Цыпин история русской церкви

Описание:

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА» — сокращенно «ЗИФ» — государственное акционерное издательское общество. Создано по инициативе ЦК Профсоюза бумажников 17 марта 1922, в период все возраставшего спроса на книгу как кооперативное издательство. Целью издательства было обслуживание широких масс читателей доступной по содержанию и цене книгой. Несмотря на то, что основной капитал «ЗИФа» составлял всего лишь 165 руб., ему удалось выпустить за первый год своего существования 5 названий. Первой книгой был сборник Тараса Шевченко «Запретный кобзарь», ставший теперь библиографической редкостью. Вплоть до 1925 «ЗИФ» не ограничивает своей деятельности определенным литературно-издательским планом и носит характер универсального издательства. Наряду со сборниками рассказов и стихов, иностранной литературой и произведениями пролетарских писателей оно выпускает целый ряд названий научно-популярной библиотеки», в к-рую входят книги по естествознанию, медицине, социологии и другим отраслям знания, детскую серию и др. В 1926 берется твердая установка на обслуживание в первую очередь рабочих и школьных библиотек, на выдвижение молодых писательских сил и ознакомление читателей с лучшими произведениями советских и иностранных авторов. Это коренное изменение всего издательского плана повело за собой реорганизацию «ЗИФа» в 1926 в акционерное общество, поставившее своей задачей издание исключительно художественной лит-ры.

Протекая в этих рамках, деятельность издательства с каждым годом значительно расширяется. В 1922 выпущено пять названий, в 1923 — 51, в 1924 — 141, в 1925 — 230, в 1926 — 324, в 1927 — 238, в 1928 — 245. Листаж вырос в 1928 в сравнении с 1922 в 910 раз. За период 1922—1929 (июнь) выпущено всего 1 353 названия, к-рые по своему характеру в основном распределяются по следующим сериям:

Русская художественная литература. Желая как можно шире охватить современных советских авторов, «ЗИФ» с 1927 предпринимает издание художественного альманаха «Земля и фабрика», выходящего под руководством «Кузницы». В нем сотрудничают как пролетарские и крестьянские писатели, так и попутчики. Изданы отдельные произведения (и собрания сочинений) Бабеля, Бахметьева, Березовского, Демьяна Бедного, Артема Веселого, Вольнова, Гладкова, Демидова, Зощенко, Караваевой, Либединского, Ляшко, Неверова, Низового, Подъячева, Соболя, Свирского, Тренева, Шишкова, Эренбурга, Яковлева и др.

Иностранная художественная литература. Сюда входят наиболее значительные произведения и собрания сочинений представителей классической и современной иностранной литературы (Амп, Голсуорси, Граф, Золя, Мопассан, Лондон, Нексе, Драйзер, Франс, Штернгейм и др.).

Библиотека краеведения и приключений помимо своей прямой тематической задачи освещает также историческое прошлое и современный быт СССР и др. стран (книги Алтаева, Беляева, Жюль Верна, Кораблева, Купера, Майн-Рида, Стивенсона, Вальтер Скотта и др.).

Библиотека критики и искусствоведения, лит-ые памятники и мемуары. Издаются книги по истории русской лит-ры и произведения мемуарного характера (Луначарский, Этюды критические, Проблемы поэтики, сборник статей под ред. В. Я. Брюсова; П. Н. Ткачев, Избранные литературно-критические статьи; В. Шулятиков, Избранные литературно-критические статьи; А. М. Скабичевский, Лит-ые воспоминания, П. Д. Боборыкин, За полвека; В. А. Поссе, Мой жизненный путь, и мн. др.).

Стремясь внедрить книгу в массы, «ЗИФ» уже в 1925 выпускает дешевую серию «Рабоче-крестьянская библиотека», в которую входят произведения классиков (Чехова, Короленко, Салтыкова-Щедрина, Толстого и др.) и современных писателей (Бабеля, Вольнова, Тренева, Шишкова и др.). Выпуск массовых серий значительно расширяется с конца 1928, когда издательство печатает одновременно такую серию русских и иностранных романов и повестей, снабженных предисловием и словарем трудных слов, дешевую серию рассказов и библиотеку батрака, редактируемую ЦК профсоюза Всеработземлеса.

Одновременно с непериодическими изданиями «ЗИФ» с 1925 выпускает журналы. В конце 1925 основывается литературно-художественный иллюстрированный ежемесячник «30 дней» (тираж № 1 за 1926 — 10 000 экз.; тираж № 1 за 1929 — 45 000 экз.) и «Всемирный следопыт» (№ 1 — 15 000 экз.; № 1 за 1929 — 100 000 экз.), которые с 1926 выходят с приложениями произведений русских и иностранных авторов, а «Всемирный следопыт» кроме того — с приложением 12 номеров «Вокруг света» и «Туриста». В октябре 1928 выходит первая книга журнала крестьянских писателей — «Земля Советская» (см.). Рост этого сектора издательства характеризуется цифрами: 1926 — 2 журнала — 3 043 000 оттисков; 1927 — 3 журнала и 17 приложений — 11 730 000 оттисков; 1928 — 6 журналов и 42 приложения — 56 053 000 оттисков; 1929 (первое полугодие) — 7 журналов и 10 приложений — 41 080 525 оттисков.

Особым видом связи издательства с коллективным и индивидуальным читателем является переписка с ним. Отзывы читателей на книги рассматриваются издательством как ценное дополнение к критике печати, и часто этот материал разрешает вопрос об обработке книги, ее переиздании и т. п. Находящийся при «ЗИФе» библиотечный коллектор художественной лит-ры проводит разбор выходящих, а иногда готовящихся к печати книг с активом читателей, библиотекарями и авторами. В целях воспитания начинающих писателей издательство в феврале 1929 организовало консультационное бюро.

В 1930 году было, наряду с многими другими самостоятельными частными и кооперативными издательствами на основании постановления ЦК ВКП(б), «влито» в создаваемое при Наркомпросе РСФСР Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ).

Отделения издательства существовали как в Москве, так и в Ленинграде.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Земля и фабрика». Полный указатель изданий (1922-1927) М.-Л., 1927.

2. Ростовская Н., Книжные серии издательства «ЗИФ» — в «Книжная торговля», 1968, №4.

3. «Литературная энциклопедия.» В 11 т.; М.: 1929—1939.

История Русской Церкви (1917–1997)

От редакции

Глава I. Поместный собор 1917–1918 гг Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003) Глава IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925–1936) Глава V. Церковная жизнь на канонической территории Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)

Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

От редакции

Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.

Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на Церковь было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.

* * *

Автор настоящего труда – протоиерей Владислав Цыпин, доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.

Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды

4-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 816 с. ISBN 978-5-7533-0364-6

Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды — Содержание

Введение. Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Глава I. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I

  • 1. Период местоблюстительства
  • 2. Учреждение Святейшего Синода
  • 3. Миссионерство
  • 4. Духовное просвещение
  • 5. Монастыри и монашество
  • 6. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
  • 7.Церковное искусство

Глава II. Русская Православная Церковь в XVIII в

  • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725-1741 гг
  • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741-1762 гг,
  • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1762-1801 гг
  • 4. Епархиальное управление
  • 5. Приходское управление и приходское духовенство,
  • 6. Русская Православная Церковь в Речи Посполитой.
  • 7. Миссионерство,
  • 8. Духовное просвещение,
  • 9. Монастыри и монашество
  • 10. Подвижники иноческого благочестия
  • 11. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
  • 12.Церковное искусство

Глава III. Русская Православная Церковь в XIX в

  • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1801-1825 гг
  • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1825-1855 гг
  • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1855-1881 гг
  • 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1881-1894 гг
  • 5. Епархиальное управление
  • 6. Приходское управление и приходское духовенство
  • 7. Православие на Кавказе и на западе России
  • 8. Миссионерство
  • 9. Духовное образование
  • 10.История духовных академий
  • 11.Перевод Библии на русский язык и святитель Филарет
  • 12.Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский
  • 13.Богословская наука
  • 14.Церковно-историческая наука
  • 15.Монастыри и монашество
  • 16.Подвижники иноческого благочестия
  • 17.Саровская пустынь и преподобный Серафим
  • 18.Оптина пустынь
  • 19.Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль
  • 20.Церковная жизнь
  • 21.Церковное искусство
  • 22.Русская Церковь и православный Восток

Глава IV. Русская Православная Церковь в царствование святого императора Николая II

  • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1894-1917 гг
  • 2. Миссионерство
  • 3. Духовная школа и церковная наука
  • 4. Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь
  • 5.Церковное искусство

ЧАСТЬ ВТОРАЯ НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества

  • 1. Русская Церковь при Временном правительстве
  • 2. Состав и начало деяний Поместного Собора
  • 3. Восстановление патриаршества
  • 4. Биография святителя Тихона
  • 5. Соборные деяния после восстановления патриаршества

Глава II. Русская Православная Церковь в советскую эпоху

  • 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1917-1925 гг
  • 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1925 г
  • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926-1936 гг
  • 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1936-1943 гг
  • 5.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1943-1944 гг
  • 6. Поместный Собор 1945 г
  • 7. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1945-1970 гг
  • 8. Поместный Собор 1971 г
  • 9. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1971-1987 гг
  • 10.Тысячелетие Крещения Руси и конец советской эпохи (1988-1990)
  • 11. Епархиальное управление
  • 12. Приходское управление и приходское духовенство….
  • 13. Духовные школы
  • 14. Церковная наука и церковная печать
  • 15. Монастыри и монашество
  • 16. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь

Глава III. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II

  • 1.Поместный Собор 1990 г. и интронизация Святейшего Патриарха Алексия II
  • 2.Биография Святейшего Патриарха Алексия II
  • 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1990-2000 гг
  • 4.Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г
  • 5. Епархиальное управление
  • 6. Приходское управление и приходское духовенство
  • 7. Духовное просвещение
  • 8. Монастыри и монашество
  • 9. Церковная жизнь

Глава IV. Русское церковное зарубежье

  • 1.Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918-1940)
  • 2. Церковная диаспора
  • 3. Духовное просвещение

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • I.Численность населения России и СССР, в том числе православных
  • II. Количество церквей и часовен
  • III.Численность духовенства
  • IV.Духовные школы
  • V Монастыри и монашество
  • VI.Святейшие Патриархи Московские и всея Руси
  • VII.Местоблюстители патриаршего престола
  • VIII.Заместители патриаршего местоблюстителя
  • IX.Архиереи важнейших епархий
  • X. Обер-прокуроры Святейшего Синода
  • XI.Хронологическая таблица

Источники и литература

Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды — Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов

Предлагается разделить указанный без малого 200-летний период рубежом столетий, а точнее 1801 г. — годом воцарения Александра I после последнего дворцового переворота, столь типичного для политической истории XVIII в. Закон императора Павла о престолонаследии послужил стабилизации государственной жизни. XVIII столетие отличается заметно от XIX и в сфере церковной. Состояние духовной школы и богословской науки в эти столетия являет заметный контраст: в XIX в. кончилась эпоха «ученичества» у Запада, и в опоре на святоотеческую традицию русское богословие обнаруживает для себя прочную основу. Еще одно характерное различие столетий относится к взаимоотношениям государства с Церковью. В юридической плоскости здесь не было существенных перемен, но заметно изменилась церковная политика правительства. Дело в том, что в XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, вестернизации России, завещанную Петром Великим. Этот курс был причиной для настороженного, опасливого отношения к Православной Церкви, в которой не без оснований виделся оплот отвергнутых византийских и московских традиций. Иначе сложилась ситуация в XIX столетии: Западная Европа в целом перестала быть абсолютистской и западные влияния на российское общество были уже чреваты в худшем случае революцией или либерализацией, т. е. такими изменениями государственного строя, которые были для правительства неприемлемы. Православная Церковь в этот век стала оплотом незыблемости российского самодержавия, стала остро необходимой для государства и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой, хотя вместе с тем сохранялся прежний обременительный для Церкви контроль и тяжеловесная опека. В основание более детализированной периодизации синодальной эпохи, ввиду исключительно большой зависимости Церкви от высочайшей власти, должна быть положена смена императоров, при этом, конечно, эфемерные царствования Екатерины I, Петра II, Иоанна VI и Петра III составить отдельных эпох не могли. В результате для XVIII в. получается следующая хронология: 1721-1725 гг., 1725-1741 гг., 1741-1762 гг., 1762-1796 гг., 1796-1801 гг. В XIX столетии периоды церковной истории точно совпадают с царствованиями императоров. Новейший период церковной истории начинается с 1917 г., который был не только годом государственной катастрофы, но ознаменован также созывом Поместного Собора и восстановлением патриаршества. В особый период, хотя и весьма краткий, но насыщенный событиями первостепенной важности, следует выделить время от февраля до ноября 1917 г., когда Церковь сразу после отречения императора оказалась в радикально иной правовой ситуации. Хотя Временное правительство не успело провести отделение Церкви от государства, но курс был очевидным образом взят на построение внеконфессионального государства. На созванном в августе 1917 г. Соборе было восстановлено патриаршество, и событие это почти точно совпало с установлением советского режима. В дальнейшей истории Русской Церкви можно выделить ряд рубежных дат: 1922 г. с его кампанией изъятия церковных ценностей; 1929 г., когда было принято новое, уже совершенно драконовское законодательство, регулирующее религиозную жизнь, и когда началось массовое закрытие приходов; 1943 г., ознаменованный частичной нормализацией церковно-государственных отношений; 1961 г., когда в разгар хрущевских гонений был радикально реформирован порядок приходского управления; 1988 г., когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в условиях перестройки отношение к Церкви со стороны государственных инстанций и общественных организаций изменилось в позитивную сторону; наконец, 1991 г., когда рухнул режим, враждебный Церкви, и распался Советский Союз. И все-таки в основу детальной периодизации в рамках длительного периода, начавшегося в 1917 г., следует, в соответствии с традицией, положить смену первосвятителей, последовательно возглавлявших Русскую Церковь. В таком случае мы выделяем время патриаршества святителя Тихона (1917-1925); время, когда во главе Церкви стоял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (1925); период от 1925 до 1936 г., когда звание патриаршего местоблюстителя оставалось за митрополитом Петром, но реальная власть принадлежала его заместителю митрополиту Сергию, а также короткое время в 1926-1927 гг. другим иерархам; 1936-1943 гг. — эпоха местоблюстительства митрополита Сергия; 1943-1944 гг. — время его патриаршества; 1945-1970 гг. — время первосвятительского служения патриарха Алексия I; и, наконец, 1971-1990 гг., когда во главе Церкви стоял патриарх Пимен.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *