У кого совесть чиста?

На дне

В Википедии есть статья

Цитаты из пьесы «На дне», 1902 (автор Максим Горький)

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем… (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я…наверное, тысячу раз… (Сатин)
  • Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование — чепуха, главное — талант. (Актер)
  • А талант — это вера в себя, в свою силу… (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана… (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать…да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
  • А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… (Пепел)
  • На что совесть? Я не богатый… (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота… (Клещ)
  • А кто пьян да умён — два угодья в нем… (Бубнов)
  • …всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают…так-то. (Лука)
  • …где тепло, там и родина… (Лука)
  • Мало знать, ты — понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше…упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники… (Лука)
  • Барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле — лишние… (Бубнов)
  • Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит… (Лука)
  • Пропил я душу, старик…я, брат, погиб…А почему — погиб? Веры у меня не было… (Актер)
  • Все (…) терпят… всяк по-своему жизнь терпит… (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек — все может…лишь бы захотел… (Лука)
  • Смерть — она все успокаивает…она для нас ласковая…(Лука)
  • …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…(Лука)
  • И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя…(Лука)
  • Пепел: …бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет…Во что веришь, то и есть…
  • Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь… (Бубнов)
  • Гляди — какой я? Лысый…А отчего? От этих вот самых разных баб… (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет…сегодня — добрый, завтра — злой… (Лука)
  • Любить — живых надо…живых…(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! (Сатин)
  • Болезнь — боится слова, а смерть — нет… (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел… (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо. (Сатин)
  • Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)

Бубнов. Шум – смерти не помеха…
###
Бубнов. А теперь вот они, руки… просто грязные… да!
###
Бубнов. Так… для соображения… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!
###
Пепел (равнодушно). А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…
###
Бубнов. А кто пьян да умен – два угодья в нем…
###
Пепел. Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… И это – верно…
###
Лука. Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то.
###
Пепел. А скушно… чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь – все хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно…
###
Лука. Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…
###
Лука. А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые!
###
Лука. Оно, пожалуй, барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…
###
Василиса. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…
###
Сатин. Нет на свете людей лучше воров!
Клещ. (угрюмо). Им легко деньги достаются… Они – не работают…
Сатин. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются…
###
Бубнов (спокойно). Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние…
###
Медведев.. Приду. М-да… А что… Васька?
Бубнов. Ничего… все так же…
Медведев.. Значит… живет?
Бубнов. Что ему не жить? Ему можно жить…
Медведев. (сомневаясь). Можно?
###
Медведев.. Ежели тебя муж бил… зря – надо было в полицию жаловаться…
Квашня.. Я богу жаловалась восемь лет, – не помогал!
###
Лука. Ты вот – смеешься… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…
###
Медведев.. Надзор нужен! Вдруг – умрет? Канитель будет из этого… Следить надо!
###
Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом – вся душа…
Актер.. Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…
###
Актер. (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н-да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?
Лука. А чего? Человек – все может… лишь бы захотел…
###
Лука. Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому – где здесь отдохнуть человеку?
###
Лука. Не будешь! Ничего не будет! Ты – верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…
###
Пепел. Тебе, дед, изволь, – уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего – мало, брат, приятного на свете!
###

Бубнов. Вправду – помирает баба-то?
Лука. Кажись, не шутит…
###
Пепел. Жди от волка толка!
###
Медведев. (Луке). Ты… чего каркаешь? Твое тут – какое дело? Тут – семейное дело!
Бубнов (Луке). Отстань! Не для нас с тобой петли вяжут.
###
Бубнов. Дуришь ты, Василий. Чего-то храбрости у тебя много завелось… гляди, храбрость у места, когда в лес по грибы идешь… а здесь она – ни к чему… Они тебе живо голову свернут…
###
Лука. Иди… в Сибирь!
###
Лука. А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!
###
Бубнов. Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…
###
Лука (негромко). Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть…
###
Пепел. В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..
###
Лука. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…
###
Пепел (вздрагивая). Не люблю покойников…
Лука (идет к двери). За что их любить?.. Любить – живых надо… живых…
###
Актер.. Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло,
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь…
###
Актер.. Без имени – нет человека…
###
Татарин.. Здесь – мертвый – нельзя, здесь – живой спать будет…
###
Лука. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам – мертвых жалеть? Э, милая! Живых – не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!
###
Наташа. (отходя к нарам Бубнова). Вот… будет она мне сниться теперь… мне всегда покойники снятся… Боюсь идти одна… в сенях – темно…
Лука (следуя за ней). Ты – живых опасайся… вот что я скажу…
###
Сатин (кричит). Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..
###
Лука. Не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!
###
Барон (усмехаясь, отходит). У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…
###
Лука. Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
###
Костылев. Да. А как же?.. Что такое… странник? Странный человек… непохожий на других… Ежели он – настояще странен… что-нибудь знает… что-нибудь узнал эда-кое… не нужное никому… может, он и правду узнал там… ну, не всякая правда нужна… да! Он – про себя ее храни… и – молчи! Ежели он настояще-то… странен… он – молчит! А то – так говорит, что никому не понятно… И он – ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит… Как люди живут – не его дело… Он должен преследовать праведную жизнь… должен жить в лесах… в трущобах… невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать… а за всех – молиться… за все мирские грехи… за мои, за твои… за все! Он для того и суеты мирской бежит… чтобы молиться. Вот как…
###
Сатин. Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..
###
Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?
###
Сатин. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?..» (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!»
«Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!» (Смеется тихо.)
###
Сатин. Брось их! И забудь о каретах дедушки… в карете прошлого – никуда не уедешь…
###
Барон. А у меня… кажется, нет характера…
Сатин. Заведи. Вещь – полезная…
###
Татарин.. У-у! Злой баба – русский баба! Дерзкий… вольна! Татарка – нет! Татарка – закон знает!
###
Сатин. Привыкаешь к нам?
Клещ. (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!
###
Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он – молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..
###
Медведев.. Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум.

Добро и зло, долг, совесть и счастье

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро — это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Безусловно нравственное, каковым является добро, для нас есть, говоря языком Г. Гегеля, единство себя и «своего другого», т.е. нравственный синтез относительного и абсолютного, общего и единичного. Добро, и только оно, оправдывает себя и вызывает доверие к нему. Добрый человек оправдывается своими добрыми и правыми делами. По словам И. А. Ильина, чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительнее испытать чужую недоброту в ее предельном выражении — вражды, злобы, ненависти и презрения, испытать ее длительно, всесторонне как систему жизни, как безнадежную, пожизненную атмосферу бытия. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. И. В. Гете отмечал, что зло выступает и как отрицание, сомнение, как необходимый момент дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, как ирония над человеческими иллюзиями. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых «святынь» и оценивается современниками как зло.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества своим народом, родиной, другими народами, своей семьей, принимают форму нравственного долга. По И. Канту, добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой — природной и социальной. Перед природой человек тоже находится в долгу. Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов той общественной группы, к которой он принадлежит, и своих обязательств по отношению к ней. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья родины так же остро, как свои собственные, успех своего коллектива, как свой собственный, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия. Другими словами, совесть — это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за «не то» и «не так» содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд — суд совести. «Вот, например, -говорит Ф. M. Достоевский, — человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона». Иначе говоря, совесть есть внутри меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего «Я» над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию личностью своего общественного значения и права на общественное уважение. Мерилом человеческого достоинства является общественно полезный труд.

Коренной вопрос этики — смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. С этим тесно связано человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья — в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности. Источник счастья заключается в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья — творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность Pi осознает, что это его детище, часть его «Я», которая вливается в морс общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем личное бытие отдельного человека.

Требование же религиозной нравственности таково: «имей в себе Бога» и «относись ко всему по-божески».

В заключение еще раз приведу знаменитые слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

  • Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 12 т. — М., 1982. — Т. 3. — С. 53-54.
  • Кант, И. Сочинения: в 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. I. — С. 499-500.

Добро и зло. Совесть

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы и объяснения. В энциклопедиях и толковых словарях чаще всего можно встретить следующую трактовку понятия «смысл жизни»: Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Я считаю, что представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. Готов утверждать, что в благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Исходя из всего выше сказанного рассмотрим этот вопрос более подробно и последовательно. Первым вопросом в череде моих рассуждений будет вопрос жизненных ценностей.

Смысл жизни как ценностное и эмоциональное явление

Человек — творение социума. Он не может существовать изолированно, но то среди чего он «обитает» несёт различную ценностную нагрузку для каждого индивида. Мир человека — это мир ценностей в широком понимании слова ценность, т.е. обобщённые, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким-то потребностям.

Человек живёт в деятельности, таким образом, от деятельности зависят потребности, от потребностей строится иерархия ценностей. Ценности принято различать по содержанию (красота, истина, добро и т.д.), по знаку (положительные и отрицательные), на практические и духовные, высшие и низменные.

Всякий человек — хочет он этого или не хочет, сознает это или не сознает — имеет в своей душе иерархию ценностей. У одних людей эта иерархия — одна, у других — другая, но у любого — хоть какая-то, да есть. Что-то человек считает для себя более ценным, что-то второстепенным, что-то — третьестепенным, а что-то является для него делом двадцатой важности. Крайне важно, чтобы ценности в этой иерархии располагались в правильном порядке: самые ценные находились наверху, менее ценные — ниже, еще менее — еще ниже… Что человек будет считать главной ценностью в своей жизни — для этого он и будет жертвовать всем остальным. Если человек считает главной ценностью в своей жизни семью — так он пожертвует ради семьи и работой, и личными интересами, и остальным.

Если человек считает главной ценностью работу — он ради работы пожертвует семьей, личными интересами и прочим. Если у человека на первом месте деньги — он ради денег пойдет на все. Очень многие люди сегодня живут с искаженной иерархией ценностей. У пьяниц, например, ценность номер один — спиртное. Ради «стакана» они забудут про все — про семью, работу, совесть, честь — все пропьют. У наркоманов ценность № 1 — наркотик.

Ради него они превращаются в безвольных, бездумных существ.

Природа и содержание добра и зла

Плавно перетекая из рассуждений про пьяниц и наркоманов я не могу не затронуть такой вопрос, как содержание добра и зла.

В то же время, добро обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремится человек, чтобы достичь совершенства, легко представить разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости нормативного содержания, вкладываемого в представление идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимо-определены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. У меня складывается устойчивое мнение, что не существует добра без зла и наоборот, т.е. они являются неотъемлемыми спутниками друг друга. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга.

Согласно одной, менее распространенной, точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Такая точка зрения присуща Манихейству, которое являлось еретической ветвью христианства. Сам Мани был побит камнями, но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении всего средневековья.

Более распространённая точка зрения — добро представляет собой путь абсолютному добру — к Божеству, зло же есть отпадение от божества. Но многие ли из нас настоящих живущих сейчас на свете людей задумываются о добре и зле так часто и так глубоко? Кто регулярно посещает церковь и готов отдать свою жизнь служению Богу, благу других людей, абсолютному добру? Творить абсолютное добро, не искушаясь злом, учитывая, что они не существуют друг без друга, как нет суши без воды и неба без земли не возможно, это утопия!

Таким образом, и добро, и зло относительны, но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки. Объяснение их происхождения не, может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно, ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.

Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними.

б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобное — во враждебности, насилии.

Нравственный долг и содержание понятия «совесть»

Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное «хочу» ради высокого ответственного «должен». Позволю себе привести в пример Канта: «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне противодействовали, — где же твой, достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать тебе? Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), что связывает его с порядком вещей, который может мыслить только рассудок и которому вместе с тем подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а с ним — эмпирически определяемое существование человека во времени и совокупности всех целей… Это не что иное, как личность».

По-видимому, исторически первым образованием морального сознания явилась совесть, которая выступала, как способность человека ощущать и понимать нравственный смысл своего поведения. Совесть — голос Бога в нас, внутренний судья, который руководит и судит нашими поступками. Независимо от воззрений на природу нравственности, многие моралисты (Абеляр, Кант, Кьеркегор, Толстой, Мур, Фромм) определяли совесть как высшую способность постижения моральной истины.

Кант говорил, что совесть — это страх, ушедший внутрь и направленный на самого себя. Позднее Фейербах заметил: «Совесть ведет свое происхождение от знания и связана со знанием,….. — то знание, которое относится к нашему моральному поведению и нашим добрым или злым настроениям и поступкам».

Совесть может проявляться не только в том, что человек осознает нравственное значение совершенного им поступка, но и в форме эмоциональных переживаний. Эти переживания схожи с чувством стыда — моральным ощущением позора и вины перед другими людьми и собой, которые охватывают человека, совершившего какой-либо поступок. Я считаю, что совесть и есть выражение нравственности внутри человека, т.е. не то, что вменяется мне делать извне, но то, что у меня присутствует изнутри. Муки «нечистой совести» — одно из величайших несчастий, которые человек взваливает на свои плечи. Собственная совесть становится самым строгим судьей и обличителем.

Свобода выбора и ответственность личности

добро зло совесть долг

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В этом и состоит суть вопроса свободы выбора, ведь каждый при этом в праве сам выбирать подчиняться законам общества или нет, это его свобода выбора.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность — это категория этики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Заключение

Смысл жизни — тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла — это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.

Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств — искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизнью.

К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

Библиография

1. Гусейнов А.А, Апресян Р.Г. Этика. М., 2004.

2. Зеленкова И.Л, Проблема смысла жизни. — Мн., 1983.

3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 1995.

4. Смысл жизни: Антология. М., 1994.

5. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.

Размещено на Allbest.ru

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Проблематика пьесы «На дне» и ее связь с общест­венной жизнью 90-х годов.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Правда «голого человека».

Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне».

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

«Правда богосвободного человека!» (по пьесе «На дне»).

Две правды (по пьесе «На дне» ).

Идейно-нравственный идеал М. Горького (по пьесе «На дне» ).

Лука — блуждающий персонаж.

Проблема гуманизма в произведениях М. Горького.

Клещ и Актер.

Сатин и Барон — бывшие интеллигентные люди.

Драматургическое мастерство М. Горького.

Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»,

В чем современность пьесы М. Горького «На дне».

Человек в творчестве М. Горького.

Проблема гуманизма в творчестве М. Горького.

Особенности драматургии М. Горького.

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина.

Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Лука

Л у к а. Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то. Где тут, ми­лая, приспособиться мне?

Л у к а. Все мы на земле странники… Гово­рят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Л у к а. Мяли много, оттого и мягок… (Смеет­ся дребезжащим смехом.)

Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа…

Л у к а. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… что­бы, значит, даром их лечить… Признали, ви­дишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, ва­ляй! Иди…

Л у к а. Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!

Л у к а. А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!

Л у к а. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то – один иди… Ты – молодой, успеешь бабой обзавестись.

Л у к а. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам – мертвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

Л у к а. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

Сатин

С а т и н. Так… Надоели мне, брат, все челове­ческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…

С а т и н. Был… (Усмехаясь.) Есть очень хоро­шие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?

С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сде­лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо­жет быть, буду работать… да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем…

С а т и н. Брось! Люди не стыдятся того, что те­бе хуже собаки живется… Подумай — ты не ста­нешь работать, я — не стану… еще сотни… тыся­чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни­кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?

С а т и н (смеясь). И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…

С а т и н. Какая польза тебе, если я тебя по­жалею?..

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ни­чего не понимаешь… и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот Правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! Я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!

С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для чего лучшего люди-то живут, милачок! Вот, вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя про­живает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!»

С а т и н. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — сво­боден… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Маго­мет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала я концы… Всё — в человеке, всё — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че­ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Вы­пьем за человека, Барон! (Встает..) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, лю­ди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерза­вец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда прези­рал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сы­тости!..

С а т и н (негромко). Эх„, испортил песню… дур-рак!

Бубнов

Б у б н о в. Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот — скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые — от кра­ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са­мой смерти не отмою… так с грязными руками и помру… А теперь вот они, руки… просто гряз­ные… да!

Б у б н о в. На что совесть? Я — не богатый…

Б у б н о в. А кто пьян да умен — два угодья нем…

Б у б н о в. Что было — было, а остались — од­ни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…

Б у б н о в (спокойно). Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…

Б у б н о в. Мм-да!.. А я вот… не умею врать! За­чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

До вынужденного ухода Луки самочувствие ноч­лежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Это, в первую очередь. Актер и Пепел. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием.

Актер

А к т е р. (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)

А к т е р (сидит, обняв руками колени). Обра­зование — чепуха, главное — талант. Я знал ар­тиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от вос­торга публики…

А к т е р. Идем, Навухудоноссор! Напьюсь — как… сорок тысяч пьяниц…

А к т е р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хоро­шая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворе­ние с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка!.. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Мол­чит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?

А к т е р (останавливается, не затворяя две­ри, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил… слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

А к т е р. Искать город… лечиться… Ты — то­же уходи… Офелия… иди в монастырь… Понима­ешь — есть лечебница для организмов… для пья­ниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мра­морный пол! Свет… чистота, пища… всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь я… снова буду… Я на пути к возрожденью… как ска­зал король… Лир! Наташа… по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, ни­кто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…

Пепел

П е п е л. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово­рит, у нас совести…

П е п е л. А скушно… чего это скушно мне бы­вает? Живешь-живешь —- все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно…

П е п е л. Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!

П е п е л. Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…

П е п е л. Я сказал — брошу воровство! Ёй-бо-гу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамот­ный… буду работать… Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Ната­ша! Я .знаю… вижу!.. Я утешаю себя тем, что Дру­гие побольше моего воруют, да в чести живут… только это мне не помогает! Это… не то! Я — не каюсь… в совесть я не верю… Но — я одно чувст­вую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *