Церковные приметы

II. СУЕВЕРИЯ ИЛИ ВЕРА?
Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.
Одни суеверия — являются очевидными и всем известными (вера в приметы).
Другие примеры суеверий — не так очевидны. Пример такого суеверия — «погоня за чудесами». Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.
Ещё один типичный пример церковных суеверий — преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди «не убий», совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.
Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа — братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.
III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ
Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.
Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум — посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ
1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову «примета»:
«Примета — отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. — Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. — Например, дурная примета».
Итак, примета может быть:

Иконников Сергей Анатольевич, Юрьева Анна Александровна

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДРАССУДКИ ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматриваются религиозные обычаи, традиции и поверья жителей Воронежской губернии второй половины XIX — начала XX века. Несмотря на то, что подавляющее большинство крестьянского населения Центрального Черноземья исповедовало православие, непросвещенность и распространенная безграмотность значительного числа крестьянства способствовали развитию самых разнообразных предрассудков и поверий. На основе исторических источников в статье анализируются особенности религиозных предрассудков и предубеждений жителей Воронежской губернии в пореформенный период отечественной истории. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/10725.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 98-101. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

в определенный момент времени. Непоследовательность в принятии тех или иных нормативно-правовых актов была вызвана нестабильностью политических систем в странах СНГ.

5. Учитывая вышесказанное, нам видится, что для более глубокого понимания происходивших процессов необходимо провести комплексное изучение проблемы трансформации единого рублевого пространства, рассматривая все факторы в равной степени и не пренебрегая ни одним из них.

Список литературы

1. Белецкая Л. Президент Кравчук подался в нэпманы // Коммерсантъ. 1992. 30 марта.

2. Домбровски М. Причины распада рублевой зоны // Общество и экономика. 1995. № 12. С. 48-65.

4. Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР // Вопросы экономики. 1996. № 2. C. 64-87.

5. Кононенко В. В Дагомысе Россия с Украиной нашли компромисс // Известия. 1992. 24 июня.

6. Про заходи у зв’язку з введенням в об^ купошв багаторазового використання : Постанова Кабинету мшстрш i Национального банку Украши вид 28 грудня 1991 р. № 378 // 1нформацшно-аналггична система по законодавству Украши «Парус-Консультант». URL: http://consultantparus.ua/?doc=0119G15906 (дата обращения: 25.08.2016).

9. Трифонов И. И. Основные предпосылки международной валютной интеграции и дезинтеграции // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6. С. 12-18.

MOTIVES TO TRANSFORM THE INTEGRATED ROUBLE ZONE AND TO INTRODUCE NATIONAL CURRENCIES IN THE FORMER USSR REPUBLICS

Zakhov Aleksandr Sergeevich

Saint Petersburg University 3axoff@gmail. com

УДК 271.2-725-475.5(470.324)»19″ Исторические науки и археология

В статье рассматриваются религиозные обычаи, традиции и поверья жителей Воронежской губернии второй половины XIX — начала XX века. Несмотря на то, что подавляющее большинство крестьянского населения Центрального Черноземья исповедовало православие, непросвещенность и распространенная безграмотность значительного числа крестьянства способствовали развитию самых разнообразных предрассудков и поверий. На основе исторических источников в статье анализируются особенности религиозных предрассудков и предубеждений жителей Воронежской губернии в пореформенный период отечественной истории.

Ключевые слова и фразы: Российская империя; Православная Церковь; Воронежская епархия; крестьянство; религиозные предрассудки.

Иконников Сергей Анатольевич, к.и.н. Юрьева Анна Александровна, к.и.н., доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I ikonnikovsergey88@mail. гы

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДРАССУДКИ ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Широкомасштабные внутриполитические преобразования императора Александра II 1860-1870 гг. оказали на Российскую империю самое значительное влияние, во многом изменив социальный облик сословий, преобразовав экономику государства, а также возвысив рейтинг страны на внешнеполитической арене.

Одной из задач преобразований царя-освободителя было повышение грамотности крестьянского населения страны. Отмена крепостного права, вызвавшая появление на свет нового наделенного правами сословия свободных сельских обывателей, предполагала активное вовлечение крестьян в общественно-политическую и экономическую жизнь страны. При этом условия развития государства были уже совершенно новые, характеризующиеся модернизацией всех сторон внутреннего устройства страны. Министр народного просвещения А. С. Норов, по указу Александра II обозревавший осенью 1855 г. Казанский университет, обращаясь к профессорам, заметил: «Наука, господа, всегда была для нас одною из важнейших потребностей жизни, но теперь она первая. Если враги наши имеют над нами перевес, то единственно силою своего образования» .

Во второй половине XIX века правительство предприняло ряд мер по повышению уровня образования населения страны. 14 июля 1864 г. было высочайше утверждено «Положение о начальных народных училищах», призванное способствовать распространению сети начальных народных школ. В первой же статье документа вполне определенно формулировалась цель введения нового Положения: «Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» .

Как видно из первой статьи, утверждение среди крестьянского населения Российской империи первоначальных религиозно-нравственных понятий являлось ключевой целью создания новой сети земских и цер-ковно-приходских школ. Однако в начале 1860-х гг. импульс к развитию начального образования лишь только был дан, а возможностей новоучреждаемых народных училищ было недостаточно для того, чтобы познакомить значительное число крестьян с элементарными началами просвещения. В 1893 г. в Воронежской губернии число детей в пригодном для обучения в низшей школе возрасте от 7 до 14 лет составляло 343 296 (и мальчиков, и девочек), из них в земской школе обучалось лишь 47 358 человек, то есть 13% .

Недостаток просвещения приводил в конечном счете к распространению в народе самых разнообразных религиозных предрассудков и поверий. Порой воронежские крестьяне доверяли больше ворожеям и гадалкам, нежели врачам и священнослужителям Православной Церкви. Священник Александр Кременецкий сетовал на этот счет: «Сколько раз я советовал вам и убеждал вас, когда вас посетит какая-либо болезнь, не обращаться за помощью к каким-нибудь знахаркам-ворожеям, а обращаться к лекарям; но вы меня не слушаете, и даже некоторые из вас за грех считают лечиться у лекарей. Какой же тут грех, когда врач от Бога?» .

Непросвещенность и религиозная безграмотность приводили к появлению самых экзотических обрядов и предубеждений. Большая часть предрассудков поражала современников своей бессмысленностью, но некоторые были придуманы для того, чтобы приучать крестьян к определенным правилам поведения или жизненным ситуациям. А. Фон Кремер писал об особенностях воззрений жителей села Верхняя Тишанка Воронежской губернии: «Крестьяне села Верхотишанки, как и вообще весь простой русский народ, придерживаются многих суеверных обычаев и предрассудков; из них некоторые уже слишком нелепы, а другие, напротив того, придуманы довольно умно; так, например, чтобы приучить молодую хозяйку к опрятности, говорят: «кто молоко или сметану держит не закрывши, тот хочет, чтобы недобрый (дьявол) туда наплевал»» .

Исповедоваемые поверья и обычаи жителей Воронежской губернии характеризовались смешением христианской традиции и остатков языческого менталитета. Для крестьян было обычным, например, совершать молитвенное обращение и одновременно верить в силу приговоров. «При раздувании в избах огня говорят: «Господи Иисусе Христе!» и крестятся. Когда же огонь долго не вздувается, то приговаривают: «Святой огонюшек, дайся нам!»» .

Смешение церковных традиций и предрассудков проявлялось и в обычае причащения крестьян Воронежской губернии. Существовало поверье, что в продолжение шести недель после участия в Евхаристии не следовало плеваться, петь песен и участвовать в народных гуляньях. Именно поэтому крестьяне некоторых воронежских сел старались причащаться на первой седмице Великого поста, для того чтобы к Светлой (Пасхальной) седмице быть готовыми встретить праздник .

В Воронежской губернии существовало и другое странное поверье. На Светлой седмице, когда дома крестьян посещало духовенство для совершения праздничных молебнов, жители ставили лавку, на нее полагали скатерть или полотенце, а поверх него помещали иконы. После совершения молебна крестьяне просили причетника бросить эту скатерть на крышу избы, так как полагали, что в таком случае лен родится долгим . Данное поверье показывает, что крестьяне приписывали священно- и церковнослужителям не только духовную, но и магическую силу. В этой связи среди крестьян бытовало и другое предубеждение. В дни празднования Рождества Христова при виде приближающегося к избе для совершения молебна священнослужителя с крестом в руках жители стелили на лавку полушубок и непременно приглашали клирика сесть на него. Считалось, что благодаря этому наседки будут садиться на яйца .

В канун великих и двунадесятых праздников крестьяне Воронежской губернии нередко совершали гадания. Одним из наиболее распространенных было гадание в канун праздника Рождества Христова. В селах после появления первой звезды жители приносили в дома связку соломы или сена, помещали ее на прилавке, сверху покрывали скатертью, на которую полагали святые иконы. Перед иконой ставили стол с кутьей (каша из пшеницы или ячменя) и узвар (напиток из сухих фруктов). Перед образами начинался ужин, при этом часть кутьи съедалась, а часть отдавалась курам (существовало поверье, что от этого они будут лучше нестись). Во время ужина совершались гадания о будущем урожае. Из-под скатерти вытягивали несколько соломинок, по виду которых определяли перспективы будущего урожая: если соломинка оказывалась с полным колосом, то год следовало ожидать изобильным, пустой колос свидетельствовал о том, что будет неурожай .

Имелись предрассудки и в области медицины. Так, среди крестьян существовало поверье, согласно которому эффективным средством для борьбы с простудными заболеваниями являлся так называемый херувимский ладан (то есть ладан, который был использован за каждением в ходе Херувимской песни). «Берут из церкви херувимский ладан, разводят его в воде и пьют от разных болезней» . Многие известные на тот момент медицинские способы борьбы с болезнями считались грехом. Таковым объявлялось оспопрививание. Прививка оспы считалась печатью антихриста .

Достаточно распространенным среди жителей губернии являлось знахарство. Многие болезни приписывались жителями сглазу, порче, проделкам «злых людей». Соответственно и боролись с ними посредством магических песен, нашептываний, заклинаний. Так, например, жители села Солдатского Новоусманского уезда Воронежской губернии практиковали следующий способ борьбы с зубной болью. Крестьяне, испытывавшие зубную боль, как только наступало полнолуние, становились лицом к месяцу и делали заговор следующего содержания: «На небе месяц, на море дуб; под дубом камень, под камнем червяк, когда тот червяк камень источит, тогда у (называлось имя, например, Петра) зубы станут болеть». После произнесения слов следовало плюнуть по правую сторону, затем снова прочесть заговор и сплюнуть налево, на третий раз после прочтения заговора плевали назад и тем самым заканчивали так называемое «лечение» . Местный священник сетовал на то, что жители села Солдатского безапелляционно доверяли заговорщицам и глубоко верили в откровенные религиозные предрассудки. В разговорах с прихожанами клирик пытался выяснить, почему они верят во всякого рода нелепицы, придавая им религиозное значение. Однако рационального объяснения иерею услышать так и не удалось. «Спросите вы нашу поселянку, почему она никогда не печет хлеба в пятницу, хотя в доме не было бы ни куска хлеба, спросите вы нашего мужика, почему женщина, перешедшая вам дорогу с пустыми ведрами, предсказывает несчастие, он вам ответит: «Так люди делают, говорят, нехорошо», другой скажет: «Так верили в старину, так думаем и мы»» .

С помощью поверий крестьяне объясняли происхождение животных, птиц и рыб. Среди жителей села Ендовища Землянского уезда ходили характерные слухи о причине происхождения однобокой рыбы (камбалы). Согласно сказаниям, которые якобы поведали побывавшие в Иерусалиме паломники, рыба появилась на свет следующим образом: «Одна женщина ела жареную рыбу; ее в это время известили, что Иисус Христос воскрес; она возразила. «Когда эта рыба оживет, тогда я поверю, что Распятый Христос воскрес». Рыба та в тот же момент ожила, ее пустили в реку, и с той поры появилась однобокая рыба» .

Не менее фантастичной представляется легенда о происхождении кукушки, также распространенная в некоторых селах Воронежской губернии. Кукушка когда-то была девушкой. Однажды в первый день Пасхи, направляясь в храм на богослужение, она обнаружила, что забыла дома свой платок. Ее возвращение домой вызвало гнев матери (незапланированное возвращение домой также являлось нехорошей приметой, сулившей несчастье), которая прокляла ее. Проклятие было настолько сильным, что девушка превратилась в кукушку, и с тех пор ее крик стал служить предзнаменованием скорби .

Растения также рассматривали через призму существовавших поверий. Осина считалась деревом, на котором повесился Иуда, а потому оно было проклято. С момента страшной смерти бывшего апостола оно, согласно поверьям, стало издавать характерный звук — трепетать. Народное поверье гласило, что яблоня могла быть плодороднее, если на праздник Крещения в промежуток между утреней и литургией ударить по ней три раза топором с произнесением фразы: «Яблоня, яблоня, принеси мне яблок, а то я тебе голову снесу» .

Таким образом, среди жителей Воронежской губернии (преимущественно крестьян) были широко распространены самые разнообразные религиозные поверья и предрассудки. Непросвещенность и религиозная безграмотность, отсутствие всеобщего начального образования явились благоприятной почвой для распространения в народе самых нелепых заблуждений. Воронежский священник Н. Ляборинский, обращаясь в своей проповеди к народным учителям, с горечью отмечал: «Когда мы переносимся мыслию в наши бедные и глухие села, места вашей учительской деятельности, то в воображении рисуются образы, пробуждающие в нас чувства глубокого сожаления. Нам жаль становится наших меньших братий, ходящих еще во тьме неведения, которым недоступны никакие высшие блага, данные нам здоровою наукою, но даже начатки этой науки, — азбука для значительного большинства из них составляет неведомую землю» .

Список литературы

1. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ: в 2-х т. М.: Территория будущего, 2008. Т. 1. 480 с.

2. Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX — начало XX века). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 396 с.

4. Кремер А. Обычаи, поверья и предрассудки крестьян села Верхотишанки // Памятная книжка Воронежской губернии на 1870-1871 гг. Воронеж: Типолитография Губернского Правления, 1871. С. 274-305.

5. Ляборинский Н., свящ. Слово, сказанное законоучителем учительской семинарии Н. Ляборинским к народным учителям, бывшим на краткосрочных педагогических курсах при учительской семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1876. № 21. С. 379-383.

7. Святочные обычаи и поверья // Воронежские епархиальные ведомости. 1876. № 2. С. 21-31.

8. Село Солдатское, что на Геросиме // Воронежские епархиальные ведомости. 1873. № 1. С. 7-17.

9. Федоров П., свящ. Религиозные обычаи, поверья и суеверия жителей слободы Ендовища, Землянского уезда и выделившихся из нее приходов с.с. Латнаго и Шумейки. Воронеж: Типолитография В. И. Исаева, 1903. 37 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words and phrases: The Russian Empire; Orthodox Church; Voronezh eparchy; peasantry; religious superstitions.

УДК 7; 18.67.791.43.03 Искусствоведение

Статья посвящена решению ряда актуальных проблем, связанных со становлением и развитием зарубежной экранной культуры, ее неигрового сегмента (кино и телевидения) середины ХХ века. Цель работы заключается в изучении особенностей использования выразительных средств в неигровом кино и телевидении стран Европы и США 1950-1960-х гг. Возросшая эстетическая и художественная гибкость экранной документалистики позволила сделать ее востребованной как со стороны народа, так и дискурса власти.

Ключевые слова и фразы: кино; телевидение; документалистика; телепрограмма; публицистика; экранная культура; cinéma vérité.

Казючиц Максим Федорович, к. филос. н.

Академия медиаиндустрии, г. Москва mkazuchitz@gmail. com

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭКРАННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКИ СТРАН ЕВРОПЫ И США 1950-1960-Х ГГ.

Период 1950-1960-х годов в экранной документалистике стран Европы и США характеризуется значительными трансформациями в сфере технических разработок и художественно—выразительных возможностей. В эти годы большое распространение получает телевидение, и как следствие, активно развивается форматно-жанровая структура, включая и неигровой аспект. Актуальность изучения эстетико-художественных особенностей зарубежного телевизионного сегмента указанного времени обусловлена тем влиянием, которое он оказал на последующее формирование современного документального кино и телевидения, в том числе и в России.

В кинематографе Европы конца 1950-х — начала 1960-х годов поворот в области выразительных средств и тематического своеобразия документалистики был связан с влиянием приемов и методов, пришедших из этнографического кино. Вместе с тем подобные изменения во многом были обусловлены широким распространением под влиянием телевидения репортажной эстетики. Подобный стиль позволял привнеси в традиционные жанры экранного очерка, репортажа «эффект зрительского участия», как указывали в научной и публицистической литературе тех лет. Зрелищные возможности в условиях обновленной эстетики (съемка ручной камерой, длительное наблюдение, оперативный монтаж материала и пр.) в значительной степени возросли. О широчайшем распространении новой экранной эстетики наглядно свидетельствует изобразительное решение знаменитого фильма «На последнем дыхании» (1968) одной из ключевых фигур Новой волны во Франции Ж.-Л. Годара. Приемы монтажа и операторской работы здесь весьма точно передают стиль современного для тех лет телевизионного репортажа.

В сфере экранной документалистики 1950-1960-х годов значительный вклад был внесен французским этнографом и кинематографистом Ж. Рушем, основателем направления «синема верите» (cinéma vérité). Термин является переводом названия знаменитого серийного киносборника «Киноправда» отечественных режиссеров Д. Вертова и М. Кауфмана. Впервые выражение «cinéma vérité» применительно к современному экранному процессу употребил известный французский социолог, исследователь культуры и искусства Э. Морен. В журнале «France-Observateuf’ 1960 года вышла статья Морена «Pour un nouveau cinéma vérité» («О новой киноправде»), посвященная Международному фестивалю этнографического кино во Флоренции .

Роль, сыгранная Рушем в становлении новой эстетики документального кино и телевидения, должна быть рассмотрена в нескольких плоскостях: техническая сторона съемочного процесса; методологическая и идейная сторона съемочного процесса в сфере документалистики. Техническая сторона организации съемочного процесса документального фильма в 1950-1960-х гг. в целом может быть сведена к проблемам портативной съемочной техники и синхронной записи звука. Так, съемки знаменитого документально-публицистического фильма «Я — черный» (1958) производились с применением портативной механической

День усекновения главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа, – особенный день в жизни Церкви.

Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи… (свт. Лука Войно-Ясенецкий)

Тот день — день жестокой расправы над пророком — был днем великого греха и великой скорби.

Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и «бесилась», как о том поется в песнопениях Церкви.

И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего.

Дочь Иродиады Саломия исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено!

И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания.

Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломии: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя».

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, — напоминает нам Типикон (церковный устав). — Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве»

Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия, к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения.

Автор Дарья Сивашенкова Обновлено: 22.02.2019 18:02 Опубликовано: 16.02.2012 16:00

Христианская вера и суеверия совершенно противоположные друг другу понятия. Верующий христианин не обращает внимания на черных кошек, женщин с пустыми ведрами, не боится передать вещь через порог и не стучит по дереву. Но натура человеческая неисправима: даже в церквях обитают суеверия. Мы предлагаем вашему вниманию подборку забавных примет, в которые православному человеку верить не стоит.

Свобода, провозглашенная и дарованная человеку христианством, не каждому оказывается по плечу. Сколько ни учит Библия, что нехорошо христианину веровать во всякие суеверные глупости, сколько ни объясняет, что верующему подобает уповать лишь на волю Божью — натура человеческая не меняется. И суеверия живут и процветают — даже в храмах. Кому не приходилось слышать от чрезмерно «воцерковленных» прихожан и прихожанок, что свечку-де нельзя ставить и передавать левой рукой и нельзя ходить между подсвечником и иконой — «а то боженька обидится».

Что такое суеверие? Не более, чем попытка «зафиксировать» и подчинить себе некий невидимый «духовный» закон, найти прямую и однозначную связь между тем, что происходит сейчас, и будущим. Ведь коли связь найдена — следовательно, можно управлять и контролировать то, что случится в грядущем. Уповать на непостижимую и необъяснимую волю Божью куда сложнее. Проще уж точно знать, что встретить черную кошку — к несчастью, а просыпать соль — к ссоре. То-то хорошо: вроде как не ты виноват, что невежливо поговорил с родным человеком, а просто судьба такая: соль просыпалась. Или зеркало разбилось.

Но считать себя христианином при этом все-таки хочется. Вот и рождаются странные суеверия, слегка «облагороженные» христианским и церковным колоритом и из-за этого имеющие «благочестивый» вид. Так во что же зачастую веруют наши братья и сестры? Попробуем привести примеры, прокомментировать и заодно попытаться понять: откуда растут ноги у «церковных суеверий».

: «Суженый-ряженый, приди волосы чесать…»

В православном храме очень сильная энергетика и поэтому женщине обязательно надо быть в платке, иначе передоз может случиться. Мужики-то народ сильный — справятся, а вот женщине лучше предохраниться. — вот так пытаются люди, не читавшие Священное писание, «объяснить» покрытые женские головы. Странно, что не предлагают сразу свинцовыми ковриками укрыться. А ведь на самом деле о платках для женщин писал апостол Павел, уточняя при этом, что покрывать головы должны не все, а только замужние дамы. Платок имеет непосредственное отношение к взаимоотношениям внутри семьи:

«Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов», — писал апостол Павел в первом послании к Коринфянам, совершенно не представляя, что спустя несколько тысяч лет его слова «перетолмачат» на «энергетический новояз».

Но «передоз энергетики» — еще не худшее, что может случиться с женщиной в храме. Опасность подстерегает практически всюду! Например, девочек женщине крестить плохо, женское счастье они отнимают у крестной своей.

Это суеверие весьма сомнительно даже на фоне своих «собратьев». Дело в том, что, по правилам, у девочки обязательно должна быть мама-крестная, как у мальчика — отец-крестный.

Впрочем, женщины за свои обиды могут и «отплатить». Если женщина на мужчину в церкви глянет — у него детей не будет, — гласит другое суеверие. Разумеется, некоторые женщины так глянут, что ничего не будет — ни детей, ни счета в банке, ни машины, ни квартиры. Но не все же! И как можно верить в это суеверие, учитывая, сколько детей у православных отцов, исправно ходящих в церковь — странно даже представить.

Поверья предоставляют множество простых и легких способов избавиться от грехов, чтобы не идти трудным и длинным путем покаяния и настоящего внутреннего перерождения.Полезно тереть нательный крестик, так грехи стираются, — учит нас «народная мудрость». Полезно тереть лампу Аладдина, из нее, говорят, джинн вылезти может, а тереть крестик — совершенно бессмысленное занятие: только мозоль на пальце натрешь.

Пятница, 13-е: от Христа до наших дней

Убьешь паука — простится 40 грехов, — за что-то не любит не любит несчастное членистоногое другое суеверие. А можно еще мух в доме поубивать: бедный паук сам умрет от голода, и грехи все равно будут списаны. Не хотите убивать насекомых? Для вас есть еще один способ избавиться от сорока страшных прегрешений: помыть в доме полы после покойника. Не в том смысле, конечно, что беспокойный мертвец вылез из могилы и натоптал в прихожей. Следует всего лишь убраться после вынесенного гроба. Дело, безусловно, полезное, но к прощению и оставлению грехов отношения все-таки не имеет.

С похоронами вообще связано традиционно много суеверий, от жутковатых до очень забавных. И все они преподносятся прямо-таки как благочестивейшая традиция!

Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон на поминках блин этот подсовывают священнику, чтобы он его съел. Если съест — покойнику Царство небесное.Главное — батюшке не рассказывать, что он только что съел, а то и батюшка за тем же столом отдаст Богу душу.

На канун в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться, — требует суеверие. Интересно, а перила к этим лесенкам следует приделывать, чтобы было, по чему скатываться, если на небесах не примут?

О том, чтобы дорогой усопший попал без хлопот в рай, «прицерковные» суеверия заботятся особо. Нельзя хоронить покойника с драгоценностями — они его в рай не пустят. Ну, разве что золотой цепочкой за украшения на райских вратах зацепится.

Касательно одного суеверия рассказывают целую историю. Правящему архиерею провинциальной епархии пришло письмо от прихожан одного храма с жалобой на нового настоятеля. В жалобе ни много ни мало священника обвинили в том, что он не пускает души в рай. Оказывается, предыдущий настоятель придерживался местного обычая: при выносе гроба за церковные ворота ему наливали стакан водки, он его выпивал и со словами «эх, понеслась душа в рай» швырял пустой стакан в закрытые ворота.

Отлично устроился батюшка! Надо думать, что на следующий после похорон день он взывал к прихожанам: люди добрые! Дайте опохмелиться, а то ж душа горит!

Святки: гадания, черти и церковные традиции

С помощью церковных традиций суеверные люди пытаются шантажировать даже… Бога!Чтобы человек потерявшийся нашелся — заказывают поминовений на Литургии за упокой, мотивируя, тем, что если он жив, то Богу будет неудобно, чтобы поминали его за упокой, и Он его нам «выдаст». Нужно ли говорить, что подобное взаимоотношения куда больше приличествуют дикарям и языческим божкам, но никак не христианам со Спасителем.

«Поискал Исуса не ради Исуса, а ради хлеба куса», — неодобрительно говорили в старину о священниках, принявших сан не ради труда во славу Божью, а из-за того, что место больно «хлебное». Но и поныне в храм идут, ища не небесных сокровищ, а земных выгод. Поэтому немудрено, что существуют церковные суеверия, нацеленные на обогащение совсем не духовными дарами…

Чтобы были деньги, надо в красный угол положить старый медный пятак. С этим пятаком надо предварительно обойти вокруг храма 3 раза. Умиляет в этом суеверии то, что речь идет не о нынешней пятикопеечной монетке, на которой изображен святой Георгий Победоносец, а о советском пятаке. Видать, на небесах по СССР такая же ностальгия, как у нынешнего поколения бабушек и дедушек, поэтому деньги современной России там не котируются.

Поведение в храме тоже строго регламентируется всякими суевериями. О запрете передавать свечку левой рукой и проходить между иконой и подсвечником уже было сказано. Но это не все: оказывается, ставя свечу, ни в коем случае нельзя подтапливать ее основание (многие так делают, чтобы свечка стояла устойчивее). Объяснение этому звучит на грани кощунства — Христу ноги жжешь. Но суеверные прихожанки, испуганно хватающие человека со свечкой за рукав, считают, что они очень благочестивы и богобоязненны.

Читайте также: Кража «волшебных вещей» забирает удачу

Спиной к алтарю стоять нельзя, Бог отвернется, — пугает еще одно поверье. Действительно, существует благочестивая традиция, согласно которой при открытых Царских вратах нельзя поворачиваться к ним спиной. Ведь именно алтарь, видный при отверзнутых вратах, считается «святая святых» каждого храма. Но нельзя же мнить Бога мстительным и мелочным деспотом, способным отвернуться от человека из-за его, может быть, даже случайной невежливости!

Стоять в храме нужно обязательно пятками вместе, а ноги развести. Если пяточки вместе не сложишь, то никакой благодати не будет. С благодатью у суеверных «христиан» отношения вообще сложные. Согласно другому поверью, ее надо «ловить» (например, когда священник благословляет народ с амвона или обходит храм с кадилом) и прятать в карман, а иначе «Бог не простит».

Диву даешься, сколько диких правил и страшных, непрощаемых грехов придумывают себе люди, лишь бы немного «упорядочить» непонятные отношения с Господом. И искренне веруют в свои выдумки, пугая себя и других, вместо того, чтобы услышать простые и ясные заповеди Христа, Который призывает не убивать пауков и класть блины на лицо покойника, чтобы попасть в Царствие Небесное, а просто искренне веровать, любить и каяться в грехах. В общем, если когда-нибудь зайдя в храм, вы услышите что-нибудь из вышеприведенного списка: знайте — это как раз то, во что православному христианину верить совершенно необязательно.

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «»Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

– Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *