Ульяновск общение христиан

Просмотры: 1 353

(Краткое пособие для атеистов)

Предисловие

К написанию пособия подвигло личное многолетнее общение с обычными верующими, а также с чинами христианского духовенства во времена, когда меня самого увлекала эта религиозная доктрина.

Пособие в основном предназначено для атеистов, вынужденных общаться с теми христианами, которые настырно навязывают свою веру. Поэтому даются пояснения особенностям православного мышления, а также методам воздействия христиан на светское общество.

О критике религии

Критиковать христиан надо с оглядкой на закон о защите прав верующих, поскольку особо нетерпимые из них беззастенчиво используют этот закон для преследования атеистов, которые якобы оскорбляют их. То есть право атеистов на свободу выражения мыслей, дарованное Конституцией, судебные органы могут истолковать как оскорбление религиозных чувств христиан.

Как это происходит? Обиженные православные настаивают, что атеистами оскорбляются не только их верования, но и некое существо, которому они поклоняются. К сожалению, судом не будет принято во внимание, что вы искренне считаете это существо сказочным, поскольку его бытие абсолютно ничем (кроме слов верующих в него) не подтверждено.

Напомним, что у нас светское государство.

Ни в одном государственном акте России не указано на возможность и правомерность вмешательства в нашу жизнь сверхъестественного существа или любой иной непонятной субстанции.

Поскольку такого акта не имеется, то никто не обязан испытывать перед неким таинственным существом чувство почтения, умиления или вины. Однако в суде, при обсуждении религиозных вопросов, об этом почему-то забывают.

Ещё совсем недавно вряд ли можно было представить возрождение в наше время древней инквизиции. Однако это случилось.

О божественных истинах

Чем быстрее развивается наука, в том числе археология, геология и биология, тем меньше остается аргументов в истинности Священного Писания и многочисленных трудов отцов церкви.

Внимательный читатель и слушатель давно обратил внимание, что многие современные адепты христианства стараются как можно реже вспоминать так называемые божественные истины Ветхого Завета. Некоторые делают вид, что старого завета вообще не было, а есть только новый. Расчет простой — чем меньше упоминаний о том, что опасно обсуждать, тем лучше для верующих.

Почему это происходит?

Да потому, что описанные в Ветхом Завете ужасные злодеяния, творимые во имя Всевышнего и по прямому его наущению¹, просто невозможно ничем оправдать, если не лукавить перед самим собой и другими.

Поэтому, когда священникам предлагают объяснить те места Ветхого Завета, которые невозможно читать без содрогания, они сквозь зубы признают жестокость древнего Писания. Но при этом делают весьма странный вывод — поскольку в те времена человеческий род и общественные отношения были невероятно ужасны, то бог и поступал с людьми соответственно.

Таким образом, косвенно признаётся, что в настоящее время ветхозаветные действия бога по отношению к человечеству нельзя считать, мягко говоря, добрососедскими.

Но, какими бы благими причинами не оправдывались действия божества в стародавние времена, ничто не может скрыть его призывов к уничтожению невинных людей. Надо помнить, что во все времена Ветхий Завет является боговдохновенным для христиан и иудеев. Значит, именно главный соавтор этого произведения ответственен за свои человеконенавистнические призывы.

Древнее Писание уже не исправишь, хотя многим священникам хотелось бы это сделать. Научные исследования показали, что в истории христианства не раз кардинально менялось понимание основополагающих религиозных истин.

Например, на Вселенских соборах не раз возникали дискуссии, следует ли считать Христа сыном божьим. При этом многие богословские споры нередко заканчивались уничтожением инакомыслящих христиан, например, в России считалось в порядке вещей сжигать старообрядцев целыми семьями.

Вот почему священники старательно умалчивают о ветхозаветных ужасах, упирая на человеколюбие Нового Завета. Однако это неправда — в нём тоже есть немало жестоких и совершенно аморальных призывов. Они тоже вдохновлены богом? Христиане считают именно так.

Виноват ли бог

Священники изобрели странную отговорку: Бог поругаем не бывает!

Это очередное лукавство — ещё как бывает! Ведь, если всё по его воле, нетрудно понять, что о нём самом и об этой воле думают пострадавшие.

Адепты христианства, способные мыслить логически, всегда оказываются перед необходимостью сделать весьма неприятные для них выводы:

— если «бог есть Любовь», то он никак не может быть соавтором Ветхого и Нового заветов, ведь в них содержатся многочисленные призывы к расправам, в том числе над невинными;

— если не само божество вдохновляло сии древние книги, то их следует признать чисто людским творчеством, как и все остальные сказки про греческих, скандинавских, индийских и прочих богов;

— если древние повествования всё-таки вдохновлены свыше, а бог всех заветов един, то он не есть Любовь. Это невероятно ревнивый и жестокий деспот, наказывающий не только за дела, но даже за мысли.

Вспомним утопический роман Джорджа Оруэлла «1984», там описывается общество, где за «мыслепреступление» грозит смерть. Многие, кто читал или слышал об этом романе, считают, что в реальной жизни невозможно внедрить механизм наказания за мысли. Однако это не так. Уже много веков существует религиозное сообщество, считающее необходимым применение самых жестоких наказаний только лишь за помыслы. Почему оно так считает?

По мнению этого сообщества, некоторые помыслы сильно обижают бога. Посему рассерженный бог просто обязан наказывать вечными мучениями в аду.

Во что они веруют и чему молятся

Паству во все времена призывали истово верить в Высокого покровителя, но не ждать от него немедленных чудес. Но если кто-то быстро выздоравливал, или находил клад, или выигрывал очередную войну, то служители разных культов приписывали эти успехи несомненному покровительству соответствующего божества. Доказательств его бытия было очень много — начиная от созданных им звёзд, солнца, луны, а также насылаемых кар небесных в виде болезней, природных катастроф и других испытаний. Нелишне напомнить, что и сейчас некоторые верующие считают, что разного рода техногенные катастрофы и природные катаклизмы являются наказанием божьим за грехи развращенного человечества. То, что при этом гибнут даже младенцы, их ничуть не смущает.

Эта позиция входит в противоречие с заявлениями того духовенства, которое утверждает, что вера не требует доказательств существования Бога. По сути, это прямое признание, что таковых доказательств вообще нет.

Подобный подход к бездоказательному утверждению наличия всесильного существа называется очень пафосно: подвиг веры.

Но почему вектор веры качнулся в сторону от поиска и трактований разных случаев и явлений, ранее относимых к чудесным? На первый взгляд, это очень странно, тем более, что такие действия непонятны многим прихожанам и даже священникам.

Дело в том, что благодаря науке многие так называемые чудеса получили естественное объяснение, и эта информация доступна теперь буквально всем. А те факты, которые пока ещё официально не разоблачены, тем не менее уже давно вызывают подозрение в их якобы божественном происхождении, например, явление Благодатного огня в строго определенный день и даже час.

В этой связи хочется спросить тех, кто верит в Создателя Вселенной и всего сущего: почему вас не удивляет тот факт, что великое божество повинуется призыву какого-то смертного и ежегодно послушно показывает своё зримое присутствие путем зажигания свечей? Разве нет более серьёзных причин показать свою великую силу? Например, прекратить войну, потушить вулкан, усмирить цунами? Это и зримее, и гораздо полезней для любимых чад, коими, по утверждению духовенства, являются для Всевышнего люди.

Серьёзного ответа вы не дождетесь, скорее всего будет отговорка, типа «неисповедимы пути Его».

На самом деле священники боятся, что новое «чудо» окажется объяснено или даже разоблачено и этот факт выставит их в ещё более неприглядном свете. Получается странная ситуация, когда существование чего-то с одной стороны признается чудом, а с другой — не считается нужным ждать других чудес.

Вот и получается, что по уверениям одной части духовенства, всемогущий бог якобы даровал свободу во всём. А другая часть того же духовенства наоборот твердит, что бог постоянно вмешивается в дела смертных. Поэтому нам часто приходится слышать восторженные россказни о невероятных исцелениях, получении различных материальных благ, в том числе в денежном эквиваленте.

По утверждению христиан эти приятные бонусы достаются им благодаря молитвам, обращенным к Вершителю Судеб, или к тем, кого духовенство успело зачислить в лики святых. Однако снова появляются неприятные вопросы:

— если сила заклинания-молитвы реальна, то разве это не чудо?

— если не ожидать чудес в виде благ, зачем вообще молиться?

Действительно, большинство заклинаний-обращений к божеству лишь о том, чтобы получить конкретное материальное благо, а отнюдь не спасение души. Пролистав толстый молитвослов, можно найти заклинание на любой вкус. Как после этого рядовому прихожанину не поверить в чудеса? Поэтому тот или иной православнутый постоянно молится, надеясь на новую квартиру, повышение по службе, избавления от вредных соседей и тому подобное.

Духовенство постоянно цитирует те строки Писания, где говорится о том, что надо просить и это будет дано. Поэтому священники никогда не скажут прихожанину, что не следует ждать чудес и потому молиться не нужно. Без молитвы вообще теряется весь смысл личного обращения к божеству. Но как быть, если в реальной жизни просимое не даётся? Эти случаи пастыри объясняют недостаточным усердием в молитве и сурово наставляют засомневавшихся — вера не терпит сомнений!

Однако то, что годится для зомбированных православных, недостаточно для привлечения новых адептов веры, и возникает ещё один извечный вопрос — что делать? Как убедить потенциальных прихожан в реальном существовании невидимого божества, чтобы и далее морочить им мозги?

Придумка священников проста, но отнюдь не гениальна.

Чтобы убедиться в существовании непознаваемого и невидимого, людям предлагают до умопомрачения читать заклинания особого рода, призывая Его и прося у Него дать силы поверить в Него.

Выглядит это весьма странно, но такие странности у верующих в ходу.

По сути эти заклинания представляют собой некое подобие медитации или примитивного аутотренинга, когда нужно сосредоточиться на одной, максимум двух мыслях. Любой психолог скажет, что если чувствительный человек (это не всегда означает наличие расшатанной психики) будет постоянно вызывать в себе желание ощутить нечто — вполне вероятно, что это нечто будет ощущаться им всё явственнее и острее. Такова особенность психологического устройства личности, ведущее иногда к её расстройству («Если долго вглядываться в бездну, то и бездна начнет вглядываться в тебя» (Ницше).

Действительно, у людей, изнуренных частым недосыпанием, недоеданием (постом) и разными бытовыми неурядицами, в ходе напряженных молитв могут появляться некие странные ощущения, ранее ими не испытанные. В этих случаях служителя культа торжественно провозгласят, что усилия молящегося не пропали даром и он ощутил Его дыхание, Его благодать и т.п.

Только редкий храмовый служитель, способный не к показному, а к настоящему житейскому состраданию, посоветует не радоваться необычным ощущениям и видениям, а записаться на прием к соответствующему врачу.

Так что же делать с теми, кто искренне полагает, что постиг нечто особенное и предлагает вам ту методику, которой он воспользовался столь «успешно»?

Голоса для избранных

Представьте себе человека, который ни разу не ходил по горным тропам, но решил отправиться в такой поход один и без всякой подготовки. Опасаясь за его жизнь и здоровье, друзья отговаривают от неразумного шага. Однако тот стоит на своём, твердя лишь один аргумент в пользу своего намерения: он чувствует, что обязательно должен это сделать!

— Откуда у тебя взялось это чувство? — спрашивают друзья.

— Оно возникло в глубине моей души и не дает мне покоя, я ощущаю его бесспорную истину, потому с радостью покорюсь ему! Я иду в горы!

В этой ситуации ещё остается слабая надежда убедить друга, озабоченного идеей горного похода, в смертельной опасности данного мероприятия.

А теперь представьте похожую ситуацию, отличающуюся от описанной выше только одним, — ваш друг ссылается не только на некое чувство, но и на явно слышимый им некий голос, говорящий примерно следующее:

— Иди туда, куда Я говорю! Не слушай никого, кроме Меня! Ты гораздо лучше других, ибо ты избранный. Ведь только ты слышишь Мой Глас!

Услышав про голос в голове «избранного», друзья понимают, что их товарищ попросту свихнулся и дальнейшие убеждения в пагубности его намерения совершенно бесполезны.

Как уже было сказано выше, после напряженных молитв-заклинаний могут появиться некие странные ощущения. Если они кратковременные, нечастые и «избранному» удастся избежать встреч с клиникой, то он может и дальше вести привычную трудовую деятельность и нормально общаться с другими людьми.

Но стоит только коснуться темы религии и попытаться выразить сомнение в существовании того, кто является объектом поклонения верующего, как всё сразу меняется. В лучшем случае, адепт веры посмотрит на вас с мягким укором и снисходительно скажет:

— Вы ошибаетесь! Он есть и ждёт, когда вы сами откроете ему дверь.

Эти слова радуют многих верующих, но мотивация тут часто другая:

«Хорошо, что без моего приглашения сам не заявится!» — с облегчением думают те, кто верят в Вездесущего, но не горят желанием скорой встречи с ним. Ведь возможны всего два варианта этого свидания — после своей смерти, или при наступлении апокалипсиса, что тоже не способствует оптимизму.

Заключение

С доводами о том, что не бог придумал человека, а человек — бога, христиане никогда не согласятся, ведь тогда они перестанут быть теми, кто они есть. Поэтому все противоречия Писания будут ими проигнорированы — верующие уверены, что если не обращать внимания на несуразности, то их не существует.

Конечно, можно попытаться спросить их, как они могут смиряться с тяжелой рукой Владыки, если он Всемилостивый и Всеблагой? Но внятного ответа вы не дождетесь. Забудьте о логике, когда общаетесь с христианами, в их голове легко уживается допущение, что Высшая личность может быть одновременно и великим злодеем, и великим благодетелем. Более того, многие христиане искренне радуются мстительности и жестокости своего божества, иначе как объяснить такие, столь популярные среди них мантры:

— Он вам воздаст! Он вас накажет! Он на вас адские муки нашлет!

Использовать данное пособие для переубеждения православнутых можно попробовать, но сделать это будет очень сложно, ведь настоящий религиозный фанатизм практически неизлечим.

И вообще, спорить с христианами на предмет их веры целесообразно лишь в тех случаях, когда они способны слушать доводы оппонентов, а не обвинять их во всех грехах. Но таковых крайне мало. Остается лишь надеяться, что кто-то из христиан сможет непредвзято задуматься об истинности того, во что ему велено верить, и обретёт свободу — хотя бы в мыслях.

По себе знаю, что такое возможно.

¹Рекомендуется: Сэм Харрис («Конец веры»), Ричард Докинз («Бог как иллюзия»), Кристофер Хитченс («Бог — не любовь»), Поль Анри Гольбах («Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов»). В этих книгах конкретными фактами подтверждается жестокость религиозных доктрин, в т.ч. христианства.

Иллюстрация: картина Васи Ложкина

образование. качество.

2006’01

инновации —

чают, что в фильмах о работе милиции и в учебных аудиториях все более прозаично, чем на практике. Иногда для некоторых курсантов пропасть между увиденным в боевиках и реальностью очень большая.

Как считают специалисты института — профессионализм нужно готовить в соответствии со спецификой и профилем образовательной и научно-исследовательской деятельности филиала и потребностей практической составляющей.

По мнению профессорско-преподавательского состава — это только начальный этап сотрудничества, есть немало вопросов,

1. 2.

решетников о.п.,

сотрудник пограничной службы ФСБ РФ,аспи-рант

Одной из самых важных проблем в под-готовке специалистов является их духовное воспитание. В современных условиях духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетной задачей образования, ибо духовность определяет направленность действий специалиста. От уровня развития духовности зависит и продуктивность деятельности, и удовлетворенность ею, и социально-психологический климат в трудовых и учебных коллективах, самочувствие людей, и в конечном итоге — качество жизни.

Духовность выступает в качестве ори-

которые необходимо решать по повышению эффективности работы.

Анализируя работу филиалов, хотелось бы закончить словами Президента РФ Владимира Путина на торжественном заседании, посвященном Дню Российской милиции: «Нужно повышать доверие общества к органам министерства внутренних дел, к милиции. Все проблемы и стоящие перед министерством задачи вам известны. Надеюсь, что будут сконцентрированы необходимые ресурсы для их решения. И хочу пожелать вам успехов».

руденко е.в.,

психолог-инспектор ОК и ВР Белгородского ЮИ МВД России , адъюнкт

ентира, в соответствии с которым человек действует в любых ситуациях, в которые он попадает в процессе жизнедеятельности. С развитием духовности человека тесно связана направленность личности: чем выше степень духовного его развития, тем возвышеннее, благороднее и полезнее его творческая деятельность.

Духовное развитие определяет жизнеспособность человека. «Лишь духовностью не напускной, но внутренней, сохраните жизнеспособность свою…», — так говорится о значении духовности в жизни человека в Учении Сердца. По мнению академика РАЕН

Литература

Членом ученого совета Белгородского юридического института является начальник УВД Белгородской области генерал-майор милиции Гончаров Н.В.

Кудин В. «Мы столько шишек набили, что пора и за ум браться…». http://www.privatelife. ru/2004/newstav11.html.

ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ

2006’01

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

А.Е. Акимова «императив духовности является единственным критерием выживания человека в третьем тысячелетии».

Особо важную роль в духовном развитии личности играет духовное общение. В психологической и педагогической литературе оно рассматривается как специфический вид общения (В.А. Сухомлинский); как высший уровень общения (Н.Е. Щуркова); и как качественная особенность общения (А.В. Мудрик).

В имеющихся в настоящее время научных работах весьма фрагментарно описываются сущность и отличительные особенности духовного общения, что затрудняет использование этого ничем не заменимого педагогического средства в воспитании подрастающего поколения. В настоящей статье раскрываются психологические особенности духовного общения субъектов в контексте решения различных воспитательных задач.

Отличительные особенности духовного общения определяются наличием у него особого качества — духовного содержания. И понять его сущность нельзя без анализа категории «духовность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в науке не установилось общепринятого понимания сущности духовности. Наблюдается полный разнобой в трактовке этого понятия.

Известный философ И.А. Ильин под духовностью понимает «дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало во всем животворящее, осмысливающее и очистительное». Его дополняет митрополит Сурожский Антоний, считающий, что духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявление его таинственного действия.

А. Мень духовность рассматривает как одну из ипостасей человека, который имеет телесную, душевную и духовную сущность. По его мнению: «…духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом… Духовность есть проявление духа». Через духовность осуществляется связь мышления, сознания человека с космическим сверхсознанием, с высшим духовным планом бытия. Мысль человека отображает мысль космическую, сознание человека — космическое сверхсознание. Примерно так же понимает сущность духовности и религиозный философ Саи Баб, трактуя ее как «раскрытие в человеке божественного сознания».

Шри Рамакришна, один из выдающихся подвижников Востока, считает, что чем

более развита в человеке духовность, тем могущественнее человек в делании добра и достижении блага. Духовность он отождествляет с духом, волей и упорством человека в достижении благородных целей.

По мнению А.Е. Акимова, духовность представляет собой «состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности — Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса».

Доктор психологических наук, академик РАО В.А. Пономаренко под духовностью понимает «способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять ее на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития» .

М.М. Бахтин рассматривает духовность как смысловое измерение индивида. В понятие духовности он вкладывает совершенствование себя, достижение мастерства в каком-то деле, познание, нравственность и высокое искусство.

С.Д. Анисимов полагает, что внутреннее содержание духовности составляет моральное познание. Ю.Г. Буртин связывает духовное развитие с эмоциональным миром человека и полагает, что бездуховность связана с понижением эмоциональной чувствительности, бесчувствием, равнодушием.

П.И. Симонов связывает развитие духовности с наличием в сознании человека другого «Я» — идеального, с общечеловеческими ценностями, и постоянное соотношение себя с ним как некоей вершиной в себе.

По мнению В.П. Бранского, подлинная духовность заключается в следовании социальному идеалу и тем моральным нормам, которые определяются этим идеалом. Высшей формой духовности становится служение общечеловеческому (абсолютному) идеалу. Примерно такого же мнения придерживается В.Д. Пожарский, считая, что духовность означает приверженность личности общечеловеческим ценностям.

Л.А. Попов отмечает, что «духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с Вечностью», «осознать глубинную связь с ближними и дальними людьми, с миром в целом».

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАцИИ

2006’01

В структуре духовности В.И. Шердаков выделяет три начала: познавательное, эстетическое и нравственное. Д.И. Дубровский выделяет пять групп компонентов: ценностно-смысловые, интуитивные, эмоциональные, целеполагающие и волевые. О четырех аспектах духовной деятельности говорит М.С. Коган: преобразовании реальности, ее познании, ценностном осмыслении и общении. Г.Е. Пазекова выделяет семь компонентов духовности: 1) морально-психологические качества, фиксируемые в нраственных категориях добра и любви; 2) идейно-эмоциональную возвышенность, устремленность к новому, лучшему, прогрессивному, к свободе; 3) понимание и чувство прекрасного; 4) совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности перед собой и людьми; 5) милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота; 6) интеллект, разум, стремление к творчеству, постижению истины; 7) экологическая составляющая .

При всем разнообразии трактовок понятия «духовность» в них есть объединяющее начало, то, без чего не существует это явление — это усвоение личностью или социальной группой общечеловеческих ценностей, стремление жить в соответствии с ними. И второе, что всех их объединяет — это общечеловеческое значение мыслей, идей, поступков, результатов деятельности, их вневременной и общечеловеческий характер, связь этих деяний и поступков с высшим разумом — ноосферой. Как известно, сущность явления составляют такие качества и отношения, его черты, без которых это явление существовать не может. И поэтому названные выше черты духовности и составляют ее сущность.

С религиозной точки зрения человек развит духовно в той мере, в коей он приобщен к Богу. И с этих позиций духовным общением можно назвать общение человека с Богом в процессе обращения к нему с молитвами; и общение субъектов, в процессе которого происходит приобщение их к религии, религиозным ценностям.

Мы в своей статье пытаемся осветить естественнонаучные аспекты духовного общения. Какое же общение можно назвать духовным с позиции науки?

Прежде всего, духовным можно назвать такое общение, которое одухотворяет субъектов, возвышает и облагораживает их. Общением называют один из видов взаимодействия людей, в процессе которого

происходит не только обмен информацией, ценностями, опытом, мнениями, но и взаимное влияние их друг на друга. И это влияние может вызывать разные последствия. В одних случаях оно может вызывать проявление самых низменных качеств, чувств и инстинктов человека, а в других случаях вызывать к жизни проявление самых лучших человеческих качеств: чести, достоинства, небывалого героизма, доброты, выносливости и др. Такое общение, которое стимулирует поведение субъектов в соответствии с общечеловеческими нравственными идеалами, мы называем духовным. Духовное общение — это общение, ориентирующее его субъектов на благородные помыслы, цели и поступки.

Духовным можно назвать общение, в процессе которого субъекты приобщаются к высшим духовным ценностям: добру, истине, красоте, любви и др. Усвоение личностью духовных ценностей происходит именно в процессе общения. Их усвоение осуществляется посредством эмоционального заражения, подражания, социальной оценки, сопоставления взглядов и мнений, проповедей ценностей, установления их иерархии в ситуациях выбора и коллективного обсуждения меры актуальности.

Духовным следует считать общение, в процессе которого укрепляется дух, воля к победе, стремление довести начатое дело до победного конца, стимулирующее собственные силы и включающее внутренние резервы личности в стрессовых ситуациях, при возникновении серьезных трудностей в служебной деятельности, учебе, труде. Это общение, помогающее личности преодолеть страх, усталость, паническое настроение, вселяющее уверенность в своих силах, способностях, веру в победу, успех, надежду на положительный исход дела. Анализ биографии и трудов выдающихся полководцев А. Македонского, А. Суворова, М. Кутузова и др. показывает, что в своей деятельности они особое значение придавали укреплению боевого духа войска, владели весьма богатым репертуаром способов мобилизации внутренних резервов личности для преодоления страха, усталости, панических настроений и проявления мужества, отваги.

Духовным общением следует называть общение, вдохновляющее личность на подвиг, на поиск неизвестного, на решение весьма трудной проблемы. Когда человек берется за решение какой-либо трудной проблемы или выполнение новой для него работы,

2006’01

образование. качество.

его мучают сомнения в успешности предстоящего дела. Ибо эти виды деятельности осуществляются в условиях максимальной неопределенности исходов. Исход такого дела во многом зависит от веры человека в свои силы, в принципиальную возможность решения той или иной проблемы. В этом случае помогает общение с мудрым наставником, который помогает исполнителю поверить в свои силы, вселяет уверенность в необходимости выполнения данной работы, раскрывает социальное значение данной работы и помогает осознать личностный смысл решения данной проблемы, эмоционально подпитывает субъекта и как бы «окрыляет» его. В этом смысле духовное общение — это общение, поддерживающее и энергетически подпитывающее творческое начинание, формирующее установку и психологическую готовность к преодолению трудностей на пути к достижению успеха.

Духовное общение является высшим уровнем общения в том смысле, что оно пробуждает в каждом субъекте высшие человеческие качества. И в том смысле, что оно может быть реализовано только на основе глубинного гуманистического по своему характеру и направленности взаимодействия субъектов. По своей сути духовное общение — это общение, соединяющее общие по духу, идейно родственные человеческие сущности. Именно духовность общения выступает тем «цементом», который скрепляет их, делает максимально близкими, желанными, вызывает чувство любви друг к другу. Духовное общение — это общение, раскрывающее друг другу глубины человеческой души и раскрепощающее субъектов, побуждающее к откровенности, исповеди, допускающее другого человека к личной тайне, вызывающее восприимчивость советов и настав-

—инновации

лений. Эффективное влияние личности на личность возможно только на основе их духовного взаимодействия.

Весьма важную роль в духовном общении играет эмоциональный аспект. На основе духовного общения возникает ощущение духовного единства людей, родства с человечеством, с природой, сопричастности личности к великому, вечному, непреходящему, святому. Духовное общение — это общение, вызывающее переживания красоты поступков, восхищение прекрасным и героическим, чувства гармонии, ответственности за свои дела и поступки, достоинства, чести и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Духовное общение связано с умением личности воспринимать духовную сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира, а не только видеть вещественную их природу. Это общение, помогающее субъектам увидеть за обыденными делами и поступками высокое, непреходящее, общечеловеческое, вневременное, помогающее наполнять жизнь и действия не только утилитарным, но и духовным смыслом.

Важнейшей особенностью духовного общения является реализация с его помощью связи настоящего с прошедшим и будущим, приобщение субъектов к народным традициям, обычаям, культуре. Оно связано с межпоколенным обменом опытом, ценностями, мировосприятием. В духовном общении реализуется связь индивидуального сознания с ноосферой, между отдельным индивидуумом и Вечным Разумом.

Как и всякое другое общение, духовное по сути является одной из форм взаимодействия субъектов. И с этих позиций оно представляет собой взаимообмен духовными ценностями, действиями, смыслами, процесс сотрудничества, взаимной поддержки, сотворчества, созидания.

Литература

1. Пазекова Г.Е. Духовность личности как психологический феномен // Акмеология. 2005. № 2.

2. Дьячковский К.Д. Духовно-культурный аспект гуманизации образования: методология проблемы // Наука и образование. 2005. № 4.

3. Гулыга А. Дух и духовность // Диалог.1991. № 17.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.

5. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Па и КМ, 1997.

Отвергнись себя (Мф 16:24) Как часто душа, жаждущая достигнуть этого… полного отречения, вопрошает себя: как утолить эту жажду, каким образом побороть все затруднения и преграды? Самый большой камень преткновения является в нас самих, в нашем себялюбии. Отречение от самого себя является первым условием смиренной духовной победы, могущей освободить нас от всяких оков и внести с собой полный мир в жизнь нашу. В чем же состоит это самоотречение? Мы часто не понимаем это слово во всей его полноте. Ни самообладание, ни разумная расчетливость, ни даже подчинение низших свойств нашей души высшим целям не есть еще полное самоотречение. В духе христианском самоотречение надо понимать в полном смысле этого слова. Отречься от себя — значит не знать себя, отказаться от себя, даже не существовать в своих собственных глазах. Для этого необходимо выйти из себя и, всецело отдавшись Господу, постоянно проникаясь Его духом, дойти до полного самозабвения, посвящая свою жизнь жизни ближних. В прежние годы, вчера еще, быть может, мы относили многое к себе, не были равнодушны к похвале и порицанию людскому, допускали наслаждения в удовлетворении личных потребностей. Ныне же, отдавшись Господу, мы твердо решились приносить все без исключения к Господу Иисусу Христу. Жить и действовать только для славы Его, постоянно свидетельствуя о Нем нашею жизнью, — тогда только и нам будет возможно сказать с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Xem thêm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *