Улучшение демографической ситуации

Реализация национального проекта «Демография», предусматривающего в том числе оказание поддержки семьям с детьми, — не отдельное направление увеличения численности населения. На эту цель работает вся экономика, так как от повышения благосостояния зависит уровень уверенности семей, заявил Владимир Путин.

Реклама

«Нужно повышать уровень жизни людей, добиваться роста заработных плат и реальных доходов населения. От уровня экономики будет зависеть общее настроение людей и планирование семей, горизонта планирования. Конечно, мы должны добиваться, чтобы детям уделяли особое внимание», — рассказал президент.

«У нас стало меньше людей, мужчин и женщин. Но мужчины детей не рожают, женщины рожают. Поэтому хочу сказать вам последние данные. У нас за предыдущие несколько лет число женщин с 20 до 29 лет уменьшилось на 4,5 млн человек. Это объективные факторы», — сказал Путин.
В России было два крупных спада уровня рождаемости: уровень 1,1 рождений на женщину был в военные 1943-1944 годы и в 1999 году.

Нацпроект «Демография», реализация которого началась в 2019 году, одной из целей имеет увеличение рождаемости — число детей, рожденных одной женщиной, к 2024 году должно вырасти с 1,62 до 1,7.

«Нужно стремиться, чтобы коэффициент рождаемости повышался за счет вторых и третьих рождений», — сказал Путин.

На финансовую поддержку семей в нацпроекте «Демография» предусмотрена самая большая статья — почти 2,7 трлн руб. из 3,1 трлн руб.

Согласно нацпроекту, одна из мер поддержки — это ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка. Выплаты полагаются малообеспеченным семьям, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума. В 2020 году средний размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка вырастет на 7,1% и составит 12 тысяч рублей вместо нынешних 11,2 тысячи рублей. Эти пособия выплачиваются до достижения ребенком трех лет.

Расширены и возможности по использованию материнского капитала – эта программа действует с 2007 года, и на данный момент ее действие запланировано до 2021 года, однако высока вероятность, что программа будет продлена до 2024 года. С 1 января 2020 года материнский капитал будет проиндексирован на 3,8% до 466 617 рублей. На сегодняшний день размер материнского капитала составляет 453 тыс. рублей.

С июля также вступил в силу закон, предусматривающий выделение 450 тысяч рублей на погашение ипотеки многодетным семьям.

Помогать семьям будет и программа льготного ипотечного кредитования. Ипотека со ставкой 6% действует для семей, имеющих двух и более детей. Планируется, что к концу 2024 года количество кредитных организаций, выдающих такие жилищные кредиты, увеличится в 5 раз. А на Дальнем Востоке ипотеку для молодых семей решено сделать еще более простой — ставка по специальной программе составит 2%. По словам главы государства, для распространения этой программы на другие регионы нужно проанализировать ее действенность (правительство рассчитывает, что на Дальнем Востоке жилищные условия улучшат 8500 молодых семей).

Всего же нацпроект «Демография» включает в себя пять федеральных проектов. Помимо проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» это «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни». Как и другие нацпроекты, он является частью комплекса мер по улучшению социально-экономической ситуации, от которой в конечном итоге и зависит уверенность граждан в будущем своих детей. Для этого в том числе предусмотрена модернизация образования и здравоохранения.

«Сейчас по лекарствам, например, в отдельную категорию (чего раньше не было) вывели детские рецептуры и так далее», — напомнил Путин.

В целом же в мире есть только два способа решения демографических проблем, отметил президент. Это увеличение рождаемости, естественный прирост населения, и миграция. Они не взаимоисключающие.

«В Канаде, например, целое министерство работает, по-моему, занимается миграцией. Но что они делают? Они не просто всех подряд принимают, они принимают людей определённого возраста, здоровья и уровня образования. По большому счёту, нам нужно подходить именно так к миграционному притоку», — указал Путин.

И если белорусам, украинцам и молдаванам проще адаптироваться в России, то для граждан из стран Средней Азии необходимо открывать курсы по русскому языку, российские школы, филиалы вузов, чтобы и им было легче, и у граждан России не было раздражения.

«Но это не значит, что мы должны запретить людям переезжать, экономика требует притока мигрантов. А отсутствие должного количества людей на рынке труда и должной квалификации уже сегодня является объективным фактором сдерживания экономического роста. Но к этому нужно с умом подходить», — заключил президент.

Главная / Стратегия развития Красноярского края / Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года / Улучшение демографической ситуации

По численности населения Красноярский край – самый крупный субъект федерации на территории Сибири и Дальнего Востока. На начало 2016 года в крае проживало 2 866,5 тыс. человек, что составляет около 15% населения Сибирского федерального округа и 2% населения России. Территория края заселена слабо и крайне неравномерно. На юге края, на территории, занимающей порядка 10% площади региона, сосредоточена основная часть городов и населенных пунктов и проживает более 84% населения.

В последнее десятилетие в крае наблюдается положительная динамика важнейших демографических процессов: рост рождаемости, снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни (с 62,5 лет в 2000 году до 69,7 лет по предварительным данным 2015 года). С 2009 года в крае наблюдается тенденция положительного естественного прироста населения (0,1‰ — 1,7‰ в расчете на 1 тыс. жителей), при том, что в России сохраняются отрицательные значения на уровне -1,8‰ — 0‰.

Общее улучшение важнейших демографических показателей, тем не менее, не компенсирует в полной мере все негативные тенденции в этой сфере и не решает все накопленные проблемы. Несмотря на наметившуюся с 2011 года тенденцию роста общей численности населения края, сохраняется проблема депопуляции отдельных его территорий.

Больше всего теряют население малые городские поселения и сельские территории. Сокращается численность постоянного населения и в районах Крайнего Севера, однако в отличие от негативного процесса депопуляции малых городов и сельских территорий, сокращение населения на севере во многом является результатом целенаправленной политики всех уровней власти по переселению избыточного некоренного населения из суровых климатических зон в более благоприятные территории Красноярского края и страны.

Численность населения растет только в Центральном макрорайоне, муниципальные образования которого являются краевым и межрегиональным миграционным эпицентром. Внутрикраевая миграция еще больше увеличивает неравномерность заселения территории края.

С 2011 года показатель общего миграционного прироста населения Красноярского края стал положительным. При этом основным источником миграционного роста численности населения края выступает международная миграция из стран СНГ, которая не столько способствует улучшению качества населения, сколько несет потенциальные проблемы.

Что касается внутрироссийской миграции, то она ни по объему, ни по структуре не восполняет миграционную убыль постоянного населения края: удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста среди прибывших сокращается, а среди выбывших за пределы края – растет.

Таким образом в целом демографическая ситуация края характеризуется следующими положительными тенденциями: естественным и миграционным приростом населения, увеличением продолжительности жизни, оптимизацией структуры населения в северных территориях края и ростом численности населения в зоне влияния формирующейся Красноярской агломерации.

Вместе с тем существуют проблемы и негативные тенденции, влияющие на демографическую ситуацию в крае:

  • произошедшее в предыдущие десятилетия (1990-2010 годы) сокращение численности населения (на 10,2%);
  • ожидаемое сокращение в ближайшие годы в структуре населения доли женщин в фертильном возрасте и, как следствие, снижение рождаемости;
  • миграционная убыль населения в рамках внутрироссийской миграции;
  • обеспечение миграционного прироста за счет международной миграции, требующей дополнительных мер по этно-культурной и социальной адаптации мигрантов;
  • миграционные потери населения периферийными муниципальными образованиями края в пользу Красноярской агломерации, концентрирующей население;
  • высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте и населения в сельской местности, в том числе от внешних причин;
  • сохраняющееся отставание продолжительности жизни в крае от среднероссийских показателей (69,7 года – край, 71,4 года – РФ).

Целью демографической политики является создание условий для стабильного роста численности населения Красноярского края.

Направлениями региональной политики по решению демографических проблем в предстоящие годы будут:

  • повышение уровня рождаемости путем использования стимулирующих мер, включая меры по повышению качества медицинского обслуживания матерей и детей (дородовая диагностика, скрининг новорожденных, санаторно-курортное лечение детей и матерей, развитие вспомогательных репродуктивных технологий), меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей;
  • снижение уровня смертности за счет дальнейшего развития системы здравоохранения и формирования системы профилактики заболеваний через развитие физической культуры и спорта, формирование установок на ведение здорового образа жизни;
  • развитие системы здравоохранения с акцентом на особо проблемные группы населения (сельское население, мужчины трудоспособного возраста) и борьбу с заболеваниями, являющиеся основными причинами смертности в крае;
  • сокращение пространственной асимметрии социально-экономического развития территорий края, в том числе путем формирования многоуровневой системы оказания социальных услуг населению;
  • привлечение для обучения и закрепление в крае молодежи из других регионов путем развития и укрепления конкурентных позиций высших образовательных учреждений края, предоставления студентам грантовой поддержки и специальных стипендий;
  • снижение миграционного оттока, повышение миграционной привлекательности территории за счет дальнейшего развития экономики Красноярского края, создания высокооплачиваемых рабочих мест;
  • изменение структуры прибывающих на территорию мигрантов в сторону увеличения в общем потоке квалифицированных кадров и создание условий для переселения мигрантов семьями.

Реализация последнего направления предусматривает продолжение уже реализуемых мер по ограничению притока трудовых мигрантов и переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и высококвалифицированных работников – граждан России с семьями. Для поддержки и стимулирования такого вида миграции будут создаваться привлекательные социально-бытовые условия для переселенцев, включая содействие в обеспечении жильем и услугами социальной сферы. Для иностранных работников, прибывающих на территорию края, будут реализовываться специальные меры по языковой, социальной, культурной, профессиональной адаптации мигрантов. Это позволит в перспективе заменить краткосрочную трудовую миграцию на долгосрочную, избежать межэтнических конфликтов и иных негативных последствий значительного миграционного притока.

В перспективе до 2030 года численность постоянного населения края будет расти и составит к концу периода более 3 млн.человек.

Рост численности населения будет связан с реализацией социальной политики, направленной на улучшение демографических показателей — повышение рождаемости, снижение показателей смертности, увеличение продолжительности жизни (до 77 лет к 2030 году), а также на создание комфортных социально-бытовых условий проживания в крае.

Вторым фактором роста явится развитие экономики, создающее новые высокооплачиваемые рабочие места, способствующее закреплению населения и стимулирующее миграционный приток из-за пределов края.

С учетом нелинейности демографических процессов миграционный прирост на уровне 4-9 тысяч человек в год существенно подкрепит естественный прирост в годы роста демографических показателей и компенсирует естественную убыль в годы демографического спада.

Регионам РФ, имеющим отрицательные демографические показатели, необходимо улучшить демографическую ситуацию. В отдельные субъекты РФ направлено письмо Минтруда России №12-6/10/П-1444 от 26 марта 2014 г. «Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (О комплексе мер по улучшению демографической ситуации)».

Документом установлен комплекс мер по улучшению демографической ситуации в субъектах РФ, имеющих отрицательные демографические показатели (в части поддержания позитивной динамики рождаемости). В частности, рекомендовано создать постоянно действующий совещательный орган по демографической политике при руководителе региона с целью проведения мониторинга ситуации и результативности принятых демографических мер, а также подготовки предложений по корректировке этих мер. Помимо этого, предусмотрены проведение анализа эффективности действия регионального материнского капитала и проработка вопроса о целесообразности увеличения его размера.

В числе рекомендаций также – рассмотрение возможности введения для семей с доходами не выше среднедушевого дохода по региону ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере половины регионального прожиточного минимума ребенка. Также регионам необходимо разработать программу развития системы услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте до 3 лет, а также активизировать работу по профилактике и снижению абортов, включая оказание комплексной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, перечень мер по улучшению демографической ситуации в субъектах РФ предполагает:

  • проведение анализа эффективности региональных программ содействия семьям с детьми, в том числе молодым семьям с детьми, в улучшении жилищных условий и подготовка предложений по усилению их демографической направленности;
  • активизация работы по профилактике и снижению абортов, включая оказание комплексной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • принятие дополнительных мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми, прежде всего, мер, предоставляемых в связи с рождением второго и третьего ребенка.

Регионам также следует активизировать работу по проведению социальной рекламы с ориентацией, в первую очередь, на потенциальных родителей.

О принятых мерах по обеспечению положительной демографической динамики субъекты РФ, получившие письмо Минтруда России, должны отчитаться до 30 апреля 2014 года.

Одним из важных показателей, свидетельствующих об улучшении демографической ситуации в стране, является рост рождаемости, который, в свою очередь, напрямую связан с тем, как в регионе организовано лечение бесплодия. Рис. 1 Программа «Улучшение демографической ситуации в Московской области» Рис. 2 Алгоритм оказания медицинской помощи пациентам с бесплодием Рис. 3 Количество циклов ЭКО в отделении репродуктологии МОНИИАГ Рис. 4 Динамика пренатального выявления ВПР и ХА (2010 г. / 2013 г.) Таблица 1 Эффективность пренатального скрининга в Московской области Таблица 2 Динамика количества абортов в Московской области в 2009–2013 гг.

Реализация целевой программы Московской области «Улучшение демографической ситуации в Московской области» началась в 2007 г. Тогда обращаемость пациенток в женские консультации МО, по данным Минздрава, составляла 15% (300 тыс. женщин). Показатели, характеризующие бесплодие, в регионе соответствовали общероссийским.

В 2007 г. в МО было 75 тыс. бесплодных супружеских пар, нуждавшихся в современных вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ). Эта цифра – без учета супружеских пар с сопутствующей патологией, приводящей к бесплодию, и тех пациентов, которые обращались за помощью в частные клиники.

На рисунке 1 показано, как была сформирована программа «Улучшение демографической ситуации в Московской области». Потребности и интересы общества были определяющими: отдельные семьи нуждались в лечении бесплодия, а государство было заинтересовано в росте рождаемости в стране.

В реализации данной программы медицинское сообщество занимало достаточно активную позицию, оказывая населению МО высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП). Был издан целый ряд нормативных документов, которые определяли, что лечить можно, а что медицина сделать не в силах (например, невозможно при отсутствии физиологического резерва восстановить репродуктивную функцию у женщины 50 лет).

Московская область является редким регионом РФ, который имеет два собственных медицинских НИИ: ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» (МОНИКИ) и ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии» (МОНИИАГ). Задачи этих медучреждений, обеспечивающих качественный лечебный процесс в общей системе взаимодействия «общество – государство – медицина», следующие:

  • наиболее прогрессивный медицинский подход и применение технологий, дающих максимальный лечебный эффект, полностью безопасный для пациента;
  • перманентный учебный процесс подготовки кадров – врачей высшей квалификации, обеспечивающих возрастающие запросы общества;
  • разработка организационных предложений по оптимизации оказания лечебной и консультационной помощи в муниципальных районах (открытие специализированных отделений, их оснащение, кадровое наполнение, контингент больных);
  • создание научно обоснованных направлений и их реализация на основе доказательной медицины, научно-практическая оценка получаемых результатов и качественных показателей работы отрасли. Развитие собственной научно-практической школы МОНИИАГ по акушерству, гинекологии, репродуктологии, неонатологии и т.д.;
  • оказание эффективной лечебной помощи наиболее тяжелому контингенту беременных и гинекологических больных в Московской области с реализацией всего лечебно-диагностического потенциала института.

До принятия специальной программы лечение бесплодия в МО сводилось к восстановлению естественной фертильности консервативными и оперативными методами. После ее принятия в регионе были созданы лаборатории экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) как в МОНИИАГ, так и в перинатальном центре. Они занимались вопросами восстановления фертильности и репродукции, решая задачи по улучшению демографической ситуации.

В сегодняшней системе лечения бесплодия ЭКО – основной метод. Прибегать к нему чаще всего приходится в случаях мужского бесплодия, трубного бесплодия, у женщин старше 38 лет и у женщин с ановуляторным бесплодием до 37 лет. На рисунке 2 изображен алгоритм действий при оказании медицинской помощи пациентам с бесплодием.

На рисунке 3 представлена динамика выполнения программы, направленной на улучшение демографии в МО и реализуемой в отделении репродуктологии МОНИИАГ (количество циклов ЭКО с 2007 г. по настоящее время). Зеленым отмечена доля областного бюджета. В 2009–2010 гг. (когда начался кризис) финансирование несколько уменьшилось, но за счет федеральных льгот объем помощи населению региона, необходимой для реализации программы, был достаточно большим. В 2013 г. количество циклов ЭКО достигло почти 1174 (с учетом средств ОМС). Для успешной дальнейшей реализации этой программы актуальная задача – обеспечить квалифицированными экспертами наш фонд ОМС.

Реализация программы «Улучшение демографической ситуации в Московской области» – это не только внедрение ЭКО. За последние 6 лет по внедрению в практику инновационных репродуктивных методик МО вышла на уровень развитых европейских стран. Сейчас среди ВРТ: доля циклов ЭКО составляет 55%, инъекция здорового сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки (ИКСИ) – 45%; самая современная технология лечения бесплодия – вспомогательный хетчинг (assisted hatching) – 23%; и, наконец, предмет нашей особой гордости – преимплантационная генетическая диагностика (ПГД) – 4%.

ПГД необходимо развивать не только в отделении репродуктологии МОНИИАГ (методика представляет ценность для лечения тяжелых форм мужского бесплодия, в связи с неудачными попытками ЭКО в анамнезе, для скрининга хромосомной патологии по желанию женщины, когда возраст супружеской пары старше 38 лет), но и в отделениях патологии беременности (при привычном невынашивании беременности), а также в медико-генетических отделениях (в случае сбалансированных транслокаций у одного из супругов или наследственных заболеваний).

В МОНИИАГ есть сильное генетическое отделение (с возможностью проведения пренатального скрининга). Благодаря возможности медико-генетического консультирования значительно расширен спектр скрининговых исследований (синдромы Дауна, Эдвардса, Патау и т. д.). В таблице 1 представлены данные об эффективности пренатального скрининга в регионе. Подмосковье в этом плане является абсолютным лидером в РФ. На сегодняшний день в МО 14 окружных кабинетов пренатальной диагностики (ПД), 30 врачей-экспертов. За два года (2011–2013 гг.) в МО прошли скрининг на экспертном уровне диагностики 80% беременных – 160 тыс. женщин. Эти данные свидетельствуют не только о предотвращении рождения тяжелобольных детей и трагедий в семьях, но и о снижении огромных затрат для государства.

На рисунке 4 показана динамика пренатального выявления внутриутробных пороков развития (ВПР) плода и хромосомных анеуплодий (ХА). Так, в 2010 г. при пренатальном скрининге выявлен всего 31 случай болезни Дауна, в 2013 г. – 87 случаев.

Реализация государственной программы по улучшению демографической ситуации дала значительные результаты в плане реализации ВТР. На сегодняшний день в МО 11% бесплодных супружеских пар (в 2007 г. их было 15%).

В таблице 2 показано снижение количества абортов в МО в период с 2009 по 2013 г. В прошлом году их было 32 830. В начале 2000-х годов в МО на 1 роды приходилось 1,5 аборта. И это был не самый худший показатель в РФ. Сейчас на 1 роды приходится 0,4 аборта. Есть ли здесь прямая связь с программой по улучшению демографической ситуации в МО? Цифры говорят сами за себя.

Для реального повышения качества оказания медицинской помощи медработники всегда должны действовать, исходя из запросов общества. Решение этих задач при поддержке государства (должное финансирование целевых программ) позволяет нам достичь высокого уровня медицинского обслуживания населения. Программа по лечению бесплодия – не единственное, что демонстрирует успехи нашего здравоохранения. Это тот случай, когда общество выражает потребность, государство финансирует ее реализацию, а медицинское сообщество решает поставленную задачу. Следуя этим принципам, мы сможем быстро поднять общий уровень здравоохранения в масштабах всей страны.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *