Церковная газета

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

В.В. ПЕТРУНИН, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета

В статье рассматривается проблема взаимоотношений Московского Патриархата и современных масс-медиа. Автор показывает, что собственная информационная политика Церкви может анализироваться в контексте миссионерской деятельности Московского Патриархата. Взаимодействие Церкви с масс-медиа других религиозных организаций должно опираться на четкие богословские определения пределов взаимоотношений с инославием и иноверием. Важнейшим основанием для взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации служит социальное учение русского православия.

Ключевые слова: Церковь, средства массовой информации, миссионерская деятельность, социальное учение русского православия.

В современном мире наличие собственных информационных ресурсов является необходимой составляющей для успешного функционирования любых политических и социальных институтов. Не исключением выглядят и религиозные организации, ко -торые также осознают важную роль средств массовой информации (СМИ) в современном мире1. Данное обстоятельство заставляет религиозные институты не только развивать собственный медийный потенциал, но и активно сотрудничать со светскими СМИ. В полной мере это касается и Русской Православной Церкви (РПЦ), кото -рая в постсоветский период стала самостоятельной фигурой в информационном пространстве тех стран, которые находятся на ее канонической территории.

Вместе с тем, обращаясь к теме взаимоотношений Церкви и СМИ, необходимо учитывать неоднородность современного медийного пространства. Исходя из этого, мы можем выделить три группы непосредственного взаимодействия Московского Патриархата и СМИ: 1) масс-медиа, принадлежащие РПЦ, 2) СМИ других религиозных организаций и 3) светские масс-медиа.

Для каждой группы Церковь должна придерживаться определенной стратегии, обусловленной сотериологической перспективой своего служения. Говоря о собственных СМИ РПЦ, стоит отметить, что здесь основная задача определяется миссионерской деятельностью Церкви. Заявляя о спасении рода человеческого как о главной своей миссии, РПЦ в последнее время стала уделять особое внимание собственным масс-медиа, посредством которых эта миссия может быть более успешной. Сегодня Церковь выстраивает собственный медийный холдинг, состоящий из теле- и радиоканалов, печатных и электронных СМИ, деятельность которых координирует Синодальный информационный отдел. Данный Отдел был создан 31 марта 2009 года решением Священного Синода РПЦ. «Основной задачей Синодального информационного отдела является формирование единой информационной политики Русской Православной Церкви, координация работы информационных подразделений епархий и синодальных учреждений, а также взаимодействие с православными и светскими СМИ» . Одним из первых проектов Синодального информационного отдела, осу-

ЦЕРКОВЬ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

© В.В. Петрунин

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Ейсш

ществленным совместно с Google, стал запуск официального канала РПЦ на видеохостинге YouTube2.

Решению проблемы обеспечения единства подходов в освещении тех или иных значимых событий в жизни самой Церкви, общества и государства подчинено наделение Синодального информационного отдела правом присвоения грифа «Рекомендовано к печати». С 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен данный гриф. Особенно актуальным представляется это для масс-медиа, находящихся на канонической территории РПЦ, но вне пределов Российской Федерации. Церковные СМИ должны представлять внешнему миру единый взгляд Церкви, позволяющий четко ориентировать медиа-потребителя во всем сегодняшнем информационном многообразии.

Кроме Синодального информационного отдела вопросами информационной политики РПЦ занимается Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ Меж-соборного присутствия РПЦ. Данный орган создан 27 июля 2009 года на заседании Священного Синода РПЦ, проходившем в Киеве. Основная цель Межсоборного присутствия заключается в «содействии высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», кроме того, «задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом» . Таким образом, наличие в Межсоборном присутствии особой комиссии, занимающейся информационной политикой РПЦ, прямо указывает на ту важную роль, которую отводит СМИ Священноначалие Московского Патриархата.

Вторая группа — СМИ других религиозных организаций. Взаимодействие РПЦ с данными структурами должно опираться на ясные богословские положения об отношении к инославным и иноверным конфессиям. В настоящий момент единственным официальным документом по данному воп-

росу являются «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятые в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Московского Патриархата.

В этом документе речь идет о богословских принципах межхристианского диалога. Одной из задач этого диалога является «объяснение инославным партнерам экклезиологического самосознания Православной Церкви, основ ее вероучения, канонического строя и духовной традиции» . К выполнению данной задачи необходимо привлечь как собственные СМИ, так и рассмотреть различные варианты сотрудничества с медийным пространством других христианских конфессий.

Подобных документов, касающихся отношения Церкви к иноверным конфессиям, например исламу или буддизму, не существует, что затрудняет выработку общей позиции РПЦ во взаимоотношениях с этими религиозными организациями, а соответственно и с их медийными структурами.

Еще большую проблему представляет для РПЦ активная информационная деятельность новых религиозных движений (НРД). Церковь, называя некоторые из этих движений сектантскими, зачастую проигрывает им на медийном поле, особенно в международном масштабе. Данный факт объясняется тем, что зачастую головные структуры многих НРД находятся за пределами канонической территории Московского Патриархата.

Третья группа — светские СМИ. В эту группу можно отнести как государственные СМИ, так и частные информационные структуры. Необходимый фундамент для взаимодействия с ними дают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В данном документе содержится 1 5 глава — Церковь и светские средства массовой информации, в которой определена официальная позиция Московского Патриархата в отношении светского медийного пространства.

Исходя из социальной доктрины РПЦ, мы можем сказать, что Церковь понимает огромную роль СМИ в современном мире, с уважением относится к труду журналистов, подчеркивая при этом, что «информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества» . Церковь, следуя своей нравственной миссии в современном мире, особо говорит о не-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

допустимости пропаганды насилия, вражды, ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, греховной эксплуатации человеческих инстинктов.

РПЦ готова к сотрудничеству со светскими масс-медиа в просветительной, учительной и общественно-миротворческой деятельности. Данное взаимодействие предполагает взаимную ответственность. Вместе с тем в результате взаимодействия Церкви и светских СМИ могут возникать конфликты. РПЦ особо подчеркивает, что «в случае хуления имени Божия, иных проявлений ко -щунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей» Священноначалие вправе «по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующими СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами» .

Таким образом, в силу того, что религиозная проблематика остается важным фактором современного политического пространства , мы можем говорить о неизбежности конфликта между светскими СМИ, как государственными, так и частными, и Церковью. РПЦ, говоря о возможных конфликтах со светскими СМИ, прямо указывает, что основной причиной такого конфликта является исключительная ориентация современного медийного пространства на секулярные ценности.

Особый интерес в этом случае вызывает ситуация конфликта, в которой одной из сторон явля-

ются СМИ, принадлежащие государству. Данные медийные структуры призваны в том числе озвучивать официальную позицию государственной власти по тем или иным социально-политическим проблемам, волнующим общество. Информация, ставшая причиной конфликта СМИ и РПЦ, вполне может отражать позицию государства. Т.о., конфликт с государственными СМИ может перерасти в конфликт с государственной властью. В этом случае Московский Патриархат может реализовать свое право на гражданское неповиновение светской политической власти. Социальная концепция РПЦ говорит, что причиной осуществления такого права должна стать ситуация, когда государство «принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям» .

Вместе с тем Московский Патриархат готов сотрудничать со светскими СМИ, демонстрирующими уважение к миссии Церкви и ее нравственным идеалам.

Таким образом, в сегодняшней ситуации, когда информационная политика играет активную роль в обеспечении геополитического статуса современных государств, необходимость наличия собственного медийного ресурса обязательна и для религиозных организаций в силу важности донесения до человека иного мировоззренческого взгляда на происходящие события. РПЦ подчеркивает свою прямую обязанность доводить до человека свою точку зрения на происходящие в мире события, основанную на христианских ценностях. Данное обстоятельство заставляет Московский Патриархат не только усиленно развивать собственный медийный потенциал, но и сотрудничать со светскими СМИ и медиа-структурами других религиозных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Например, Римская Католическая Церковь, подчеркивая важную роль масс-медиа в современном мире, прямо говорит о том, что информационная система должна придерживаться определенных ценностей и нравственных принципов в своем функционировании, т.к. передача информации посредством СМИ есть общественное служение, имеющее этическое измерение. См.: Компендиум социального учения Церкви. — М.: Паолине, 2006. — С. 273-275. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня России в своей социальной доктрине также признает важную роль СМИ в современном мире и подчеркивает необходимость осознания масс-медиа своей нравственной ответственности перед человеком и обществом. См.: Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. — М.: Б. и., 2009. — С. 78-84.

2 Римская Католическая Церковь также активно использует в своей деятельности информационный потенциал современных Интернет-технологий. Ватикан имеет свою страничку в социальной сети Facebook, официальный канал на видеохостинге YouTube и новостной портал в микроблогинге Twitter.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Библиографический список

1. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2002.

2. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых. — М.: ИНТЕРДИАЛЕКТ+, 2001. — С. 172-196.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2000. — № 8. — С. 5-105.

5. Синодальный информационный отдел. УЯЬ: www.patriarchia.ru/db/text/602595.html (дата обращения 30. 09. 2011).

V.V. PETRUNIN

THE CHURCH AND MASS MEDIA: THE PROBLEM OF RELATIONS

ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ — христианское периодические издания, которые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными организациями, фондами, а также частными лицами.

К хурналам духовным, с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой — непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги.

В Европе и Северной Америке.
Предшественниками повременных христианских изданий были многочисленные религиозные «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европейских языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации.

В начале XVII века появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665 года) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682-1731 годы), в XVIII веке появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В.Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701 год) и Лейпциге (1702-1720 годы, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720-1750 годы) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751-1761 годы) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во многих европейских странах в XVIII веке появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестантских и католических периодических изданий в Западной Европе происходил на протяжении XIX века. В 70-х годах в Европе и Северной Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской литературы.

В XIX веке в Православных Поместных Церквах появились печатные органы церковных учреждений (напр., с 1900 года издавались «Гласник» (Белград) и «Църковен вестник» (София)) и духовно-просветительные журналы, в XX веке — общие и специальные богословские. В настоящее время во многих странах издаются сотни правосл. центральных, епархиальных, монастырских, миссионерских и др. журналы духовные.

В России
XIX — начало XX веков.

В XVIII — начале XIX веков в Западной Европе издавались мистические журналы с отрывками из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений западных писателей. Переводы этих текстов наполняли значительную часть русской духовной литературы, издаваемой гражданским шрифтом в последняя четверть XVIII века и первой четверти XIX века. Первые русские религиозные журналы — «Утренний свет» (СПб., 1777-1779 годы; М., 1779-1780 годы) и «Вечерняя заря» (М., 1782 год) Н.И. Новикова, а также «Сионский вестник» (М., 1806 год, 1817-1818 годы) А.Ф. Лабзина — целиком принадлежали к мистическому направлению.

К христианским журналам духовным могут быть с большим основанием причислены «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы на каждый день года» (М., 1787-1789 годы), издававшиеся под редакцией прот. Иоанна Харламова и состоявшие из переводов с немецкого языка книг К.Х. Штурма и И.Ф. Тиде; «Духовный год жизни христианина» (СПб., 1816 год) и «Вседневное беседование с Богом в утренние часы» (СПб., 1820 год), также содержавшие исключительно переводные тексты; морализаторский журнал «Друг юношества» (М., 1807-1815 годы; в 1813-1815 годы «Друг юношества и всяких лет»), издававшийся М.И. Невзоровым.

Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815 годы), был журнал СПбДА «Христианское чтение», основанный ректором архим. Григорием (Постниковым; впосл. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917 годы), в 1875-1916 годы выходил как приложение к ж. «Церковный вестник». В 20 — начало 30-х годов XIX века также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824 год) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833 годы).

Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 годы КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение», в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917 годы) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891 годы) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918 годы). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917 годы), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914 годы) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916 годы). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. официальные документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 года выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884-1917 годы), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857-1867 гоыд), «Духовная беседа» (в 1858-1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860-1917 годы), «Духовный дневник» (Х., 1864-1866 годы).

В 60-х годы XIX века появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860-1917 годы) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858-1877 годы) В.И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860-1917 годы), «Дух христианина» (СПб., 1861-1865 годы) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862-1867 годы), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917 годы).

Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих журналах духовных публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60-70-х годов было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати.

Официальные церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860-1922 годы и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из официальных и неофиц. отделов. С 1875 годы журнал «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 году появился отдельный печатный орган Святейшего Синода — журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений и выходивший до 1918 года.

К центральным официальным церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890-1917 годы; с 1911 года «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917-1918 годы), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896-1917 годы), журнал Училищного совета при Синоде.

По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в конце XIX — начале ХХ веков, в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885-1917 годы), «Воскресный день» (М., 1887-1917 годы) прот. Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888-1917 годы), «Приходская жизнь» (Ярославль, 1899-1918), «Сеятель» (Уфа, 1913-1917) и др. Часть подобных журналов духовных выходила при православных монатырях, которые выпускали до 1918 года более 30 периодических изданий (включая листки), из них 8 — Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра, 4 — Троице-Сергиева лавра, 8 — рус. обители Афона и их подворья (в т. ч. 4 — Русский вмч. Пантелеимона мон-рь).

В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на 2-й план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В начале ХХ века церковными братствами и об-вами трезвости, а также частными лицами выпускалось ок. 40 наименований журналов и листков, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в т. ч. «Друг трезвости» (СПб., 1900-1901 годы), «Отдых христианина» (СПб., 1901-1917 годы), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905-1914 годы), «Трезвые всходы» (СПб., 1908-1914 годы), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914-1917). Некоторые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков.

В последней четверти XIX века и особенно в начале ХХ века возникло немало специальных журналов духовных. Из миссионерских изданий выделяются «Миссионер» (М., 1874-1879 годы), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное проф. Н.И. Субботиным и посвященное изучению старообрядчества (М., 1875-1876, 1883-1899, 1906-1917 годы); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891-1918 годы), издававшийся братством св. Василия, еп. Рязанского; противосектантский журнал «Миссионерское обозрение» (К., 1896-1916 годы), основанный и редактировавшийся В.М. Скворцовым.

Лучшие журналы по церковной педагогике выходили в основном в Юго-Западной России: «Церковно-приходская школа» (К., 1887-1906 годы), «Западно-русская начальная школа» (К., 1906-1917), «Законоучитель» (Житомир, 1912-1917). Всероссийский законоучительский союз успел издать только 7 номеров ежемесячного ж. «Религия и школа» (Пг., 1917-1918 годы). Выпускались и журналы духовные для детей, напр. «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902-1917 годы) с приложением «Зернышки» (1903-1917 годы) Вологодского архиеп. Никона (Рождественского), «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909-1916 годы), «Незабудка» (СПб., 1914-1917 годы годы) прот. Аполлинария Темномерова.

Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862-1877) с приложением «Русские древности» (1871-1876 годы), «Изограф» (СПб., 1882-1885 годы), «Светильник» (М., 1913-1915 годы); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876-1916 годы), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883-1916 годы), «Калужская старина» (1901-1911 годы. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902-1909), «Воронежская старина» (1902-1916), «Минская старина» (1909-1913 годы), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909-1933 годы) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Святую землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881-1916 годы), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891-1917 годы), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912-1922 годы).

Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872-1875 годы), «Богословский библиографический листок» (К., 1883-1916 годы) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904-1906 годы).

1918-1935 годы

После 1917 года количество журналы духовные стремительно сокращалось. В 1918 году продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 году, на протяжении 1918-1920 годов перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919 год), «За родную землю» (Уфа, 1918 год), «За Русь святую» (Омск, 1919 год), «Знамя веры» (Челябинск, 1919 год), «К свету» (Барнаул, 1918-1919 годы), «Свободное слово христианина» (К., 1918 год), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919 год), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919).

На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918 год), «Возрождение» (М., 1918 год), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918-1931 годы в стране выходило около 100 новых церковных периодических изданий на русском и украинском языках, почти все они были недолговечными, около половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922-1923 годы), «Соборный разум» (Пг., 1922-1923 годы), «Церковное обновление» (Рязань, 1922-1926 годы), «Христианин» (М., 1924 год), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925-1931 годы; с 1928 года «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925-1928 годы «Украïнський православний благовiсник»), «Церква i життя» (Х., 1927-1928) и несколько десятков епархиальных изданий.

В 30-х годы XX века был основан официальный орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931-1935 годы), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго.

1943-1989 годы
События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сентябре 1943 года возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 года остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Священного Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др. В 1971-1994 годы издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний вiсник» (Львов, 1948-1962, 1968-1970 годы; К., 1971-1991, 1996 годы — на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948-1950 годы. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии».

После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского журнала «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сборника «Богословские труды», начавшего выходить с 1960 года Задачей издания была публикация научных трудов православынх авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 года. С 1967 года ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 года в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 году — ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др.

В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили журналы духовные в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977-1985 годы; за границей выходил до 1994 года), литературно-философский журнал «Выбор» (М., 1987-1992 годы), катехизаторский и миссионерский журнал «Амвон» (М., 1988-1990 годы), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988-1989), «Слово» (М., 1988-1989 годы), православный женский журнл «Мария — Марфа» (М., 1991 год), «Царь-колокол» (М., 1990 год) и др. Эти журналы, как правило, печатались на ротапринте ограниченным тиражом и без строгой периодичности.

В России и СНГ. 1989-2008 годы.

В конце 80-х годов отношение государства к Церкви принципиально изменилось, что привело к стихийному возрождению журналов духовных. В 1990 году выходило 12 православных журналов, а всего за 1990-2007 годы возникло 256 новых изданий журнального типа. Многие из них прекращали существование после выхода неск. номеров или изменяли название, тип и форму издания (напр., «Свет Православия в Казахстане» в 1993-2000 годы издавался как газета, с 2001 года — как журнал), периодичность выхода и т. п. Издателями журналов духовных выступали как официальные церковные организации (Синодальные отделы МП, епархии, учебные заведения, монастыри), так и частные общественные объединения и лица. В настоящее время число изданий обеих групп примерно одинаково.

В 90-х годах основными темами большинства журналов духовных были миссионерство, катехизация, пастырское окормление новообращенных, религиозное образование, обновление приходской жизни. К 2000-м годам выделились основные типы журналов духовных: официальные информационные, научно-богословские, церковно-исторические, просветительско-катехизаторские (в т. ч. молодежные, детские, женские, военные и др.), педагогические, литературно-художественные, общественно-политические, экономические, а также издания по церковному искусству и проч.

С конца 80-х годов XX века возрождалась епархиальная периодика. В 1989 году стали выходить «Самарские ЕВ» (Куйбышев, 1989-1992 годы), «Минские ЕВ», затем «Благовестник Пермской епархии» (1990-1992 годы), «Вестник Белорусского экзархата» (Минск, 1990-.) и др.

Одними из первых стали возобновляться богословские и церковно-исторические журналы при учебных заведениях: «Вестник Ленинградской духовной академии» (1990 год; с 1991 года «Христианское чтение»), «Богословский вестник» при МДА (1993-.), «Труды Киевской духовной академии» (1997-.), «Православный собеседник» при КазДС (2000-.), «Вера и разум» при Харьковской ДС (2000-.). Возрожденные издания не соответствовали своим дореволюционным предшественникам ни по периодичности (почти все они до сих пор выходят нерегулярно), ни по объему и научному уровню публикуемых материалов.

Возникшие после 1990 года новые богословские учебные заведения и кафедры теологии ун-тов стали издавать свои журналы богословско-академического направления: «Труды Высшей религиозно-философской школы» (СПб., 1992-.годы), «Духовный мир» (сбарник работ учащихся Московских духовных школ) (Серг. П., 1994-1997 годы), «Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова» (М., 1995-2000 годы), «Страницы» ББИ им. ап. Андрея (М., 1996-. годы), «Богословский сборник» ПСТБИ (М., 1997-2005 годы; далее «Вестник ПСТГУ»; с 2004 года формируется по тематическим сериям: «Богословие, философия», «История, История Русской Православной Церкви», «Филология», «Педагогика, психология», «Музыкальное искусство христианского мира»), «Вестник Русского христианского гуманитарного института» (СПб., 1997-. годы), «Труды Минской духовной академии» (2002-. годы), «Труды Нижегородской духовной семинарии» (2003-. годы), «Богословско-исторический сборник» при Калужской ДС (2003-. годы), «Ученые записки Тульской духовной семинарии» (2005-. годы) и др. Появились журналы православных средних учебных заведений, напр. «Источниковедение в школе» при православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского в Новосибирске (1997-. год), «Вестник Тульской православной классической гимназии» (1998-. годы).

Если в 90-х годы в научно-богословских журналах помещались преимущественно перепечатки статей из дореволюционных и эмигрантских изданий, то в 2000-х годах значительно выросло число новых публикаций. Большое внимание стало уделяться изданию документальных материалов, расширялось число переводов с греческого, восточного и др. языков.

Русские журналы за границей

Несколько русских журналов духовных издавались в XIX — начале ХХ веков за границей: «Американский православный вестник» (Н.-Й., 1896-1918, 1922-1929; в 1930, 1936-1973 годы «Русско-американский православный вестник»), «Известия Братства Православной Церкви в Китае» (Харбин; Пекин, 1904-1907), «Китайский благовестник» (Пекин, 1907-1919, 1922-1939, 1946-1951 годы), «Православная Урмия» (Джульфа, 1905-1906, 1911-1914 годф), «Ревнитель Православия» (Н.-Й., 1913-1918 годы), «Церковная правда» (Берлин, 1913-1914 годы) и др. Большинство из них не выпускались после 1918 года. В епархиях Русской Церкви, оказавшихся за границей после 1918 году, были возобновлены или созданы вновь несколько официальных и церковно-общественных журналов: «Литовские епархиальные ведомости» (Каунас, 1923-1924; в 1924-1940 годы «Голос Литовской Церкви»), «Вера и жизнь» (Рига, 1923-1940 годы), «Воскресное чтение» (Варшава, 1924-1939 годы), «Вестник Братства православных богословов в Польше» (Варшава, 1934-1938 годы), «Утренняя заря» (Сортавала, 1926-1941 годы; в настоящее время издается только на финском языке под названием «Aamun Koitto»).

С 20-х годов XX века в других странах, ставших центрами эмиграции из России, возникло множество новых Значительный географический разброс русских общин и церковные юрисдикционные разделения помешали созданию единой системы русской периодики за рубежом.

РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922-1930 годы) и «Церковная жизнь» (1933-1944 годы в Югославии, 1947-1950 годы в Мюнхене, далее в США), в которых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме (Иерусалим, 1934-1940 годы), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955-1967 годы), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955-1957 годы), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974-1991; с 1978 года «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987-1993).

Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св. Троицы монастыре (Ладомирова, 1928-1940 годы (в 1928-1934 годы выходил как газета «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре (Харбин, 1926-1946 гдоы), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к журналу «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный журнал «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962-1969 годы), детский журнал «Детство во Христе» (прил. к журналу «Православная Русь») (Ладомирова, 1935-1940 годы; с 1939 года «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание журнала «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-. годы).

Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские журналы духовные: «На страже Православия» (Лондон, 1939 годы), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к журналу «Православная Русь») (Джорд., 1951-. годы), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960-1986 годы), «Русский пастырь» при Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988-2003 годы).

Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл. К-польского Патриархата), издавали официальны журналы «Церковный вестник Западноевропейской епархии» (П., 1927-1940, 1946-1959 годы; с 1947 года «Церковный вестник Западноевропейского православного Русского экзархата»), богословский журнал»Православная мысль» Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского (П., 1928-1957, 1971 годы), духовно-просветительные «Сергиевские листки» (Мёдон, 1928-1939 годы), «Духовные беседы» (Мёдон, 1944-1947 годы), «Христианская жизнь» (Льеж, 1946-1957 годы), «Вечное» (Аньер, 1948-1992 годы).

Приходы Московской Патриархии за рубежом выпускали журнал «Православие» (П., 1933 годы), а затем «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (П., 1947-1989 годы), который сочетал функции официального и научно-богословского. В образованных после Второй мировой войны зарубежных епархиях МП издавались также епархиальные журналы, вначале на русском, а позже на местных национальных языках: «Голос Православия» Германской епархии (Берлин, 1952-1954 годы; с 1961 года «Stimme der Orthodoxie»), «Голос православия» Чешской епархии (Прага, 1950-1955 годы; далее «Hlas Pravoslavi» — орган Правосл. Церкви в Чехословакии) и др.

Существовали также издания без четкой юрисдикционной принадлежности, их основной задачей было поддержание культурных и религиозных контактов в русское зарубежье. Среди них выделялись «Духовный мир студенчества» (Прага, 1923-1925 годы), «Вестник Русского христианского движения», первоначально орган Русского студенческого христианского движения (П., 1925-1939, 1945-. годы), искусствоведческий журнал «Наследие» (Саутбери (США), 1968-1969 годы). В религиозно-философских изданиях «София» (Берлин, 1923 год) и «Путь» (П., 1925-1940 годы), выходивших под ред. Н.А. Бердяева, «Новый град» (П., 1931-1939 гдоы) и др. авторы обсуждали текущие события на Западе и в СССР, пытались осмыслить причины российской катастрофы, найти место правосл. ценностей в современном мире. Особое место занимали журналы, которые готовились в «религиозном подполье» в СССР, но окончательно оформлялись за рубежом, напр. «Беседа» (П., 1983-1991 годы).

С.С. Касаткин

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СМИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Средства массовой информации — это мощнейшее орудие воздействия на умы граждан и средство формирования общественного сознания. В различные исторические эпохи массмедиа имели различные формы, отличался набор СМИ, их концепция, на что и обращает внимание автор статьи.

Ключевые слова: СМИ, советский и постсоветский периоды, средства массовой информации, Интернет.

Средства массовой информации, к каковым относят прессу, радио, телевидение, а ныне еще и Интернет, — это мощнейшее орудие воздействия на умы граждан и испытанное средство формирования общественного сознания. Рассматривая не столь далеко стоящие друг от друга по времени эпохи — советскую и российскую, мы можем наблюдать, насколько кардинально изменилась экономическая и политическая ситуация, а вместе с ней и СМИ.

Согласно Конституции, общественным строем СССР являлся социализм. Задачей средств массовой информации в советских условиях было доносить до масс позицию власти в виде единственно возможной и верной, интерпретировать любые факты в нужном ракурсе, порицать идеологических противников и вдохновлять соратников на борьбу с внешними и внутренними врагами. Поскольку СМИ финансировались исключительно из госбюджета и были полностью подчинены государству, довольно странно было бы ожидать от них свободомыслия. Советский человек мог быть

© Касаткин С.С., 2013

абсолютно уверен: точка зрения журналиста из газеты «Правда» до запятой совпадет с авторитетным мнением его коллеги из «Советской России» и «Московского комсомольца». И даже обозреватель из «Советского спорта», периодически отвлекаясь от легкоатлетических достижений страны победившего социализма, безошибочно донесет до вдумчивого читателя политику партии.

Та же ситуация наблюдалась на радио и телевидении. Центральных каналов, которые транслировались по всей стране, было два — первая и вторая программа Центрального телевидения (ЦТ) соответственно. В середине 1960-х годов появился третий канал, который около 20 лет выполнял функцию образовательного, а в 1982 г. был переименован в Московскую программу. В 1967 г. появляется четвертая программа. Пятым каналом была ленинградская программа. Все передачи и кинофильмы были идеологически выверены, дикторы информационных программ рапортовали о свершениях трудового народа.

Когда сменилось общественное устройство страны, финансирование подавляющего большинства изданий и телевизионных каналов из привычного источника прекратилось. Зато появились новые. Более того, в полном соответствии с законами рынка число организаций, зарегистрированных как СМИ, резко увеличилось: в 2008 г. число журналов и других периодических изданий в России составляло 6698 штук1, что в два раза больше показателя 1999 г. Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 г. — 1,61 млрд экземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 г.2 Телеканалов в СССР в 1980-е было 14, в 2009 — уже более 330, включая кабельные, спутниковые, региональные и местные каналы3. Откуда такое разнообразие?

Во-первых, появились различные политические партии. И каждая из них должна была иметь собственный печатный орган, благодаря которому можно озвучивать свою платформу и вести диалог с электоратом.

Во-вторых, появились товары и услуги, которые можно и нужно было продвигать. В условиях монополии государства в экономической сфере, то есть государственной собственности всех предприятий, реклама была совершенно не актуальна. Рыночная экономика благоприятствует ее расцвету. Рекламные ролики отечественного производства достаточно быстро приобретают вполне приличное качество и начинают успешно конкурировать с западными образцами.

Число телевизионных каналов резко возрастает. В конце 1980-х годов появляется первая коммерческая телекомпания.

Сейчас количество разнообразных каналов ТВ (включая интернет-телевидение) огромно. Это каналы информационные и криминальные, музыкальные и анимационные, мужские и женские, футбольные и теннисные, для детей или только для взрослых, для рыболовов и автомобилистов и проч., и проч. По статистике, на данный момент функционирует более 200 эфирных каналов ТВ, из которых порядка 60 являются общегосударственными, а также около 500 операторов кабельного телевидения.

В соответствии с имеющейся концепцией каждый канал стремится максимально расширить свою целевую аудиторию, привлекая все новых зрителей. Нельзя сказать, что качество при этом не страдает, а вкус, который прививается публике, можно охарактеризовать как безупречный. Зато по числу рекламных роликов можно примерно определить, насколько дорог стал канал сердцам target group4.

Средства массовой информации России изменились за последнее десятилетие достаточно основательно. В основе этого лежат два фактора: во-первых, непосредственно трансформация общества, которая уже зашла достаточно далеко, переход с советского на российский тип, во-вторых, развитие мира технологий, повлекшее за собой изменения не только в России, но и в остальном мире.

Ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. В связи с новым государственным устройством изменилась система управления СМИ, которая также влияет на «типы» печатных изданий. Есть ряд устойчивых изданий, которые и раньше входили в структуру центральной прессы, такие как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия». Теперь они независимы, но их тиражи по России стали меньше в разы, если сравнивать с советской эпохой и началом 1990-х. Изменилась конкурентная среда, изменился сам тип центральной газеты.

Следует отметить и владельцев издательских домов. Газеты и журналы, которые получили независимость от общей системы, недолго управлялись инициативными журналистскими коллективами и вскоре были куплены различными коммерческими организациями и бизнесменами. Зачастую с ними связаны имена и фамилии таких медиамагнатов, как Борис Березовский, Владимир Гусинский, Бадри Патаркацишвили, Владимир Потанин,

Алишер Усманов, Михаил Прохоров. Пришла эпоха коммерческих изданий.

Появились новые виды прессы — финансовая, деловая и бульварная. Таким образом, оформлялось новое деление прессы, которого не было в СССР или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая и деловая, и остальная, массовая, которая превратилась по существу в бульварную. В нынешнее время есть различная периодика изданий: ежедневная, еженедельная, два раза в месяц, ежемесячная и ежеквартальная, по сегментам — общественно-политическая, деловая, развлекательная, «независимая», религиозная и другие.

Все эти изменения не во всем совпадают с теми, которые произошли в остальном мире. В большинстве стран уменьшается влияние массовой, «бульварной», прессы, во всяком случае «бульварной» ежедневной газеты. Все больше и больше внимания уделяется газетам, которые рассчитаны на людей различных возрастных категорий и гендерной принадлежности с высшим образованием и доходом выше среднего. В связи с этим вперед выходят «Коммерсантъ», «РБК-daily», «Ведомости» и «Известия», которые относятся к сегменту деловой прессы. Данные трансформации в первую очередь связаны с несколькими факторами, и прежде всего с изменением социального статуса, образования, материального положения многих социальных групп, например, «белые воротнички» или западные white collars и в России, и на Западе предпочитают авторитетные источники. Их предпочтения также разделяют владельцы бизнеса, руководители и специалисты. Деловая пресса в свою очередь также меняется, изменяя круг освящаемых тем, рубрик: наряду с привычными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о новинках моды, последних культурных мероприятиях, о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для обеспеченных слоев читателей, специально коротко преподносятся новости о спорте, музыке, телевидении и кино.

Эти же тенденции касаются и российских изданий. Сейчас Россия переживает бум деловой прессы. Это происходит не только с газетами, но и с журналами. Если раньше можно было насчитать 1-2 издания, то сейчас многие знают лидеров: «Власть», «Деньги», «Профиль», «Итоги», «Русский репортер», «Секрет фирмы», «РБК», «Forbes». Некоторые по своему уровню уже приближаются к журналам, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела

объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами. Впоследствии в этот сегмент после определенных манипуляций с целевой аудиторией вошли «РБК-daily», «Ведомости», «Известия», чья аудитория одного номера (AIR), как правило, превышает 100 000 человек, лояльная аудитория (loyal) и полугодовая (half-year) также имеют высокие показатели5.

СМИ в Интернете. В Советском Союзе первыми начали пользоваться Интернетом сотрудники ГНЦ ИТЭФ (Государственного научного центра Института теоретической и экспериментальной физики) и отделения ядерной физики ФИАН РАН (Физический институт РАН) в 1988 г. В 1990 г. они получили доступ к электронной почте, обеспеченной первым в стране провайдером. Быстродействие системы было таково, что спустя пять минут после «отправки» можно было еще отредактировать или аннулировать сообщение в буфере машины.

В 1991 г. в связи с обращениями Б.Н. Ельцина рассылка текстов осуществлялась также при помощи e-mail. Первый www-сер-вер появился в 1992 г. А уже в 1994 г. российские коммерческие и научные сети имели широкий доступ к сети Европы и США. Первая конференция по поводу всемирной паутины среди стран СНГ состоялась в Подмосковье, в Голицыно, в 1994 г6.

В России с каждым годом становится все больше и больше подключений к Интернету, за счет чего страна, несмотря на свои масштабы, динамично входит в эпоху информатизации. Интернет-паутина уже позволила многим печатным изданиям завоевать аудиторию не только на бумажных страницах. В целом темпы развития Интернета в России очень высокие. Так, например, по объемам рекламы в Интернете в 2008 г. можно проследить прирост на 90%7. Такая тенденция сохранялась и в 2011 и 2012 гг., а по прогнозам, связанным с развитием рекламного рынка в Интернете, еще будет присутствовать и в ближайшее время. Ресурсы Интернета — открытое информационное пространство. Интернет заставляет взглянуть на размещение рекламы по-новому: новые виды размещения, новые типы рекламной продукции и другое.

Всемирная паутина дает возможность газетам и журналам выходить не только на бумаге, но и в электронном формате. Помимо этого, практически у каждого издательского дома есть приложения к их периодическим изданиям в Apple iOS, Symbian OS,

Android, Windows Phone и других для мобильных аппаратов и планшетов.

Также важную роль в российском электронном информационном пространстве играют не только интернет-версии периодических изданий, но и другие, которые существуют только в сети, как, например, Gazeta.ru, которая входит в тройку самых популярных новостных ресурсов российской сети8.

Выводы. Таким образом, сравнивая СМИ советского периода с их современными аналогами, мы может констатировать следующее:

• В СССР абсолютно все средства массовой информации принадлежали государству. В современной России существуют как государственные, так и частично государственные, а также независимые медиа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В СССР практически полностью отсутствовала конкуренция: каждому СМИ была отведена определенная ниша. Сейчас конкуренция, бесспорно, присутствует, что заставляет постоянно совершенствовать методы привлечения и удержания аудитории, разрабатывая новые маркетинговые стратегии.

• Число периодических печатных изданий, информационных агентств, радиостанций и телевизионных каналов значительно возросло, но тиражи стали меньше.

• Массмедиа в современной России нацелены на различные целевые аудитории (по совокупности факторов, включающих гендерные признаки, возраст, образование, уровень доходов, интересы и т. д.).

• В СССР основной функцией СМИ являлось идеологическое воздействие на граждан страны. В современных условиях массмедиа самым тесным образом взаимодействуют с потребительским рынком.

Примечания

См.: Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. С. 17. Target group — целевая группа, используется, как правило, в маркетинге и рекламе, обозначает группу людей, объединенную общим набором признаков. На основе данных: TNS — Media. Базы данных: NRS — Россия, Москва. Закрытый доступ.

На основе данных: Акар (данные с Виддео-Интернешнл), Zenith Optimedia. Закрытый доступ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *