Твари благоразумному глупого оно только портит

Человек дитя своего времени. Если он плох в этом виноваты его современники. Успех и счастье опьяняют человека. И только один из тясячи умеет сохранить хладнокровие. Бесполезны и бесплодны бессильный гнев любовь без верности учитель без ученика.Учить-ум точить. Учитесь выразительно читать в слух. желание говорить правду всегда похвально. Все стали громко апплодировать докладчику. Пойдем сегодня на пляж загорать ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РАССТАВИТЬ ПРАВИЛЬНО ЗНАКИ ПРИПИНАНИЯ И НАЗВАТЬ ВСЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!!!!ЖДУ ОТВЕТААААА!!!

Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виноваты его современники. Успех и счастье опьяняют человека. И только один из тысячи умеет сохранить хладнокровие. Бесполезны и бесплодны бессильный гнев, любовь без верности, учитель без ученика. Учить — ум точить. Учитесь выразительно читать вслух. Желание говорить правду всегда похвально. Все стали громко аплодировать докладчику. Пойдем сегодня на пляж загорать.
И обрати внимание, что у тебя здесь 2 орфографических ошибки: аплодировать с одной «п», вслух — слитно.
Человек — подлежащее, дитя — сказуемое.
Он — подлежащее, виноваты — сказуемое, современники — подлежащее.
Успех и счастье — подлежащее, опьяняют — сказуемое.
Умеет сохранить — сказуемое.
Бесполезны и бесплодны — сказуемое, гнев, любовь, учитель — подлежащие.
Учить — сказуемое, точить — сказуемое.
Учитесь и читать — сказуемое.
Желание — подлежащее, похвально — сказуемое.
Все — подлежащее, аплодировать — сказуемое.
Пойдём и загорать — сказуемое.
Прямо ВСЕ члены я, увы, назвать не могу.(

Абай. Слова назидания. поэт. перевод

#Abai175
Предисловие
«Слова назидания» были написаны Абаем Кунанбаевым (1845 –1904) более ста лет назад. На тот момент это были дневниковые записи, т.е. материал к произведению. По неким причинам, автор не успел довести до конца завершающую его обработку и потому полноценный перевод «Слов назиданий» на другие языки долгое время представлял сложность для переводчиков.
Имевший место период запрета на все, что связано с творчеством Абая, еще более отсрочил признание в мировой культуре идей этого величайшего гуманиста-просветителя. Но, как говорится, время расставляет свои акценты…
Хотелось бы сформулировать преамбулу «Слов назиданий», потому как многие ошибочно считают, что именно моралистика является смысловым стержнем этого произведения.
Это неверно. Поведенческие пороки казахов того времени (за которыми автор подразумевает пороки человека вообще) Абай использует лишь как сюжетный фон для поиска ответов на более сущностные, иного философского порядка вопросы…
Душа любого человека, осознает он это или нет, находится под гнетом несправедливости мироустройства. Поэтому – как каждый человек в отдельности, так и все человечество в целом – нуждается в разумном, соответствующем духовному поиску и религиозному убеждению, разъяснении этого вопроса. Естественно, подобная задача возлагается в первую очередь на (истинных) гуманитариев-просветителей, среди которых особое место занимает Абай Кунанбаев.
Итак: необычайно одаренный, человек высочайших принципов, Абай – разочарованный результатами своей просветительской миссии – в размышлениях о разумности и целесообразности сущего, приходит к умозаключениям, которые во многом отличаются от традиционного понимания… Думаю, современному просвещенному читателю мысли Абая будут чрезвычайно полезны и интересны.
Айтанур
I
Жил, хорошо ли плохо, а пройдено немало.
В конфликтах да судах что только не сносил…
В итоге – обнаружив преклонных лет усталость,
Пресытясь суетой – я выбился из сил.
И, разочарованный бесплодностью деяний,
Не вижу боле цель и смысл бытия…
Так чем же мне заняться? Куда направить знанья?
Ответ не нахожу. И озадачен я.
Народом править?.. Глупость. Власть – сущее проклятье!
Пусть этот груз несет, кто сердцем не остыл.
(Терзая свою душу прескверным сим занятьем)
Меня ж, бог упаси. То – не по мне посыл.
Преумножать богатства… Лишь тешиться обманом!
Пусть дети скот растят, чем «подпирать углы»,
А я сим заниматься остаток дней не стану
На радость сплетникам – разносчикам хулы.
Заняться ли наукой… Но как её постигнешь
Раздумьем не делясь, что ново – не узнав?
Что толку, что бездарно в степи далекой сгинешь,
Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!
…Когда друзей не видишь, с кем делишь горе-радость,
Накопленные знанья – лишь отравляют старость.
А может, посвящу я себя служенью Богу?..
Боюсь, и здесь душа не обретёт покой.
Какое благочестье в рассаднике порока,
Когда подлец – в чести, а праведник – изгой?!
Воспитывать потомство… И в этом нет призванья:
Чему и как учить? Смогу ли дать совет –
Где приложить достойно достигнутые знанья?
Не вижу сам… И здесь мне примененья нет.
И, наконец, решил я: бумаге и чернилам,
В остаток дней своих вверяю знаний свод.
Пусть, кто поймёт их смысл: в чем просвещенья сила,
Запишет или так запомнит мыслей ход.
А ежели народ мой воспримет их немило –
Останутся при мне… И нет иных забот!
II
Когда бы я казахов не любил –
Откочевал, чтоб их не видеть боле;
Не тратил зря своих душевных сил,
Не чувствовал ни горечи, ни боли…
Когда б любил… я одобрял их нрав,
Нашёл бы, что моей душе по нраву
И, утешенье старости познав,
Своей гордился нацией по праву.
Но нет того. Хотя и сам казах,
На сей вопрос ответить мне непросто:
Лишь влага с носа, слёзы на глазах,
Терзают душу горькие вопросы…
Хотя живу, живым себя не чту.
Досада ль на людей тому причина?..
Таясь от посторонних, горечь ту
Скрываю под смирения личиной:
Невесел смех, сержусь – а гнева нет,
Слова мои мне кажутся чужими,
Тепло не греет, тускл белый свет
И мысли стали будто не моими…
В дни молодости я не допускал,
Как это можно свой народ оставить?..
Любил и верил, смысл во всем искал.
Такую старость – мог ли я представить?!
Мечтал их образумить-обучить,
Узнал людей – угасло упованье.
Всё бросить, на чужбине жизнь влачить –
Лишь сложности и новые страданья.
Все чуждо, а в груди лишь пустота…
Единственным утешусь, умирая,
Что этой жизни скорбь и маета
Зачтутся на пути от ада к раю!
III
Примерно на земле мильарда два людей;
Казахов же из них – считай, мильона два.
Живут, «как бог подал»: кто свят, а кто злодей,
Хотя навряд ли кто избегнул воровства…
Есть в мире города, где люд неисчислим,
Отважный мореход планету обогнул!
А мы – как стая псов – грыземся и следим,
Как бы ближайший наш и глазом не моргнул!
Казахи – испокон кочующий народ
И ни с одним другим народом он не схож.
В познаниях, увы, никак не полиглот,
Зато хвастлив порой – ну просто «в сердце нож»!
Ну как же нам забыть злословие, обман,
А ловкость проявлять – в достойном ремесле?
Ужель нам так и жить и путь иной не дан,
Чем быть в хвосте других народов на Земле?!
Когда же, наконец, придут иные дни?..
На сто голов скота – глаза двухсот горят!
Из жадных цепких рук не выпустят они,
Пока не изведут и в прах не разорят…
IV
Кто будет слушать нынче советы-назиданья?..
Тот – волостной, тот – бий; я им ни враг, ни друг.
Они сочли, что знают законы мирозданья
И вправе всех учить и просвещать вокруг.
А если б, знаний ради, надумали послушать,
Опять же недосуг – «забот невпроворот»!
Родни что тараканов (всем надо что-то кушать)
Начальству услужи, да не смути народ…
Богатые невежды – так те забот не знают,
Пусть на день им даны богатство и почёт;
Уверены в достатке: всем нужным обладают,
А недостает чего – приобретут за скот.
Их взоры запредельны, а аппетит безмерный,
Для них понятье честь – равно цене скота.
Дай волю, все на свете скупили бы, наверно
И были б тем горды… Святая простота!
Бедняк – овцы смиренней, а норовит туда же:
«Не трогай лучше нас, других учи уму.
Из этих ваших книжек шурпу не сваришь даже».
Считает, если нищ – и знанья ни к чему…
А прочим лиходеям дай жертву побогаче.
Советы-назиданья им не нужны тем паче!
V
Есть радость-утешенье (быть им прахом!)
Проклятием, висящим над казахом.
Встречая подлеца иль злодеянье –
Которого он сам не совершил –
Он радуется, словно оправданье
Нашёл всему, что в жизни нагрешил:
«Взгляните люди – ведь муслим он тоже,
А рядом с ним я чист, как ангел божий».
…Так он толкует заповедь Творца:
«Достаточно быть лучше подлеца»
Для Бога нет урода и красавца;
Есть верящий в добро и есть злодей.
Исправишься ль, равняясь на мерзавца?!
Добру – у добрых учатся людей.
Другая «форма самоутешенья».
Он говорит: «Я подл, ну и что ж?!
Когда вокруг сплошные прегрешенья,
Порок мой – и грехом не назовёшь».
Знать глупость иногда седоборода…
Невесту успокоит ли жених,
Сказав, что вонь – болезнь всего рода,
Привыкнешь, мол – смердит и от других?!
…Участвуй в скачках, но победы ради.
Чем «как-нибудь» – уж лучше посиди.
Какая радость спрашивать «кто сзади»,
Когда не счесть, кто мчится впереди?!
…Глупцы найдут взаимопониманье,
А двое умных будут враждовать.
Простор степи, взрастишь ли семя знанья,
И даст ли всход хоть крохотная пядь?..
VI
Заведено среди казахов
Друг другу лестью угождать.
Найду ли я, слуга Аллаха –
С своей привычкой досаждать –
Кого любить и уважать?..
Уважить бая? Нет такого…
Кто есть – безлик, как старый крот:
Своих не видит, чтит чужого;
Льстецам-пройдохам дарит скот
И мнит, что добр… (сумасброд!).
Уважить щедрого мырзу бы…
Но кто здесь истый меценат?!
Все ж жаждут славы, стиснув зубы,
Как будто щиплет (виноват)
Кошма солёная им зад!
Управы, волостные, бии…
Все вкруг чинят безбожный суд.
Одни купили власть, другие
Подобострастно спины гнут –
Иначе должность не дадут.
Ну как же сильных не уважишь?..
Но все крепки в деяньях зла.
На дело доброе отважишь
(Какая б польза ни была)
Скорей – аульного козла!
А может, с умным буду кроток
И почесть разуму воздам?..
Увы, где совесть – ум короток.
Он подлость не сочтёт за срам.
Умеет жить… (куда уж нам!)
Убогий нищий проще судит:
Себя безгрешным не сочтёт.
Дай силы – и сноровка будет!
Всё что угодно, хоть помет,
Тишком прихватит-умыкнет!
Хитрец-шельмец, проныра липкий…
Ну! Этих просто не унять,
Пока не оберут до нитки.
Их логику легко понять:
«Не отдают – сумей отнять».
Остался скромный, но не нищий,
Немил для всех, тихоня-бай.
Не ищет ссоры – мыши тише.
Ни хват, ни рвач, ни краснобай.
Стремится смысл найти в покое…
Он незлоблив, учтива речь;
Часть раздаёт, а остальное
От вора тщится уберечь.
Не любит важничать, хвалиться,
Что он для всех авторитет.
Придётся… за него молиться –
Других достойных вижу нет!
VII
Все знают: смертен человек,
Он в этом мире гость, не боле.
Как долго чей продлится век –
Решать, увы, не в нашей воле.
Смерть отрицает естество,
Не посылает вестового;
Не возвращает никого –
Ни старика, ни молодого.
Казах твердит кругом: «Бог есть,
Рай – наградит, а ад – накажет».
Насколько верит в то – бог весть.
Он правды никогда не скажет.
Когда бы в это верил он –
Творил добро-не знал печали,
Прощал обиды, чтил закон.
Но где такого вы встречали?!
Нам сказано: есть рай и ад,
Природа сущего – двояка.
А значит… двойствен весь расклад,
Но понимает то не всякий.
Пророком сказанное чти,
Иначе ты не мусульманин.
Порокам – веру предпочти
И канет в Лету мир страданий!
Увы, казах наш не таков!
Дай выбор – предпочтёт земное:
«Э-э-э, Аллах простит нас (дураков)
В другой раз выберу второе».
На смертном одре присягнет:
Клянусь, мол, не было такого…
И адский ж пламень не проймёт
Ханжу в обличии святого!
Един создавший нас Творец
И для Него все – равно дети.
О чем же молишь ты, подлец,
Стремясь ограбить всех на свете?!
В чем здравый смысл твоих молитв:
«Отдай тебе – лишив другого»?!
Не мудр–будь хоть совестлив,
Не чтишь – хотя б побойся Бога!
…Ни образован, ни умён,
Двух слов не свяжет без подсказки,
А спорит надрывая связки!
Ну право, «че-ло-век» ли он?!
VIII
Казаха не волнует: есть ли связь –
А если есть – угодны ли его моленья Богу…
Он лишь встаёт и падает молясь,
Копируя движения другого.
Обходится с Всевышним, как с купцом,
Которому не возвращает ссуду:
«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом.
Из-под земли ж я скот не раздобуду».
И утруждать не будет он себя –
Ломать язык, вникать в смысл обученья.
Несовершенство веры, загодя,
Он объяснит отсутствием уменья:
«Вот, всё что знаю. Мало. Признаюсь,
Но в старости учёба не даётся.
Кто упрекнет, что богу не молюсь?
А что язык корявый – обойдется»!

К вам, мусульмане, обращаю слово:
Кто беден – кто богат, кто болен – кто здоров…
А спросите причины такового,
Ответ на все один: «Наш грешный мир таков».
Повсюду грабежи и скотокрадство,
А правота за тем, кто на доносы скор.
Даны плуту здоровье и богатство,
Тогда как праведник – и голоден и хвор.
Один умён, другой глупец, и оба
Порой одной семьи заслуга и укор.
Забота, нежность… тут же зависть, злоба.
Коварство и любовь ведут извечный спор.
Наследия кровавые отрыжки
Лишь разжигают месть и озлобляют нас.
«Война – закон, а мир – лишь передышка».
Ведь такова, увы, реальность без прикрас…
Зло торжествует. Как, не лицемеря,
Нам убеждать других в могуществе добра?..
И здесь… должны мы в Высший Смысл верить.
Задуманный сюжет – сверхразума игра…
…Мы верим в справедливость испытанья,
Свой укрепляя дух и Господу молясь.
В священных текстах истинные знанья.
Кто веру не обрел – тот умер, не родясь!
На разных языках в истории народов
Ведутся споры о Создателе-Творце.
Не объяснить всего «разумностью природы»,
Но эта тайна, знать, откроется в «конце»…
Когда цвета души размыты, блёклы, серы –
Не виден чудный блик контраста «ночи-дня».
Ученым не постичь без высочайшей веры
Константу Истины земного бытия.
…Ведомо чувством всё и даже, извините,
Без чувств не тянется к кобыле жеребец.
Для верующих путь – не мысль, а наитие.
И в этом Замысла-Творения венец!
Послесловие:
Мы казахи. И вне зависимости оттого где проживаем, у нас одна история, одни корни. Единство любой нации не только в генетике – важнее духовное единение. И духовный ориентир казахов – это, несомненно, наследие великого Абая.
«Слова назидания». Величайшее творение гения степи. Мучительный поиск истины и смысла существования. Читая это произведение, мы невольно, вместе с Абаем проходим путь осмысления действительности: подобно некой живительной озаряющей составляющей, пронизывающей подсознательную сущность, к нам приходит и горькое осознание того, что в суете повседневных, потребленческих забот терялось нечто важное, так необходимое для «дыхания души»…
Глубочайшие философские размышления о разумности мироустройства, непреклонная вера в то, что эта разумность основывается на высшем духовном принципе, дает Абаю основание считать, что за внешним, видимым человеку торжеством зла, скрывается некий тайный смысл. И этот смысл не разгадывается умом, но требует веры: веры в добро, справедливость и разумность сущего, у истоков которого стоит тот, кого мы называем Создателем.
Абай не является исключительным достоянием казахов, Абай – это достояние всего человечества. И здесь мы сталкиваемся с извечной исторической проблемой – проблемой т.н. «малых языков». Ведь для того чтобы произведение, даже гениальное, обрело заслуженное признание в мировой культуре, необходим перевод этого произведения, как минимум, на один из т.н. «больших» языков мира, в числе которых, несомненно, и русский язык.
Зачастую многие недооценивают поистине титанический труд переводчика, считая, что переводчик «всего лишь переводит».
Конечно, переводчик – не автор. Но для того, чтобы достойно переложить произведение на другой язык, надо иметь талант более или менее сопоставимый с дарованием автора. Иначе перевод теряет, причем пропорционально именно разнице дарования между автором и переводчиком.
…Сохранить, развить и умножить лучшее из наследия прошлого – составная любой национальной идеи настоящего; особенно, если это касается наследия духовного. Иначе выстраивается заведомая бутафория, не вызывающая у других ничего, кроме насмешки…

Библия

  1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
  2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
  3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
  4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
  5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
  6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
  7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
  8. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.
  9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.
  10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
  11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
  12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.
  13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.
  15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
  16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
  17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
  18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
  19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
  20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
  21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
  22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? Но милость и верность у благомыслящих.
  23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
  24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
  25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
  26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
  27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
  28. Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
  29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
  30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
  31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
  32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
  33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
  34. Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
  35. Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Глава 14

1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч.14:1. Мудрая жена устро­ит дом свой, а глупая раз­рушит его сво­ими руками.

Притч.14:2. Идущий прямым путем бо­ит­ся Го­с­по­да; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3. В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4. Где нет волов, там ясли пусты; а много при­были от силы волов.

Притч.14:5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для ра­зу­много знание легко.

Притч.14:7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь ра­зу­мных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1; Притч 12.17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15; Притч 13.8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8. Мудрость ра­зу­много – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблужде­ние.

Притч.14:9. Глупые смеют­ся над грехом, а по­среди праведных – благо­воле­ние.

Притч.14:10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешает­ся чужой.

Притч.14:11. Дом беззакон­ных разо­рит­ся, а жилище праведных про­цветет.

Притч.14:12. Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.

Притч.14:13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14. Человек с раз­вращен­ным сердцем насытит­ся от путей сво­их, и добрый – от сво­их.

Притч.14:15. Глупый верит всякому слову, бла­го­ра­зу­мный же внимателен к путям сво­им.

Притч.14:16. Мудрый бо­ит­ся и удаляет­ся от зла, а глупый раз­дражителен и самонадеян.

Притч.14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышлен­но дела­ю­щий зло, не­на­вистен.

Притч.14:18. Невежды по­лучают в удел себе глупость, а бла­го­ра­зу­мные увенчают­ся зна­ни­ем.

Притч.14:19. Прекло­нят­ся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч.14:20. Бедный не­на­видим бывает даже близким сво­им, а у богатого много друзей.

Притч.14:21. Кто пре­зирает ближнего своего, тот грешит; а кто мило­серд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22. Не заблуждают­ся ли умышля­ю­щие зло? но милость и верность у бла­гомыслящих.

Притч.14:23. От всякого труда есть при­быль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24. Венец мудрых – богат­с­т­во их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26. В страхе пред Го­с­по­дом – надежда твердая, и сынам Сво­им Он при­бежище.

Притч.14:27. Страх Го­с­по­день – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28. Во множе­с­т­ве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29. У терпеливого человека много ра­зу­ма, а раз­дражи­тель­ный выказывает глупость.

Притч.14:30. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его бла­го­творит нужда­ю­щемуся.

Притч.14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33. Мудрость по­чиет в сердце ра­зу­много, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34. Праведность воз­вышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35. Благоволе­ние царя – к рабу ра­зу­мному, а гнев его – против того, кто по­зорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25.36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Х.ф. Невестка.

Бог создал человека — мужчину и женщину — удивительными и замечательными. Мужчина создан таким, что для него важнее всего, чтобы его уважали. Для него важна такая атмосфера в доме, куда всегда бы хотелось возвращаться, где царят мир и покой, не смотря на житейские штормы. Скажете, что такую атмосферу в доме создать невозможно?. Да. Вы правы. Невозможно. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псалом 126:1).

Когда я столкнулась с вопросом о муже, и представила Господу его решать, то получила много ценных уроков. Например, мне было сказано, что если я хочу иметь замечательного мужа — я должна стать замечательной женой. И Бог меня учил, какой я должна быть и как я этого могу достичь. С мужем часто мы говорим на эту тему: Доволен ли он мной? Счастлив ли он со мной?. Я желаю делать счастливым мужа, а не искать этого для себя. Он, в свою очередь — поступает так же. И это у нас — от Господа, Который в нас. Меня волнует этот вопрос — счастлив ли мой муж. И зная, что муж не скажет сам, я вынуждена его спрашивать. Но Бог дает мудрость. Без Божьей мудрости наша семья была бы как все. А так — я часто делаю глупые, с точки зрения мира, поступки. Но в этом и заключается мудрость Божья.

Вот как это происходит. Мой муж с детства привык, чтобы за него кто-либо решал бытовые вопросы. Он — шестой, самый младший ребенок в семье. и разрыв между ним и сестрой, которая родилась перед ним — около 7 лет. Остальные все — еще старше. Вот и можно себе представить, как он рос и воспитывался «семью няньками». Это сыграло и на его самооценке, как личности — он был самым младшим и с ним, его мнением, никто не считался по ныне. Такая же ситуация была и в его первом браке. Он 15 лет — был никем. Ему так и говорилось и делалось, даже при посторонних. И, конечно, он стал из мужчины — чем-то типа прислуги. И не знал, что такое роль мужчины в семье.

Когда мы стали мужем и женой, он однажды мне сказал, что будет всё так, как я скажу. Меня это удивило! Какая женщина бы не мечтала о такой роли — решать всё самой. Но мне Бог дал мудрости — понять, что это неправильно.. А затем — дал силы это сказать мужу в правильной форме. Внутри меня была мысль: «дура, ты свое счастье разрушаешь! кто не мечтал бы об этом — чтобы ему дали такую власть — решать в семье всё!..» Но дух мой был в Господе непреклонен и я делала то, чему БОГ учит: занимала свое место — помощницы. А мужу — предоставляла возможность быть главой. С любовью и в кротости я ему объяснила почему не может быть так, как он хочет. Муж не соглашался со мной. Я — проявила твердость и непреклонность и сказала, что так,как он хочет — НЕ БУДЕТ! Бог по-другому расставил наши роли. Он согласился, хоть и неохотно. Я — обещала ему помогать, говорить свое мнение, но решение принимать он должен сам, спрашивая совета у Господа. И если сделает ошибку — то он на них имеет право. Ведь не делает ошибок тот, кто ничего не делает.

Спустя время я задавала ему вопросы — как он себя чувствует в этой, новой для него роли?.. Он был счастлив и укреплялся в ней. Было замечательным видеть, как из безвольного, разбитого прошлым, мужчины, мой муж становится всё сильнее и мужественнее при решении каких-либо самых трудных, вопросов. Никогда я не укоряла его, укрепляла в нём уверенность в Господе, что он замечательно справляется. А ошибки имеют свои драгоценные уроки. Нам было интересно проходить эти уроки вместе.

Сама я бы не справлялась. Бог мне помогал и направлял мои желания и действия так, как нужно, а не как я бы хотела. И всегда это было к общему нашему созиданию и назиданию. Сейчас я могу с уверенностью сказать: Благодаря тому ,что Господь созидает наш дом — у нас это получается!.

Авторитет мужа — ни на едине, ни, тем более, на людях — я не позволяю себе понижать или подрывать. Для меня — это важно. Такое же отношение возвращается и ко мне. Мы научились относиться бережно друг ко другу, а так же — друг с другом делиться нашими переживаниями, а не обидами. Когда обида или любой другой негатив — наш общий враг, а мы занимаем позицию единства по отношению к греху — то и легко справляться. И с каждым разом все легче и легче это даётся делать.

Мудрая жена знает что в браке никто никому не должен и совместная жизнь строится общими усилиями, что вежливое обращение надо пронести через всю жизнь и что мужчина и женщина любят по-разному. Мудрая жена знает, что главный ее инструмент — это любовь, искренность, понимание и терпение.
Источник: Опыт человечества )))

Очень желаем, чтобы наша вера и ученичество у Господа Иисуса Христа — стало для вас веским стимулом, — стать по-настоящему Его учениками.

Предлагаем вашему вниманию художественный фильм «Супер-невестка». Но назидание в нём — Божье.
Написано: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет» (Псалом 14:1,4)..

Слова назидания Абая Кунанбаева (37)

  • Білім
    • Мұғалімдерге
      • Сабақ жоспары
      • Балабақша сабақ жоспары
      • Ашық сабақтар жинағы
      • Диктанттар жинағы
      • Тәрбие сағаттар жинағы
      • Жиынтық бағалау жинағы
      • Қалыптастырушы бағалау жинағы
      • Күнтізбелік — тақырыптық жоспар жинағы
      • Сценарийлер жинағы
      • Сынып сағаттар жинағы
    • Студенттерге
      • Дипломдық жұмыстар
      • Курстық жұмыстар
      • Ғылыми жұмыстар
    • Оқушыларға
      • Тақпақтар жинағы
      • Мақал — Мәтелдер
      • Жұмбақтар жинағы
      • Презентациялар жинағы
      • Рефераттар жинағы
      • Өмірбаяндар жинағы
      • Өлеңдер жинағы
      • Шығармалар жинағы
      • Эсселер жинағы
    • Әңгімелер
    • Ертегілер
  • Кеңестер
    • Бизнеске кеңес
    • Денсаулыққа кеңес
    • Заңдық кеңес
    • Ерлерге кеңес
    • Қыздарға кеңес
    • Әкелерге кеңес
    • Аналарға кеңес
  • Мерекелер
    • Жаңа жыл
    • Алғыс айту күні
    • 8 наурыз
    • Наурыз мейрамы
    • Күлкі күні
    • Ғарыш күні
    • Махаббат күні
    • Бірлік күні
    • Отан қорғаушылар күні
    • Жеңіс күні
    • День победы
    • Соңғы қоңырау
    • Балалар күні
    • Рәміздер күні
    • Астана күні
    • Конституция күні
    • Білім күні
    • Отбасы күні
    • Тіл мерекесі
    • Қарттар күні
    • Ұстаздар күні
    • Рухани келісім күні
    • Республика күні
    • Қаржыгерлер күні
    • Тұңғыш президент күні
    • Тәуелсіздік күні
    • Рамазан, Ораза айт
    • Құрбан айт
  • Тілектер
    • Үйлену тойға
    • Қыз ұзатуға
    • Құдалық
    • Мерейтой
    • Сүндет той
    • Тілашар тойы
    • Шілдехана бесік тойы
    • Тұсаукесер тойы
    • Беташар
    • Алтын той
    • Күміс той
    • 18 жас
    • 25 жас
    • 30 жас
    • 40 жас
    • 50 жас
    • 55 жас
    • 60 жас
    • 63 жас
    • 70 жас
    • 80 жас
    • Ораза айт
    • Қадір түні
  • Анекдот
  • Өлеңдер
    • A-Ә
      • Абай Құнанбаев
      • Ахмет Байтұрсынов
      • Ақұштап Бақтыгереева
      • Ақтан Керейұлы
      • Ақерке Асан
      • Ақтамберді жырау
      • Ақсұңқарұлы Серік
      • Асан Қайғы
      • Аслан Қаженов
      • Асқар Тоқмағамбетов
      • Асылзат Арыстанбек
      • Айбек Бестенқұлов
      • Анна Ахматова
      • Әбубәкір Кердері
      • Әбіш Кекілбайұлы
      • Әсет Ақдәулет
    • Б-Д-Ж
      • Бақыт Беделхан
      • Бағашар Тұрсынбайұлы
      • Бауыржан Әліқожа
      • Бауыржан Қарағызұлы
      • Базар Жырау Оңдасұлы
      • Бернияз Күлеев
      • Біржан сал Қожағұлұлы
      • Болат Кенішбаев
      • Бұқар жырау
      • Доспамбет Жырау
      • Жамбыл Жабаев
      • Жанар Айжанова
      • Жандарбек Бұлғақов
      • Жандарбек Жұман
      • Жанкелді Немеребай
      • Жиембет Жырау
      • Жұматай Жақыпбаев
      • Жұмағали Саин
      • Жұмекен Нәжімеденов
      • Жүсіпбек Аймауытов
    • И-К-Қ-Е
      • Иса Байзақов
      • Исмағұлов Сабыржан
      • Исраил Сапарбай
      • Кенен Әзірбаев
      • Күләш Ахметова
      • Қанат Дауылбаев
      • Қалқаман Сарин
      • Қадыр Мырза Әли
      • Қайсар Қауымбек
      • Қалижан Бекхожин
      • Қасым Аманжолов
      • Құралай Омар
    • Е
      • Есенғали Раушанов
      • Ербол Бейілхан
      • Ерболат Қарақойшиев
      • Ерлан Ахмет
      • Ерғалиев Хамит
      • Ерлан Сәдуақасұлы
    • М
      • Махамбет Өтемісұлы
      • Мағжан Жұмабаев
      • Майлықожа Сұлтанқожаұлы
      • Мақпал Мыса
      • Матай Сансызбайұлы
      • Мәделі Жүсіпқожаұлы
      • Мұрат Мөңкеұлы
      • Мұсабек Байзақұлы
      • Мүбәрәк Жаманбалинов
      • Мөңке би
      • Мәриям Хакімжанова
      • Медеу Демеу Медеуұлы
      • Мұқағали Мақатаев
      • Міржақып Дулатұлы
      • Мұхтар Шаханов
    • Н-О-Р
      • Назгүл Бердіқожа
      • Несіпбек Айтұлы
      • Нұржан Наушабайұлы
      • Нұрболат Жолдасбек
      • Омар Шораяқұлы
      • Олжас Сүлейменов
      • Олжас Отар
      • Оралхан Бөкей
      • Оразақын Асқар
      • Ринат Зайытов
    • С-Т
      • Сағыныш Намазшамова
      • Сергей Есенин
      • Сүйінбай Аронұлы
      • Саят Әбенов
      • Сәбит Дөнентаев
      • Сұлтанмахмұт Торайғыров
      • Танакөз Толқынқызы
      • Тәтіқара ақын
      • Темірхан Медетбек
      • Тоқтарәлі Таңжарық
      • Төлеген Айбергенов
      • Тұрмағамбет Ізтілеуов
      • Тұрмағанбет Кенжебаев
      • Тұманбай Молдағалиев
      • Тыныштықбек Әбдікәкімұлы
    • Ш-Ф-Ы-І
      • Шал ақын Тілеуке Құлекеұлы
      • Шалкиіз жырау Тіленшіұлы
      • Шәді Жәңгірұлы
      • Шәкәрім Құдайбердіұлы
      • Шәмші Қалдаяқов
      • Шерхан Талап
      • Шернияз Жарылғасұлы
      • Шортанбай Қанайұлы
      • Шөже Қаржаубайұлы
      • Фариза Оңғарсынова
      • Ыбырай Алтынсарин
      • Ықылас Ожай
      • Ілияс Жансүгіров
  • Жаңалықтар
  • Материал қосу

ZHARAR » RU » Слова назидания Абая Кунанбаева (37)
Слово Тридцать Седьмое. 23 истины
1. О достоинствах человека суди по тому, как он начал дело, а не по тому, как ему удалось завершить его.
2. Как ни прекрасна мысль, пройдя через человеческие уста, она тускнеет.
3. Сказав мудрые слова самонадеянному невежде, порой обретаешь утешение, но чаще всего от них не остается и следа.
4. Твори благо разумному, глупого оно только портит.
5. Сын своего отца для других — враг. Сын человеческий — твой брат.
6. Достойный, попросив многого, довольствуется малым, ничтожный просит много, но останется не довольным, если дашь больше, чем он просит.
7. Тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному, которое пасется только для себя; того, кто трудится, выполняя человеческий долг, всевышний метит своей любовью.
8. Кто отравил Сократа, кто спалил Жанну д’Арк, кто казнил Гайсу, кто закопал нашего пророка в останках верблюда? — Толпа. Толпа безрассудна. Сумей направить ее на путь истины.
9. Человек — дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники.
10. Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим.
11. Остаться одиноким — все равно что умереть. Все беды падут на голову одинокого. В миру много порочного, но и утешение, и веселье существует в нем же. Кто с достоинством выдержит первое? Кто устоит во втором?
12. Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы, не приходит полноводная цветущая весна?
13. Если некто молчит в гневе, значит всю силу гнева он затаил в себе. Извергающий черную брань — обычно хвастун или трус.
14. Успех и счастье опьяняют человека. И только один из тысячи умеет сохранить хладнокровие и разум.
15. Если хочешь, чтоб дела твои ладились, берись за них разумно.
16. Высокая должность — все равно что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам.
17. Мир — океан, время — веяние ветра, ранние волны — старшие братья, поздние волны — младшие братья. Поколения сменяются чредой, а кажется — незыблем их покой.
18. Простолюдин, прославившийся умом — выше царя, вознесенного удачливой судьбой. Юноша, продающий свой труд, достойнее старца, торгующего своей бородой.
19. Сытый попрошайка — дьявол во плоти, ленивый суфи — лицемер.
20. Плохой друг — все равно что тень, когда солнце над головой, от нее не избавиться когда тучи сгущаются, ее не сыщешь.
21. Будь откровенен с тем, кто одинок, поддерживай хорошие отношения с теми, у кого много друзей. Будь осторожен с беспечным, и стань опорой обездоленному.
22. Бесполезны и бесплодны: бессильный гнев, любовь без верности, учитель без ученика.
23. Пока ты добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как только ты достигаешь цели, твой доброжелатель — лишь ты сам.
Все Слова назидания Абая Кунанбаева: первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое, восьмое, девятое, десятое, одинадцатое, двенадцатое, тринадцатое, четырнадцатое, пятнадцатое, шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое, девятнадцатое, двадцатое, двадцать первое, двадцать второе, двадцать третье, двадцать четвертое, двадцать пятое, двадцать шестое, двадцать седьмое, двадцать восьмое, двадцать девятое, тридцатое, тридцать первое, тридцать второе, тридцать третье, тридцать четвертое, тридцать пятое, тридцать шестое, тридцать седьмое, тридцать восьмое, тридцать девятое, сороковое, сорок первый, сорок второй, сорок третье, сорок четвертое, сорок пятое.

Абай Құнанбаевтың Қара сөздер жинағы: бірінші, екінші, үшінші, төртінші, бесінші, алтыншы, жетінші, сегізінші, тоғызыншы, оныншы, он бірінші, он екінші, он үшінші, он төртінші, он бесінші, он алтыншы, он жетінші, он сегізінші, он тоғызыншы, жиырмасыншы, жиырма бірінші, жиырма екінші, жиырма үшінші, жиырма төртінші, жиырма бесінші, жиырма алтыншы, жиырма жетінші, жиырма сегізінші, жиырма тоғызыншы, отызыншы, отыз бірінші, отыз екінші, отыз үшінші, отыз төртінші, отыз бесінші, отыз алтыншы, отыз жетінші, отыз сегізінші, отыз тоғызыншы, қырықыншы, қырық бірінші, қырық екінші, қырық үшінші, қырық төртінші, қырық бесінші.

«Всякий благоразумный действует с знанием»

РУКОВОДСТВО, которое дается в Слове Бога, Библии, «вожделеннее золота и даже множества золота чистого» (Псалом 18:8—11). Почему? Потому что «учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притчи 13:14). Применение наставления из Священного Писания не только улучшает качество нашей жизни, но и уберегает нас от западней, которые подвергают жизнь опасности. Насколько же важно стремиться к знаниям из Библии и поступать в согласии с ними!

В Притчах 13:15—25 записаны советы царя древнего Израиля Соломона, которые помогают нам действовать с знанием, так, чтобы наша жизнь была лучше и длилась дольше. Используя краткие изречения, Соломон показывает, как Слово Бога может помочь нам стать приятными для других, оставаться верными в нашем служении, иметь правильную точку зрения на наставление и мудро выбирать круг общения. Кроме того, он подчеркивает, насколько благоразумно оставлять детям наследство, а также с любовью их исправлять.

Благоразумие приятно

«Добрый разум доставляет приятность,— говорит Соломон,— путь же беззаконных жесток» (Притчи 13:15). В одном справочном труде отмечается, что на языке оригинала выражение «добрый разум» «описывает способность к благоразумию, здравомыслию и правильной оценке». Человеку, обладающему такими качествами, нетрудно быть приятным для окружающих.

Рассмотрим, с каким благоразумием отнесся апостол Павел к соверующему Филимону, к которому он послал его беглого раба Онисима, ставшего христианином. Павел увещал Филимона принять Онисима радушно, как он принял бы самого апостола. Павел даже предложил расплатиться, если Онисим Филимону что-то задолжал. Конечно, Павел имел власть приказать Филимону, как поступить. Но он решил уладить дело тактично и с любовью. Апостол был уверен, что таким образом он расположит Филимона к сотрудничеству и побудит его сделать даже больше, чем его просят. Не так ли и нам нужно обращаться с соверующими? (Филимону 8—21).

«Путь же беззаконных жесток». В каком смысле? Один исследователь пишет, что использованное здесь слово «жесток» означает «твердый или жесткий описывает невосприимчивость злодеев. Человек, закореневший в своих злых путях, невосприимчивый и безразличный к мудрым наставлениям, находится на пути к гибели».

Соломон продолжает: «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Притчи 13:16). Здесь благоразумие связывается с знанием. Благоразумный человек предусмотрителен и продумывает свои действия. Когда его незаслуженно критикуют или даже оскорбляют, он сдерживает свой язык. Он молитвенно старается проявлять плод святого духа, чтобы чрезмерно не раздражаться (Галатам 5:22, 23). Благоразумный человек не позволяет ни ситуации, ни другим людям выводить его из равновесия. Он владеет собой и не ввязывается в ссоры, которые часто бывают у тех, кто быстро выходит из себя.

Благоразумный человек также действует с знанием, когда принимает решения. Он знает, что мудрое решение вряд ли найдешь, если строишь догадки, идешь на поводу чувств или просто следуешь за большинством. Поэтому он обстоятельно изучает ситуацию. Он собирает все факты и определяет, какие варианты у него есть. Затем он исследует Священное Писание и устанавливает, какие библейские законы и принципы относятся к его ситуации. Путь такого человека остается прямым (Притчи 3:5, 6).

«Верный посланник — спасение»

Нам, Свидетелям Иеговы, Бог доверил возвещать его весть. Слова следующей притчи помогают нам верно исполнять наше задание. Там говорится: «Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение» (Притчи 13:17).

Здесь делается акцент на качествах посланника. Что, если вестник злостно искажает или изменяет донесение? Останется ли он безнаказанным? Вспомним Гиезия — слугу пророка Елисея, который из жадности передал ложную весть сирийскому военачальнику Нееману. Проказа, от которой исцелился Нееман, перешла к нему (4 Царств 5:20—27). А что, если посланник становится неверным и вообще прекращает возвещать порученную ему весть? » ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,— говорит Иегова,— то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иезекииль 33:8).

Верный же посланник несет спасение и себе, и своим слушателям. Павел призывал Тимофея: «Постоянно следи за собой и за тем, как ты учишь. Пребывай в этом, ибо, поступая так, спасешь и себя, и тех, кто тебя слушает» (1 Тимофею 4:16). Подумаем о том, какое благотворное действие имеет верное возвещение благой вести о Царстве. Оно пробуждает людей с правильным расположением сердца и ведет их к истине, которая освобождает (Иоанна 8:32). Если люди не хотят слушать, верный посланник «спасет душу» свою (Иезекииль 33:9). Не будем же никогда пренебрежительно относиться к нашему заданию — проповеди (1 Коринфянам 9:16). Будем всегда старательно «проповедовать слово», не разбавляя и не приукрашивая его в угоду людям (2 Тимофею 4:2).

«Кто соблюдает наставление, будет в чести»

Стоит ли благоразумному человеку обижаться на полезные советы? В Притчах 13:18 дается ответ: «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести». С нашей стороны было бы мудро с благодарностью принимать даже то наставление, о котором мы не просим. Здравый совет может быть наиболее полезен тогда, когда мы не осознаем, что нуждаемся в нем. Последовав такому совету, мы, возможно, защитим себя от душевной боли и убережем от несчастий. Отвергнув его, мы навлечем на себя посрамление.

Заслуженная похвала поднимает настроение и воодушевляет. Но также нам следует ожидать и принимать наставление. Возьмем для примера два письма Павла Тимофею. В них апостол не только хвалит Тимофея за его верность, но и много его наставляет. Павел дает своему молодому другу немало советов о том, как иметь веру и чистую совесть, как обращаться с членами собрания, как развивать преданность Богу и довольствоваться своим, как наставлять других и сопротивляться отступничеству, а также как совершать свое служение. Молодые члены собрания поступают правильно, когда советуются с более опытными и с благодарностью принимают от них наставление.

«Общаться с мудрыми»

«Желание исполнившееся,— продолжает мудрый царь,— приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла» (Притчи 13:19). О значении этой притчи в одном труде говорится: «Когда достигается цель или осуществляется мечта, все существо человека наполняется чувством удовлетворения. Так как реализация своих замыслов настолько приятна, уклоняться от зла должно быть несносно для глупых. Их цели могут быть достигнуты лишь нечестным путем, и, если они оставят зло, они лишатся удовольствия от исполнения желаний». Как важно иметь правильные желания!

Насколько же сильно влияют друзья на наши мысли, симпатии и антипатии! Соломон, излагая вечную истину, говорит: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20). Безусловно, наше общение — даже через развлекательные программы, Интернет и чтение,— влияет на то, какими мы станем. Как важно мудро выбирать друзей!

«Оставлять наследство»

«Грешников преследует зло,— утверждает царь Израиля,— а праведникам воздается добром» (Притчи 13:21). Стремление к праведности вознаграждается, потому что о праведниках печется Иегова (Псалом 36:25). Однако следует признать, что «время и случай» для всех нас (Екклесиаст 9:11). Можем ли мы как-нибудь подготовиться к непредвиденным событиям?

«Добрый оставляет наследство и внукам»,— отвечает Соломон (Притчи 13:22а). Какое же ценное наследство оставляют родители, когда помогают детям познавать Иегову и развивать с ним хорошие взаимоотношения! Но разве не было бы мудро по возможности позаботиться и о материальном благополучии семьи на случай внезапной смерти одного из родителей? Во многих странах главы семей имеют возможность оформить страховку, оставить завещание и сделать какие-то сбережения.

А кому оставляют наследство нечестивые? «Богатство грешника сберегается для праведного»,— дает ответ Соломон (Притчи 13:22б). Истинность этих слов можно видеть и сейчас, но полное их исполнение мы увидим, когда Иегова осуществит свое обещание сотворить «новые небеса и новую землю, на которых будет обитать праведность» (2 Петра 3:13). Тогда злые будут устранены, а «кроткие наследуют землю» (Псалом 36:11).

Благоразумный человек действует с знанием, даже когда у него совсем мало имущества. «Много хлеба бывает и на ниве бедных,— ободряют Притчи 13:23,— но некоторые гибнут от беспорядка». Усердный труд и благословение Бога приносят щедрый плод. С другой стороны, когда в обществе беспорядок и нет правосудия, из-за несправедливого решения можно лишиться большого состояния.

«Наказывать его»

Несовершенные люди нуждаются в исправлении, причем с самого детства. «Кто жалеет розги своей,— говорит царь Израиля,— тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24).

Еврейское слово, переведенное как «розга», имеет также значение «жезл, скипетр». В Притчах 13:24 оно относится к родительской власти. В этом контексте использование «розги» не обязательно подразумевает телесное наказание. Скорее «розга» означает средство исправления в любых формах. Одному ребенку, чтобы исправиться, может быть достаточно мягкого замечания. Другому может потребоваться строгое внушение. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов»,— говорится в Притчах 17:10.

Занимаясь воспитанием, родители должны всегда руководствоваться любовью и мудростью, а также думать о благе ребенка. Заботливые родители не закрывают глаза на недостатки сына или дочери. Напротив, они их замечают и помогают устранить, пока те не слишком укоренились. И, разумеется, любящие родители внимают увещанию Павла: «Отцы, не раздражайте своих детей, но воспитывайте их, применяя вразумление и наставление Иеговы» (Эфесянам 6:4).

Что, если родители чересчур терпимы и не исправляют ребенка, когда нужно? Услышат ли они позднее слова благодарности за свою снисходительность? Навряд ли! (Притчи 29:21). Библия утверждает: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Кто не пользуется родительской властью, тот безразличен к своему ребенку или не любит его. Кто же пользуется ею мягко, но решительно, тот проявляет любовь.

Благоразумный и праведный человек, который действует с истинным знанием, будет благословлен. Соломон заверяет: «Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение» (Притчи 13:25). Иегова знает, как нам лучше всего вести себя и в семье, и в отношениях с людьми, и в нашем служении, и когда нас вразумляют. С мудростью применяя советы из его Слова, мы, бесспорно, будем идти наилучшим путем жизни.

Притчи 13:1—14 обсуждались в «Сторожевой башне» от 15 сентября 2003 года, страницы 21—25.

Благоразумный человек, когда его незаслуженно критикуют, сдерживает свой язык.

Верный возвещатель Царства — благословение для других.

Похвала приятна, но нам нужно принимать и исправление.

Заботливые родители не закрывают глаза на недостатки своего ребенка.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *