Украшение икон

14 января 2019 г.

В Екатеринбурге бесплатно проведут мастер-класс по храмовой флористике. Всем желающим расскажут и покажут об украшении храма на Сретение Господне. Мероприятие состоится 20 января в 16:00 в Центре Международной Торговли (ул. Куйбышева, 44д) и пройдет в рамках Международной православной выставки «Русь крещеная, Святая…». После мастер-класса состоится рождественская встреча выпускниц Школы.

Отметим, школа храмовой флористики существует при храме целителя Пантелеимона с сентября 2016 года. Занимаются в ней два десятка учеников – прихожан самых разных храмов Екатеринбурга. Занятия проводит православный флорист Елена Витальевна Москаленко – специалист с большим опытом украшения храмов Москвы, Екатеринбурга и других городов.

Елена Москаленко, православный флорист:

Фото: Екатеринбургская епархия

— Цветы – это остатки рая на Земле, как сказал святой Иоанн Кронштадский. Храмы и монастыри издавна украшали живыми цветами. Посмотрите, какая сегодня красота в Москве, как там украшены церкви! Считаю, что пора и Екатеринбургу достичь этого высокого уровня. Для этого, конечно же, нам необходимо учиться. Слушатели наших курсов смогут овладеть ремеслом плетения гирлянд, искусству составления букетов и композиций, что позволит благолепно украшать храмы и этим славить Бога. В ходе занятий мы будем практиковаться во многих храмах Екатеринбурга, на разных площадках, и в зависимости от их стилистики и интерьера научимся самым различным способам украшения.

Работа в Школе храмовой флористики ведется по нескольким направлениям: оказание помощи приходам и монастырям по украшению храмов цветами к церковным праздникам; обучение и подготовка благоукрасителей; проведение мастер-классов; обеспечение храмов и монастырей живыми цветами на безвозмездной основе; участие в выставках.

Последний мастер-класс проходил в декабре 2018 года на Православной ярмарке «Рождественский подарок»

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Иконы — богодухновенные изображения Спасителя, Богоматери, святых, в церковной традиции принято украшать как к Праздникам в храме, так и в домашней обстановке.
Самой знакомой формой украшения икон для любого человека, хотя бы раз переступившего порог православного храма, является украшение живыми цветами.
Традиция украшения икон своими руками, прежде всего — это цветами, насчитывает не одно столетие. Цветочное оформление иконы всегда органично вписывается во внутреннее убранство храма, его интерьер, и, особенно, в сам Праздник Церковного календаря. Цветы, обрамляющие икону, напоминают о совершенной красоте Горнего мира, Небесного Иерусалима. И, конечно, это свидетельство человеческой любви, полноты сердечной благодарности, знак благоговейного, трепетного отношения к событию церковной истории. Из цветов собирают цветочную композицию. Строгих правил в их создании нет. Но есть определенные предпочтения, связанные с особенностью того или иного православного праздника, с его символикой. Замечательно, когда для украшения иконы используют растения, которые упоминаются в Библии: белоснежные лилии, пальмовые ветви, маленькие плоды, например, граната.
Галерея (кликабельно):

Как украшать икону своими руками на Пасху

Для Праздника Праздников – Святой Пасхи, главный цвет – красный. В церковных песнопениях так и звучит: «Пасха Красная!». Красный цвет – цвет искупительной крови нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, победившего смерть. Это цвет божественной любви и ликования. В храме все «одевается» в красные тона – завеса алтаря, облачения священников, предметы убранства храма, праздничная одежда прихожан. И, конечно, иконы обрамляются красными, алыми цветами. Это могут быть прекрасные алые лилии, конечно, розы, красные маки, которые сейчас можно встретить круглый год. В красную цветочную композицию можно включить белые цветы – розы, хризантемы, которые символизируют тихий покой, наступивший в минуты перед чудом Воскресения. Рядом с праздничной иконой часто устанавливают большую вазу с букетом самых разнообразных прекрасных цветов, гармонично собранных воедино, как свидетельство всеобщей радости. В своем доме мы так же украшаем наши домашние иконостасы живыми цветами. И на Пасху можно собрать живую мини – композицию вокруг иконы Воскресения Христова. Привлечь к этому занятию деток, которые соберут самый лучший нежный «веночек» из живых цветов вокруг иконы. Можно поставить на полочку и небольшую вазочку с живыми цветами. Наш дом, семья – это малая церковь.

Как украсить икону на Благовещение

Благовещение – Благая Весть Пречистой Деве Марии о рождении у Нее Спасителя мира Христа. Весть эту принес Богородице Архангел Гавриил, держа в руках прекрасную лилию, символ совершенной чистоты и непорочности. Поэтому в этот праздничный день православные храмы источают тонкий аромат лилий, которыми он наполнен. На аналое – икона праздника Благовещения, которую также украшают благоухающими лилиями, в память о том евангельском повествовании. В знак почитания Богоматери, в композицию часто включают синие или фиолетовые цветы хризантем, ирисов, тюльпанов, ибо в церковной традиции синий цвет считают цветом Богородицы. Конечно, икону располагают на синем или фиолетовом аналойном покрывале.
Дома, бесспорно, также отдают честь Первообразу – Деве Марии, украшая ее икону Благовещения цветами. Можно специально вышить к этому празднику рушник – льняное полотенце с рисунком, напоминающим сюжет праздника или просто вышитыми цветами, как это делали наши бабушки и прабабушки, и украсить им, как бы обвернуть, икону. Домашний иконостас, с любовью составленный и красиво убранный, притягивает к себе своим теплом веры и наполняет все наше жилище неземным уютом.

Как украсить икону к Вербному воскресению

Вербное воскресение – это окончание Четыредесятницы, закончился Великий пост, впереди Страстная неделя. Мы знаем из Евангельского повествования, что в этот день Господь наш Иисус Христос въезжал на ослике в Иерусалим, чтобы быть преданным, схваченным, осужденным и распятым. А пока – ликование. «Осанна», — кричит толпа и бросает под ноги Спасителя ветви пальм, в знак признания за Ним царского достоинства.
В русской православной традиции этот день принято называть вербным, т.к., по нашему обычаю, в этот день все приходят в храм с букетиками вербочек – первых живых кустиков, распустивших свои пушистые почки после зимы. Приносят их и в память Входа Господня в Иерусалим, и в знак побеждающей любви и верности своему Божественному Учителю.
Вокруг аналоя с иконой Праздника – Вход Господень в Иерусалим, размещают напольные наполненные вербами большие вазы, а саму икону обрамляют лилиями, белыми розами, хризантемами, в знак того, что в этот день в Иерусалим входил Сам Бог, Совершенный и Безгрешный. И в память о том, что вайи, или пальмовые ветви, под ноги ему бросали дети, невинные, чистые, каковых «есть Царство Небесное».
Вербочки, которые мы приносим в этот день в храм, освящают специальным чином, и мы уносим их домой, искренне веруя, что приносим в свой дом частичку благодати. Поэтому и размещаем их, чаще всего, именно в иконостасе, рядом с иконой Праздника. Мы ставим их в вазочку с водой, тогда вербочки могут дать корни и их можно будет высадить в землю. А можно поместить вербочки за большую домашнюю икону так, чтобы веточки с пушистыми почками были видны и словно украшали собой домашнюю святыню. Освященные вербы не выбрасывают, их необходимо сжечь, когда они начнут подсыхать..Но пройдет до этого момента еще целый год.
Мир христианской религии – это мир совершенной красоты и гармонии. Поэтому все христиане стремятся в нашей земной жизни свидетельствовать о ней, создавать на земле ее отражение.
В мастерской «Мерная икона» работают мастера, которые с большой любовью и мастерством изготавливают домашние иконостасы, которые позволят каждому желающему воссоздать в своем доме благолепие церковной традиции.

Семя, росток, ветки, цветы — так, шаг за шагом, развивается растение. Примерно так же развивается и человек. Подобно тому, как увядает цветок, увядает и человеческая жизнь. С древних времен люди украшали цветами не только свои жилища, но и храмы. Однако не все знают, что цветы в храме — это не просто украшение. Храмовый флорист — редкая профессия, требующая не только владения флористическим техниками, но и знания определенных правил и церковных канонов. Поговорить об этой уникальной профессии мне удалось с храмовым флористом нашего города Еленой Сивчик.

— Елена, у Вас очень интересная профессия. Как Вы к этому пришли? Наверное, украшать храмы сложнее, чем светские помещения?

— Если хорошо знать историю Церкви, историю церковных праздников, жития святых, и при этом еще любить свою профессию, то в этом нет ничего сложного. На флориста я училась в московской Школе церковной флористики при храме Святителя Николая в Измайлово. Это подворье Данилова монастыря.

— Много раз наблюдала, что цветочные конструкции в храмах долго сохраняют свою свежесть. Тут есть какой-то секрет?

— На самом деле никаких секретов нет. Цветы ставятся в оазис, это подпитывающая среда для них. Рекордсмены по стойкости — это гвоздики, хризантемы.

— То есть искусственные цветы при оформлении не используются?

— Нет, не используются. Правда, иногда – на Рождество или на Пасху, я добавляю еще какие-нибудь элементы: крашеные шишки, колосья, имитацию пасхальных яиц. А вообще, я стараюсь делать такое цветочное оформление, которое бы не привлекало слишком много внимания. Все-таки основное в храме — это не цветы. Основное в храме — это молитва, иконы.

— Иногда приходится слышать мнения о том, что цветочное оформление храму не нужно. Вы, как специалист, каких принципов придерживаетесь в работе?

— Меня радует, что искусство храмовой флористики, которое в советское время было утрачено, сейчас возрождается. Праведный Иоанн Кронштадтский не начинал Литургию, пока храм не был украшен. Сейчас к праздникам, особенно к престольным и двунадесятым, все стараются украсить храм. Мне кажется, что флористические композиции должны органично вписываться в убранство церкви, и ни в коем случае не доминировать. Цветы должны поддерживать атмосферу праздника. Мне лично очень нравится, как украшают храмы в Дивеево.

— Время идет, цветочная мода меняется. А на храмовую флористику мода влияет?

— Выбор цветов для храма диктует не мода. К примеру, мне на выпускном экзамене в школе флористики попался билет «Лилия». Я очень люблю этот цветок, поэтому обрадовалась билету. Лилия — это Богородичный цветок, символизирующий чистоту. Но он отличается резким ароматом, поэтому в работе я использую только лилии сорта «Азиатик», которые без запаха. Ведь людей в храме много, и кто-то может не переносить резкий запах. При оформлении Таинств Крещения и Венчания я использую белые и розовые азиатские лилии.

— Есть ли какие-то праздники, в которые украшать храм особенно сложно?

— Есть, это Рождество и Пасха. В эти праздники всегда хочется украсить и паникадило, и Царские врата. Объем работ в такие праздники очень большой, и кроме того, сложно закреплять громоздкие конструкции, но, слава Богу, всегда находятся помощники.

— В любой профессии есть сложности. Как справляетесь с ними Вы?

— Работа не начинается без благословения священника. Это основное. И мы сами читаем молитвы, как перед началом всякого доброго дела, испрашивая помощи Божией.

— На чем делаете акцент при оформлении Таинств? Наверное, интересно заниматься оформлением Таинства Венчания?

— Да, очень интересно! Перед оформлением Таинства Венчания я сначала общаюсь с парой, а затем уже предлагаю ей что-то. Свеча и букет должны сочетаться с платьем невесты. Цветы, ленточки, бусины — все должно быть гармонично. Аналой, на котором находится Евангелие, обычно обрамляется белыми цветами. Кроме того, можно украсить вход в храм.

— Было ли в Вашей практике какое-то особенное оформление?

— Для меня каждое оформление волнительно и трепетно. К каждой работе я стараюсь подходить творчески, чтобы приносить Господу все самое лучшее.

— Как овладеть искусством флористики? С чего начать?

— Научиться можно всему, если есть желание. Я чувствую себя постоянным студентом. В Измайлово иногда по воскресеньям дают мастер-классы по церковной флористике для всех желающих. Это хорошая подготовка для тех, кто хочет научиться флористике.

— Елена, спасибо огромное за беседу! Желаю Вам неиссякаемого потока творческих идей и помощи Божией!

Контактные телефоны флористов:

  • Елена 8-917-277-33-57;
  • Наталья 8-917-910-52-49.

Источник: «Православное Закамье»

Теги: Флористика творчество интервью

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Каждый храм – не просто архитектурное сооружение, а собрание видимых вещественных предметов, обозначающих мир невидимый и таинственный. В архитектуре православного храма и его убранстве нет ни одного случайного штриха: материал, орнаменты, сюжеты росписей, богослужебные предметы и облачение – всё исполнено глубокого смысла. Поэтому цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий смысл богослужения.

Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Царские врата, расположенные в центре иконостаса, оформляются цветочной гирляндой, композицией по двум сторонам. Украшается икона праздника, установленная на специальном возвышении – аналое. При этом важно, чтобы цветы гармонировали с окладом и иконой. Украшают престольную икону – святого или праздника, в честь которых освящен храм. Принято убирать цветами чтимые чудотворные иконы, раки с мощами святого, плащаницу, выносной крест и свечу. Существует много способов украшения, меняются только формы и приемы цветочного оформления, которые создают красивые элементы. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события.

При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.

Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный.

Каждый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления. Рождество – праздник чистоты рождения, его цвет белый. Храм убирается еловыми ветвями, деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. В оформлении используются растения белого цвета – лилии, хризантема, гипсофила с добавлением зелени.

Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.

На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.

Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.

Троица – один из самых красивых праздников, по оформлению это праздник зелени – символа жизни. В народе троицкую неделю называют «зелеными святками». Праздник соединяет в себе и искреннюю радость и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Зелень, цветы символизируют весну духовную. Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Господом Животворящим. Зелень – душа, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы зелеными веточками.

Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.

Когда входишь в храм и видишь цветы, на душе становится празднично! И мы вспоминаем слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле». Они напоминают нам о Божественной щедрости и Премудрости. Человек исполняется любви и благодарности к Создателю всего сущего, восклицая вместе с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!»

P.S. Хочется поблагодарить наших замечательных прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется больше возможностей для украшения храма.

Подготовила Ирина Муслимова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *