Церковные налоги

…Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
…Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.

Велика Россия, всё не соберёшь…

Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.

Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.

Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.

Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.

Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина

С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.

Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.

В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.

Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.

Как солдаты коллекторами стали

Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.

И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.

При всем радикализме налоговой реформы Канкрин смог лишь ненадолго поправить положение дел в финансах Российской империи.

Для налогов не должно быть исключений

Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.

Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.

Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.

Налоги платят все

Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.

Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.

Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.

Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.

Пусть платит бизнес

Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.

Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.

Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.

<strong>МОСКВА, 26 июн — РИА Новости, Артем Буденный.</strong> В соцсетях и СМИ нередко высказывают претензии, что Русская церковь находится в привилегированном положении, не платит налогов, не отчитывается за расходы. Так ли это на самом деле и насколько прозрачны церковные финансы, разбирался корреспондент РИА Новости.»Свечной заводик»Русская православная церковь юридически зарегистрирована как религиозная организация (подвид некоммерческой организации). У отдельных приходов тоже статус юрлиц, и, как правило, они — на самообеспечении, ведут бухгалтерию и сдают налоговую отчетность.Служители нескольких храмов в центре Москвы (каких именно — просили не разглашать) согласились побеседовать с корреспондентом РИА Новости. В одной из церковных лавок — ассортимент широкий. Покупаю книгу по психологии. Спрашиваю: «Это цена с учетом налога?» «Все эти товары — без налога», — отвечает продавщица Лиза (имя изменено).Закон не запрещает религиозной организации вести бизнес и предусматривает налоговые льготы, если она выступает единственным учредителем этого предприятия.Такое юрлицо может не платить НДС и налог на прибыль, но только при соблюдении определенных условий. Во-первых, доход должен идти на уставную деятельность религиозной организации-учредителя (то есть на миссионерство, благотворительность и так далее). Во-вторых, это касается «свечного заводика», производящего или реализующего предметы религиозного назначения. Список утвержден правительством: иконы, свечи, ладан, специальная одежда, духовная литература, видео- и аудиоматериалы.То есть если компания продает иконы и плюшевых медведей, то с медведей налоги платит в полном объеме, а с икон — ни НДС, ни налога на прибыль вносить не требуется.— А это все у вас — церковная утварь? — спрашиваю я Лизу.— Нет. Вот ангелочки там, кружечки — это скорее сувениры.БлаготворительностьВ трапезной (кафе, расположенном на территории прихода) меня угощают свежими булками и компотом. «Когда мы заказываем выпечку, оплачиваем по безналичному расчету или через банк — в этом случае предусмотрен НДС. А здесь уже продаем без налогов и кассового аппарата, — говорит работница кафе. — Вы, кстати, спросите в свечной лавке: интересно, что вам ответят», — улыбается она.С трапезными и церковными лавками — отдельная история, уточняет архимандрит Филипп (Симонов), профессор МГУ, доктор экономических наук, начальник одного из управлений в Счетной палате России. «Все зависит от того, что написано в учредительных документах», — поясняет он.Также Церковь освобождается от налога на имущество и землю под постройками религиозного и благотворительного назначения. Это касается, например, храма, гостиницы для паломников, православного вуза, воскресной школы или кельи монаха — чаще все это комплекс зданий и сооружений, рассказывают священники. «Монастырская богадельня или, скажем, детский приют тоже не облагаются налогом на имущество», — рассказывает архимандрит Филипп.Благотворительная деятельность — это дополнительные льготы. По официальной статистике, в России сейчас действует более 4,5 тысячи церковных социальных учреждений и проектов.»Религиозные организации, в первую очередь относящиеся к традиционным для России конфессиям, активно занимаются социальным служением, — напоминает Сергей Гаврилов, председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. — А по закону государство оказывает поддержку социально ориентированным НКО и добровольческим организациям. Формы такой поддержки разные: имущественная, информационная, обучение кадров, финансовая. К примеру, компенсация затрат добровольцев на транспорт, питание, проживание».»Спонсоры уборщицам не платят»— Оформлена я без трудового договора: ни пенсии, ни стажа, — продолжает Лиза из церковной лавки. — Это все хорошо для пенсионеров: и спокойно, и заработок, хоть и маленький. А я хочу уходить.По закону у всех религиозных организаций России, вне зависимости от конфессии, одинаковые условия по налогообложению. В полном объеме они должны платить акцизы, транспортный налог, НДФЛ и страховые взносы с зарплат сотрудников.— А у нас в храме вообще не платят почти никому — все во славу Божию трудятся, — включается в разговор одна из посетительниц церковной лавки. — Я в Подмосковье живу. У нас и певчие на клиросе, и вахтеры, и уборщицы, и дежурные — почти все бесплатно работают и без трудового договора.По словам священников, все храмы зарабатывают сами и сами же решают, как распорядиться средствами. Но есть «общие стандарты». «Если мы кому-то зарплату начисляем, то обязаны исполнять закон. Внутренних регламентов в Церкви на этот счет нет», — говорит протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах.»В нашем приходе, например, нет коммерческих точек и магазинов, наемные труженики — только сторожа и регент хора. Они работают официально, по трудовому соглашению или трудовой книжке, зарплату получают из приходской кассы. Остальные трудятся бесплатно», — рассказывает отец Алексий.Казалось бы, можно найти какого-нибудь спонсора и попросить его профинансировать казну храма, чтобы эти деньги целенаправленно пошли, например, на зарплату.По мнению священника, «сегодня спонсор есть, завтра — нет, а такие вещи, как жалованье, должны быть стабильными». «Это определяется тем, как живет приход, есть ли у него возможности на содержание самого себя», — добавляет отец Алексий. Доходы приходовСудя по публикациям в СМИ, основные расходы Русской православной церкви — это зарплата священников, светских сотрудников и технического персонала, содержание и приобретение имущества, строительство храмов. А также финансирование миссионерской деятельности (ТВ, радио, газеты, интернет-сайты, издательская работа, духовное образование) и благотворительность (например, служба помощи «Милосердие» и церковные социальные проекты).Доход, согласно уставу, Церковь получает от принадлежащих ей предприятий, а также из «не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах». Но главное — это пожертвования: «кружечный сбор», спонсорская помощь, финансирование отдельных проектов, помощь государства.С точки зрения Церкви, деньги, которые вы даете в храме за свечи, поминовения, требы (освящение квартиры, например), — это пожертвования, так как они идут не на коммерческую деятельность.»Религиозные организации освобождены от налога на прибыль и ряда иных налогов, поскольку вся их деятельность носит бесприбыльный характер», — поясняет депутат Сергей Гаврилов.Пожертвования идут не на развитие «бизнеса», а на нужды храма и общины; бенефициары тут — весь приход, вся паства.»Поповские мерседесы»»Сегодня настоятель зачастую является таким «поисковиком» спонсора. Не жертвователей-прихожан, а богатых людей, которых он лично «окучивает» и ведет с ними переговоры по поводу денег. Я не могу назвать это нормальной церковной экономикой», — сетует протоиерей Алексий Уминский.В этой ситуации «священник сам становится бизнесменом, добытчиком: он привлекает деньги, отвечает за них, строит храм, продвигает проекты, открывает торговые точки, занимается производством. Это совсем неправильно, но иногда священника просто ставят в такое положение», — говорит он.По мнению отца Алексия, если у настоятелей храмов появляются дорогие автомобили, это, вероятнее всего, благодаря такому «спонсорству». «Когда храм содержат чужие дяди, «захожане», церковь обращена к ним — к тем людям, которые пришли, купили что-то и ушли, а не к тем, кто приходит в храм, чтобы молиться Богу и жить духовной жизнью. Вот это должно поменяться», — считает священник.Все на прихожанахОб этом думают и церковные иерархи, но считают, что в долгосрочной перспективе у Церкви должны быть стабильные источники дохода, помимо пожертвований прихожан. «У многих Церквей на Западе есть такие источники дохода, как недвижимость, которую они могут сдавать в аренду, либо какие-то вложения в бизнес, какие-то инвестиции. Но пока у нас об этом, насколько я знаю, речи не идет», — заявил митрополит Иларион (Алфеев), председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата.»Сейчас в Церковь идет много финансовых потоков со стороны государства и крупного бизнеса, есть отклик на инициативы Церкви. Но рано или поздно это кончится, и тогда Церкви придется существовать вне зависимости от бизнеса и отношений с государством. Нужно будет опираться на людей, а их надо воспитывать уже сегодня», — уверен отец Алексий.По его мнению, дело именно прихожан — обеспечивать и контролировать финансовую жизнь прихода. «Людям надо знать, сколько зарабатывает храм в месяц, какое у священника жалованье, сколько тратят на коммунальные услуги, на содержание хора. Для этого нужна прозрачность, открытая отчетность, которой в Церкви, к сожалению, пока нет. В нашем приходе я специально это меняю, потому что понимаю: в будущем должно быть иначе», — рассказывает отец Алексий, регулярно отчитывающийся перед собранием прихода за потраченные деньги.Вопрос доверияГлавное в этой системе — доверие прихожан. И они чаще всего верят своим пастырям на слово. Вопросы возникают у «внешних наблюдателей», считают священники.»Храм может отчитаться, на что деньги пошли, чек прикрепить, фотографии, если большие суммы, — рассказывает прихожанка Мария, безвозмездно помогающая своему приходу. — А небольшие пожертвования и так все сдают. Много раз мы собирали на цветы, храм украсить — просто даем деньги, и все, а настоятель уже распределяет. Мы доверяем: у настоятеля нет корыстного интереса».»Нужно собрать общину, чтобы священник хорошо знал паству и чтобы прихожане доверяли ему и понимали: деньги, которые они принесут в храм, будут употреблены именно на благое дело», — утверждает протоиерей Алексий Уминский.За прозрачность выступают и на более высоком уровне. По словам митрополита Псковского Тихона (Шевкунова), священникам следует забыть про «конвертики», а церковная бухгалтерия должна наконец стать прозрачной.Однако информацию о церковных доходах и расходах не найти на сайтах храмов и митрополий — в курсе могут быть только члены прихода и церковное начальство, которому ежегодно отправляют отчет.»Церковный налог»»Проблема не в открытости, а в точном определении финансовых взаимоотношений гражданина, религиозной организации и государства, когда каждый знает свои права и обязанности, — считает архимандрит Филипп. — Иначе у всех возникают вопросы и подозрения: Церковь сокрушается по поводу недостатка средств; государство в лице налоговых органов — и не только в России — «гордым оком и несытым сердцем» косится в сторону религиозных организаций, подозревая их в сокрытии доходов; а граждане недоумевают по поводу «роскоши» служителей, презюмируя нецелевое использование средств».По мнению архимандрита, проблему может решить церковный налог, который «снимет целый ряд взаимных подозрений и недомолвок».Такой налог существует во многих европейских странах: члены общины официально платят определенный процент от своих доходов в пользу религиозной организации. Сегодня в одних государствах этот налог для членов общины добровольный, в других — обязательный.»Вы можете заявить о принадлежности к той или иной религиозной организации — независимо от конфессии — и платить налог в ее пользу. А можете и не определяться в этом плане, — поясняет архимандрит Филипп. — Поэтому в любом случае ваша жертва — вполне осознанная и добровольная. Государство в данном случае выступает промежуточным звеном между гражданами и религиозными институциями».По мнению священнослужителя, церковный налог позволяет направлять деньги по «целевому назначению». Эта практика более прозрачна, чем выделение под разными предлогами бюджетных средств на цели, бюджетным законодательством не предусмотренные.Почему не «как в Греции»— А вы знаете, что в некоторых странах есть церковный налог? — спрашиваю я в очередной свечной лавке.— Между прочим, государство даже платит священникам зарплату — например, в Греции. А в Финляндии, США и Германии есть церковный налог, — ошеломляет меня эрудицией продавщица Людмила. — Если ты ходишь в храм — с зарплаты, будь любезен, отчисляй. Раньше и у нас была десятина. Теперь все жертвуют, кто сколько может. У нас в этом плане Церковь к людям лояльнее.В современной России люди не готовы к церковному налогу, считают законодатели. «Не только потому, что зарплаты нет, но и потому, что нет доверия к государственным учреждениям, которые могли бы этот налог собирать», — рассказывает собеседник агентства, представляющий законодательный орган власти и попросивший не называть его имени.»На Западе есть контроль со стороны общества, прихода, а также традиции: христианские ценности существуют в памяти поколений», — поясняет отец Алексий.»Это (церковный налог. — Прим. ред.), наверное, могло бы сделать систему доходов более прозрачной, но, насколько я понимаю, тема сейчас не стоит в повестке церковно-государственных отношений», — отмечает митрополит Иларион.А депутат Госдумы Сергей Гаврилов напоминает, что такой налог противоречит принципам светского государства. «Согласно конституции, церковь в России отделена от государства, поэтому бюджетного финансирования нет. По этой же причине предложения о введении церковного налога в нашей стране не могут быть приняты», — подытоживает парламентарий.

В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др. Промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства, был введен в 1898 году в период царствования Николая II. В этот же период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Отмечался рост налогов, отражавших развитие новых экономических отношений в России, в частности сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка. Первые советские налоги имели одновременно как фискальное, так и политическое значение и носили ярко выраженный классовый характер.

11.Налоги в рсфср в 20-е годы хх века.

С октября 1918г. был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна. В январе 1919г. он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельхозпродукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе. В 21г. вместо продразверстки вводится продовольственный налог. Он взимался в меньшем размере, чем продразверстка, в виде определенной доли произведенной в хозяйстве продукции с учетом урожайности, кол-ва членов семьи и кол-ва голов скота. В 23г. он был заменен единым сельскохозяйственным налогом, который до 24г. имел натуральную форму. В городской местности в 21г. был введен промысловый налог. Им облагали торговые и промыш. предприятия приносящие доход. В 22г. вводится подоходно-поимущественный налог. Он взимается с доходов физ.лиц, частных АО, а также с недвижимого имущества. В 24г. он был преобразован в подоходный налог. В 25г. был введен налог на сверхприбыль. Его цель – не только воспрепятствовать ЧП превышать цены, но и в вытеснить частника из экономики страны. После Октябрьской революции были отменены пошлины. В 20 годы был ряд сборов пошлинного характера: судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, за выдачу паспортов, пошлина с наследства. В февр. 22г. в СССР были введены ввозные пошлины. Они в основном применялись при ввозе произведений искусства, антиквариата.

12. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.).

1941г. – введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. 1942г. – введен военный налог. Его платили граждане в возрасте от 18 лет и выше (был отменен в 1946г.). 1965г. – согласно эконом. реформе платежи из прибыли стали 4 видов. 1)отчисления от прибыли вносили в бюджет предприятия, не переведенные на условия хозяйственного расчета; 2) плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды). Вносили предприятия, переведенные на хозяйственный расчет; 3) фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые; 4) свободный остаток прибыли – образовывался после выплаты из прибыли первоочередных платежей, процентов за банковский кредит и др.плановых затрат. Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства.

13. Налоги и сборы и их роль в формировании налоговых доходов бюджетной системы РФ.

Налоговая система Российской Федерации включает: 1) систему налогов и сборов РФ; 2) систему налоговых правоотношений; 3) систему участников налоговых правоотношений; 4) нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Система налогов и сборов представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц.

14. Налоги, принятые и действовавшие в 90-е годы (до НК РФ) вопреки закону «Об основах налоговой системы в РФ», и их последствия

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом «Об основах налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды.

Большую опасность стали представлять и налоги, «экспортируемые” одним регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог фактически взимается с «чужих” налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

15. Налоговая декларация: ее назначение и основные разделы.

Налоговая декларация – письменное заяв-ние налогопл-щика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и (или) др. данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогопл-щиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, по месту учета на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки предостав-ся налоговыми органами бесплатно. Декларации предостав-ся лично, заказным письмом или по телекоммуник-ным каналам связи. При обнаружении налогопл-щиком ошибок в поданной дек-ции, приводящих к занижению суммы налога, он обязан внести изменения в налоговую дек-цию и освобож-ся от ответств-ти в случаях, если заяв-ние об изменении налог-ой дек-ции делается: 1.до истеч. срока подачи налог. дек-ции; 2.после истеч. срока подачи, но до истеч. срока уплаты налога.

16. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер гос-ва по формированию налоговой сис-мы страны в целом для обеспечения финансовых потребностей гос-ва, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика организации является неотъемлемой частью государственной налоговой политики. Эта сис-ма обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Целью налоговой политики является выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Налоговая политика организуется через налоговый механизм, включающий в себя: планирование, регулирование, контроль.

17. Налоговая реформа в СССР в 1930-1932 гг.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были преобразованы в два основных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые виды налогов с населения, а значительная их часть отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

18. Налоговая реформа ее влияние на налоговую нагрузку организации.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становление Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С введением части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. С 1 января 2001г. введена в действие часть вторая НК РФ: гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»».

19. Налоговая система и этапы ее становления в РФ.

1 этап: 90-91 гг. – подготовительный этап. В этот период осуществляется выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах. 2 этап: 91-98 гг. Происходит становление российской налоговой системы. 3 этап: 98-2000 гг. Вступление в действие 1 части Налогового кодекса. 4 этап: 2001 г – по настоящее время. Вступление в действие 2 части Налогового кодекса. Осуществляется отработка отдельных налогов.

20. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи).

Налоговое бремя экономики – это налоговый потенциал без учета льгот по налогам. По методике Минфина – это отношение суммы налоговых поступлений без учета недоимки по налогам к объему ВВП. Налоговое бремя определяется следующими факторами: 1) национальные традиции и уровень налогообложения в государстве; 2) уровень экономического развития; 3) бремя государства, т.е. совокупность и содержание функций, реализуемых институтами власти. Повышение налогового бремени увеличивает масштабы уклонения от уплаты налогов, сокращая тем самым налоговые поступления.

21. Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений.

Федеральная налоговая служба (ФНС) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства и находится в подчинении налогового финансирования РФ. Полномочия ФНС: 1) контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства; 2) контроль и надзор в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 3) контроль за кассовой техникой; 4) контроль за проведением лотерей; 5) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 6) представление интересов РФ в делах о банкротстве. Налоговый органы имеют право делать налоговые проверки, приостанавливать операции по счетам в банке, взыскивать налоги за счет имущества налогоплательщика, предоставлять отсрочку по оплате налогов. Налоговые органы должны соблюдать налоговую тайну.

22. Налогообложение доходов физических лиц в РФ. Налоговые резиденты и нерезиденты.

Налогоплательщиками налога на доходы физ.лиц признаются физ.лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физ.лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Резидент – физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а нерезидент – менее 183 дней в календарном году. Объект налога – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги. 3. Источник налога – это доход субъекта (з/п, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог. Единица обложения – единица измерения объекта (например, по подоходному налогу – рубль, налогу на землю – гектар).

23. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должност­ных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Организации и ИП подают заявление в арбитражный суд. Физ.лица, не являющиеся ИП, подают исковое заявление в суд общей юрисдикции. Суд в судебном порядке может остановить действия или бездействие должностных лиц.

24. Определение налога, сбора. Общие и отличительные признаки налога и сбора.

Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий. Общие признаки налога и сбора: 1. оба устанавливаются законом, 2. уплата обоих обеспечивается гос-ным принуждением. Отличительные признаки налога: 1. безвозвратность, 2. одностороннее движение стоим-ти. Отличительные признаки сбора: 1. наличие специальных целей и интересов.

25. Пеня: сферы его применения и порядок расчета суммы платежа по нему с организацией и с банков.

Пеней по НК РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить бюджету в случае просрочки уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. 1 января 1999 года пени начисляются, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки уплаты налога (сбора). Однако если до 18 августа 1999 года максимальный размер пеней не мог превышать 0,1% в день и начисление пеней прекращалось, после того как их сумма становилась равной неуплаченной сумме налога, то теперь подобные ограничения сняты. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

26. Показатели, характеризующие эффективность работы налоговых органов.

1. Количественные показатели: 1) сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему на контролируемой территории, в целом и по видам налогов; 2) сумма, доначисленная инспекцией в ходе контролируемой работы; 3) сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы; 4) сумма недоимки и задолжности по налогам и сборам, пени и штрафам; 5) количество налогоплательщиков, стоящих на учете. 2. Качественные показатели: 1) темпы роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года; 2) эффективность контрольной работы инспекции характеризуется суммой доначислений, приходящихся на одну проверку; 3) интенсивность работы налоговой инспекции – это отношение кол-ва выездных проверок на одного сотрудника инспекции; 4) соотношение суммы платежей фактически поступивших в бюджет по результатам контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период.

27. Полное и частичное освобождение от налоговых обязательств. Налоговые каникулы

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с др. плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Все Н.л. имеют общую цель — сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Н.л. могут быть разделены на 3 группы: а) изъятия; б) скидки; в) освобождения. Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению. Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограниченный срок. Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения, культуры. В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) — это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. Освобождения — это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения способны учитывать имущественное положение налогоплательщика. Если от льгот первых 2 видов большую выгоду получает плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковое в количественном выражении освобождение сохраняет большую долю дохода плательщику с низкими доходами. Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы. Снижение ставки налога. Напр., согласно Закону о налоге на прибыль предприятий и организаций ставка налога понижается на 50% для предприятий, в штате которых 50% и более составляют пенсионеры и инвалиды. Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.

28. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

29. Права налоговых органов. Обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Права: 1. проводить плановые и контрольные проверки; 2. Проверять все денежные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. 3. Бесплатное получение необходимой информации от государственных органов, организаций, физ лиц. 4. При проведении проверок изымать у налогоплательщика документы о сокрытии прибыли с составлением протокола об изъятии. 5. Обследовать складские, торговые и другие помещения (юр лица); 6. Применять к налогоплательщикам финансовые санкции. Обязанности: 1. Действовать в строгом соответствии с законодательством. 2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства; 3. Вести в установленном порядке учет по налогоплательщикам. 4. Ежемесячно представлять фин органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет. 5. сохранять и обеспечивать сохранение коммерческой тайны и тайну сведений о вкладах. Должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

30. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе.

Принципы или правила впервые сформулированы Адамом Смитом еще в 19 в. Сформулированы следующие принципы: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 3. Налогообложение должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить. 6. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК. 7. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.

31. Региональные и местные налоги и их роль в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета РФ (на конкретном примере своего региона).

В соотв-вии со ст. 12 НК РФ – Рег-ные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие в соотв-вии с Кодексом и обязат-ные к уплате на террит. соотв-щих субъектов РФ. Ставка, сроки уплаты и формы отчетности определяются в законе субъекта РФ. Три региональных налога: 1) налог на имущество организации, 2) транспортный налог, 3) налог на игорный бизнес. Местные налоги устанавливаются НК, приходят в действие нормативными актами органиами местного самоуправления. Два местных налога : налог на имущество физ.лиц и земельный налог. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Региональные и местные налоги играют незначительную роль (12-14%) в формировании общих доходов в консолидированных бюджетах субъектов.

32. Регистрация лиц (юридических, физических), их постановка на учет налоговых органов и присвоение ИНН.

Заявление о постановке на учет орг-ции или физ. лица, осуществляющего деятел-сть без образования юрлица, подается в налог-ый. Орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их госрегистрации. Постановка физ. лиц, , не относящихся к ИП, осуществляется налог-ым органом по месту жительства физ.лица. Документы: заявление о постановке на учет, копии свидет-ва о регистрации, учредительных и иных докум-ов или копии лицензии на право занятия частной практикой для ИП. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых док-ов. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно. Каждому налогопл-щику присваивается ИНН, кот-ый указывается налогопл-щиком во всех документах, подаваемых в налоговый орган.

33. Система налогов и сборов в РФ и их классификация.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а так же совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правонарушениях. Классификация налогов: 1) налоги классифицируются по способу изъятия: прямые, косвенные, акцизы, НДС; 2) по органу распоряжения взимания налога: федеральные, региональные, местные; 3) классифицируются по способу использования: общие, целевые.

34. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы – это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу, это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Для предпринимателей они стимулируют процесс производства. Также есть существуют такие элементы налога, как: налоговая база, налоговый период, оклад налога и др.

35. Упрощенная система налогообложения и условия перехода к ней организаций (критерии и показатели).

Упрощ. сис-ма налогообл-ния (УСН) является специальным налоговым режимом и применяется налогоплат-ком на добровол. основе. Следует иметь в виду, что перевод налогоплательщиков на УСН осущ-ся в заявительном порядке. В период с 1 окт. по 30 нояб. года, предшествующего году, с кот-го налогоплат-щик изъявил желание перейти на УСН, им подается в налог. орган по месту своего нахождения заявление. По рез-там рассмотрения налог. орган в месячный срок со дня регистрации заявления в письм. форме уведомляет налогоплат-ков о возможности либо невозможности применения УСН. Право перехода на УСН не представляется только тем орг-циям, кот-е имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами или представительствами и указанные в кач-ве таковых в учредит. док-т. Орг-ции, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять УСН на общих основаниях.

36. Упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

Применение упрощенки на основе патента разрешается ИП, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из следующих видов предпринимательской деятельности:1) пошив и ремонт одежды и других швейных изделий; 2)изготовление и ремонт трикотажных изделий; 3) изготовление и ремонт вязаных изделий; 4) пошив и ремонт изделий из меха. Патент выдается налоговым органом. Патент выдается на период: квартал, полугодие, девять месяцев, год. ИП, перешедшие на упрощенку на основе патента производят оплату одной трети стоимости патента. При нарушении условий применения упрощенки на основе патента, ИП теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

37. Формы изменения срока уплаты налога.

38. Функции налогов в экономической системе.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения. Функции налогов бывают: 1) фискальная (бюджетная, казначейская) – благодаря ей реализуется основное общественное предназначение налогов – формирование доходов гос-ва для выполнения им собственных функций; 2) контрольная – количественно оцениваются налоговые поступления и сопоставляются с потребностями государства, она позволяет оценивать эффективность того или иного налогового канала и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство; 3) регулирующая – распадается на 3 подфункции (сдерживающая, стимулирующая, подфункция воспроизводственного назначения); 4) социальная – ЕСН.

39. Элементы акцизного налогообложения и их характеристика.

Ставки акцизов явл. едиными для всех товаров на всей тер-рии РФ. Сущ-ет 2 осн. групп ставок: 1) адвалорные – это %-ые ставки к ст-ти товара по отпускным ценам без учета акцизов. 2)специфические ставки – устанавливаются в рублях и копейках за единицу товара 3)адвалорно-специфические — ставка устанавливается одновременно и руб. и в %-ах , так же сущ-ет 0-ая %-ая ставка – для автомобилей легковых мощностью двигателя меньше 90 лошадиных сил. Налог. база опред-тся по кажд. виду подакцизного товара и зависит от налог. ставок. Если для подакцизного товара действует специфич. ставка, то налог. база опред-ся как объем реализованных подакцизных товаров в натур. выражении. Если действуют адвалорные ставки, то налоговая база равняется ст-ти реализованных подакцизных товаров исходя из рын. цен, без акциза, НДС и налога с продаж. Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную тер-рию РФ устанавливается тамож. закон-вом.

40. Элементы единого социального налога и их характеристика.

41. Элементы земельного налога и их характеристика.

Земельный налог – уплачивают собств-ки земли, землевлад-цы и землепольз-ли. Объект обложения: налог взимается за земли с/х назнач. и за земли не с/х назнач. Нал. период: календарный год. Нал.база = ставка * 1 ед. земельной площади в расчете на 1 год. Уплата нал. – в 2 срока – до 15 сентября, до 15 ноября. Для физлиц – налог рассчит-т нал. органы, высылают до 1 августа. Для юрлиц – орг-ции должны предъявить расчет в нал. органы не поздн. 1 июля. Льготы: не уплачивают: заповедники; ботан. сады; инвалиды 1 и 2 гр.; учрежд. культуры; земли, исп-мые службами пожарной охраны; герои СССР и РФ. Когда возникает право на льготу, с этого же мес. наступает освобождение от уплаты нал. Если право на льготу утеряно – со след-го начинаем платить.

42. Элементы налога на добавленную стоимость и их характеристика.

Налогоплат-ками НДС явл.: орг-ции, индивид. предприниматели; лица, признаваемые налогоплат-ми НДС в связи с перемещением товаров через тамож. границу РФ, кот-е опред-ся в соот-вии с тамож. кодексом РФ. Объект налогообл-я: 1.реализация товаров (работ, услуг) на тер-рии РФ. Налог. база опред. как ст-ть этих товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж и НДС. 2. Передача на тер-рии РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собст. нужд, расходы на кот-е не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль орг-ций. 3. Выполнение строительно-монтаж. работ для собст. потребления. Налог. база опред-ся как ст-ть выполнен. работ, исчисленная исходя из всех фактич. расходов налогоплат-ка на их выполнение. 4. Ввоз товаров на тамож. тер-рию РФ. В налог. базу следует включать тамож. ст-ть ввозим. товаров, а также подлежащие уплате тамож. пошлину и акцизы.

Да, католики и протестанты Германии вполне официально платят церкви налоги. Часть этих денег вычисляют прямо из зарплаты. Удивлены? Мы, узнав, были удивлены не меньше вашего. Давайте разберёмся, почему люди платят и на что идут эти деньги.

При устройстве на работу каждому новому сотруднику дают заполнить анкету для отдела кадров, где в числе прочих есть вопрос о религиозной принадлежности: атеист, католик, протестант. Oт ответа зависит, будет ли удерживаться у работника так называемый церковный налог или нет.

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?

В настоящее время ставка церковного налога составляет девять процентов от подоходного налога. В Баварии и Баден-Вюртемберге — восемь процентов. В совокупности выходит около 9,8 млрд евро в год. Из них 5,2 млрд евро получает католическая церковь и 4,6 млрд евро — протестантская. Главное, что дают налоги церкви — независимость от государства.

В некоторых регионах Германии церковный налог взимается с недвижимого имущества, например, в районах Рейнланд-Пфальц, в епархиях Лимбург и Шпейер. Он собирается муниципалитетами вместе с имущественным налогом.

Но не каждый член церкви платит этот налог. Малоимущие не платят ничего (например, матери-одиночки с одним ребенком, зарабатывающие менее 2 тыс. евро, или пенсионеры с пенсией 800 евро). Налог платят хорошо зарабатывающие. Hапример, супруги с двумя детьми, зарабатывающие в месяц 5 тыс. евро, платят 37,37 евро в качестве церковного налога, объясняет в своем видео сайт katholisch.de.

Отказывающиеся платить церковный налог исключаются из церкви. Это значит, что они не могут венчаться, крестить детей и их не будут отпевать.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?

Katholisch.de отвечает и на этот вопрос. Спонсируемый католической церковью сайт вообще отвечает на многие щекотливые вопросы. В конце концов, чем больше честных ответов — тем выше доверие. И — готовность прихожан платить.

Церковь обеднела и больше не могла выполнять свои социальные обязанности

​Церковный налог возник «в результатe войны с Наполеоном в 1803 году, когда земли слева от Рейна отошли Франции, имущество церкви на прилегающей территории Германии было экспроприировано. Всё состояние церкви, все земли и здания с инвентарем отошли фюрстам, потерявшим свои земли, в качестве компенсации за потерю. Церковь обеднела и больше не могла выполнять свои социальные обязанности: обучать бедных детей, ухаживать за больными в больницах, за одинокими пожилыми в домах престарелых. Откуда взять на это деньги? Ответ — налог!»

НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ?

Церковь Германии — это не только здания и службы. Это огромная, разветвленная система социальных учреждений. Все они содержатся на церковные налоги и пожертвования.

Почти половина налогов уходит на организацию церковных служб, на детские сады, на организацию групп пенсионеров, на работу с трудными подростками, на работу с молодежью, на церковные школы, на оплату учителей религии в школах, на университеты. Работа с заключенными, консультационные центры (например, людям, потерявшим контроль над своими финансами, семейные консультации и пр.). Службы психологической поддержки по телефону, терапевты, поддержка обездоленных по всему миру. Дома престарелых и больницы, центры помощи беженцам. Административные расходы на содержание аппарата составляют самую маленькую часть. На 70-80% церковных денег финансируются детские сады, религиозное образование, консультирование и душепопечение.

Такое современное в немецком языке и уходящее — да что там, уже ушедшее! — из русского слово «душепопечение» означает психологическую помощь, наставничество. Когда к священнику можно прийти, если дома — беда. Или, наоборот, радость — венчание, крещение.

Мы проговорили два часа — как будто со старым, добрым, мудрым другом

Когда мы крестили младшего сына, священник пришел к нам домой. Поговорить о том, почему мы хотим его крестить именно в протестантскую веру, не против ли я, атеистка («Мне очень важно, чтобы это было Ваше осознанное решение,» — сказал он мне). Чтобы больше узнать о нашей семье. Мы проговорили два часа — как будто со старым, добрым, мудрым другом. Всё для того, чтобы таинство крещения было индивидуальным, было лично для нас.

— У вас, наверное, за столько лет службы, есть заготовки речей, которые вы произносите на крещении? -— спросил мой муж.

— Что вы! Я каждую речь пишу заново. Каждый человек не похож на другого. Каждый — со своей историей. Даже — если он пока такой маленький.

Мои сыновья трёх и шести лет ходят в протестантский садик. Просто потому, что он близко к дому. Берут туда всех — и атеистов, и католиков, и мусульман. Садик находится под эгидой протестантской церкви, она принимает самое деятельное участие в его работе: например, решает в рамках своих полномочий кадровые и финансовые вопросы. Брать ли на полную ставку музыкального работника, покупать ли новые велосипеды для прогулок — всё это решается при участии пастора.

Известное региональное баварское СМИ Bayerischer Rundfunk посчиталo в качестве примера, на что тратятся каждые 100 евро налогов.

  • Церковные общины и приходы: им уходит 45,68 евро. Это самая большая доля церковных налоговых отчислений. Из этих денег финансируются церковные службы, работа с молодежью, с женщинами, с пожилыми людьми и с семьями. Отсюда же — оплата церковных музыкантов, секретарей, пономаря, дворника, ремонт церкви или офиса священника.
  • Детские сады и учебные заведения: 28,12 евро

Этот вклад субсидирует церковные детские сады и школы. Часть денег также поступает в образовательные церковные учреждения, на содержание художественных и епархиальных музеев.

  • Социальные организации и их услуги: 5,84 евро

Попавшие в беду, обездоленные или нуждающиеся люди находят помощь в Каритас (Caritas, католическая церковь) или Диакони (Diakonie протестантская церковь). Поэтому часть церковного налога уходит на оплату и содержание консультационных центров для семей и женщин, детей и подростков, бездомных, инвалидов или склонным к правонарушениям гражданам.

  • 3,70 евро уходят на более глобальные задачи:

Из этих денег финансируются транснациональные проекты

Католические деньги поступают в фонд, доступный для всех баварских епископств. Из этого фонда финансируются, например, католические университеты и колледжи, а также —миссионерские проекты и помощь в целях развития за рубежом. Протестанты тоже не знают границ: из этих денег финансируются транснациональные проекты, а также — сотрудничество региональных церквей в Германии.

  • На административные нужды, а также на собственные СМИ и аудит уходит 9,97 евро.
  • Расходы по возмещению налогов и сбору церковных налогов: 6,69 евро. Эту сумму церковь платит государству за то, что оно собирает для неё налоги. Государство удерживает 3%.

НО ЕСТЬ ЕЩЕ СБОРЫ

G

Церковный налог — не единственный сбор. В конце каждой службы в церкви по рядам пускается кошелек — прихожане кидают туда монеты или даже опускают банкноты в 5 -10 евро. У выхода из церкви на двери видит ящичек — туда тоже нужно опустить денежку. Ну и в конце концов существуют еще так называемые «церковные деньги».

Я — некрещёный атеист, так сложилось. Но мой муж воспитан в протестантской вере — и ему важно оставаться в церкви. Поэтому раз в год мы получаем по почте письмо с бланком перевода: пришло время платить «церковные деньги»!

— Ты же уже платишь церковный налог! — как-то удивилась я. — А это что? Второй?

И полезла в интернет выяснять, почему платят еще и «церковные деньги».

И выяснила, что эти деньги получает напрямую местная церковь — как дополнительное финансирование церковной общины. Да, церковные деньги — тоже налог, который обязаны платить все. И те, с чьей зарплаты уже отчисляется церковный налог, и малоимущие, которые его не платят. Так достигается, как это называют сами немцы, «горизонтальная справедливость взносов».

Так достигается, как это называют сами немцы, «горизонтальная справедливость взносов»

Этот церковный сбор платит каждый совершеннолетний член церкви, имеющий минимальный доход. Это не обязательно должны быть доходы от капитала, зарплаты или аренды (т.е. виды дохода, с которых взимается церковный налог). Но к данным доходам относится также пособия по семейным обстоятельствам (алименты), пособия по безработице, социальная помощь или стипендия.

Годовой церковный сбор — минимум 5 евро и не более 120 евро. Он дифференцируется в зависимости от доходов. Основой для самоопределения членов является таблица. В ней каждый может сам посмотреть, сколько он должен платить.

А ВОТ ЧТО ДУМАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

​Уве Ц.:

— С моей зарплаты каждый месяц отчисляют 134 евро церковного налога. Правда, из-за того, что жена — атеистка, нам в конце года всё пересчитывают и часть возвращают. Плюс перечисляю 70 евро церковных денег. Ну и когда на службу в церковь хожу, кидаю в кошелек пять евро и в ящичек на двери три кладу. С кошельками в определенный момент службы человек десять церковников ходят — как не положишь? Система прозрачна. В конце службы священник объявляет, что «в прошлый раз мы собрали 985 евро». А также объясняет, на что пойдут эти деньги. Много собирают адресно — на конкретный проект. Охотно ли я плачу? Кто ж платит охотно… Но я смотрю на это так: наша церковь много всего проводит, работает с нуждающимися, c мигрантами, с детьми, с молодежью, праздники устраивают. В детский садик протестантский мои дети ходят. Эти деньги в конце-концов доходят и до них. Хотя бы вот в виде новых велосипедов, которые купил наш садик.

Дженни Б.:

— Мы — католики. Я плачу, конечно, этот налог. Я смотрю на это так: я покупаю социальный мир. Чтобы, условно говоря, отчаявшиеся бедняки не пошли со злости меня грабить — я плачу эти деньги, чтобы у всех был кусок хлеба и теплая крыша над головой.

Маргарете А.:

— Это — наше социальное мировосприятие, если хотите — часть нашей немецкой культуры. Надо помочь тому, кому плохо. Если тебе хорошо — поделись с тем, кому хуже. Так что, конечно, мы платим. Тем более всё прозрачно — сразу видно, на что и сколько тратится.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *