У истоков европейского рационализма стоял

Античная риторика

Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. «Царицей искусств» называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодежь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики. Софисты блестяще владели мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика в ущерб поиску искомой истины стала злоупотреблять словесной виртуозностью, преднамеренно нарушая законы логики.

Чему учили древние мыслители? Какие полезные рекомендации дали нам мастера ораторского искусства нового и новейшего времени? Какими качествами должно обладать слово оратора, воспитателя, наставника, руководителя? В первую очередь речь должна быть содержательной, информативно насыщенной, а проще говоря — умной. Что может быть более оскорбительным для слуха, терпения и разума, чем плавная, гладкая, сладкоголосая речь самовлюбленного дурака? О дураках и их неудержимой страсти произносить длинные речи с большой иронией говорил еще великий Эразм Роттердамский в книге «Похвальное слово глупости».

Риторика (ретомрика) (др. греч. ???????? — «ораторское искусство» от ????? — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.

Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).

Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.

Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины.

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Основатели античной риторики

Родина красноречия — Древняя Греция, хотя ораторское искусство с древнейших времен знали и в Египте, Ассирии, Индии, Вавилоне.
Античная риторика является духовным детищем демократии. Именно демократические формы правления в Элладе V в. до н.э. стали причиной стремительного взлета ораторского искусства. Народное собрание в Древней Греции верховный орган власти выносило на всенародное обсуждение вопросы войны и мира, избрание высших должностных лиц, трактовку законов, по которым должно жить государство. Публично решались и судебные дела. Суд присяжных (гелиэя) был довольно представительным (в нем было около шести тысяч присяжных заседателей). Любой свободный гражданин Афин мог выступить обвинителем; прокуроров и защитников не было, подсудимый защищался сам, доказывая судьям свою невиновность. Так что «правосудие» оказывалось на стороне того, кто, обладая даром слова, умел убедить судей и присяжных в своей невиновности.
Ораторское искусство в Древней Греции играло важную роль, потому что политику приходилось выступать на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые обычно бывали многолюдными. Владеть словом было жизненной необходимостью для каждого гражданина Эллады.
Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидсйктичсскос (торжественное, парадное) и судебное. Родоначальниками красноречия стали софисты, представители афинской школы философов-просветителей.
Ораторское искусство вначале существовало лишь в устной форме, образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Во второй половине V в. до н.э. софистика вводит письменную фиксацию речи. Софисты, «наставники мудрости», считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить на политические и моральные темы. Для этого их заставляли заучивать наизусть тексты выступлений, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.
Рассматривая античную риторику, важно заметить, что на основе практического красноречия софисты развивали и теорию ораторского искусства — риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике связывают с именами софистов Кораксаи и Лисия из Сиракуз (середина до н.э.). Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия Леонтийского (485—380 гг. до н.э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза, оксюморон, членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерации, ассонансы и др. Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что «слово есть великий властелин, который … может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Силою своего убеждения Горгий заставлял больных пить такие горькие лекарства и переносить такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи.
Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и другие, развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах раскрывают смысл главного. Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.
Необходимо отметить, что отношение к софистам было двойственным. Сначала их деятельность не вызывала критических оценок: софистом именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, искусного в какой-то премудрости, в том числе учености. Софисты учили приемам доказательства и опровержения, правилам логического мышления. Они знакомили учеников не только с техникой политической и юридической деятельности, но и обучали философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству. Однако со временем софисты изменили направление своей деятельности. Главной их задачей становится подбор и применение логических и психологических уловок, с помощью которых можно добиться победы в полемике. Используя диалектику как искусство рассуждения, софисты стали утверждать. что можно доказать все, что угодно. Главное при этом — выбрать правильные средства для доказательства (цель оправдывает средства). Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным — значит убить его, софис трассуждал следующим образом: «Став образованным, он не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался при мерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». В основе всех софистических утверждений лежит единый прием: доведение до абсурда положения об относительности всякого человеческого знания. Не случайно слово «софист» теперь понимается как лжец, обманщик.

Оценивая вклад софистики в развитие риторики, отметим, что. с одной стороны, софисты нужны были афинским гражданам, так как учили их искусству слова, умению убеждать и спорить; но, с другой стороны, манипулирование сознанием, применение ложных, обманчивых доводов требуют объективного осуждения. Эти методы не случайно и в древности вызывали к софистам недоверие, порою враждебность, с чем нельзя не согласиться и нам.

Античная риторика Сократа и Платона

Первый вызов софистам был брошен великим древнегреческим философом Сократом (470—399 гг. до н.э.). В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, Сократ на первое место ставит логическое доказательство. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики: он искал истину при помощи бесед и споров.
Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в пер. с греч. — искусство повивальной бабки). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ остроумно подметил, что он своим вопросно — ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.
Ученик Сократа Платон (427—348 гг. до н.э.) изложил свою теорию красноречия в знаменитых диалогах «Федр» и «Горгий». Центральным персонажем платоновских диалогов является Сократ. Подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное только философу, противопоставлено риторике софистов. В диалоге «Федр» в беседе философа Сократа с юношей Федром представлен идеал истинного красноречия. Только четко определив какой — либо предмет, можно начинать речь о данном предмете. Сократ советует Федру: «Во всяком деле, юноша, надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки». Следующая задача оратора — познать истину, т.е. сущность предмета: «Прежде всего, надо познать истину о любом предмете, о котором говоришь или пишешь».
Платон подчеркнул важность композиции в ораторской речи. Порядок в речи проявляется, по мнению автора, в ее построении: «По-моему, сперва, в самом начале речи, должно быть вступление, говорит Сократ. — а на втором месте — изложение, и за ним — свидетельства, на третьем месте —доказательства, на четвертом — выводы». Сократ подробно описывает построение речи, опираясь на сложившиеся риторические традиции.
Будущему оратору следует прислушаться к размышлению Платона о воздействии речи надушу. Оно звучит так. словно произнесено нашим современником: «Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа…».
Оратору необходимо соотносить виды речей и «виды души», учитывать состояние человека, понимать, какую душу и какими речами можно убедить. Главная задача ритора — найти, отыскать вид речи, который соответствует каждому характеру. Следовательно, «так и строить и располагать свою речь, т.е. к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе — с речами простыми».
По убеждению Платона, подлинного красноречия не существует без знания истины. Ведь истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Познавая сущность вещей, человек создаст правильное о них представление. Оратор, познав природу людских душ, способен внушать свое мнение слушателям. Диалог, в котором участники при помощи искусно поставленных вопросов ищут истину, оказал огромное влияние на становление риторики.
Идеал Платона — не только убеждение, но и поиск истины. Не познав истины, нельзя овладеть искусством красноречия. Это утверждение Платона имеет важную практическую значимость для риторики: слушатель вместе с оратором «проходит» путь поиска истины. Так рождаются ассоциации, сомнения, размышления, т.е. начинается путь от мысли к слову.

Античная риторика Аристотеля

Крупнейшим теоретиком античной риторики является древнегреческий философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Он был учеником философа Платона и за двадцать лет, проведенные в Академии учителя, приобрел высочайший авторитет. Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших вто время. Известны его трактаты по логике, физике, биологии, философии, этике и политике. В области филологии популярны два сочинения Аристотеля — «Поэтика» и «Риторика», заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи. В «Риторике» (335 г. до н.э.) автор подробно излагает свои взгляды на основы ораторского искусства. Сочинение состоит из трех книг. Первая книга содержит общие положения, характеризующие предмет риторики и виды ораторской речи. По мнению Аристотеля, риторика и логика занимаются изучением таких вопросов, которые в какой-то мере близки каждому человеку; кроме того, сведения, получаемые этими науками, являются междисциплинарными, ибо служат предметом изучения не только для логики и риторики. Поэтому все люди так или иначе обращаются к обоим искусствам, так как каждому приходится поддерживать определенное мнение, обвинять, защищаться.
Риторика определяется Аристотелем как искусство убеждать, находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Далее рассматриваются виды ораторских речей: совещательные, судебные и эпидейктические (торжественные).
Вторая книга «Риторики» знакомит нас со «способами убеждения». Главное для Аристотеля это убедительность речи, при этом важна достоверность того, о чем говорит ритор. Аристотель делит способы убеждения на три вида: одни из них зависят от характера говорящего, другие -от настроения слушателя, третьи — от самой речи. Аристотель высоко ценил «доказательство, основанное на добродетелях говорящего», потому что мы верим людям хороши1.
Затем автор рассказывает о том, как убеждать слушателей. Убеждение, зависящее от настроения слушателя, состоит в умении вызывать у него определенную страсть. Аристотель считал, что оратору следует быть хорошим психологом: он должен знать, как и когда человеком овладевают различные чувства — гнев или смирение, любовь или ненависть, зависть, страх. Эти страсти необходимо учитывать, чтобы в процессе речи не спровоцировать у публики нежелательные эмоции. Ритору не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и психологическом состоянии.
Выбор способов доказательства зависит от назначения речи. Так, в политической речи уместны примеры, факты или притчи, басни; в судебной — силлогизмы (умозаключения), а также законы, свидетельские показания, договоры и т.д.; в торжественной — сравнения, преувеличения («оратор облекает предмет своей речи величием и красотой»).
Аристотель большую роль отводит логическим доказательствам, но при этом не рекомендует составлять умозаключения, заимствуя посылки из далекой истории или используя очень широкие либо абстрактные понятия. В первом случае слушателям трудно уловить смысл без специальных пояснений, во втором — силлогизм получается длинным. В этом причина того, почему люди необразованные в глазах толпы могут заслужить больше доверия, чем образованные, так как говорят о вещах, близких слушателям и понятных им. Аристотель считал, что, выступая перед толпой, оратор должен вести доказательства и рассуждения общедоступным способом. Во второй книге » Риторики» Аристотель изложил свое учение о принципах построения ораторской речи, о создании образа оратора.
Третья книга «Риторики» содержит учение о стиле с анализом тропов и фигур, а также композиции речи. Важнейшим условием успеха оратора Аристотель считал ясность его речи. Он указывал, что речь не должна быть обыденной, состоящей из слишком простых слов; она должна отличаться красотой и благородством. Оратору необходимо избегать двух крайностей: его стиль не может быть неоправданно высоким, однако нельзя допустить, чтобы стиль был слишком сниженным, грубовато-простым; он должен, прежде всего, соответствовать предмету речи и отвечать правилу золотой середины.
Основу стиля, указывал Аристотель, составляет умение говорить правильно. А это требует мастерства оратора. «Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раздело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных; о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание, — скромно». Но при этом, предупреждал автор «Риторики», не следует в один прием давать все возможные средства языка ради «уловления слушателя». В такой воздержанности он видел одно из условий благородства ораторской речи. Притягательную силу красноречию придают «изящные и удачные выражения», создаваемые искусным ритором.
Обязательными структурными частями речи Аристотель считал предисловие, обвинение и способы его опровержения, изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждал ссылками на классических ораторов, на гомеровский эпос, на трагиков.
Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие этой науки.
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384—322 гг. до н.э.). Знаменитым он стал не сразу. Ораторские успехи Демосфена результат его огромной работы над собой. От природы он был шепеляв, имел слабый голос и нервное подергивание плеча. В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха рассказывается о том, как Демосфен избавился от этих недостатков. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и говорил, стараясь перекричать шум прибоя. Чтобы ничто не отвлекало его от овладения необходимыми знаниями, Демосфен добровольно заточал себя на долгие месяцы в подземелье, где штудировал труды своих предшественников, отрабатывал сценические приемы. Чтобы лишить себя соблазна покинуть место добровольного заточения, он выбривал себе половину головы.

Приложив титанические усилия, Демосфен преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин. Он начинал ораторскую практику в качестве адвоката, но особенно прославился своими политическими выступлениями, направленными против македонского царя Филиппа II, проводившего политику захвата Греции. Демосфен называл эти речи «филиппиками» (впоследствии так стали называть все обличительные речи). В этих речах Демосфен не просто обвинитель, он, прежде всего, гражданин, мечтающий о благоденствии своей родины и своего народа, он мудрый политик.
Речи Демосфена отличались силой аргументации, страстностью, они производили огромное впечатление на аудиторию. Сохранилось любопытное предание: когда Филипп II получил текст речи Демосфена, то сказал, что если бы он слышал эту речь, то голосовал бы за войну против себя.
Римское ораторское искусство было связано, прежде всего, с практическими сторонами жизни — с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.
Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек (Слепой). Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в 70-х годах до н.э. Известен как выдающийся оратор и полководец Марк Порций Катон(Н в. до н.э.). Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий. На рубеже II и I вв. до н.э. роль публичного слова в Риме особенно возрастает в связи с обострившейся политической борьбой, которая приводит к гражданской войне. В это время знаменитыми политическими выступлениями прославились Марк Антоний, Люциний Красе, Квинт Гортензий.
Достижения римской теории красноречия были обобщены в анонимной «Риторике к Гереннию» (89 г. до н.э.). Она содержала рекомендации о композиции речи, о «крепости» и гибкости голоса, о приспособлении тона речи к ситуации высказывания. Давались рекомендации по запоминанию текста выступления, словесному выражению мысли.
Самым ярким римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь Древнего Рима Цицерон вошел как «новый человек», всем обязанный своему ораторскому дару. Большой успех принесли ему уже первые речи, но вершина успехов Цицерона — это открытие заговора Катилины и четыре речи, произнесенные против него в сенате. Политическим идеалом Цицерона была римская республика, согласие всех сословий; его называли «умиротворителем», «блюстителем и попечителем» в эпохи кризисов.
Из сочинений Цицерона сохранилось 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по риторике, политике и философии, свыше 300 писем, которые рассматриваются как психологический документ, памятник латинского разговорного языка.
Древнегреческий писатель Плутарх в «Биографии Цицерона» подчеркивает, что «именно этот человек … доказал римлянам, как много прелести привносит красноречие к делам чести и что правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо…».
В риторических работах Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» описана программа подготовки оратора, интересная и современному читателю.
В трактате «Об ораторе» Цицерон подробно излагает теорию ораторского искусства в виде диалога между Люцинием Крассом и Марком Антонием. Участие в обсуждении принимают и другие видные ораторы Древнего Рима. По мнению Цицерона, оратором в истинном понимании этого слова может стать лишь тот, кто всесторонне образован: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета».
История римского красноречия с древних времен до современной автору эпохи изложена Цицероном в трактате «Брут». Идеалом для Цицерона является древний ритор Марк Порций Катон Старший — историк и автор трудов по медицине, сельскому хозяйству, военному делу, юриспруденции; им было написано и первое руководство по ораторскому искусству. Основная заповедь Катона для молодых ораторов состоит в формуле: Знай дело —слова придут.
Идеал оратора предстает в трактате «Оратор». По Цицерону, существуют три основных назначения ораторского искусства: docere — учить, delectare — услаждать и movere — побуждать. Идеальным будет тот оратор, кто в своих речах учит слушателей, доставлять им наслаждение, подчиняет себе их волю.
Сочинения Цицерона стали фундаментом европейского риторического образования. Его ораторские трактаты впервые максимально полно представили классические разделы риторики: изобретение, расположение слов, выражение, память, произношение, телодвижение. Кроме того, они содержат интересные советы по практическому овладению искусством риторики. По убеждению Цицерона, «красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Марк Фабий Квинтилиан (96—36 гг. до н.э.) — знаменитый ритор, адвокат, автор содержательных, хорошо систематизированных трудов по ораторскому искусству. В сочинении «Образование оратора» Квинтилиан призывает к всестороннему развитию ритора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и гармоничным человеком. Главное его требование к оратору и писателю — «чистая, ясная, красивая и уместная речь».
Стилистический идеал Квинтилиана весьма близок к идеалу Цицерона, и это не случайно: нормы красноречия Цицерона служили критерием для Квинтилиана. У них много общего во взглядах на ораторское искусство. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой; оба дслятработу над речью на пятьэтаповсогласно древней риторической традиции; оба утверждают, что риторика — это и наука, и искусство.
Однако по Цицерону, оратор должен быть мыслителем, так как основа риторики — философия, а Квинтилиан на первое место ставил стилистику речи. Практическое образование оратора, считает Цицерон, происходит на форуме (площади, центре политической и культурной жизни римского города); для Квинтилиана центр образовательной системы — риторическая школа. Речи Цицерона предназначены для народа, собирающегося на форуме, а Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных слушателей.
В работе Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений» представлена стройная система воспитания гражданского и судебного ритора.

Воспитание оратора делится на телесное и духовное, включая физическую культуру и языковое образование; изучение философии и права; тренировку в изобретении речи и анализ ее по частям, фигурам речи и фигурам мысли. Никто изриторовдревности так многосторонне не подходил к вопросам обучения, воспитания и развития оратора.
«Наставления» Квинтилиана создали педагогическую систему, в которой были разработаны также основы и общего образования. Воспитание ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов.
Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предвосхитило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Учение Квинтилиана сохраняет свое значение и для современной науки.

Тема «Философия Нового времени»

Тема «Философия Нового времени»
Вопросы

1. Какие философские темы были центральными в Новое время?

2. В чём принципиальное отличие между эмпиризмом и рационализмом?

3. Как вы понимаете высказывание: «Идеи правят миром»?

4. Что просветители называли основной причиной всех зол и бед в мире?
Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки _________________.

2. У истоков европейского рационализма стоял _________________.

3. Формула: «Бог или субстанция, или природа» принадлежит голландскому мыслителю _________________.

4. Философ Нового времени, создавший концепцию монад ____________________.

5. Представитель социально-философской концепции, согласно которой все развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями _______________________.

6. Представителем субъективного идеализма можно назвать __________________.

7. Философское учение, исходящее из того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания __________________________________.

8. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте» _______________________________.

9. Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено. Такая мировоззренческая установка есть ___________________.

10. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира ____________________________________________________________________________.

11. Рассуждение от общего к частному – это ______________________________________.

12. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению ____________________.
Ответ 1. Бэкон. 2. Декарт. 3. Спиноза. 4. Лейбниц. 5. Монтескье. 6. Беркли. 7. Материализм.

8. Эмпиризм. 9. Детерминизм. 10. Материя и сознание. 11. Индукция. 12. Дедукция.

Задание № 2. Заполните таблицу «Теории познания Нового времени»

Теория

Черты

Эмпиризм Рационализм Агностицизм
Представители
Возможность познания мира
Основной источник познания
Основные категории
Критерий истинности познания

Сходство

Теория

Черты

Эмпиризм Рационализм Агностицизм
Представители Т. Гоббс

Ф. Бэкон

Д. Локк

Р. Декарт

Г. Лейбниц

Б. Спиноза

Д. Юм
Возможность познания мира существует существует познание невозможно
Основной источник познания ощущения умозаключения _____
Основные категории опыт

чувства

ощущения

дедукция

рассуждения

врождённые идеи

логическая ошибка
Критерий истинности познания опытное подтверждение ясность и отчётливость идеи не существует

Сходство философское обоснование науки

Задание № 3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени

Философская
система
Субстанция Основные
характеристики
Представители
1. Механистический
материализм
2. Пантеизм
3. Объективный
идеализм
4. Субъективный
идеализм

Задание № 4.

  1. «Человек – машина», — утверждал в одноименном произведении Ламетри.
  2. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

— Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

— Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

Тест
В каждом задании один верный ответ

1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами:

а) Онтологическими;

б) Гносеологическими;

в) Аксиологическими;

г) Антропологическими.

2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал:

а) Д. Локк;

б) Ф. Бэкон;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

3. Проблема научного метода является главной в философии:

а) Древней Греции;

б) Средневековья;

в) Нового времени;

г) Возрождения.

4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает:

а) Материя;

б) Монада;

в) Ощущение;

г) Тело.

5. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял:

а) Локк;

б) Гоббс;

в) Декарт;

г) Спиноза.

6. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть:

а) Материализма;

б) Объективного идеализма;

в) Субъективного идеализма;

г) Мистицизма.

1 2 3 4 5 6
б б в б б в

Тема «Немецкая классическая философия

Вопросы

  1. Чем отличается этика И. Канта от этики Демокрита и Аристотеля?
  2. В чем сходство и различие между философией Шеллинга и Гегеля?
  3. Раскройте сущность философии К. Маркса и Ф. Энгельса.
  4. В чём состоит особая заслуга Гегеля в философии?

Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Родоначальником немецкой классической философии считают _______________.

2. Автором высказывания: «Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?» является ______________________.

3. Суждение: «Человек человеку — Бог» принадлежит ____________________.

4. Категория гегелевской философии, которую он считал основой мира, творческим началом мира, неизменным, совершенным началом бытия ______________________.

5. Правило, требующее обязательного исполнения, которым, по мнению Канта, руководствуется в своем поведении и поступках человек, называется _______________________________________________________________________.

6. Гегелевская философия относится к ______________________________________.

7. Материализм Л. Фейербаха можно назвать по содержанию ______________________.

8. Философия марксизма это — _________________________________________________

9. Отношение мышления к бытию, сознания к материи – так в марксистской философии трактуется ___________________________________________________________________.

10. Агностицизм И. Канта это — отрицание возможности познать _____________________.

11. К. Маркс так выразился о предназначении своей философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы ______________его».
Ответ 1. Кант. 2. Кант. 3. Фейербах. 4. Мировой дух, абсолютная идея. 5. Категорический императив.

6. Объективный идеализм. 7. Антропологический. 8. Диалектический и исторический материализм.

9. Основной вопрос философии. 10. «Вещь в себе». 11. Изменить
Задание № 2. Найдите соответствие:
Философ Основное понятие его философии

А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) Фихте; 2) Человек;

В) Маркс; 3) «Я»;

Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.
А – 4, Б – 3, В – 1, Г – 2.
Задание № 3. Заполните таблицу «Предмет философии в немецкой классической и марксистской философии»

Философ Понимание им предмета философии
(система и метод)
Оценка
философской
позиции
1. Кант
2. Гегель
3. Фейербах
4. Маркс

Задание № 4. Прокомментируйте суждение Гегеля — «Другие науки, сколько бы они ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, без нее не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной».
Тест
В каждом задании один верный ответ

1. Гегелем разработаны основные законы:

а) Механики;

б) Антропологии;

в) Религии;

г) Диалектики.

2. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает:

а) Закон;

б) Проявление скрытого смысла вещей;

в) Сущность вещи;

г) Случайность.
3. Философская система Гегеля является:

а) Дуалистической;

б) Материалистической;

в) Прагматической;

г) Идеалистической.
4. Ф. Энгельсу принадлежит произведение:

а) «Энциклопедия философских наук»;

б) «Мир как воля и представление»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Диалектика природы».

5. По Канту, единственно здравым путем познавательной деятельности выступает:

а) Скептицизм;

б) Догматизм;

в) Критика;

г) Схоластика.

6. Согласно Л. Фейербаху, общественное развитие определяется:

а) Долгом;

б) Мышлением;

в) Объективными законами;

г) Любовью.
7. Религия Л. Фейербаха основана на признании:

а) Бога как существа, вынесенного за пределы самого человека;

б) Бога, растворенного в природе;

в) Бога, находящегося в самом человеке.

8. Главным фактором развития общества К. Маркс считал:

а) Экономический;

б) Политический;

в) Географический;

г) Психологический.

1 2 3 4 5 6 7 8
г в г г в г в а

Тема «Русская философия»
Вопросы

  1. Под влиянием каких социально-культурных факторов развивалась русская философская мысль?
  2. Какие специфические черты русской идеалистической философии можно выделить?
  3. Как вы понимаете суждение В. И. Ленина «Практика – критерий истины»?
  4. Как бы вы охарактеризовали так называемую «русскую душу», в чём её философское содержание?
  5. Взгляды, какого из русских философов вам больше понравились и почему?

Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом»,

В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал ___________________.

2. У истоков материалистической традиции русской философии стоял ________________.

3. Проблему богочеловечества разрабатывал в русской философии ___________________.

4. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат ______________.

5. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли ________________________.

6. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ______________________________________.

7. Историософская идея, согласно которой Россия должна сыграть важную роль в мировой истории ___________________________________________________________.

8. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть __________________________.

9. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева________________________ ____________________________________________________________________________.

10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ___________________________.

Ответ

1. Сковорода. 2. Ломоносов. 3. Соловьёв. 4. Чаадаев. 5. Толстой. 6. Славянофилы. 7. Русская идея.

8. София. 9. Свобода. 10. Деизм.
Задание № 2. Заполните таблицу: «Русские философы 19 – 20 веков»

1 й
2 й
3 й
1 н
2 н
3 н

1 в
2 в
3 в

  1. Философ – материалист, развивающий этическую теорию разумного эгоизма с идеей полезности.
  2. Представитель православной религиозной философии.
  3. Один из основателей оригинальной русской философии.

  1. Философ – материалист, автор работы «Материализм и эмпириокритицизм».
  2. Философ, представитель течения западников.
  3. Философ, развивающий концепцию диалогического познания.

  1. Философ, мыслящий абсолютную истину, как синтез науки, философии и религии.
  2. Философ, автор работ «Философия свободы», «Смысл творчества».
  3. Представитель православного религиозного антиинтеллектуализма.

ч е р н ы ш е в с к и й
ф л о р е н с к и й
к и р е е в с к и й

л е н и н
г е р ц е н
б а х т и н

с о л о в ь ё в
б е р д я е в
ш е с т о в

Задание № 3. Заполните таблицу «Основные этапы развития русской философии».

Основные этапы развития русской философии Временной период Рассматриваемые проблемы

Задание № 4. Найдите соответствие:

1. Философское течение Его представитель

А) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.;

Б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.;

В) Почвенничество; 3) Герцен А. И.;

Г) Космизм; 4) Хомяков А. С.;

Д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М.
2. Философ Основное понятие его философии

А) Чернышевский Н. Г.; 1) Добро;

Б) Соловьев В. С.; 2) Красота;

В) Бердяев Н. А.; 3) Ноосфера;

Г) Вернадский В. И. 4) Творчество.
3. Философская концепция Ее автор

А) Концепция «общего дела»; 1) Соловьев В. С.;

Б) Концепция «всеединства»; 2) Федоров Н. Ф.;

В) Концепция ноосферы; 3) Холодный Н. Г.;

Г) Концепция антропокосмизма. 4) Вернадский В. И.
Ответ

1. А – 4, Б – 3, В – 5, Г – 2, Д – 1.

2. А – 2, Б – 1, В – 4, Г – 3.

3. А – 3, Б – 1, В – 4, Г – 2

Задание № 5. Прокомментируйте следующие суждения:

1. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Н. Ф. Федоров.

2. «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам». Ф.М. Достоевский.
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

а) Единство природы;

б) Единство человека, природы и общества;

в) Учение о сущности Единого;

г) Единство Бога со всем миром.
2. Русский ученый-мыслитель, создавший молекулярно-корпускулярную теорию строения вещества, это:

а) Флоренский П. А.;

б) Ломоносов М. В.;

в) Циолковский К. Э.;

г) Менделеев Д. И.

3. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были:

а) Системность;

б) Строгость логических построений;

в) Онтологизм;

г) Нравственное содержание.

4. Впервые мессианские идеи об особой роли России во всемирной истории прозвучали в размышлениях:

а) Нила Сорского;

б) Филофея;

в) Илариона;

г) А. Курбского.

5. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был:

а) Соловьев В. С.;

б) Бердяев Н. А.;

в) Шестов Л. И.;

г) Розанов В. В.

1 2 3 4 5
г б г в б

Тема «Философия 20 века»
Вопросы

1. В чём заключаются основные особенности философии 20 века?

2. Философия жизни как поиск иррациональных основ европейской культуры.

3. Можно ли считать 20 век периодом расцвета философии науки?

  1. Как в экзистенциализме рассматривается проблема свободы и ответственности?
  2. В чём различие в понимании гуманизма у М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра?
  3. Определите основное философское значение психоанализа.
  4. Раскройте особенность герменевтики, как философского направления.

Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание _________________________.

2. Его основателем считают ________________________.

3. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название ________________________.

4. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму __________________________. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

5. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ __________________________.

6. Представитель постпозитивизиа К. Поппер предлагает использовать в науке метод _____________________________.

7. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы ________________________

8. Представителями экзистенциализма являются___________________________________ _____________________________________________________________________________.

9. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии __________________.

10. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет французский мыслитель _________.

11. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ ______________________.

12. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей __________________________.

13. Его основатель _________________, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _______________________________.

14. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения ________________________.

15. Основным предметом герменевтического анализа выступают _____________________.

16. Основные представители постмодернизма _____________________________________.

Ответ

1. Позитивизм. 2. Конт. 3. Эмпириокритицизм. 4. Неопозитивизм. 5. Аналитические суждения.

6. Фальсификации. 7. Свободы и ответственности, смерти и жизни. 8. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.

9. Сартр. 10. Камю. 11. Хайдеггер. 12. Психоанализ. 13. Фрейд. Юнг, Фромм. 14. Неотомизм. 15. Текст.

16. Делёз, Гваттари, Деррида, Фуко, Лиотар
Задание № 2. Соотнесите:
1. Философ Философское направление

А) О. Конт; 1) Экзистенциализм;

Б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм;

В) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм;

Г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.
2. Автор Его произведение

А) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»;

Б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»;

В) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»?

Г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».
3. Основное понятие Философ

А) Всеобщая любовь; 1) Н.А. Бердяев;

Б) Свобода; 2) Э. Фромм;

В) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль;

Г) Феномен. 4) Г. Маркузе.
Ответ

1. А – 3, Б – 4, В – 1, Г – 2.

2. А – 2, Б – 4, В – 1, Г – 3.

3. А – 4, Б – 1, В – 2, Г – 3.

Задание № 3. Разгадайте кроссворд по теме: «Философия 20 века»

1
2
1
2
3
4 3 4
5
6

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Философ – экзистенциалист, подвергающий сомнению европейский

гуманизм.

  1. Представитель экзистенциализма, считающий это философское

направление последовательным выражением гуманизма.

  1. Философ – постпозитивист.
  2. Представитель экзистенциализма, обращающийся к категории «абсурд».
  3. Философское направление, занимающееся интерпретацией текстов.
  4. Один из основных представителей постпозитивизма.

По вертикали:

  1. Философ – экзистенциалист, автор работы «Смысл и назначение истории».
  2. Основатель логического постпозитивизма.
  3. Универсальный бессознательный образ, властвующий над человеком.
  4. Представитель психоанализа, который ввел понятие «архетип».

Задание № 4.

М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

— За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

— Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

Тест
В каждом задании один верный ответ

1. Основателем школы психоанализа был:

а) Ч. Пирс;

б) З. Фрейд;

в) Э. Фромм;

г) Тейяр де Шарден.

2. Автором работы «Бунтующий человек» является:

а) М. Хайдеггер;

б) А. Камю;

в) Э. Фромм;

г) К. Ясперс.

3. Категория «архетип» — основная в философии:

а) С. Кьеркегора;

б) Э. Гуссерля;

в) Э. Фромма;

г) К. Юнга.

4. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот:

а) К. Маркс;

б) С. Кьеркегор;

в) Ф. Ницше;

г) Г. Марсель.

5. Основателем позитивизма считается:

а) О. Конт;

б) Б. Рассел;

в) Г. Спенсер;

г) Ч. Пирс.

1 2 3 4 5
б б г в а

Общие задания к разделу «История философии»*
Задание № 1. Кто является автором этих высказываний?

«Философская проблема имеет форму – я в тупике».

«Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах».

«Истина в полноте человеческой жизни и существа».

«Добродетель есть наше великое недоразумение».

«Нет других идей, кроме идей, получаемых из ощущений или рефлексий».

«…из самого факта моего сомнения вытекает, что я существую…»

«Знание — сила».

«Нет рабства позорнее добровольного».

«…искать и познавать – это и значит припоминать».

«Счастье и несчастье в душе».

«В одну реку нельзя войти дважды».

«Я мыслю, следовательно, я существую».

«Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость».

«Начало вселенной – атомы и пустота».

«Существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

«У нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из её атрибутов никогда не может быть утрачен…».

«Вся так называемая всемирная история не что иное, как порождение человека человеческим трудом».

«Просвещение народов должно быть самой важной заботой всякого правительства».

«…человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает».

Задание № 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие объединяющее их.

  1. Сознание, ощущение, эмоции, память.
  2. Миф, наука, религия, искусство.
  3. Агностицизм, эмпиризм, рационализм.

Ответ

  1. Психика. 2. Формы познания. 3. Направления в философии познания (гносеологии).

Задание № 3.

Перед вами портреты мыслителей, объединенных в три группы. Объясните, какой критерий положен в основу такой группировки.

Группа 1.

Шеллинг Фейербах Кант Гегель

Группа 2.

Хайдеггер Ясперс Камю Сартр

Группа3.
Аристотель Лейбниц
Ответ

Группа 1 – представители немецкой классической философии.

Группа 2 – представители экзистенциализма.

Группа 3 – сформулировали законы логики

Задание № 4.

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты, выбрав их из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе именительном падеже и пронумерованы. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание слов и сочетаний слов в списке больше, чем пропусков в тексте.

___ родился и жил в эпоху серьёзных общественных потрясений и поэтому большое значение в своей деятельности придавал организации мощного и гармоничного ____, опирающегося на ____ принципы и обычаи. Одной из фундаментальных основ ___ порядка, согласно его системе, было строгое повиновение ___. В этом нет ничего удивительного, ибо ____ впитало в себя культ ___ и клана.

___ функция религии выпала на долю ___ — учения, ставящего своей целью раскрыть перед человеком тайну мироздания, вечные проблемы жизни и смерти. Идеалом здесь выступает природная простота, естественность, чистота помыслов, __ и сострадание, даже просто ___. Автором основных положений считается ___. Основой основ природы и общества, всей Вселенной является ____ (___, истина, порядок) или, всеобщий закон природы, начало и конец __.

Истоки ___ восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие древним народам формы верований и культов — ___, магию, тотемизм, культ мертвых, культ вождей и т.д. одна из концепций этой религии подчеркивает ___, ибо она возникла из поклонения местным, родовым и племенным богам. Другая концепция подчеркивает, что боги – ками породили не людей вообще, а только ___.

В ___ текстах ___ культуры — ____ (самые ранние – 8-7 вв. до н.э., поздние — первые века н.э.) речь идёт о проблемах жизни и смерти, о мироздании и ___, о первооснове бытия всего живого. Одной из главных идей является идея ___, или переселения ____ из одного тела в другое. Второй фундаментальной идеей в ____ выступает представление о _____ — сумме добрых и злых дел каждого человека.

  1. Дао.
  2. Конфуций.
  3. Карма.
  4. Анимизм.
  5. Недеяние.
  6. Индийский.
  7. Японцы.
  8. Этнические.
  9. Семья.
  10. Политеизм.
  11. Брахманизм.
  12. Индусы.
  13. Старший.
  14. Даосизм.
  15. Индуизм.
  16. Синтоизм.
  17. Конфуцианство.
  18. Социальный.
  19. Реинкарнация.
  20. Лао-цзы.
  21. Китайцы.
  22. Веды.
  23. Буддизм.
  24. Космогония.
  25. Индивидуальность.
  26. Государство.
  27. Путь.
  28. Упанишады.
  29. Философский.
  30. Политический.
  31. Экзистенциальный.
  32. Махабхарата.
  33. Творение.
  34. Душа.
  35. Смирение.
  36. Бог.

Ответ

2, 26, 8, 18, 13, 17, 9, 31, 14, 5, 20, 1, 27, 33, 16, 4, 10, 7, 29, 6, 28, 24, 19, 34, 15 3

Раздел 3. Человек-сознание-познание.
Тема «Человек как главная философская проблема»
Вопросы

  1. Что именно в человеке пытается познать философия?
  2. Что вы понимаете под свободой человека и для чего она нужна?
  3. Что в человеке дано ему от природы, а что от общества?

Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия _________________________________________________________________________.

2. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»?_________________________.

3. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху __________________________.

4. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть ____________________.

5. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ___________________________________________________.

6. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре _______________________________.

7. «Человек есть мера всех вещей …», — сказал в свое время ______________________.

8. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?» ______________________.

9. Как называется такая картина мира, где человек — центр Вселенной? ______________________________________________________________.

10. Главная витальная ценность человека это _____________.

11. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением. ___________________________________

12. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия. __________________________.
Ответ

1. Философия человека. 2. Аристотель. 3. Эпоха Возрождения. 4. Человек. 5. Труд. 6. Психоанализ.

7. Протагор. 8. Кант. 9. Антропоцентризм. 10. Жизнь. 11. Социализация. 12. Экзистенциализм.
Задание № 2. Заполните таблицу «Сущность человека в философии 19-20 вв.»

Философ, философское направление Понимание сущности человека
З.Фрейд, Э. Фромм
М. Шеллер
А. Гелен
Экзистенциализм
П. Т. де Шарден
Диалектический материализм

Философ, философское направление Понимание сущности человека
З.Фрейд, Э. Фромм Человек – иррациональное животное, нарушившее равновесие и единство с природой, его поведение связано с бессознательной мотивацией.
М. Шеллер Главная особенность человека – способность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира.
А. Гелен Человек – неопределившееся животное, «проект природы» — открытый миру, реализующийся в собственной деятельности.
Экзистенциализм Делая выбор, человек обретает себя и одновременно с этим обретает свободу. Человек формирует себя каждым действием и поступком и сам несёт ответственность за свой выбор.
П. Т. де Шарден Человек – существо духовное, запланированный итог эволюции космического целого.
Диалектический материализм Человек – социальное существо, созданное трудом.

Задание № 3. Заполните таблицу » Теории смысла жизни»

Теория Смысл жизни
Гедонизм
Эвдемонизм
Утилитаризм
Теологические
Диалектический материализм
Экзистенциализм
Биосферная концепция

Теория Смысл жизни
Гедонизм Получение от жизни максимального удовольствия и наслаждения
Эвдемонизм Достижение счастья и блаженства
Утилитаризм Достижение материальных благ и успеха
Теологические Спасение души через выполнение заповедей и религиозных догм
Диалектический материализм Саморазвитие человека, участие в социальных процессах, принести пользу обществу
Экзистенциализм Жизнь – это абсурд
Биосферная концепция Смысл жизни сохранение жизни на Земле

Задание № 4. Соотнесите:

Автор Его высказывание

Тема. Философия нового времени и эпохи просвещения

I. Интеллектуальная разминка

1. Центральными темами философских размышлений Нового времени были ________.

2. Наука, оказавшая заметное влияние на философию Нового времени.

3. Философское учение, исходящее из того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания.

4. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки.

5. У истоков европейского рационализма стоял ________.

6. Раздел философии, изучающий познание.

7. Целью познания Ф. Бэкон и Р. Декарт считали _______.

8. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте».

9. Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено. Такая мировоззренческая установка есть ______.

10. Исходным пунктом, отправным началом для новых поисков в процессе познания Р. Декарт признавал _______.

11. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми.

12. Формула: «Бог или субстанция, или природа»демонстрирует позицию _______.

13. Она принадлежит голландскому мыслителю _______.

14. Мировоззренческая установка, вытесняющая Бога из повседневной жизни природы и человека и оставляющая ему лишь роль перводвигателя.

15. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира _______.

16. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций.

17. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики.

18. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению.

19. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»?

20. Патриархом Просвещения и автором первого в мире философского словаря был ______.

21. Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли _______.

22. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями.

23. Сторонником этой концепции в Новое время был _______.

24. Какую линию в европейской философии разрабатывал Д. Беркли?

25. Дайте философскую оценку позиции: «Идеи правят миром».

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью.

· Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

· Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

· В чем ее ограниченность?

· Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

2. В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом.

· Какими факторами социального развития он был обусловлен?

· Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?

· Каковы его недостатки?

· Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.

3. «Человек – машина», — утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

· Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

· Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

· Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

· Ответ аргументируйте.

4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».

Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».

· Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

· Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

· Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?

· Что же, по-вашему «правит миром»?

5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

III. Заполните таблицы

1 Анализ философских систем Нового времениФилософская система Сущность Представители Значение

1. Монизм

2. Дуализм

3. Плюрализм

2. Методы познания, выделенные Ф. БэкономМетод Суть Гносеологическая

позиция Преиму-

щества Недос-

татки

1. «Путь муравья»

2. «Путь паука»

3. «Путь пчелы»

3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времениФилософская

система Субстанция Основные

характеристики Представители

1. Механистический

материализм

2. Пантеизм

3. Объективный

идеализм

4. Субъективный

идеализм

IV. Тематика творческих заданий

1. Гений. Кто он? «Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений» (Д. Дидро).

2. «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки» (Ф. Бэкон).

3. «В каждом человеке природа исходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторые» (Ф. Бэкон).

4. Стыд как отличительная особенность человека и состояние его души. «Стыд, — пишет Р. Декарт, — есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей из страха перед порицанием».

5. «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а умные – легко прорываются». (Т. Гоббс)

V. Тесты

1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами …

А) Онтологическими;

Б) Гносеологическими;

В) Аксиологическими;

Г) Антропологическими.

2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал …

А) Д. Локк;

Б) Ф. Бэкон;

В) Б. Спиноза;

Г) Г. Лейбниц.

3. Проблема научного метода является главной в философии …

А) Древней Греции;

Б) Средневековья;

В) Нового времени;

Г) Возрождения.

4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….

А) Материя;

Б) Монада;

В) Ощущение;

Г) Тело.

5. Субстанция-монада Лейбница от демокритовской субстанции-атома отличается …

А) Формой;

Б) Величиной;

В) Гибкостью;

Г) Наделенностью душой.

6. «Свобода есть познанная необходимость — позиция, принадлежащая…

А) Спинозе;

Б) Августину;

В) Лейбницу;

Г) Беркли.

7. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял…

А) Локк;

Б) Гоббс;

В) Декарт;

Г) Спиноза.

8. Найдите соответствие:

Автор Его произведение

А) Декарт; 1) «Опыт о человеческом разуме»;

Б) Локк; 2) «Новая Атлантида»;

В) Бэкон; 3) «Правило для руководства ума»;

Г) Спиноза. 4) «Этика».

9. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть …

А) Материализма;

Б) Объективного идеализма;

В) Субъективного идеализма;

Г) Мистицизма.

10. Д. Локку принадлежит афоризм:

А) «Человек человеку — Бог»;

Б) «Человек человеку — волк»;

В) «Человек человеку — друг»;

Г) «Человек человеку — брат».

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1972.

2. Вальяно М. В. Основы философской культуры / М. В. Вальяно.– М., 1999.

3. Ильин В. В. Философия Нового времени / В. В. Ильин. – СПб., 1993.

4. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1998.

5. Кузнецов В. Н., Грязнов А. А., Мееровский Б. К. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, А. А. Грязнов, Б. К. Мееровский. – М., 1986.

6. Момджан Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момждан. – М. 1991,

7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М. 1991.

8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

10. Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич – М., 1976.

11. Хесле В. Гении философии Нового времени / В. Хесле. – М., 1992.

Тема. Немецкая классическая философия.

IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих.

I. Интеллектуальная разминка

1. Исторические рамки немецкой классической философии.

2. Родоначальником немецкой классической философии считают ________.

3. Категория гегелевской философии, указывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

4. Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит высказывание: «Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

5. Правило, которым руководствуется в своем поведении и поступках человек, называется _________.

6. Правило, требующее обязательного исполнения, есть _______.

7. Основные положения его сформулировал в своей этике _______.

8. Гегелевская философия, по сути, это – философия _______.

9. Материализм Л. Фейербаха по своему содержанию был _______.

10. В чем состоит великая заслуга Гегеля?

11. Свой метод Гегель применил к объяснению _______, поэтому его философская система называется _______.

12. Какие проблемы решал Кант в раннем, докритическом периоде своей деятельности?

13. Какова философская проблематика Канта в зрелом – «критическом» периоде?

14. Философия марксизма это — философия _______.

15. «Материя не есть продукт духа, дух есть высший продукт материи». Это суждение демонстрирует позицию ________ в философии.

16. Ее сторонником был представитель немецкой классической философии ______.

17. Непосредственными теоретическими источниками марксистской философии являются ________.

18. Общество на определенном этапе исторического развития в марксистской философии обозначается понятием _______.

19. Отношение мышления к бытию, сознания к материи – так в марксистской философии трактуется ________.

20. Суждение: «Человек человеку — Бог» принадлежит _________.

21. Агностицизм И. Канта это — отрицание возможности познать _______.

22. Что, по мнению Гегеля, выступает источником движения и развития?

23. К. Маркс так выразился о предназначении своей философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы ______ его».

24. Основным противоречием капиталистического общества, ведущим его к преобразованию в социалистическое, К. Маркс считал противоречие между ________.

25. Работы «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» написал ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

· Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы?

· Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?

2. Л. Фейербах писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу его, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращает, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

· Сравните понимание предмета философии Л. Фейербахом и Гегелем.

· Определите философское направление, к которому тяготеет Л. Фейербах.

· Почему в философии Фейербаха человек превращается в абстрактное, вне мира обитающее существо, в «человека вообще»?

· Почему Л. Фейербах так и не смог дать ответы на вопросы о различии сознания людей, живущих в разные эпохи и принадлежащих к разным национальным и социальным группам?

3. И. Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

· Что такое категорический императив И. Канта?

· Во всех ли обществах он осуществим?

· Актуальна ли эта проблема сегодня?

· Каково ваше отношение к категорическому императиву Канта?

4. Сравните гносеологические позиции двух авторов:

«Критики чистого разума», где утверждается, что познавательные способности разума ограничены: разум не может познать всего в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».

«Основных положений философии будущего», где отстаивается противоположная точка зрения: познавательные возможности разума безграничны. «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

· Кому принадлежат эти работы и высказывания?

· Какова их гносеологическая ориентация?

· Как аргументирует свою позицию автор «Критики чистого разума»?

· Каково ваше отношение к приведенным установкам?

5. «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Общественное бытие определяет общественное сознание».

· Назовите автора данного суждения?

· Как он решает основной вопрос философии?

· Какое направление в понимании общества здесь представлено?

III. Заполните таблицы

1. Предмет философии в немецкой классической и марксистской философииФилософ

Понимание им предмета

философии

(система и метод) Оценка

философской

позиции

1. Кант

2. Гегель

3. Фейербах

4. Маркс

2. Познавательные способности человека, по КантуПознавательная

способность Сущность Категории для

обозначения Примеры

1. Чувственность

2. Рассудок

3. Разум

3. Философия марксизмаОсновные положения диалектического материализма Основные положения исторического материализма Произведения, где они изложены Новые понятия

IV. Тематика творческих заданий

1. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе.

2. «Деятельность есть наше определение». (И. Кант)

3. «Счастье вообще – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-нибудь в ином месте». (М. Шамфор).

4. «Вера – это тоже знание, но в своеобразной форме». (Гегель).

5. Философия и науки. «Другие науки, сколько бы они ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, без нее не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной». (Гегель).

V. Тесты

1. Найдите соответствие:

Философ Основное понятие его философии

А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) Фихте; 2) Человек;

В) Маркс; 3) «Я»;

Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.

2. Гегелем разработаны основные законы …

А) Механики;

Б) Антропологии;

В) Религии;

Г) Диалектики.

3. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает …

А) Закон;

Б) Проявление скрытого смысла вещей;

В) Сущность вещи;

Г) Случайность.

4. В докритический период философской деятельности И. Канта интересуют проблемы ….

А) Этические;

Б) Антропологические;

В) Философии природы;

Г) Метафизические.

5. Философская система Гегеля является …

А) Дуалистической;

Б) Материалистической;

В) Прагматической;

Г) Идеалистической.

6. Ф. Энгельсу принадлежит произведение ….

А) «Энциклопедия философских наук»;

Б) «Мир как воля и представление»;

В) «Сущность христианства»;

Г) «Диалектика природы».

7. По Канту, единственно здравым путем познавательной деятельности выступает …

А) Скептицизм;

Б) Догматизм;

В) Критика;

Г) Схоластика.

8. Согласно Л. Фейербаху, общественное развитие определяется ….

А) Долгом;

Б) Мышлением;

В) Объективными законами;

Г) Любовью.

9. Религия Л. Фейербаха основана на признании …

А) Бога как существа, вынесенного за пределы самого человека;

Б) Бога, растворенного в природе;

В) Бога, находящегося в самом человеке.

10. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

А) Экономический;

Б) Политический;

В) Географический;

Г) Психологический.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4 тт. – Т. 3. – М., 1971.

2. Бушуева В. В. Философия XIX века / В. В. Бушуева. – М., 1994.

3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.

4. Ильин В. В. Философия Нового времени (XIX век) / В. В. Ильин. – М., 1994.

5. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М., 1986.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-ое изд. — Т. 3.

7.Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. В. Мотрошилова. – М., 1990.

8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века / И. С. Нарский. – М., 1976.

9. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел — Кн. 3. Ч. 2. — М., 1993.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Любое издание

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *