Углов человеку мало века

(Голосов: 6 — 5,00 из 5)

Хочу поделиться выдержкой из книги «Правда и ложь о разрешённых наркотиках», академика РАМН, известного отечественного хирурга Фёдора Григорьевича Углова (1904-2008). Несмотря на то, что после крушения Советского Союза прошло 24 года, и казалось бы за это время большинство российской молодёжи воспрянуло духом патриотизма, понимая, что была подвержена западной пропаганде потребительского образа жизни, но оглядываясь на улице, так же можно встретить курящую и пьющую молодёжь. Как парней, так и девушек. Казалось бы, работа патриотических кругов с молодёжью делает огромные успехи, и молодёжь понимает влияние запада, но это лишь та часть, кто активно входят в эти круги. Остальные же, так же курят, пьют, тусуются, носят британские и американские флаги на одежде и хотят уехать в Америку. И попробуй такому всё разъясни, слушать не станут и пошлют куда подальше. Ведь либерализм подразумевает, что человек сам себе хозяин, что хочет, то и делает, и никто не вправе судить его. Ни родители, ни разные патриотические круги, ни тем более государство. Если государство активно ведёт антиалкогольную кампанию, и запрещает продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам, и после 23:00 ночи, то хотящие выпить, будут до посинения стоять очередями с бутылками алкоголя, лишь бы успеть до этого времени их купить. Такую картину я наблюдал лично, особенно когда время подходит к 11 часам ночи. Стоят с тележками пива и солёными креветками. Как мужчины, так и женщины. Вообще не вижу смысла запрещать продажу алкоголя после 11 часов ночи. Весь день то люди всё равно покупают эту заразу. Если уж запрещать, то запрещать сразу. В результате, чего добилось правительство непонятно. С наступлением кризиса, так вообще предложили снизить цены на водку, чтоб повысить приток дохода за счёт продажи водки, чтобы народ спивался, а жизнь из под рюмочной каёмки была проще. Поэтому попытки что-либо объяснить одурманенному народу останутся тщетными. Тем не менее, привожу отрывок из книги Фёдора Углова, и рекомендую прочитать книгу полностью.

Алкоголь резко изменяет психику и характер человека, часто толкая его на недозволенные поступки. При потреблении алкоголя в любом виде и в любых дозах происходит неизбежный и неотвратимый процесс разрушения личности, практически не контролируемый и не поддающийся воздействию, а степень этого разрушения нарастает в геометрической прогрессии к количеству и частоте потребления алкоголя. Человек, даже имеющий высшее образование, не замечает, как он становится другим: грубее, глупее, лишается инициативы.

В течение длительного времени потребление спиртных «напитков» было печальной привилегией мужчин. Пьющих женщин было в 10-20 раз меньше. Особым целомудрием в этом вопросе всегда отличалась русская женщина, для которой выпить глоток вина — было «стыд и грех».

В последние десятилетия женщина все активнее вовлекается в пьянство, а в некоторых странах число пьяниц среди прекрасного пола приближается к числу пьяниц-мужчин.

В нашей стране женщина держалась дольше, чем на Западе, но в последнее время под влиянием разнузданной пропаганды пьянства (как замаскированной, так и открытой), которая ведется посредством кино, телевидения и литературы, русская женщина стремительно покатилась в пьяное болото, создавая реальную угрозу будущему нашего народа.

Если потребление спиртных «напитков» мужчинами несет за собой неисчислимые бедствия семье, обществу и государству, то потребление вина женщинами усугубляет все тяжелые последствия — особенно своим влиянием на потомство. Нашему народу грозит великая опасность, которая проникла в самое дорогое, в самое святое — недра матери! Опасность эта превосходит ту, которая связана с потреблением алкоголя мужчинами, так как наследственность со стороны матери передается чаще, причем по женской линии. В потреблении алкоголя русской женщиной патологическая наследственность найдет неотвратимый путь как к физическому, так и к нравственному вырождению русского народа.

Известно, что характер народа очень устойчив. Он остается неизменным в течение столетий. Никакие невзгоды и лишения, в том числе и татарское иго, продолжавшееся 250 лет, не изменили характер русского человека. Высокие нравственные качества передавались, что называется, с молоком матери, и благородство русского человека воспитывалось прежде всего матерью, т.е. русской женщиной.

Коварство алкогольных изделий и их особая опасность заключаются в том, что оказывая разрушающее влияние на ум и нравственность, они быстро изменяют характер человека. При массовом потреблении алкоголя возникает реальная угроза глубоких изменений народа в худшую сторону.

Русская женщина проявила неустойчивость к проискам наших врагов, поддавшись на замаскированную пропаганду пьянства, которую преподносили с псевдонаучных позиций. «Сухие вина полезны», «умеренные дозы безвредны», «культурное винопитие — ключ к разрешению проблемы алкоголизма» и т.п. Эти и им подобные суждения с научной точки зрения являются глупостью, а с социальных позиций — враждебной акцией против народа. Во Франции и Италии пьют хорошие натуральные сухие вина. Однако пьянство и алкоголизм, процент больных циррозом печени и дефективных детей там выше, чем в других странах, так как душевое потребление алкоголя в этих странах — на одном из первых мест в мире.

«Умеренных доз» алкоголя, как и наркотиков, не существует. Это доказано уже почти сто лет назад. Что касается «культурного винопития» — то оно выдумано специально, как ловушка для простаков. Еще 80 лет назад первый нарком здравоохранения Семашко сказал, что «культурное пьянство — это такая же глупость, как горячий лед», ибо вино и культура не совместимы ни в каких дозах. Позднее школой академика И.П. Павлова доказано, что после приема даже малых доз алкоголя в мозгу исчезает все то, что дано человеку воспитанием, т.е. культура.

Возникшее у наших женщин в последние годы пристрастие к вину особенно прискорбно потому, что женщине во все века принадлежала и ныне принадлежит высокая роль быть орудием нравственного развития и усовершенствования человеческого общества. Женщина всегда отличалась более тонкой, нравственной душой, носителем лучших идеалов человечества. Благодаря своим высоким душевным качествам женщина всегда являлась ревностным поборником трезвости. И вот такой нежной и светлой нравственной силе угрожает смертельная опасность.

Мне хочется обратиться к русским женщинам, к их разуму, сердцу, способному на большую любовь: от вас больше, чем от мужчин, зависит будущее русского народа! Если вы сами перестанете употреблять алкогольные изделия и направите всю свою волю, ум, энергию на то, чтобы отучить мужчин от этой пагубной привычки, вы сделаете, быть может, больше, чем ваши прадеды на Куликовом поле! Настолько большая угроза нависла над русским народом в связи с ростом пьянства мужчин и, особенно, женщин.

Женщина, являясь большой моральной силой, может и должна не только сама остаться в нравственном отношении на пьедестале, но и используя ум, настойчивость, любовь, оказать влияние на мужчину. Могу смело утверждать, что если бы наши девушки и женщины проявили больше зрелого мышления, понимания и заботы о будущем нашего народа и о будущем своей собственной семьи, они бы в огромном большинстве случаев не допустили потребления алкоголя мужчинами, а тех, кто уже пил, вернули бы к жизни. Мы имеем немало примеров влияния женщины как на развитие пьянства в семье, так и на полное отрезвление пьющего мужа.

Источник: Неофициальный сайт Фёдора Григорьевича Углова. Правда и ложь о разрешённых наркотиках — Глава 10. Традиции нравственности и право на материнство.

В настоящее время понятие о старости передвинулось на много лет. Если при Гиппократе начальный период старости относился к 40 годам, ныне его относят к 61 году. Второй период — глубокой старости — относят к возрасту 76 лет.

Каков же предел человеческой жизни? Какой срок жизни отведен человеку Богом? На этот вопрос ответить непросто. Огромное большинство представителей животного мира живет недолго. Крысы — 30 месяцев, мыши — 3,5 года, кошки — 9-10 лет, волки и собаки — 10-15 лет, кроты и лошади — до 40 лет, некоторые птицы (орлы, лебеди, вороны, попугаи) — до 100 лет, киты — в среднем 32 года, слоны — 69 лет (хотя отдельные представители доживают и до 100 лет). Среди млекопитающих дольше всех живет человек. Однако каков предел его жизни, сказать невозможно. Согласно Библии, Адам жил 930 лет, Ной — 950 лет, Мафусаил — 969 лет. Современные теологи сомневаются в достоверности подобных рекордов.

Тем не менее в научной, научно-популярной и общественно-политической литературе описано немало случаев долгой жизни людей, которые воспринимаются как достоверные. Так сообщают, что в Пакистане в возрасте 180 лет умер вождь племени Махаммед Аффзия; его отец умер в возрасте более 200 лет. Осетинка Тэнсе Абзиве прожила 180 лет. Столько же прожил житель Грозненской области Хазитев Арсигири. Житель Венгрии Золтан Петраж умер в возрасте 186 лет. Английский рыбак Генри Дженнике умер в возрасте 169 лет в Йоркшире. Другой англичанин Томас Парр прибыл из Йоркшира в Лондон в 1635 году, чтобы предстать перед королем Карлом I как чудо долголетия. Этот английский крестьянин утверждал, что ему 152 года 9 месяцев, что он пережил девятерых королей и жил с XV по XVII столетие. Парр умер внезапно в Лондоне. Для его вскрытия был приглашен придворный врач Вильям Гарвей, открывший кровообращение. Он написал трактат о результатах вскрытия, в котором не подвергает сомнению возраст Парра. Смерть произошла от внезапного переедания.

Из современных случаев описывается пример турка Заро Ага (1778—1934 гг.), который прожил 156 лет. Всего он имел 25 детей и 34 внука, будучи женатым 13 раз. Фотография азербайджанского колхозника Мухамеда Эйвазова в возрасте 148 лет, как старейшего жителя СССР, была помещена на почтовой марке.

Парацелъс считал, что человек может жить до 600 лет. По мнению X. В. Гуфеланда, А. Ф. Галлера и Е. Ф. Промогера, естественный предел человеческой жизни — 200 лет. И. И. Мечников, Ж. Ориной и А. Богомолец считают, что этот предел не превышает 150—160 лет.

Анализируя жизнь животных, некоторые ученые выдвигают такую теорию: если лошади, чтобы вырасти и стать взрослой, надо 3—4 года, а живет она 30—40 лет; если собаке, чтобы вырасти и стать взрослой надо 1,5— 2 года, а живет она 15—20 лет, т. е. в 7—10 раз больше, то, исходя из этого соотношения, человек, который становится взрослым к 20 годам, должен жить более 100 лет (150—200).

Все известные долгожители, в том числе Томас Парр 152 лет или Заро Ага, — умирали от болезней, а не от возраста. Первый — от внезапного переедания за королевским столом, а второй — от уремической комы, вызванной гипертрофией простаты. Произведенные вскрытия пожилых людей подтвердили, что ни один из них не умер от старости, все умирали от тех или иных болезней.

Многие ученые полагают, что выдающееся долголетие является преимущественно наследственным свойством.

Наверное, мы все согласимся с Гиппократом, который писал: «Жизнь коротка». Я бы добавил: «Возмутительно коротка».

Не пора ли нам провести тщательный анализ нашей жизни и установить, проживаем ли мы свой век, а если нет — каковы причины, которые его сокращают?

Человек бросает тысячи миллиардов на изобретение оружия, уничтожающего людей. Нельзя ли малую долю этих средств потратить на то, чтобы если не удлинять, то хотя бы не укорачивать нашу жизнь. Поэтому наряду с тем, что мы постараемся рассказать здесь о том, как сделать нашу жизнь длиннее, мы обязательно должны сказать, что надо делать, чтобы не укорачивать жизнь свою и жизнь других людей.

Жизнь неизбежно сопровождается старением. Изменения в организме человека наступают в возрасте после 20 лет, то есть, едва достигнув зрелости, наш организм начинает медленно склоняться к старости. Но лишь после 60 лет обнаруживаются новые признаки, которые превращают взрослого человека в старика. Лучше и проще всего сказал Мечников: «Общая старость — это такая стадия существования организма, когда силы слабеют и уменьшаются, чтобы больше не возвращаться».

Точно указать возрастную границу, с которой начинается старость, невозможно. У различных людей старение происходит по-разному и зависит от очень многих причин: от социально-экономических, наследственных до, скажем так, еще не изученных.

Причину наступления старости следует искать не в изменениях отдельного органа или системы органов, а в изменениях всего организма, деятельность которого регулируется нервной системой. Особенно большую роль в преждевременном старении организма играют его высшие отделы — кора головного мозга. Тот организм здоров, у которого нервная система функционирует правильно и обеспечивает все его функции.

В подтверждение этого взгляда проведены опыты на собаках, которым давалась непосильная для них длительная нервная нагрузка, вызывавшая систематическое перенапряжение нервной системы. Это привело к перенапряжению коры головного мозга. Собаки быстро дряхлели, становились угрюмыми и погибали от различных заболеваний. В то же время контрольные собаки, развивающиеся в нормальных условиях, ничем не болели и жили намного дольше подопытных. Нарушение деятельности центральной нервной системы, и главным образом коры головного мозга, может вызвать преждевременное старение как своеобразную болезнь. Расстроенная нервная система изменяет нормальную работу сердца, дыхательного и пищеварительного аппаратов, обмена веществ и других жизненно важных функций, изменяет физиологические процессы, обеспечивающие защитные способности организма и состояние равновесия с внешней средой. Опыты показывают, что при срывах высшей нервной деятельности резко нарушается работа внутренних органов, что создает условия для раннего износа организма, а следовательно, и преждевременной смерти.

Но, с другой стороны, и полное бездействие, расслабленность, полное отсутствие раздражающих и возбуждающих факторов не приводит к долгой жизни.

Дольше всех в опытах Павлова, оказывается, живет та группа собак, которая не подвергается чрезмерным раздражениям, но и не поставлена в условия полного покоя, отсутствия раздражений и бездействия, то есть находится в нормальных «собачьих» условиях. То же можно сказать и о человеке.

Короче, если для долгой жизни собаки нужны не особые, человеческие, а нормальные собачьи условия, то и для человека необходимо, чтобы он жил в человеческих, а не в «собачьих» условиях, в которых он часто живет только потому, что в эти условия поставило его общество. Нередко (чаще всего) человек живет в «собачьих» условиях, созданных им самим (пьет, курит, нарушает режим труда, отдыха, сна и т. д.) или обществом — в связи с экстремальными событиями (война, землетрясение, наводнение) или социальными катаклизмами.

Но надо понять: как бы рано ни состарился человек, какие бы причины к этому ни привели — вернуть молодость уже невозможно. Утраченную молодость не вернуть. Но ее можно сберечь… Сохранить. И сохранить на очень длительный срок!

«В молодости я переболел сепсисом, тифом, пневмонией. Однажды был без сознания почти месяц. С таким «послужным списком» редко живут сто лет, если не придерживаться определённых правил….» Уповая на бескрайние возможности человеческого организма и собственную методику оздоровления, гений отечественной хирургии Фёдор Григорьевич Углов планировал закончить свой век в 2054 году. Однако немного не дотянул до 104 лет, покинув мир 22 июня 2008 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны.

Под конец жизни последователи почитали Углова едва не за просветлённого, у оппонентов же он снискал репутацию почти что радикала и убеждённого антисемита. Подобные речи удивляли прославленного хирурга, а однажды, в одном из интервью, он расставил все точки над «i», «удовлетворив» обе стороны спора: «Антисемитизм – это ненависть. У русских ненависти к евреям нет, и не будет. Если бы мы ненавидели евреев, мы бы не дали им захватить всю власть и все богатства в нашей стране».

Впрочем, за «спаиванием» русского народа он, в почтенном возрасте ставший убеждённым православным верующим, подозревал и «еврейский торговый капитал», и «план Даллеса». «Спутать» который, в представлении Фёдора Углова, было возможно исключительно принятием «сухого закона» и отказом населения от алкоголя.

Его личной идеологией стал здоровый образ жизни, а инструментом – сознательная трезвость, которая, по наблюдениям публициста Льва Овруцкого, со временем приобрела радикальные нотки – «Не мир пришёл вам принесть, но… трезвость».

Личный же опыт противостояния академика зелёному змию вдохновляет поборников здоровья. Последнюю операцию по удалению опухоли он провёл за считанные годы до смерти. Это достижение отмечено и в «Книге рекордов Гиннеса», и в «Книге рекордов Санкт-Петербурга»: Фёдор Григорьевич увековечен там как старейший практикующий хирург и выдающаяся личность Северной столицы.

Тот самый «Мюнхгаузен»

Ученик основоположника отечественной онкологии Николая Петрова – Фёдор Углов, приехал на учёбу в Ленинградский государственный медицинский институт усовершенствования врачей в самый «разгар» сталинской поры – в 1937 году. Ранее высокая профессура объявила хирургические отчёты молодого специалиста «выдумками барона Мюнхгаузена», но ознакомившись с его операциями, мнение быстро изменила. В городе на Неве аспирант публикует свои первые научные статьи, занимает должность ассистента, а после – доцента кафедры хирургии этого института.

«Я выжил благодаря тому, что в течение месяца замещал директора госпиталя и имел обязанность снимать пробу с еды для больных на кухне» – эту фразу-воспоминание из жизни блокадного Ленинграда приписывают самому Фёдору Григорьевичу, который во время блокады работал хирургом, а позже начальником хирургического отделения городского военного госпиталя. Спасая жизни людей вначале на финском фронте, затем в нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда, Фёдору Углову суждено было выжить для того, чтобы потом оперировать ещё 60 лет.

«Барон Мюнхгаузен» стал пионером сердечной хирургии страны, одним из первых в СССР разработав методы хирургического лечения пороков сердца. С 1950 года он трудился в Первом государственном медицинском университете, где по его инициативе был создан НИИ пульмонологии, который он и возглавил. «Профессор Углов – ваше национальное достояние. Он двинул хирургию так же высоко, как вы двинули покорение космоса», – так оценил достижения академика в области медицины американский кардиохирург Майкл ДеБейки, не покривив душой – научное наследие учёного до сих пор изучают специалисты многих стран мира.

Его имя было увековечено не только в научных статьях и книгах рекордов, но и в городских топонимах. Ежедневный, в течение пятидесяти лет путь на работу Фёдора Углова лежал через сквер на Петроградской стороне, который недавно и получил имя выдающегося профессора.

Борьба за выживание или новая религия?

И всё же, несмотря на постижение секретов человеческого сердца, в жизни академика оставалась тайна, которая и возмущала, и вызывала недоумение. Фёдор Углов так и смог её одолеть.

«Как может быть, что врачи спасают людей, а другие их в это время сознательно убивают?» – спрашивал он себя многократно, имея в виду алкоголь. Во взглядах на хмель академик был категоричен: не признавал ни «культуры пития», полагая её методом «законного» насаживания пьянства в народе, ни «безвредных малых доз», научно доказывая, что таковых в природе не бывает. Не делал исключения даже для военного времени, вспоминая, что именно этот обычай (фронтовые сто грамм) стали причиной огромного количества жертв.

«Многие бойцы, лечившиеся в госпиталях, где я работал, говорили, что их ранили (а многих других убили) потому, что командир, будучи пьяным, под угрозой немедленного расстрела посылал их в атаку, когда не было никакой надежды остаться в живых», – размышлял в одной из своих статей Фёдор Углов.

В борьбу за трезвость он активно включился в 1950-х годах. И если хирургические способности академика не подвергались сомнениям, то взгляды на решение проблем пьянства вызывали критику за радикальность. А попытки обвинить в невзгодах русского человека «мировое правительство», по мнению политолога Вальтера Лакера, наводили на мысль, что антиалкоголизм для Углова и его подвижников стал «новой религией со значительной примесью крайне-правых элементов».

Опять на передовой

Первое, прогремевшее на весь Советский Союз выступление академика Углова, состоялось в 1981 году в Дзержинске на общесоюзной конференции борцов с пьянством. Любопытно, что Фёдор Григорьевич никогда не искал компромиссов: прославленный академик прямо обвинил государство в сознательном спаивании людей. Доклад впечатлил аудиторию: текст перепечатывали и давали друг другу из рук в руки, почитать «на ночь». Спустя два года Фёдор Углов озвучил очередные тезисы в Доме учёных Новосибирска: «Я понял, что если не предотвратить нависшую над нашей страной катастрофу, то очень скоро никому не нужны будут ни мои научные труды, ни мои книги: некому будет делать операции, так как люди раньше погибнут от пьянства». Вскоре в Академгородке было образовано Добровольное общество трезвости (ДОТ).

По воспоминаниям «антиалкогольных» соратников Фёдора Углова, «кружки трезвости» во времена позднего СССР вообще не жаловали власти, и их активность чуть ли не приравнивали к занятиям карате. Так, первый заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ) Григорий Тарханов вспоминает, как пришедший в 1984 году к власти Константин Черненко похоронил все «андроповские» антиалкогольные начинания. На поборников трезвости, мол, начались гонения вплоть до увольнения с работы и посадок в «психушки». Тем не менее, ДОТы получили широкое распространение, и к приходу на пост генсека Михаила Горбачёва трезвенническое движение уже уверенно шагало по стране. Но «антиалкогольной кампанией» перестроечной поры Фёдор Углов остался разочарован, возложив провал на алкогольную мафию.

Убедившись в фарсе «сухого закона», активисты решили взять дело в свои руки. В ноябре 1988 года в новосибирском Академгородке энтузиасты трезвеннического движения провели первый съезд СБНТ, председателем которого был избран Фёдор Углов. Тремя годами позже Союз принял участие в первом учредительном съезде «Славянского собора», позже признанным радикальной национал-патриотической организацией. Помимо СБНТ в мероприятии отметились представители Всемирного антисионистского и антимасонского фронта «Память», движения «Отечество» Юрия Беляева, участники минской «Белой России» и другие адепты панславистских убеждений. Сам же Фёдор Углов не стеснялся в своих публикациях разоблачать «мировые заговоры», к примеру, причислив к разряду наркотиков рок-музыку и рок-н-ролл, которые в его представлении являлись проектом мистического ордена иллюминатов, ставившем целью воспитать молодёжь в духе космополитизма….

Мечта академика Углова о глобальном освобождении человечества от алкоголя не сбылась. Прежде всего, СБНТ ставил своей целью полное отрезвление народа, как условие нравственного и духовного возрождения, однако лоббирование «сухого закона» перекрыла эпоха демократических преобразований. Телевидение стало рекламировать преимущества алкогольного образа жизни и прелести потребления табака. И всё же именно благодаря энтузиазму Углова и его единомышленников клубы и общества трезвости создаются по всей России, а количество сознательных трезвенников сегодня перевалило за три миллиона человек.

В одной из своих книг Фёдор Углов писал: «Если бы Господь подарил мне ещё сто лет жизни – я бы их, не раздумывая, также отдал служению Отечеству, своему народу, а особую сокровенную часть сердца – любимому городу Санкт-Петербургу». Да и могло ли быть иначе?

Цитата:

«По расчётам ВОЗ, в нашей стране ежегодно умирает от причин, связанных с употреблением алкоголя, более 900 тысяч человек. За двадцать лет от этих причин умерло 15-18 млн. человек. Это равносильно количеству жертв, которое могло бы быть от 20-22 атомных бомб, сбрасываемых на нашу страну». Фёдор Углов

Фотографии предоставлены Фондом академика Ф.Г. Углова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *