Твердость духа

Расслабленный человек — особый персонаж Нового Завета, ибо на его примере всякий человек, страдающий недугом, получает надежду на исцеление. Воистину, нет предела для Божественных чудес. Главное — это не относиться к этой истории как к сказке об исполнении желаний, а сделать на её основе правильные выводы.

Расслабленный человек из Библии — это паралитик

Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.

Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).

«Библейская энциклопедия» сообщает:

«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»

Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.

Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber). Фото: iiif.wellcomecollection.org

Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.

К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.

Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.

Первая история — исцеление расслабленного в Капернауме

Первая история с расслабленным произошла в Капернауме. Это город в Галилее. Его основали во II веке. В VII пришли захватчики с Востока, и сегодня в этом месте уже много столетий народ не кишит. Зато периодически работают археологи, есть дом апостола Петра, монастырь, церковь и различные исторические достопримечательности.

Три синоптических Евангелия рассказывают схожую историю:

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали»

Мк. 2, (1–12)

Но это не единственный расслабленный, о котором рассказывает Новый Завет.

Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели

Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):

«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

(5:1–15)

Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.

Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления

Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры

Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!

Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!

38 лет расслабленный провёл в купели, чтобы получить исцеление

Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.

Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):

«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Александр (Шаргунов) Протоиерей

Одна из купален, в которой могло происходить исцеление. Фото: icocnews.ru

Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны

Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.

Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:

«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».

Андрей Музольф Доцент Киевской духовной академии

По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.

И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:

«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».

Андрей Музольф Доцент Киевской духовной академии

Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.

Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.

Руины купели найдены, но плохо изучены

Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.

По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.

Руины Овчей купели. Фото: pilgrimcenter.ru

Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.

Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.

Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи

Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.

Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.

История про расслабленного — это урок веры для каждого человека.

Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.

Для праздника существуют следующие тексты:

Икос

глас 3

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Кондак

Руки Своей горстью держащий мира концы, Иисусе, Боже, как и Отец безначальный, и вместе с Духом Святым над всем владычествующий, Ты во плоти явился, недуги исцеляя; и страсти отогнал; слепым дал видеть свет, и расслабленного словом божественным восставил, внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, поднять на плечи. Потому мы все с ним воспеваем и взываем: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Проникнуть в глубину Сердца Иисуса

Сегодняшнее Евангелие дает нам уникальную возможность заглянуть в глубину личности Иисуса – в самое Его Сердце. Отрывок, который мы читаем в литургии, в контексте Евангелия от Матфея звучит немного неожиданно, поскольку он не очень связан ни с тем, что происходит перед ним, ни с тем, что следует после него. Это словно спонтанные слова нашего Господа, которые актуальны при любых обстоятельствах, поскольку они показывают, откуда берутся все Его мысли, слова и действия. Прославление Отца, которое мы слышим в этом отрывке, всегда находится в Сердце Сына, как и осознание Сына, что Они с Отцом неразрывно связаны в самой глубине Их Личностей: «все предано Мне Отцом Моим…” В библейском понимании сердце – это центр личности, с акцентом на то, что оно – место, где происходит выбор, где принимаются решения. То, что происходит в сердце, определяет направление, в котором движется человек. Имея это в виду, можем сказать, что Иисус всегда совершает выбор, основывая его на Своих отношениях с Отцом. Иначе говоря, Он подражает Отцу – также тогда, когда говорит: «Я кроток и смирен сердцем».

Это утверждение побуждает нас задуматься над тем, как мы воспринимаем Бога и Его способ действия по отношению к нам. Мы верим в Бога Отца Всемогущего, в чьих руках сила и могущество – но это сила, которая творит и созидает, а не убивает или разрушает. Зло, противостоящее Божьей благой воле, в конечном итоге само себя уничтожает. Иисус являет лицо Отца, который смирен в Своем милосердии, сострадании, долготерпении (ср. Пс 103/102) – и даже нежности, как часто подчеркивает папа Франциск. Бог «уважает» хрупкость Своего творения – и в Своем всемогуществе умеет быть «кротким и смиренным».

Смирение и твердость

В нашем религиозном языке есть много недоразумений касательно понимания смирения. Мы воспринимаем смирение как молчание и мягкость – или, скорее, как мягкотелость, податливость на любые воздействия, бесхарактерность. Если внимательно прочитать Евангелие, станет ясно, что Иисус вовсе не был таким. Даже непосредственно перед сегодняшним отрывком в Евангелии от Матфея мы видим в словах Иисуса не мягкость или кротость, но твердость и прямолинейность, когда Господь упрекает города, которые не принимают Его призыв к покаянию. Суть смирения не в мягкотелости, а в признании своего места перед Богом и, соответственно, в этом мире. Иисус смирен, потому что признает, что получил все от Отца – но в то же время знает, что Отец все отдал Ему. Мы очень часто стремимся подтвердить нашу ценность силой, желанием доказать другим свое превосходство, различными способами явного и неявного контроля над другими людьми и обстоятельствами. Но такое стремление никогда не принесет удовлетворения, поскольку оно основано на лжи, а не на источнике нашего истинного величия как детей Божьих, которые несут в себе Его образ, как партнеров нашего Отца в деле приближения Царства Божьего.

Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, показывает нам путь истинного смирения, ибо Он не понимает Свою миссию как войну против кого-либо, кроме зла и «отца зла» – дьявол. В то же время, Он твердо держится миссии, ради которой Он пришел: показать людям Лик Отца, чтобы открыть путь к вечной жизни и собрать в одну семью всех детей Божьих. Твердость – это не то же самое, что агрессия и насилие. Иисус исполнит пророчество Захарии, которое мы слышим в сегодняшнем первом чтении: Он, Царь-Мессия, приходит не с военной силой, но с силой Божьей истины, и именно эта сила уничтожит «бранный лук и колесницы», символы насилия. Твердость Иисуса – это твердость истины, единственной подлинной опоры человеческой жизни.

Сладость ига

Иисус призывает нас – «труждающихся и обремененных” – прийти к Нему. Возможно, для многих из нас в данный момент этот призыв звучит очень актуально, особенно если нам еще не удалось уйти в отпуск. Но Иисус говорит не только о физической или эмоциональной усталости или обременении происходящим в обществе, хотя со всем этим мы также имеем право и приглашение прийти к нашему Господу. Но есть и более существенное «бремя», которое мы несем: бремя призыва прожить нашу жизнь таким образом, чтобы она имела по-настоящему вечную ценность, чтобы она отражала великое призвание, обращённое к нам Богом. В наставлениях учителей Израиля иго было символом Закона – всех заповедей и правил, которые человек должен соблюдать, чтобы оставаться верным Богу и Завету. Иисус не отвергает сути образа ига, но меняет его понимание: отныне Он формулирует и в то же время подает пример того, что такое «иго», которое «благо». «Любовь есть исполнение закона» (Рим 13,10). Бремя этого ига легкое и благое, когда мы берем его не сами по себе, а вместе с Иисусом, нашим старшим Братом. Чтобы понять и принять эту истину, нам нужно отпустить нашу «мудрость» и быть похожими на «младенцев». Это не означает отказ от ответственности за свои действия, за свои выборы. Но если мы будем считать себя единственными хозяевами своей жизни, мы никогда не найдем покой, который Иисус обещает тем, кто примет помощь Его благодати и пойдет вместе с Ним.

Иисус – добрый Пастырь, Который каждого и каждую из нас, овец стада Отца, взял на Свои плечи, как сладкое для Него иго. Он Добрый Самарянин, который несет нас, когда мы ранены. Он взял иго креста наших согрешений, чтобы примирить нас с Богом. Пусть Он научит нас в истинном смирении и твердости духа подражать Его Сердцу, всегда открытому для нас.

О. Виктор Жук SJ

нега наркомана

Альтернативные описания

• для того, чтобы «поймать» это удовольствие, многие лезут в ад

• приятное безделье, отдых

• удовольствие, наслаждение, опьянение

• состояние приятного безделья

• «без … нет лайфа» (молодежная поговорка)

• как называют арабы состояние опьянения после употребления гашиша?

• удовольствие, которое можно ловить

• что умудряются поймать, когда координации уже никакой?

• лафа

• отлавливаемое блаженство

• наслаждение от опьянения

• приятный отдых (разг.)

• приятное безделье

• приятное безделье (разг.)

• чувство наркомана от дозы (разгов.)

• состояние, которое можно поймать

• наркотическое опьянение (жаргон)

• приятное времяпровождение

• что ловят и без координации?

• наслаждение

• без него нет лайфа

• чудный отдых (разг.)

• прекрасный отдых

• наслаждение (разг.)

• верх блаженства

• блаженное состояние (разг.)

• блаженный отдых (разг.)

• газета сканвордов

• удовольствие (разг.)

• ловимое удовольствие

• Приятная расслабленность

• Пpиятное безделие

• Расслабленное состояние, доставляющее удовольствие

• Приятное безделье

Каждый день с нами происходит что-то новое. Ежедневно мы приходим в новый мир, который существенно изменился по сравнению с днем вчерашним.

Но основное изменение в нем лежит в сфере трансформации самого человека. Когда-то человечество совершило рывок, и на сцену истории вышел Человек прямоходящий. Сегодня мы видим такую же революционную перемену, когда на сцену выходит, условно говоря, Человек расслабленный с его собственной средой обитания в виде не работы, а досуга, поскольку если первый типаж человека формировал труд, то теперь его формирует отдых. По этой причине он и живет в мире телесериалов, видеоигр, соцмедиа и т.п. Зачатки этого мы видели и в прошлом, когда человек сидел перед телевизором с пивом и смотрел футбол, болея за «Динамо». И был счастлив как никто, даже не будучи строителем коммунизма.

Уход в сферу досуга как основную для человека расслабленного имеет последствием падение уровня IQ, фиксируемого сегодня в развитых странах. Средний IQ страны напрямую связан с экономическим ростом и инновациями. Первоначально это падение пытались объяснить притоком иммигрантов или высокой рождаемостью в бедных семьях. Но потом обнаружили, что дети родителей с высоким IQ тоже рождаются с уменьшением этого уровня.

Кстати, раньше IQ рос на 3% каждое десятилетие. А теперь, параллельно этому падению, фиксируется и уменьшение числа выдаваемых патентов на новые изобретения. Одной из причин такого «оглупления» человечества называют изменения среды и падающие образовательные стандарты. Правда, стандарты могут падать и по причине того, что человек потерял способность учиться, концентрировать свое внимание и т.п. И в принципе высокие результаты в обучении могут иметь серьезные последствия из-за перенапряжения. Например, для студентов московского физтеха, известного качеством своего образования, характерен высокий уровень суицидов и обращений к психиатрам. Серьезное обучение имеет серьезные последствия как в плане позитива, так и в плане негатива.

Пришедшие технологические изменения также внесли свои коррективы. Мы все теперь можем найти в Интернете, и это занижает наш интерес к запоминанию информации. Гугл побеждает книгу. В целом человек сегодня не добывает знания, а получает их готовыми, что является двумя совершенно разными процессами. В одном надо думать, в другом пользоваться готовым.

И здесь тоже есть свои последствия, когда более 90% информации к детям приходит зрительно, при этом снижается восприятие информации на слух и с помощью письменной речи. Теперь они не могут переводить ее в зрительные образы.

У детей обедненное воображение, поскольку все вокруг работает против ребенка. Например, образы из книг в прошлом надо было представлять самим, образы из телесериала имеют плоть и кровь, причем достаточно яркую: от «Игры престолов» до «Свинки Пеппы». Дети, лишенные воображения и проводящие у экранов все свое время, уже являются нашим настоящим. Они молчат, уткнувшись в экраны, не нуждаясь ни в чем интеллектуальном. Возможно, что распространение менее интеллектуального типа работы также сработало на падение интеллекта, что происходит в самых развитых индустриально странах.

Вероятно, в будущем человеку смогут заблокировать саму возможность представлять в своей голове то, что запрещено. Он будет существовать в рамках строгих ограничителей не только физического, но и информационного, и виртуального пространств. Он не только не сможет видеть запрещенное, но даже представлять его себе. Новая пропаганда заставит его видеть вокруг только хорошее. Он станет наибольшим любителем гламура за всю историю существования человечества.

У человека идет падение не только умственных, но и физических сил. Сила кистей рук молодых мужчин за последние 30 лет уменьшилась на 20%. Сегодня это 49 кг, а в 1985-м было 58,5 кг. Современный ребенок преодолевает расстояние в 1,6 км на 90 секунд дольше, чем это было в 1975-м.

Человечество как бы выдыхается от гонки, которую имело в период холодной войны, например, когда все ресурсы были направлены на одну единственную цель — убить противника и выжить самому. Тогда все усилия не только военных, но и образования, и науки были направлены на создание все более совершенного оружия для уничтожения своего потенциального врага.

Еще одним признаком определенно начинающейся деградации является перенос многих ментальных функций, которые в прошлом выполнял человек, на технические средства. В результате человек теряет свои ментальные навыки, составлявшие основу его выживания, в том числе и психологические особенности. Когда сегодня человек, вжавшись от страха в кресло, смотрит триллер, он проигрывает свои старые умения, которые когда-то спасали его от врагов. И комфортное кресло становится его призом в схватке с мифическим врагом.

Развитие информационно-коммуникативных технологий начинает трансформировать обыденную жизнь людей. Сегодняшние дети менее счастливы, чем раньше. Уровень счастья выше при наименьшем количестве часов у экрана. Ниже всего он у тех, кто сидит у диджитальных медиа больше других. Отсюда рост числа суицидов у детей, особенно сильно проявившийся у девочек.

Интересно, что не только социализм в свое время, но и сегодняшний капитализм остановился в развитии и не выполняет своего обещания, что каждое следующее поколение будут жить материально лучше. Миллениалы, к примеру, живут хуже поколения своих родителей.

Более того, мы попали в период сильной неопределенности. Британское министерство обороны активно изучает ситуации своих действий в условиях неопределенности. Военные видят перед собой такую задачу: «Формировать стабильный мир, действуя на уменьшение возможных рисков, влияющих на Великобританию или ее интересы за рубежом, применяя наши инструменты силы и влияния для формирования глобальной среды и перехватывая потенциальные риски при их возникновении». И этот текст подписан премьер-министром!

Военные не только изучают фантастику, чтобы увидеть будущее первыми, но и сами пишут фантастику. Например, американский полковник, победитель этого года, написал свой текст о будущих прорывных технологиях, искусственном интеллекте, роботах и дополненной реальности. На будущее направлены все интересы государства и общества.

Для всех этих изменений нужны новые типажи человека, способного сегодня увидеть то, что только грядет. Нужно изучать другие предметы, которые могут осилить иные типы студентов. Мы же пока продуцируем образование, которое очень было нужно, но вчера.

Поскольку в результате мы становимся менее эмоционально удовлетворенными своей жизнью, то, как следствие, нам и нужны искусственные эмоции, которые и дают сериалы, видеоигры и другие «заменители жизни». Они создают подключение к управляемым эмоциям. Как оказалось, люди готовы платить не только за то, чтобы их напугали, но и за то, чтобы ощутить ярость, а не только страх. Все это дало всплеск бизнес-модели телесериалов, реализуемых через стриминг.

Большое число людей, получивших право на разнообразие поведения, сразу начинают рассматриваться государством как потенциальные нарушители. Китай реализовал это в сфере отслеживания поведения, США — в предсказании потенциальных нарушителей путем прогнозных полицейских действий, что позволяет концентрировать усилия на потенциально опасных участках. И последнее не менее опасно для граждан, как демонстрируют первые опыты применения. Интересно, что и китайский, и американский варианты управления социумом с помощью максимального слежения были уже представлены в фантастике и сериалах, начиная с «Черного зеркала».

Если человек живет в мире искусственных эмоций, то ими мы также можем объяснить результаты президентских выборов. Гнев и раздражение как инструмент борьбы с угрозами вписаны в наши мозги миллионы лет назад. На групповом уровне в гневе мы думаем более негативно, мы настроены против других, обвиняя их, а не саму ситуацию. В раздражении мы ищем тех, кого можем обвинить. И наши 25% против 73%, обвиняющие во всем друг друга, ярко это иллюстрируют.

Американские психологи, например, обнаружили, что люди более поддерживали Б.Клинтона, когда он выражал гнев по поводу скандала с Моникой Левински, чем когда от него исходила печаль. Гнев во время переговоров тоже ведет к победе, поскольку люди стремятся присоединиться к доминирующей позиции. Правда, это относится к мужскому гневу, женский воспринимается не так благосклонно. Люди приписывают больше власти и больший статус тому, кто выражает гнев, а не тому, кто выражает печаль.

В нашем случае выборов едва скрываемый гнев был у Порошенко, когда он слушал Зеленского на стадионе. Но тут люди проголосовали против статусного Порошенко в пользу нестатусного Зеленского, поскольку источником своих бед они увидели Порошенко. То есть страхи перед тем, что может не получиться у Зеленского, пересилили раздражение от того, что получилось у Порошенко.

Падение интеллектуального уровня человечества говорит о том, что оно не хочет новых свершений, а готово отправиться в отпуск, хочет немного передохнуть. И это совпало с расцветом информационных технологий, которые породили комфортную жизнь в информационном и виртуальном пространствах. Человечество одновременно готовят к новому существованию, когда большую часть рабочих мест отдадут роботам, а люди будут получать постоянные «пособия». Эксперименты с таким вариантом дохода уже проделаны в ряде стран. А разные виды экранов — большие и маленькие — позволят мирно усадить всех ненужных граждан в кресла. Так в истории человечества произойдет очередной переход в развитии — Человек прямоходящий, перешедший с четырех лап на две ноги, станет Человеком в кресле сидящим. А для поддержания всего мирового хозяйства в рабочем состоянии потребуется не более 10% населения. Темой же редких разговоров между гражданами будут новые и новые сезоны «Игры престолов»…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *