Тысячелетие крещение Руси

Четверть века назад Церковь праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Этот день стал поворотной точкой в русской истории ХХ века: общество повернулось лицом к Церкви, и вторую христианизацию Руси уже ничто не могло остановить. Воспоминаниями о Тысячелетии Крещения Руси делятся свидетели этих перемен.

Глоток свежей воды

Николай Державин, старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

Праздник Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. я помню очень хорошо — тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые. Незабываемым было выступление хора духовенства в Мариинском театре. Такие маститые протоиереи, протодьякона вышли — и как грянули в финале «Русь Святая, храни веру православную в ней же тебе утверждение»!

Год тысячелетия Крещения Руси был во многом поворотным. Это было начало потепления в церковно-государственных отношениях. Еще было далеко до конструктивных взаимоотношений, но некие, как сейчас говорят, сигналы стали поступать. Помните, поначалу было сказано так, что тысячелетие крещения Руси — это сугубо внутрицерковное дело, а в результате получилось широкое церковно-общественное празднование и в Москве, и в Петербурге, и в Киеве, и в других городах.

Я думаю, что, помимо изменения отношения со стороны власти, этот добрый импульс нашел отклики в сердцах людей, которые устали от официоза, от этой лживой жизни. Включаете программу «Время», и там все лучше и лучше, показатели все выше и выше, а реальная жизнь не меняется к лучшему. А тут — глоток свежей чистой воды. Душа народная откликнулась.

90-е годы и все прошедшие 20 лет — это особый удивительный период. У Церкви появились новые возможности, и надо было их использовать. Мы — свидетели и в какой-то степени участники этих благодатных перемен, происходящих и в Церкви и в обществе.

Но при всех удивительных переменах и огромной свободе, важно, чтобы человек был внутренне свободен от греха, чтобы каждый смог сознательно развиваться. Возможности сегодня есть, а будут ли они использоваться? Важно, чтобы мотивация поступков у людей изменилась, чтобы, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, норма веры стала нормой жизни.

Пюхтицкое подворье

Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме:

В 1988 году праздновали Тысячелетие Крещения Руси. И наш покойный Патриарх Алексий, тогда митрополит Ленинградский и Новгородский, мой духовный отец, меня и матушку Варвару благословил участвовать в этих торжествах. И в один из дней он пригласил нас на свою квартиру в Москве и говорит: «Матушки, у меня к вам есть очень серьёзный разговор, деловой, нам надо побеседовать». Мы к нему приехали, и он спросил: «Вы не хотите иметь Пюхтицкое подворье?» — «Владыка, как, где, какое подворье?»

В Таллине, в 1960 году у нас было хорошее подворье, но пришли коммунисты и взорвали его (хиротония владыки во епископа состоялась в 1961 году, если б на полгода пораньше, он бы не допустил!). В Питере, я слышала, раньше в гавани находилось Пюхтицкое подворье, но там устроили универмаг. Кто же отдаст универмаг! Тут владыка достаёт из кармана ключи, и передаёт их нам: «Вот вам ключи, матушки, от Иоанновского монастыря на Карповке, где покоится дорогой наш батюшка Иоанн. Через две с половиной недели, 1 ноября, память Иоанна Рыльского, постарайтесь восстановить. Будем освящать». Мы удивились: «Как за две недели?!» А он: «Матушки, постарайтесь».

Вечером должен был быть по программе концерт, но мы попросили благословения в тот же день выехать в Ленинград. И вечером с матушкой Варварой поехали. Я позвонила своим родственникам, сестре, нас встретили на вокзале. И мы сразу отправились на Карповку. Ключи у нас были. А храм найти не можем. Знаете, что там творилось! Всё было заброшено на протяжении нескольких десятилетий. Жили бомжи, валялись бутылки, повсюду был устроен туалет: запах, грязь, папиросы… Одну дверь откроем, другую, найти не можем! Потом открыли, видим — сарай. Столько помёта, невозможно! Стёкол нет, голуби летают. Это был храм Иоанна Рыльского.

Мы сразу вызвали сестер из Пюхтицы, они приехали на своей машине. Я позвонила в духовную семинарию, я знала ректора отца Владимира Сорокина: «Батюшка помогите, пожалуйста!» — «Мать, откуда ты?» — «С Карповки» — «С какой Карповки?» Я говорю: «Из Иоанновского монастыря». — «Как из Иоанновского?» — «Батюшка, дорогой, владыка передал ключи, 1 ноября в день памяти Иоанна Рыльского будет освящение, помогите нам, пришлите ребят». И вот ребята, семинаристы, утром позавтракают, и их на машине привозили. У них были свои топорики, инструменты, пилы, вёдра. Еще приходили мои родственники, знакомые.

За два месяца до этого в Пюхтицу приехала моя близкая знакомая Полина Васильевна Малиновская. Она жила как раз напротив монастыря. Сейчас её внуки и правнуки остались, она сама уже давно умерла. Она приехала в Пюхтицу. Мы обедали, и тут она говорит: «Матушки, я в последний раз приезжаю, очень слабо себя чувствую и, может, больше вас не увижу, но хочу вам сказать про дорого батюшку отца Иоанна Кронштадтского».

И она нам открыла следующее: близкий ей человек был свидетелем того, как коммунисты спустились в усыпальницу Иоанновского монастыря и хотели вскрыть мощи батюшки Иоанна Кронштадтского. Когда они открыли гроб, то один сразу тронулся умом, а другой упал замертво. Они так испугались, что тотчас покинули усыпальницу.

Что творилось в усыпальнице! Туалеты текут, вонища, жутко! 300 противогазов вынесли, парты… Когда мы уже полностью освободили усыпальницу, всё расчистили, смотрю — забетонированное место. Всё ясно: под ним захоронение. Святейший почти каждый день звонил мне, спрашивал, как идут дела. А тут я, не дождалась его звонка, первая ему позвонила сообщить, что мы обрели место, где покоится дорогой батюшка. Святейший обещал быть у нас через два дня. А вскоре пришла помощь из Финляндии, и мы смогли устроить скромное надгробье, подсветку, иконостас, написали иконы. А потом праздновали прославление дорогого батюшки. Его мощи до сего дня не открыты, как дальше будет неизвестно. Господь управит всё по воле Своей святой.

Восстановить Данилов монастырь

Наталия Сухова, заведующая Центром Истории богословия и богословского образования Богословского факультета и доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ:

Наталия Сухова. Фото: pstgu.ru

Когда в 1983 г. Церкви отдали Данилов монастырь, то его несколько лет не восстанавливали, потому что было непонятно, для чего его отдали: чтобы восстановить монастырь в полном смысле значения или только для того, чтобы сделать резиденцию Святейшего Патриарха Пимена? Потом, в конце 1986 г., решили, что именно в Даниловом монастыре нужно отмечать Тысячелетие Крещения Руси. А тысячелетие наступало через полтора года. Был брошен клич по всей Москве, что монастырь надо восстанавливать, и нужны добровольцы. На него откликнулось много церковного народа, в том числе студенты московского университета.

Студенты, прочие жители Москвы работали там все субботы и воскресенья, иногда ночью. Ставили софиты, приносили котлы с едой… Об этом остались воспоминания, как о некой золотой эпохе. За несколько месяцев до празднования Тысячелетия Крещения решили, что отмечать его нужно именно в монастыре, то есть, должна быть братия. Тогда была пострижена первая плеяда монахов, в том числе, из тех людей, кто восстанавливал монастырь.

Религиозное воодушевление стало массовым явлением

Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ:

Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.

В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества Может быть, для того, чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.

Можно все объяснить человеческой мудростью: и начавшуюся Перестройку, и пересмотр отношения к Церкви, и то, что всем стало очевидно, что коммунистическая идеология обанкротилась, но никто не ожидал столь резкой смены отношения к Церкви. Это явное вмешательство Божие в жизнь русского народа.

Особенно явно действие Божие стало ощущаться, когда был передан Даниловский монастырь, и после этого в храмах стали молиться князю Даниилу — раньше этого не было. Само воодушевление знакомых людей, которые восстанавливали Данилов монастырь, передававшееся даже мирским людям, было отрадно и говорило о том, что в стране что-то будет меняться.

Монастырь был отдан Церкви до Горбачева, кажется, еще при Андропове. При Черненко началось было торможение подготовки к празднованию, но незадачливый генсек быстро отправился в мир иной, а при Горбачеве негатив кончился, власти пошли навстречу Церкви, монастырь восстановили и помогли всем необходимым в организации торжеств.

Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.

Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм.

Я был на юбилейном богослужении в июне 1988 года в Даниловом монастыре, и там тоже чувствовалась совершенно особая атмосфера. Все говорило о том, что начинается новое время, все будет по-новому. Размышляя об этом, я понимал, что должна быть проявлена особая ответственность Церкви, и необходимо постараться, чтобы милость Божия, которая нам даруется, была принята с благодарностью, и мы, со своей стороны, сделали бы все возможное, чтобы быть достойными Его даров.

Богослужение помнится очень хорошо. Такого за всю историю Советского Союза не было, наверно, с момента похорон святого Патриарха Тихона, которого тогда же, в 1988 году канонизировали. Главный собор Данилова монастыря не мог вместить всех молящихся, люди заполнили всю монастырскую территорию. Чтобы все могли следить за ходом литургии, были установлены большие телеэкраны.

Появилась возможность открытой проповеди, устраивались собрания для дискуссий на тему христианства, которые собирали огромные аудитории. Собрания, в которых участвовали отец Владимир Воробьев и отец Александр Салтыков, постепенно превратились в богословские курсы, из которых вырос Свято-Тихоновский — сначала институт, а теперь университет. Даже журнал «Наука и религия» вдруг захотел узнать, что им скажет Церковь, и в редакцию пригласили священников. Отец Валентин Асмус на той встрече сказал, что он с их журналом знаком, и считает, что у них нет ни науки, ни религии, зато много атеизма, поэтому журнал вульгарен.

Религиозное воодушевление стало массовым явлением. Количество верующих очень увеличилось. Резко изменилось отношение к вере в Бога в государстве и в обществе, в Церковь пришло много людей, потому что всем стало очевидно, что коммунистические гонения на Церковь кончились.

Настоящий живой праздник

Народный художник России Сергей Харламов:

Сергей Харламов

В 1988 году наша страна, весь православный мир отмечали 1000-летие Крещения Руси. Празднование проходило в Великом Новгороде, в Дни славянской письменности и культуры.

В древний город на торжества приехал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. На торжество собрались писатели, художники, ученые, государственные и общественные деятели.

Я вместе с группой выставкома Союза художников занимался экспозицией ежегодной выставки, приуроченной ко Дню славянской письменности и культуры. Но в тот раз все было по иному, ведь отмечалась такая глобальная дата!

Концерты, встречи в клубах и домах культуры, диспуты — ими были насыщены все дни торжеств. И воспринималось это не как официоз, а как настоящий живой праздник.

Этому способствовало и то, что вокруг было много знакомых лиц, радостные объятия друзей, новые встречи, знакомства, которые оказывались — на всю жизнь. Именно тогда я познакомился с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Он тогда выставил скульптуру — портрет писателя Василия Ивановича Белова, моего будущего друга.

В шествиях, крестных ходах принимало участие множество народу. Однажды, когда крестный ход проходил по мосту, мост зашатался. Люди даже немного испугались, но все обошлось благополучно.

Событие было знаменательным для того времени: о православии в нашей стране, где еще несколько лет назад открыто верить было нежелательно, а порой и небезопасно, заговорили во весь голос. Причем — на государственном уровне. Чувствовалось: жизнь меняется.

Глядя на памятники древнерусской архитектуры, в том числе редкие, домонгольские, мы ощущали, что цепочка преемственности, которую так долго пыталась оборвать советская власть, не оборвалась. И мы связаны с нашими предками, в том числе и тем, что они передали нам свою веру, указали верный путь, по которому стоит двигаться в жизни.

Казалось — мы свидетели второго Крещения Руси.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

Построен: 2004
Адрес храма: 115563, Москва, Каширское ш. д. 61А. Проезд: ст. м. «Борисово», далее пешком, ст. м. «Каширская», автобусы 287, 299, 291, 608, троллейбусы 11, 67 до остановки «7-й микрорайон Орехово-Борисово».
Телефон храма: (495) 343-68-87, 393-91-14, 394-40-00
Сайт храма: http://www.1000let.ru
Престолы: Троицы Живоначальной,
часовня — св. Александра Невского.
День памяти: переходящий

История: летом 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, на берегу Борисовских прудов в районе Орехово-Борисово был освящен закладной камень храма Живоначальной Троицы, посвященного этому событию.

Строительство храма началось только в 2000 г. на новом месте рядом с Каширским шоссе.

В октябре 2000 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на новом месте был установлен крест и состоялся первый молебен, а 1 сентября 2001 г. при огромном стечении народа было совершено освящение закладного камня будущего храма Живоначальной Троицы.

Храм создавался соборно, благодаря вниманию со стороны Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, а также трудами и тщанием «Балтийской Строительной Компании» под руководством Игоря Александровича Найвальта.

Комплекс, имеющий статус Патриаршего подворья, состоит из храма, Дома причта, детской музыкальной школы и трех часовен.

Проект выполнен силами Моспроекта 2 — архитектурной мастерской AM-19 под руководством Владимира Колосницына, главный архитектор проекта Е. В. Ингема. В разработке концепции внутреннего убранства участвовали Владимир Воробьев и Светлана Савина.

Храм Живоначальной Троицы — однокупольное крестообразное здание — выполнен в византийском стиле.

Одновременно храм может вместить до 4000 человек.

Все купола окрашены в голубой цвет — символ Божией Матери и ангельских сил.

Фасад храма украшают орнаменты — фарфоровые изразцы, расписанные золотом — работы петербургской мастерской «Гильдия Мастеров», возглавляемой Юрием Волкотрубом. Иконы выполнены коллективом под руководством Василия Нестеренко. Общее руководство художественными работами осуществлялось Экспертным Советом под руководством епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова).

Расположение икон в интерьере храма отражает тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви. Вдоль стен южной и северной апсид размещены шестнадцать киотов с иконами особо чтимых русских святых.

В четырех больших киотах, расположенных у подпарусных столбов, — иконы с Соборами Святых, а присутствие в первом ряду иконостаса икон княгини Ольги и князя Владимира символизируют Крещение Руси. Иконы выполнены в творческой мастерской под руководством Елены Князевой. Основным элементом художественного убранства храма является уникальный керамический, в сочетании с мрамором, иконостас, изготовленный в мастерской «Гильдия Мастеров». Иконы в иконостасе выполнены на золотом фоне в традиционной технике в стиле XVII в. — с разделкой твареным золотом по тканям. Изразцовый иконостас и декор в киотах изготовлены по проектам Владимира Воробьева и Ольги Вагиной в мастерской «Гильдия Мастеров». Роспись храма сделана под руководством заслуженного художника России Василия Нестеренко.

В цокольном этаже устроена богато оформленная крестильня с купелью. Трапезную украшают мозаичная икона Божией Матери «Знамение» и мозаичные портреты Патриархов Русской Православной Церкви. Из подземельной части храма в дом причта ведет подземный переход. Система отопления и вентиляция в храме соответствуют высоким современным стандартам. В холодное время года гранитные полы подогреваются, температура приточного свежего воздуха поддерживается автоматически.

Все светильники, люстры, изготовленные из латуни, выполнены мастерами фирмы «Скат» под руководством Михаила Топчина. Скульптуры двуглавых орлов на фасадах храма изготовлены в мастерских «Монумент — скульптура» под руководством Альберта Чаркина.

Колоссальные по объему каменные детали: колонны, балюстрады и т. д. — изготовлены на камнеобрабатывающем заводе БСК под руководством Фердинанда Стасюлевича.

В состав храмового комплекса входит часовня св. Александра Невского, сооруженная в том же византийском стиле, что и храм.

Ее внутренняя отделка строга и лаконична, где главное место отведено иконе св. кн. Александра Невского.

Часовню расписали мастера под руководством худ. Владимира Куликова.

Двухэтажный дом причта и одноэтажная воскресная школа выполнены с элементами традиционной русской архитектуры. Мозаичное панно на часовне, звоннице и Воскресной школе изготовлены в петербургской мастерской Екатерины Огородниковой.

Храм освятили в мае 2004 г., тогда же начались регулярные богослужения.

В настоящее время при храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, детский хор «Надежда», православная подготовительная гимназия, школа иконописи «Троица» под руководством Елены Князевой, имеется просфорня.

Святыни: мощевик с частицами свв. мощей угодников Божиих.
Богослужение: в праздничные и будние дни ежедневно: утро — 8.30. Вечер — 17.00.

Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово — март 2009 года.

Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.
Март 2009 года.

Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово — август 2009 года.

Август 2009 года.
Август 2009 года.
Август 2009 года.
Август 2009 года.
Август 2009 года.

Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово — январь 2010 года.

Январь 2010 года.
Январь 2010 года..
Январь 2010 года.

Храм Троицы Живоначальной в Орехово-Борисово — 3 апреля 2010 года.

3 апреля 2010 года.

Крупнейшее событие

В ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение отпраздновать 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой культуре. Это привлекает к Советскому Союзу внимание всего мира. И вот уже в Москве, Ленинграде и Киеве проходят крупные конференции, где учёные и богословы из разных стран обсуждают вопросы, связанные с христианством.

Встреча патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым, которая состоялась в конце апреля 1988 года в Екатерининском зале Кремля, показала потепление отношений между церковью и государством. Власть даёт разрешение построить в Москве новый собор в честь 1000-летия Руси. А чуть позже, в мае, Церкви передают священные реликвии, которые до этого хранились в музеях Московского Кремля.

Фото Юрия Коренько (архив)

В начале июня в Москве и Загорске прошли основные торжества с участием сотен почётных гостей. В Белгороде же мероприятия в честь 1000-летия принятия христианства на Руси провели 6 июля. Глава Курско-Белгородской епархии архиепископ Ювеналий совершил богослужение в Иоасафовском соборе. Как писала «Белгородская правда», после этого духовенство отправилось возложить цветы к Вечному огню. Среди священников того времени было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Например, настоятель Николаевской церкви в селе Незнамово протоиерей Владимир Шантыко сражался на 3-м Белорусском фронте и был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Отличились на войне и многие другие представители духовенства. Было им что вспомнить, стоя у Вечного огня.

Позже во Дворце культуры «Энергомаш» состоялся торжественный акт, где прозвучали доклады об исторической значимости христианства и о помощи белгородских верующих Советскому фонду мира, Детскому фонду имени В.И. Ленина, Советскому фонду культуры и Крас­ному Кресту. После этого прошёл концерт духовных песнопений.

Фото Юрия Коренько (архив)

Необычайный подъём

«Этот юбилей отмечался во всём мире как огромное культурно-историческое событие, внёсшее вклад в историю цивилизации и развитие европейской и мировой культуры. ЮНЕСКО своей специальной резолюцией призвала 159 стран отметить Тысячелетие Крещения Руси. Исходя из этого, становится понятным, как велико значение Крещения Руси для нашего народа и мирного сосуществования между людьми. Сама Церковь – это неисчерпаемая сокровищница культурных ценностей, создававшихся в течение столетий.

Сейчас у священнослужитей углубляется взаимопонимание с деятелями науки и культуры, с государственными учреждениями и общественными организациями страны. Время, в которое мы живём, отмечено не только необычайными трудностями, но и необычайным подъёмом в общественно-нравственном сознании. Это вселяет в верующих оптимизм относительно будущего нашего народа и нашей Церкви, которая осознаёт, что она занимает достойное место в современном обществе», – написал в 1991 году протоиерей Леонид Константинов в «Курьер дайджест» (приложение к областной газете «Смена»).

Фото Юрия Коренько (архив)

Отцу Леониду довелось не только участвовать в торжествах, проходивших в Белгороде, но и побывать на юбилейном Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Он проходил в Москве в течение четырёх дней в атмосфере оживлённых дискуссий.

На Соборе приняли новый церковный устав. Духовенство обсудило роль христианства в развитии культуры на Руси. Прозвучали призывы к диалогу с Русской православной церковью за границей и со старообрядцами. Также было принято решение о канонизации великого князя Московского Димитрия Донского, Максима Грека, Андрея Рублёва, блаженной Ксении Петербургской, митрополита Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника.

Фото Юрия Коренько (архив)

Мы видели перемены

И хотя за 30 лет подробности тех событий уже потихоньку стираются из памяти, по словам отца Леонида, несомненно то, что юбилейные события заставили государство и общество совершенно по‑другому посмотреть на Церковь, понять её величайший вклад в историю и культуру страны.

В сохранившихся фотоснимках отражена вся противоречивость того времени. Здесь переплелись нищета, растерянность, страх перед будущим и в то же время свет надежды, вера в перемены, желание прикоснуться к тому, что до сих пор было недоступно и пока ещё не вполне понятно.

«Я была атеисткой в советское время. Но определённые события в жизни привели меня к Богу. И вот этот приход пришёлся как раз на конец 80-х годов, – вспоминает белгородка Людмила Марьянова. – Это сейчас в магазинах полно православной литературы, есть православные газеты и сайты, идут религиозные телепередачи. А в то время всё было по‑другому. И православие казалось для меня большим и неизведанным миром. Всё это я постигала с трепетом в душе, было очень непросто. Помню и празднование 1000-летия Крещения Руси в Белгороде, и возвращение мощей святителя Иоасафа. Эти события отзывались в сердце, было радостно. Уже тогда мы видели перемены. А сейчас тем более осознаёшь, что всё это ознаменовало начало совсем другой эпохи».

ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

О.В. Лебедева

Аннотация. Во второй половине 1980-х годов в СССР на государственном уровне менялось отношение к религиозным организациям. Этот период эпохи «перестройки» во многом был «окрашен» подготовкой и празднованием 1000-летия Крещения Руси. Торжества вышли за рамки церковных и были отпразднованы на государственном уровне, что потребовало от местных властей коренного изменения отношения к Русской Православной Церкви. На конкретных примерах показано празднование юбилея христианства в Курской области — регионе традиционной православной культуры.

Ключевые слова: 1000-летие Крещения Руси, атеистическая идеология, «перестройка», Курская область, религиозная культура.

988 год вошел в отечественную историю как год Крещения Руси — события, во многом определившего становление российской государственности и вектор развития русской культуры, приведшего к созданию русской нации и обусловившего менталитет русского человека. В ХХ1 веке день Крещения Руси получил статус государственного праздника: 31 мая 2010 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный Закон № 105, в соответствии с которым в список памятных дат России включено празднование 28 июля Дня Крещения Руси. Сегодня с позиций исторического анализа можно утверждать, что празднование в 1988 году 1000-летнего юбилея этого события в Советском государстве, где атеизм был составной частью государственной идеологии, стало началом практического решения «болезненного» для СССР религиозного вопроса, а сами юбилейные торжества явились ярким, неожиданным и противоречивым событием эпохи «перестройки», повлекшим серьезные изменения как для Церкви, так и для государства.

В новейшей истории России до сих пор нет однозначного толкования причин, позволивших осуществить масштабное празднование юбилея христианства в СССР, и объяснения тех противоречий, которые возникали между проводимой М. С. Горбачевым политикой в отношении религии и реакцией местных властей на возрождение религиозной жизни. Исследование деятельности органов центральной и местной властей в период «перестройки», изучение истории празднования 1000-летия Крещения Руси в отдельном регионе — Курской области, где Православие является традиционной религией, позволит проследить пути реализации государственной политики в религиозном вопросе на местах и проанализировать изменения места и роли Русской Православной Церкви в обществе в период перехода от СССР к России, что необходимо для построения конструктивного диалога светской и церковной властей на современном этапе.

Во второй половине 1980-х годов произошли коренные изменения во взаимоотношениях между государством и Церковью. Личность Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева для многих советских граждан стала символом «перестройки», оздоровившей общество . «Оздоровление» проявилось и в отношении религии. В условиях существовавшей в СССР стандартизации и унификации духовной жизни трансформации новой государственной политики вызывали огромный интерес в стране и за рубежом и влекли за собой весьма противоречивые действия цен-

тральной и местных властей. Ярким подтверждением этих изменений стали подготовка и празднование летом 1988 года 1000-летия Крещения Руси: торжества фактически вышли за рамки церковных и проходили на государственном уровне, хотя и в условиях законодательно закрепленного господства атеистической идеологии.

Подготовку к празднованию юбилея христианства начала именно Церковь, причем задолго до официальной даты: 23 декабря 1980 года Священный Синод вынес решение о начале подготовки к празднованию и учредил Юбилейную Комиссию. В СССР вплоть до самих торжеств партийно-государственный аппарат весьма настороженно относился к предстоящему юбилею. Усилия советского правительства были направлены на формирование в обществе идеологии, в которой не было места религиозным культурно-нравственным ценностям. Так, в середине 1980-х годов учреждения культуры и образования, СМИ еще были ориентированы вышестоящими организациями на формирование атеистического мировоззрения населения, и прежде всего молодежи, противодействие «зарубежной клерикальной пропаганде» в связи с подготовкой к празднованию принятия христианства на Руси. Например, в вузах при работе со студентами рекомендовалось «учитывать то обстоятельство, что Русская Православная Церковь, и особенно русская церковь за рубежом, развернула широкую пропаганду в связи с 1000-летием крещения Руси… церковники пытаются представить православие как решающий фактор становления развития государственности и культуры нашей страны», для противодействия деятельности Церкви преподаватели должны были «раскрыть действительную роль процесса христианизации Руси, подвести студентов к выводу о том, что Русская Православная Церковь была всегда связана с эксплуататорскими классами и защищала их интересы», будущих учителей учили «активно разоблачать фальсификации буржуазно-клерикальной пропаганды, уметь разъяснять политику КПСС в религиозном вопросе» .

В то же время в условиях политики «перестройки» в советском обществе происходили изменения в отношении к религии: Церкви передавались храмы и монастыри, открывались новые приходы, СМИ публиковали интервью со священнослужителями, в обществе усиливался интерес к истории и культуре Православия.

Широкий резонанс в обществе вызвала встреча 29 апреля 1988 года в Кремле Г енерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. М. С. Горбачев во время встречи указал на значимость христианизации Руси для истории и культуры государства: «Наша встреча проходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание.» . На встрече обсуждались вопросы изменения политики в отношении Церкви и верующих, участия Церкви в процессе обновления общества, пути диалога верующих и неверующих . Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС с руководством Русской Православной Церкви накануне юбилея придала особую значимость торжествам, была воспринята в религиозных кругах как историческое событие, подтверждение кардинального поворота взаимоотношений церкви и советского госу-

дарства». По оценке историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, эта встреча по последствиям сравнима со встречей Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в 1943 году, а «после этой встречи был открыт путь к широкому, общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви, расточившим ее врагов (Пс. 67. 2)» .

Правительство возлагало большие надежды на проведение юбилейных торжеств 1988 года как на демонстрацию зарубежной общественности соблюдения в СССР в условиях политики «перестройки» и «гласности» свободы совести, что имело большое значение для поддержания имиджа М.С. Горбачева. Так, Совет по делам религий при Совете Министров СССР для советского правительства подготовил информацию «О подготовке к » 1000-летию Крещения Руси»», в которой отмечалось, что «планирование и осуществление зарубежных связей Русской Православной Церкви в связи с подготовкой к 1000-летию введения христианства на Руси строится с расчетом оказания воздействия на международную общественность и руководство основных зарубежных центров (православие, протестантизм, католики) в целях формирования у них четкого представления о существовании в СССР реальных условий для реализации принципа свободы совести и соответственно благожелательного отношения советского государства к нуждам Русской Православной Церкви» . Юбилейные торжества действительно стали для зарубежной общественности свидетельством происходящих в советском обществе перемен (в частности, заместитель директора ЮНЕСКО г-н Анри Лопес на встрече 11 июня 1988 года в Кремле сказал, что «для зарубежных стран-участников празднование 1000-летия Крещения Руси — символ перемен, которые происходят сейчас в Советском Союзе, свидетельство развития в духе соблюдения прав человека и свободы совести») .

М.С. Горбачев официально не принимал участия в самих торжествах, советское правительство представлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко. На встрече в Кремле 11 июня 1988 года он положительно отметил деятельность Церкви в Советском государстве: «Мы приветствуем участие Русской Православной Церкви, как и всех других Церквей нашей страны, в гуманистических мероприятиях, которые широко проводятся в Советском Союзе. В частности, речь идет о взносах в различные добровольные фонды, направленные на сохранение мира, на защиту детства, на развитие культуры, на восстановление памятников старины» .

Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси проходило с 5 по 16 июня 1988 года в Москве, Загорске, Киеве, Владимире и Ленинграде, а затем продолжилось на местах. Юбилей отпраздновали все 172 прихода Курско-Белгородской епархии*. В г. Курске празднования проходили 22 — 23 июня 1988 года. За месяц до начала празднования в Курском областном комитете партии и облисполкоме были рассмотрены и утверждены программа и место проведения торжеств, согласованы количество и состав участников, «с помощью обкома КПСС» в типографии «Курская правда» отпечатаны приглашения .

Празднованиям предшествовала большая работа по передаче Курско-Белгородской епархии храмов и мона-

До 17 июля 1995 года существовала Курско-Белгородская епархия, руководил которой архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий; в соответствии с определением Священного Синода Курско-Белгородская епархия была преобразована в Курскую и Рыльскую епархию и Белгородскую и Старооскольскую епархию, возглавили которые соответственно архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

стыря. Началось восстановление и возрождение духовной жизни в Курской Коренной РождествоБогородичной пустыни, в мае 1988 года Церкви был передан приходской храм Иоакима и Анны, находящийся в 800 метрах от монастыря. Ремонт храма проводился за счет епархиального управления, наружные работы были завершены к началу юбилейных торжеств, верхний храм освящен в первой половине 1989 года, торжественное освящение нижнего храма состоялось 26 июля 1988 года, спустя менее чем три месяца после начала реставрации» . Всего в 1988 году свыше 20 храмов Курско-Белгородской епархии самостоятельно провели ремонт, 10 церквей были капитально отремонтированы за счет епархиального управления.

В подготовке и праздновании юбилея христианства в Курской области участвовали как светская, так и церковная власти. К торжествам в Курском областном краеведческом музее с 17 июня 1988 года начала работу выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси, на открытии которой выступил архиепископ Ювеналий. Само празднование началось с торжественного богослужения в Сергиево-Казанском кафедральном соборе. Участники празднования возложили венки к Вечному огню. Торжественный акт проходил в областной филармонии, с докладом о Тысячелетии Крещения Руси выступил протоиерей Никодим Ермолатий, клирик Введенского храма г. Курска, затем состоялся концерт архиерейского хора.

24 июня 1988 года в Доме Знаний в рамках празднований Курской областной организацией общества «Знание» был проведен «круглый стол» с участием студентов и преподавателей курских вузов. В работе принимал участие и архиепископ Ювеналий. Присутствующие обсуждали следующие вопросы: «1000-летие введения христианства на Руси», «Духовная культура: история и современность». Встреча проходила два с половиной часа при переполненном зале (свыше 500 чел.), среди присутствующих было много представителей интеллигенции города, лекторов-атеистов, молодежи, верующих.

Юбилею предшествовал ряд статей религиозной тематики в областных газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия», публиковались интервью с архиепископом Ювеналием и уполномоченным Совета по делам религий по Курской области, рассказ об участии 11 июня 1988 года священнослужителей г. Курска в «Волне мира», когда настоятель кафедрального собора иерей Владимир Диденко выступил на митинге, а священники курских церквей шли в процессии вместе с трудящимися города.

Несмотря на изменение государственной политики в отношении религии, на местах продолжалось если не негативное, то весьма настороженное отношение партийно-правительственного аппарата к возрождению религиозной жизни. Не везде местные власти шли на контакт с религиозными организациями, правящим архиереем. Так, в Курской области даже к началу юбилейных торжеств «руководство облисполкома и горисполкома так и не сочли нужным принять у себя архиепископа Ювеналия, хотя об этом уполномоченным Совета по делам религий велся разговор и в обкоме КПСС и в облисполкоме. Не состоялось подобных встреч за все 3,5 года его службы в Курско-Белгородской епархии» .

В период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси Русская Православная Церковь получила возможность участвовать в общественной жизни государства. Кроме того, юбилей христианства открыл возможности возрождения социальной деятельности и для представителей других религий. По мнению юри-

стов, юбилей православия «способствовал активизации процессов демократии в других конфессиях, став как бы моделью, пробным шагом на пути их движения к освобождению из-под гнета государственно-партийной регламентации» . Параллельно в стране возникла другая проблема, о которой Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчев говорил преподавателям Высшей партийной школы в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в марте 1988 года: «Раньше мы давили Русскую Православную Церковь и не сдерживали сектантов, так как боялись, что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и потому их бурный рост чреват непредсказуемыми последствиями» .

Именно во время юбилейных торжеств был отмечен рост активности во многих регионах религиозной организации Евангельских христиан-баптистов (далее -ЕХБ). Так, в г. Курске община ЕХБ организовала 17 июля 1988 года «водное крещение» в урочище Хохлов лес на левом берегу реки Тускарь, приурочив это к празднованию 1000-летия Крещения Руси. По информации заместителя Уполномоченного Совета по делам религий по Курской области А.Т. Стрелкова, в этом мероприятии «согласно визуальной оценке приняло участие около 2-х тысяч человек, в том числе около 400 верующих. Община пополнилась 37 новыми членами» . Руководству ЕХБ неоднократно предлагалось разделить обряд Крещения и торжества в связи с тысячелетием Крещения Руси, однако со стороны руководства ЕХБ это предложение «не встретило поддержки», более того, с их стороны было отмечено стремление привлечь к торжествам широкое внимание жителей г. Курска, использовать их для миссионерской работы. При подготовке к проведению обряда Крещения представители ЕХБ допускали нарушения: не дождавшись официального разрешения, они с 9 июля 1988 года начали активные действия. В общественных местах, например, в парке 1 Мая, происходила раздача пригласительных билетов, которая сопровождалась «пением псалмов и пропагандой Библии». По городу были расклеены объявления с приглашением на праздник. Причем в объявлениях отсутствовало указание на то, кто проводит праздник, посвященный 1000-летию Крещения Руси, использовалась символика Русской Православной Церкви, что давало повод считать, что «торжества состоятся под эгидой епархиального управления». Подобные действия членов ЕХБ способствовали приходу большого числа людей на это мероприятие, которые, узнав, что Русская Православная Церковь не принимает в этом участия, «были несколько разочарованы» . В связи с такими действиями у руководства ЕХБ возникли сложности в отношениях с архиепископом Ювеналием: Недовольство высказывали и местные органы гражданской власти в связи с тем, что во время мероприятия, проводимого ЕХБ, создавалась обстановка религиозного фанатизма, запугивания верующих приближением конца света, в завуалированной форме делались клеветнические намеки на органы власти.

Таким образом, политические изменения в стране, начавшиеся с приходом к власти М.С. Горбачева, и последовавшие в результате его политики ослабление цензуры, открытие «железного занавеса», тенденции к соблюдению в стране свободы совести, интерес общества к истории и культуре Православия изменили положение религиозных организаций в стране. За очень незначительный промежуток времени на государственном уровне были предприняты шаги по

оказанию помощи Церкви в проведении юбилейных торжеств масштабно. Празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси на государственном уровне явилось подтверждением изменения государственной политики в СССР в отношении религии и стало не только культурноисторическим, но и политическим событием. Однако местные власти весьма настороженно относились к возрождению религиозной жизни в регионах. В Курской области юбилейные торжества стали отправной точкой в построении взаимоотношений между светской и церковной властью. В связи с изменением государственной политики в отношении религии в СССР активизировались различные религиозные организации. В Курской области использование во время празднования 1000-летнего юбилея христианства руководством ЕХБ вводящих в заблуждение население Курской области форм работы привело к развитию напряженных отношений как с Русской Православной Церковью, так и с местной гражданской властью. В целом празднование юбилея христианства в Курской области — регионе, где большинство жителей идентифицируют себя с Православием, стало началом совместной работы светской и церковной властей в социальной сфере.

Список использованных источников

1 Сперанская, Е. Торжества в Москве / Е. Сперанская // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 12. — С. 18-20.

2 Государственный архив Российской Федерации (далее

— ГАРФ). Ф. Р-9563. Оп. 1. Д. 5156. Методические рекомендации педагогическим учебным заведениям по совершенствованию общественно-политического, патриотического воспитания студентов. 1986 г. 217 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Правда. — 1988. — 30 апреля.

5 Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917

6 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3665. Документы о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Т. 1. 308 л.

7 Празднование Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. -1988. — № 9. — С. 3-48.

8 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3718. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Брянской области. 1988. 67 л.

9 Из жизни епархий. Курская епархия // Журнал Московской Патриархии. — 1989. — № 2. — С. 32-33.

10 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3732. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Курской и Курганской областям. 7 мая 1986-17 ноября. 100 л.

12 Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917

13 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3666. Документы о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Т. 2. 274 л.

Информация об авторе

Памятная медаль «В ПАМЯТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ».
Диаметр 70 мм.
Качество чеканки PL.
Отличная сохранность
1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…».
Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва, который использовал юбилей в своих целях для рекламы собственной деятельности. Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада..
Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы (этот процесс наметился ещё в 1987 году, но после празднований развернулся с новой силой). После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов. Уже не требовалось собирать в общину «двадцатку», разрушенные храмы передавались властями массово. По всему СССР Регистрировалось более полутора сотен общин ежедневно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *