Умное делание

От составителя

О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно Предисловие Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети Глава II. О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви Глава III. Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто Глава IV. Краткая, но часто творимая молитва, более полезна, чем продолжительная I. Молитва. Степени молитвы II. Молитва Иисусова Плоды молитвы Тайное поучение О памяти Божией III. Существо христианской жизни Горение Духа IV. Что значит сосредоточить ум в сердце? V. Как вниманием стать в сердце? VI. Борьба со страстями Как себя познать? Внешнее и внутреннее делание Уединение Господь отходит – душа пустеет Трезвение и благорассмотрение VII. О прелести Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. Тайна спасения, открываемая непрестанною молитвою Учение валаамских старцев о молитве

От составителя

«Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?

Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу» (Еп. Никон).

«Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.

Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова» (Еп. Иустин).

Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно-нощное моление молитвою Иисусовою.

По вступлении моем в обитель, я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем А., который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и, таким образом, с течением времени у меня составился сборник о молитве.

Материал сборника разрастался из года в год, и потому он не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил лично для меня, как справочник.

Теперь мне пришла мысль издать мой сборник или справочник, в надежде на то, что, быть может, он окажет помощь тем, кои ищут руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни, и приведенные в сборнике мудрые советы св. отцов и современных нам подвижников помогут им в их добром намерении.

В сборнике встречаются повторения одного и того же; это – от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Все же, передаваемое от сердечного убеждения, должно иметь живейший интерес, тем более нужный в нынешние времена, когда повсюду наблюдается крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.

Итак, цель издания нашего сборника та, чтобы всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам еп. Игнатия, «люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, «боятся» этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться». Далее еп. Игнатий говорит: «Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих».

Посему у составителя и явилась насущная потребность собрать все необходимое для разъяснения этого духовного делания и встречающихся при этом недоумений. Сам же собиратель, не смея и подумать назвать себя «умным молитвенником», осмелился лишь извлечь из сокровищницы св. отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве, советы, необходимые, как воздух дыханию нашему, всем ревнующим о своем спасении.

В настоящий сборник об умном делании, по вопросу о молитве, входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, как то: Святителя Димитрия Ростовского, Архимандрита Паисия (Величковского), Старца схимонаха Василия и других делателей священной молитвы Иисусовой.

В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда позаимствованы сии изречения, с ссылкою на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Валаам, 27 июля 1936 г. Игумен Харитон.

Существует печальное заблуждение, будто к подлинной молитвенной жизни призваны исключительно монашествующие. Будь это верным, не сказал бы апостол всему фессалоникийскому собранию верующих: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Но как это можно — молиться беспрестанно, если жизнь человека есть череда самых разнообразных необходимых дел? Наша книга о высоком пути сокровенного молитвенного делания — великого сотворчества Бога и человека, которое святые отцы называли художеством из художеств.

ГРЕХ В ДУХОВНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Развитие греха через помыслы Страсти
ОСНОВЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Смирение
Трезвение и хранение ума в молитве
Трезвение и хранение сердца в молитве
Трезвение воли
Хранение совести в молитве
Покаяние
Заповеди
Скорби внешние
Добродетели
ПОНЯТИЕ ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Условия молитвы
О трезвении в молитве
О прелести и благодати в молитве

МОЛИТВА ИИСУСОВА И ЕЕ ПЛОДЫ
Устная молитва
Умная молитва
Соединение ума с сердцем. Сердечная молитва
Высшая молитва
Непрестанная молитва
Плоды молитвы

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
СЛОВО ОБ ИСИХИИ

Апробационная статья студента III курса Минской духовной академии Антона Гурова.

Известный подвижник ХХ века игумен Никон Воробьёв, духовный сын иеросхимонаха Мелетия (Барминова), последнего постриженника преподобного Амвросия Оптинского, в одном из своих поучений советовал: «Кто хочет опытно познать тайны христианства, должен все силы употребить на духовное делание, а не пытаться одним рассудком всё понять». Что же такое духовное делание? Почему оно так необходимо для нас? И почему известный богослов и писатель ХХ века Иван Михайлович Концевич писал: «Вести по пути духовного делания может лишь тот, кто сам прошёл успешно этот путь». Отвечая на поставленный вопрос, обратим своё внимание на объяснение этого термина известным греческим богословом митрополитом Навпактским Иерофеем (Влахосом). В своей книге «Православная духовность» владыка Иерофеей посвящает целую главу теме делания и созерцания. По мнению владыки, в Новом Завете ясно прослеживаются три этапа духовной жизни, или ступени духовного совершенствования и исцеления человека, – это очищение сердца, просвещение ума и обожение. В святоотеческом учении эти три этапа духовной жизни характеризуются с помощью таких терминов, как делание и созерцание. Термин делание (греч. πρἆξἱς), по словам митрополита Иерофея, означает «опыт очищения сердца, который является первым этапом духовной жизни». Именно поэтому деятельным человеком называется тот, кто стремится очистить своё сердце от греховных страстей.

Преподобный Евагрий Понтийский называет духовным деланием «духовный метод, очищающий страстную часть души (греч. πρακτική ἐστι μέθοδος πνευματικὴ τὸ παθητικὸν μέρος τῆς ψυχῆς ἐκκαθαίρουσα)». Подвижник пишет о том, что духовное делание ведёт человека к глубокому единению с Богом. Своим ученикам он заповедует «со всем рвением осуществлять духовное делание (греч. πρακτικὴν), показывая Богу, что целью наших деяний является ведение Его».

Среди древних отцов о духовном делании как «стяжании чистоты сердечной» наиболее ясно писал преподобный Иоанн Касьян Римлянин. Как замечает современный исследователь учения преподобного, доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Фокин Алексей Русланович, «преподобный Иоанн Касьян указывал, что ближайшая, или непосредственная цель аскетического делания (греч. σκοπός)– это стяжание «чистоты сердца», благодаря которой, в свою очередь, можно достичь конечной цели христианского совершенства (греч. τέλος)– Царства Божия».

Можно так же с уверенностью сказать, что «стяжание чистоты сердечной» представлялось многими древними подвижниками как важнейшее духовное упражнение. Ведь «злоба, которая столько тысячелетий занимается губительством душ, – писал преподобный Макарий Великий, –умеет укрыться в сердце и не действовать до времени, чтобы ввести душу в самомнение о своём совершенстве». «И лжёт, кто говорит, что имеет чистое сердце».

По мысли преподобного Исаака Сирина, мы в нашей духовной жизни должны постоянно «стремится привести в благоустройство делами покаяния и богоугодной жизни наше сердце, и Господь Сам придёт, если место в сердце будет чисто и нескверно». Преподобный Ефрем Сирин называл сердце «Божией обителью». Согласно святоотеческому учению, дело очищения сердца должно быть постоянным духовным подвигом. Духовное делание не должно прекращаться, потому что если оно прекращается, останавливается не только наш духовный рост, но и наступает опасность полного духовного падения, ведь наше состояние души никогда не может быть постоянным. В духовной жизни мы или подымаемся, или падаем. Мы не можем сохранять себя постоянно в духовном равновесии, если не будем двигаться вперёд, то есть духовно подвизаться. Наше духовное состояние можно сравнить с медицинским градусником, температурная шкала которого резко понижается или резко повышается в зависимости от действия тепла.

Известный русский богослов XX века Владимир Николаевич Лосский в своём труде «Очерк мистического Богословия Восточной Церкви» писал, что «деятельная жизнь – делание – состоит в очищении сердца, и это – деятельность сознательная, так как ею руководит ум (греч.νους), созерцательная способность, которая входит в сердце, соединяется с сердцем, собирая и сосредоточивая в благодати всё человеческое существо».

По мнению владыки Иерофея (Влахоса), «не существует ни делания, независимого от созерцания, ни созерцания, независимого от делания. Ибо через очищение человек идет к созерцанию Бога, а когда прекращается созерцание, снова начинается делание».

Вспомним нагорную проповедь нашего Спасителя Господа Иисуса Христа и заповеди блаженства, Им произнесённые. Шестая заповедь «блаженны чистые сердцем (греч. καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят» ясно показывает нам путь Богопознания. «Ибо Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания», – говорит Святейший Патриарх Кирилл. «Наше сердце и наше сознание можно уподобить приёмному устройству, которое должно быть настроено на ту же частоту, на которой передаётся в мир Божественная Благодать».

«Мы видим Его сердцем. И инструмент, которым смотрят, должен быть чистым, – пишет известный богослов протоиерей Александр Мень. –Что мы сможем увидеть, если будем смотреть в подзорную трубу закопчённую, да даже просто в окно? Значит, необходима промывка. Чистое сердце – это христоподобное сердце. Христоподобное сердце, которое любит. Любит. Которое открыто».

«Почему же не говорят о чистоте души, но твердят о чистоте сердца? – рассуждает Сербский Златоуст, святитель Николай (Велимирович). – Да потому, что сердце – это средоточие души. Из сердца исходят помыслы, в сердце таятся желания, в сердце гнездятся все страсти. Именно поэтому был дан совет: Сын мой! Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни (Прит. 4, 20, 23)». Святитель, основываясь на мыслях блаженного Феофилакта Болгарского, даёт замечательное определение, что такое есть чистое сердце: «Чистое сердце – это зеркало, в которое любит смотреться Господь». По мнению Сербского Златоуста, чистое сердце человека есть главная обитель Святого Духа. «Много обителей у Бога Духа Святого в этой пространной Вселенной, – пишет святитель, – но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости». «Из сердца как из главного святилища Духа Святого разольются духовные живоносные струи по всему человеку, телесному и духовному. Последствием сего будет то, что у верующего тело станет орудием духа человеческого, а дух человеческий – орудием Духа Святого».

Хорошо объясняет важность очищения сердца от страстей в своих трудах святитель Феофан Затворник. По его мнению, «главная цель всей жизни христиан, всех трудов и подвигов и куда должно направлять сии подвиги, именно очищение сердца от страстей». Владыка пишет, что начав труд очищения сердца, человек весь преображается и меняется. «Когда сердце ваше затеплится теплотою Божией, с того времени начнётся собственно внутренняя ваша переделка. Огонек тот всё в вас пережжёт и переплавит, иначе сказать, всё одухотворять начнет, пока совсем одухотворит. Огонек не покажется, пока страсти в силе. Страсти то же, что сырость в дровах». «Сердце – это очаг духовной жизни нашей, и одухотвориться – это значит не иное что, как «устроить», как «ублагоустроить», как «уцеломудрить» своё сердце», – писал в своей магистерской диссертации «Столп и утверждение истины» протоиерей Павел Флоренский. По мысли отца Павла, «очищение сердца даёт общение с Богом, а общение с Богом выпрямляет и устрояет всю личность подвижника».

Владимир Николаевич Лосский приводит слова преподобного Максима Исповедника, касающиеся глубокой взаимосвязи духовного делания и духовного созерцания: «Созерцание без делания, теория, не основанная практикой, ничем не отличается от воображения, от эфемерной фантазии (греч. ανυποστατος φαγτασια); также и делание, если оно не одушевлено созерцанием, бесплодно и неподвижно, как истукан». Именно поэтому Лосский считал, что «нет никакого богословия вне опыта: нужно меняться, становиться новым человеком. Чтобы познать Бога, нужно к Нему приблизиться; нельзя быть богословом и не идти путем соединения с Богом». О взаимосвязи делания и созерцания в своих деятельных и богословских главах пишет преподобный Симеон Новый Богослов: «Не соединившийся же с Духом Святым через очищение себя от всего страстного, созерцания Бога и Боговедения сподобиться не может, и недостоин сокровенно научаемым быть добродетелям смирения». И ещё: «Ибо восприятие огня Духа Святого идет вслед за очищением сердца, и опять очищение сердца идет вслед за восприятием огня, – то есть, сколько очищается сердце, столько приемлет и божественной благодати, и опять: сколько приемлет оно благодати, столько и очищается». Так же и святитель Григорий Палама писал, что «делание всегда приводит к созерцанию». По его мнению, Дух Святой полностью преображает человека. «Не просто соединяет человека с Богом, но и срастворяет Свою благодать со всем человеческим существом».

Что же заключает в себе очищение сердца? «Очищение сердца, нашего внутреннего мира, – по замечанию владыки Иерофея (Влахоса), – состоит, во-первых, из исцеления душевных сил, чтобы они действовали согласно естеству и сверх естества, но не вопреки ему. Ум, желание и воля в своем естественном состоянии должны быть направлены к Богу. Во-вторых, очищение – это освобождение человека от наслаждения и страдания. В-третьих, очищение – это избавление сердца от различных помыслов, которые гнездятся в нём. Их местопребыванием должен быть рассудок, а не сердце». Можно ли сказать, что путь очищения сердца, путь духовного делания есть путь нравственного совершенствования? Митрополит Иерофей замечает, что «деланием в святоотеческом предании называется и нравственность, ибо, когда святитель Григорий Палама в своих творениях говорит о нравственности, он, по сути, развивает тему очищения сердца, и там описывается весь путь исцеления человека. Нравственность в Православном Предании – не отвлеченное понятие и не фарисейский внешний образ жизни, это – подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество».

Следовательно, нравственное совершенствование и духовное делание есть дорога, которая ведёт нас к очищению сердца. Благодаря духовному деланию душа христианина сподобляется глубокого единения с Богом. Человек ещё здесь на этой земле, становится причастником Небесного Царствия.

1. Библия. М.: РПЦ, 2010.

2. Добротолюбие в русском переводе. Дополненное. Св. преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Гл. 5. Том 4. Издание второе. Русский Свято-Пантелеимонский монастырь на Афоне. М.: 1901

3. Добротолюбие в русском переводе. Дополненное. Преподобного Симеона, новаго Богослова деятельные и богословские главы. Том 5. 71 глава. Издание второе. Русский Свято-Пантелеимонский монастырь на Афоне. М.: 1901,

4. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

5. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

6. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

7. Творения аввы Евагрия. Слово о духовном делании, или Монах. Пролог. Послание к Анатолию. Гл. 78. – М.: Мартис, 1994. – 24 с.

8. Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004.

9. Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004.

11. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994.

12. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. С. 224.

14. Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние. М.: 2007.

15. Никон (Воробьёв), игумен. Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. / сост. Осипов А. И. М.: «Оранта», 2011.

16. Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998.

18. Георгий Мандзаридис. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. / перевод с английского В. Петухова. – Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 30 с.

19. Кирилл, митр Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. О заповедях Блаженств. Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят. – М.: РПЦ, 2008.

20. Фельми К.Х., профессор. Введине в современное православное богословие. – М.: Отдел прелигиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999.

Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние. М.: 2007, — 19 с.

Старец Мелетий был последним пострижеником преподобного Амвросия Оптинского, который постриг его в 1891 году, в год своей кончины.

Никон (Воробьёв), игумен. Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. / сост. Осипов А. И. М.: «Оранта», 2011, — 418 с.

Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М.:Никея, 2009. – 45 с.

Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 127 с.

Творения аввы Евагрия. Слово о духовном делании, или Монах. Пролог. Послание к Анатолию. Гл. 78. – М.: Мартис, 1994. – 24 с.

Творения аввы Евагрия. Слово о духовном делании, или Монах. Пролог. Послание к Анатолию. Гл. 32. – М.: Мартис, 1994. – 20

Фокин Алексей Русланович, Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании

Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 378 с.

Там же, гл. 13, — 381 с.

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 552 с.

Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 70 с.

Там же, — 137 с..

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004, – 77 с.

Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004, – 232 с.

Там же,– 468 с.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах. Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. – 131 с.

Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 53 гл. Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны. – Минск, Свято-Елизаветинский м-рь, 2006. — 186 с..

Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т. 1 (I). – М.: «Правда», 1990. – 269 с.

Там же, — 271 с.

Фельми К.Х., профессор. Введине в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. – С. 10.

Добротолюбие в русском переводе. Дополненное. Преподобного Симеона, новаго Богослова деятельные и богословские главы. Том 5. 71 глава. Издание второе. Русский Свято-Пантелеимонский монастырь на Афоне. М.: 1901, — 26 с.

Там же. 94 глава, — 32 с.

Цит по: Георгий Мандзаридис. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. / перевод с английского В. Петухова. – Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 30 с.

Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 73 с.

Там же. – 75 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *