Учение о переселении душ

Слово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:

  1. Душа, а не тело представляет собой подлинную сущность человека. Это положение согласуется с христианским мировоззрением и отвергается материализмом.
  2. После гибели тела душа человека через какой-то промежуток времени воплощается в новом теле. Каждый из нас прожил на Земле множество жизней и обладает опытом, выходящим за рамки текущей жизни.

Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.

Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.

Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:

  1. Нас научили их не помнить. Если семья принадлежит к другой вере или кто-то из членов семьи атеист, то такие воспоминания будут пресекаться. Высказывание ребенка о подробностях прошлой жизни может восприниматься как выдумка или вовсе как психическое расстройство. Таким образом, ребенок учится скрывать свои воспоминания, а впоследствии и сам забывает их.
  2. Воспоминания могут быть тяжёлыми или шокирующими. Они могут помешать нам сохранять нашу идентичность в текущей жизни. Мы можем не выдержать их и действительно сойти с ума.

Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души.

Доктрина переселения душ в религиях Востока

Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.

Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.

Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я — это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.

В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.

Реинкарнация в философии Древней Греции

В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.

Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».

Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.

Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин — основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.

Раннее христианство

Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген — греческий теолог и философ.

Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.

В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.

Средние века и эпоха Возрождения

В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале — эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.

Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно — итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.

Новое время

В новое время концепцию о перевоплощении развивал Лейбниц. Это проявилось в его теории о монадах. Философ утверждал, что мир состоит из субстанций, называемых монадами. Всякая монада есть микрокосм и находится на своей ступени развития. В зависимости от ступени развития монада имеет связь с разным количеством подчиненных ей монад более низкого уровня. Эта связь образует новую сложную субстанцию. Смерть — это отделение главной монады от подчиненных. Таким образом, смерть и рождение тождественны обычному обмену веществ, который происходит у живого существа в процессе жизнедеятельности. Только в случае реинкарнации обмен имеет характер скачка.

Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.

Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:

  • Убеждение, что мы недоступны для смерти, носимое каждым из нас, исходит из осознания нашей изначальности и вечности.
  • Жизнь после смерти не является более недоступной для понимания, чем нынешняя жизнь. Если возможность существования открыта в настоящем, значит, она будет открыта и в будущем. Смерть не может разрушить большего, чем мы имели при рождении.
  • Есть то существование, которое не может быть уничтожено смертью. Оно вечно существовало до рождения и будет вечно существовать после смерти. Требовать бессмертия индивидуального сознания, которое разрушается вместе с гибелью тела, — это значит желать постоянного повторения одинаковой ошибки. Для человека недостаточно переселиться в лучший мир. Нужно, чтобы перемена произошла внутри него.
  • Убеждение, что дух любви никогда не исчезнет, имеет под собой глубокую основу.

XIX-XX вв

В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.

Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой.

Он сам чистил туалеты. Среди множества заслуг Ганди основными являются:

  • Ганди внёс решающий вклад в улучшение положения неприкасаемых. Он не ходил в те храмы, куда запрещали входить неприкасаемым. Благодаря его проповедям были приняты законы, которые препятствовали унижению низших каст.
  • Обеспечение независимости Индии от Великобритании. Ганди действовал с помощью тактики гражданского неповиновения. Индийцы должны были отказаться от титулов, которые давала Великобритания, работы на госслужбе, в полиции, в армии и от покупки английских товаров. В 1947 году Британия сама дала независимость Индии.

Россия

Л.Н. Толстой — широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.

Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:

  1. Невозможно даровать человеку спасение извне. Он должен сам справиться со своим злом. Бог ставит человека в такие ситуации, которые покажут ничтожность зла и силу добра. Для этого нужно, чтобы душа продолжала жить после физической смерти, получая новый опыт. Всякое зло искупается страданиями до тех пор, пока сердце не станет чистым. Для такого исправления нужно время. Оно не может произойти в пределах одной короткой жизни человека.
  2. Создавая личность, Бог дарует ей силу творить. Тип жизни человек вырабатывает сам. Поэтому он ответственен за свои действия, за свои черты характера и за своё внешнее проявление в теле.
  3. Лосский отмечал, что забывание — естественное свойство человека. Многие взрослые не помнят часть своего детства. Тождество личности зиждется не на воспоминаниях, а на основных стремлениях, которые влияют на то, каким путём пойдёт человек.
  4. Если страсть, вызвавшая неблаговидный поступок в прошлом воплощении, остаётся в душе при последующем рождении, то и без воспоминания о совершённых поступках, само наличие и проявление её приводят к наказаниям.
  5. Блага и трудности, которые получают новорожденные, определяется их прошлым рождением. Без теории перевоплощения разные условия рождения противоречат благости Бога. В противном же случае рождающееся существо само создаёт их. Следовательно, оно и отвечает за них.

Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.

Карма и реинкарнация

Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.

В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.

После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.

Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.

Реинкарнация отношений

Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.

Есть несколько типов связей:

  • Родственные души. Те души, которые помогают друг другу перейти на новый уровень сознания. Они часто имеют противоположный пол, чтобы сбалансировать друг друга. Встреча с родственной душой может длиться недолго, но иметь сильное влияние на человека.
  • Души-близнецы. Они очень похожи друг на друга по характеру, по своим интересам. Часто чувствуют друг друга на расстоянии. При встрече возникает ощущение, что давно знаком с человеком, возникает чувство безусловной любви.
  • Кармические отношения. Такие отношения часто бывают сложными, в них нужно много работать над собой. Людям нужно проработать вместе какую-то ситуацию. Если остался какой-то долг перед человеком с прошлой жизни, значит, пришло время его вернуть.

О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.

Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.

Древние учения о реинкарнации и жизни после смерти

Что происходит с нами после смерти? Согласно христианской традиции, а в большей степени её американской версии, после смерти наши души покидают тело и перемещаются в одно из двух мест: рай или ад. Если человек был честным и вёл достойный образ жизни, он, скорее всего, попадает на небеса. Там он пребывает в вечном счастье или, как это представляют некоторые люди, сидит на облаках и играет на арфе. С другой стороны, если человек совершал дурные поступки, то ему предстоит вечное страдание.

Но, помимо христианской точки зрения, существуют и совершенно иные воззрения на жизнь после смерти. Идея реинкарнации или переселения души распространена во многих культурах по всему миру. Идея реинкарнации состоит в том, что после смерти наши души покидают тела, но со временем снова возвращаются на Землю, чтобы родиться в новом теле.

В 323 году нашей эры на Вселенском соборе христианской церкви идея реинкарнации была изъята из христианской теологии. Целью этого собора было урегулировать некоторые спорные вопросы раннего христианства, в число которых входило происхождение Христа. Наряду с исключением концепции реинкарнации из христианской доктрины, ранние христиане, называемые гностиками, были объявлены еретиками.

Учение о переселении душ является частью гностической доктрины, основанной на раннеапостольской традиции. В Тайной Книге Иоанна явно присутствует идея переселения душ. А в Пистис Софии эта идея присутствует в более детальном виде; в частности, в этой книге имеется описание того, что может ждать каждого из нас после смерти и во время следующей жизни.

Реинкарнация упоминается и в иудаизме – прародителе христианства. Флавиус Джозефус (иудаистский историк, живший в 1 веке нашей эры) писал, что фарисеи (представители одной из трёх древнееврейских философских школ) считали, что после перемещения души в другое тело мы можем жить снова.

В Зохаре (фундаментальном труде иудаистского мистицизма) также имеется явное описание реинкарнации. В частности, в этом труде сказано, что существование всех душ циклично. При рождении мы теряем память о наших предыдущих жизнях и убеждения, которые у нас сформировались на момент смерти.

В своей книге «Республика», древнегреческий философ Платон описывает, что случается с душой после смерти. Согласно Платону, после смерти мы пребываем в состоянии блаженства или наказания на протяжении одной тысячи лет, после чего снова воплощаемся.

Аборигены Австралии считают, что после смерти душа человека уходит в обиталище духов предков, откуда снова возвращается на землю для нового воплощения.

В буддизме концепция реинкарнации претерпела некоторые изменения. Вместо утверждения, что каждый из нас обладает вечной душой, буддизм учит, что существует только поток сознания, который связывает нас с жизнью.

В индуизме идея реинкарнации играет связующую роль. В священном тексте Вишну Пурана имеются описания беременности, рождения, жизни, смерти и того, что ждёт нас после смерти. Согласно этому учению, после смерти мы теряем все наши знания о себе и наших предыдущих существованиях на земле. Не зная, где мы были, и куда мы отправимся, мы пребываем в неведении. Эта традиция заявляет, что мы будем страдать до тех пор, пока мы не избавимся от иллюзии по поводу себя и не соединимся с Богом. Но чтобы этого достигнуть требуется очень много времени.

В последние появилось множество рассказов от людей, испытавших околосмертный опыт. В этих рассказах часто фигурирует яркий свет, прохождение через длинный туннель и встреча по ту сторону с друзьями и любимыми. Люди, испытавшие околосмертный опыт, часто направляются обратно к своему физическому телу или делают выбор, остаться ли им в новом доме или вернуться назад.

Как мы узнали из древних источников, мы теряем наши воспоминания о предыдущих жизнях. Но если мы не знаем, где мы были раньше, как мы можем знать, что мы вообще существовали раньше. Один из учёных, доктор Ян Стивенсон, потратил годы на документирование случаев припоминания прошлых жизней детьми. Более 3000 случаев, задокументированных этим учёным, свидетельствуют в пользу реальности реинкарнации. Дети часто вспоминали имена, места, вещи и другие детали из предыдущих жизней. Дети в возрасте от двух до четырёх лет часто помнят опыт предыдущих жизней, но забывают его к восьми лет. После проверок многие из воспоминаний детей оказались истинными.

Так что же происходит с нами после смерти? Наука пока не дала ответ на этот вопрос. Но, как мы разобрались, древние традиции в целом имеют по этому поводу схожее мнение.

Использованный источник: SoulHealer Поделиться публикацией:

Потерянные миры

Теория переселения души после смертичеловека будоражит умы на протяжении последних 4 тысяч лет. До сих пор нет точных доказательств того, что реинкарнация («повторное возвращение» или «переселение души») реальна, но вера в этот процесс находит десятки тысяч сторонников, бредящих вечной жизнью.

Вера в реинкарнацию в разных религиях

Вплоть до ХХ века христианство отрицало даже возможность переселения души в другие тела после смерти, так как, согласно канонов этой религии, человек проживает одну единственную жизнь, по итогам которой его ожидает Божий суд и воздаяние по делам – дорога в Рай или Ад.

Но в ХХ веке появились первые научные статьи на эту тему, выдвигались они в основном американскими исследователями теории реинкарнации. Зато в Восточных религиях истории о путешествиях душ впервые упоминаются ещё в древних индуистских писаниях на санскрите. В писаниях философа индуизма Бхагавад Гите (Bhagavad Gītā – «Песнь Господа») встречаются строки:

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».

Идея переселения душ была выдвинута не только в индуизме, но и буддизме есть верования о вечности человеческой души или духа. Тело при этом рассматривается только как временная физическая оболочка. Когда оно умирает, дух перемещается в другое место на Земле и плоть. В восточной философии другого исхода не предусмотрено. Считается, что за тягу к духовному развитию и приобретению моральных качеств человека ждёт поощрение в следующем его воплощении – условия и обстоятельства его земной жизни будут намного лучше. За прегрешения человек, наоборот, будет страдать. Реинкарнация по своей сути является шансом исправить свои грехи. Те, кому это удаётся сделать, познают Истину, и достигают освобождения и совершенного состояния – мокши.

Из известнейших древних учёных и мыслителей, кто признавал идею переселения души и пытался аргументировано её доказать, выделяют Сократа и Платона. Пифагор и Гомер также поддерживали теорию бессмертия, а первые учения об этом принадлежат авторству Ферекида Сиросского, жившего ещё в 6 веке до н.э.

Мы боимся того, что нас убило

Периодически каждый человек сталкивается с феноменом дежа вю («уже виденное»), то есть понимает, что переживает одну и ту же ситуацию не в первый раз, но не можем вспомнить, когда это было. Реже проявляется феномен генетической памяти, при котором из-под толстого слоя воспоминаний, чуть не в деталях появляется ранее полученная информация о предках. К третьему виду памяти современные психологи относят переселение души, при котором человек внезапно для самого себя и для окружающих воспроизводит те действия, которые совершал в предыдущей жизни, может заговорить на иностранном языке, освоенном в прошлом, или обнаруживает знания, которыми не владел в нынешнем своём воплощении.

Третьему и последнему феномену мы зачастую обязаны нашим страхам. Паническая боязнь стихии огня и воды, высоты и электричества, острых предметов, толпы или закрытых помещений, по мнению исследователей феномена реинкарнации, берут истоки в нашей прошлой жизни, точнее, в том моменте, когда эта жизнь оборвалась. Люди, боящиеся летать в самолётах, вполне могли погибнуть в авиакатастрофах, а те, кто не рискует купаться в водоёмах – утонуть, и так далее.

Буквально суть идеи реинкарнации заключается в том, что наша память хранит воспоминания о событиях, носящих сильную эмоциональную нагрузку, к которой относится и смерть, а если мы инстинктивно помним обстоятельства собственной смерти, значит, теория переселения души после смерти не так уж безосновательна.

Переселение души после смерти:

Переселение душ

Тайна переселения души уже волнует человечество не одно поколение. Изучение реинкарнации началось в 1960 году (реинкарнация – это то же переселение душ). Толчком к исследованиям стал феномен ксеноглоссии, то есть внезапная способность разговаривать на незнакомом языке. Многие люди, пережив какие-либо трагические события, вдруг начинали думать и произносить непонятные слова. А при обследовании у психиатров, выяснялось, что эти слова – это действительно язык, а не просто набор звуков.

Переселение душ и релия

Идея переселения душ была выдвинута и в разных религиях, таких, как, например, буддизм. Буддисты верили, что переселение души после смерти – это естественный процесс, что душа должна пройти несколько ступеней очищения, пройти свой путь от травинки до высшего существа. За какие-либо проступки, совершенные в течение жизни, душа наказывалась тем, что оказывалась снова, к примеру, в теле животного.

С одной стороны, переселение душ – это своеобразный ограничитель для людей, так как они верили, что за то, что они поступают неверно, будет обязательное наказание. С другой стороны, в христианстве переселение душ не было не отображено никак, более того, такое верование считалось еще и язычеством.

Зато в буддизме переселение душ получило широкое распространение, и именно поэтому любой буддист уступит дорогу маленькому муравью, который тащит листик в свой дом. Ведь для них, переселение душ – это реально, а, следовательно, трудится будущий человек.

Три вида памяти

Ученые, изучая феномен переселения душ, выделили три основных вида памяти:

  • дежа вю;
  • генетическая память;
  • реинкарнация.

Остановимся на каждом из них поподробнее.

Дежа вю

С феноменом дежа вю, наверное, каждый сталкивался. В какой-то момент вы вдруг понимаете, что все вокруг происходящее вы уже где-то видели, но вот где – вспомнить не можете. К сожалению, ничего хорошего дежа вю принести не может – по мнению тех же ученых, это искажение памяти, и если оно часто повторяется, то следует обратиться к специалистам, так как этот эффект может стать причиной потери памяти или галлюцинаций.

Генетическая память

Генетический вид памяти – это глубочайший слой воспоминаний, когда вдруг ваше подсознание выдает вам информацию такого рода, которая была связана с вашими предками. Один из ярых последователей такого вида памяти считается психолог Юнг, который считал, что память передается из поколения в поколение.

То, что переселение душ – реально, подтвердит следующий рассказ из жизни этого известного психолога. Сам он, Карл Юнг, однажды увидел картину кисти неизвестного художника. Туфли на враче его поразили – он был уверен, что это его обувь, более того, он «вспомнил», как носил точно такие же, когда был врачом. Сразу в памяти всплыла цифра 18 (хотя сам он жил в 1875 году). Наведя справки о своем генеалогическом древе, Юнг с удивлением узнал, что один из его предков, живших в 18 веке, был лекарем.

Сеансы по восстановлению генетической памяти следует производить только под контролем специалиста, так как есть вероятность того, что неподготовленный человек окажется под гнетом своего сознания, что может вызвать раздвоение личности, и как следствие – шизофрению.

Реинкарнация

Реинкарнация – непосредственное переселение души человека – ничего общего с генетической памятью не имеет, так как эти воспоминания не связаны с родственниками.

Воспоминания чаще всего появляются тогда, когда человек переживает какую-либо травму или же психическое расстройство. И опыт этих жизней может влиять на человека и сейчас. К примеру, один человек жутко боялся огня, лечение у психиатров не давало никакого толка. Тогда, воспользовавшись услугами грамотного гипнотизера, человек с удивлением узнал, что в прошлой жизни он погиб во время пожара в Риме.

Поэтому, существует ли переселение душ или нет, стоит оно веры, или нет – все эти вопросы остаются на ваше рассмотрение.

Учение Платона о душе

  • •Философия ответы:
  • •1. Предмет философии. Специфика философского знания.
  • •2. Мировоззрение. Его структура и исторические типы. Философия и мировоззрение.
  • •3. Становление философии. Основные философские направления.
  • •4. Структура философских знаний. Функции философии.
  • •5. Альтернативность диалектики и метафизики в философии.
  • •6. Особенности философии Древнего Востока.
  • •7. Античная натурфилософия : специфика, представители, учения.
  • •8. Проблемы истины и человека в философии софистов и Сократа.
  • •9. Философия Платона. Учение Платона об идеальном государстве.
  • •Учение Платона о душе
  • •Социальная философия
  • •Платон о диалектическом методе философского познания
  • •Учение об идеальном государстве.
  • •10. Философия Аристотеля: логика, метафизика, этика.
  • •11. Философские школы Эллиническо-римского периода
  • •Школа Эпикура
  • •Стоицизм.
  • •Скептицизм.
  • •Неоплатонизм.
  • •12. Средневековая философия. Патристика и схоластика.
  • •13. Роль и значение философии Фомы Аквинского.
  • •14. Специфика и значение философии Эпохи Возрождения.
  • •15. Философия и естественно-научные учения Эпохи Возрождения (Дж. Бруно, н. Кузанский).
  • •16. Проблемы и представители философии Нового времени
  • •17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона и р. Декарта.
  • •18. Философские взгляды Дж.Локка.
  • •19. Монадология г. Лейбница.
  • •20. Философия б. Спинозы: пантеизм, детерминизм, монизм. Этика б. Спинозы.
  • •21. Социально-политические взгляды Нового Времени.
  • •22. Философия Эпохи Просвещения.
  • •23.Философские взгляды Дж. Беркли и д. Юма.
  • •25. Этические и гносеологические воззрения и. Канта.
  • •24. Особенности немецкой классической философии. Ее представители.
  • •26.Философия Гегеля. Противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом.
  • •27. Антропологический материализм л. Фейербаха
  • •28. Философия марксизма. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
  • •29. Особенности русской философии. Славянофилы и западники.
  • •30. Философия русских революционных демократов.
  • •31. Идеи русского космизма.
  • •32. Русская религиозная философия 19 – 20 вв. Философия всеединтсва.
  • •33. Философия н. Бердяева. Проблема свободы творчества.
  • •34. Позитивизм и его исторические формы.
  • •35.Философия науки. Модели научного познания (к.Поппер, т.Кун, и.Лакатос)
  • •36.Философия жизни (ф. Ниццше, а. Шопенгауэр)
  • •37.Фрейдизм и неофрейдизм.
  • •Фрейдизм
  • •Неофрейдизм
  • •38.Философский экзистенциализм.
  • •39.Специфика и принципы сциентизма и антисциентизма.
  • •41.Философские интерпретации понятий пространства, времени и движения.
  • •42.Принципы и категории диалектики.
  • •43.Законы диалектики
  • •1.Закон единства и борьбы противоположностей;
  • •3. Закон отрицания отрицания
  • •44. Категория «Отражения». Отражение и информация.
  • •45.Основные философские концепции сущности сознания.
  • •46. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание.
  • •47. Язык и сознание. Естественные и искусственные языки. Проблема моделирования сознания. Язык и сознание.
  • •Проблема моделирования сознания:
  • •Искусственные и естественные языки.
  • •48. Познание как предмет философского познания. Субъект и объект познания. !!!
  • •49. Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практики.
  • •50. Проблема истины в философии и науке.
  • •51. Познавательные способности человека. Чувственное, рациональное иррациональное в познавательной деятельности.
  • •Особенностью научно-технического творчества является:
  • •53. Структура научного познания. Его методы и формы. Роль методологии в научном познании.
  • •57. Социальная философия. Ее место в системе философских знаний. Особенности познаний социальной реальности.
  • •58. Общество, как само развивающаяся система
  • •60. Структурные подсистемы общества
  • •54. Человек как системное единство биопсихосоциальных качеств.
  • •55. Природа, сущность и предназначение человека. Философские модели исследования человека. Природа человека:
  • •Сущность человека:
  • •Предназначение человека:
  • •Философские модели исследования человека:
  • •56. Личность и общество. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.
  • •Ответственность и свобода личности
  • •61. Объективные законы общественного развития и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.
  • •62. Общественный прогресс и глобальные проблемы.
  • •63. Общество и природа. Социальное и природное в существование и развитии общества.
  • •64. Аксиология – философское учение о ценностях и их природа.

Психологические аспекты учения о душе в философии Платона

Период высокой классики (V-IV вв. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Был из богатой аристократической семьи. Его мать была родственницей Солона. Отец царского происхождения. Платон получил блестящее воспитание и образование. Он писал стихи, играл на музыкальных инструментах, был прекрасно телесно развит.

Для Платона всё шло хорошо, пока он не примкнул к ученикам Сократа. Знакомство с Сократом изменило его представление о том, чем он хочет заниматься. Во всех своих диалогах он оставил восторженное отношение к своему учителю. Учеником Сократа он был с 407 по 399 гг. до н.э. (последние 8 лет жизни Сократа).

Тот факт, что афиняне не поняли Сократа и осудили его на казнь, буквально ошеломил Платона. Он сделал вывод, что не может быть хорошим и справедливым общество, казнившее Сократа, не увидев его мудрости и доброты. Раз этот мир несправедлив, должен существовать иной, справедливый мир. Именно поэтому он сделал предположение о существовании идеального мира. В своих исканиях он прокладывал мост между этими двумя мирами. Этот мост он видел в учении об идеях, учении об Эросе как стремлении познать эти идеи во всей их полноте и красоте. Другим таким мостом между реальным и идеальным миром он видел идеальное государство. Платон предпринял три попытки реализации своих идей об идеальном государстве, но они не увенчались успехом. В конце жизни он пришёл к пессимистическим мыслям.

Платон создал новое учение объективного идеализма. Существование особого мира – мира идей. К тому времени уже сложились предпосылки для создания объективного идеализма. Платон утверждал особе существование идеальных объектов. Платон мистифицирует мир идей, выделяя их в самостоятельную, божественную по своему происхождению реальность. Понять Платона можно только через понимание сущности идеального.

По мнению историков, ключ к пониманию идей в том, что человеческая коллективная деятельность на определённом этапе привела к особой теоретической деятельности, продуктом которой стали идеи как особые образования.

В объективном идеализме Платона выделяется три вида бытия:

· Мир идей (подлинное бытие)

Идеи – это нечто постоянное, неизменное, бессмертное.

· материя (то, что может стать всем, и не является чем-то определённым)

В материи ничего нет, но из неё можно сделать что угодно, соединив с соответствующей идеей.

· мир конкретных вещей, представляющих собой соединение идей с материей

Мир идей первичен. Соотношение идей и вещей таково, что вещи – это отражения идей. Идеи умопостигаемые сущности, т.е. открываются только уму. А вещи познаются с помощью органов чувств. Идеи образуют целостную систему, имеют иерархию. На вершине находится идея блага, состоящая из идей истины, красоты и добра (справедливости) (см. диалог Филеб).

После смерти Сократа, при которой он не присутствовал, Платон отправляется в путешествие. Он отправляется в северную Африку (Кирена), где учится у математика Филона. Посетил Сицилию, где пытался реализовать проект идеального государства. С 387 году до н.э. Платон возвращается в Грецию, где создаёт свою Академию.

Как такового определения души у Платона нет, но есть образные уподобления. Но у него есть учение о душе. Оно двоякое – учение о мировой душе и об индивидуальной душе. Мировая душа создана Демиургом, она является душой Космоса. Источником движения и всего порядка в Космосе является мировая душа, она бессмертна. Индивидуальная душа – это душа каждого конкретного человека. Она вселяется в человека при рождении, она есть некоторая частица мировой души. Поэтому каждый человек причастен к мировой душе. Душа является источником жизненных движений. Всё одушевлённое имеет душу. В остальной природе источник движения лежит вне сущностей.

Платон в диалоге «Федр» уподобляет душу упряжке с конями, управляемой возничим. В «Государстве» Платон уподобляет душу пастуху с собакой. Также там Платон сравнивает душу с сословиями в государстве (правители, стражи, ремесленники), душа состоит из трёх начал (единая душа в трёх своих проявлениях). Также существует уподобление открытой книге с письменами.

Три начала души («Государство»):

· разумное (высшее, но наименьшее)

· аффективно-волевое (среднее)

· вожделеющее (низшее, но наибольшее)

В идеале всё должно подчиняться разумному началу.

Добродетели частей души

· Вожделеющая часть – умеренность

· Волевая часть – мужество

· Разумная часть – мудрость

Добродетель всей души – справедливость.

Доказательство существования трёх частей души. Им присущи разные побуждения, а одна вещь не может желать противоположного.

Есть мировая душа. Есть индивидуальные души. Индивидуальная душа содержится в голове и это разумная душа. Но есть в человеке и душа вожделеющая, содержащаяся в брюшной полости, и душа страстная.

Платон доказывает бессмертие души в диалоге Федон:

· Всё возникает из противоположностей – смерть из жизни и жизнь из смерти.

· Есть анамнезис, значит, душа что-то помнит и она бессмертна.

· Идея о переселении душ (метемпсихоза). Когда тело умирает, душа имеет возможность вселиться в другое тело.

· Душа подобна идеям, а идеи бессмертны.

· Душа – это идея жизни, а жизнь не умирает со смертью.

· Всё самодвижущееся бессмертно. А душа самодвижущаяся.

Четыре аргумента («Федон»):

· Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ.

· Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной.

· Третий аргумент связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму –безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело – сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

· Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

· Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом (идеей). Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

Соотношение души и тела

Их природа противоположна. Душа высшее начало, тело подчинено. Но Платон постоянно подчёркивает, что живое существо – это сопряжение души и тела. Должна быть гармония между ними, они должны соответствовать друг другу.

Судьба души после смерти

В диалогах «Федр» и «Федон» высказываются идеи о бессмертии души. В «Тимейе» сказано, что низшая часть души обслуживает тело. Поэтому бессмертной является только разумная часть души, а низшая и средняя части смертны.

Проблемы познания

Познание разнообразно. Идеи понимаются с помощью разума. Математические объекты схватываются с помощью рассудка. Отдельные чувственные вещи познаются с помощью мнения в таких процессах как ощущение, воображение.

У Платона мы встречаем намёки на ассоциации идей (по смежности, по сходству).

Постижению идей мешает чувственность в форме образов. А вот при работе с математическими объектами необходима опора на чувственность. Рассудок ниже разума, т.к. он не может обойтись без чувственности.

Платон говорит о познании как о процессе припоминания. Согласно Платону, человеческая душа часть мировой души, пребывающей в мире идей. Мировая душа познала все идеи. Вселившись в человека, душа забывает всё, что она знала. Ощущения и образы – не источник знания, а повод для оживления идеального знания, которое уже содержится в душе.

Проблемы творчества и искусства

Есть искусство как профессиональное исполнение (исполнение стихов Гомера, игра на музыкальном инструменте). Это ремесло, требующее выучки. Платон невысоко оценивает такое искусство.

Творческий акт – создание какого-то произведения. Платон считает, что настоящее искусство невозможно объяснить, обращаясь к описанным им процессам познания. Творчество – продукт особого вдохновения, неистовство, безумие («Федр»). Такое неистовство свойственно прорицательницам. Платон сравнивает неистовство художника с состоянием безумного.

Эрос – страсть, любовь. Это особое влечение к прекрасному. Душа, спустившаяся в человеческое тело, томится по миру идей. Это влечение и есть Эрос.

Четыре степени Эроса («Федр», «Пир», «Ион»):

1. Любовь к телу, желание бессмертия

2. Любовь к душе, страсть распространяется на творчество, воплощается в художественных творениях человека

3. Любовь к знаниям, воплощается в продуктах научного творчества

4. Любовь к прекрасному (к идее прекрасного)

Соотношение чувств и разума («Филеб»). Юноша Филеб выбирает жизнь в соответствии с удовольствием. Сократ предлагает выяснить, что такое удовольствие. Чувство – это показатель гармонии (или её нарушения) в организме. Гармония – это цель жизни. Но не бывает страдания без удовольствия и удовольствия без страдания. Существуют различные виды удовольствий: удовольствия тела и души; удовольствия разных начал души. Удовольствия различаются на высшие и низшие. По отношению к низшим удовольствиям нужна мера. Нельзя позволять им порабощать человека. Нельзя считать предпочтительной ни жизнь в соответствии с разумом, ни жизнь в соответствии с удовольствием. Нужно стремиться к смешанной жизни, содержащей как то, так и другое.

Вопрос воспитания

Можно ли научиться добродетели? Является ли добродетель врождённым даром?

У хороших родителей могут вырасти плохие дети. И у плохих родителей могут вырасти хорошие дети. Воспитание – самое необходимое для работы с человеком. В «Государстве» (преимущественно во II главе) Платон говорит о формировании души ребёнка. Воспитание по Платону – это то, что ведёт человека к добродетельному поведению, к тому, чтобы он стал совершенным гражданином. Помимо воспитания есть вскармливание, которое не ведёт к добродетели.

Платон впервые даёт возрастную периодизацию воспитания. Оно начинается с рождения. Воспитание должно пройти через ряд возрастных периодов. Оно длится до 50 лет. Важнейшие силы воспитания – подражание, искусство.

Учение о чувствах

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон даёт перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием.

Различаются низших и высшие удовольствия. Первые связаны с физическими потребностями, вторые – с эстетическими и умственными занятиями.

Удовольствия, свойственные трём началам души.

Сильные (большие) и малые удовольствия.

Душевные удовольствия предваряют телесные.

Круговорот душ в индуизме – это их переселение или реинкарнация, повторное воплощение в теле после смерти. Понятие реинкарнации является основополагающим для философии индуизма. Оно предполагает постоянное воплощение бессмертной души индивидуума в новых телах – человека или животного, растения. Переселяясь в новые тела, душа претерпевает некоторых изменений, может развиваться или деградировать, но ее основная часть остается неизменной от тела к телу. Некоторые философские школы индуизма предполагают, что душа в процессе перерождений в новых телах на земле проходит эволюцию, которая в конечном итоге приведет ее к пониманию мокши и нирване.

Вера в реинкарнацию предполагает и веру в существование некой души, «Я» человека и любого другого существа. В душе (атмане) находится самосознание человека, его личность, часть его внутреннего «я». Атман связан с телом, но только данная связь не постоянна, она прерывается в момент смерти физической оболочки. После смерти тела душа стремится вернуться на землю в другом теле, чему есть объяснение с позиции философии индуизма. Большинство школ и течений предполагают, что душа как создание нематериальное привязывается к тем материальным удовольствиям и благам, которые она может получить, находясь в теле, поэтому обречена постоянно перевоплощаться в новых и новых телах.

Это представлено в концепции колеса сансары – череде рождений и смертей души. Только достигнув осознания того, что материальное ему чуждо, человек может встать на путь к мокше. Благодаря длительным духовным практикам и отшельничеству человек может повлиять на свой атман и сделать так, что душа больше не будет получать наслаждение от материальных благ. Это открывает атману путь к мокше, после чего он выходит за пределы сансары и больше не перерождается в новом теле. Атман становится частью нематериального брахмана, сливаясь с ним воедино.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *