106(v), 124(v),

О Церкви и cоборности. Исторические названия Церкви

Показать всё

О Церкви

Церковь это – Благодать Духа Божия, сошедшая в день Св.Пятидесятницы на апостолов.

Церковь это – “Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь” (Православный катехизис,п.252).

Церковь это – “Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати” (Русский богослов Алексей Хомяков, “Церковь одна”).

Церковь это – “Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас” (Новосвящмуч. Павел Кратиров, “Первое письмо епископа”).

Церковь это – “Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

Церковь это – “Мы говорим: “верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь”… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым – Рим. 5, 5)” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Церковь это – “Столп и утверждение истины” (1Тим.3:15).

Церковь это – “Церковь есть откровение Святого Духа, даруемое взаимной любви христиан, той любви, которая возводит их к Отцу через Его воплощенное Слово, Господа нашего Иисуса” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

Церковь это – “Тело Христово” (1Кор.12:27).

Церковь это – “Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

“Вселенская Апостольская Церковь – это не церковь русская, или греческая, или какая бы то ни было поместная иная. Ибо ею спасается весь род человеческий, и святится вся земля, Север и Юг, Восток и Запад… Не о русской, не о греческой или какой бы то ни было иной поместной церкви сказано, что она пребудет до конца времен, а Вселенская Христова Церковь – бессмертна” (новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

“Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности, потому что ею святится все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или страна; потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле” (Русский богослов Алексей Хомяков, “Церковь одна”).

О Соборности

Соборность это – “По православному, кафолическому, христианскому учению соборность действует в той взаимной любви, которая связывает все множество отдельных членов Церкви. Святой апостол Павел говорит, что сердца христиан соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 2–3)” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Соборность это – “Соборность в Христовой Церкви проявляется в согласии всех членов между собою. Это согласие не приурочивается к какой-либо поместной церкви, к какому-нибудь географическому пункту, к какому-нибудь иерарху или собранию иерархов, а связывает всех причастных к Церкви членов и не нуждается ни в каких юридических регламентациях, так как самобытная его сила действует вне постижимых для разума нашего правил. Оно просто существует и само определяет все остальные явления церковности, вместо того, чтобы быть определяемым ими. Одно из этих явлений – вселенские соборы” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Соборность это – “Вселенскость, непогрешимость, соборность имеются везде, в каждом подлинном, тождественном с церковною верою свидетельстве, даваемом по участию в Святой Церкви кем бы то ни было: Собором, великим или малым, или отдельным лицом, хотя бы даже юродивым или ребенком” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Соборность это – “Дух свидетельствует о Себе в Христовой Церкви когда хочет, где хочет и как хочет, потому что не мы являемся мерою для Духа, а Дух является мерою для нас. Вот православный ответ на вопрос, кто именно в каждом случае является непогрешимым органом Святого Духа в Церкви. Дух Сам Его в каждом случае Себе выбирает. Потому что не орган, по праву своему, преподает себя Духу, а Дух, по милости Своей, преподает Себя органу. Этим раз навсегда устраняются все приемы юридического определения соборности, доступной только вере и любви, а не разуму. Вот оно, непоколебимое православное учение вселенской Апостольской Церкви” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11). Об этом еще

Исторические названия Церкви

О.Серафим: Вначале, последователи Иисуса Христа, распятого на кресте, именовались христианами: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). Отсюда и Церковь называлась только лишь христианской. Затем когда появилось множество всеразличных ересей, которые тоже именовали себя Христианской церковью; то истинная Христианская церковь, для отличия себя от других еретиков, которые тоже именовались так же, стала называться Кафолическою, то есть, Соборною. Это примерно 4-5 век.

И когда в 11 веке произошло разделение Восточной церкви на Западную, то истинная Соборная церковь для отличия себя от Западной церкви, впавшей в ересь папизма, стала называться Православною. Хотя это название, в каких-то случаях, употреблялось и раньше. А Западная церковь оставила себе старое название Католическая (по латински), то есть Соборная. Хотя как раз соборность-то она и попрала своей ересью папизма. Поэтому, осталось одно только лишь историческое название.

Затем, когда в 20-м столетии произошло падение официального православия в сергианскую (антихристову) ересь и экуменизм, то для отличия себя от еретического православия, отступнического, православные христиане стали именоваться Катакомбной церковью или Истинно-Православной церковью. А у официального православия осталось только одно лишь историческое название. Об этом есть .

А в начале 21-го столетия, Истинно-Православная церковь впала в дух фарисейства и законничества. Прошло время и стало очевидным, что истинно-православные церковные организации в своем общем пути и направлении железно выбрали путь фарисейско-законнического духа. А этот дух, как мы знаем, ведет к антихристу.

Поэтому мы вернулись к первоначальному названию Церкви, какое она имела в первые века христианства, – Христианская Церковь. Об этом говорят некоторые из Св.Отцов, что как было в начале, так будет и в конце. То есть, истинное христианство умалится, и будет оставаться в малом количестве: «”Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк.18:8)… Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю 32-ю).

Главными и существенными признаками Церкви на земле являются: правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, истинные плоды духа и истинное удовлетворение совести. Эти признаки не зависят от внешних обстоятельств, так как образуются и проявляются внутри души каждого человека. Они определяют принадлежность каждого человека к Церкви, которая есть мистическое Тело Христово (1Кор.12:27), – Божественная спасительная благодать, соединяющая души всех тех, кто имеет главные и существенные признаки Церкви. Без этих признаков Церкви нет.

Все остальные признаки являются второстепенными и несущественными, – это церковная организация, иерархия, священство, внешняя возможность приступания к Таинствам. Эти внешние признаки не являются главными и определяющими в деле спасения души, так как зависят от внешних обстоятельств.

Об этом так же есть здесь: О Церкви и ложных понятиях (v),
О главном и второстепенном в Церкви (v),
Авторитет, истина и священство (v),
Епископ, Церковь и авторитет,
53(s), 76(v).

Задачи Церкви

1). Спасение душ человеческих в жизнь вечную, через соединение их с Богом, по благодати. Это совершается через посредство: правильно-проходимой борьбы со страстями за чистоту своих чувств, правильной внутренней духовной жизни; воспитания верного и спасительного настроя души, в чувствах и ощущениях; приобретения истинных плодов духа и удовлетворения совести. А исходя из этого уже хранится Истина, как внутреннее чувство, ощущение по Богу, о чем Христос сказал: “Я есть Истина” (Иоан.14:6). Об этом есть здесь: Вкратце, общая схема борьбы со страстями (v),
О борьбе с главенствующими страстями (v),
Об ежедневной цели. О внутреннем делании (v),
Как воспитываются добродетели. Об искушениях (v),
Главенствующие страсти (v),
В чем вся суть делания (v).

2). Духовная борьба с обрядоверием, фарисейством и законничеством, которые являются следствием исчезновения правильно-проходимой борьбы со страстями. По этой причине произошло и происходит утрата правого чувства веры, отпадение от духа истинного христианства и падение всех церковных организаций. Эта причина в конечном итоге и приведет весь мир к антихристу. По предсказанию Христа и Святых Отцов, как первые фарисеи и законники распяли Христа, так последние, в конце времен, приведут весь мир к антихристу. Христос, обращаясь к ним, сказал: “Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной (антихрист) придет во имя свое, его примете” (Иоан.5:43).
По причине исчезновения правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни совершается подмена истинной, непрелестной духовной жизни на фарисейство и лицемерие. Так происходит падение церковных организаций и превращение их в церковь антихристову. Об этом также есть здесь: Кто такой фарисей, законник. Ложный аскетизм (v),
Кто такие фарисеи. О внешнем и служении Богу (v),
Апостольская преемственность, каноничность и каноны (v),
О злодеяниях мп-шных фарисеев (v),
49а(v), 145(v),
Аудио-проповедь 11.

3). Продолжать духовную традицию Церкви Христовой, Которую Господь даровал, сошествием Святого Духа на апостолов, в день Святой Пятидесятницы. Нести людям апостольское учение о правильно-проходимой борьбе со страстями и внутренней духовной жизни, направленной на исполнение заповедей Божиих. Именно это духовно-нравственное учение и несли людям Христос и Апостолы, о чем и сказано у них: “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его” (2Иоан.1:9,10). Об этом есть здесь: О существенном и апостольской преемственности. О христианской свободе; и где нет православия (v),
134(v), 118(v), 106(s).

Наше положение

1). Глава нашей Церкви – Господь Иисус Христос: “Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,.. поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его” (Еф.1:17,22,23). Критерием преемственности, идущей от Христа и Апостолов, являются – правильно-проходимая борьба со страстями, правильная внутренняя духовная жизнь, истинные плоды духа: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9); «По плодам их узнаете их» (Матф.7:20); «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5); «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9); «Церковь унаследовала от блаженных апостолов не слова, а наследие внутренней жизни» (Русский богослов Алексей Хомяков).
Главные и существенные признаки Церкви на земле – это правильно-проходимая борьба со страстями, правильная внутренняя духовная жизнь, истинные плоды духа и удовлетворение совести. Они и определяют принадлежность каждого человека к Церкви. Без этих признаков Церкви нет. Все остальные признаки, – церковная организация, иерархия, священство, внешняя возможность совершения Таинств, – являются второстепенными и несущественными. Эти внешние признаки не являются главными и определяющими в деле спасения души, так как зависят от внешних обстоятельств. Поэтому они могут быть, а могут и не быть, в зависимости от обстоятельств. И если есть второстепенные признаки, но нету главных, то душа погибнет. Но если есть главные признаки, но нет второстепенных, то душа спасется.

2). Пребываем сами по себе, вне всяких церковных организаций, подобно первым христианским общинам. По причине всеобщей мировой апостасии мы не видим церковных организаций или епископов, которые бы имели главные и существенные признаки Церкви. А все известные нам, в своем общем курсе и направлении, не имеют духа Христова. В такие времена как сейчас, и под конец времен, Церковь не должна иметь внешнего единого административного центра. Так как в такие времена внешний единый административный центр, в конечном итоге (рано или поздно), захватят слуги антихристовы, сознательные или несознательные (одержимые, бесноватые). И поведут всех людей по пути погибели.
Поэтому, в такие времена, каждая церковная община (начиная с одного или двух, трех человек) должна самоуправляться, т.е. быть автономной. Общение может быть только лишь духовным и молитвенным. Окормление же и наставление на путь спасения люди должны получать только от тех духовных наставников, которые могут наставлять на путь правильно-проходимой борьбы со страстями, правильной внутренней духовной жизни, для воспитания верных душевных чувств, правого настроя души и приобретения истинных плодов духа, которые и соединяют всех во внутреннем единстве, в духе Христовом. Так как в этом, – истинное единство членов Церкви, мистического Тела Христова. Ибо целью должно являться не внешнее единство, а единство в духе, по Благодати. К такому единству могут приводить только те духовные наставники, которые имеют дар духовного рассуждения и дар врачевания от страстей. И только таким путем может сохраняться истинная свобода во Христе, а души, врачуясь от страстей, приходить к спасению. Это и есть путь первых христиан, путь христиан времен последних.

Надо подобно первым христианам создавать домашние церкви и заниматься личным спасением, – кто-то будучи один, где-то двое или трое, а где-то и более. Главное, чтобы было единодушие в вопросах правильно-проходимой борьбы со страстями и правильной внутренней духовной жизни. Не ходите ни в какие храмы и церковные организации, начните заниматься спасением ваших душ, дома, в семье и на работе, через посредство правильно-проходимой борьбы с вашими страстями, за чистоту ваших чувств, и воспитанием истинных плодов духа. Ибо только от этого и зависит присоединение к Церкви (мистическому Телу Христову) и жизнь в Ней, – только от этого и зависит спасение вашей души в вечности. Об этом так же есть здесь: Церковная организация и спасение (v),
Как спасаться самому? (v),
Пророчество о спасении на последние времена (v),
Катакомбники и церковь в конце времен (v),
140(s).

3). Духовный руководитель — священник о.Серафим (Медведев).

Темы с материалами для выяснения правильных понятий о Церкви, Таинствах, Причастии и Вере, Исповедания веры.

P.S. “У нее вместо меня, пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша” (свящмуч.Игнатий Богоносец, Римл. гл.9).
Имеется ввиду церковная организация, которая осталась без епископов, без иерархов, подобно церкви сирской, о которой и упоминает свящмуч. Игнатий Богоносец. Это относится к любой церковной организации, общине или даже одному человеку (подобно преп.Максиму Исповеднику), которые остаются сами по себе, ради сохранения истины и чистоты чувств, удовлетворения совести, ради сохранения христианства как жизни в духе Христовом; ибо в этом цель и смысл жизни христианской. Когда иерархи и священство отступают от всего этого и идут по пути лжи, сжигания совести и омрачения чувств, то следование за ними ради сохранения внешней принадлежности к церковной организации и возможности внешнего приступания к таинствам, внешнего богослужения и внешней апостольской преемственности — говорит о замене Бога, истины и совести, всем этим внешним. Тогда цель подменяется и все эти внешние средства становятся самоцелью и идолами на пути к Богу. Ибо все эти внешние средства нужны только для того, чтобы приводить людей к Богу и ко спасению души, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на приобретение и сохранение истины, чистоты чувств и удовлетворения совести. Сами же по себе они этого сделать не могут. Но коль скоро они не приводят к этому, а наоборот, – уводят; то цепляться за все это внешнее, — глупо и бессмысленно, погибельно для души. Ибо “Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Лук.14:34,35).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *