Цивилизация Европы

1 Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь

2 С падением Западной Римской империи завершается история Древнего мира и начинается история Средних веков; Главное содержание начального этапа Средневековья – становление христианской цивилизации; Идеология в её религиозной форме стала доминирующим фактором в обществе; Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство; Христианизация Европы во многом определила характер европейской цивилизации.

3 Западная Европа Вначале состояла из разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи; Становление нового общества осуществлялось через синтез римского и варварского миров; Господство натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Промышленность — в виде ремесла и мануфактуры; Исключительная роль церкви и высокая идеологизация общества; Одна религия для всех – христианство; Право на землю зависело от сословия: дворянство, духовенство и народ.

4 Остготы Англы, саксы Вестготы Франки Вандалы

5 Система вассалитета

6 Константин Великий ( ) 323 – Римский император 330 – перенес столицу в Византий (Константинополь)

7 Особенности развития Византии Восточная империя меньше пострадала от опустошительных набегов варваров В Византии продолжали существовать оживленные города (Константинополь, Афины, Иерусалим и т.д) – центры ремесла и торговли

8 Юстиниан I ( ) Период расцвета Византийской империи

9 Постоянная военная опасность; Синтез позднеантичных и восточных традиций; Духовные стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие.

11 Начиная с VI в, с севера вторгаются славянские племена; В VII-IX в империя переживает глубокий кризис: с моря на Константинополь нападают арабы. Потеря территорий Палестины, Сирии, Египта, Северной Африки; Весь VIII век проходил в войнах с болгарами; Иконоборческое движение внутри страны, продолжавшееся более ста лет (VII-IX века); IX в – зарождение «павликиана». Середина века – их поход по Малой Азии для истребления неверных. Император Василий I одолел павликиан. Временное восстановление величия империи; Середина XI в – тюрки из Великой Степи заняли почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину – Святую землю; Конец XII в — Византия слабеет и теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии.

12 IV Крестовый поход С 1096 г. начинаются крестовые походы. В 1204 г. объединенное войско крестоносцев штурмом овладело Константинополем и разгромило ослабевшую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство – Латинскую империю – освобождение Константинополя.

13 В XVв. Византия была завоевана турками. Осаждённый 200 тыс. войском султана Мехмета II, в мае 1453 г. пал Константинополь.

14 Периоды в истории средневековой Руси Эпоха Древней Руси — со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; Период феодальной раздробленности и последующего собирания русских земель – вторая половина XIII-XV в.; Эпоха Московского государства – начало XVI-XVII в.

Истоки: греко-римская культура; эллинизм; географические особенности Восточной Европы и Ближнего Востока.

Географическое пространство цивилизации: Балканский полуостров, Средиземное море, Ближний Восток, Северное Причерноморье, Малая Азия, Кавказ, Северная Африка

330 г.-Константинополь становится официальной столицей Римской империи.

395 г. – Римская империя распадается на Западную и Восточную, а после падения Западной Римской империи в 476 г. Византия (Ромейское царство) становится преемницей Римской империи, в связи с чем Константинополь начинают называть «новым Римом». До VII в. государственный язык империи – латынь, затем – греческий.

V – VI вв. – в пределы Византийской империи стали вторгаться славянские племена, составившие значительную часть её населения.

VII – XI вв. – Болгарское государство – первое славянское государство, вступившее в ожесточенную борьбу с империей.

VI – VII вв. – длительные войны Византии сначала с Ираном, потом с арабами, захватившими Ближний Восток и Северную Африку. Кроме того, Византия с трудом сдерживала натиск славян с севера. Её территория сократилась втрое, но к IX в. она восстанавливает прежнее могущество.

Особенности развития Византии V – VI вв.

1. Господство антично-рабовладельческого способа производства.

2. Сильное централизованное государство.

3. Сохранение крупных городов с развитым ремеслом и торговлей (Александрия, Антиохия, Константинополь).

4. 4. Стабильная экономика.

5. Расширение торговли с Западной Европой и Востоком (торговые пути, «великий шелковый путь» в Китай; «путь благовоний» через Аравию к Персидскому заливу и Индийскому океану).

Государственное устройство

Имперская власть: Евсевий(V в.) разработал политическую теорию «Ромейского царства», согласно которой общество спасается благодаря вере, а духовная и светская власть должны быть слиты воедино, образуя симфонию. Поэтому император, обладая благочестием совершенного христианина, приближался к подобию Отца Небесного, чем больше напоминал восточного деспота, а не западноевропейского монарха.

Кодекс Юстиниана(527-565 гг.) — кодификация римского права; укрепил центральную власть императора.

Император Лев VI (X в.) уничтожил остатки городского самоуправления, снизил роль сената и городских собраний. С этих пор императора стали венчать на царство как Божьего избранника, а сам он получает титул василевса – царя и автократора – самодержца. При императоре был совещательный совет из высших чиновников и вельмож – Синклит.

Страна была разделена на крупные военно-административные округи (фемы) во главе со стратегом.

Основа воинских сил – военные поселенцы (стратиоты).

Государственным управлением занимались различные ведомства: налоговое, военное, государственной почты и внешних отношений, безопасность императорской семьи и др.

Судебная власть: имперский суд; суд эпарха (для горожан); особые суды для воинов, моряков; местные суды.

Христианство сыграло большую роль в жизни империи, являясь его основой. Оно оказало большое влияние не только на Византию, но и на политическое самосознание стран Восточной Европы. Первые различия между восточным и западным христианством возникли в V в. – Схизма(раскол), а в 1054 г. произошел окончательный раскол на католицизм («всемирная») и православие («правильно славящая Бога»). В Византии победило восточное христианство, проповедовавшее мистическое слияние с Богом и невозмутимое отношение к реальной действительности, предполагавшее полное отрешение от мирской суеты (исихазм).

Вопросы о природе Христа по-разному трактовались в религиозных течениях, и, как следствие, возникали ереси – это вероучения, отличающиеся от признанной церковью системы религиозных представлений.

1204 г. – Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, после чего империя распалась на ряд государств (Эпирское царство, Трапезундская империя, Никейская империя). В экономическом отношении Византия попала под влияние итальянских торговых республик (Венеции и Генуи).

1453 г. — ослабленная Византия была окончательно разгромлена турками. Константинополь захвачен и вскоре превращен в столицу Османской империи, переименован в Истамбул.

Причины гибели Византии: нашествия с Востока и Запада; феодальная раздробленность; моральное разложение центральной власти; подчиненное положение православной церкви.

Под именем христианства мы разумеем, с одной стороны, исходящее от Иисуса Христа вероучение, как спасительное самооткровение и посредничество Божие в лице Иисуса Христа, восстановляющее и ведущее к совершенству благие элементы человеческой природы, а с другой – восприятие этого вероучения человечеством, отношения его к Богу и проистекающие из взаимодействия этих факторов (объективного и субъективного), формы организации общественной религиозной жизни.

Эль Греко. Спас Нерукотворный. 1580-1582

Начало христианства

Самою раннею из этих форм было единое, разделенное этнографически, но крепко сплоченное твердою верою в Искупителя духовное общество иудеев и иудейских прозелитов, образовавшееся после сошествия Святого Духа и первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Отсюда евангельское учение широкою волною разлилось по большей части средиземноморских стран. Святой Петр, по преданию, основал церковь в Антиохии, затем проповедовал в областях Малой Азии и посетил Рим. Святой Павел основал церкви в некоторых городах Малой Азии, на острове Кипре, во многих городах Греции и Македонии. Святой Варфоломей проповедовал в Индии и Аравии, святой Матфей – в Эфиопии, святой Андрей – в Скифии. От святого Фомы ведут свою генеалогию Персидская и Малабарская церковь; святой Марк просветил христианством побережье Адриатического моря. Путем передвижения римских легионов, торговых сношений, беспрестанного обмена мыслей и сведений между Римом и провинциями, путешествий и проповеди ближайших преемников и помощников святых апостолов (Тимофея, Силуана, Аристарха, Стахия, Оригена, Пантена и др.) христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, на североафриканское побережье, в Египет и пограничные с ним страны.

Организация первых христианских общин

В начале III-го века нашей эры христианские общины существовали уже во всех частях известного тогда мира. Устройство и администрация этих первобытных общин были крайне просты. Служители церкви избирались обществом верующих и делились на три степени: диаконов, исполнявших маловажные духовные требы и хлопотавших по светским делам, пресвитеров, учивших и священнодействовавших в зависимости от епископов, и епископов, пользовавшихся высшими после апостолов правами учительства, священнодействия и управления церковью. Дары священства, полученные апостолами от Главы церкви, были переданы ими посредством рукоположения первым епископам, которые, в свою очередь, сделались преемственными распространителями этих даров на прочих членов первобытной иерархии.

Гонения на христиан

Между первыми членами христианства, отличительными чертами которых служили горячая вера, истинное смирение и безупречная чистота нравов, не происходило никаких споров за главенство и притязаний на первенство. Тем не менее, начало распространения христианства было встречено жестокой ненавистью и кровопролитными гонениями. С одной стороны, евреи видели в христианах отщепенцев от своей древней религии. С другой стороны, благодаря своему универсальному характеру, христианство не умещалось в рамках римской терпимости, сообщавшей государственную санкцию только национальным религиям, и своею таинственностью внушало опасения римскому правительству, принимавшему его за темное и противообщественное суеверие.

Ряд странных и ужасных обвинений, основанных на превратном толковании христианских обрядов и учреждений, послужил предлогом для жестоких гонений, которые в Иудее достигли высшей степени при Ироде Агриппе и прекратились с войною 67 – 70 гг. В римской империи они начались при Нероне (64 – 68 гг.), повторились при Домициане и Траяне и достигли поразительного зверства при Деции (249 – 251) и Диоклетиане (284 – 305), при цезарях Севере (в Италии и Африке) и Максимине (в Египте и Палестине). Необыкновенная твердость в перенесении мучений и трогательная судьба христианских мучеников привлекали много новых последователей под знамена преследуемого учения – и так «кровь мучеников становилась семенем веры».

Христианская апологетика

Со II в. появился длинный ряд защитительных трактатов о христианской вере, имевших целью снискать её последователям расположение римского правительства и отразить обвинения, возводившиеся на нее представителями языческой религии и философии. Между писателями этого направления (апологетами) особого внимания заслуживают Кодрат, епископ афинский, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, философ Ермий, Ориген александрийский и другие. В царствование Константина Великого (306 – 337) издан был ряд эдиктов, гарантировавших христианам свободу исповедания и предоставлявших духовенству некоторые льготы, но окончательное торжество христианства над язычеством наступило лишь при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).

Ереси и Вселенские соборы

Кроме внешних гонений, христианскую церковь с первых веков её существования тревожили возникавшие в её среде расколы и ереси, Таковы были выступившие в I веке назореи, присоединявшее к христианским обязанностям соблюдение Моисеева закона; эвиониты, отрицавшие божественность Иисуса Христа. Во II веке появились гностики, проповедывавшие дуализм духа и материи; аскетическая секта монтанистов и монархиане, делившиеся ни динамистов и модалистов. К III веку относятся ереси Павла Самосатского и пресвитера Савеллия и носившая восточный колорит секта манихеев, расколы новациан и донатистов. Значительное развитие ересей, возраставших по мере распространения и утверждения христианства в качестве господствующей религии, обусловило созыв Вселенских соборов, частью разрешавших назревшие догматические вопросы, частью издававших правила церковного благочиния. Первым в их ряду был собор, созванный в 325 г. в Никее по поводу ереси ариан, в осуждение которым был утвержден догмат о единосущии Бога-Сына с Богом-Отцом и издан ясный и вразумительный Символ веры. Во 2-ой половине IV века путем последовательного развития арианской ереси возникла ересь патриарха Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, и созванный по этому случаю в 381 г. Второй Вселенский (Константинопольский) собор дополнил пятью новыми членами Никейский Символ. В 431 г. в Эфесе заседал Третий Вселенский собор, осудивший ересь несториан, которые признавали в Иисусе Христе только человеческую природу, но в 451 году император Маркиан вынужден был снова созвать (4-ый) собор в Халкедоне, по поводу ереси противника несториан, Евтихия, признававшего во Христе только божественное естество (монофизитство). Пятый и Шестой Вселенские соборы, созванные в Константинополе, в 553 и 680 гг., довершили разоблачение монофизитского лжеучения. В 681 г. Трулльский собор («Пято-Шестой») выработал правила церковного управления, послужившие главной основой сборников канонического права – Номоканона или Кормчей. В 787 г. был созван в Никее Седьмой и последний Вселенский собор, опровергший возникшую в первой половине VIII века ересь иконоборцев, окончательно искорененную Константинопольским поместным собором 842 г.

Отцы церкви

В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви, которые путем письменной передачи апостольских преданий и разъяснения истинного учения веры и благочестия много содействовали сохранению христианства в первобытной чистоте. Особенно благотворна была деятельность святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима и др.

Монашество

Не менее важное нравственно-воспитательное значение имело также монашество, как реализация стремления к высшему нравственному совершенству, зародившегося вместе с появлением христианства, но в течение первых двух веков носившего характер одиночного подвижничества и лишь в конце ІІІ века принявшего массовые очертания. В IV веке в Египте было основано отшельническое монашество (святым Антонием Великим) и общежительное монашество (святым Пахомием). В V веке появились еще два вида подвижничества: столпничество, основанное святым Симеоном, и юродство о Христе, наиболее известным и уважаемым представителем которого был святой Андрей. На Западе монашество было организовано в VI веке по восточному образцу святым Бенедиктом Нурсийским, основателем ордена Бенедиктинцев.

Патриархи и папа

Помимо появления монашества, в духовной иерархии христианства произошли с течением времени некоторые другие перемены. Еще во времена апостолов между епископами более почетное положение занимали митрополиты, т. е. областные епископы. Между ними, в свою очередь, выделились епископы столичных городов, за пятью из которых (римским, александрийским, антиохийским, иерусалимским и константинопольским) Вселенские соборы признали известные одинаковые привилегированные права и общий титул патриархов. С течением времени распространение ислама, ограничившее епархии трёх восточных патриархов, обусловило соответственное уменьшение их влияния. Константинопольские патриархи были заняты борьбою с иконоборством; область римских патриархов (пап) тем временем расширилась на весь запад Европы, и в силу исторических условий их власть получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. К этим притязаниям, опиравшимся на появившиеся в IX веке подложные акты (Лжеисидоровы декреталии), присоединились некоторые догматические отклонения западной церкви от постановлений вселенских соборов.

Раскол христианства на православие и католичество

Так как папы упорно отказывались признать эти отклонения ошибочными и оспаривали права других патриархов и верховную власть Вселенских соборов, в 1054 г. произошел открытый и окончательный разрыв между папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием. С этого времени широкое русло христианства разделяется на два больших потока – церковь западную или римско-католическую и церковь восточную (греческую) или православную. Каждая из них идет своим путем развития, не объединяясь в единое целое под общим названием.

Дата проведения:

5 Октября (Понедельник) 19:00-20:30 Добавить в календарь

  • Goolge календарь
  • iOS календарь

Стоимость:

40000 Р — за курс

Условия участия:

Количество мест ограничено! Обязательна регистрация.

Экскурсовод:

Константин Шолмов

Место сбора:

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Для 13-16-летних
25 занятий ONLINE один раз в неделю по понедельникам в 19.00-20.30
Ведущий — Константин Шолмов
Стоимость курса — 40 000 руб. (рассрочка возможна)

«Европа от Лиссабона до Урала», – сказал мало известный современным детям великий европейский деятель генерал де Голль. «Рассея от Волги до Енисея», – высказалась олдскульная пост-советская группа «Любэ». «Нужно понимать причины, по которой их романо-германская культура столь фундаментально отличается от нашей византийско-азиатской» – обескуражила известная любопытным взрослым доктор исторических наук Наталья Басовская. «Россия простирается до Тихого океана и это всё — пространство европейской культуры» возразил ей находящийся на слуху у молодежи президент Путин. Где же правда? И почему мы интуитивно считаем себя европейцами, но при этом не готовы признать Россию Европой?

О том, как формировалась главная на сегодняшний день мировая цивилизация, от козопасов в косматых шкурах и никогда не мывшихся рыцарей до утонченных денди и приветливых обывателей современных европейских городов. Чтобы у детей не возникало вопросов по самоидентификации, чтобы понимать корни многих процессов, с которыми им предстоит сталкиваться, чтобы адекватно общаться с Европой и миром

ОТЗЫВЫ о прошлом курсе Константина Шолмова:

«Хочу выразить свою глубочайшую признательность организаторам и преподавателям ДК Льва Лурье за ваш удивительный проект! Мой сын уже второй год обучается на курсе по истории ( 1-й год — «История 20 века»; 2-й год — «История европейской цивилизации») у преподавателя Константина Шолмова. Сказать, что ему нравится учиться здесь-это ничего не сказать! Мой сын не пропустил ни одной лекции за 2 года! Стоит отметить, что общеобразовательную школу он посещает без особого энтузиазма. Этот курс дал ему помимо знаний ещё и уверенность в своих силах, он стал легко вступать в дискуссии и аргументированно отстаивать свою точку зрения в этой области. Стоит отметить, что и оценки в школе по истории изменились с «3» до «5», а в конце учебного года вручили грамоту «Лучший знаток истории в классе»! Спасибо Вам, что не только обогащаете познавательную сферу ребёнка, но и , что самое главное, дарите искреннюю заинтересованность предметом, а это бесценно!»

«Я посещал ранее иной курс Школы Лурье и лично убедился в мастерстве лектора. Перед началом занятий, как позже выяснилось, вполне обоснованно и не без оснований, я перенес это впечатление на Константина, будучи уверен, что он также является обладателем лекторского искусства. Я ожидал, что курс расширит и углубит мои знания о XX-ом веке и что появится возможность вести дискуссию с умным и образованным человеком. С каким настроем я посещаю занятия? Могу ли подвести предварительный итог? Я хожу на курс исключительно с удовольствием, курс оправдал все приведенные выше ожидания»
«Курс Константина Шолмова — это полное погружение в историю 20 века, и не с точки зрения потомков, а с точки зрения современников. Почему я пишу и от своего лица, потому что сама с удовольствием присутствовала на его лекциях. У сына сложилась чёткая картина прошлого, состоящая не только из скучных дат и фактов, но и из атмосферы того времени. У меня структурировались знания-воспоминания. И всё это проходило в потрясающей, наполненной юмором и дискуссиями с аудиторией, атмосфере. Особенны были и начала занятий — всегда неожиданные и плавно перетекающие в суть лекции. Рекомендуем всем детям, вне зависимости от степени заинтересованности историей!»

На все вопросы с удовольствием ответит Елена +7 (911) 936-89-19

Вы можете подарить посещение этой экскурсии! Подарить

Пришлите вопрос или вашу личную историю

Пришлите вопрос спикеру или вашу личную историю по теме события. Авторы лучших из них получат 500 Лурье на счёт в личном кабинете.

Написать

Подпишитесь на наши новости

Оставьте ваш e-mail, чтобы получать информацию о наших событиях

§ 1. У истоков христианства

Появление монотеистических религий сыграло огромную роль в мировом цивилизационном процессе. Монотеизм позволял структурировать реальное жизненное пространство с помощью моделирующей идеи, которая определяла деятельность политической и интеллектуальной элиты и стереотипы поведения народных масс. История гибели Римской империи показала, что «хлебай зрелищ» недостаточно для того, чтобы население было не только публикой, но и народом, гражданами.

Христианская религия возникла в I в. нашей эры, которую принято вести от рождения Иисуса Христа. Новое учение возникло на фоне мессианских ожиданий иудейского народа. Евреи готовились к приходу Машиаха-Мессии – царя-избавителя из рода Давида. Мессия должен был освободить еврейский народ и помочь всем народам установить мир и гармонию. Многие ожидали, что с приходом Машиаха начнется отсчет нового времени, когда народы «перекуют свои мечи на орала и копья – на серпы».

Многие евреи под влиянием иудейских священников посчитали Иисуса Христа очередным лжепророком, которые уже неоднократно до него появлялись в различных местах компактного проживания евреев. Но часть евреев и представителей других народов восприняли Христа как подлинного мессию. Многие жители Римской империи считали, что земной мир погряз в грехе и зле. Они мечтали об идеальном Граде Божием, где будет восстановлен нарушенный первородным грехом порядок и человек снова станет господствовать над низшим физическим миром. Первые христиане верили, что Иисус Христос своими страданиями искупил вину рода человеческого, дал людям надежду на спасение и указал путь приближения к Богу – возвышение духа над плотью. Христиане считали, что Град Божий должен быть в душе у каждого человека. Они были уверены в том, что их вера, духовность позволит им не только попасть в рай, но и после второго пришествия Иисуса Христа пройти Страшный суд.

Священные книги иудеев и христиан получили название Ветхого Завета. Книги, в которых описывалась жизнь Христа и его учение, составили Новый Завет. В канон Нового Завета, сложившийся во II–Vbb., вошли следующие тексты: четыре Евангелия (в переводе с греческого – «благая весть»), Деяния апостолов, 21 послание апостолов (14 из них принадлежат создателю вероучения Павлу) и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), где предсказывается второе пришествие Христа и Страшный суд в конце времен. Сочинения, не включенные в канон, называются апокрифами («подложный», «тайный»). На основе апокрифических сочинений, их трактовки самостоятельно мыслящими христианами возникли сотни различных течений, учений, которые были признаны еретическими. Ветхий и Новый Заветы в совокупности составляют то, что называется Священным Писанием. Его отделяют от Священного Предания, которое представляет собой комментарии отцов церкви (патристика) и решения Всемирных церковных соборов

Христианство представляло собой новую систему ценностей и идеалов, ради победы которых не страшно отдать свою жизнь. В противовес римской приземленности – «хлеба и зрелищ» – христианство предложило новую максиму– «не хлебом единым жив человек». Ритуальная система христианства в символической форме отразила христианское учение, философско-мировоззренческий идеал христианства. В христианской интерпретации мировая история обрела новый смысл, она представлялась людям как грандиозный процесс воспитания человеческого рода и приведения его к братской любви.

Первым епископом, создателем христианской церкви как организации христиане считают святого Петра, которому Иисус Христос предсказал роль «краеугольного камня» новой церкви. Над местом захоронения святого Петра ныне возвышается главный собор Ватикана, резиденции Папы Римского. Христианская церковь выросла из иудейских христианских общин в городах Римской империи. Первые христиане подвергались гонениям, преследованиям, жестоким пыткам. Их распинали на крестах как преступников и отдавали на растерзание диким хищникам на аренах цирков. Христианская церковь объявила себя новым Израилем, стала носителем, защитницей и распространительницей христианского вероучения. Слово «церковь» первоначально означало «собрание верных». Постепенно церковь превратилась в сложную иерархию, в продуманную организационную структуру, при построении которой использовался римский опыт организации государства и общества.

Первоначально собраниями верующих руководили выборные священники, старейшины – пресвитеры. Им помогали диаконы. Впоследствии по мере роста численности общин, их территориального распространения появились епископы («блюстители»). Епископы имели право суда в отношении верующих и церковного клира, они стали высшими вероучителями и руководителями. Иерархи в крупных регионах, административных единицах империи (диоцезах) получили титул патриархов. Особый авторитет имели церкви, основанные апостолами, – в Риме, Александрии, Антиохии. Константинопольский патриарх обладал значительным влиянием. Император Византии Константин (306–337) первым из светских правителей придал христианству официальный статус. Римский епископ назывался папой. Иерусалим в первые века развития христианства был его центром, священным (сакральным) местом и символом. На месте распятия Иисуса Христа в Иерусалиме был воздвигнут Храм Гроба Господня и все православные храмы впоследствии символически повторяли это здание. Наличие епископата позволило обеспечить единство христианской церкви в начальный период ее развития.

• Имена. Иисус Христос

Основатель христианства, сын Божий, второе лицо пресвятой троицы. Иисус Христос родился в городе Вифлееме в Палестине в 754 г. от основания Рима. По повелению архангела Гавриила назван Иисусом (т. е. «спасителем»). Христос означает «помазанный» («помазанник Божий»).

На тридцатом году жизни принял от Иоанна Предтечи крещение в реке Иордан. Начал свое общественное служение сорокадневным постом в пустыне и избранием двенадцати апостолов в Галилее, которые начали проповедовать наступление Царства Божия. Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Его проповедь вызвала гнев у иудейских старейшин, объявивших его лжепророком. Считается, что один из учеников Иисуса Иуда Искариот за тридцать серебреников совершил предательство. Иисус был схвачен в Гефсиманском саду после тайной вечери.

Суд римских властей (Понтий Пилат) приговорил Иисуса Христа к распятию, которое произошло на горе Голгофе за городскими стенами Иерусалима. Он был снят с креста, погребен в каменной гробнице, но воскрес на третий день. После воскресения он неоднократно являлся своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос на глазах у своих учеников вознесся на небо.

Иисус Христос является самой популярной фигурой в культуре стран, в которых распространилось и восторжествовало христианство как главная или ведущая религия.

• Тексты. Нагорная проповедь Иисуса Христа

1. Увидев народ, Он взошел на гору и когда сел; приступили к нему ученики его.

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15. И, зажегши свечу, не ставят ее перед сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнять.

18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, то великим наречется в Царстве Небесном.

20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21. Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду».

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (Верховное судилище), а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23. Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя

24. Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу.

26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаст ей повод прелюбодействоватъ; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33. Еще слышали вы, что сказано древними: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно Престол Божий.

35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя.

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб».

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

45. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари (сборщики податей)?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48. Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *