Улицы в кирове

В среду, 18 сентября, Слободская городская Дума приняла решение о переименовании нескольких улиц. Трем улицам были возвращены исторические названия. Информация об этом была размещена в группе «Скат Инфо | Новости Слободской» .

  • Улица Ленина переименована в Рождественскую;
  • Улица Володарского — в Екатерининскую;
  • Улица Свердлова — в Пушкина.

Однако одна улица удержала свое название — это улица Корто.

Ранее директор вахрушевской школы Игорь Олин, который ведет свой личный блог, сообщил, что «вопрос о переименовании улиц расколол город»:

Аргументы обеих сторон понятны, обе позиции заслуживают уважения, но большинство слобожан пока все-таки выступает за сохранение советских названий <…> В советских названиях не только распоряжения по разнарядке, но детство и жизнь нескольких поколений ветеранов (и поколения средних лет). Давайте их уважать <…> Бездумное возвращение исторических названий в противовес мнению значительной части жителей не есть решение прогрессивное. Нужно продолжать искать компромисс и приветствовать именно компромиссные варианты, — приводит слова Игоря Олина портал «Скат Инфо».

Слобожане в соцсетях резко отреагировали на переименование улиц. Большинство считает, что переименование повлечет за собой материальные затраты как для городского бюджета, так и для самих местных жителей.

Главную проблему города решили. Теперь заживем… Листья сразу же зеленее станут и небо голубее, так сказать, — пишет Роман Карпов.

Лучше бы на таких заседаниях проблемы в городе решали, чтобы хотя бы было освещение…. Хотя о чем я, — возмущается Ольга Косолапова.

Представители налоговой и миграционной службы заверили, что на местных жителей в результате переименования улиц финансовое бремя не ляжет: то есть люди могут сменить документы только по мере необходимости.

Кировский историк Антон Касанов утверждает, что переименование городских улиц носит идеологический характер.

В России вопрос наименования улиц всегда играл важное значение. Вопрос названия улиц является сугубо идеологическим и отражает текущую степень приверженности населения того или иного города определенным идеалам.

Если говорить про Слободской, то там уже довольно долго и поэтапно идет процесс возвращения улицам дореволюционных названий. Со стороны он видится абсолютно легитимным , так как решения принимают не отдельные чиновники волевым решением, а городская Дума.

Очевидно, что этот процесс не встретил сильной оппозиции за исключением отдельных персоналий.

Историк также подчеркнул, что процесс возвращения имен улицам в Слободском накладывается на активное развитие туризма в городе. «Город четко ассоциируется именно с дореволюционной историей со всеми присущими ей атрибутами, среди которых и названия улиц. Можно прогнозировать, что процесс «возвращения имен» продолжится и в дальнейшем», — комментирует историк.

Напомним, в Кирове также в разные годы были возвращены исторические названия улиц:

  • улица Преображенская (бывшая Энгельса);
  • улица Пятницкая (бывшая Степана Халтурина);
  • улица Казанская (бывшая Большевиков);
  • улица Спасская (Дерендяева).

Сегодня в Бобруйске насчитывается свыше 500 улиц и переулков. Количество их увеличивается в связи с жилищным строительством. А ведь когда-то в средневековом Бобруйске, шесть веков назад, было всего 15 улиц и переулков. Немногие из этих улиц дожили до сегодняшнего дня.

Фрагмент карты с историческими названиями Бобруйска

Большинство улиц не раз меняли свои имена. По ним можно изучать историю города, страны. Некоторые сохранили своё первоначальное название, многие исчезли бесследно. В связи с перепланировкой и строительством появились новые.

В средневековье Главная улица будущей крепости была одной из главных в местечке Бобруйск. Называлась она Подольной (шла вдоль реки). Здесь располагалась четырехугольная рыночная площадь, одну из сторон которой занимала православная церковь Св. Николая, другую – приходской костёл Св. Петра и Павла. Здесь же, на площади, размещались дома состоятельных мещан.

Бобруйская крепость была построена на месте старого ядра города. В связи со строительством крепости Бобруйск был заново распланирован. Уже в 1811 году все жители, а их было 2500 человек, были переселены на форштадты, которые веером примкнули к крепости. Въезд в цитадель осуществлялся через Менские, Слуцкие и Рогачёвские (Восточные, Водяные) укреплённые ворота. Главная улица Бобруйской крепости (именно так она именовалась в документах первой половины XIX века) начиналась от Рогачёвских ворот и, пересекая всю крепость, вела к Минским воротам.

Внутри крепости шла сетка взаимоперпендикулярных улиц с чисто «военными» названиями. Центральная улица называлась Гренадёрской, её пересекала с западной части улица Артиллерийская. За ней шла Кавалерийская, затем Пехотная. Были также улицы Радистов, Сапёрная, Казематная, Пионерская. Сразу за крепостью шли улицы Цитадельная, Полигонная, Менская, Слуцкая. Две последние шли сразу от ворот. Внутри крепости на перекрёстке главных улиц на Соборной площади располагались собор Александра Невского, дом коменданта, госпиталь, здание иезуитского костёла, превращённого в гауптвахту.

Много названий улиц появилось в 1876 году. До этого улицы, часто безымянные, входили в состав форштадтов Бобруйской крепости.

Бобруйская улица

Первые крупные переименования произошли в 1924–1925 гг. В годы фашистской оккупации улицы снова были переименованы. Немцы вернули улицам их прежние, дореволюционные названия, за исключением нескольких. Например, появились переулки Гейне и Гёте. А улицы Социалистическая и Дзержинского стали называться, соответственно, Центральной и Рыночной.

Послевоенный Бобруйск.Жилой дом на ул. Пушкина, до революции Дом сионистов.

Очень часто давались улицам имена людей, не имеющих никакого отношения к Бобруйску, его истории. А ведь есть достойные люди, которые много сделали для города. Доктор Фейертаг, который лечил бесплатно бедняков, братья Пружинины, Розенберг, братья Лозинские – владельцы кирпичных заводов, из чьих кирпичей строился Бобруйск в начале ХХ века, Цодик Славин – первый директор краеведческого музея и др..

В начале XX-го столетия в Бобруйске было две площади и 36 улиц. На плане города 1914 г. встречаем названия улиц — Александровская, Адамовская, Антоновская, Боровая, Гоголевская, Демидовская, Дмитриевская, Ивановская, Инвалидная, Казначейская, Клеменковая, Курляндская, Лукская, Минская, Михайловская, Муравьёвская, Оппермановская, Ольховская, Почтовая, Пушкинская, Розенмарковская, Романовская, Скобелевская, Слуцкая, Семёновская, Николаевская, Столыпинская, Школьная, Шоссейная. Но из них были вымощены лишь 3 — в центре города, где находились гостиницы, разные городские учреждения, редакции газет.

Остальные улицы были очень пыльными, а в непогоду непролазно грязными. Весной и осенью многие из них представляли собой сплошное озеро. Улицы практически не чистились, разве что перед редкими визитами в город минского губернатора.

Ночами Бобруйск тонул в тьме. Из 412 газовых фонарей, что имелись в нём, большинство освещало центральные улицы..

на ул. Комсомольской.

Названия улиц города Бобруйска

сегодня в прошлом
Бахарова Шоссейная, 8-й дивизии, Парижской Коммуны
Бобровой Новые планы
Брестская Молотова
Ванцетти Глусская, Лагерная
Володарского Александровская
Войкова Пески
Глинки Слепнёва
Гоголя Буйная
Горького Казначейская
Дзержинского Слуцкая 1-я
Железнодорожная Вокзальная
Жуковского хутор Щигельский
Заводская Почтовая
Интернациональная Присутственная, Гарнизонная
Карбышева Сапёрная, Пионерская
К. Либкнехта Полицейская, Столыпинская
Краснознамённая Антоновская
К. Маркса Слуцкая 2-я, Скобелевская
Коммунистическая Демидовская
Комсомольская Адамовская
Кирова Средняя
Красноармейская Ивановская, Солдатская
Крупской Цитадельная
Куйбышева Прогонная
Ленина Лукская
Минская Менская
Московская Семёновская, Леккерта
Октябрьская Розенмарковская + Горбатовская, Татьянинская, Костёльная
Островского Школьная
Пролетарская Николаевская
Пушкина Пушкинская + Авиационная
Р. Люксембург хутор Пьяная Слободка, Огородная
пер. Революционный Карафа-Корбута
Рогачёвская Кладбищенская
Свердлова Южная
Советская Романовская + Боровая
Социалистическая Муравьёвская
Толстого Дмитриевская
Урицкого Полигонная, Оппермановская + Клименковская, Алексеевская
Фрунзе Бойня
Халтурина Старо-Березинская
Чонгарская Ольховская
Энгельса Инвалидная
50 лет Октября Сенная

Бобруйск в советское время.

Бобруйск с высоты птичьего полета.

В 2005 году в Бобруйске было 513 улиц и переулков. 214 улиц, площадей и переулков носили чьи-то имена. В этих названиях — история нашего города, вечная история, героическая, живая. Именами верных сыновей и дочерей Отечества, чьи подвиги увековечены в обелисках, мемориалах, улицах, площадях, названы не только улицы, но и учреждения культуры и образования Бобруйска.

На перекрёстке улиц Советской и Пролетарской.

ПЕРЕЧЕНЬ улиц и переулков Бобруйска

Ленинский
район

Первомайский
район

ул. Бахарова
ул. Ванцетти
ул. Гоголя
ул. Жуковского
ул. Крылова ­
ул. 6-я Линия
ул. К. Маркса
ул. Рабочая
ул. МОПРа
ул. Сакко
ул. Береговая
проезд Береговой
ул. Белорусская
ул. Березинская
ул. Болотникова
ул. Бумажкова
пер. Бумажкова
2-й пер. Бумажкова
3-й пер. Бумажкова
пер. Братский
ул. Ватутина
пер. Вишневый
ул. Володарского
ул. Войкова
пер. Войкова
пер. Водопроводный
ул. Васильковая
пер. Высокий
пер. Восточный
проспект Георгиевский
ул. Глубокая
пер. Глубокий
ул. М. Горького
пер. М. Горького
пер. Гоголя
1-й пер. Гоголя;
2-й пер. Гоголя
ул. Дачная
пер. Дачный
ул. Дзержинского
ул. Димитрова
пер. Димитрова
ул. Дружбы
ул. им. В.И. Ермака
пер. Ермака
ул. Железнодорожная
пер. Железнодорожный
ул. Жлобинская
пер. Жлобинский
ул. Заводская
пер. Заводской
ул. К. Заслонова
пер. Заречный
ул. Заречная
пер. Зеленый
ул. Золотина
пер. Индустриальный
ул. Интернациональная
пер. Интернациональный
ул. Каменского
пер. Каменского
ул. Карьерная
пер. Карьерный
2-й пер. Карьерный
3-й пер. Карьерный
ул. Карбышева
пер. Карбышева
ул. Керамичная
ул. Кирова
пер. Кирова
ул. Котовского
пер. Котовского
ул. Колхозная
пер. Колхозный
2-й пер. Колхозный
пер. З. Космодемьянской
ул. Кирпичная
пер. Кирпичный
2-ой пер. Кирпичный
проезд Кирпичный
пер. Кольцова
ул. Кольцова
пер. Коммунальный
ул. О. Кошевого
пер. Кооперативный
пер. 2-ой Кооперативный
ул.Комсомольская
пер. Комсомольский
ул. Коммунистическая
ул. Краснознаменная
ул. Крупской
ул. Красноармейская
пер. Красноармейский
ул. Куйбышева
пер. Куйбышева
2-й пер. Куйбышева
ул. Курчатова
ул. Клубная
пер. Клубный
ул. им. Б.И. Ковзана
ул. Лазо
пер. Лазо
ул. Ленина
пер. Ленина
ул. К. Либкнехта
ул. 1-я Линия
ул. 2-я Линия
ул. 3-я Линия
ул. 5-я Линия
ул. Ломоносова
ул. Р. Люксембург
пер. Р. Люксембург
ул. Логачёва
пер. Логачёва
площадь им. Ленина
пер. 8-го Марта
ул. Маяковского
пер. Маяковского
ул. 1 Мая
проезд 8-го Марта
ул.Минская
ул. Мира
ул. Могилёвская
пер. Могилёвский
ул. Мозырьская
1-й пер. Мозырьский
2-й пер. Мозырьский
ул. Молодёжная
пер. Молодежный
бульвар Молодёжный
ул. Мясникова
пер. Мясникова
ул. Малая
ул. Масловского
ул. Набережная
пер. Набережный
2-й пер. Набережный
пер. Непогодина
ул. Н. Быт
ул. Ново-Станционная
ул. Ново-Крайняя
пер. Ново-Крайний
2-й пер. Ново-Крайний
ул. Ново-Березинская
ул. Ново-Строительная
ул. Обводная
пер. Обводный
ул. Октябрьская
пер. Октябрьский
пер. Осипенко
ул. Островского
ул. 50 лет Октября
ул. Озерная
пер. Осоавиахима
ул. Московская
пер. Московский
ул. Партизанская
ул. Парковая
пер. Парковый
проезд Парковый
ул. Панфилова
пер. Панфилова
ул. Первомайская
пер. Переездный
1-й пер. Переездный
2-й пер. Переездный
3-й пер. Переездный
пер. Песчаный
2-ой пер. Песчаный
ул. Пионерская
пер. Пионерский
ул. Полоцкая
пер. Полоцкий
пер. Полевой
пер. Пожарный
ул. Полесская
пер. Полесский
ул. Пригородная
пер. Пригородный
ул.Пролетарская
пер. Привокзальный;
ул. Прибыльского
ул.Пушкина
пер. Подгорный
пер. Пограничный
ул. Пограничная
ул. Емельяна Пугачева
пер. Радищева
ул. Степана Разина
пер. Революционный
ул. Речная
пер. Речной
ул. Рогачёвская
пер. Рогачёвский
2-й пер.Рогачёвский
проезд Рогачёвский
2-ой проезд Рогачевский
3-ий проезд Рогачёвский
ул. Ручейная
пер. Ручейный
проезд Ручейный
3-й проезд Ручейный
2-й проезд Ручейный
ул. Садовая
пер. Садовый
ул. Свердлова
пер. Свердлова
ул. Светлогорская
ул. им. А.Ф. Семёнова
ул. Советская
ул. Социалистическая
ул. Спартаковская
пер. Спартаковский
ул. Станционная
пер. Станционный
проезд Станционный
пер. Стадионный
ул. Строительная
пер. Строительный
пер. Суворова
пер. Селезнёва
пер. Снежный
проезд Светлогорский
1-й пер. Светлогорский
2-й пер. Светлогорский
ул. Толстого
пер. Толстого
ул. Труда
пер. Труда
ул. Тухачевского
пер. Тухачевского
пер. Транспортный
ул.Урицкого
ул. Фрунзе
пер. Фрунзе
ул. Фурманова
пер. Халтурина
ул. Халтурина
ул. Циалковского
пер. Циалковского
ул. Чапаева
пер. Чапаева
проезд Чапаева
пер. Червоный
ул. Чонгарская
ул. К. Чорного
ул. Школьная
пер. Школьный
ул. Шмидта
пер. Шмидта
ул. Щорса
ул. Энгельса
ул. 9 Января
пер. 9 Января
проспект Георгиевский
проспект Генерала Багратиона
ул. Кутаисского Полка
ул. Крепостной Вал
ул. Карла Берга
ул. Историческая
ул. Генерала Игнатьева
ул. Декабристов
ул. Ботаническая
ул. Массонова
ул. Карла Оппермана
ул. Теодора Нарбута
ул. Дунина-Марцинкевича
шоссе Рогачёвское
пер.Ватутина

ул. Бахарова
ул. Ванцетти
ул. Гоголя
ул. Жуковского
ул. Крылова
ул. 6-я Линия
ул. К. Маркса
ул. Рабочая ­
ул. МОПРа
ул. Сакко
пер. Бахарова
ул. Баумана
пер. Баумана
проезд Баумана
ул. Березина
пер. 50лет БССР
ул. им. Генерала Батова
ул. Белинского
ул. Березовская
ул. Борисовская
пер. Борисовский
ул. Богушевича
пер. Богушевича
ул. Брестская
ул. Беляева
ул. Марии Бобровой
ул. Вавилова
пер. Вавилова
ул. Ворошилова
ул. Высокогорная
ул. 50 лет ВЛКСМ
ул. Глинки
1-й пер. Глинки
2-й пер. Глинки
ул. Гомельская
пер. Гомельский
ул. Гончарная
пер. Гончарный
ул. Платона Головача
пер. Платона Головача
ул. им. С.А. Горелика
ул. Гродненская
пер. Гродненский
ул. Грибоедова
проезд Грибоедова
ул. Гайдара
ул. Глусская
ул. Гагарина
ул. Гастелло
ул. Герцена
пер. Дальний
1-й пер. Дальний
2-й пер. Дальний
3-й пер. Дальний
4-й пер. Дальний
5-й пер. Дальний
пер. Декабристов
пер. Дорожный
2-й пер. Дорожный
ул. Доватора
пер. Доватора
ул. Дунаевского
1-й пер. Дунаевского
2-й пер. Дунаевского
проезд Дренажный
ул. им. Днепровской флотилии
ул. Еловики
ул. Загородная
пер. Загородный
2-й пер. Загородный
ул. Заря
ул. Западная
пер. Запасной
ул. Звезда
проезд Звездный
ул. Я. Коласа
ул. Коллективная
ул. Крестьянская
пер. Крестьянский
ул. Кутузова
пер. Кутузова
пер. Я. Купалы
ул. Киселевичская
пер. Киселевичский
ул. КИМа
ул. Кленовая
пер. Короткий
ул. Комбинатская
1-й пер. Комбинатский
2-й пер. Комбинатский
3-й пер. Комбинатский
проезд Комбинатский
ул. Комарова
1-й пер. Комарова
2-й пер. Комарова
3-й пер. Комарова
пер. П. Коммуны
ул. Лесная
пер. Лесной
2-й пер. Лесной
ул. Лермонтова
пер. Лермонтова
2-ой пер. Лермонтова
ул. 7-я Линия
ул. 8-я Линия
ул. 9-я Линия
ул. 1-я Луговая
ул. 2-я Луговая
ул. 3-я Луговая
проезд Луговой
ул. М. Лынькова
ул. Лепешинского
ул. Лесопарковая
ул. Макаренко
ул. Можайского
ул. Молоковича
ул. Майская
проезд Майский
ул. Мебельная
пер. Мебельный
ул. 9-го Мая
пер. К. Маркса
пер. Матросова
ул. Менделеева
пер. Менделеева
ул. Механизаторов
1-й пер. Механизаторов
2-й пер. Механизаторов
3-й пер. Механизаторов
ул. Менжинского
пер. Менжинского
пер. Мичурина
пер. МОПРа
ул. Нагорная
1-й пер. Нагорный
ул. Нахимова
пер. Нахимова
1-й пер. Нахимова
2-й пер. Нахимова
пер. Нестерова
ул. Некрасова
пер. Некрасова
ул. Ново-Шоссейная
пер. Одерихо
ул. 40 лет Октября
пер. 40 лет Октября
1-й пер. 40лет Октября
2-й пер. 40 лет Октября
1-й пер. Ольховый
2-й пер. Ольховый
ул. Орловского
ул. Орджоникидзе
ул. Оранжерейная
1-й пер. Промышленный
2-й пер. Промышленный
ул. Профсоюзов
пер. Профсоюзов
ул. Путейская
1-й пер. Путейский
2-й пер. Путейский
3-й пер. Путейский
4-й пер. Путейский
ул. Поселковая
пер. Пирогова
ул. Прилукская
бульвар Приберезинский
ул. Павлова
ул. Попова
ул. Ползунова
пер. Ползунова
пер. Марины Расковой
пер. Рабочий
ул. Репина
пер. Репина
1-й пер. Рылеева
2-й пер. Рылеева
ул. Рябиновая
проезд Ревинского
ул. Ревинского
пер. Резервный
ул. Рокоссовского
ул. Седова
пер. Седова
ул. Северная
пер. Северный
ул. Семисалов
пер. Семисалова
пер. Слуцкий
1-й пер. Слуцкий
2-й пер. Слуцкий
пер. Ю. Смирнова
ул. Сикорского
ул. 10 съезд Советов
ул. Слободская
пер. Смолячкова
пер. Сосновый
пер. Светлый
пер. Степной
ул. Солнечная
ул. Славянская
проспект Строителей
ул. Товарная
пер. Товарный
пер. Тикоцкого
пер. Тургенева
ул. Тихая
ул. Тельмана
пер. Тимирязева
пер. Толбухина;
пер. Учительский
ул. Ульяновская
пер. Урожайный
ул. Урожайная
1-й пер. Урожайный
ул. Фадеева
ул. Фабричная
1-й пер. Фабричный
2-й пер. Фабричный
3-й пер. Фабричный
ул. В. Хоружей
пер. В. Хоружей
2-й пер. В. Хоружей
пер. Б. Хмельницкого
ул. Б. Хмельницкого
пер. Цветочный
ул. Цветочная
проезд Цветочный
ул. Чайковского;
пер. Чайковского
2-й пер. Чайковского
ул. Л. Чайкиной
ул. Чаплыгина
1-й пер. Чаплыгина
2-й пер. Чаплыгина
ул. Чехова
ул. Черняховского
ул. Черепичная
пер. Черепичный
1-й пер. Черепичный
2-й пер. Черепичный
3-й пер. Черепичный
4-й пер. Черепичный
ул. Чкалова
пер. Чкалова
1-й пер. Чкалова
2-й пер. Чкалова
3-й пер. Чкалова
ул. К. Чёрного
проезд Черепичный
ул. Шевченко
ул. Шинная
пер. Шишкина
ул. Широкая
пер. Широкий
ул. 2-я Широкая
ул. 3-я Широкая
ул. Юбилейная
1-й пер. Юбилейный
2-й пер. Юбилейный
пер. Южный
ул. Южный
ул. Энергетиков
ул. Наумова
ул. Ливенцева
ул. Панова
ул. Кобякова
ул. Наро-Фоминская
ул. Владимирская
ул. Севлиевская
ул. Пуховская
бульвар Сокольники
ул. Тенистая
пер. Тенистый 1-й
пер. Тенистый 2-й
шоссе Минское

Одна из старейших центральных магистралей столицы. Расположена между улицей Бобруйской в районе Привокзальной площади и улицей Янки Купалы у парка Горького. Своё название получила в 1934 году в честь Сергея Мироновича Кирова*. Ранее это были две самостоятельные улицы: назывались Михайловская** (позднее — 11 июля — в этот день в 1920 году Красная армия освободила Минск от польских войск) и Магазинная*** (позднее — Университетская).

1950-е

По легенде, «в 1945 году Сталин, следуя поездом на Потсдамскую конференцию, остановился на вокзале в Минске и увидел вокруг полную разруху. Он сказал, что главной и самой красивой улице города быть здесь, и пошел в вагон».

Архитектурный комплекс с башнями в стиле ампир построили в 1953-м по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко. В этих домах селили железнодорожников.

«Минские ворота», фото Воложинского В.Г. 08.06.2010

После войны в 1945 году в Минске производили археологические раскопки на замчище. Археологи нашли деревянные конструкции, которые, как считается, были въездными воротами в город. Архитекторы решили использовать эту находку археологов в архитектуре при создании парадного въезда в город со стороны железнодорожного и автобусного вокзалов. Башни-близнецы стали символизировать те старинные исторические ворота Минска.

Реконструкция въезных ворот в город по Э.Загорульскому.

На одной из башен установлены трофейные немецкие часы — самые большие в Беларуси. Диаметр циферблата — более 3,5 м. Другую башню венчает литой герб БССР. Украшают здания скульптуры партизанки, колхозницы, инженера и солдата. В 1970-е годы их демонтировали из-за износа материала, но в 2004-м воссоздали и вернули на место.

По ул. Кирова, 5 сохранилось здание конца 19-начала 20 вв.

Сегодня на ул.Кирова, 5 находится суд ЕврАзЭС. Фото Воложинского В.Г. 26.09.20121950 г.

Здание построено в 90-е годы XIX века, по другим данным, в 1902-1903 годах, как трехэтажный частный дом с мезонином. Первоначально здание возвели как доходный дом, но после того как в 1913 году поменялись владельцы, решили разместить в нем женскую гимназию.

В период немецкой оккупации 1941-1944

В нем размещалась гимназия Рейман (Елизавета Дмитриевна Рейман была женой российского офицера). Это было одно из самых престижных и дорогих учебных заведений Минска. Помимо образовательных предметов гимназисток обучали пластике и танцам. Девочки здесь не только учились, но и жили. Гимназия работала до начала 1920-х годов, после в здании также находились учебные заведения.

Между третьим и четвертым этажами по всему периметру здания проходят ниши, в них первоначально размещались фрагменты фресковой живописи. В довоенное время они были украшены изображениями советской символики и символики знаний (фото отсюда: https://minsk1067.livejournal.com/315611.html).

Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015

По соседству – Михайловский сквер со знаменитыми скульптурами Владимира Жбанова.

Фото Воложинского В.Г. 26.09.2012

Раньше на этом месте бурлил Виленский рынок.

Виленский рынок Виленский рынок, 1919 г. «Доска почёта колхозов» в сквере на углу улиц Ленинградской и Сврдловской (ныне-Свердлова), 1940 г. Фото из книги І.Куркоў «Мінск незнаёмы: 1920-1940″. Мінск.»Ураджай». 2002

Напротив находится «Подкова» — здание построенное в 1952 году по проекту архитекторов Рубаненко, Голубовского и Корабельникова. Своё название дом получил из-за изогнутой формы.

Жилой дом принадлежал Министерству мясной и молочной промышленности БССР, и на первом этаже имелся специализированный магазин «Мясо». На фото утренний развоз продуктов — молока и мяса — кадры из документального фильма 1954 года «Новый Минск».

Утренний развоз продуктов. Кадр из документального фильма. Утренний развоз продуктов. Кадр из документального фильма. Дом-подкова был украшен неоновой конструкцией «Покупайте мороженое Минского молочного комбината». Утренняя помывка «Подкова», фото Воложинского В.Г. 31.05.2008

Еще одно здание, сохранившееся до наших дней — дом Ядвиги Костровицкой, сестры председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича (выделившего деньги на строительство Красного костела в Минске). Построено в 1911 г. в стиле модерн по проекту архитектора О. Краснопольского.

Фото Воложинского В.Г. 31.05.2008

На 1-м этаже располагалось управление Либаво-Роменской железной дороги, аптека, общество взаимопомощи железнодорожников, на остальных — жилые помещения. Перед началом Первой мировой войны второй этаж был отведен под курсы сестер милосердия. В здании также находилась гимназия Левицкой.

Здесь находилось управление Либаво-Роменской железной дороги

Следующее здание — гостиница Crowne Plaza, бывшая «Беларусь», построенная в 1934-38 гг..

Фото Воложинского В.Г. 31.05.2008 Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015 Гостиница «Беларусь», архитектор А. Воинов. Здесь был отличный ресторан, бильярд и комфортные номера. Предназначалась она для высших чиновников, которые приезжали в столицу.

Хорошо известна фотография, на которой минчане кормят голубей на фоне парадного входа в гостиницу.

В 1953 году ансамбль улицы украсило здание Министерства сельского хозяйства и продовольствия в стиле сталинского ампира.

Здание Министерства сельского хозяйства. Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015 Министерство сельского хозяйства БССР, 1950-е

Рядом здание былого Областного комитета Коммунистической партии, 1956 г. постройки. Сейчас здесь исполком СНГ.

Сейчас здесь исполком СНГ. фото Воложинского В.Г. 19.08.2014 Здание Областного комитета Коммунистической партии БССР, 1950-е. Здание Областного комитета Коммунистической партии БССР Фото Воложинского В.Г. 08.09.2011 Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015 Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015

Стадион «Динамо», ул. Кирова, 8. Открыт в 1934 г.

Фото Воложинского В.Г. 09.02.2015

Во время его возведения снесли старое еврейское кладбище, где были похоронены известные религиозные, политические и культурные деятели страны, в том числе и главный минский раввин первой половины XVIII века Йехиэль Гальперин (1660-1746) — выдающийся историк, библиограф и каббалист. Имя этого человека известно на весь мир: он один составил историю евреев от начала мира до своего времени. Прозвище «Седер аДорот» Йехиэль Гальперин получил по названию своего известного труда — «Седер аДорот», что переводится как «Порядок поколений» или «Хронология поколений». «Хронология поколений» по сей день изучается в иудейских университетах.

Центральный вход на стадион

Вид на улицу Кирова в сторону Министерства иностранных дел Республики Беларусь и «Президент-отеля».

Фото Воложинского В.Г. 19.08.2014 Фото Воложинского В.Г. 12.08.2014 Фото Воложинского В.Г. 12.08.2014 Фото Воложинского В.Г. 22.08.2008 «Президент-отель», фото Воложинского В.Г., 07.05.2016. Фото Воложинского В.Г. 08.09.2011 Фото Воложинского В.Г. 08.09.2011 Фото Воложинского В.Г. 08.09.2011

По проекту архитекторов Александра Воинова и Владимира Вараксина построено здание для ЦК КПБ, в котором с 1990-х размещается Администрация Президента Беларуси. На улицу Кирова выходит тыльная сторона здания (Кирова, 43).

На ул. Кирова оно выходит тыльной стороной. Фото Воложинского В.Г. 18.09.2014

Комплекс бывшей Ленинской библиотеки. Здание возведено по проекту архитектора Георгия Лаврова в 1932 году в стиле конструктивизма.

Фото Воложинского В.Г. 22.12.2008 В этом здании школа находится с 1936 г. Здание средней школы № 4.

Спуск по Кирова к парку Горького.

Фото Воложинского В.Г. 01.10.2007

Примечания
*Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия — Костриков; 15 марта 1886г., Уржум, Вятская губерния — 1 декабря 1934г., Ленинград) — русский революционер, советский государственный и политический деятель. 1 декабря 1934 года был убит. Убийство Кирова послужило поводом для начала массовых репрессий в СССР, известных как «Большой террор». После его смерти во всём Советском Союзе в его честь стали называть фабрики и заводы, улицы и города, пионерские организации, трудовые коллективы. В Минске в его честь названы улица и завод.

**Михайловская улица появилась в результате прохождения железной дороги через Минск и строительства в 1873 году Виленского (Либаво-Роменского) вокзала. Это самый старый участок улицы Кирова, пролегающий от нынешней привокзальной площади до улицы Свердлова.

***Магазинная улица. «Магазинами» раньше называли склады, которых на улице было великое множество. Говоря современным языком, это была «оптовая база» того времени. Именно склады и дали название улице.

0 0 0 0 0 Оценить У улицы Мичурина было шесть названий

У улицы Мичурина было шесть названий

Кораблями из минувшего плывут её дома,

Будто это и не улица – история сама.

Б. Окуджава Сегодня в Саратове свыше тысячи пятисот названий улиц и переулков. 130 из них – в честь выдающихся общественных и государственных деятелей, 40 связаны с именами защитников Отечества. Но начиналась саратовская топонимика совсем с других названий.

Юлия Шишкина, Дмитрий Козенко

Шелковичная без шёлка

Первые улицы Саратова были спроектированы в 1674 году. Их было три: Московская, Царицынская (потом Большая Сергиевская, нынешняя Чернышевского) и Покровская (ныне Лермонтова). Рос город, увеличивалось количество улиц, но многие из них оставались безымянными. Названия стали появляться после пожара 1811 года и при застройке города по новому плану.

К середине XIX века в центре Саратова появляются улицы Мясницкая, Тулупная, Кузнечная, Соляная, Сретенская и др.

Любопытна история названия улицы Шелковичной, которая сейчас проходит через весь город. В XVII веке царское правительство хотело организовать в Нижнем Поволжье собственную сырьевую базу для развития шёлкоткацкого производства. В 1764 году французу Антону Вердье отвели для этой цели плантацию под Саратовом в 60 десятин и выделили деньги. В пяти верстах от Лысой Горы посадили тутовые деревья и создали фабрику. Но дела у Вердье шли плохо, и в 1766 году плантация и фабрика перешли в руки саратовского купца Шехватова. И у него с шёлком не задалось. Тогда городской магистрат устроил здесь небольшую, в одну десятину, плантацию, но шёлка получали мало, и скоро его производство совсем прекратилось. Улица, которая пролегла на месте плантации тутовых деревьев и фабрики шёлка, стала называться Шелковичной.

У всех спуски, а у нас взвозы!

Дореволюционные улицы разделялись по нескольким критериям. По составу населения, профессиональному признаку: Армянская, Цыганская, Казачья, Мясницкая, Кузнечная. Под влиянием церковных названий: Большая и Малая Сергиевская (Чернышевского и Мичурина), Троицкий взвоз, Ильинская, Часовенная (Челюскинцев). По географическому фактору: Белоглинская (от названия протекающей по соседству речки), Горная, Валовая. По фамилиям известных домовладельцев или купцов: Бахметьевская, Живодёрова, Панкратовская, Обуховская. Были и улицы-тракты, ведущие из города: Московская, Астраханская, Вольская.

Спецификой Саратова было наличие взвозов– крутых подъёмов от берега Волги, по которым поднимались от волжских пристаней повозки, гружённые поклажей. От Ржева до Астрахани улицы, спускающиеся к Волге, называют съездами или спусками и лишь в Саратове – взвозами! 150 лет назад взвозов тут было множество: Казанский, Часовенный, Троицкий, Воздвиженский, Армянский, Приютский, Гимназический, Бабушкин, Родионовский, Провиантский, Шмидтовский и т. д.

Щетининский взвоз иногда называли Живодёрским. Только сюда, в целях сохранения чистоты прочих мест, разрешалось привозить на продажу или увозить животных, живых или уже забитых. Сегодня на месте этого взвоза – небольшая площадь и памятник Юрию Гагарину.

А от Армянского взвоза (ныне улица Октябрьская) начинались вниз по Волге береговые участки, которые городские власти сдавали в аренду под пассажирские пристани сроком на 5–6 лет, после чего аренду следовало возобновлять. Поэтому пароходные пристани в Саратове в разные годы могли располагаться по-разному, в зависимости от того, кто какой участок берега взял на очередной срок в аренду. Армянской улица, а следственно, и взвоз, стала так называться потому, что в начале XIX века на ней стали селиться купцы-армяне, скупавшие в Саратове для отправки в Персию значительное количество хлеба и овса.

Сейчас в Саратове сохранились лишь Бабушкин и Князевский взвозы, все остальные влились в улицы и стали их частью.

Была Навозная – стала Зарубина

Вообще, до октября 1917 года переименования улиц были достаточно редки. Исключение – Немецкая улица. Уже в 1883 году саратовская дума решила переименовать её в честь героя турецкой кампании генерала Михаила Скобелева. Тогда предложение не поддержали в верхах. А вот после смены власти, с 1917 года Немецкая стала улицей Республики, пока в марте 1935 года не получила имя коммуниста Кирова.

Смена уличных названий в Саратове – своеобразный барометр политической жизни в стране. На каждое крупное историческое колебание реагировали идеологически правильной табличкой. Можно условно выделить четыре волны переименования улиц в Саратове.

Первая волна(1918–1927 гг.): в рамках классовой борьбы отменялись все старорежимные «царские» названия. Например, Полицейская стала Октябрьской, Введенская – Революционной, Губернаторская – Степана Разина. Новые таблички символизировали замену старых идеалов на новые, провозглашённые Лениным и большевиками.

Вторая волна(1913–1941 гг.) ознаменовалась антицерковной пропагандой и увековечиванием героев революции, гражданской войны и боёв с фашистами в Монголии, Испании и т. д. Именно тогда Ильинская стала улицей Чапаева, Угодниковская – Ульяновской, а Камышинская начала носить имя воздушного аса, Героя Советского Союза Виктора Рахова.

Третья волна(конец 1950-х – 1960 гг.) затронула те улицы, которые не попали под две предыдущие волны. Переименовывали под события или юбилеи. Улица Соляная получила имя героя-космонавта Алексея Леонова, Кирпичная – Героя Советского Союза Ивана Посадского, а улица Печальная – фронтовика Анатолия Серова.

Четвёртая волна(1991–1993 гг.): пришла мода на возврат к историческим корням. Саратовцам пришлось привыкать, что площадь Фрунзе, как встарь, Ильинская, проспект Ленина – Московская, а улица Антонова – Саратовского снова Соколовая. Вернулись на карту Саратова Большая Казачья, Провиантская, Бабушкин взвоз, Театральная площадь, Мясницкая и многие другие.

Но полностью изживать наследие советских времён не стали – так и остались в городе привычные улицы Советская, Чапаева, Чернышевского. А вот из названия саратовского пешеходного проспекта получился гибрид: в 1992 году малый совет по историко-культурному наследию города вернул историческое название, оговорив двойное «Проспект Кирова – Немецкая улица». Однако в 1993 году мэр Юрий Китов утвердил лишь советский вариант.

Среди саратовских улиц есть настоящие рекордсмены по смене табличек. Например, нынешняя улица Мичурина (изначально Малая Царицынская) в разные времена называлась Малая Сергиевская, Верхняя Сергиевская, Малая Никольская, Панкратовская, Культпоходовская. Современная Лермонтова была Покровской, Музейной, Пароходной. А улица имени Героя Советского Союза Владимира Зарубина встарь была известна как Навозная, Овражная, Глебовская, Нижняя.

Герои нашего времени

Довольно активно вносил изменения в карту города губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. В 1997 году, чтобы увековечить вклад воспитанников танковых училищ Саратова в победу над фашистами, улицу Городскую и Астраханский переулок с лёгкой руки губернатора переименовали в улицу Танкистов и водрузили там на пьедестал танк Т-34. По инициативе губернатора вокруг памятника Столыпину появилась одноимённая маленькая площадь. В те же времена несколько кварталов улицы Первомайской в районе недостроенного ТЮЗа назвали улицей Юрия Киселёва.

Есть примеры из скороспелых акций. Так, в 2001 году, в преддверии вероятного визита в Саратов Александра Лукашенко, Предмостовую площадь срочно переделали в Славянскую. Но название не прижилось – маршрутки так и ездят с названием «Предмостовая».

Чуть позже в Саратов прилетают депутаты Европарламента, и городские чиновники встречают их за воротами аэропорта с новенькой табличкой «Площадь Совета Европы». На самом деле эта «площадь» – не что иное, как бывшее автобусное кольцо.

В наши дни переименование улицы – крайне редкое событие, в 2000-е такие моменты можно пересчитать по пальцам. Например, горожанам надоело жить по адресу «Воскресенское кладбище», и они обратились в комиссию с просьбой дать улице имя мещанина Алексея Пичугина. В 2007 году улицу Полковую в Ленинском районе переименовали в улицу имени основателя саратовской системы бездефектного труда Бориса Дубовикова. Предложение поступило из саратовского центра стандартизации. Из последних переименований: улица Революционная стала носить имя прокурора Евгения Григорьева. Занимается переименованием и присвоением имён улицам специальная комиссия по топонимике, в которую входят чиновники, краеведы, общественники.

Карта Саратова 2010 года представляет собой причудливую смесь из исконных исторических названий, советских, привнесённых и совсем новых, зачастую незамысловатых. Относительно недавно в новых жилых кварталах Саратова появились улицы Малиновая, Абрикосовая, Жемчужная, Звёздная, Счастливая. За этими названиями нет ни истории, ни глубины, ни тайны. Да и с табличками в Саратове беда: например, таксисты и врачи скорой помощи жалуются на лабиринты одинаковых по виду улиц в посёлке Юбилейном.

***

Присвоение названий городским улицам иногда приводило к весьма неожиданным результатам, совсем не тем, которых добивались инициаторы. Например, где-то в начале 70-х решили переименовать Бабушкин взвоз. Кому-то пришла в голову сохранить созвучие со старым названием. И в один не самый прекрасный день саратовцы узнали, что теперь в городе есть взвоз имени Бабушкина. (Иван Бабушкин был профессиональным революционером, погибшим в 1906 году.) Дабы поскорее внедрить в головы горожан новое название, обязали водителей «четвёрки» – троллейбусного маршрута – обязательно объявлять эту остановку. Едешь в троллейбусе – водитель молчит как рыба. Подъезжаешь к взвозу – водитель, не скрывая раздражения, говорит в микрофон: «Взвоз имени Бабушкина».

Реакция пассажиров была совсем не той, на которую рассчитывали наследники революционных идей.

– Какой дурак придумал?

– Что хотят, то и делают!

– Глупость какая-то!

Реакция народных масс каким-то образом дошла до власть имущих, новое название, так и не прижившись, тихо исчезло.

Вообще-то, Бабушкиным взвоз назвали по той причине, что именно по нему направлялись старушки на пристань, чтобы отправиться по святым местам. Налицо было столкновение двух идеологий. И победила вовсе не коммунистическая.

Другая история. Вольскую, чтобы показать силу дружбы с Чехословацкой социалистической республикой, переименовали в Братиславскую. Сделали это летом. И вот, после отдыха в университетском лагере на острове Чардым ехал в троллейбусе преподаватель филфака Олег Иванович И. О переименовании он не знал. И когда услышал новое название улицы, сначала опешил, а потом и возмутился.

– Какая такая Братиславская! Вот раньше было прекрасное название – Вольская. В этом слове и Волга, и воля!

Громкие разговоры о воле насторожили некоторых пассажиров. Возможно, они на бывшей Вольской, а ныне Братиславской и работали в большом сером здании. Завязался спор. Как говорили, с рукоприкладством. Олег Иванович и прежде слыл среди студентов человеком со странностями, так что этой истории или легенде никто на филфаке не удивился. Хотя закончилось всё достаточно печально. Наш преподаватель попал на лечение в нервную клинику, или, как тогда говорили, на Кутанинскую дачу. Вернулся на факультет уже к концу второго семестра совсем другим человеком – тихим и благосклонным к студентам. А улице вернули прежнее название уже в 90-е годы.

***

(Текст подготовлен по материалам книги Александра Паркина «Саратов на рубеже XIX–XX веков» и исследования студента исторического факультета СГУ Александра Касовича «Улицы Саратова: старые и новые названия»)

Киров, 6 июля 2018, 08:11 — REGNUM В поисках идентичности и создания уникального бренда город Киров, как и Кировская область, вполне могут сменить название. Такая мысль допускается во властных кругах. Наиболее благозвучным и узнаваемым было бы, по их мнению, название Вятка и Вятский край. Данное мнение поддерживается некоторыми кировчанами, но пока не большинством, и чаша весов пока перевешивает не в пользу десоветизаторов и сторонников ребрендинга территории.

Герб города Киров

«Вятка у нас звучит повсеместно и во многих названиях присутствует. Город стоит на реке Вятке. Но для многих уже устоялось название Киров, Кировская область. Если вспомнить древнее название Хлынов, то часто напоминается из словаря Даля значение слова «хлын» — так разбойников на Руси называли. Поэтому, если переименовывать, то в Вятку. Нам здесь это слово понятное и близкое. Что касается целесообразности переименования… Если оно и будет, то не в ближайшие год-два. Мы здесь живём небогато, чтобы кидать деньги на ветер. Мои знакомые именно так относятся к подобным инициативам. Это не металлургический Урал и не нефтяной регион, алмазы не добываем. Был у нас губернатор Никита Белых, который был сторонником переименования Кирова в Вятку. Вроде как для туристической привлекательности области. Но не успел — в местах не столь отдалённых сейчас», — рассуждает кировчанка в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM.

Не против возвращения к вятским корням и глава города Кирова Елена Ковалёва. Ещё в ноябре 2017 года на «Неделе рекламы на Вятке» она высказалась за Вятский край, как возможное название области.

«Действительно, Вятка — это наше всё. Есть, что вспомнить. Многие наши производители используют в названиях «Вятка», «Вятушка». Но переименовывать город Киров в Вятку на сегодняшний день не стоит. Почему бы Кирову не стать столицей Вятского края? Упоминание Вятского края действительно характеризует регион. Многие наши производители используют производные слова «вятский» в своих названиях», — высказалась глава города.

Вернуть прежнее название Вятка Кирову местные общественники и политики пытаются с 1993 года. Но тогда на референдуме старое название поддержали около 30% населения. К вопросу переименования вновь вернулись в 1997 году. Но мнение кировчан осталось неизменным — они хотели жить в Кирове и Кировской области. Была попытка вернуться к Вятке в феврале 2008 года внесением проекта в городскую думу. Но идея была отклонена местными депутатами. Активно за переименование города и региона с 2009 года ратовал бывший губернатор Никита Белых. Но кировчане настойчиво упирались — общественное мнение ему переломить не удалось. Отметим, что в декабре 2015 года Никита Белых провёл в социальной сети в интернете опрос о переименовании Кирова в Вятку или Хлынов и 67% респондентов высказались против смены названия.

Читайте ранее: Свердловская область может стать Уральской, а Киров — Вяткой?

Противники переименования Кирова в Вятку аргументируют свою позицию популизмом отдельных чиновников и политиков, которые отвлекают внимание людей от плачевного экономического и социального состояния области разговорами о возвращении к корням. Под статьёй о деятельности движения «Возрождение Вятки», которое ратует за возвращение городу дореволюционного названия, на портале «Свой Кировский.ру» жители города оставили массу гневных комментариев.

«Киров — это напоминание о некогда бурно развивающемся индустриальном и научном городе, высоком образовании, росте численности населения и росте благосостояния трудящихся граждан области и города. Так что нет, быть Кирову, пока люди этого сами хотят! Если жители Свердловска были согласны с переименованием, то жители Ульяновска и Кирова нет! А давайте по вашей логике обратно переименуем и Париж — в Лютецию, Стамбул — в Константинополь, Токио — в многостолетний Эдо, Пекин — в Пейпинг, Осло — в Кристианией. Нет уж, хватит, мы это всё прошли», — пишет один из противников идеи переименования.

Кировчане возмущаются разрушением исторического центра. Вернуться к истокам? Каким? «Бред — этот ваш «туристический бренд», — говорят кировчане в соцсетях.

«Конечно, можно вернуть имя, но, увы, уже не вернуть Вятку. Её просто нет. Она уничтожена. Нет ни исторического центра — кремль снесён. Нет Вятки купеческой — остались несколько особняков, да и те уже перестроены или на ладан дышат. Вернуть имя несуществующему городу разве не абсурд? Прежде, чем возвращать имя, нужно вернуть тот город, который грел душу Герцена, Салтыкова и Грина. Нужно восстановить храмы, разрушенные варварами, нужно сохранить то, что ещё осталось. Например, дом Чарушина. Вот чем надо заниматься. А не самопиаром на дореволюционном имени города», — считает другой житель города.

Местные политики продолжают осторожничать в вопросе переименований. На встрече с инициативной группой кировчан, желающих называться вятичами, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков заявил 18 мая 2018 года, что нужно работать с общественным мнением, если они хотят добиться своей цели — переименования территории.

«Этот вопрос крайне важен и он не должен становиться предметом политического торга или выяснения отношений между различными инициативными группами. Вопрос о том, как будет называться город, должны решать исключительно его жители. Нужно слушать и слышать людей. Активистам следует не заручаться поддержкой различных административных органов, а активнее интересоваться мнением людей, доносить до них свои идеи», — заявил спикер регионального парламента.

Напомним, город Киров с 1457 года официально назывался Хлынов во имя протекающей неподалёку речки Хлыновицы. В 1780 году по указу императрицы Екатерины II город был назван Вяткой, вновь в честь реки. После убийства революционного деятеля Сергея Кострикова, носившего псевдоним Киров, город был переименован 5 декабря 1934 года в Киров.

Читайте ранее в этом сюжете: Глава Кирова против Вятки, но за Вятский край

Читайте развитие сюжета: «Вятский край возможен, но Киров — оставить!»: мнение о переименовании

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *