Умеренность в чувственных удовольствиях

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Апостол Павел –
1 е послание к коринфянам, 6, 12

Воздержанность – это добровольная бедность.
Сенека

Стоит ли отказывать себе в том, в чем можно отказать другому?
Владимир Дубинский

Умеренность необходима во всем. Слишком много лет жизни вредит.
Генри Луис Менкен

Кто отказывается от многого, может многое себе позволить.
Жак Шардон

Мы считаем купленным лишь приобретенное за деньги, а на что тратим самих себя, то зовем даровым. Всякий ценит самого себя дешевле всего.
Сенека

Мера ближе к воздержанию и, может быть, труднее воздержания: ведь от чего-то легче отказаться совсем, чем сохранять умеренность.
Сенека

Еды одного хватит для двоих, еды двоих хватит для четверых, а еды четверых хватит для восьмерых.
Сунна (Муслим, хадис 2059)

Умеренность — это способность удерживать свои аппетиты ниже уровня доходов соседей.

Людей, которые действительно обходятся без излишнего. больше, чем вы думаете, но большая часть из них сидит в тюрьмах.

Умеренность — роковое свойство. Только крайность ведет к успеху.
Оскар Уайльд

Умеренность — союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите — соблюдайте умеренность.
Абу-ль-Фарадж

Умеренность — страж жизни.
Ант.

Умеренность есть как бы мать хорошего здоровья.
Валерий Максим

Умеренность в великих людях ограничивает лишь их пороки.
Л. Вовенарг

Умеренность в слабых — это посредственность.
Л. Вовенарг

Умеренная мудрость не ходит ни в лохмотьях, ни в золотых нарядах.
К. Гельвеций

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
Демокрит

Умеренность есть лучший пир.
Г. Державин

Умеренность — большое богатство.
Инд.

Дух умеренности и определенного рода мудрость в поведении оставляют людей в неизвестности; чтобы быть известным и заслужить удивление, нужны великие добродетели или, пожалуй, великие пороки.
Ж. Лабрюйер

Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы еще, да страшно заболеть.
Ф. Ларошфуко

Умеренность — это боязнь зависти или презрения, которые становятся уделом всякого, кто ослеплен своим счастьем; это суетное хвастовство мощью ума; наконец, умеренность людей, достигших вершин удачи, — это желание казаться выше своей судьбы.
Ф. Ларошфуко

Умеренность служит надежной зашитой от пороков.
Леонардо да Винчи

Излишество убивает.
Лукреций

Умеренность на войне — непростительная глупость.
Т. Маколей

Умеренность необходима, а сомнения полезны.
Г. Манн

Как учение — мука для лентяя, а воздержание от вина — пытка для пьяницы, так умеренность является наказанием для привыкшего к роскоши, а телесные упражнения — тяготою для человека изнеженного и праздного.
М. Монтень

Дух умеренности должен быть духом законодателя.
Ш. Монтескье

Умеренность, осторожность, консервативность, желание избежать риска и внезапных перемен часто бывают неизбежными спутниками старости.
Д. Неру

Умеренность в проявлении нрава — всегда добродетель, умеренность в принципах — всегда порок.
Т. Пейн

Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается.
Публилий Сир

Умеренность — это богатство бедняков, алчность — бедность богачей.
П. Сайрус

Умеренность может продлить старость, хотя, по-моему, не нужно к ней ни стремиться, ни отказываться от нее.
Сенека Младший

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.
Цицерон

Излишество скоро доживет до седых волос, а умеренность живет долго.
У. Шекспир

Примеры: Ученик решает задачу. У лошади четыре ноги

1. Колхозники _________________ на полях.

2. Суббота – предпоследний ____________________ недели.

3. Корова – полезное _____________________.

4. Ребенок может быть мальчиком или ______________________.

5. Весной __________________ вьют гнезда и ____________________в них яйца.

6. В книге,________________ я купил, было много цветных _____________________.

7. Самую большую _______________ доставляет человеку хорошо сделанная

8. ______________ завтра будет хорошая _________________, я пойду купаться.

9. Во время дождя можно _____________ радугу только тогда, __________ светит_________.

10. ___________ начинается 1 января и _______________31 декабря.

11. Время иногда для человека _________________, _______________деньги.

12. Умеренность – лучшее ___________________ долгой ___________________.

13. Он _________ заплатить за меня, ____________ не смог, ____________ у него не было денег.

14. Вторая __________ двадцатого _________ является началом эры ____________ полетов.

15. Легко __________ советы, но ____________ давать хорошие______________.

16. Каждый должен _____________ прежде всего сам на ___________ а ___________на

помощь _________________.

17. Суетливый человек иногда _________________ время, потому что ______________

торопится.

18. Если ответственность в работе __________, то и зарплата должна ________высокая.

19. Практический человек больше _________________в _______________ научного

исследования, __________________ в ___________________ с помощью которых они

были __________________ .

20. Если какому-либо событию ______________________другое, закономерно

___________________его, то первое событие называется __________________второго.

Не переворачивай страницу без разрешения!

П
О

Тест 4

Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.

Примеры: Большой Р маленький, мощный С сильный, сухо Р мокро

богатый — — бедный сердитый вспыльчивый
милый — — приятный живой подвижный
быстрый — — медленный красота великолепие
всё — — ничего беспомощный растерянный
галоши — — боты спор ссора
прямая — — извилистая закономерность регулярность
вопрос — — ответ простить наказать
твердый — — жидкий ловкий умелый
плоский — — ровный взгляд мнение
лечь — — встать снизить уменьшить
любовь — — ненависть легкомысленный беззаботный
учёный — — необразованный согласиться одобрить
далёкий — — близкий приходящий постоянный
доброжелательный — — завистливый непрерывный постоянный
часть — — доля раздражитель стимул
внутренний — — внешний прославленный популярный
подлый — — честный причина результат
имущество — — достояние ограничить подавить
позволить — — запретить существенный побочный
сходный — — различный сверстник современник

Не переворачивай страницу без разрешения!


П
О

Тест 5

Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.

Примеры: 2 4 6 8 10 12 14 16; 10 9 8 7 6 5 4 3; 3 3 4 4 5 5 6 6; 1 7 2 7 3 7 4 7

—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
1/2 —- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-
—- —-

Не переворачивай страницу без разрешения!

П
О

Тест 6

Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой. Найди к третьему слову такое четвёртое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.

Примеры: ботинок: нога = шляпа: пальто нос видеть голова

птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать

небо: синее = трава: растёт лето зелёная высокая

платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа

лампа светить печь стоять комната греть стена
ехать машина лететь вокзал самолет город аэродром
оса насекомое гадюка насекомое змея млекопитающее яд
соленый соль сладкий кислый горький хлеб сахар
Россия Москва Венгрия Прага Будапешт Урал Ярославль
рот лицо пятка человек нога ходить тело
февраль март вторник воскресенье месяц среда неделя
морковь овощи фиалка одуванчик цветы долина пахучая
склад товар. гардероб клуб гардеробщица пальто театр
рыба вода птица хвост насекомое червяк воздух
100 1000 400 4000
дуб листья елка пихта хвоя ствол дерево
фрукты собирать рыба карп жарить ловить грузди
слушаться похвала шалить наказание учитель ученик парта
часы время барометр погода гроза давление шкала
картина стена люстра потолок лампа хрустальный желтый
жара пыль дождь облако лето солнце слякоть
коньки лед яхта река воскресенье вода лето
художник кисть кузнец черный огонь молот лето
есть еда пить жажда чай завтракать напиток
фермер хлеб шахтер шахта мельник уголь скот
север юг А Я В Н Д
минута час час секунда сутки время стрелка
слюна еда пот лоб капля лимон усилие
15 55 25 50
тренировка сильный лень слабый спорт медленный безделье
город дома поле деревня колосья мыши жара
добрый злой помогать честный работать приятный вредить
уважение презрение друг ненависть враг любовь болезнь
рота командир завод рабочий депутат директор мастер
ложка суп нож вилка прибор хлеб тарелка
красивый уродливый высокий длинный короткий низкий гора
доска мел бумага тетрадь писать карандаш книга
волк овца кошка кролик мышь собака крыша
слабость сила. покой болезнь лень полнота движение
покупка продажа приобрести деньги заработок потерять торговать
внизу вверху пол комната потолок линолеум подметать
растение травоядное травоядное Корова детеныш хищник пресмыкающееся
рождение смерть начало жизнь ребенок конец распад
сомнительный вероятный вероятный знакомый достоверный чужой возможный

Не переворачивай страницу без разрешения!

П
О

Тест 7

В пустые клетки под каждым значком последовательно вписывай такие же цифры, которыми обозначены соответствующие значки в ключе.

Спасибо! Закройте тетрадь!

П
О

Ключ

1 Инструкции 2 Арифметика 3Предложения
1.8 1.22 1. работают
2. 2.7 2. день
3. Р 3.8 3.животное
4. девочка 4.15 4. девочкой
5. заходит 5.320 5.птицы, кладут
6. 2 6.5000 6.которую, картинок
7. 8. дерево, утро 7.12 7. радость, работа
9.нет 8.2,8 8 Если, погода
10. =24 9.6 9.видеть, когда, солнце
11.= В 10.10 10.год, кончается
12. да 11.14 11.Дороже, чем
13. 5 12.65 12. условие, жизни
14.лев 13.17 13. хотел, но, так как, денег
15.Х 14. 60 14.половина, века, космических
16. + 15.8 15.давать, трудно, советы
17.больше 16.24 16. надеяться, себя, не, другого
18. конец 17.4 17.теряет, слишком
19,20 ь и 18.1/4 18. большая, быть
19.2,5 19. заинтересован, результатах, чем, средствах, получены
20.72 20.предшествует, вызывая, причиной
4 Различия 5 Числовые ряды 6 Аналогии
1.Р 21.С 1. 10 11 1. греть 21. уголь
2.С 22.С 2. 40 45 2. самолет 22. Я
3. Р 23.С 3. 3 2 3. змея 23. сутки
4 .Р 24.С 4. 2 2 4. сахар 24. усилие
5.С 25. С 5. 28 32 5. Будапешт 25. 25
6 .Р 26.С 6. 6 4 6. нога 26. слабый
7. Р 27.Р 7. 20 23 7. среда 27. колосья
8. Р 28.С 8. 16 16 8. цветы 28. вредить
9.С 29.С 9. 22 23 9. пальто 29. враг
10 .Р 30.С 10. 64 128 10. воздух 30. директор
11 .Р 31.С 11. 6 3 11. 400 31. хлеб
12 .Р 32.С 12. 23 30 12. хвоя 32. низкий
13.Р 33.Р 13. 17 19 13. ловить 33. карандаш
14.Р 34.С 14. 14 13 14. наказание 34. мышь
15.С 35.С 15. 1/4 1/8 15. давление 35. движение
16.Р 36.С 16. 13 9 16. потолок 36. потерять
17.Р 37.Р 17. 10 17 17. слякоть 37. потолок
18.С 38.С 18. 44 58 18. вода 38. хищник
19.Р 39.Р 19. 12 9 19. молот 39. конец
20 Р 40.Р 20. 30 60 20. напиток 40. достоверный

Умеренность чувственных удовольствий?

Дева — миряне другого типа — однажды спросил бхикку: «О монах, почему ты не наслаждаешься чувственными удовольствиями?», и монах ответил:

» Я не знаю своего времени. Мое время скрыто. Это не видно. Вот почему, не получая удовольствия, я иду за милостыней: не позволяйте моему времени проходить мимо меня. Самиддхи Сутта: О Самиддхи — СН 1.20

Эта Сутта — хороший пример указания на трудности обучения продвинул Дхамму до нормального существа, одержимого чувственными удовольствиями. Благородные искоренили чувственные желания и совершенно свободны от чувственных желаний. Вот почему ученик время от времени вспоминал качества Благородных. Тогда разум не будет охвачен чувственным желанием, ненавистью или заблуждением. Вспоминая такое, ум становится непоколебимым к Тройной Драгоценности. С полной уверенностью в Благословенном вдохновение обретается от истины Дхаммы. Радость возникает у благородного ученика. С радостью к Дхамме рождаются восторг и радость. С радостью тело становится спокойным. Благородный ученик со спокойным телом испытывает удовольствие. С удовольствием ум становится сосредоточенным.

Однажды был недовольный молодой Бхиккху. Он еще не был частью Сангхи, так как он еще не достиг Фрукции Сотапатти. Будда произнес следующую дхаммападу (186-187) этому молодому бхиккху, который был недоволен своей жизнью:

Чувственные желания не могут быть удовлетворены чувственными желаниями; чувственные желания доставляют мало удовольствия и чреваты злыми последствиями (дуккха). Зная это, мудрец, который является учеником Будды, не находит удовольствия даже в удовольствиях дэвов, но радуется прекращению влечения (т. Е. Ниббане).

Когда Дхаммачаккаппаваттана-сутта была впервые объяснена, там не было Бхиккуса, но присутствовали Девы — миряне другого рода. В этом Будда объяснил присутствующим две крайности так:

Стремление к чувственному счастью в чувственных удовольствиях, низкое, вульгарное, путь мирского, неблагородного, бесполезного, и стремление к самоуничижению, которое является болезненным, позорным, бесполезным.

Затем в Махадукхакханда Сутте Будда рассказывает о наше искаженное восприятие мира. Может ли мудрый человек отвернуться от приманок чувственности, когда нам показывают потоки мирской жизни?

В «Данупатти-сутте» — AN.6 Будда показывает, насколько это полезно это совершать дела, полные заслуг, когда кто-то идет на рождение в результате своей собственной Каммы.

«Дорогие монахи, скажем, кто-то жертвует такие вещи, как еда, напитки, одежда, места, цветы, ароматы и дома для монахов (тех, кто пытается освободиться от загрязнений). Ему нравится получать вещи, которые он жертвует в результате этого доброго дела. Он слышал что-то вроде этого: ‘Божества, живущие в божественном мире, называемом Чатхуммахараджика, живут долго. У них есть большие удовольствия «. Затем он чувствует это так:» Я также хотел бы родиться в божественном мире Чатхуммахараджика после моей смерти здесь «. Затем он сосредотачивает свои мысли на этом ожидании. Он развивает этот разум. Поскольку он снова сосредоточил свой ум на этом грубом чувственном мире, его ум возьмет его к рождению в божественном мире Чатхуммахараджика после его смерти. Даже этот вид рождения только для добродетельного человека, а не для нечистого человека. Дорогие монахи, надежда добродетельного человека будет исполнена благодаря его чистоте «.

В Терагате — Стихи старших монахов 16.4 , Ven. Ратхапала объясняет, почему у него нет ни малейшего соблазна вернуться к мирянам. Стихи здесь делятся на три раздела, причем первые два касаются истории Ратхапалы, как сказано в MN 82. В первом Раххапала обращается к своему отцу после того, как тот пытался использовать богатство и бывших жен Раххапалы, чтобы заманить Раттхапалу в раздевание. Во втором разделе Ратхапала разговаривает с царем Коравья, который спросил его, почему он рукоположен, когда он был еще молод и здоров, и не потерпел ни родных, ни потери.

Способ положить конец всем страданиям называется «Меджима Патипада» — «Способ избавления от привязанностей к этому миру» — потому что он избегает двух крайностей чувственной снисходительности и самоуничижения. Тогда только ум обладает ясностью и силой, чтобы глубоко медитировать и открыть Истину. Эта Меджима Патипада состоит из усердного совершенствования Добродетели, Медитации и Мудрости, что более подробно объясняется как Благородный Восьмеричный Путь.

В Маха Чаттарисака Сутта (Дискурс на Великом Сороке) обсуждаются два восьмеричных пути: мирской путь, ведущий к перерождению в «добрых сферах» (на уровне или выше человеческого царства) и благородный восьмикратный путь, ведущий к ниббане. Таким образом, Маджима Патипада является «срединным путем» в общепринятом смысле этого слова; и это хороший первый шаг. Но значение локоттара сильно отличается, и в этой сутте изложена основная структура объяснения более глубоких значений. В течение 45 лет своего служения Будда объяснял детали по-разному.

Одним из смыслов локоттара в «Маджима патипада» является «избегать опьянения чувственными удовольствиями». Это постепенный процесс: высокие уровни интоксикации удаляются через удаление micca ditthi при достижении стадии Сотапанна. После этого нижний и нижний уровни интоксикации снимаются по мере того, как человек постепенно приобретает мудрость. Это означает «добровольно сдаваться», а не отказываться от привязанностей к этому миру исключительно волей или силой. Ум не откажется от вещей, которые он считает приятными, если на то нет веской причины. Эти причины — вот что такое Будда Дхамма. Человек становится сотапанной, по-настоящему понимая, почему это не только бесплодно, но и опасно привязывать к вещам, которые он считает приятными. Но даже сотапанна только «увидела» правду о «аниккской природе» этого мира.

Фактическое «сдача» происходит следующим образом, когда человек медленно начинает «сдаваться» добровольно и прогрессировать через следующие две стадии Сакадагами и Анагами, и в конечном итоге отказывается от всех привязанностей на стадии Араханта. Таким образом, не нужно беспокоиться о том, чтобы отказаться от чего-либо, пока не достигнешь стадии сотапанны. Отказ происходит автоматически, когда человек осознает истинную природу этого мира.

Как известно, требование соразмерности, соблюдения меры во всём, стало основой древнегреческой культуры. Отчеканенное в лапидарное изречение, приписываемое семи мудрецам: «ничего сверх меры», обстоятельную экспликацию оно получает в этике Аристотеля. Однако и Платон в своих зрелых диалогах указывал на исключительную важность этого правила. В христианской культуре Средневековья происходит инверсия античной мудрости, достижение блага становится возможным только через осознание греховности человеческой природы, безмерную глубину приобретает акт раскаяния, земное становится несоразмерным божественному, боги в их античном понимании «уходят» из этого мира юдоли скорби и печали. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы преобразования античной умеренности в христианское стремление к безмерному, остановимся на некоторых аспектах смены двух этических парадигм.

В основании античной этики лежит приоритет разумности, поэтому и принцип умеренности задается в древнегреческой философии рассудительностью. Так, Платон в диалоге «Федр» говорит о душе человека как состоящей из двух начал: одно из них, врожденное, стремится к удовольствиям, другое, приобретенное, содержит мнения относительно нравственности. Иногда оба эти начала пребывают в согласии, но когда находятся в разладе, верх берет то одно, то другое начало. Если поведение человека определяется разумной нравственностью, Платон называет это «рассудительностью». В противном случае, верх одерживает неразумное влечение к удовольствиям, характеризуемое философом «необузданностью». Необузданность и невоздержанность делают невозможным созерцание божественного. Душу чрезмерного человека Платон уподобляет возничему с крылатой парной упряжкой. Однако его кони не благородного происхождения, поэтому править ими «дело тяжкое и докучное». «Души жадно стремятся кверху, но это им не под силу, и они носятся по кругу в глубине, топчут друг друга… Возничим с ними не справиться… Несмотря на крайние усилия, всем им не достичь созерцания подлинного бытия, и, отойдя, они довольствуются мнимым пропитанием».

Детальную конкретизацию правило умеренности получает в учении Аристотеля. Аристотель во второй книге «Никомаховой этики», выясняя природу добродетелей, исследует состояния души. Поскольку в душе нет ничего, кроме страстей, способностей и устоев, то добродетель должна соотноситься с одним из этих состояний. Страсти (страх, симпатия, тоска, радость и др.) — это переживания, влекущие за собой чувства удовольствия или страдания. Способности делают человека подвластным страстям, а нравственные устои (hexeis) позволяют плохо или хорошо владеть ими. Согласно Аристотелю, добродетель невозможно отождествить со страстями, ведь страсти сами по себе морально индифферентны и возникают спонтанно, а добродетель предполагает свободный выбор, выражающийся в стремлении принимать решения. Добродетель не есть также и способности, естественные по своему происхождению, ибо требует некоторых усилий самообладания и «дрессуры». Таким образом, добродетель — это нравственные устои, определенный склад души, сказывающийся в страстях и поступках.

Наши переживания и действия чреваты избытком, недостатком и серединой, причем избыток, как и недостаток, губительны для добродетели, успешна и приемлема только середина. «Добродетель, — заклю-
чает Аристотель, — есть некое обладание серединой; во всяком случае, она существует постольку, поскольку ее достигает». Таким образом, искусство соизмерения, умение избегать крайности (пороки) полагается в основание добродетели, умеренность становится конститутивным принципом всякого нравственного поступка. Находить середину в каждом отдельном случае, то есть быть добропорядочным человеком, дело чрезвычайно трудное, совершенство, как отмечает Аристотель, явление редкое. Умеренность предполагает «редукцию» страстей и невоздержанных порывов, исключает действия по влечению, подразумевая сознательный выбор, свойственный рассуждению. В результате подобной установки достигается овладение телом, формируется добродетель — добрая воля, закрепленная в качестве свойства, привычки. Сознательный выбор не мог быть направлен на невозможное (стремление к невозможному Аристотель квалифицирует, как глупость), он мог касаться только конкретных средств к достижению цели в зависящих от человека обстоятельствах. При этом цель мыслилась скорее «способом, которым должна быть сформирована вся жизнь». Достижение высшего блага вне ориентации на умеренность, основанную на верном суждении, в контексте античной культуры представляется несбыточным предприятием.

Именно требование умеренности, являющееся «сердцевиной» древнегреческой этики, неустанно разоблачается и отклоняется христианской моралью. Если Философ называет христиан безумцами, то с позиции верующего сознания резоны разума не безупречны и не способны постичь всей полноты божественной истины: «есть у человека пути, которые кажутся прямыми, приводят же они его, в конце концов, к смерти, такими оказываются в большинстве случаев и доводы разума…» Напряженная борьба между языческой и христианской моралью разворачивается вокруг «трезвенных», покоящихся на соблюдении середины, добродетелей и чаяний того, чего в мире нет и в чем нельзя удостовериться; аристотелевской максиме умеренности противостоят слова апостола Павла: «сверх надежды надежда». В той мере, в какой для древнегреческой культуры надежда и связанная с ней вера оказываются просто излишними, столь же для христианства они приобретают исключительный статус, выкристаллизовываясь в новозаветное учение о теологических добродетелях. Надежда на искупление бесконечной вины, сопрягающаяся с осознанием изначальной греховности, упование на спасение и од-
новременно невозможность каких либо гарантий в нем переживаются теперь в модусах безмерности и неизмеримости. Образ «бездны», чуждый античности, и являющийся в какой-то мере безобразным в пику греческой зримости, точно репрезентирует особенности христианского морального сознания: «бездна благодати», «бездна погибели». Между этими безднами балансирует человек («великая бездна человек»), которому «предстоит некогда с непреложностью устремиться либо в одну, либо в другую из этих бездн».

Радикальное противостояние этики Аристотеля и христианской, нравственной доктрины обнаруживается в способах достижения высшего Блага. Как уже было отмечено, в концепции Стагирита средства (добродетели) имманентны цели, сражаясь с пороками, человек укрепляется в добродетели, и в качестве вознаграждения его ожидает блаженство. Христианство открывает иную перспективу: «в надежде на высшую и вечную небесную жизнь нужно презреть все блага или претерпеть противоположное, (то есть бедствия)»– утверждает Христианин в упомянутой работе Абеляра. С точки зрения Аристотеля, внешние обстоятельства, в том числе и бедствия, могут помешать обретению блага, в контексте христианства — никогда. В чем основание столь кардинального расхождения?

Античность мыслит человека как замкнутое целое, в коем согласуются (во всяком случае, могут согласоваться) стремления и верные суждения, и эта согласованность именуется умеренностью. Христианство разрушает гармонию воли и разума, отныне человеческая жизнь — их постоянная распря, и разум не частый победитель в ней. Однако драматизм человеческого существования этим не исчерпан, выясняется мучительное расщепление воли: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Новозаветная мораль интериоризировала человеческую жизнь, сущностным измерением которой стала воля — источник трех высших добродетелей, неведомых языческому миру: веры, надежды, любви. Это обстоятельство объясняет необъяснимое в горизонте древнегреческой культуры: и вор на кресте может быть спасен, ибо уверовал. Отношения между Богом и человеком — это диалог двух воль, окрашенный непостижимой тайной благодати и милосердия, вины и раскаяния.

Афоризмы про Умеренность:

Ян Амос Коменский:

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

Джованни Боккаччо:

Всё, не знающее меры, длится недолго.

Ральф Эмерсон:

Если хочешь, чтобы тебя любили, учись чувству меры.

И.С. Тургенев:

Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры.

Феогнид:

Завещаю: ни в чем не усердствуй, во всем выбирай середину, тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.

Клеобул:

Лучшее — мера.

Томас Карлейль:

Если человек знает меру, он знает все.

Демокрит:

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Томас Дюар:

Я особенно сдержан в вопросах воздержания.

Вольтер:

Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.

Гиппократ:

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы.
Всё хорошо, что в меру.

Питтак:

Умеренность люби.

Томас Пейн:

Умеренность в проявлении нрава — всегда добродетель, умеренность в принципах — всегда порок.

Эпикур:

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.

Публилий Сир:

Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании.

Лао-цзы:

Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Жан-Жак Руссо:

Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.

Саади:

Знать меру следует во всем и везде.
Знать меру надо в дружбе и вражде.
Достаточное количество пищи — тебя держит. Излишек же придётся носить твоим ногам.
Не будь настолько суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтобы тебе дерзили.

Апулей:

Все, чем бы ты в жизни не пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности.

Абу-ль-Фарадж:

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Поэтому ешь в меру.
Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах.
Умеренность — союзник природы и страж здоровья.

УМЕРЕННОСТЬ

УМЕРЕННОСТЬ – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага.

По Платону, умеренность предполагает самопознание, которое раскрывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием. Умеренность проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал умеренность добродетелью государства, когда «ничтожные вожделения большинства» подчинены «разумным желаниям меньшинства», и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. Умеренность государя как гармония пронизывает все государство целиком.

Аристотель определил умеренность как обладание серединой в связи с телесными удовольствиями от вкуса и осязания. Умеренность противостоит бесчувственности – нарушению меры в сторону недостатка, но главным образом, распущенности – нарушению меры в сторону избытка. Умеренность требует, чтобы человек вообще не стремился к низменным удовольствиям и ко всему не должному, чтобы он не стремился к удовольствиям, когда не следует и не страдал от их отсутствия. Аристотель отличает умеренность от рассудительности. Умеренность как нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для ее достижения. И для Платона, и для Аристотеля умеренность является благой, прекрасной и полезной.

Отношение к удовольствиям стало предметом особого философского внимания в эпоху империй. М.Фуко связывает это с расцветом «культуры себя», подчиненной принципу заботы о себе. Этот принцип требовал за текущими делами помнить о своей главной цели – заботиться о душе. В контексте «культуры себя» требование умеренности означало призыв к душевному и телесному здоровью, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела. Умеренность обеспечивает независимость человека от всего того, над чем он не властен.

В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности включает правильное отношение к миру и мирским благам. Умеренность выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий умеренностью смиренен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает «мирские похоти». В отношении к телесным потребностям умеренность выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является послушным орудием духа.

В Новое время умеренность в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И.Кант считал умеренность обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Умеренность направлена на сохранение физической и тем самым моральной природы человека в совершенстве.

Ольга Артемьева

Умеренность — лучшее лекарство

Смотреть что такое «Умеренность — лучшее лекарство» в других словарях:

  • Семейство ложноногие змеи — К этому семейству принадлежат гигантские, или исполинские змеи. Они отличаются следующими признаками: голова треугольной или продолговато яйцевидной формы более или менее явственно отделена от туловища, сверху вниз сплющена, спереди по… … Жизнь животных

  • Коменский — (Ян Амос, латинизирован. Comenius) знаменитый отец новой педагогики , род. 28 марта 1592 г. в моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из местечка Комны, принадлежал к общине чешских братьев , этому лучшему выражению гуситства.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франсуа Фенелон — (1651 1715 гг.) писатель, архиепископ Великое, всегда невинное, всегда спасительное лекарство трезвость, умеренность в наслаждениях, спокойствие духа, телесные упражнения. Война это зло, позорящее человеческий род. Доказательством совершенства… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Лечебная физическая культура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

  • Елизавета Алексеевна — Елизавета Алексеевна … Википедия

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *