Цитаты про субкультуры

Начнём с криминальной субкультуры литературоведов.
Её преступная сущность очевидна и легко доказуема. Настораживает уже тот факт, что литературоведение ничем не способно помочь автору. Эта лженаука не имеет ни малейшего отношения к процессу писанины и годится исключительно для разбора законченных произведений. Или, скажем, не законченных, но уже намертво прилипших к бумаге и утративших способность к развитию.
Знаменательно, что сами литературоведы опасаются иметь дело с живыми авторами, дабы тайное надувательство не стало явным. <…>Как провозгласил однажды в припадке циничной откровенности мой знакомый, ныне завкафедрой литературы: «Выпьем за покойников, которые нас кормят!» <…>
Ещё в меньшей степени литературоведение необходимо простому читателю. Этот тезис я даже доказывать не намерен. Скажу только, что читающая публика для учёных мужей и жён – не менее досадная помеха, чем автор, поэтому всё, что публике по нраву, изучения, с их точки зрения, не достойно.
Итак, городская субкультура литературоведов криминальна уже тем, что никому не приносит пользы, кроме себя самой, то есть паразитирует на обществе и тщательно это скрывает.
Способ мошенничества отчасти напоминает приёмы цыганок: неустанно убеждать власти в том, что без точного подсчёта эпитетов в поэме Лермонтова «Монго» всё погибнет окончательно и безвозвратно, а запугав, тянуть потихоньку денежки из бюджета. Навар, разумеется, невелик, с прибылями от торговли оружием и наркотиками его сравнивать не приходится, но это и понятно, поскольку литературоведы в уголовной среде считаются чуть ли не самой захудалой преступной группировкой. Что-то среднее между толкователями снов на дому и «чёрными археологами».
Само собой, изложив просьбу раскошелиться в ясных доступных словах, на успех рассчитывать не стоит. <…> Поэтому проходимцами разработан условный язык, специальный жаргон, употребляемый с двумя целями: во-первых, уровень владения им свидетельствует о положении говорящего во внутренней иерархии, во-вторых, делает его речь совершенно непонятной для непосвящённых. Последняя функция создаёт видимость глубины и производит на сильных мира сего неизгладимое впечатление. Услышав, что собеседник изучает «гендерную агональность национальных архетипов», сомлеет любой олигарх, ибо сам он столь крутой феней не изъяснялся даже на зоне.
Глядишь, грант подкинет.

В каждую эпоху существовали те, кто своим внешним видом и поведением бросал вызов обществу. В прошлом веке выделились целые сообщества молодых людей, которые шли перпендикулярно мнению большинства. Длинные волосы, напульсники, ирокезы и нарочито широкие джинсы – молодёжные субкультуры боролись за право самовыражения!

Хиппи

Изначально никакой субкультуры как таковой не было – были потомки американских обывателей, осознавшие, что стандартный жизненный план «школа-колледж-работа» им не по нраву. В 60-е годы XX века юные борцы с системой убегали из дома, жили в коммунах, а то и отправлялись подобно птичьим стаям в тёплые края Латинской Америки или Индии. Дух свободы от родительского надзора сформировал и внешний вид бунтарей: расклешённые брюки, яркие рубашки, длинные волосы и килограммы украшений-фенечек – достаточно, чтобы консервативно настроенные граждане добропорядочных американских городков обходили за километр. Хиппи прославились активной общественной позицией, главным образом, протестами против войны во Вьетнаме. Современные представители субкультуры являются пассивными противниками любой системы – от государственного строя до общественных настроений – и желают мира во всём мире без особых усилий.

Панки

Яркий пример того, как контркультура стала целым движением. Изначальная идея – отрицание. Так, первым русским панком можно считать Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети», отрицавшего даже минимальные потребности человека. Превратно поняв (точнее, совершенно не поняв) принципы анархизма, стихийно возникшая на Западе молодёжная субкультура стала противопоставлять себя всем окружающим. В 70-е годы в Лондоне стали появляться коллективы, игравшие громкую эпатажную музыку и заводившие толпу неприличными выходками – солистам ничего не стоило бросить что-нибудь со сцены, раздеться или прыгнуть в толпу. Внешний вид был соответствующим: неестественные цвета волос, тяжёлые ботинки, кожаные куртки и цепи. Символом панк-движения стал ирокез – залитые лаком волосы торчком в сочетании с выбритыми висками. Английский дизайнер Вивьен Виствуд ввела панковский дух в модную индустрию — кеды Converse и майки с логотипами рок-групп уже несколько не сходят с обложек журналов. А само движение постепенно сошло на нет, поскольку старые идеи уже не актуальны, а чему противостоять сейчас, панки ещё не придумали.

Готы

Продолжением панк-движения считаются готы. Субкультура выросла на почве из мрачных романов ужасов XVIII – XX века, декадентства и музыки с соответствующим настроением. К германским племенам эпохи великого переселения народов и стилю архитектуры средневековья одетые в чёрное панки не имели никакого отношения – «готами» иронически назвали фанатов вокалиста группы Sex Gang Children по прозвищу Готический гоблин. Вскоре под это определение стали подгонять унылые гитарные риффы, изображения надгробий и летучих мышей и депрессивное состояние души. Кладбищенская тематика стала привлекать неформалов всё больше и больше, что отразилось на поведении и внешнем виде. Готы используют белую как мел пудру, густо красят глаза, наносят на ногти чёрный лак и наряжаются в одежду мрачных тонов. Особым шиком считается викторианский стиль – длинные юбки, корсеты, перчатки. Субкультура получила широкое распространение в начале 2000-х годов, и это стоило миллиардов потерянных нервных клеток родителям, чьи дети принялись одеваться как на похороны и ходить гулять на погосты.

Эмо

Термин «эмо» возник примерно в 80-е годы – так иронично называли коллективы, игравшие чересчур эмоциональную музыку. Тогда они не пользовались большой популярностью, поскольку темы любви, боли и суицида не считались важными для социума. Расцвет пришёлся на начало 2000-х годов – на постсоветском пространстве пик пришёлся на 2007 год. Стереотипный облик – чёрно-розовые волосы, рваная чёлка до кончика носа, узкие джинсы, кеды и густо подведённые глаза. Поведение целиком и полностью соответствует названию: тонкие ранимые натуры заливаются слезами из-за мыслей об одиночестве и жестоком мире. Последние яркие представители чёрно-розового движения были замечены в далёком 2011 году – субкультура сошла на нет так же стремительно, как и обрела популярность.

Когда ты молод и не признаёшь компромиссы, сама природа диктует неокрепшему растущему организму самовыражаться и заявлять о себе окружающим. Молодёжные субкультуры уже не пользуются такой популярностью как раньше – в век информационных технологий и доступа ко всемирной паутине юные бунтари получают дополнительные способы высказаться и выхлестнуть бьющую через край энергию.

ЭТНОМИР для школьников и студентов

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.

Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!

Знакомьтесь с образовательными программами для школьников и студентов в ЭТНОМИРе, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в гости!

35

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарные науки

Молодежные субкультуры — причины формирования и основания для типологии

Альметьевск, 2009

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарные науки

Молодежные субкультуры — причины формирования и основания для типологии

Альметьевск, 2009

Оглавление 4

Введение 5

Глава 1. Молодежная субкультура как социоисторический феномен 7

1.1. Социально-исторические условия и причины появления молодежной субкультуры 7

1.2. Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации 14

Глава 2. Типология молодежной субкультуры 20

2.1. Основания для типологизации молодежных субкультур. 20

2.2. Множественность имеющихся типологий молодежной субкультуры 24

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложения 32

Наиболее известные субкультуры 32

Музыкальные 32

Другие культурные 32

Имиджевые 32

Политические и мировоззренческие 33

Хулиганские 33

По хобби 33

Иллюстрации 34

Введение

Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, который для обществ, находящихся на одном этапе развития, одинаков. Однако одни и те же субкультуры в рамках различных социокультурных базовых систем (например, субкультура преступного мира или молодежная субкультура) будут различаться, поскольку являются носителями всех особенностей и характерных черт своей базовой культуры.

Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ, находящихся на стадии перехода к постиндустриализму, является молодежная субкультура.

Понятие «субкультура» в научный оборот вошло с середины 80-х годов XX столетия. В работах советских исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура — это порождение капиталистического общества и признак его загнивания1.

В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия. В это время понятию «субкультура» перестали придавать отрицательное значение «загнивания капиталистического общества» и использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социалистического, каковым был СССР. Однако сохранился негативный оттенок его в трактовке, который, если речь идет о субкультурах преступного мира или мафии, возможно, и оправдан, но в случаях с молодежной и профессиональной субкультурами приводит к определенным сложностям в толковании2.

По данной теме существует обширная литература. «Молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культура подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей». Такое определение дает автор учебного пособия «Молодежная субкультура» С.И. Левикова.3 В фундаментальном исследовании ею проанализированы все аспекты данного явления.

Молодежная субкультура занимает промежуточное положение между детской и взрослой и выпадает из традиционного социокультурного процесса. Исследователи как раньше (Т. Парсонс, Р. Мертон, С. Эйзенштадт и др.), так и теперь (Г. Болин, С. Торнтон, К. Гриффин и др.) подчеркивают маргинальный статус молодежной субкультуры. Согласно теории социального поля, разработанной К. Левиным, в обществе молодые люди занимают «краевое положение», а группы, в которые подростки собираются, называются краевыми группами (или меньшинством). Сведения о современных молодежных группировках были почерпнуты нами из учебного пособия «Социология молодежи»4 под редакцией В. Т. Лисовского. Источники появления субкультурной молодежи исследованы в работе Т.Б.Щепанской «Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы»5 Кроме специальных работ при написании данной работы нами использовалась справочная литература по социологии, оценка молодежных группировок в педагогической литературе. Нами так же привлекались интернет-рерсурсы

Цель нашей работы: исследовать функциональные причины формирования молодежной субкультуры в нашем обществе.

Для решения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

Исследовать причины формирования и социокультурную роль молодежной субкультуры в индустриальном обществе; факторы, ведущие к формированию молодежной субкультуры; возможные основания для их типологизации и основные типологии молодежной субкультуры.

Структура работы.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения.

Глава 1. Молодежная субкультура как социоисторический феномен

1.1. Социально-исторические условия и причины появления молодежной субкультуры

Понятие «субкультура» трактовалась в конце 80-ых гг. исследователями следующим образом: «это 1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию… Несколько сложнее дело обстоит с демографическими и профессиональными группами, культура которых (например, молодежи, ученых, моряков дальнего плавания) хотя и не противостоит целостной национальной культуре, имеет все же существенные особенности.»6.

Согласно современной точке зрения, субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающиеся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»7

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

  • специфический стиль жизни и поведения;

  • свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия (о чем уже говорилось), что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

  • наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи8.

Современные индустриально развитые общества, а также общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также систему множества различных субкультур, каждую из которых человек может выбрать для себя. Более того, современный человек вынужден делать выбор среди субкультур. Традиционная, официальная, или так называемая базовая культура общества, не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал ее в процессе роста. А вот в отношении определенных субкультур он может решать, принимать их или нет. Но поскольку все люди разные, они выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам.

Молодежь развивает собственную субкультуру, в частности создает свой жаргонный язык, моды, музыку, нравственный климат — более богатую в некоторых отношениях, чем культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой — отсутствием у нее экономической и социальной самостоятельности.

Первое определение молодежи в отечественной науке принадлежит В. Т.Лисовскому (1968): «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»9. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»10.

Рассмотрев понятия «молодежь» и «субкультура», мы можем перейти к феномену молодежной субкультуры, для которого характерно следующее11:

  • молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);

  • вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);

  • как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.;

  • «центр» (а это слово мы ставим в кавычки, поскольку в молодежных субкультурах он очень размыт и лабилен (нестоек, неустойчив, изменчив) и то, что вчера было «центром», сегодня уже может им не быть), вокруг которого группируются молодые люди, формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, каких-либо (писаных или неписаных) текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, вокруг него появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении;

  • значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы; посредством нее молодые люди узнают «своих»; она выделяет данных молодых людей среди «чужих»; она работает на объединение и сплочение группы; она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).

Появление и оформление молодежной субкультуры как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Оно сопровождалось выработкой нового мировосприятия, получившего название «постмодернизм».

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.

Молодёжные субкультуры список

Панки — самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.

Современные молодёжные субкультуры

Visual Kei — «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…
История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *