Учение о святом духе

Тертуллиан

Тертуллиан «Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец: и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; он впервые употребил слово «Троица» по-латыни: и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой». Тертуллиан специально занимался тринитарным вопросом и оставил целый ряд примечательных высказываний на эту тему:

«Ты впадаешь в иудейскую веру, когда так веруешь в единого Бога, что не хочешь причислять к нему Сына и после Сына Святого Духа. В самом деле, каково различие между нами и ими, как не это? Что за дело Евангелия… если не то, что Отец, Сын и Святой Дух, Которые считаются Тремя, суть единый Бог? Бог так желает обновить таинство, чтобы по-новому Он считался Единым через Сына и Духа, и чтобы Сам Бог, Который и ранее был проповедан через Сына и Духа… теперь уже открыто познавался в Своих именах и Лицах» (Пракс. 31.13). Отец, Сын и Дух Святой «являются Одним, таким образом, что все Они происходят от Одного при единстве Их сущности», Они суть Три «не по положению, но по степени, не по сущности, но по форме, не по могуществу, но по виду» (Пракс. 2.2). Xарактерно, что «термин probol» (Пракс. 8), который использовался Валентином, был пригоден для выражения того, что думал Тертуллиан об отношениях Отца, Сына и Духа, и он не смущается использовать его, несмотря на неудачные ассоциации. Но он указывает смысл, в котором понимает это слово. Оно не должно выражать разделение и разъединение, но указывать единство источника и различие формы».

«Тертуллиан стремится подчеркнуть, что Троичность Бога первоначально существовала в потенции, а реально была явлена при сотворении мира через Сына-Слово и Святого Духа»: «мы различаем Двоих — Отца и Сына, и даже Троих — вместе со Святым Духом, согласно понятию домостроительства, которое производит число… так что и Отец Бог и Сын Бог, и Дух Святой Бог, и каждый из Них — Бог… мы знаем, что имя Бога и Господа подобает и Отцу и Сыну и Святому Духу» (Пракс. 6.13). «Дух — Бог, и Слово — Бог, так как Они от Бога; тем не менее сам Тот, от Кого Они. Дух Божий как самостоятельная сущность не есть Сам Бог, но есть Бог настолько, насколько происходит от сущности Самого Бога и насколько Он есть самостоятельная сущность и некоторая часть целого» (Пракс. 11.26). Тертуллиан, таким образом. считает ипостась частью целого. Домостроительный характер триадологии виден и из учения Тертуллиана о творении мира: «поскольку к Нему присоединялось Второе Лицо — Сын, Слово Его, и Третье — Дух Святой в Слове, поэтому Он и произносил во множественном числе: сотворим, Нашему и Нас» (Пракс. 6.12).

Наиболее подробно домостроительный характер триадологии Тертуллиана показал Harnack, отметив следующие ключевые моменты:

  1. Сын и Дух проистекают из Отца исключительно для дела творения и откровения;
  2. Сын и Дух не обладают полнотой божественного существа, но лишь его частями;
  3. Они зависимы от Отца;

Дух прямо называется Богом, Он определенно сопричастник божественной природы: «Третий от Бога и Сына есть Святой Дух, так же как третий от корня — плод из побега, третий от источника — поток из реки и третье от солнца — сияние от луча» (Пракс. 4.8). Вместе с тем, по мнению о. Киприана, «Тертуллиан откровенно договаривается до субординационизма, считая Сына истечением и частью Божества, поставляя его «на втором месте», а Духа Святого просто считая третьей степенью».

С триадологией у Тертуллиана тесно связана экклесиология: «ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех» (Крещ. 6). «мы молимся ежедневно не менее трех раз, будучи должниками Трех — Отца, Сына и Святого Духа» (Мол. 25). Но собственно фактором единства Церкви является именно Дух Святой: «братьями считаются те, которые познали единого Отца Бога, которые приняли единого Духа Святого» (Апол. 39); «среди братьев и обращенных… <все общее,> поскольку един общий Дух от единого для всех Господа и Отца» (Пок. 10).

Дух Святой участвовал в творении: «Он создал человека вместе с Сыном, Который должен был облечься в человека, и с Духом, Который должен был освятить человека» (Пракс. 6.12). «Бог оживил мир Духом, оживляющим все души» (Апол. 48). «Дух с самого начала мира летал над водами, намереваясь задержаться только над водами окрещенных…» (Крещ. 4). Последняя цитата обнажает ту мысль автора, что всякая деятельность Духа в мире изначала была направлена к определенной цели, на пути к которой божественное домостроительство раскрывалось постепенно. Тертуллиан прямо пишет: «первобытному человечеству было свойственно бояться Бога; в Законе и Пророках Ветхого Завета пришло детство; Евангелие принесло собою знаки молодости, отрочества церковного. Ныне же Параклит знаменует Собой зрелость Церкви. Ныне Он наследовал Христу, и человечество не будет уже больше знать иного учителя» (Дев. 1).

Переходя к новозаветным событиям, мы встречаем у Тертуллиана очень своеобразное мнение о нисхождении Духа в Богоявлении, как о своего рода воплощении: «и хотя это был Дух, но голубь был столь же действительным, сколь и Дух, и Он не погубил свою сущность, приняв сущность чужую. Однако, ты спрашиваешь, где же осталось тело голубя, когда Дух был вновь восхищен на небо, а равным образом и тело ангелов. Оно было восхищено таким же образом, каким было явлено. Если бы ты видел, как оно создавалось из ничего, ты знал бы, как оно уходит в ничто. Однако в то время, как оно было видимо, оно обладало телесной плотностью» (Плот. 3). Согласно Тертуллиану, после нисхождения Дух вновь был восхищен на небеса, и только по вознесении Христа (Крещ. 10) был послан Им на верующих «для того…, чтобы быть учителем истины» (Прескр. 28). Христос, «вознесшись на небо, воссел одесную Отца, послал наместником Своим Духа Святого, чтобы Он водил верующих» (Прескр. 13).

Возникает вопрос о взаимоотношении Второго и Третьего Лиц Троицы в представлении Тертуллиана. С одной стороны, Дух посылается Христом и называется Его «наместником», с другой, Сам Христос «не назвался бы Богом без Духа Божиего, а Сыном Божиим — без Бога-Отца» (Плот. 5). Определенно, миссия Сына и миссия Духа связаны таким образом, что Дух не может сойти прежде вознесения Христа. Дух исходит только от Отца, но посылается Сыном, Он Его «наместник» и «наследник» на земле. Посланничество от Сына предполагает зависимость Духа от Него, но, с другой стороны, дело Христа понимается как то, что подготавливает пришествие Духа и излияние Его на мир, универсальное значение которого Тертуллиан недвусмысленно проговаривает: «Он отверз уста всех пророков, обещая впоследствии благодать, которой должен был просветить в конце времен весь мир через Духа Святого» (Пок. 2).

Это просвещение мира должно произойти через Церковь Христову, которая была основана Христом посредством Его апостолов, получивших полноту Святого Духа: «иные верующие имеют Дух Божий, но не все верующие суть апостолы… Дух Святой преимущественно был дарован апостолам» (Цел. 4); «к нам учение должно было прийти не иначе, чем через апостолов, а к самим апостолам — через Духа Святого» (Прескр. 8). Вследствии этого сама Церковь, как мы показывали выше, понимается Тертуллианом как единство в Духе Святом.

Действия Духа в Церкви различны и многообразны. Дух совершает крещение: «ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения» (Крещ. 4). «Нельзя сказать, что в водах мы обретаем Духа Святого, но, освятившись в воде благодаря ангелу, мы приуготовляемся для Духа Святого…» (Крещ. 6). «и только после этого Святейший Дух милостиво исходит от Отца на омытые и благословенные тела и покоится на водах крещения» (Крещ. 8).

Дух принимает (или не принимает) молитву верующего и возносит ее к Богу: «молитвенное настроение должно быть проникнуто тем же духом, каков Тот Дух, к Которому она устремляется. Ибо не может быть познан дух оскверненный — Святым Духом» (Мол. 12). «молитва истекает от души… Дух Святой возносит молитву к Богу. Видя стыд души, как может Он принять молитву ее и вознести к небу?» (Цел. 10).

Дух направляет и движет веру христианина и так, «среди скал и заливов, мелей и проливов идолопоклонства, под парусом Духа Божия плывет корабль веры» (Идол. 24).

Наконец, грядущее воскресение также состоится в Духе Святом: «будущая субстанция называется духовной благодаря полноте Духа, в Котором она воскреснет» (Воскр. 53).

Конечно, при изложении пневматологии Тертуллиана следует учитывать, что богословское творчество его во второй половине жизни испытывало сильное влияние монтанизма, в который он уклонился. Тем не менее, и те сочинения, которые были написаны Тертуллианом в этот период, пользовались впоследствии значительным вниманием со стороны православных латиноязычных авторов.

Климент Александрийский

Триадологические упоминания часто встречаются в творениях Климента: «один Отец у вселенной, одно и Слово у вселенной, един и Дух Святой вездесущий; едина и мать Церковь» (Пед. 1.6). «Климентом ясно выражается убежденность в единстве всех Лиц Св. Троицы, хотя такое единство предполагает и Их различие». Говоря о внутреннем, духовном богатстве христианина, александрийский дидаскал восклицает: «они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святого Духа» (Бог. 34).

У Климента мы встречаем неожиданный прорыв из привычного домостроительного контекста с ориентацией на мир и человека, в предвечную божественную реальность, в которой сотворение и смысл бытия мира и человека получает объяснение как дело внутритроичной любви: «Слово Божие…, презрев лиру и кифару…, эту вселенную и малый космос — человека… настроив сообразно со Святым Духом, играет Богу» (Ув. Яз. 5.3). Таким образом, мир и человек понимаются как инструменты, на которых Сын играет мелодию любви Отцу. Духу Святому отводится роль «камертона». Он настраивает мир в соответствии с божественным замыслом посредством своих действий в истории:

  1. дарованием ветхозаветного закона и вдохновением пророков: «Закон духовен, потому что дан Духом Святым, а что совершает Святой Дух, все то духовно. И этот Дух Святой есть истиннейший законодатель, потому что Он не только заповедует доброе и прекрасное, но и в полной мере знает его» (Стром. I.26); авторство Писания настолько прочно осмысляется Климентом как дело третьего Лица Троицы, что он называет Духа Святого «устами Господа» (Ув. Яз. 82.1); посему необходимо «от слов Писания устремляться к мнениям, которые Святой Дух имеет о вещах» (Изв. 5).
  2. нисхождением на тело воплотившегося Бога-Слова (Изв. 16.1);
  3. излиянием на верующих во Христа и обитанием в них.

Об этом едином действии Духа в истории Климент пишет: «Валентиниане говорят, что тот Дух, Которым каждый из пророков обладал в отдельности, теперь пролился на все церковное собрание. Поэтому различные знамения, исцеления и пророчества осуществляются через Церковь. Однако они не понимают того, что Параклет, Который непрерывно действует сейчас через Церковь, имеет ту же природу и силы, что и Тот, Который непрерывно действовал через ветхозаветных пророков» (Изв. 24.1-2).

Действие Духа в уверовавших во Христа у Климента описывается особенно подробно и разнообразно: «Бога познаем мы по тому только, что в крещении изливается на нас с неба Дух Святой» (Пед. 1.6) и «существо человеческое, по освящении души и тела, через обновление его Спасителем удостаивается чести быть жилищем Святого Духа» (Стром. IV.26). Познание Бога возможно только в силу того, что «внутренний наш человек проникнут Духом» (Стром. II.9), и так «во Христе становится новый человек Божий, преображенный Святым Духом» (Ув. Яз. 112.3) и «душа бывает украшена Духом Святым» (Пед. 3.11).

Это обитание Духа в человеке переходит в совершенное единение в таинстве Евхаристии, когда человек «волей Отца… таинственно соединяется с Духом и Словом; потому что Святой Дух с оплодотворяемой Им душой становится едино, а со Словом плоть» (Пед. 2.2). Вследствие грехов это единство расторгается и сие расторжение означает духовную смерть человека: «каждый невоздержанный мертв пред Богом; оставленный Словом и Святым Духом, он — труп» (Пед. 2.10). И «если питать в себе доброе желание они отказываются, то и Дух Божий оставляет их» (Бог. 21), но небезвозвратно, ибо «к раскаянию приводит дыхание того же самого Духа» (Пед. 1.6).

Климент специально подчеркивает: «не следует думать, что Дух Божий в каждом из нас пребывает как некая частица Божества» (Стром. V.13). Дух — это самовластная Божественная Личность, в другом месте он пишет, что вера в Духа составляет принадлежность совершенных христиан: «Под людьми плотскими и под младенцами во Христе нужно разуметь еще недавно оглашенных; к тем, которые уже веруют во Святого Духа, апостол обращается как к людям духовным» (Пед. 1.6). «В великолепии цветов камней… нужно видеть славу Духа Святого, непереходимость и святость Его существа» (Пед. 2.12). Дух явно почитается божественным: «они — нечестивцы, ибо противятся божественным заповедям, то есть учению Духа Святого» (Стром. VII.16).

· Кто есть Троица?

· Ответы на заблуждения

· Что говорили о Святой Троице ранние христиане

Во что христиане верят относительно Святой Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.

Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.)

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:

· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор.6:4).

· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис.43:10)

Отец – Бог:

· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес.1:2).

Сын – Бог:

· …Слово было Бог (Ин.1:1-5,14). Иисус именуется Словом.

· Я и Отец одно (Ин.10:30-33).

· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (Деян.14), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты…» (Евр.1:8).

· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:9-11).

Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Ис.45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.

· Мф.3:16-17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

· Еф.4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· Тит.3:4-6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

Ошибочные представления о Троице

Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 Григорий Чудотворец

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы.

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол.1:16-17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (Кол.1:12-14).

2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт.22:2). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца (Ин.1:1-3; 14-18).

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова «Отец Мой более Меня» нужно относить ко Христу как к Человеку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин.16:30). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин.1:1, 14).

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:

· Отец посылает Сына (1Ин.4:14; Гал.4:4)

· Отец посылает Духа (Ин.14:26; Гал.4:6)

· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин.8:28; 12:49)

· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин.16:13-15)

· Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин.3:35; 5:20; 14:31)

· Отец и Сын – два свидетеля (Ин.5:31-32, 8:16-18)

· Отец и Сын прославляют друг друга (Ин.17:1, 4-5), а Дух прославляет Иисуса-Сына (Ин.16:14)

· Иисус Христос – не Отец, но Сын Отчий (2Ин.3)

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт.18:14; Лк.1:37). И Библия ясно излагает эту истину.

Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк.2:40,52).

Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:

Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян.20:28).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1Кор.2:8).

Вся полнота Божества пребывает во Иисусе (Кол.2:9).

Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.

· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.

Важные ссылки

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

Тема №7. КТО ТАКОЙ ДУХ СВЯТОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

Святой Дух — это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет помогать им. Иисус никогда не говорил, что Он Сам является Святым Духом.

Святой Дух — это не Бог Отец. Иисус никогда не описывал Своего Отца Небесного как Святого Духа. Во всем Новом Завете нигде не сказано, что Святой Дух — это то же самое, что и Бог Отец. Однако Библия ясно указывает, что Святой Дух очень тесно связан с Богом Отцом и Иисусом Христом.

1. Святой Дух — это личность.Евангелие от Иоанна дает нам подробную информацию о том, что Иисус говорил Своим ученикам относительно Святого Духа. В Ин. 13:16 Иисус показывает Святого Духа как реальную личность. А в Ин. 16:7-11 Иисус объясняет то, что будет делать Святой Дух в этом мире после того, как Иисус возвратится на небеса.

Святой Дух — это не какая-то неясная сила, носящаяся в воздухе вокруг земного шара. Он является реальной Личностью, и мы должны знать это. Послание к Ефес. 4:29-32 указывает, что Святой Дух имеет эмоции — мы можем огорчить Святого Духа.

2. Святой Дух — это Бог.Одной из характеристик Бога с самого начала сотворения мира является Его вездесущность. Он присутствует везде в одно и то же время. Рим. 8:9 ясно показывает, что Святой Божий Дух не будет жить в вас, если вы не христианин. Есть только один путь, чтобы объяснить, как Святой Дух одновременно может жить в миллионах христиан — это то, что Он может находиться всюду в одно и то же время.

Если вы читаете Новый Завет с самого начала, вы видите, что Святой Дух описывается как Бог, не как ангел, и не как какое-то другое Божье творение. Второе Послание Петра 1:20-21 говорит, что вся Библия написана людьми под руководством Святого Духа.

3. Святой Дух равен Богу Отцу и Иисусу Христу. Ни Иисус Христос, ни те, кто писал книги Библии, не опускают Святого Духа на позицию ниже, чем Бог Отец. Как мы видим во всей Библии, и Святой Дух, и Бог Отец, и Иисус Христос — каждый из Них имеет свою собственную, отличную от других, область служения Божьего. По тому, как Писание говорит о Святом Духе, мы можем видеть уровень сходства между Ними. Святой Дух действительно является Богом. Он не «вице- президент» или «третья персона». Он делит всю власть вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Многие христиане называют этот союз Троицей. Эти три личности — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух являются одним Богом.

ЧТО ДЕЛАЛ СВЯТОЙ ДУХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, КОГДА ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ?

Даже задолго до того, как человек станет христианином, Святой Дух проявляет глубокий интерес к его жизни. Бог любит грешников задолго до того, как они откликнутся на Его любовь.

1. Он обличает нас во грехе. Когда мы были еще совсем маленьким ребенком, уже тогда Святой Дух начал уведомлять нас о грехе. Евангелие от Иоанна 16:6-11 говорит, что Святой Дух трудится во всем мире, обличая людей в их грехах и указывая для них наилучший путь жизни. Святой Дух обращается ко всем людям через их совесть. Когда человек всячески старается игнорировать свою совесть, он придет к тому, что уже не сможет услышать голос Святого Духа, когда Тот будет обличать его.

Очень часто грешники не осознают серьезных последствий своих грехов. Сатана пытается заставить их думать, что в их жизни все нормально. Но когда приходит Святой Дух, Он говорит каждому грешнику: «Ты совершенно пустой внутри. И ты сам не сможешь удовлетворить свои духовные потребности. Только Бог сможет заполнить эту пустоту внутри тебя». Вы можете вспомнить это чувство пустоты внутри вас, которое вы испытывали до того, как стали христианином.

2. Он приводит нас ко Христу. Святой Дух приводит людей к Богу. Не грешники ищут Бога, но Бог ищет грешников. Бог любит нас и каждого человека в этом мире даже до того, как мы повернемся к Нему от наших грехов. Святой Дух ведет нас к истине и говорит всю правду о жизни.

3. Он приходит и живет в нас (1Кор.3:16). Когда человек решает отдать свою жизнь Богу и следовать за Ним, Святой Дух приходит и живет внутри этого человека. Послание к Римлянам 8:9 ясно показывает, что это приносит немедленные изменения. Он не станет ждать день, неделю или месяц. Он хочет принимать активное участие в нашей жизни, а не только обличать нас во грехах. Он хочет помочь нам вырасти духовно и стать зрелыми христианами. Во время покаяния, человек переживает внутри себя чувство новой жизни. Это Святой Дух приносит нам жизнь.

ЧТО ДЕЛАЕТ СВЯТОЙ ДУХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ?

Когда мы приняли решение стать христианином — это было только начало работы Святого Духа. Он хочет делать в нашей жизни гораздо больше.

1. Святой Дух помогает нам стать успешным христианином (Ин.14:26). Когда мы еще были неверующими, наш дух был мертв. Но теперь, когда мы уже стали христианами, Святой Дух пришел, чтобы жить внутри нас. Теперь Он хочет быть нашим Руководителем и помочь вам стать зрелым христианином. Он хочет, чтобы мы могли применить все его учения во всех областях нашей жизни.

2. Святой Дух поможет нам понять Божью истину (Ин. 16:13). Теперь, когда мы стали христианином, мы понимаем, как важна Божья истина. Библия обещает нам, что Святой Дух наставит нас на всякую истину. Если мы хотим стать успешным христианином, нам необходимо знать Библию, где говорится, как нам жить такой жизнью, которой хочет от нас Бог. Мы должны выделить определенное время для постоянного изучения Библии и просить Святого Духа наставлять нас.

3. Он поможет нам противостоять искушениям. Конечно, сатана будет искушать нас грехом. Он будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы разрушить наши новые отношения с Богом. Но мы не должны бояться этих искушений. Библия обещает нам, что Бог будет нашим помощником, когда придут эти искушения. Мы не будем им подвластны (Рим. 8:12,13).

Но, пожалуйста, будем реалистами. Никто не совершенен. Даже великие мужи Божьи иногда впадали в искушения. Но Бог не похлопывает нас по спине и не говорит: «Это нормально. Я не ожидаю от тебя совершенства». Грех остается грехом. Мы должны исповедовать свои грехи и никогда к ним больше не возвращаться.

Каждый христианин на своем пути встречает искушения. Но одной из главных обязанностей Святого Духа является предостеречь нас от существующей впереди опасности и показать Божий путь выхода из этой ситуации. Если же мы игнорируем Его предостерегающий голос и идем вперед, к опасности и греху, тогда Святой Дух будет обличать нас во грехе. Через наши успехи и провалы Он будет помогать нам расти, конечно, если мы позволим Ему учить нас.

4. Он производит плоды Святого Духа в нашей жизни (Гал. 5:22-23). Некоторые места в Новом Завете описывают процесс становления успешного христианина как избавление от нашего ветхого человека и преображение в нового. Бог хочет, чтобы мы стали совершенно новой личностью. Это значит выбросить все наши старые греховные привычки и отношения и заменить их другими качествами, чтобы быть все больше и больше похожим на Иисуса и иметь такие же привычки и такое же мышление, какие были у Иисуса Христа, когда Он жил на земле. Если мы хотим видеть эти возрастающие качества в нашей жизни, мы должны сотрудничать со Святым Духом. Изменения не придут автоматически, просто потому, что мы ходим в церковь. В Гал.5:24, 25 это показано очень ясно. Каждый день нужно искать возможность проявить в жизни эти «плоды».

5. Мы можем пережить крещение Святым Духом. Не все церкви сегодня согласны в отношении того, что этот дар существует, и как он должен быть использован. Но если мы хотим получить этот дар, тогда нужно ответить на следующие вопросы:

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

Что это такое? Крещение Святым Духом — это Божий духовный подарок Его детям. Во 2-ой главе книги Деяний говорится о том, как первый раз после воскресения Иисуса Христа Бог дал этот подарок Его детям. И в этот день Петр объяснил всему народу, что сбылось пророчество Иоиля 2:28-32, который говорил, что Бог изольет Свой Дух на всякую плоть.

Во 2-ой главе книги Деяний и некоторых других местах Нового Завета имеется очевидное доказательство первого крещения Святым Духом, когда люди начали говорить на языках, которых они никогда не учили. Что же произошло, если каждый стал молиться и славословить Бога словами на языке, которого он никогда не учил? Это говорил Святой Дух. Каждый человек предоставил Святому Духу возможность контролировать его речь.

Дар крещения Святым Духом дается не для того, чтобы мы испытывали какое-то особенное эмоциональное переживание. Многие христиане стремятся получить этот дар, веря, что он принесет в их жизнь огромную радость. Это приятно, но это не главная причина, по которой Бог дает этот дар Своим детям. Бог дает этот дар для того, чтобы Его дети могли строить свою духовную жизнь. И именно этот духовный рост будет непосредственно воздействовать на нашу повседневную жизнь и отношения с другими людьми.

Мы не сможем полностью понять это нашим разумом до тех пор, пока мы не переживем это в нашем духе и во всей нашей жизни.

Какая польза от крещения святым духом?

ŸДеяния 1:8 говорит о той большой пользе, которую будут иметь те, кто получит этот дар. Они получат силу, чтобы свидетельствовать об Иисусе Христе и Его спасающей силе всем людям. Когда мы получаем дар крещения Святым Духом, не нужно удивляться, если мы не увидим немедленных изменений в нашей жизни. Но благодаря этому дару мы получим силу духовно возрастать и становиться все более похожим на Христа. Только потому, что мы получили в подарок ракетку для тенниса, мы не стали первоклассным теннисистом. Но в то же время мы не можете стать хорошим теннисистом, если у нас нет теннисной ракетки. Такая же ситуация и здесь — этот дар от Бога дает нам много возможностей для духовного роста и служения.

ŸЭтот дар дается для того, чтобы помочь нам приблизиться к Богу. Это одно из основных проявлений этого дара. Дар говорения языками – языками, которых мы никогда не учили – станет тем самым наилучшим путем, который приведет нас к близкому общению с Богом. Но мы должны правильно использовать этот дар. Мы не становимся гораздо лучше других христиан только потому, что имеем этот дар. Если этот дар не оказывает положительного влияния на наши отношения с Богом — значит, мы небрежно относимся к этому дару, используя его не так, как нужно. Если гордость, возмущение и мысли: «Я все это знаю», — появились и растут в нас, то мы используем этот дар совершенно не так, как хочет Бог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы не сможем заработать этот дар у Бога. Бог только дарит Свои драгоценные подарки Его детям. Только Он принимает решения. И есть только один путь, чтобы получить этот дар, — дать Богу возможность знать о том, что мы хотим его получить. Бог не навязывает Своим детям Его подарки. С другой стороны, мы также не можем заставить Бога дать нам этот дар. Бога невозможно под давлением заставить дать нам то, что мы хотим. Если мы хотим получить крещение Святым духом, то нужно об этом молиться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *