Удельный период

Лекция «Удельный период» посвящена важному этапу в становлении нашего государства. Приводим ее основные тезисы.

Удельный период

Период феодальной раздробленности начался на Руси после смерти Ярослава Мудрого, когда начинается борьба между его сыновьями. Началом феодальной раздробленности является Любеческий съезд князей 1097 года, где князья договорились: «каждый да держит вотчину свою». В общей сложности появилось около 15 княжеств, среди которых выделялись три: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика и Галицко-Волынское княжество.

В каждом из них была своя политическая система.

Владимиро-Суздальское княжество — монархия, власть одного лица. Иной не могло быть в бедном регионе, где аристократия просто не имела возможности разбогатеть.

А вот в Новгороде аристократия сумела подчинить себе князей. Новгород торговал медом, воском, пушниной. Добыча этих богатств требовала объединения сил, и новгородцы научились отстаивать свои интересы сообществами. Князья же здесь фигурировали только как военные наемные специалисты.

Третий вариант политического развития осколков Киевской Руси — Галицко-Волынское княжество, где сильное боярство соседствует с сильной княжеской властью. Их силы были примерно равны, между ними началась бесконечная гражданская война. В итоге княжество было настолько обескровлено, что стало легкой добычей для враждебных воинственных соседей.

В целом феодальная раздробленность была исторически прогрессивным явлением, поскольку открывала новые возможности для развития феодальных отношений. Если раньше власть в Киеве не всегда успевала даже подавить мятежи на местах, то теперь сильная власть возникла в глубинке. И это был безусловный шаг вперед в развитии нашего государства.

История России от А до Я с Николаем Борисовым на YouTube

Надежда Кеворкова для Russia Now, www.telegraph.co.uk/

Перевод с английского специально для портала «Православие и мир» Анны Даниловой.

Поиск идентичности, начавшийся после крушения коммунизма, по-прежнему остается центральным вопросом для русских. Сегодня только Православная Церковь, выстоявшая на протяжении долгой истории страны, объединяет русских с «ближним зарубежьем». Именно государство нуждается сегодня в Церкви больше, чем Церковь в государстве.

Иностранцы принимают православие чаще всего потому, что их до глубины души поражает торжественность и великолепие русской Литургии. Они очень ценят то, что православные священники не потворствуют человеческой слабости и не льстят индивидуумам, привыкшим к послаблениям. Их по-настоящему манит многовековая духовная традиция, неизбежно консервативная и негибкая, но именно потому сильная.

Она являет собой разительный контраст с «гибкостью» западного христианства, постоянно адаптирующегося к переменчивым обстоятельствам, что привело его в состояние «социального гетто». Русская вера, как и русская революция и как сама Россия, никогда не опускала планку до индивидуума.

В двадцатом веке, после распада Советского Союза, Русская Церковь была восстановлена и возрождена из руин, среди которых оставались только бабушки и некоторые эксцентричные ревнители, она стала самым сильным институтом на территории бывшего Советского Союза.

Ни одной другой инстанции не пришлось восставать из таких руин. И ни в одной стране не найдем мы такого подъема веры, как в современной России.

Недавно в Россию впервые после 1920 на несколько ней была принесена одна из самых чтимых икон – Курская Коренная — икона Русского Зарубежья. После революции 1917 года ее вывезли из России и она стала главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ, Церковь русских эмигрантов).

После многих лет усиленной работы Московского Патриархата при активном участии соотечественников в мае 2007 года единство Русской Церкви было восстановлено.

С тех пор русские святыни приносились к зарубежной пастве, а верующие России, в свою очередь, смогли увидеть великую святыню зарубежья.

Люди стоят по 2-3 часа в очереди, благоговейно крестятся, встают на колени, целуют икону и уходят.

Бог знает, зачем это нужно им в наше время, когда кажется, что все подчинено одному закону: «время – деньги».

Церковь в последнее время не ищет союза с государством, скорее, государство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность Церкви, и ищет ее совета.

Оказалось, что после распада Советского Союза, только лишь в Церкви еще есть какие-то идеи, есть понимание того, что происходило и есть видение будущего.

Россия пребывает в поиске своей индивидуальности, ей предстоит восстановить ключевые ориентиры, утраченные в период Советской власти. А Церковь, не призывающая к тому, чтобы полностью восстанавливать прошлое, опирается на национальные ценности, стержневые для многовековой истории русских – христиан, мусульман или последователей других религий.

Когда Патриарх Кирилл обращается к верующим, он часто говорит о Святой Руси, и это не просто историческая отсылка. Сегодня только церковь соединяет народы России, Украины, Беларуси, Молдовы и других стран, несмотря на конфликты и ссоры, то единственное, что объединяет сегодня народы в единое и неразрывное целое – ощущение причастности к единому духовному пространству русской православной цивилизации.

Активные действия Патриарха на постсоветской сцене – это не ностальгия по великой Власти – это приверженность сущности Православия, которое не имеет национальности и границ.

Во время последнего визита Патриарха Кирилла на Украину в восточной части страны, которую не считают уже сферой доминирующего влияния Русской Православной Церкви, его встретили десятки тысяч верующих.

Выступления Святейшего Патриарха, транслируемые на украинском телевидении, посмотрели примерно 30% телезрителей Украины – беспрецедентная цифра. Очевидно, что для большинства верующих Украины московский Патриарх – духовный лидер, которого они считают главой своей Церкви.

В то же время Русская Церковь принципиально отказалась принять в свою юрисдикцию территории Абхазии и Южной Осетии, признанные Россией независимыми территориями. Стало абсолютно ясно: тот факт, что Россия признала эти территории независимыми, не значит, что они перестали быть каноническими территориями Грузинской Православной церкви.

Государству трудно не брать в расчет результаты опросов общественного мнения, включая опросы, проведенные американской организацией Gallup, показывающие, что примерно две трети населения поддерживают идею религиозного образования в школах и введение института капелланов в армии.

Сегодня в Церкви больше людей, чем в больших корпорациях.

Верно, большинство верующих – это небогатые люди, нередко и просто бедные.

Русская церковь глубоко чтит красоту церковной архитектуры и величие службы. Именно поэтому чаще можно увидеть прекрасные, как на картинке, храмы среди лачуг, чем маленькие невзрачные храмы среди вилл новых русских.

Кризис истощил мировые богатства: вчерашние мешки денег не умеют жить скромно, и живут в страхе перед тюрьмой, разрухой и нищетой.

Церковь имеет бесценный опыт: она видела не только роскошь, золотые украшения и парчу епископских облачений, но и траншеи, казни, мученичество и полное разрушение. Из этого уничтожения Церковь воскресла еще более могущественной.

Так зачем Церкви искать милости у государства, если оно само пребывает в состоянии беспорядка?

Некоторые цитаты:

Архиепископ Илларион (Алфеев), председатель Отдела Внешних церковных связей.

«Церковь абсолютно свободна во всех вопросах внутренней организации: выборе Патриарха, епископов – это то, что называется невмешательством. Со своей стороны, мы не вмешиваемся в политику. Это не значит, что Церковь не высказывается по различным вопросам политического и общественного характера. Мы исследуем не только богословские и моральные темы, но и историю и современные события.

Из речи на заседании Валдайского дискуссионного клуба:

«– Главный вопрос, который остается сегодня нерешенным, – это вопрос церковной собственности. Дело в том, что сейчас у Церкви как будто очень много собственности, но на самом деле зачастую церковным имуществом она не владеет. Даже те храмы, которые были восстановлены из руин благодаря усилиям Русской Православной Церкви, сегодня принадлежат не ей, а государству. Церковь не является хозяином своих храмов. До сих пор Церковь существует исключительно на частные пожертвования верующих – но этого недостаточно для того, чтобы Церковь могла развернуть на постоянной основе широкую благотворительную или социальную деятельность.»

Перевод с английского специально для портала «Православие и мир» Анны Даниловой.

РАЗДЕЛ VI. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

Как завершился процесс объединения русских земель?

Что нового появилось в управлении страной и положении разных слоёв российского общества в период становления Московского царства?

Какое влияние на русскую культуру и положение Русской православной церкви оказал процесс формирования централизованного государства во второй половине XV—XVI веке?

§ 27. КОНЕЦ УДЕЛЬНОЙ ЭПОХИ

1. Образование единого государства. «Собирание» русских земель вокруг Москвы продолжил сын Василия II Иван III, искусный дипломат и умелый политик. Недаром потомки назвали его Великим.

Время правления Ивана III (1462-1505) — это конец самостоятельности многих русских княжеств и земель. Московский государь присоединял их к Москве разными способами, иногда мирными, но чаще — военными. Мирным путём Иван III установил свою власть над Ярославским и Ростовским княжествами. Он просто купил у ростовских князей их владения, и бывшие удельные князья перебрались на службу в Москву.

Отношения Ивана III с другими русскими государствами были сложнее.

Сохранял независимость Господин Великий Новгород. Московские князья считали его своей вотчиной, называли себя новгородскими князьями. Но в Новгородской земле продолжало существовать самоуправление. Всё так же собиралось вече, выбирали посадника, заключали договоры с другими странами. Часть новгородского боярства вообще склонялась к союзу с Литвой.

Иван III. Гравюра. XVI в.

Противоборство «литовской» и «московской» группировок вылилось как-то на вече в рукопашную схватку. Верх взяли бояре во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой и её сыновьями. Они заключили договор с литовским князем и позвали его на княжение в Новгород.

Узнав об этом, Иван III отправил к строптивым горожанам посольство, требуя признать его права на Новгород.

Вече взбунтовалось.

— Московский князь многие обиды и неправды над нами чинит! Хотим за короля польского и великого князя литовского Казимира, — заявили новгородцы.

Это означало войну. Летом 1471 года московские полки двинулись на мятежный город. В битве на реке Шелони новгородцы потерпели сокрушительное поражение. Новгороду пришлось выплатить Ивану III большой откуп и признать на своей земле великокняжеский суд. Через несколько лет, в 1478 году, убедившись, что бояре не оставляют мысли переметнуться к Литве, Иван III ликвидировал новгородское самоуправление.

Вече упразднили, власть посадника отменили. Городом теперь управляли московские наместники. В знак победы, по приказу Ивана, вечевой колокол, символ новгородской вольности, доставили в Москву.

Вскоре настал черёд и давнего соперника Москвы — Тверского княжества. Князь Михаил Борисович постепенно терял сторонников, спешно переезжавших на службу в Москву. В порыве отчаяния он решился на союз с литовским князем.

Узнав об этом, Иван III не стал медлить. В сентябре 1485 года московские войска подошли к Твери и взяли её в осаду.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. Художник К.В. Лебедев. 1889 г.

Силы Михаила Борисовича таяли с каждым днём. С небольшой горсткой приближённых ему удалось вырваться из города и найти убежище в Литве. Так закончилась история Тверского княжества.

К северо-востоку от владений Ивана III простиралась территория Вятской земли. Она отделилась от Новгорода и имела самоуправление. В 1489 году московский государь направил туда свои полки, и вскоре Вятская земля также вошла в состав Московской державы.

Начал Иван III и возвращение русских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского. Находясь в унии с Польским королевством, оно навязывало своим подданным католичество. Русские люди не желали менять веры. Удельные князья Литовского государства один за другим переходили на московскую службу. Это создавало напряжённость в отношениях Ивана III и Литвы. На рубеже XV-XVI веков дело дошло до военных столкновений.

В результате двух войн с Литвой Московское княжество присоединило к себе значительную территорию — земли Чернигова, Вязьмы, Новгорода-Северского, Гомеля, Брянска и многие другие.

Границы Московского государства продвинулись на запад.

Деятельность Ивана III способствовала тому, что в состав Московского княжества вошло немало земель, в том числе Новгород и Тверь. Началось отвоевание бывших территорий Древней Руси у Литовского государства.

1. Подумайте, почему богатые и знатные новгородцы предпочли оказаться под властью короля Польши и великого князя Литовского. Что привлекало их в союзе с Литвой и отталкивало от сближения с Москвой?

2. По карте (с. 200) проследите, как изменились размеры и положение Московского государства при Иване III.

2. Конец ордынской власти. Несколько лет московский князь не посылал в Орду дань. Хан Ахмед (на Руси его называли Ахмат), мечтавший о возрождении ордынского могущества, решил наказать князя. Он жаждал целиком восстановить ордынскую власть над Русью. Но силы Орды иссякали, а Московское государство росло и крепло с каждым годом.

Ахмат направил к Ивану III посольство с требованием выплаты дани. Московский князь на глазах послов демонстративно разорвал ханскую грамоту.

Хан начал готовиться к большому походу на Русь. Он хотел повторить Батыево нашествие. Но, понимая, что сил у него немного, договорился с литовским князем и польским королём Казимиром IV о совместных действиях. В первую очередь они намеревались нанести сокрушительный удар по Москве.

Иван III предотвратил такой поворот событий. Он заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В решающий момент крымцы отвлекли на себя силы Казимира, совершив набег на литовские земли.

В 1480 году Ахмат с огромной ордой двинулся на Русь. Собрав полки, Иван III выступил навстречу врагу. Русские и татары с двух сторон подошли к небольшой речке Угре, притоку Оки, почти на границе с Литвой. Здесь Ахмат надеялся дождаться подкреплений от Казимира. Но желанной помощи он не получил. Попытки ордынцев переправиться на противоположный берег были отбиты.

Иван III разрывает ханскую грамоту. Художник Н.С. Шустов. 1862 г.

Почти месяц две огромные армии стояли напротив друг друга, не решаясь вступить в бой.

Начались заморозки. Угра стала покрываться тонким слоем льда. Ещё немного, и воины смогут преодолеть реку.

Неожиданно утром 9 ноября 1480 года орда Ахмата повернула назад. Отступление напоминало бегство. Через день последние ордынские отряды отошли от реки.

Стояние на Угре закончилось. Времена ордынской власти ушли в прошлое.

Русь сбросила ненавистное ордынское ярмо.

Стояние на реке Угре. Миниатюра. XVI в.

Вскоре хан Ахмат погиб в усобной стычке. А в 1502 году крымский хан разгромил Большую Орду. Истории государства, основанного Батыем, пришёл конец.

Иван III начал борьбу с наследниками Золотой Орды. В 1487 году русские войска взяли Казань. На ханском престоле утвердился ставленник русского князя. Несколько десятилетий Казанское ханство подчинялось Москве.

В 1380 году русские дружины во главе с великим князем московским Дмитрием Ивановичем одержали на Куликовом поле победу над войском Мамая. Но зависимость Руси от Орды сохранилась. Как вы думаете, почему сто лет спустя освобождение от власти Орды стало возможным без битвы и кровопролития?

3. Василий III. Объединение русских земель завершил сын Ивана III — великий московский князь Василий III, правивший в 1505-1533 годах.

В 1510 году он полностью подчинил Москве Псков. Там, как и в Новгороде, существовало вечевое управление. Василий III воспользовался жалобой псковичей на наместника. Как бы собираясь вершить княжеский суд, Василий III вызвал знатных псковичей к себе. А когда они приехали, их всех взяли под стражу.

Московский государь объявил свои требования — упразднить вече и снять вечевой колокол (см. с. 201). Весть об этом достигла Пскова. Жители всполошились. Вече гудело, и всё же псковичам пришлось уступить. Вечевой колокол увезли, Псков вошёл в состав Московского государства.

Независимым княжеством на Руси оставалась только Рязань. Здесь правил последний отпрыск древней княжеской династии — Иван Иванович. Василию III стало известно о его тайных переговорах с крымским ханом. В 1520 году рязанского князя вызвали в Москву и бросили в темницу. На следующий год узник бежал. С дружиной он подошёл к стенам Рязани, но, чувствуя, что удачи не будет, отправился в Литву. Василий III поставил в Рязани своего наместника.

Василии III. Гравюра. XVI в.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря. 1525 г.

В результате войны с Литвой к Москве в 1514 году отошёл Смоленск. Известие о взятии Смоленска встретили на Руси с ликованием. В честь этого события в Москве был основан Новодевичий монастырь.

Объединение русских земель вокруг Москвы завершилось.

Какие методы использовал Василий III, подчиняя Москве оставшиеся независимыми русские земли?

1. Заполните таблицу «Объединение русских земель во второй половине XV — начале XVI века» и сделайте вывод о том, как изменились размеры и положение Московского государства при Иване III и Василии III.

Удельные княжества и земли

Годы и способы их присоединения к Москве

Значение присоединённых земель для Москвы

2. Какие признаки говорят о том, что в правление Ивана III и Василия III наступил конец удельной эпохи и сформировалось единое Московское государство?

Россия к концу XV века

ИЗ «ПОВЕСТИ О ПСКОВСКОМ взятии»

Января в 13-й день спустили вечевой колокол, и начали псковичи, на колокол смотря, плакать по своей старине и по своей воле. <…> И был пленён не иноверными, но своими единоверными людьми. И кто от этого не восплачет и не возрыдает!

Славнейший град Псков, великий во градех, почто сетуешь и плачешь? И отвечает прекрасный град Псков: «Как мне не сетовать, как мне не плакать и не скорбеть о своём опустении?! Прилетел многокрылый орёл и красоту мою, и богатство, и чад моих похитил, Божьим попущением за грехи наши и землю пустой сотворил, и град наш разорил, и людей моих пленил, и торжища мои раскопал. <…> И многие тогда мужи и жёны постриглись в монахи, не желая идти в плен от своего града».

После этого начал великий князь деревни давать боярам своим, сведя бояр псковских, и посадил наместника на Пскове и дьяков, и городничих, и старост. А велел им в суде сидеть, правду стеречь.

И у наместников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их возлетела на небо, а кривда в них начала ходить, и много зла стало в них. Были немилостивы к псковичам, а псковичи, бедные, не ведали правды московской.

1. О каком событии рассказывает этот отрывок из «Повести о Псковском взятии»? Когда оно произошло? Какой эпизод этого события описывает автор?

2. Почему псковичи с плачем снимали и провожали городской колокол?

3. Кого автор «Повести…» называет «многокрылым орлом»? Что он принёс на Псковскую землю?

4. Как поступил великий князь с псковскими боярами и их владениями? Чего он добился такими действиями?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *