Творение по отношению к

Урок истоки на тему «Храм, как образ божественного мира.» материал (8 класс) на тему

Урок предмета «Истоки».

Тема занятия: «Храм как образ Божественного мира».

8 класс.

Цель: раскрыть значение православного храма, как образа Божественного

мира.

Задачи:

— Дать представление о символическом значении православного храма,

как образа Божественного мира.

— Расширить знания детей о православном храме и его устроении.

— Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.

— Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие

предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа,

любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.

Ход урока.

I. Присоединение.

— Мне очень приятно видеть ваши добрые глаза, чувствовать, что ваши добрые сердца подготовились к встрече с очередным увлекательным путешествием к нашим истокам.

Этапы урока:

I. Подготовительный этап.

— Ребята на прошлом занятии мы начали изучать раздел, истоки образа. Скажите пожалуйста, сколько миров окружает человека? (Издавна считалось, что нас окружает три мира – Божественный, природный и человеческий).

— А какой мир вы ещё не назвали? (Мир образов).

— Что включает в себя мир образов? (Его рождает творческая деятельность человека. В человеке заложена неистребимая потребность выявлять и осознавать окружающие его миры, пропускать их через свою душу и сердце).

— Как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный, божественный? (Мир Божественный находится вне зрения человека, он не вмещается в человеческий разум, и лишь верующее сердце ощущает его).

II. Актуализация знаний.

— Ребята, сейчас вы слышите звон колоколов, вы обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О храмах).

III. Сообщение темы занятия (1 слайд). Храм как образ божественного мира.

-Сегодня на занятии речь пойдёт о храме. — Поднимите руку, кто посещал храм? — Что вы видели в храме, на что обращали своё внимание? — Ребята, а никто из вас не обратил внимание на строение храма, на его архитектуру?

— Ребята, откройте тетрадь, на странице 9, перед вами таблица, где представлены архитектурные части храма, в конце урока вы должны подобрать к каждой части храма соответствующий Библейский образ и то, что он отображает. Будьте внимательны.

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа (рассказ учителя с использованием презентации).

— Храм – это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, при всём бесконечном разнообразии их фасадов и интерьеров в них есть одна общая для всех идея. Идея эта заключается в том, что каждый храм – это Церковь, а Церковь по христианскому учению, — это Царство Христово. (Слайд 2). Белая церковь.

Православный храм выделяется среди прочих строений своим внешним видом, привлекая взгляды людей особенными и прекрасными очертаниями и формами, которые напоминают людям о небесном среди земной суеты. (Слайд 3). Храм в улице.

Русские храмостроители сумели воплотить эту идею в особых (Слайд 4) Несколько фотографий. архитектурных образах (через планировку, форму, объёмы). Древние храмы имели четыре стены, строго сориентированные на четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Это не только напоминало о том, что Церковь вмещает в себя весь видимый земной мир, но и том, что она обращена ко всем народам. По Библейскому преданию, после всемирного потопа мир был разделён на четыре части между сыновьями праведника Ноя.

Особое значение в храмовой архитектуре придаётся восточной стене,

(Слайд 5). Восточная часть храма. так как по церковному воззрению Восток – «страна живых» и райского блаженства. Библия говорит, что рай был на востоке. Более того, именно на востоке восходит Солнце. И в христианских текстах Спаситель часто именуется «Солнцем правды, идущим с высоты востока». (Слайд 6). Спаситель в облаках. Поэтому к восточной стене храма пристраивался алтарь. И об алтаре нам расскажет Сыпко Виктория.

Доклад 1 ученик.

— В переводе на русский язык «алтарь» означает «высокий жертвенник». (Слайд 7). Алтар1. Именно в алтаре во время богослужения приносится бескровная жертва (священник маленьким копьём извлекает частицы из просфор и складывает их в Чашу). Именно алтарь возвышается над уровнем пола других частей храма. И, наконец, именно в алтарное окно проникает первый луч света (Слайд 8) Луч в окно. Самое важное место в алтаре – престол – особо освещённый (Слайд 9) Алтарь 2 четырёхугольный стол, на котором совершается Божественная Литургия и незримо присутствует Сам Бог. В центре алтаря, на престоле, хлеб и вино, находящиеся в Чаше (Слайд 10) чаша, превращаются в Тело и Кровь Спасителя и преподаются верующим во время причастия как источник бессмертия.

Алтарь – это ещё и образ рая. В центре рая находилось древо жизни, плоды которого давали жизнь вечную. (Слайд 11) древо. Сейчас о древе жизни напоминает изображение виноградной лозы, которая помещается на царских вратах, ведущих в алтарь. (Слайд 12) врата. Исследователями русского зодчества давно подмечено, что в древних храмах нередко эти врата называли не царскими, а райскими.

Учитель: Спасибо за сообщение. Вывод: Алтарь часть Церкви, который возвышается над уровнем пола других частей храма, в алтаре находится престол, на котором совершается Божественная Литургия и находится Чаша с Телом и Кровью Спасителя. Алтарь – это образ рая, где отражается жизнь вечная.

— Если Восток – это «страна живых» и место райского блаженства, то Запад – страна умирающего Солнца, обиталище мёртвых, область мрака и тьмы. (Слайд 13) Западная часть храма. Примечательно, что Голгофа – холм, (Слайд 14) Холм Голгофа на котором Христос – Спаситель принимал свою смерть, находилась в долине смерти, а сама долина была на западе Иерусалима и уходила потом пустынную даль к берегам Мёртвого моря (Слайд 15) Мёртвое море. Не удивительно, что возник обычай именно здесь, у западной стороны храма совершать захоронения. На самой стене нередко помещают изображения Страшного Суда и ада (Слайд 16).

Средина же храма есть область земного пространства, над которой распростёрся купол, символизирующий небо (Слайд 17). А как же отобразить то, что жизнь всех живущих и верующих держится, как на столпах, на Церкви? Творческое воображение церковных зодчих подсказало – нужно в образах представить всю историю Церкви.

Так возникла мысль о создании в церкви иконостаса (Слайд 18).

— Ребята, а как вы думаете, почему в православной традиции иконостас именуют богословием в образах? На этот вопрос нам даст Сыпко Вика.

Доклад 2 ученик.

Иконостас представляет всю библейскую историю человечества до и после прихода Христа в мир. В больших храмах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон (ярусов) (Слайд 19) Пятирядный иконостас. Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний ярус называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, находятся царские врата. Стоя перед царскими вратами мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее – местную икону. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божьей Матери, левее — другие иконы. Второй от низа ряд праздничный, он содержит изображения событий земной жизни Христа, ставшие основой главнейших праздников Церкви: Рождество Христово, Крещение, Преображение и др. Третий ряд, апостольский включает образы учеников Христа – апостолов первозванного Андрея, Петра, Павла, Иакова и др. Четвёртый ряд пророческий в нём расположены иконы пророков Ветхого Завета. Пятый ряд, самый верхний – праотеческий содержит лица самых отдалённых времён: Адам и Ева, праведник Ной с сыновьями и другие.

Учитель. Спасибо за сообщение. Вывод: Итак иконостас это — алтарная перегородка, на которой в образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути Спасителя.

— Ребята, на стенах храма изображены важнейшие события церковной истории (Слайд 19), а на четырёх столбах помещаются те (Слайд 20) представители Церкви, которые были её верными столпами, — апостолы, мученики, епископы, подвижники. В Библии сказано Духом Божиим: «Побеждающего сделаю столпом в Храме Бога Моего».

Над четырьмя столбами храма (Слайд 21), там, где по своей архитектурной форме они напоминали арку (в русском зодчестве это называется парусом), храмостроители помещали образы четырёх евангелистов – Марка, Луки, Матфея и Иоанна (Слайд 22).

Подумайте, почему в православном храме образы евангелистов помещены на «парусах»? (Потому что на парусах изображаются четыре евангелиста, распространивших Евангелие на четыре стороны света, а Евангелие, это и есть учение Христа ).

Доклад 3 ученик.

Венчал всё храмовое пространство образ Христа-Вседержителя (Слайд 23) Образ Христа Вседержителя, размещённый на внутренней полусфере купола. Важно, что снаружи над этим изображением возвышались шея и глава храма (в архитектуре это нередко именуют барабаном и куполом) (Слайд 24) Барабан и купол. И тогда весь храм чем-то напоминал человека: корпус храма – тело, барабан – шея, а купол – глава. Христос есть Глава Церкви – вот смысл этого архитектурного образа (слайд 25).

Учитель: Спасибо.

Конечно, ребята, храмовая архитектура весьма разнообразна, но в любом православном храме творческой силой верующего ума и сердца отражен образ Вселенной и ёё Творца.

V. Индивидуальный этап.

— Открываем тетради, работаем индивидуально.

VI. Работа в четвёрке.

(Слайд 26).

VII. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

— Ребята, подумайте, как творчество создателей храма отображает образы Божественного мира, как помогает постичь красоту мира горнего?

(Внутренний вид храма в целом своем составе являет образ горнего мира, куда устремляются взоры верующего. Образы Горнего мира отражены в иконописи, в архитектуре и убранстве Храмов, соборов, в рассказах и описании жития святых.
Но для создателей (начинателей) обязательно особое Божие откровение.)

— Как создатель храма становится творцом, способным отобразить Небесный, невидимый мир?

Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.

VIII. Рефлексия.

— Как творчество иконописцев, создателей храмов раскрывает образы Божественного мира?

(Иконописец, должен строго придерживаться определённых правил (канонов), при создании образов. Искусство иконописца боговдохновенно. Бог – первый и главный учитель иконописца.)

— В чём вы видите красоту этих образов? Что помогло вам увидеть эту красоту?

— Что нового вы узнали для себя в ходе данного тренинга?

IX. Ресурсный круг. Ребята наше занятие подходит к концу и я бы его хотела завершить ресурсным кругом, при этом передавая вам образ Спасителя. Скажите:

— Что вы видите находясь в храме?

— Что вы слышите находясь в храме?

— Что вы чувствуете находясь в храме?

— Что вы видите, слышите и чувствуете, находясь в храме?

— Какие образы у вас возникают?

Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

Так много дорог разных самых

Раскинула жизнь предо мной…

Дорога, ведущая к храму,

Была незаметной тропой.

Ходила – бродила, устала,

Присела без сил на пенек.

Но меньше, к несчастью не стало

Прекрасных широких дорог.

Идти бы (да Бог с него – с верой!)

К высоким земным берегам,

Где слава, богатство, карьера –

Тобою воздвигнутый «храм»…

Траву у широкой дороги

Слегка подкосил ветерок…

И сами вдруг выбрали ноги

Одну среди сотен дорог

И двинулись к цели упрямо

Теперь уж с пути не свернуть…

Дорога, ведущая к храму –

Единственно правильный путь.

(Слайд 27).

Экспертная оценка.

Архитектурные части храма

Библейский образ

Что образ отображает?

Четыре стена храма

Мир, разделённый на четыре части между Ноем и его сыновьями

Церковь вмещает в себя земной мир и обращена ко всем народам

Восточная стена храма

«Страна живых» и райского блаженства

Рай был на востоке

Алтарь

Образ рая

Жизнь вечная

Иконостас

Библейская история человечества. Богословие в образах

В образах представлена вся история Церкви, Божественное откровение и указание пути спасения

Западная стена храма

Область мрака и тьмы

Изображение страшного суда и ада

Купол

Образ – Христа Вседержителя

Христов есть Глава Церкви

Столбы

Апостолы, мученики, епископы, подвижники

Жизнь всех живущих и верующих держится на столпах

Образ Божественного творения мира . Порядок творения 1 мира и главные виды творения .

Образ Божественного творения мира

Речь идет о том, каким образом Бог сотворил мир. Мы знаем – Словом Божиим:

» Верою познаем , что веки устроены Словом Божиим , так что из невидимого произошло видимое » (Евр. 11, 3).

Иоанн Дамаскин пытается объяснить нам необъяснимое, потому что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью (мы Его называем Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Но что это такое – нам понять не дано, да может быть, и не следует нам это понимать до того откровения, которое может быть каждому из нас.

Что означает » рече Бог : да будет … и бысть «? Так говорится о творении мира в книге Бытия в отношении всего, но что это значит – этого понять нам нельзя, потому что мы понимаем речение, словесное выражение нас самих, понимаем о словах, в уме нашем находящихся. Нам трудно себе представить, что такое было Слово Божие, когда мира не было совсем. Здесь вопрос очень трудный. Для нас, вероятно, это не случайное откровение, которое говорит как бы о словах в человеческом смысле («Рече Бог: да будет»). Всякий раз предупреждается о том, что словами нашими творится действительность, но не так, как это происходит в Боге. То, что мы ухитряемся создать вокруг себя, мы создаем нашим языком, нашим болтовней, нашим созданием самих идей. Все наши социальные устройства, наши беды, наши разного рода неурядицы как в личной жизни, так и в общественной, определяются1 тем, что мы все-таки что-то начинаем со слов. И этими словами определяем наше собственное будущее. Поэтому словам приходится придавать большое значение. Не зря говорится, что за всякое праздное слово человек даст ответ на Страшном суде, потому что это не просто праздное слово, а праздное слово, которое создает действительность. Мы знаем, что Матерь Божия дает согласие на рождение Сына Мессии именно словами. И не будь этих слов, не было бы и Боговоплощения. Так что слова имеют очень большое значение.

Побуждение и цель творения

Свв. Отцы считают, что побуждением для творения явилась благость Божия, которая желает, чтобы не только Бог пребывал в блаженстве, но и чтобы было осуществлено блаженство твари. Это и есть полнота Божества, которая изливается за край Его. Цели творения – блаженство твари и слава Божия . Эти две цели между собою совпадают, потому что слава Божия, прославление Бога одновременно означает участие в блаженстве того, кто Его прославляет.

Цитата из «Православного исповедования1»:

» Должно веровать , что Бог , будучи Благ и Преблаг , хотя Сам в Себе Пресовершен и Преславен , сотворил из ничего мир на тот конец , дабы и другие существа , прославляя Его , участвовали в Его благости «.

Иоанн Дамаскин:

» Благий и Всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого , но по преизбытку благости Своей благоволил , чтобы произошли существа , пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благостям «.

В Св. Писании это тоже выражено: » Небеса проповедают славу Божию , и о делах рук Его вещает твердь » (Пс. 18, 2); » Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших , яже суть Божия » (1 Кор. 6, 20).

» Ныне прославися Сын Человеческий , и Бог прославися о Нем » (Ин. 13, 31).

Совершенство творения

Совершенство творения означает, что сотворенное отвечает своему назначению, своим целям. Эти цели существуют у всего в нашем мире.

» И виде Бог вся , елика сотвори : и се добра зело » (Быт. 1, 31).

» Всякое создание Божие добро » (1 Тим. 4, 4) – речь идет уже о падшем как бы мире. Поймем это так, как сказано: по природе своей все является добром, в том числе и падшие ангелы. Зло получилось от извращения пути, оно появляется из-за того, что тварь не отвечает своему назначению. Наоборот, зло употребляет назначение и идет совершенно в другую сторону, по своему свободному произволению, но по природе своей – добро. Значит, для падших есть возможность восстать. Правда, Откровение говорит здесь разное. Например, для укоренившихся во зле падших духов наступает такой момент1, когда невозможно обращение к добру. Но для человека, пока он жив, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность для обращения.

Это не самый лучший из миров, ибо » будет новое небо и новая земля , в нихже правда живет » (2 Пет. 3, 13).

Порядок творения мира и главные виды творения

Мы рассматриваем следующие виды творения, данные нам в опыте либо в Откровении: духовный мир, вещественный мир и человек, который стоит на границе этих двух миров.

Что касается порядка творения мира, то здесь есть две гипотезы (в Откровении не сказано о порядке творения мира): регрессивный и прогрессивный порядок.

Регрессивный порядок . В религиях персов, египтян, в философских учениях Востока говорится о том, что сначала сотворены наиболее высокие, наиболее близкие к Богу предметы, а потом все более грубое.

Прогрессивный порядок . Здесь представлено то, что говорится в Откровении (книга Бытия). Говорится о вещественном мире, который сотворен в порядке прогрессивном: более сложные, более совершенные1 твари идут от начала мира до шестого дня творения.

Творение вещественного мира

Очевидно, что свидетелей того, как творился мир, не было, поэтому наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии словам Божественного Откровения:

» Верою познаем , что веки устроены словом Божиим » (Евр. 11,3).

Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (евр. йом) в Библии многозначно, оно может означать как астрономические сутки (24 часа), так и некоторый неопределенный период времени. Какой по продолжительности период времени это слово означает в первой и второй главах книги Бытия, неизвестно.

Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел:

в первый день – свет:

во второй день – твердь, то есть видимое небо;

в третий день – вместилища вод на земле, сушу, растения;

в четвертый день – солнце, луну, звезды;

в пятый день – рыб и птиц;

в седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского означает покой (Быт. 2, 2).

5. Религия Задания

Тема: Религия

Религия – мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил

Структура религии:

— религиозное сознание (вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты)

— культ (система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры)

— религиозные отношения

— религиозные организации (церковь, секты)

Функции религии

Мировоззренческая

Формирует определенную картину мира, взгляд на место в нем человека и цели его жизни, нормы и ценности

Психологическая

Дает утешение в горе, в тяжелой жизненной ситуации

Коммуникативная

Способствует общению верующего с Богом, с духовенством и другими мирянами, самим собой

Регулятивная

На основе религиозных норм упорядочивает деятельность людей

Интегрирующая/

дезинтегрирующая

Объединяет верующих, но и отделяет их от представителей иных конфессий

Передача культурных ценностей

Сохраняет и обеспечивает преемственность ценностей религиозной культуры

Легитимирующая

Поддерживает определенный социальный порядок, деятельность политических, правовых институтов

Религии в современном мире

Родоплеменные архаические верования

(ранние формы религии)

Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия и др.

Национальные

Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство

Мировые религии

Буддизм, христианство, ислам

Мировые религии – группа религий, отличающихся распространенности по регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Формы (области) духовной культуры

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Наука

Система теоретических знаний о природе и обществе, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению

Религия

Форма (область) культуры, основным элементом которой является вера в сверхъестественное

Ответ: __________________

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

Ответ: __________________

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию.

1) сверхъестественное, 2) культ, 3) технология, 4) конфессия, 5) эксперимент, 6) монотеизм.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Религия, в отличие от других форм культуры, предполагает

1) отражение мира в художественных образах

2) особую значимость субъективного восприятия мира

3) доказательность теоретических положений

4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами

5) описание и объяснение социальных и природных явлений

6) утверждение теоцентрической картины мироздания

Ответ: _______

5. Выберите верные суждения о религии

1) Религиозные представления людей о мире возникли в глубокой древности.

2) Религия включает в себя не только веру в сверхъестественные силы, но и определенные нормы и правила поведения.

3) Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

4) Религия оказывает серьезное влияние на отношение верующего к окружающему миру.

5) Религия предписывает определённые правила поведения для своих сторонников.

6) Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

7) Религия помогает людям обрести утешение в горе, жизненных неурядицах.

8) Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.

9) Религия помогает людям обрести утешение в горе, жизненных неурядицах.

6. Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. В эпоху средневековья человек искал в Библии ответы на все основные вопросы о происхождении мира. Какую функцию религии иллюстрирует это явление?

1) утешительную 2) мировоззренческую 3) коммуникативную 4) нормативную

8. Какую функцию религии иллюстрирует регулярный показ телепередач, в которых популярно раскрываются основные догматы церкви?

1) мировоззренческую 2) прогностическую 3) производственную 4) административную

9. Какая из перечисленных религий является мировой?

1) синтоизм 2) индуизм 3) буддизм 4) иудаизм

10. Выберите из перечня три верных суждения о религии как форме культуры.

1) Связь религии и искусства можно усмотреть в том, что они основаны на рационализме и доказательности выводов и умозаключений.

2) В отличие от науки религия даёт человеку ответ о происхождении мира, о смысле бытия.

3) В религии как форме культуры различают конфессии – самостоятельные, независимые друг от друга религиозные направления.

4) Религия – форма культуры, основанная на вере в сверхъестественные силы и существа (боги, духи), являющиеся предметом поклонения.

5) Одним из элементов религии является культ – форма активности, проявляющаяся в особых обрядах, в почитании сакральных предметов

Ответ: ______________.

11. Найдите в приведенном списке особенности религии, отличающие ее от других сфер культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) объяснение природных и общественных явлений

2) уверенность в существовании загробного мира

3) аргументация и обоснованность выводов и заключений

4) мировоззренческие установки, основанные на вере в сверхъестественное

5) регулирование поведения людей и их отношений друг с другом

Ответ:___________________________

12. Религия, в отличие от других институтов духовной сферы,

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) формирует мировоззрение людей

3) участвует в социализации личности

4) создаёт, сохраняет и распространяет духовные ценности

5) описание и объяснение социальных и природных явлений

6) утверждение теоцентрической картины мироздания

Ответ:___________________________

13. Выберите верные суждения о различных формах духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ислам, иудаизм и христианство являются национальными религиями.

2) Наука характеризуется системностью и стремлением к максимальной объективности.

3) Массовая и элитарная формы культуры подвержены взаимному влиянию.

4) Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств.

5) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

Ответ:___ __________

14. Установите соответствие между признаками и сферами (областями) культуры:

ПРИЗНАКИ

СФЕРЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) художественное освоение действительности

1) искусство

Б) система методов проверки объективности полученных знаний

2) наука

В) теоретические представления о закономерностях развития природы и общества

3) религия

Г) вера в возможность участия сверхъестественных сил в судьбе человека

Д) образное отражение видения мира человеком

А

Б

В

Г

Д

15. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой:

НАЗВАНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) ислам

1) первобытная

Б) анимизм

2) мировая

В) буддизм

3) национальная

Г) синтоизм

Д) индуизм

А

Б

В

Г

Д

16. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой:

НАЗВАНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) иудаизм

1) первобытная

Б) индуизм

2) мировая

В) буддизм

3) национальная

Г) христианство

Д) тотемизм

А

Б

В

Г

Д

17. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ)

КУЛЬТУРЫ

А) эстетическое освоение окружающего мира

1) искусство

Б) познание объективных закономерностей развития природы и социума

2) наука

В) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

3) религия

Г) представление действительности в художественных образах

Д) стремление к достоверности знаний об окружающем мире

А

Б

В

Г

Д

12 Религия как форма мировоззрения

Религия как специфическая форма мировоззрения.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.
Религия (от лат. religio — святыня, предмет культа) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные различия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а, стало быть, создаются условия появления индивидуальности. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроекцию (самотворчество). Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение философии.
Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с абсолютным, мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. И все это завершает оформление религиозной культуры общества и индивида, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.
Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение завершает и закрепляет догматами веры.
Становление и развитие религии заняло значительный период истории человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вера в существование одного Бога). Богу приписывается творение мира и человека и неограниченная власть над ними.
Поскольку религия принимает у мифологии в качестве «эстафеты» охранительную функцию, обеспечивающую определенный консерватизм общественного устройства, то, естественно, что религия заимствовала у мифологии и ряд основополагающих идей. Считалось, что эти идеи боги передали людям через пророков христианства, буддизма, ислама. «Слово Божье» заносилось в священные книги. Наиболее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Каждая их них — уникальный памятник культуры. В них содержится не только религиозные воззрения и верования, но и общечеловеческие заповеди, исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются популярностью.
Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов (табу), то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность, произвол, жесткость, вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.
К. Маркс определил религию как «душу бездушного мира», отмечая только ее социальную функцию в условиях общества классического капитализма. Содержание этой функции определялось отчуждением человека от всего, всех и самого себя.
Поэтому Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи «создания человеческого общества и общественного человека». Предполагалось, что в справедливом обществе человек преодолеет отчуждение и упразднит религию, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений.
Между тем, человек больше, чем просто носитель определенного ансамбля общественных отношений. Его сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию драматического отношения человека к миру и к себе.
Первая коллизия обусловлена осознанием вечности мира и осознания своей конечности. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религиозном сознании.
Вторая — отношение человека к бесконечности. Бесконечная вселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретает способность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в мире непознанном и сохранить к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине через веру.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *