Цитаты о нравственности

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

Джон Локк:

Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны.

Ян Амос Коменский:

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждении.

Менандр:

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Фридрих Энгельс:

Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.

Теофраст:

Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам.

Гегель:

Нравственность — это разум воли.

Пьер Буаст:

Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов.

Виссарион Белинский:

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.

Чарльз Дарвин:

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли.

Генри Торо:

Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь.

Лао-цзы:

Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.

Жан-Жак Руссо:

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.
Вся нравственность человека заключается в его намерениях.

Ромен Роллан:

Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека.

Борис Андреев:

Любовь — сила движения искусства, нравственность — путеводная звезда его направленности.

Тацит:

Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.

Леонид Якубович:

В угоду нравственности надо на какое-то время поступиться материальным.

Дэвид Юм:

Сами по себе поступки, если они не проистекают из какого-либо постоянного принципа… не имеют значения для нравственности.

Мольер:

Ей старость помогла соблазны побороть. Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Блез Паскаль:

Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

В.И. Ленин:

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.

Захер-Мазох:

Во все эпохи нравственный характер складывался только под влиянием серьезного, глубокого образования.

А.С. Пушкин:

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.

Монтескье:

Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры.

Лев Толстой:

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Знание без нравственной основы — ничего не значит.
1 | 2 | Следующая | Последняя

«Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не сможет ”
Августин Блаженный, 4 век
Цели:
— остановить падение нравственности в обществе;
— найти и выработать пути и методы поддержания нравственности в обществе, опирающиеся на культурные и общечеловеческие ценности.
Конец двадцатого и начало двадцать первого века знаменуются катастрофическим падением нравственности, что негативно отражается на человеке и человеческом обществе. Коррупция, наркомания, терроризм, природные катаклизмы, новые болезни, сексуальная распущенность и гомосексуализм стали постоянными темами наших новостей.
Большинство философов исходят из того, что нравственность является внутренним состоянием человека, исходящим из основ человеческого разума. Ни одно животное не обладает такой способностью. Наличие у человека нравственности возвышает человека над природой, а отсутствие нравственности вызывает у человека животный инстинкт и превращает его в животное. Учёные уже экспериментально доказали, что человек с рождения может отличать добро от зла. Не говорит ли это о том, что нравственность имеет в человеке фундаментальную основу и несёт божественное начало. Ведь не зря же все ортодоксальные религии опираются на нравственные корни человека. Ни одна из религий мира не сможет существовать, если нравственные устои потеряют опору. Они превратятся в еретические религии религиозных фанатиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями: усилением национализма, экстремизма и терроризма.
Сейчас мало кто задумывается над тем, какими последствиями и какими катастрофами грозит человеческому обществу падение нравственности. Доктор физико-математических наук Л.Д. Кудрявцев в аннотации к книге «Современное общество и нравственность”, вышедшей в 2000 году, пишет: «В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом”. Нам кажется, что пора всем не только задуматься над этим вопросом, но и возвести нравственность к первостепенной, важнейшей задаче государственной политики, придать вопросам повышения нравственности фундаментальную и концептуальную основу всей внутренней политики Российской Федерации.
В начальный период существования человеческого общества, с целью выживания и защиты людей от варварских племен, а также для обеспечения внутреннего порядка на территориях, появились государства, взявшие на себя функции защиты и управления. На протяжении тысячелетий, с развитием торговли, культуры и науки, государства постепенно развивались, приобретая новые функции и новое содержание.
Однако взаимопроникновение культур, развитие и усложнение идеологи человечества стали отражаться на моральных принципах. Что и привело к началу падения нравственности. Уже в начале прошлого века это заметили выдающиеся умы человечества. Автор теории относительности, физик Альберт Эйнштейн в письмах к своей сестре пишет: «Кажется, люди утратили стремление к справедливости и достоинству, перестали уважать то, что ценою огромных жертв сумели завоевать прежние, лучшие поколения… В конечном счёте основой всех человеческих ценностей служит нравственность.”
Другой физик, белорусский учёный А. В. Вейник в конце прошлого века в своей книге «Термодинамика реальных процессов” пишет: «…наблюдаемый ныне чрезвычайно высокий рост числа всевозможных заболеваний имеет своей причиной катастрофическое падение в обществе духовности и нравственности… Неизбежно появление и новых заболеваний типа СПИДа и т. д.”. И, пожалуй, впервые в науке Вейник делает выводы, которые можно сравнить с величайшем открытием: «…проблема долголетия, как и здоровья в целом, имеет еще один аспект, который мы обычно упускаем из виду, но который является центральным. Всё определяется тем, для чего человек живет и как он живет, то есть главный барьер здесь — это проблема духовности, добротолюбия и самоограничения. А начинается всё с того, что мысль материальна… Все наши ощущения, желания, чувства, мысли, движения, деяния, творения и т. д. сопровождаются хрональными излучениями, которые содержат в себе всю эту информацию… Они накапливаются в виде кармы и действуют не только на окружающих, но и на самого человека”.
Научный эксперимент японского учёного Масару Емото подтверждает выводы Вейника. Емото проводил эксперименты с кристаллами воды. Перед замораживанием воды он воздействовал на воду информацией в виде музыки и слов. Оказалось, что кристаллы воды удивительным образом воспроизводят в своей форме хорошую и плохую информацию. От хорошей информации кристаллы воды многогранны и очень красивые, а от плохой информации кристаллы имеют бесформенную структуру и даже полностью разрушены.
Падение нравственности в обществе идёт нарастающими темпами. Основатель системы самосовершенствования Фалуньгун, мастер цигун Ли Хунчжи, в одной из своих книг пишет: «По-моему, сейчас люди уже не отличают добро от зла. Если ты кому-нибудь скажешь, что он делает плохое дело, он тебе не поверит. Потому что изменились нравственные нормы у людей…. В эволюционном процессе Вселенной, особенно сейчас, как наступил прилив товарного хозяйства, нравственность у многих людей сильно разложилась и всё дальше уходит от свойства Вселенной – Истина Доброта Терпение. Люди, которые плывут по течению вместе с обществом, не чувствуют степени разложения нравственности человечества, некоторые из них даже думают, что это хорошо. Только те, у кого Синьсин (духовность, терпение и прочее – прим. автора) поднялся благодаря самосовершенствованию, оглядываясь назад, могут увидеть резкий упадок нравственности человечества”.
Большую обеспокоенность состоянием нравственности выражает и церковь.
«Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут…” — такими словами закончил патриарх Кирилл проповедь к верующим по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского 1 августа 2012 года.
Из всего приведённого выше, можно сделать лишь один вывод: отсутствие нравственности приведёт к моральному и духовному падению человека, к деградации и самоуничтожению человеческого общества. Самое печальное в том, что общество ещё не осознало этого, так как большинство людей, как говорит Ли Хунчжи: «плывут по течению и не чувствуют степени разложения нравственности”.
Поэтому падение нравственности необходимо считать величайшим бедствием, началом эпидемии безумия и мракобесия человеческого общества.
Так как человечество стоит на пороге своего самоуничтожения, то следует предпринять беспрецедентные меры по повышению нравственности. Но какие, если люди не чувствуют степени разложения нравственности? И смогут ли люди понять это, когда их разум уже претерпел изменение, и идёт процесс деградации? И смогут ли остановиться и найти опору, когда они уже одной ногой находятся над пропастью?
Есть только два способа самоспасения:
Первый, это декретный или государственный.
Государство должно взять на себя функцию поддержания нравственности в обществе. Может быть, кто-нибудь скажет, что мораль и нравственность не являются теми функциями, которыми должно управлять государство. Однако это не так. В СССР уделяли большое внимание воспитанию и поддержанию морали и нравственности в обществе. Конфуцианство тоже когда-то достигло уровня государственной идеологии в Китае. Так что есть, на чём учиться. И сегодня, когда падение нравственности стало главной проблемой существования человеческого общества, государство просто обязано серьёзно заняться этим вопросом.
Основные государственные функции поддержания нравственности в обществе, пути и методы:
— создать комитет нравственности с полномочиями министерства для разработки программ воспитания и поддержания морали и нравственности в обществе (Комитет должен состоять из граждан, не принадлежащих ни к каким религиям. Наше многонациональное государство должно строго придерживаться принципов светского государства.);
— создать специализированные СМИ и ввести общеобразовательные каналы и программы на электронных средствах массовой информации;
— привлечь известных учёных, педагогов, журналистов, деятелей культуры и других людей, способных решать эту задачу на постоянной основе;
— усовершенствовать законы (с позиции повышения нравственности).
Государственный способ повышения нравственности – не лучший способ, но он необходим для тех, кто не осознаёт степени разложения нравственности или сознательно занимается делами, которые разлагают нравственность.
Для тех, кто осознаёт необходимость повышения нравственности, лучше подойдёт второй способ. Он заключается в том, что человек сам должен заняться своим самосовершенствованием, самостоятельно повышать свою мораль и нравственность. Это самый эффективный метод повышения нравственности, но и самый трудный, требующий большой выдержки и большого терпения.
Существуют два метода самосовершенствования, религиозный и не религиозный. Религиозные методы хорошо известны в обществе, как правило, это все ортодоксальные религии. На них мы останавливаться не будем, хотя нужно отметить, что всеобщее падение нравственности сказалось и на них. Мы стали свидетелями скандальных историй со служителями католичества, использующих мальчиков-послушников в своих похотливых целях. Некоторые из религий требуют пристального внимания, так как в них образовались радикальные направления, проповедующие национализм, экстремизм и терроризм.
Не религиозные методы почти не известны в обществе, так как они в течение тысячелетий передавались ограниченному числу или даже единственному последователю. В основном, такие методы стали известны в обществе сравнительно недавно, когда средства связи и информации достигли высокого уровня. В основе таких методов лежит совершенствование нравственности и достижение хорошего здоровья. К ним относятся многие школы цигун, ушу-цигун, йога и другие.
Если все люди осознают, какая опасность грозит человечеству от падения нравственности, и, не дожидаясь, когда государство решит эту проблему, начнут заниматься самосовершенствованием, то общество быстро стабилизируется и изменится. В одной из своих книг Ли Хунчжи пишет: «Мы уже говорили, что если каждый из нас будет совершенствоваться внутренне, … будет искать причины, где допущен промах, чтобы в следующий раз смог всё сделать лучше, и перед тем, как взяться за какое-нибудь дело, в первую очередь подумает об интересах других, тогда человеческое общество улучшится, моральный облик поднимется, духовная культура, состояние общественной безопасности улучшатся, и, может быть, больше не понадобится милиция. Не нужно будет, чтобы одни управляли другими. Каждый способен держать себя в руках. Каждый разыскивает несовершенство в себе. Как хорошо это будет…”.
Государство должно уделить особое внимание самосовершенствованию граждан и в максимально короткие сроки разработать программу поддержки этого способа повышения нравственности.

«Поглядите, вот бессильный
Не сумевший жизнь спасти…»

А. Блок.

И вот, мы жили-жили и представить себе не могли, что снова, как наши деды и прадеды, будем переживать гражданскую войну, мировую, экономический кризис… Почти как они. В мире что творится — все на всех… Сложно разобраться даже, за что все эти люди воюют? За деньги, за власть? За свободу от тиранов? Почему цивилизация столько веков существует, а никто не может прекратить хотя бы войны? Зачем все достижения, если завтра нас может не быть? Но это ещё не все вопросы, которые современный человек себе задаёт. Вот, небо у нас мирное, а жизнь, бывает такая, что жить не хочется. Успокаиваешь себя только тем, что другим не легче… А что происходит с нами? Почему мы падаем духом и так плохо? Потому что люди злые вокруг, потому и мы в ответ им. Но кому же от этой драки хорошо? Тому и хорошо, кто хорошо устроился… Кто о себе подумал, а ближнего оттолкнул… Так примерно размышляет обыватель, толкаясь в очередях, рассматривая ценники в магазинах и слушая новости. И не последнее место в его тревогах занимает судьба государства и общества в целом. Потому что на его глазах рушилось государство Украина и продолжает разрушаться. А в чём же причина? Кто и когда это остановит? И мы видели и ощущали, как вдруг меняется отношение человека к человеку в гражданской войне идей, принципов, общественных формаций. Не может быть, что все эти агрессоры «куплены» Америкой. Почему они такие злые? Что с ними происходит? Их зомбируют, или новый вирус ненависти изобретён?

От сумасшедшего количества агрессии, которую пережили и переживают люди, в настоящий момент действительно нет спасения. Особенно тяжело тем, у кого остались родные и друзья в Украине. А у кого же из крымчан за 23 года совместного существования таких нет? Очень повезло тем, кто сохранил тепло семьи и домашнего очага, кого хоть кто-нибудь всё же любит… И более всего повезло тому, кто в период ненависти испытывает любовь и хотел бы этим поделиться… О, времена, о, нравы!

Я хотела бы помочь прояснить данный гуманитарный вопрос. Я напишу свои мысли по этому поводу и приглашаю тебя, читатель ТД, написать свои. Есть ли у тебя нравственная жизнь, счастье и радость? Что ты делаешь для того, чтобы всё это иметь? В чём твоё счастье заключается? Не нужно стесняться. Если мы — здоровая нация, и хотим ею остаться, мы должны научиться друг друга любить и уважать, радовать и радоваться…

Наступил момент, когда новое общество смотрит на себя и пытается самое себя понять.

Почему среди нас так много людей, которые холодно смотрят в глаза и говорят тебе «нет», не замечают, не понимают, дают советы вместо реальной помощи. И ты чувствуешь, что они в лучшем случае — равнодушны. А иногда их энергия просто убивает. Это внутренняя агрессия. В эпоху интеллектуальных приоритетов человек, ненавидящий себе подобных, может оказаться на любом социальном месте, и от его решения зависят наши судьбы. Но современное общество оказалось не готово к защите нравственных ценностей, и качество жизни в этой области продолжает падать. И если кто-то думает, что нравственная жизнь не так важна как тёплые батареи, я снова возвращаю его к опыту государства Украина и к тому, что мы там наблюдали 23 года.

Итак, в эпоху падения нравственности начинают рушиться практически все нравственные институты государства. Давайте их перечислим: закон и право, общественная мораль и брак, отношения административные, деловые, партнёрские, бизнес, институт образования и культуры, церковь, медицина и т.д. Назовите мне какую угодно деятельность человека, которая не страдала бы, если за неё берётся человек безнравственный…

Давайте уточним, что нужно понимать под словом «»нравственность»». Это набор правил отношения одного человека к другому, кодекс непричинения вреда, дающий возможность создать общество и безопасно в нём жить. Он также предполагает создание благоприятных условий для жизни и развития каждому члену общества. И, кроме этого, нравственное поведение предполагает обязательно благо общения, а не вред. Последнее психическое качество мы можем называть не нравственностью, а благо-родством, т.е. способностью своими действиями создавать, рождать благо окружающих.

Сейчас я скажу очень важные слова: революции, войны, протесты происходят только по причине падения нравственности. Когда исчезает диалог между властью и согражданами. И людям становится так плохо жить, что они готовы убивать себе подобных. Но, меняя строение общества и способ распределения общественного ресурса, эти люди ничего не добиваются. Рабочие не получают заводы, а крестьяне — землю. Что бы вам ни пообещали, это не есть гарантия. Лишь потому, что обещающие ни себя, ни других людей не делают нравственными. Они и не ставят такой цели…Почему же мы, потомки великих революций и мировых войн, никак не можем придумать общество, в котором наступит мир и согласие?

А можно ли, в принципе, создать такое общество? Давайте мы сейчас поразмышляем на эту тему. Люди всегда поступают просто: меняют царя, правительство, общественный строй. Становится ли им после этого лучше жить? Это закон жизни: жестокость рождает ещё большую жестокость. Это относится и к социуму. За революцией приходит контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние с соответствующими социальными потерями: войнами, голодом и разрухой. К тому же, после радикальной перемены к власти приходят те жестокие люди, которые смогли сломить предыдущую власть. Их сила явно не является способностью управлять государством. Общество бывает отброшено в длительный период репрессий и ещё больших ограничений прав и свобод, чем оно имело. Таким образом, некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, — возврату мира в одно из предшествующих положений — с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Именно об этом нам говорит китайская философия.

Восточная цивилизация прошла больший путь развития общества и достаточно консервативна по этой же причине. В китайской философии присутствует принцип «у-вей» — «недеяние». Это минимальное действие, согласованное с ритмами мира и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям. Была в Средневековом Китае поговорка: «Самый лучший царь — незаметный царь». Т.е. тот, который трудится скромно и сдержанно. Который управляет нравственно — гуманно — без резких изменений, чреватых страданиями людей.

Современное общество — это невероятно сложный организм. С чего же начать в нём формирование нравственности? Как в сказке про курицу и яйцо, мы будем мучительно решать: начать правильно воспитывать детей, т.е. усилить этическое и гуманитарное образование в школе? Или начать с тех, кто детей будет учить? А что делать с родителями, которые подают детям безнравственный пример? Вопрос опять не решается, если его односторонне «потянуть за хвост».

Или можно пойти в обратную сторону и начать делать добро окружающим. Если мы начнём думать, как им помочь, как друг другу сделать лучшую жизнь, мы весьма продвинемся в этом вопросе, потому что понятно, что быстро создать нравственную жизнь не сможет ни одно общество. И это правильный путь снаружи. Конечно, все мы хотим жить в добром обществе, и нужно, просто необходимо всем начинать делать добрые поступки!

Но и этот путь весьма не простой. Если представить, что кто-то начнёт его и будет оборачиваться на тех, кто продолжает жить только для себя. Он начнёт нервничать и злиться: «Я же всем хочу добра и стараюсь искренне его делать. Но рядом со мной есть люди, которые сами ничего не делают, да ещё и ко мне плохо относятся». Это могут быть соседи или близкие люди, живущие в одной квартире. Человек видит их жизнь, и это мешает делать добро. Это очень сильно мешает быть добрым, в конце концов. Но мы же не можем начать все вместе. Всё равно наши действия в нравственную сторону распределятся по степени возможностей, понимания нравственности внутри — и это тоже придётся принять и проявить терпение. Это хладнокровие или вежливость к невежливым людям нельзя путать с мазохизмом, и поэтому было бы хорошо найти границу своей жизни, за которую мы не пускаем общество и близких. Каждый человек имеет право защищать свою безопасность и достоинство. Для этого в развитом обществе существуют права и свободы. Но в безнравственном обществе они существуют только на бумаге, а в жизни не работают, потому что не могут быть обеспечены безнравственными людьми, понимающими право формально или корыстно. Как же быть? К кому обратиться за помощью?

Самое первое действие, которое будет правильным во всех отношениях и прекратит метания во все стороны данного вопроса — это начать с собственной ответственности. Наша безнравственность начинается с отрицательных эмоций, которые человек не останавливает внутри. Затем это выбрасывается на окружающих в виде злобы, сарказма, критики и др. Обычный человек не успевает увидеть отрицательную эмоцию в тот момент, когда она появляется в нашем уме и превращается затем в бранную речь или в агрессивное поведение. Но только в этот момент появления эмоции в уме человек может её остановить.

Пошагово это выглядит примерно так:

  1. Момент осознания агрессии (я сейчас взорвусь, уже кричу, плачу, дерусь) — но я это вижу!
  2. Выйти из физического контакта с источником агрессии (найти силы и волю сделать это).
  3. Найти место, где можно уединиться и направить внимание на отрицательную эмоцию. Смотрите на неё, наблюдайте своё дыхание. Наберите воздуха и сделайте задержку дыхания до 20 сек. несколько раз.

С точки зрения духовной философии, отвечать на зло злом — это увеличивать зло в мире. Отвечать добром злому человеку тоже не нужно — его зло при этом растёт. Скажем, если это вор или бездельник, а Вы сами даёте ему деньги, то он, конечно, возьмёт. И Вы будете отвечать перед жизнью за большую несправедливость и развращение этого человека. Такая тонкая грань — точка недеяния. Вы, увидев Зло, ничего не делаете внутри!!! Вы не осуждаете этого человека, вы не боретесь с ним. Вам его не жалко. Мудрость заключается в том, чтобы понимать, что его агрессивные поступки — это его процесс развития. Всякая зрелая цивилизация бывает уничтожена варварами. Это несправедливо, но периодически происходит. И это не помешает нам остаться позитивными людьми. Человек и общество изучены недостаточно, и это тоже ответ на вопрос, почему, сталкиваясь со злым человеком, мы не знаем, что делать. Возможно, что мы знаем не все законы мироздания. Чтобы они открылись, нужно довериться Провидению и принять его данность. Увидеть свою ситуацию как бы со стороны. Понять уровень нравственного развития безнравственного человека (извините, за тавтологию) и выстроить безопасную дистанцию.

Внутри — контролирую отрицательные эмоции, снаружи — защищаю свою жизнь и честь законными способами. Эта позиция непобедима. Она была найдена как абсолютно правильная восточными единоборствами. Там говорят: «Уважай своего врага». Зачем его уважать? Всё равно ведь придётся убивать!!! Или убивать уважая? А в боксе до сих пор сохранилась традиция: сначала рукопожатие, затем «морду бить» — в чём логика? В этом случае воин сохраняет свою нравственность. Он непогрешим перед Законом жизни, если имеет к врагу позитивные эмоции. Если он переживает ярость или гнев, то, даже выжив в бою, получит заболевание печени, а если переживёт страх, то потеряет радость и потенцию. Т.е. умение контролировать отрицательные эмоции спасает его здоровье. Воин не должен драться эмоциями, а только техническими навыками.

Вообще любые отрицательные эмоции восточная медицина считает источником болезней и поэтому предлагает испытывать радость. Кто же с этим не согласится? Все болезни от нервов. Но где же взять радость современному человеку, живущему в хронических стрессах??? Уберечься от них, в принципе, невозможно. Но за много веков существования наша цивилизация придумала большое количество методов спасения от уже пережитых стрессов:

  • Общение с природой, детьми и животными
  • физическая нагрузка до учащённого дыхания
  • контрастные обливания
  • йоговские голодания, медитации и дыхательные упражнения
  • религия
  • культы радости

Последнее в каждой культуре существует в своей модификации. Это искусство, этнос, фольклор, национальные традиции. Но, если мы говорим о нравственном здоровье общества, то такие культы, развивающие радость, снимающие культурным способом напряжение, обязательно должны происходить. И чем большее количество людей они будут охватывать, тем радостнее и позитивнее будет становиться общество.

Совсем недавно в центре Симферополя я увидела кришнаитов. Они пели и танцевали на площади. В сари и сандалиях, а некоторые — босиком. А на улице — зима… Я проезжала мимо в маршрутке. На сиденье впереди меня ехал отец с ребёнком лет шести. Мальчик увидел в окно танцующих людей, весь осветился улыбкой до ушей и закричал: «Папа, смотри, что это? Праздник?». Отец задумался, не знал, что сказать. Затем ответил грустно: «Да, это клоуны…». Я подумала, что у этого человека давно уже нет возможности просто радоваться жизни, естественно, без суррогатов, просто петь и танцевать. Потом вдруг и мне стало грустно — ведь у меня тоже давно уже нет такой возможности, ведь я серьёзный человек. Если я буду босиком танцевать — что обо мне подумают граждане? А как бы хотелось…

Пусть кришнаиты — это не наша традиция, но в нашей хоть что-нибудь осталось, чтобы душа развернулась??? Неужели только выпить и закусить? А если бы была такая традиция, такой праздник, где каждый может играть, дурачиться, становиться смешным — и это — нормально. Вот было бы здорово!!! Ведь многим серьёзным людям требуется разрешение на радость, без разрешения они не могут решиться (извините за тавтологию снова). Из написанного выше можно сделать вывод, что наше общество слишком мало культивирует нравственные и здоровые состояния. И развитие радостных традиций тоже есть прекрасное направление для уменьшения агрессии. При этом у нас появляется возможность ненавязчиво добраться до любого грустного или злого соотечественника и, играя, снизить градус напряжения. Даже, если он захочет на празднике играть злодея, пусть он талантливо сыграет эту роль только здесь…

Теперь давайте вернёмся к религии и её роли в создании нравственного общества. Поистине эту роль нельзя переоценить. Любая религиозная доктрина на 60% состоит из нравственных заповедей, причём здесь между религиями нет никакого противоречия. Если сравнить заповеди разных религий, мы увидим, что различия весьма и весьма невелики. Религия является самым первым институтом общества, занимающимся испокон веков формированием нравственности и «лечением» результатов безнравственности. Если человеку становится плохо на душе (появились отрицательные эмоции), он идёт на исповедь и эти отрицательные эмоции говорит батюшке. Давайте и мы их назовём: страх, гнев, уныние, ревность, гордыня, осуждение, обида, недовольство и др. Священник требует, чтобы человек увидел эти свои отрицательные эмоции и раскаялся в них, т.е. от них отказался. В этот момент происходит отделение ума от отрицательной эмоции, и человеку сразу становится легче на душе. В таинстве исповеди происходит два важных процесса: умение произвести анализ своих грехов и назвать их, и затем отделение от них с помощью энергий Святого духа. И здесь мы видим, что отрицательные эмоции названы «грехом», и верующему предлагается не реже чем раз в месяц чистить душу от негативных переживаний в церкви, но, кроме этого, ежедневной молитвой — каждый день. Поистине, религиозная культовая система зрелой религии в состоянии спасти душу человека от безнравственных поступков! Но, только если культ совершается должным образом. Если сам человек, каясь сегодня, не совершит завтра ещё больший проступок. Или, если он на исповеди говорит не все свои отрицательные переживания. Какие-то не видит или умалчивает, они остаются и потом обязательно вызовут психосоматику. Поэтому даже религиозный культ не гарантирует полное сохранение здоровья и счастья верующего. Именно потому, что культ не всегда и не в полной степени даёт результат, многие люди отказываются выполнять религиозные заповеди полностью. Они выбирают светскую жизнь и остаются один на один с множеством испытаний и для своей нравственности, и вообще, для жизни и здоровья.

Само же светское общество до сих пор не имеет своего института добра и этим вопросом никак не обеспокоено. Если человеку плохо на душе, куда он пойдёт? Опять же в церковь и больше некуда… Или ему придётся прибегнуть к суррогатным депрессантам, снимающим плохое настроение — алкоголю и наркотикам. Безусловно, что большой процент употребления этих напитков говорит о низком уровне нравственной жизни общества.

Ещё одна болевая точка в настоящий момент — это очереди. Бывает ли у кого-либо от очередей хорошее настроение? Уже мы пережили пик оформления документов, когда очереди были неизбежны. Но и сейчас есть достаточно организаций и ведомств, которые ничего не предпринимают для искоренения подобного зла. Нужно понимать, что чиновник на своём должностном месте олицетворяет государство. Это не его личные отношения с гражданами. Мы не можем поверить, что человек с высшим образованием не может придумать и организовать процесс приёма граждан так, чтобы не унижать их стоянием по 3–7 часов в очереди, теряя сознание от изнеможения. Или больной в очереди к врачу в поликлинике. Врач мучает его в очереди часами… Он не может или не хочет делать своё дело? Т.е. перед нами абсолютно безнравственный руководитель, откровенно строящий отношения «садо-мазо». Он издевается и получает своё удовольствие от этого процесса!!! А общество и его законы оказались не готовы к произволу и издевательствам. Он специально рассылает ошибочные счета за электроэнергию, где угрожает её отключить. Человек приходит разобраться, стоит в очереди целый день. В результате оказывается, что — «это компьютер!!! Выписывает неправильные счета… Не обращайте внимание, Вы всё правильно оплатили». А счета каждый месяц продолжают приходить, ничего не меняется. Руководитель этого ведомства продолжает издеваться над всем городом. Мы дали ему власть, и он упивается своей властью и безнаказанностью. Почему в обществе так высоко поднимается человек, который ненавидит людей? Что нам нужно сделать, чтобы спасти себя от властолюбцев? Да, есть такой способ повысить качество жизни и практически решить эту проблему. Нужно ввести обязательное государственное тестирование на нравственные качества для всех должностей, связанных с решением человеческих вопросов в обществе, во всех специальностях, которые по роду деятельности должны осуществлять наше благо и распределять общественный ресурс. Одновременно такое тестирование решает вопрос с коррупцией и создаёт социальные лифты для представителей общества, способных принести благо, и мы сможем им доверять и на них полагаться. Нам это нужно для того, чтобы мы сами никогда не были злыми, и чтобы злые люди не управляли нашей жизнью…

Данное явление возникло ещё в Советском Союзе, и его архаичные отголоски наблюдаются во многих областях жизни современного общества. Их придётся находить и просто переделывать. Согласование или, как называл его Гегель, «субстанциальность нравственного», которое непосредственно и гарантированно превращает нормы блага в актуальные нормы жизни данного общества, сегодня уже более не может быть принята прежде всего потому, что общество приобрело весьма большую власть над отдельным человеком, и что мы вынуждены в бесчисленном количестве ситуаций каждое мгновение приспосабливаться к внешним требованиям в такой степени, что всякое согласование нашей отдельной, индивидуальной свободы с этим нашим вынужденным примирением с объективностью внешних обстоятельств уже больше вообще не может состояться. И мы примиряемся с процессами в обществе, не приносящими нам благо. Но, как молодое общество, находимся в развитии и не можем допустить, чтобы нравы общества даже в чрезвычайной и радикальной ситуации Крыма утратили себя настолько, что на них стало невозможно полагаться. Поэтому я призываю вас обращать внимание и на узость, и ограниченность существующих взглядов на отношения в обществе, когда это спекулятивно преподносится так, словно по-другому просто невозможно. Именно отсюда и вырастает желание отказаться от понятия морали как слишком моралистического, как вообще невозможного и ненужного состояния и поведения.

Потому что наше общество, проходившее испытания последних 20 лет, многие свои нравственные институты забыло или растеряло за годы выживания. Даже культурные ценности, созданные человечеством в благоприятные времена могут скромно помалкивать во времена войн и падения нравов. Можем ли мы сейчас глубоко пересмотреть моральные или этические проблемы, а именно вопрос о том, предполагает ли культура, или то, ради чего эта так называемая культура существует, вообще какую-либо правильную жизнь, или же она является лишь взаимосвязью формальных институтов, в значительной степени препятствующих правильной жизни. Это можно всегда понять по реальной жизни носителей культуры. Имеют ли они возможность в настоящий момент подняться на привычную нам классическую русскую высоту и красоту нравственного самовыражения? Ведь все мы ждём от них подобных образцов и критериев, не унылых и упадочнических, а радостных и счастливых переживаний.

Однако, дорогие друзья, наша общественная жизнь лишь тогда (по Канту) станет нравственной, если позволит себя идентифицировать с родовой общностью, с раскрытием собственного достоинства, свободы и индивидуальности. И только тогда мы почувствуем реально, что можем любить и уважать, и нас тоже окружающие любят и уважают.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • English

Стерхов А.А. 1 1 ЧОУ «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца» Статья посвящена изучению воспитательных ресурсов православно-ориентированной общеобразовательной организации, где воспитательный процесс функционирует на базе традиционных для российского социума ценностей духовности и нравственности. Проводится предметный анализ места и роли гимназии с православным уклоном в российском образовательном пространстве в условиях модернизации образования, дается аргументированное обоснование высокой эффективности воспитательной концепции на основах православия. Выявлены проблемы деструктивного влияния массовой культуры на личность подростка, преодолеть которые призвано традиционное воспитание в конфессионально-ориентированной школе. Представлен понятийный аппарат по изучаемой проблеме, включающий в себя такие основополагающие термины, как «духовность», «нравственность», «традиционные ценности». Рассмотрена специфика нормативной базы, которая является законодательной опорой современного православного образования, а также научные труды современных религиозных и светских учёных-педагогов, посвятивших себя проблемам исследования духовности и нравственности в системе российского общего образования. Указаны методологические основы духовно-нравственного воспитания православных обучающихся, совокупность методологических подходов, оптимальных для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся в православной гимназии. Приведена авторская классификация духовных ценностей, направленных на развитие личности выпускника как социально ответственного гражданина нашей страны. Разработаны концептуальные позиции духовно-нравственного воспитания, сделан вывод о результативности данных позиций не только в православной, но и в светской школе. 384 KB духовность нравственность духовные ценности духовно-нравственное развитие исторические традиции православно-ориентированное общее образование система воспитания 1. Шитякова Н.П. К вопросу о таксономии целей усвоения младшими школьниками духовно-нравственных ценностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №22. – С. 55–58. 2. Дивногорцева С.Ю. Моделирование духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. – 2016. – №4. – С. 58–64. 3. Метлик И.В. Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном воспитании школьников // Педагогика. – 2015. – №7. – С. 61–70. 4. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2013. – №3. – С. 28–50. 5. Никандров Н.Д. Традиции в век инноваций // Высшее образование сегодня. – 2013. – №2. – С. 11–15. 6. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2016. – №1. – С. 9–16. SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ON THE BASIS OF THE VALUES OF ORTHODOX CULTURE Sterkhov A.A. 1 1 Grammar school in the name of St. Nicholas Abstract: The article is devoted to the study of the educational resources of the Orthodox-oriented general education organization, where the educational process functions on the basis of the values of spirituality and morality traditional for Russian society. A substantive analysis of the place and role of the gymnasium with an Orthodox bias in the Russian educational space in the context of the modernization of education is carried out, a reasoned justification of the high efficiency of the educational concept based on Orthodoxy is given. The problems of the destructive influence of mass culture on the personality of a teenager are revealed, which traditional upbringing in a confessional-oriented school is designed to overcome. The conceptual apparatus of the problem under study is presented, which includes such fundamental terms as «spirituality», «morality», and «traditional values». The specificity of the regulatory framework, which is the legislative pillar of modern Orthodox education, as well as the scientific works of modern religious and secular scholars and educators who have dedicated themselves to the problems of the study of spirituality and morality in the system of Russian general education are considered. The methodological foundations of spiritual and moral education of Orthodox students, a set of methodological approaches that are optimal for building a system of spiritual and moral education of students in an Orthodox gymnasium are indicated. The author’s classification of spiritual values ??aimed at the development of the personality of a graduate as a socially responsible citizen of our country is given. Conceptual positions of spiritual and moral education have been developed, a conclusion has been made on the effectiveness of these positions not only in the Orthodox, but also in the secular school. Keywords: spirituality morality spiritual values spiritual and moral development historical traditions Orthodox-oriented general education education system

На современном этапе развития общества проблема формирования основ духовности и нравственности среди учащихся становится наиболее острой, поскольку на всём протяжении развития личности подростка наблюдается противостояние псевдоценностей массовой культуры с ценностями традиционного мировоззрения многонационального российского народа. В детском возрасте достаточно сложно отличить созидательное от деструктивного для духовной основы личности, так как базовым критерием для принятия определенной модели поведения становится модность какого-либо явления. Традиционные истины без системного воспитания подростка со стороны школы зачастую уступают место ложным убеждениям, которые привлекают ребёнка показной, внешней яркостью и красотой, подменяющей собой красоту истинных духовно-нравственных начал. И в этих условиях воспитанием целых поколений, ставших жертвой массовой западной культуры и несвойственного для российского народа утилитарного менталитета, должна заниматься, прежде всего, православная гимназия.

Цель исследования: проанализировать место и роль православной гимназии в современном общеобразовательном пространстве, выявить воспитательные возможности православного общеобразовательного учреждения в формировании духовности и нравственности учащихся на основе традиционных российских ценностей.

Материалы и методы исследования

Формируя методологическую базу настоящего исследования, автор опирался как на ряд общенаучных методов познания, в числе которых использовались как общелогические методы, связанные с анализом изучаемого материала, так и теоретические, среди которых прежде всего следует назвать обобщение, системный и гипотетический методы. Кроме того, применялись эмпирические методы, а именно измерение, наблюдение и описание.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению Н.П. Шитяковой, проблема формирования духовно-нравственных ценностей у школьников обусловлена новыми вызовами времени, существующими противоречиями между социальным заказом общества на приобщение детей к традиционным отечественным ценностям и трудностями, возникающими перед педагогами в реализации данного процесса . Следует подчеркнуть, что в отечественной культуре основополагающими ценностями, носящими характер фундамента социума, считались испокон веков ценности традиционной религиозной культуры, отличающие господством духовного начала над материальным, а это, в свою задавало свой вектор воспитанию – «дать личности человека раскрыться в полноте ее духовных и нравственных сил» . Важность постоянного взаимного сотрудничества государства с церквовью подчёркивает И.В. Метлик, указывая на необходимость социального партнёрства этих двух важнейших социальных институтов в процессе воспитания и развития подрастающего поколения . По мнению В.М. Меньшикова, в основе общечеловеческих нравственных норм лежат религиозные нормы, при этом явственно прослеживается сходство нравственных позиций всех традиционных религий нашей страны: «если мы возьмем нравственные заповеди разных мировых религий, то увидим, что, несмотря на свою исходную духовную религиозную разность, даже противоположность, в нравственных нормах они достаточно близки друг другу» .

Воспитательный процесс в православной гимназии тесно связан с понятиями гражданственности и патриотизма. О необходимости такого методологического подхода, как сочетание религиозного и патриотического воспитания, говорит академик Н.Д. Никандров, который акцентирует внимание на том факте, что, хотя любая религия мыслит себя во вселенском плане, традиционные религии России и, конечно, православие всегда призывали любить свою Родину, заботиться о ней, защищать ее .

По нашему мнению, только конфессионально-ориентированное общеобразовательное учреждение может синтезировать такую духовную атмосферу, которая изначально строится на аксиоматической по сути своей любви к ближнему, безусловном отрицании эгоистических начал личности, взаимопроникающем чувстве абсолютного доверия и родства в духовном плане всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей). Комфортнее всего ребёнок чувствует себя в семье, а потому православная гимназия, основанная на принципах духовного родства её коллектива, способна стать для школьника продолжением его родной семьи. Данный подход особенно важен, поскольку прежде всего отеческой любви, непрерывной заботы и элементарного внимания в современном стремительно развивающемся мире катастрофически не хватает ребёнку. Понятие «дефицит внимания» становится неотъемлемой частью роста ребёнка в семье, так как в непрерывном стремлении достигнуть финансового благополучия родители забывают о росте духовном, игнорируют тот факт, что их ребёнок нуждается в постоянных позитивных эмоциях, поддержке взрослых, элементарной радости каждому, пусть даже незначительному, успеху своего ребёнка. Взрослые никогда не забывают наказать своего ребёнка за любые проступки, но так ли часто выражают ему своё одобрение хотя бы за полученную в школе пятёрку? Состояние отчуждения между миром взрослых и миром детей в информационном обществе достигло пика. Так, автор настоящего исследования фиксировал неоднократные случаи, когда родители (законные представители) обучающихся абсолютно равнодушно воспринимали даже их победы на конференциях юных исследователей всероссийского уровня. Радикальная разница интересов родителей и детей приводит к тому, что в высшей степени сложно светской общеобразовательной школе добиться симфонии мировоззрений родителей, учащихся и педагогов. Однако в православной общеобразовательной организации подобная, основанная на духовном единстве общность по определению существует. Семья, доверившая своего ребёнка педагогам православной гимназии, является носителем аналогичных религиозно-нравственных ценностей, а потому нравственный конфликт между ними принципиально невозможен.

Ритм образовательного процесса в православной гимназии развивает в личности учащихся самодисциплину, терпеливость, спокойствие, заставляет задуматься о своём поведении как в данный момент времени, так и о своём образе жизни в целом, помогает выявить свои недостатки, признать постыдность своих аморальных поступков, если таковые имеются, составить программу коррекции качеств собственной личности. Способность к неторопливому и вдумчивому самоанализу очень важна в ментальном поле постиндустриального компьютеризированного общества, где даже время как физическая научная категория объективно ежегодно ускоряется, не позволяя человеку замедлить темп и психологически отдохнуть, поразмыслить над собой и своим образом жизни. И вновь подчеркнём, что данное явление не было бы столь опасным для духовных основ нашего повседневного бытия, если бы интенсивнейший ритм жизни, диктуемый нам постиндустриальном обществом, не отнимал общения взрослых членов семьи с собственными детьми.

Сравнивая религиозное и светское общее образование, обратимся к определению, данному Т.В. Скляровой. Религиозное образование, по мнению учёного, это единый целенаправленный процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, религиозной общины (организации), общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов . Из вышеозначенного тезиса проистекает, что православное образование призвано противопоставить разрушительным вызовам современности незыблемость традиционных ценностей. Однако это не означает, что оно должно оставаться сугубо консервативным до уровня полного неприятия модернизационных процессов, быть полностью самоустранившимся от прогресса, от констурктивных образовательных и воспитательных инноваций. Православно-ориентированное учебное заведение призвано активно способствовать формированию личности компетентного гражданина, соответствующего темпу XXI века, готового стать частью инновационного процесса в меняющемся мире, но с традиционным для многонационального российского народа жизненным укладом и особым стилем мышления, с неизменными ценностями в плане духовности и нравственности.

Православное общее образование в такой активно развивающейся с конца 1990-х – начала 2000-х годов форме, как деятельность православных гимназий, сегодня не может оставаться только транслятором религиозных традиций, духовно-нравственного воспитания, но и должна стать конкурентоспособным и эффективным поставщиком образовательных услуг высокого уровня. Уровень профессиональной и гражданской компетентности обучающихся и педагогов православной гимназии не просто обязан быть полностью соответствующим российским и международным стандартам в плане качества образования, реализуемым в муниципальных и частных светских общеобразовательных школах, но и стремиться к непрерывному росту. Несомненным преимуществом православной общеобразовательной организации является мощный духовный фундамент, объединяющий компоненты полисубъектной среды образовательного процесса, включающей в себя педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Отсутствие психологических, социальных и духовных противоречий между ними, строящееся на единообразии мировоззренческих и конфессиональных ценностных установок, следует эффективно использовать в качестве инструмента для формирования и развития на базе православной гимназии принципиально нового, уникального в своём роде образовательного учреждения, где система традиционных для нашего Отчечества духовно-нравственных ценностей будет абсолютно органично сочетаться с самыми передовыми достижениями научно-педагогической мысли.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует весьма обширную автономию общеобразовательным учреждениям, в том числе, согласно пункту 1 статьи 28, в формировании базы локальных нормативных актов, на основании которых школа будет строить свою деятельность. И если муниципальное общеобразовательное учреждение при составлении пакета локальных нормативных актов опирается исключительно на федеральное законодательство, то у православной гимназии ситуация гораздо сложнее. Не нарушая прав участников образовательного процесса, предусмотренных соответствующими законами, принятыми на государственном уровне, руководство православной гимназии должно одновременно следовать тем требованиям, которые выдвигает к подобному учреждению Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Поскольку пункт 11 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет частным общеобразовательным учреждениям, учредителями которых являются религиозные организации, устанавливать дополнительные условия приёма и отчисления обучающихся, а также их права и обязанности, православная гимназия формирует локальные акты с учётом собственной специфики.

Исходя из вышеуказанных требований, в гимназии составляется Положение о порядке реализации православного компонента образования, основанное на Стандарте Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.), а также Программа реализации Стандарта Православного компонента за период действия конфессионального представления, и система контрольно-измерительных материалов по предметам, включенным в Стандарт Православного компонента. К таким предметам относятся: латинский язык, греческий язык, логика, основы православной веры, церковное пение, церковнославянский язык.

Составляя Программу развития православной общеобразовательной организации на 5 лет, необходимо учитывать её направленность не только на развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствование системы воспитания и дополнительного образования, но и на реализацию духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе. Развитие православной гимназии (и это должно быть отражено в программе) необходимо строить на основе тесного сотрудничества с такими социальными партнёрами, как местные приходы православных храмов, Воскресные школы, благотворительные организации, православно-ориентированные детские сады и т. п.

При подготовке положения о приёме обучающихся в православную гимназию указываются в качестве необходимого условия специфические вступительные испытания: беседа поступающего и его родителей (законных представителей) с духовником, тестирование поступающего на знание основных православных молитв и категориального аппарата, связанного с православной религией. Для тех, кто уже обучается в гимназии, предусматривается данным локальным актом промежуточная аттестация при переходе из 4 в 5 класс и из 9 в 10 класс в виде тестирования по базовым вероучительным предметам – основам православной веры и церковнославянскому языку.

Ключевую роль в подготовке локальной нормативной базы общеобразовательной организации играет заместитель директора по научно-методической работе, так как на данного представителя администрации возлагается основная ответственность за составление и унификацию всех основных положений и целого ряда текущих приказов, без которых не предусматривается начало, продолжение и завершение всего учебного года. Кроме того, ответственный за научно-методическую работу обязан создать такие документы фундаментального характера, как Программа развития общеобразовательной организации на 5 лет; годовой план работы (включающий анализ за прошедший учебный год), объединяющий в себе исчерпывающую информацию по организационной, учебной, научно-методической и воспитательной работе, по деятельности классных руководителей, социальной службы и школьного психолога.

С методологической точки зрения в основу духовно-нравственного воспитания целесообразно заложить такие подходы, как системный, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный, средовой, компетентностный и деятельностный. При этом необходимо классифицировать традиционные ценности, разделив их на несколько групп:

• связанные непосредственно с религиозным компонентом духовно-нравственного воспитания школьников;

• связанные с воспитанием юного гражданина – патриота своего Отечества, впитавшего со школьной скамьи такие понятия, как долг, гражданская ответственность, любовь к Родине, правовая культура;

• связанные с физическим развитием учащегося, конструктивным отношением к охране природы, здоровьесбережению, укреплению своего организма;

• связанные с развитием эстетических чувств, формированием чётких представлений о прекрасном, с развитием способности к художественному творчеству.

Назовём ряд концептуальных позиций, при помощи которых реализуется эффективная система духовно-нравственного воспитания и развития личности в специфических условиях православной гимназии.

Прежде всего, это усвоение системы правил поведения в гимназии, которые поддерживаются на уровне самоконтроля и включают себя поведение на основе понятий чести и достоинства, самодисциплину, борьбу с дурными поступками, употреблением в повседневной речи ненормативной и сленговой лексики, употреблением алкогольных напитков и иных вредных и запрещенных веществ, отказ от фильмов и компьютерных игр, возводящих на уровень культа безнравственность, насилие и жестокость.

Во-вторых, гармоничное сочетание в образовательном процессе государственного и православного стандартов, включающих в ежегодный учебный план, помимо базовых предметов, нескольких вероучительных дисциплин, развивающих духовность и нравственность обучающихся. Здесь следует назвать такие основополагающие предметы, как «Основы Православной веры», «Церковнославянский язык», «Латинский язык», «Греческий язык», непосредственно влияющие не только на повышение уровня духовности, но и на формирование лингвистической культуры подростков.

В-третьих, развитие внеурочной деятельности в виде комплекса интеллектуально-творческих, научно-исследовательских, спортивно-оздоровительных и иных воспитательных мероприятий, объединенных общей целью: духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с опорой на традиционную культуру нашей страны.

В-четвёртых, образовательная среда гимназии как воспитывающий фактор способствует формированию высокого уровня духовно-нравственной культуры личности, если на дополнена такими организационными структурными компонентами, как Воскресная школа, вечерняя школа для родителей, православный летний лагерь, в который следует приглашать детей не только из гимназии, но и всех желающих из других школ города. Православный лагерь является своеобразной площадкой апробации своих сил для детей и их родителей, если последние вынашивают перспективные планы отдать ребёнка в гимназию, но предварительно хотели бы удостовериться в правильности своего выбора, изучив её особенности с помощью временного пребывания в православно-ориентированной образовательной среде.

Наконец, важнейшую роль в непрерывном духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся играет духовник гимназии, который поддерживает здоровый психологический климат в образовательной среде на основе принципов доброты, взаимопонимания и взаимопрощения, методически разрабатывает и проводит регулярные духовные беседы, отражающие актуальные проблемы жизни подростка, наблюдает за направлением воспитательного воздействия на учащихся и при необходимости корректирует его, служит наставником для всех участников образовательного процесса.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся берёт на себя обязанности подготовки для государства и общества такого выпускника, который органично сочетает в себе ряд важнейших социально полезных качеств: высокий уровень образования, позволяющий обеспечить ребёнку поступление в престижные вузы страны; развитые интеллектуальные способности, позволяющие участвовать в борьбе за победы на конференциях исследовательского характера и за научные гранты; творческая активность личности, позволяющая реализовать созидательные компетенции инновационного характера; духовное богатство, подготовленность к прогрессивной жизнедеятельности в современном социуме. Таким образом, выпускника православной гимназии со сформированной на высоком уровне духовно-нравственной культурой как результатом системного духовно-нравственного воспитания, можно охарактеризовать социально ценную, ответственную в гражданственном и правовом аспектах и способная к позитивно-созидательному творчеству личность, фундаментальными основами менталитета которой становятся религия, добро, человек, природа, семья, государство, общество, трудолюбие, чувство долга и ответственности, патриотизм и беззаветное служение Родине.

Библиографическая ссылка

Стерхов А.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 36-40;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1914 (дата обращения: 02.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *