Ум и сердце

Юлькины рассказы… бабки

БАБКИ
…Это ж надо Мироновна… (соседка с права чей балкон находится бок о бок с болконом хозяйки этой квартиры)… опять Паштета на холоде заперла вот курва старая! Чай сейчас не лето!Скоко раз не просила эту дурынду за её четвероногим паршивцем приглядовать она как тетеря глухая нечего для этого не делает …Ей что в лоб что по лбу один х.р.
Невысокая бабулька довольно преклонных лет потянув двери балкона на себя впустила в маленькую,всю заставленную синим фарфором комнатку ,толстого с увалявшейся,грязной шорсткой рыжего кота ,который и глазом не моргнув вольяжно улегся по средине дивана и довольный от комнатного тепла тут же замуркал,пытливо уставившись темными, глазками на пожилую женщину .Его взгляд как бы говорил ей «Ну дорогуша моя ,чем же ты меня сегодня угостишь?»
…Нет… ну ты погляди падлец какой,знает что я его наглой морде не в чем отказать не умею.
…Могу! скрепя сиплым голосом ответила вторая бабулька недовольно нахмурив тонкии,седые брови
…Что?Ладочка о чём это вы там говорите?
…Это вы там а я здесь !Парировала Ладочка.А говорю я о том дорогая вы моя Изольда Гавриловна…что правильно говорить- отказать не могу…А не-не умею!..Не уметь можно песни, петь или шарфы вязать .А вот отказать можно всегда!
…Правда?Вот уж и не думала,что вы такая шустрая женщина по отказам ,милая вы моя кумушка.Ну да ладно. Развернувшись хозяйка квартиры потянулась к столу и взяв с фарфоровой тарелочки кусочек копченой колбаски протянула её толстому коту…Ешьте барин Прошу Вас!
Паштет облизнувшись тут же умял данное ему угощение.Вкусно?Всё а теперь не мешай нам заниматся своими делами.Договорились?Свернувшись калачиком кот уснул полностью проигнорировав выпады второй бабульки на счет его вонючей шорстки и блох которых он яко бы нанес в ее квартиру .
Малков Дмитрий Викторович скептически расценивал вокальные данные юного исполнителя, которого ему порекомендовали как редкое молодое дорование.Внешность у парня несомненно не подкачала да и вкус то же.А вот голос был средненьким но с надеждой на будущее,для этого нужно было как минимум вкалывать не покладая рук.Здесь несомненно требовался педагог с большим опытом работ и знакомые порекомендовали ему Изольду Гавриловну бывшую приму Большого театра которая в шестидесятых годах являлась как сейчас говорят знатоки прекрасного -секс символом СССР .Ну то есть теперешной России.Звонок от Димы застал двух старушек за их любимым занятием вызывания духов умерших . В том числе и Ладочкиного мужа который ушёл в мир иной так и не раскрыв ей тайну где же все-таки спрятанны семейные сокровища Графини Купинской.Которая являлась ему родной бабушкой .Сейчас данная графиня была у них на сеансе .
…Ну б@ть старая опять ничего мне не рассказала.Это бесполезно её вызывать.Она из вредности ничего нам не расскажет.Давай спросим у Толича(её муж).Уж этот старый хрыч от меня точно не отвертится всё как на духу мне поведает.
Вздохнув Изольда краешком глаза взглянула на спящего Паштета и мысленно перекристившись впала в транс.Спиритический сеанс продолжился.
Малков радостно потирал крупные,хорошо ухоженные руки . Разговор со старушкой приподнял ему хрено..е настроения. И так пол дела сделано бабусичка за минимальную плату сотворит из полуфабриканта -продукцию наивысшего качества. Налив себе кружку горячего чая Дима присел к компу и положив в рот свою любимую шоколодную конфетку Мишка на Севере которые кучкой лежали у него на тарелочке тоже впал в транс от общения со своей любимой девушкой.
Владимир действительно хитрил.Хитрил и врал да к тому же и подворовывал у своего непосредственного начальника,умного и боговоспитанного товарища Калдыбина Ивана Трофимовича.Который до одури любил театр и свободное народное творчество.
…Давай я тебя намолюю?! просил он Владимира, доставая с антрисоля аккуратно сложенные краски и кисти.Процесс шёл живенько.Кстати портреты от руки Калдыбина очень хорошо продавались.А одно его замечательное творение да же висело в личном кабинете Губернатора данной области!
Владимир любил позировать. В мать пошёл шептались зависники ему в спину тем более что выглядил он вполне сносно .Но в последнее время красавец явно захандрил и как говорится утратил интерес к своей персоне .Спереть бы что-то! Думал он. Но что?Данный вопрос не давал ему покоя ни днём ни ночью.Владимир стал нервным ,похудел и постарел.Явно было что дела у него не клеились.И тут его грешную душу спас Калдыбин который предложил ему поехать на любительские соревновани «Лыжные гонки» в прекрасный город Саратов.
А что?Чем Черт не шутит!Вдруг у меня талант к этой самой лыжне!Воспрял духом мужичок и с радостью согласился.
Забег был труден и лишь на последних минутах Владимир сделав невероятный рывок вышел на почетное третье место.Первое же место досталось худому сморчку из Запарожья …Что б тебя Черти побрали! Всердцах воскликнул наш «зайчонок»тайно сперев у соперника тяжелую ,золотую медаль.Скоко же Господи прости было из за этого шума!!!Соперник попытался без доказательно(а это важно)обвинить его в данной краже, но запорожский тюфяк не на того напал!Золотая медаль ,на его взгляд досталась ему вполне заслуженно.Второе место занял рыжий Белорус Бердинг который с осторожностью при прятал своё серебро от Владимирских глаз.Калдыбин на радостях выплатил подчиненному премию.Так что наш герой опять впал в радостный транс, безропотно разрешая начальству писакать с него портреты.
Изольда Гавриловна обожала Трампа…каждый раз когда по телевизору вещали о наглом красавце она прильнув к голубому экрану не отводила влюблённых глаз от Президента Соединенных штатов Америки.
….Вы ему ещё письмо напишите с признанием в любви!Скептически фыркала Ладочка в тайне завидуя куме ,что у той ещё как говорится » есть порох в пороховнице.»Лада Сергеевна всю жизнь проработала костюмером в том же Большом театре и пять лет назад вышла на заслуженную пенсию.Она была гораздо моложе Изольды Гавриловны но увы не имела такой популярности как та.
…Напишу и у вас милочка моя совета не спрошу.
…Это уж точно !…Вы дорогуша наскока я припоминаю ,всегда себе мужей со странностями выбирали.
…О чем это вы щебечите?Да за него вся Америка проголосовала!
…Вся?
…Так !С меня хватит! Я на прогулку но скоро придет мой драгоценный воспитанник ,пусть подождет.Да и когда Дмитрий Викторович позвонит скажите , что за тот месяц он мне так и не заплатил не порядочно это с его стороны ,не порядочно.
Ладочка демонстративно пожав худеньким плечами ,ушла на кухню и греметь посудой .Двадцатилетняя дружба двух старушенций на данный момент грозилась распастся в пух и прах.
Погодка на дворе была весенняя и Изольда Гавриловна не спеша прогуливалась у дома когда неожиданно вжикнув шипованными колёсами к ней подкатил чёрный джип.Стриженный под ноль,молодой нахал с накачинными как у Арнольда Шварцнегера мышцами приоткрыв двери машины…нагло ,с усмешкой бросил несколько слов в её сторону .
….Слышь, бабка как тут проехать до торгового центра?
…Калошами по грязи…ответила бывшая прима Большого театра…и отвернувшись от хама поспешила домой.
Владимир сидел у окна попивая горячий кофе.Протяжная мелодия наполняла комнату сладкими звуками французского Прованса… Эдит Пиаф звезда мирового класса…с яростью в голосе пела о любви разрывая каждое слово своим несравненным вокалом.Владимир потянувшись от лени, пересел на диван и без интереса включил большой плазменный телевизор.
…Сегодня ночью преступники под дулами автоматов ограбили инкассаторов и украв сто миллионов евро… скрылись в неизвестном нам направлении, предположительно в сторону леса.Просьба… если кто располагает какими либо фактами о этих людях и их местонахождении звонить на номер….10171929…
Владимир покачав головой вздохнул и отпив большой глоток кофе …многозначительно произнес…Визет же людям.Потом набрав городской номер своей матери …долго разговаривал с той о погоде …О большем говорить она не желала.
Продолжение следует.

НОВЫЙ МИР — в сердце! Дай Мечте волю!
Дай Ей БЫТЬ — рядом — в суете буден…
Возликуй сердцем! Лучше нет доли –
помогать строить НОВЫЙ МИР людям.
Протяни руку… Прикоснись к НЕБУ…
БУДЬ Моей птицей — это так просто.
Мы — в ПУТИ — вместе, наш ПОЛЁТ не был
ни на миг прерван!.. Улыбнись звёздам!
Елена Туркка

УЧЕНИЕ СЕРДЦА

Сердце – символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека; совокупность душевных свойств; способность чувствовать и понимать, отзывчивость, сердечность; способность любви; любовь (Толковый словарь русского языка).
У древних Учение начиналось с положения руки на сердце. При этом Учитель спрашивал: «Слышишь ли?”
И ученик отвечал: «Слышу”.
– «Это бьется сердце твое, но это лишь первый стук во Врата Великого Сердца. Если не будешь внимать биению сердца своего, то оглушит тебя биение Великого Сердца”.
Так в простых словах давался Указ, так через познание самого себя давался путь к Беспредельности.
Даже в самые древние времена люди понимали значение сердца. Они считали сердце обителью Бога. И в этом не следует видеть отсталость сознания людей, живших в прежние времена. В противном случае труды мыслителей древности – Платона и других – не воспринималась бы в наши дни как высшая мудрость. В современном (цивилизованном – как это принято с гордостью говорить) обществе предпочтение отдается интеллекту, хотя многие знают, что ум-интеллект может быть и лукав, и расчетлив, а порой и жесток, и холоден, но именно сердце называют мудрым. Мудрость, как известно, умеет видеть дальше рассудка, она богаче и выше интеллекта и включает духовный аспект.
«Hridaya, Kokoro, Sin, Al-kulub, Del,Cor, Nying, Dzuruhe, Sirds, Kardia. Точно бы заклинание. Но о сердце так взывают народы. Испания, Индия, Ниппон (Япония), Китай и Аравия. Персия, Италия, Тибет, Монголия, Латвия, Греция… Heart, Coeur, Herz. Сердце. Всеми начертаниями народы хранят память и кричат и шепчут друг другу драгоценное слово…, которое означает сердце, хранилище Света. Люди дожили до сердечных болей. Люди запылили сердца… Умалили все высокое, но не забыли сердца, колыбели любви. Отемнились люди всею тьмою… Разбили сосуды самые ценные… Но сохранили память о сердце, как о последнем прибежище».
Такими словами выдающийся художник и мыслитель, путешественник и исследователь Н.К. Рерих начинает свою статью «Corason», посвященную сердцу, называя его хранилищем Света, объединяя тем самым понятия Культуры и Сердца, которые по сути своей неразделимы: если «Культура» есть «почитание Света», то Сердце есть его хранилище.
«Приходя в новую страну, прежде всего, спрашивайте, как зовется там сердце? Встречаясь с новыми людьми, если даже не узнали, в каком звуке они выражают свое сосредоточие, укажите им от своего сердца к их сердцу. Почти все воспримут это свидетельство искренности, лишь немногие удивятся и, может быть, застыдятся, и совсем немногие вознегодуют… Не ждите от них дружбы и благоволения…»
Подойти к пониманию того, что есть Сердце, постичь его смысл и значение, каждому, кто устремлен к этому, помогут Искусство и Культура в целом – через сопереживание (благодаря талантливым произведениям) или через логическое сопоставление причинно-следственных связей (культура мысли), или благодаря богатству собственных душевных и духовных накоплений (культура чувств), проявляющихся во взаимоотношениях с людьми, с природой. Поможет в этом и сама Природа.

Важнейшую роль сердца в духовной жизни человека с разных сторон освещали и христианство, и буддизм, и ислам и индуизм. Неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в святоотеческой православной литературе. Трогательны и мудры эти древние напоминания о великом значении сердца.
© Сайт http://day-of-culture.narod.ru/private/metodich/book_cerdce/znach_cerd.htm

***

Центром внутренней, нравственной жизни человека, центром ее определяющим, является сердце. В сердце воссоединяются все линии сакрального, эмоционального, душевного и духовного развития человека. Познать «всем сердцем» — значит понять и почувствовать всецело, глубоко и личностно. Поэтому в русской философии так много размышлений о сердце человека, которое есть поле столкновения добра и зла, и в котором разрешается их противоборство. В русской средневековой мысли распространены такие выражения, характеризующие бытие человеческое, как «тяжкосердие», «темные сердцем», «высокомудрые сердцем» и т. п. Через сердце Бог говорит с человеком. Истины, прошедшие через сердце, становятся непререкаемыми. Поняв себя в сердце своем, человек поймет и мир, а, поняв мир, сможет преобразовать его. Преобразуется же мир сердечными движениями человека и всего народа.
Можно с уверенностью сказать, что русская средневековая философия, построенная на сердечном созерцании, является, в своей преобладающей тенденции, типом экзистенциального философствования, для которого характерно стремление прорваться к экзистенции — индивидуальному человеческому бытию. Но сердечное созерцание не возможно без силы любви и воли любви, ибо высшая добродетель сердца — любовь. Именно в этой парадигме читали отечественные мыслители слова Иоанна Златоуста, столь их вдохновлявшие: «…любовь больше всего очищает сердце и душу от всякой нечистоты, греха и порока. Любовь делает непорочными, заграждает всякий вход греху… И нет, решительно нет ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Творения в русском переводе: В 12 т. Т. 11. СПб., 1906. С. 511). И далее: «…мы должны всю жизнь сидеть у дверей сердца своего и беречь его от засорения тем, что лишает нас общения с Богом. Наша главная беда именно и заключается в неупорядоченности, беспризорности и запущенности сердца» (там же). Сила этих слов вызывала у русских мыслителей вопросы о своем сердце, с которыми они обращались не только к себе, но и к своим современникам.
© Сайт http://virlib.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0605.html
Постепенно к теме «Сердце» в наши дни подходит и наука. В последние годы в научной печати и научно-просветительских изданиях стали появляться работы, в которых сердце понимается как эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека, публикуются статьи исследователей, посвящающих этому свои труды.

Научные работы о значении Сердца

Ученые приходят к выводам, что бытующее в обществе одностороннее трактование понятия «сердце» – как физического органа – приводит лишь к частичному пониманию сущности человека, т.е. не раскрывает социальной значимости индивидуального аспекта личности. Следствием чего получило развитие такое направление, как «Философия сердца», в котором центральное понятие «сердце» позволяет органически соединить в человеке его духовную, моральную, чувственную и волевую сущности в единое целое и представить его как целостную личность.

Также научно обосновано понятие «сердечность»; оно понимается как метод взаимосвязи человека, мира и общества, метод, который раскрывает разные процессы жизнедеятельности личности как обусловленные морально-духовными ценностями и принципами.
«Сердечность» – своеобразный метод постижения действительности.
Сердечность — это чрезмерность, спровоцированная чувством вины. Это есть желание доказать, что у меня внутри есть сердце, словно кто-то сомневается в его наличии.
Оборотной стороной сердечности является бессердечность. Вероятно, нет смысла подчеркивать тот факт, что и у бессердечных имеется сердце.
Кто избавляется как от сердечности, так и бессердечности, тот становится человеком, знающим дело. Знающий дело человек чувствует и знает, как делать дела и не впадает в крайности, которые мешают продвижению в жизни. Колени у него здоровые. Знающий дело человек умеет сочувствовать, и колени у него не подгибаются от слабости, потому что он не испытывает ни к кому и ни к чему жалости.
Знание дела и деловитость не одно и то же. Можно быть деловитым и в то же время действовать машинально. Деловитость и машинальность — это разные уровни одной и той же энергии.
Раскрывая методологическую функцию понятия «сердце», ученые выделяют духовный и моральный аспекты в его понимании как определяющие. Главными характеристиками понятия «сердце» являются: свобода, воля, любовь, основные моральные принципы, совесть, творчество, интуиция, ответственность за все, что происходит, самоуважение, которые определяют сущностное достоинство личности.
Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.
Нравственно-духовная сущность личности (то, что связывают с понятием «сердце») является принципом, который согласовывает индивидуальные стремления и интересы с общечеловеческими и общественно-значимыми духовными ценностями и нуждами, сохраняя свободу и ответственность личности, оберегая достоинство каждой индивидуальности, раскрывает ее место в обществе.

Сердце – «точка входа духа в материю»

«Во время внутриутробного развития сердце формируется первым. Оно начинает биться еще до появления физического мозга, …. за этим стоит скрытый смысл: жизнь начинается тогда, когда что-то включается в сердце. Происходит одухотворение человека, и сердце начинает биться… Теперь мы знаем определенно, что сердце на чисто физическом уровне посылает мощные импульсы головному мозгу и всему остальному телу».
«…Сердце представляет собой вход в совершенно новый разум, который бросает вызов традиционному, логическому, линейному мышлению. Сердце являет собой полный переход планетарного сознания в иное измерение (от трехмерного – к четырехмерному)». (Институт математики Сердца: http://heartmath.com/ и http://heartmath.org/)

СЕРДЦЕ – ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ СОЗНАНИЯ

«Сердце есть свыше действующий орган, – пишет выдающийся педагог современности, академик Российской Академии Образования Ш.А. Амонашвили, – Это Дом Духа, убежище Совести, источник Любви, импульс Добра, кладезь Мудрости, магнит Единения, опора Разума, хранитель Памяти. Через сердце человек источает свои дары Духа, через сердце он пропускает всю свою жизнь».

Этими словами сопровождается недавно вышедшая из печати книга «Философия сердца в концепции Гуманной педагогики», которая посвящена историческим судьбам философии сердца. В данном исследовании автор прослеживает идею сердца в культуре народов мира. В ней особо уделяется внимание педагогике воспитания сердца. Отмечается, что философия сердца – форма космического мышления в педагогическом сознании, в педагогике будущего.
Почему выдающиеся педагоги, мыслители, философы, духовные наставники во все времена и у всех народов придавали такое значение идее, феномену сердца?
Понимая сердце как особый орган, символ души, центр наших чувств, переживаний, настроений и понимая под лучшими из чувств Любовь и Добро, можно представить, что противоположное им будет бессердечие. Всем известно, что войны, междоусобицы, всякого рода раздоры, происходят именно от неразвитости сознания людей, недостатка духовного воспитания. В сердце, забывшем о добре, в сердце холодном и неотзывчивом, гнездится грубость, жестокость, в нем легко поселяются зависть, обидчивость, мстительность, агрессивность, а за ними – желание воевать, захватывать, и тогда насилие (притеснение, гонение, нажим) воспринимается как норма.
Мудрые мыслили дальновидно и понимали, что ход развития современной цивилизации с его явным уклоном в сторону техники, усовершенствования производственных технологий неизбежно приведет к приоритету логики, рассудка, холодного расчета, и отодвинет в сторону духовные аспекты развития общества – все это значительно усложнит эволюцию человечества. Сложность заключается в том, что истинное совершенствование общества и каждого отдельного человека может осуществляться лишь путями духа, где нравственный, моральный, духовный аспект сознания играет главенствующую роль.
На этих путях особое место отводится работе по воспитанию сердца.
Но прежде чем приступить к этому не простому действию, в первую очередь необходимо осознать значение Сердца.
Нравственный аспект сердца – его способность сосредотачивать самые высокие человеческие чувства. Энергия сердца делает человека неуязвимым.
Для того, чтобы правильно пользоваться этим сокровищем, надо многое знать и сознательно стать на путь самосовершенствования.
Великий смысл, который несет в себе сердце, заключается в том, что оно, являясь духовным аспектом нашего сознания, соединяет земное с небесным и приобщает человека к Источнику жизни, к Высшему Миру. Когда человек обращается в сознании своем к лучшему и прекрасному, то в этом деянии участвует человеческое сердце, но не рассудок. Без такого соединения – сердца с Высшим Миром – немыслимо человеческое существование.
Развитие сердца – это раскрытие его глубинного потенциала, накопленного в ходе бесконечного эволюционного странствования души, или, иначе говоря, пробуждение чаши накоплений.
Целую науку можно создать – Сердцеведение.
© Сайт http://day-of-culture.narod.ru/private/metodich/book_cerdce/znach_cerd.htm

Тот, кто научится в сердце другого смотреть —
Станет способен легче прощать и терпеть,
Станет способен на зло добром отвечать,
Не защищаться, а — тепло обнимать…
Тот, кто научится в сердце другого смотреть,
Станет способен спасти, исцелить, обогреть,
Станет способен видеть под плотностью тьмы —
Свет неизменный божественно-чистой Души…
Каждое сердце — обитель любви и добра,
Это обиды его открывают для скорби и зла.
Несчастных, что склонны к нападкам, нужно простить.
И частичку своей доброты им в ответ подарить…
Глядишь, и растает в сердце кусочек льда.
Этот мир изменить способна лишь доброта…

КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Сердце и вера.
Анахата-чакра.
Духовный Храм в Сердце.
«Сердце как орган высшего познания» — Архиепископ Лука.
Притча «Самое прекрасное сердце».
«Священный ключ к золотому мосту» — Мастер Кутхуми
«Сердце — орган действенной Любви» — Лууле Виилма
Понятие «Сердца» в Исламе.
О Сердце — Рудольф Штайнер.
«Трансформация ощущения внутреннего пульса» — Ольга Лозовая.
«Исцеление Сердца» — Джек Корнфилд.
«Поющее сердце» — И. А. Ильин.
Песнь ЛЮБВИ.
Послание Сердца.
«Праздник навсегда!» — Владимир Юрьевич Лермонтов
«Пылайте сердцами» — стихи Веры Новиковой.
«Огонь Сердца» — Юрий Коцеруба.
«Единый язык» — Елена Туркка.
Пробуждение Сердца.
Посылание любви.
Канал Сердца — настройка, практически мгновенно после её проведения способна очистить Ваш Канал Сердца и быстро восстановить Вашу связь с Высшим.
Пространство Сердца-Золотое Сечение — программа он-лайн для погружения в сердце и практики для раскрытия духовного сознания.
Медитация – «Вхождение в Пространство Сердца».

Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время

В XV веке учение неоконфуцианцев, продолжая оставаться влиятельным, приобрело несколько иное содержание благодаря влиянию виднейшего мыслителя Ван Янмина, известного также под именем Ван Шоужэня (1472-1529). Если Чжу Си значительное внимание уделял классификации изучаемых вещей-явлений (гэ у), интересовался космологическими проблемами и искал рациональные объяснения различных природных явлений (изменению геологических структур, затмениям и т. д.), то Ван Янмин был склонен подчеркивать значение интроспекции и даже медитативной практики для достижения самопознания, без которого внешнее знакомство со многими предметами могло оказаться бесполезным. Не случайно в последующие эпохи находились критики, склонные упрекать его в излишней приверженности к созерцательной жизни в буддийском стиле, что якобы могло вести к утрате обществом воли к сопротивлению внешней угрозе (со стороны “варваров”) и даже упадку морали.

Несмотря на эти критические замечания, для ученых последующих веков Ван Янмин оставался центральной фигурой в истории умозрения минской эпохи, занимая в этом смысле то же место, что и Чжу Си в сунской философии. Значение его идей никогда не ставилось под сомнение, более того, виднейшие китайские мыслители уже нашего времени считали, что “его учение в той или иной степени должно войти в состав будущей (идеальной) китайской культуры”.

Наиболее оригинальным в учении Ван Янмина должно быть, по-видимому, признано его знаменитое положение о том, что “вне сердца-ума” (синь вай) не существует в действительности ни принципа-ли, ни предметов-явлений (у), ни занятий-деятельности (ши). При этом Ван Янмин считает сердце-ум не органом в физиологическом смысле, а своего рода органом познания, тело-сущность которого (ти) – совершенное благо. Присутствие подлинного блага в сердце (что должно быть нормой, но может быть блокировано человеческими страстями, юй) делает человека способным к познанию благих же вещей-явлений, поскольку они есть явления для сердца же. Напротив, “сердце злого человека утрачивает свою первосущность” (бэнь-ти), и тем самым превращает своего обладателя в существо не только порочное, но и бессознательное. Поэтому для познания пригоден лишь “этический субъект”, “добрый человек”.

Второй характерной чертой философии Ван Янмина считают трактовку им знания как созидающего действия. Смысл тезиса философа о “совпадающем единстве знания и действия” – в демонстрации действенного характера знания, стремлении доказать, что знание есть действие, а не наоборот, что существенно повышало статус знания и шире – сознательного начала в человеке. Ван Янмин для обозначения существенного единства знания и действия предложил даже специальный термин – лян чжи, что может быть интерпретировано, как “благосмыслие”, под которым подразумевается некий дискурсивно невыразимый “творческий акт в себе”, “субстанциальная сущность и трансформирующая активность одновременно”. По определению самого философа, лян чжи – это “эссенциальный (семенной) дух созидательных изменений (цзао хуа чжи цзин лин)».

В качестве программы самосовершенствования мудреца Ван Янмин выдвинул (в 1521 г.) концепцию “доведения благосмыслия до конца”, в которой обобщил многие прежние свои идеи, в том числе идею единства знания и действия. Представление об этой чрезвычайно сложной концепции может дать следующий фрагмент, в котором философ устанавливает преемственность своего учения по отношению к классическому наследию: “Благосмыслие – это то, что Мэн-цзы называл утверждающим и отрицающим сердцем. Все люди обладают им. Утверждающее и отрицающее сердце знает вне зависимости от рассуждения и может вне зависимости от научения. Поэтому и называется благосмыслием” (Ван Янмин цюань цзи. Кн. 26). В этом фрагменте Ван Янмин говорит (в известном смысле вслед за “Мэн-цзы”) прежде всего о том, что высшее знание (“подлинное” знание-действие) есть не только благое, аксиологически максимально высоко стоящее знание, но и “знание о благом”, то есть такое знание, конгениальным объектом которого является благо же.

Янминизм продолжает оставаться одной из наиболее активно обсуждаемых тем в историко-философской литературе как в КНР (где, правда, философ не избежал обвинений в субъективном идеализме, солипсизме и даже обскурантизме), так и в других странах дальневосточной этнокультурной зоны, где предпринимаются попытки интерпретации философии Ван Янмина в терминах современных философских учений Запада (феноменология, экзистенциализм и др.). В какой-то степени Ван Янмин продолжает оставаться не только крупнейшей фигурой китайской философии доцинского периода, так сказать, “позднего средневековья”, но и последующих веков, в целом не давших (вплоть до “нового времени”) фигур сопоставимого масштаба.

Падение Минской династии в 1644 году и завоевание Китая малообразованными маньчжурскими вождями, установившими свое господство под именем династии Цин, просуществовавшей до 1911 года, привело к известному замешательству в образованных кругах китайского общества – традиционные институты оказались слишком слабы, чтобы выдержать натиск вооруженной силы. Раздавались голоса, утверждавшие, что ослабление имперской власти в значительной степени предопределено излишним увлечением философией и медитативным стилем жизни, причем обвинения раздавались не только по адресу даосов и буддистов, но и их противников – философов консервативного лагеря. Даже непререкаемый авторитет Чжу Си мог быть поставлен под вопрос, а в его сочинениях отыскивали следы компромисса с даосской и буддистской мыслью. Как и во времена монгольского владычества, династии Юань (1206-1368), философия временно отошла на второй план, уступив место другим занятиям. Возникло новое течение, провозгласившее примат древней литературы, подлинный смысл которой предстояло познать заново. Эта тенденция, получившая в истории наименование Ханьсюэ, что может быть переведено как “изучение наследия”, в известной степени следовала в русле традиции китайского умозрения, которое склонно было возвращаться к собственным истокам всякий раз, когда внешние события принуждали усомниться в жизненности тех или иных философских новшеств. Однако главными интересами эпохи следует все же, по-видимому, считать не собственно философствование, а развитие, и весьма успешное, вспомогательных дисциплин, таких, как историческая география, библиография, лингвистические исследования, связанные с изучением языка предшествующих эпох и т. д. Кризис, разразившийся в середине XIX века и получивший общее название эпохи “опиумных войн”, когда Китай впервые в широких масштабах столкнулся с идеями совершенно неизвестного мира – Запада, знаменует окончание эпохи автохтонного развития китайской культуры и ее неотъемлемой части – умозрения. Дальнейшая эволюция китайской мысли должна рассматриваться в контексте взаимодействия с новыми идеями, сформировавшими в сознании образованной части китайского общества совершенно новое понятийное пространство.

Ум не понимает сердце, но оно знает

Чистое сердце подобно зерцалу; очисти его жаром любви и отрешения от всего, кроме Бога, дабы воссияли в нем истинное солнце и вечный рассвет

День и ночь, добро и зло, правда и ложь, ум и сердце — воистину противоположности мироздания. Извечное противостояние и борьба. Кто же в итоге станет победителем? А может это битва без победителя? Что будет если привести в равновесие ум и сердце? Не наступит ли та самая, долгожданная гармония, за которой все так жадно охотятся? На самом деле всё намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Вспомним, что ум есть инструмент низшего «я» соответственно его область деятельности иллюзия сего мира, материализм, самость и вытекающие от сюда следствия. Тогда как сердце – есть вместилище бога, прямой канал связи с Ним, соответственно взгляды у него точно противоположные чем у материального ума. Совершенно естественно, что каждый из них будет притягивать человека на свою сторону. Что является иногда мучительным состоянием, когда ум желает того, что сердцу не мило. И это как бы понятно всем, ну пусть многим. Но ещё меньше знают как привести эту сладкую парочку к консенсусу. Как сделать так чтобы их взгляды совпадали, и не рвали человека на части? Не поверите, но это легко, конечно когда знаешь как.

Как вы думаете, может ли верблюд влезть в игольное ушко? Не метафорически и тем более физически нельзя себе это представить. А меньшее может вместить в себя большее? Тут даже спорить неуместно ибо все знают, что большее всегда в себя вмещает меньшее. Зная, и понимая сии простые истины становится совершенно очевидно, что:

  • Ум это производная бога, и соответственно меньше Его самого, тогда как;
  • Сердце прямой канал связи с богом, соответственно, мудрее ума.

Именно поэтому «оно знает» как правильно, и как хорошо, не столько для себя лично, сколько для мира и окружающих людей. В то время, как ум всегда будет решать что для него лично «хорошо» и «правильно». Учитывая эти «должностные органы» ум всегда будет противиться сердцу, преследуя исключительно собственную выгоду, а вот сердце, имеет достаточную мудрость смолчать, и обождать, пока «горе от ума» не заставит человека каяться и меняться.

Таким образом, люди, у которых сердце доминирует, всегда более сердечны, добры и милосердны. Справедливы и терпеливы, мудры и великодушны, хотя при этом выглядят слабыми, и неудачниками для «сильных» мира сего. Лохами одним словом. Но по итогу, когда приходит время встречи с Всевышним, они спокойны и радостны, не в пример тех «сильных» которые жуть как бояться умирать.

А как же тогда, спросит внимательный читатель понимать сие:

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?

А вот и ответ:

Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.

Мысль которая попадает в сердце отправляется на обработку в мозг человека, и там принимается решение, поступить так или иначе. В зависимости от того, насколько мысль «плоха» или «хороша» + собственная выгода ума или доброта души и дают тот или иной результат. Человек совершает либо дурной либо хороший поступок.

И вот по прошествии множества жизней, когда человек устанет страдать от собственной глупости ума, сердце становится доминирующим, ум приводиться ему в подчинение добровольно и ни в коем случае не насильственно, вот только тогда наступает истинная гармония между умом и сердцем, умом и разумом. И человек из животного состояния переходит в состояние богочеловека. Тем самым реализуя своё предназначение. Потому что, на землю воплощается душа со своими задачами, но никак не мозг с интеллектом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *