Уныние это грех

Об унынии, тоске и лености

В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Причащение апостолов

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Слово Ободрения против чувства жалости и самосожаления

Самая опасная привычка — жалость, ропот и самосожаление.

Самая страшная привычка, которая возникает у всех раненых когда-либо людей — это жалеть себя. И если бы это было безобидно — я бы ни одной строчки не потратил на этот текст. Но эта заразная эпидемия косит очень многих. С этим надо разобраться.

Жалость — это бесконечное занятие. Путь вниз на скоростном поезде. Если до момента начала самосожаления вы имеете шансы на успех, кривая ваших возможностей тянется вверх, то когда впадете в жалость — на всех успешных мечтах можно поставить крест.

И я знаю об этом, потому что и сам когда-то занимался подобным втихомолку.

Но обо всем по порядку.

5 причин почему жалость к себе и чувство жалости — плохо

Не знаю более плохой привычки. Посудите сами — курение, алкоголизм многие не приемлют. Тщеславие явно видно издалека и оно отталкивает.

жалость к себе

А вот жалость к себе тихонько сидит в углу и не высовывает носа. А когда ты остаешься сам с собой — она открывает двери настежь со словами: «Вот она я». Она такая приятная, нежная, все понимает, с ней так хорошо, что никто больше не нужен.

Но гнать ее нужно в шею, с пинками.

Я выделил 5 негативных признаков жалости к себе. Это для меня самые яркие. Если покопаться, можно еще найти, но и этих достаточно, чтобы увидеть всю мерзость этого чувства.

  1. Самосожаление сжирает изнутри.

Жалость — это совсем не созидающее понятие. Наоборот, жалость уничтожает полностью все добрые принципы, на которые человек опирается.

  1. Жалость к себе делает одиноким.

Люди глубоко ощущают, когда ты занят собой. По сути, жалость — это эгоизм в квадрате. Потому что ты не только живешь ради себя, но и думаешь только о себе, даже рядом с другими.

  1. Жалость к себе неприятна окружающим.

Хуже того, жалость к себе — это как плохой запах, который исходит от человека. Другие рядом могут находиться, но недолго. Да и то, прикрывая носы. Люди сторонятся эгоистов, жалеющих себя.

  1. Жалость к себе снижает самооценку.

Бог сотворил нас прекрасно. Каждый человек является самой большой ценностью во всей Вселенной. Ведь Бог Отец отдал Иисуса Христа за каждого человека.

Но человек потерял это ощущение собственной ценности после грехопадения.

И жалость разжигает все больше этот костер печали, собственной боли и уныния. И в том числе, снижает уважение к себе, как творению Божьему, как любимому сыну или дочери Бога.

  1. Жалость к себе не помогает.

Кажется, это уже ясно.

Жалость к себе никак не помогает. Это самое бесполезное занятие в трудностях, которое только можно придумать.

Что Слово Божье говорит о самосожалении?

Это удивительно. Но в Библии практически нет слов с корнем «жалеть», а те, которые есть несут совсем другой смысл, нежели самосожаление. Несмотря на это в Слове Божьем есть слово, которое очень хорошо изображает суть жалости к себе. Это — ропот.

Давайте посмотрим, что говорит Слово Божье о ропоте.

Послание к Евреям 3:8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, 3:10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;

Это очень интересно. Из этого места Писания можно сделать 2 вывода:

  1. Когда человек находится в ропоте — его сердце постоянно заблуждается. Он-то думает, что он прав, а на самом деле — заблуждается.

Вспоминается стих из Писания :

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти. (Притчи 14:12)

  1. Ропот ожесточает сердце.

Человек с мягким сердцем может служить другим, может заботиться о людях, любить и помогать.

Человек с жестким сердцем не ощущает сострадания к боли других. И сам не достоин сострадания.

И к такому положению человека приводит именно ропот.

Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; (Послание Иуды 1:16)

Эти слова из послания апостола Иуды.

Слово Божье говорит, что люди, которые в ропоте ничем не довольны. И эти люди поступают по своим похотям. Только так, как хочется им.

Как противостоять самосожалению и чувству жалости?

Сразу скажу — это не просто набор знаний. Это оружейная комната. Изучайте эти принципы с готовностью сразу применять. Это практическое задание. Отнеситесь к нему именно так. А иначе и нет смысла читать дальше.

  1. Благодарение.

…благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, (Послание к Ефессянам 5:20)

Каждый из нас может за все благодарить Бога.

У тебя сложные отношения в семье? Благодари, что она у тебя есть.

У тебя нет денег? Благодари за ум, руки, ноги и силу, которой ты сможешь заработать. И молись — Бог даст работу.

У тебя бизнес не идет? Благодари Бога, что он дал тебе свой бизнес, и молись о новых нишах, идеях, возможностях.

И еще. В этом месте ясно видно, что мы можем благодарить Бога всегда. Еще раз повторю — всегда. То есть каждый день, в любых обстоятельствах.

  1. Знать свое предназначение и действовать в нем. Не отвлекаясь на трудности и сложности.

Притчи 14:8 Мудрость разумного – знание пути своего.

Бог каждому из нас доверил свой участок, свое поле для труда, и свое предназначение. (Подробнее об этом читайте также )

И вам нужно просто быть верным в этом деле. Делать его верно и уверенно.

Если вы писатель — писать то, что нужно людям.

Если переводчик — переводить то, что поможет другим.

Если художник, модельер, фотограф, журналист, программист, закройщик, повар, — делайте свое дело, развивайтесь и приносите пользу людям. И они это оценят.

Да что говорить. Даже просто быть хорошей мамой — это уже отличное предназначение.

У меня есть знакомая, у которой умер муж, но при этом она воспитывает дочь. И она не ожесточилась, осталась доброй, искренней женщиной, которая любит Бога и людей. Она — очень хорошая мама. Разве этого мало?

Вам нужно точно знать свой путь. И тогда на жалость к себе у вас просто не будет времени.

  1. Быть довольным малым, тем, что уже доверено тебе.

Посмотрите вокруг. На то, что вам уже доверено. На то, что у вас уже получилось.

Это может быть мало. Но ведь это же есть.

Но подумайте об этом с другой стороны. То, чего вы достигли — это то, что вам доверено. И вы уже немного продвинулись на пути. Пусть еще впереди много шагов.

Но остановитесь и просто порадуйтесь тому, что уже достигли. Поблагодарите Бога за это.

Фил.2:14 Все делайте без ропота и сомнения.

Просто вырабатывайте привычку. Каждое дело делать без роптания и жаления себя.

1Тим.6:6 Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.

Не так-то просто быть довольным. Многие люди в мире наоборот разжигают в себе недовольство, неудовлетворение текущим положением дел. Это даже какая-то особая фишка бизнес-тренингов — быть целеустремленным и очень недовольным текущим положением дел. Но как раз сложнее быть довольным.

И Слово Божье связывает два, казалось бы, разносторонних понятия.

Быть благочестивым и быть довольным.

Быть благочестивым — это жить в почтении к Богу и угодно Богу.

довольство

И если вы живете благочестиво перед Богом — вы будете довольны. Потому что не будете измерять свой успех достижениями, похвалой других людей. А только тем, насколько Богу угодна ваша жизнь.

Послание к Филиппийцам 4:11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Апостол Павел говорит, что он научился быть довольным. Значит, когда-то не умел. Это просто навык.

Важная ремарка. Быть довольным совсем не означает — ни к чему не стремиться. Это значит, скорее, что вы довольны тем, что имеете сейчас. И развиваетесь/стремитесь постепенно.

Образ дуба

Держите в голове образ дуба. Оно никогда не вырастеет мощным за один год. Молоденькие дубки легко сломать большим и указательным пальцем. Но здоровый дуб достигает 50 метров в высоту и 7 метров в диаметре.

Все постепенно. И разовьете вы эти навыки против разрушающей привычки жалости также постепенно. Но не за 1 день.

Друг, если ты уже влип в состояние жалости, за пару минут, ты не сможешь выбраться.

Но если будешь применять эти три простых принципа:

  1. Благодарение
  2. Знание своего пути
  3. Довольство от того, что есть

И пусть никакая жалость к себе не пустит ни одного корешка в твоем сердце. Помни: Бог за тебя.

Текст подготовил Владимир Багненко

Все статьи по теме “Прощение. Серия статей. Таран против обиды. Помощь тому, кто хочет простить“:

  1. О прощении. “Прощение. Как простить? Пошаговый ответ от Христа”
  2. Об обиде. Суть обиды и как с ней бороться. Библейский взгляд
  3. Книга в тему: Рецензия на книгу Джона Бевира “Приманка сатаны”
  4. Принципы жизни после обиды. Жизнь после обиды. Время прощать.
  5. Молитва покаяния, – главная молитва для каждого человека (если вы никогда не молились ею)
  6. Как никогда не обижаться – действенный способ.
  7. Жалость, самосожаление – статья, в пух и прах разбивающая жалость к себе.

ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

Об унынии, тоске и лености

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так: «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном: «Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся». Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого: «Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения: «Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу». Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима: «Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов: «Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением. Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так: «Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. …Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец». На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности: «Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой: «Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами». Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий: «…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва». Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками: «Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани: «Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде: «В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал: «От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах». Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику: «Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу». Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение.

Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться: «Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?» Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста: «Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

«Мы в скорбях этих не унывали – это все скорби временные – они как пришли, так и уйдут, нам бы вечную скорбь не получить. Всегда вера нас укрепляла, вера нас спасала»

«Господь посылает холодность, — холодность, чтобы мы не видели свое приобретение. Потому что мы слабые какие: будем молиться, даст Господь у сердца молитовку, а мы уж и возгордимся и гордостью своею все изничтожим как железо ржавчиною. А то читаем как об столб, как об стену, ничего не слышно – холодное сердце, а мы скорбим, а там благодать будет теплиться, а мы и знать не будем».

«Не останавливайся в молитве. Хоть даже холодность придет в сердце, а ты не останавливайся, сынок. Может, ты сердце свое как камень будешь чувствовать холодный, а ты молись, и молись, и молись, и молись, и капелька этот камушек пробьет, не сразу, — годы пройдут, а пробьет».

Схиархимандрит Макарий (Болотов)

В Библии написано «10 заповедей Божьих». В них описываются основные, самые большие грехи. Среди них выделено чувство уныния. Причем, в православном мире такое чувство считается достаточно тяжким грехом. Что же на самом деле означает это понятие.

Уныние и тоска – это психическое состояние человека. Такой себе эмоциональный настрой, который возникает в следствии расслабления или жалости к себе. Также оно может возникать из-за того, что человек уделяет себе слишком много внимания. У многих людей может возникнуть вопрос: «Почему уныние смертный грех?» Все дело в том, что православные люди уныние и депрессию считают синонимами. Оно связанно с ленью, телесным расслаблением, что в принципе недопустимо.

Святые отцы об унынии

Стоит отметить, что в церквах и храмах данное понятие еще могут называть «полуденным бесом», который как правило приходит к подвижнику в обед. Клонит его ко сну, отвлекает от работы и от молитвы.

  • Еще с древних времен так как монахи встают рано, 12 часов – это и было пол дня. У них трапезы совершаются два раза в день (в обед и вечером).
  • Как писал Святитель Феофан Затворник уныние – это скука за каким-либо делом. Оно может быть, как житейским, так и молитвенным или бытовым.
  • Во время возникновения такого чувства хочется бросить все дела. Кстати борьба с унынием это и есть воспитание силы воли, которое очень часто помогает человеку стать успешным и достигать успеха в жизни.

А вот святитель Игнатий описал очень интересную историю как монах упал в уныние, оставил молитвенное правило. Монаха настолько сильно постигло это чувство, что он не мог продолжить свой монашеский подвиг. Чтобы с этим как-то бороться он попросил совета у одного старца, который рассказал ему следующую притчу.

У одного человека было в имении огромное поле, поросшее тернием. Он попросил сына, чтобы тот убрал поле для того, чтобы его можно было засеять. Сын с охотой решил помочь отцу, но когда пришел на поле и увидел в каком оно состоянии, то приуныл, прилег на землю и уснул.

Когда пришел отец и увидел спящего сына он его разбудил и сказал:

«Сынок если б ты каждый день очищал поле от сорняков хотя бы такими маленькими частями на котором ты спал, то дело по немножко б продвигалось. И ты бы не был непослушным».

Выслушав отца, сын так и поступил. Не прошло много времени как они засеяли поле и в скором собрали хороший урожай. «Так и ты сын мой не унывай, а мал по малому входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние» Монах задумался над этой притчей и советом старца, вскоре монах вновь обрел духовный мир и преуспел о Господе.

Уныние смертный грех, как бороться

Как уже упоминалось выше, православные веряне уныние сравнивают с депрессией. Это не зря. Потому, что именно оно приводит к депрессии, с которой как доказано современной медициной выйти иногда очень и очень сложно без соответствующего специалиста.

Как известно, в современной психологии, а также в медицине разработано очень много разных методик и средств, которые помогают бороться с такого рода недугом.

Но перед тем как избавиться от уныния нужно отметить, что церковь во все времена обвиняла людей, страдающих унынием в грехе, что провоцировало возникновение еще большего депрессивного состояние, а медикаментозные методы лечения церковь не поддерживает. У многих сразу возникнет вопрос как же бороться с грехом уныния по церковным канонам? Священнослужители рекомендуют молиться и ни в коем случае не замыкаться в себе. В противном случае к этому греху присоединится еще и одиночество.

Современная же наука рекомендует человеку наоборот сделать свою жизнь активней. Ездить на отдых, заводить новые, дружеские знакомства и т.д.

Как избежать уныния

Несмотря на то, что современная психология и наука считают, что победить уныние можно только занимаясь спортом и ведя подвижный образ жизни. Говорят, что в процессе нагрузки, человек скидывает накопившуюся нагрузку. Таким образом он скидывает негативную энергию, становится уверенней в себе.

Но церковь рекомендует жить с верой в сердце, быть искренним и молиться. Только тогда вы сможете избежать такого тяжкого греха как уныние. В церковных канонах для этого есть специальная молитва:

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о грехе уныния:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *