Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями

Ответы по философии РЭТ , ВТИПО

A) *Экзистенциализма

B) Неопозитивизма

C) Неотомизма

D) Фрейдизма

E) Персонализма

36. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира:

A) *деизм

B) пантеизм

C) панентеизм

D) атеизм

E) теизм

37. Фундаментальная идея психоанализа – идея:

A) *бессознательного

B) понимания

C) бытия

D) абсурда

E) власти

38. Представитель «Философии жизни»:

A) *Г. Зиммель

B) А. Камю

C) М. Хайдеггер

D) К. Ясперс

E) Р. Барт

39. Проблема человека является центральной в философии 20 века:

A) *экзистенциализма

B) сциентизма

C) позитивизма

D) неотомизма

E) прагматизма

40. Понятие «пограничной ситуации» характерно для философии:

A) *экзистенциализма

B) немецкой классической философии

C) марксизма

D) герменевтики

E) средневековья

41. Представителем критического рационализма является:

A) *К. Поппер

B) Г. Гадамер

C) Ж. -П. Сартр

D) Э. Фромм

E) Л. Витгенштейн

42. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя – эта точка зрения характерна для:

A) *экзистенциализма

B) позитивизма

C) неотомизма

D) персонализма

E) герменевтики

43. Что не относится к формам рационального познания?

A) *Воля

B) Понятия

C) Суждения

D) Индуктивные умозаключения

E) Дедуктивные умозаключения

44. Назовите философское понятие, которое отражает процесс осмысления собственных духовных процессов, раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью.

A) *Рефлексия (принцип человеческого сознания)

B) Трансцендентальная апперцепция

C) Майевтика

D) Эмпириокритицизм

E) Имманентность

45. Понятие «верификации» принадлежит философии:

A) *неопозитивизма

B) психоанализма

C) герменевтики

D) томизма

E) постмодернизма

46. Понятие «экзистенция» переводится как:

A) *существование

B) свобода

C) равенство

D) порядок

E) сущность

47. С философской точки зрения человек есть существо:

A) *биосоциальное

B) социальное

C) биологическое

D) религиозное

E) играющее

48. Одним из объектов исследования структурализма является:

A) *знаковые системы

B) политические теории

C) проблемы ценностей

D) экономические проблемы

E) бытие

49. Представителем «герменевтики» является:

A) *Гадамер

B) Ницше

C) Шопенгауэр

D) Фейерабенд

E) И. Лакатос

50. Представителем постмодернизма является:

A) *Ж. Делёз

B) А. Камю

C) Ж. П. Сартр

D) Г. Марсель

E) А. Безант

51. Античный мудрец Зенон пытался теоретически осмыслить движение. Как назывались его доказательства?

A) *апории

B) теории

C) модусы

D) атрибуты

E) идеи

52. По Аристотелю, материя- это:

A) *потенциальная предпосылка или возможность существования вещи

B) Логос

C) душа любой вещи

D) космический разум

E) Бог

53. Античный философ, автор тезиса «Человек есть мера всех вещей»:

A) *Протагор

B) Аристотель

C) Сократ

D) Платон

E) Горгий

54. Основоположник атомизма:

A) *Демокрит

B) Аристотель

C) Анаксагор

D) Платон

E) Юм

55. В Древней Греции искусство вести беседу — одна из форм:

A) *Диалектики

B) Дуализма

C) Воображения

D) Знания

E) Метафизики

56. Природа платоновской идеи:

A) *Не материальна, но умопостигаема

B) Не материальна и неумопостигаема

C) Относится к враждебным понятиям

D) Материальна, умопостигаема

E) Материальна, но не умопостигаема

57. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины в Древней Греции считалось:

A) *Высшей ценностью, идеалом свободного человека

B) Основанием для порицания

C) Бесполезной тратой времени

D) Главным недостатком философии

E) Признаком беспечности

58. Кто из перечисленных древнегреческих философов принадлежал к элейской школе:

A) *Зенон

B) Гераклит

C) Сократ

D) Демокрит

E) Эпикур

59. По Аристотелю:

A) *Материя пассивна, форма активна

B) Материя активна, форма пассивна

C) Материя бесконечна, форма конечна

D) Материя и форма конечны

E) Материя и форма бесконечны

60. Укажите имя философа, не являющегося представителем античности:

A) *Спиноза

B) Фалес

C) Анаксимен

D) Анаксимандр

E) Гераклит

61. Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру:

A) *Цицерон

B) Плотин

C) Сенека

D) Боэций

E) Марк Аврелий

62. Понятие «Ли» означает:

A) *Следование церемониям

B) Любовь

C) Следование естественному закону

D) Следование велению сердца

E) Воспитание

63. Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы:

A) *Конфуцианства

B) Легизма

C) Даосизма

D) Инь-Ян

E) Имен

64. «У-вэй» — основной принцип школы:

A) *Даосизма

B) Инь-Ян

C) Конфуцианства

D) Моизма

E) Легизма

65. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:

A) *отца и сына

B) матери и детей

C) тренера и тренируемого

D) мужа и жены

E) офицера и солдата

66. Основатель даосизма:

A) *Лао-цзы

B) Сюнь-цзы

C) Мен-цзы

D) Кун-Фу-цзы

E) Вен-цзы

67. Книги «Китайской образованности» в своем составе насчитывают:

A) *5 книг

B) 2 книги

C) 3 книги

D) 7книг

E) 4книги

68. Основателем джайнистского учения считается:

A) *Махавира Вардхамана

B) Будда

C) Конфуций

D) Чарвака

E) Лао-цзы

69. Священные тексты Древней Индии:

A) *Веды

B) Библия

C) Евангелие

D) Коран

E) Руны

70. «Жизнь человека – страдание, выход – в достижении нирваны» относятся к философской системе:

A) *Буддизм

B) Даосизм

C) Джайнизм

D) Чарвака

E) Вайшешика

71. Центральной идеей джайнизма является:

A) *Принцип а-химсы (непричинение зла)

B) Познание всего сущего

C) Аскетизм

D) Стремление к счастью

E) Обращение к богу

72. Древнеиндийская система материализма:

A) *чарвака

B) йога

C) вайшешика

D) ньяя

E) даосизм

73. Первая заповедь буддизма гласит:

A) *Жизнь есть страдание

B) Жизнь есть любовь к человеку

C) Жизнь есть искание истины

D) Жизнь есть наслаждение

E) Жизнь вечна и неизменна

74. К ортодоксальным школам-даршан относятся:

A) *ньяя

B) буддизм

C) джайнизм

D) локаята

E) конфуцианство

75. Будда в переводе означает:

A) *просветленный

B) праведный

C) разумный

D) умиротворенный

E) бессмертный

76. Закон сансары означает:

A) *закон круговорота перерождений

B) закон воздаяния

C) закон первичности общечеловеческих ценностей

D) закон естественного роста потребностей

E) закон диалектики

77. Настоящее имя Будды:

A) *Сиддхартха Гаутама

B) Лао-цзы

C) Чарвака

D) Анаксагор

E) Джина

78. Термин «патристика» означает:

A) *учение «отцов церкви»

B) символ веры

C) средневековая философия

D) оправдание Бога

E) учение П. Абеляра

79. О чем шел спор между реалистами и номиналистами:

A) *О природе общих понятий (универсалий)

B) О Боге

C) Об обществе

D) О природе человека

E) О возможности познания

80. Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе:

A) *Теодицея

B) Теология

C) Телеология

D) Теогония

E) Теософия

81. «Золотой век схоластики» приходится на:

A) *13 век

B) 11 век

C) 14 век

D) 6 век

E) 2 век

82. Дискуссия между реалистами и номиналистами происходила в :

A) *средневековой философии

B) античной философии

C) философии Нового времени

D) Философии Просвещения

E) философии эпохи Реформации

83. Креационизм объясняет возникновение жизни :

A) *творением Бога

B) эманацией идеи

C) проявлением воли к жизни

D) самоорганизацией материи

E) появлением из космоса

84. Человек в средневековой философии рассматривался как :

A) *Образ и подобие Бога

B) Дитя природы

C) Низшее создание в иерархии творений

D) Существо самодостаточное

E) Часть Космоса

85. Догмат – это установление, истинность которого принимается:

A) *Без доказательства

B) Через доказательство

C) Через наблюдение

D) Через эксперимент

E) Эмпирически

86. Представителем периода схоластики является:

A) *Фома Аквинский

B) Аврелий Августин

C) Цицерон

D) Зенон Китийского

E) Диоген Синопский

87. Что такое пантеизм?

A) *всебожие – признание присутствия Бога во всей природе

B) признание первичности материи по отношению к сознанию

C) центром всего мироздания является бог

D) признание того, что разум-главное орудие познания

E) признание первичности духовного начала

88. Христианство как религия выросла из недр:

A) *иудаизма

B) брахманизма

C) конфуцианства

D) тотемизма

E) ислама

89. Главный философский труд Августина называется:

A) *»Исповедь»

B) «Об уме»

C) «Исследования о человеческом разуме»

D) «О бессмертии человеческой души»

E) «О природе»

90. Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога?

A) *Суфизм

B) Аверроизм

C) Восточный перипатетизм

D) Философия ортодоксального ислама

E) Калам

91. Смысл теории «двойственной истины», согласно Ибн-Рушду, заключается в :

A) *Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения

B) Стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религии

C) Существовании двух истин: одна для себя, а другая – для остальных

D) Признании истинными положения, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путем

E) Признании истины, достигнутой на чувственном уровне самостоятельной в отличие от истины, достигнутой на рациональном уровне

92. Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении:

A) *Аль-Фараби

B) Аль-Бируни

C) Августина

D) Ибн-Рушда

E) Аль-Газали

93. В средневековой арабо-язычной мысли термин «фалсафа» означает:

A) *рациональный способ постижения мира

B) мистический способ постижения Бога

C) догматы веры

D) мусульманское право

E) мусульманское богословие

94. Важнейшая традиция, воспринятая Аль-Фараби из античной философии:

A) *Перипатетизм

B) Гилозоизм

C) Скептицизм

D) Идеализм

E) Мистицизм

95. Первый представитель восточного аристотелизма:

A) *Аль-Кинди

B) Аль-Фараби

C) Аль-Бируни

D) Ибн-Рушд

E) Ибн Сина

96. Кто автор труда «Канон врачебной науки»?

A) *Ибн-Сина

B) Аль-Фараби

C) Аль-Бируни

D) Ибн-Рушд

E) Аль-Газали

97. Средневековая мусульманская философия имеет свое начало в

A) *Аравии

B) Испании

C) Африке

D) Италии

E) Израиле

98. Основу неотомизма составляет философия :

A) *Фомы Аквинского

B) Аврелия Августина

C) Пьера Абеляра

D) Тертуллиана

E) Аристотеля

99. Мусульманство связано с идеей:

A) *строгого монотеизма

B) политеизма

C) плюрализма

D) дуализма

E) атеизма

100. В философии суфизма основная проблема есть отношение человека к:

A) *Богу

B) самому себе

C) человеку

D) обществу

E) природе

101. Предмет философии:

A) *система «Мир- человек»

B) система «Начальник-подчиненный»

C) система «Культура- человек»

D) система «Механизмы- элементы»

E) система «Культура- мировоззрение»

102. Категория — :

A) *это общее понятие, отражающее общие взаимосвязи природы, общества и познания, идеальные формы практической деятельности;

B) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и общества;

C) это общие понятия, отражающие взаимосвязи общества, познания;

D) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и познания;

E) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и человека.

103. Основатель даосизма:

A) *Лао-цзы

B) Мо-цзы

C) Сюнь-цзы

D) Мэн-цзы

E) Конфуций

104. Субстратом всех физических процессов являются:

A) *элементарные частицы:

B) молекулы;

C) макротела;

D) звезды;

E) галактики.

105. Фундаментальный принцип диалектического мышления – единство диалектики:

A) *логики и теории познания;

B) и методологии;

C) и умения говорить;

D) и искусства спора;

E) эпистемологии и методологии.

106. Диалектика сущности и явления такова:

A) *явление существенно, сущность- является;

B) явление и сущность тождественны;

C) явление и сущность независимы друг от друга;

D) явление выше сущности;

E) сущность выше явления.

107. Выберите определение материи, являющееся философским:

A) *материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

B) материя – вещество, поле и вакуум;

C) материя – это молекулы и атомы;

D) материя – это все то, что обладает массой, энергией;

E) материя – это просто звук голоса.

108. Выделите группу категорий, выражающих содержание закона единства и борьбы противоположностей:

A) *различие, противоположность, противоречие;

B) субстанция, причинность, взаимодействие;

C) отрицание, отрицание отрицания, снятие;

D) качество, количество, мера;

E) возможность, действительность, вероятность.

109. «Пространство и время – это формы нашего восприятия» — суждение:

A) *субъективного идеализма;

B) объективного идеализма;

C) метафизического материализма:

D) диалектического материализма;

E) дуализма.

110. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?

A) *диалектике;

B) синергетике;

C) метафизике;

D) софистике;

E) эклектике.

111. В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

A) *механизм;

B) направленность;

C) обратимость;

D) источник;

E) цикличность.

112. Категории диалектики:

A) *сущность и явление;

B) атомарность, валентность;

C) круговорот;

D) пространство;

E) эклектика.

113. Под структурностью материи понимается:

A) *внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого;

B) ее абсолютная однородность;

C) отсутствие внутренней организации;

D) наличие каких-то элементов;

E) внутренняя пустота.

114. Найдите неправильный тезис:

A) *Развитие есть линейный процесс, совершающийся на неизменной основе;

B) Развитие есть скачкообразный диалектический процесс

C) В мире все течет, все изменяется

D) Прогресс- это развитие сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему

E) Принцип развития является необходимым методологическим принципом современного гуманитарного звания.

115. К уровням организации неживых систем можно отнести:

A) *литосферу

B) клетку

C) социальную систему

D) биоценоз

E) популяция

116. Классическое определение материи с позиции диалектического материализма дано в работе:

A) *»Материализм и эмпириокритицизм»

B) «Диалектика природы»

C) «Бытие и время»

D) «Шаг назад, два вперед»

E) » О движение небесных сфер»

117. Понятие движения является:

A) *абсолютным

B) относительным

C) сравнимым

D) положительным

E) отрицательным

118. К параметрам пространства относится:

A) *высота

B) угол

C) масса

D) градус

E) давление

119. Желание возродить идеалы и ценности античности характерно для эпохи:

A) *Возрождения

B) феодализма

C) Просвещения

D) средневековья

E) Нового времени

120. Идея диалектики впервые была обозначена в философии:

A) *Гераклита

B) Платона

C) Сократа

D) Аристотеля

E) Эпикура

121. Теоретическое оформление диалектики было сделано:

A) *Гегелем

B) Марксом

C) Спенсером

D) Юмом

E) Кантом

122. К законам диалектики относится:

A) *закон перехода количественных изменений в качественные

B) закон естественного отбора

C) закон достаточного основания

D) закон исключенного третьего

E) закон непротиворечия

123. Принцип всеобщей связи принадлежит:

A) *диалектике

B) дуализму

C) скептицизму

D) монизму

E) плюрализму

124. Философия, исповедующая знание в его функции полезности, называется:

A) *прагматизмом

B) марксизмом

C) неотомизмом

D) неоэмпиризмом

E) персонализмом

125. Отражение как философское понятие означает:

A) *любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта

B) всякое взаимодействие объекта

C) абсолютная копия отражаемого объекта

D) воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта

E) зеркальное отражение одного объекта в другом

126. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Такая точка зрения принадлежит:

A) *марксизму

B) прагматизму

C) экзистенциализму

D) феноменологии

E) интуитивизму

127. Ступени познания-:

A) *чувственное и рациональное

B) обыденное и научное

C) теоретическое и прагматическое

D) рассудок и ощущение

E) наблюдение и опыт

128. К рациональному познанию относятся следующие формы-:

A) *понятие, суждение, умозаключение

B) ощущение, восприятие

C) чувства, эмоции, рассудок

D) «я», «оно», сверх я»

E) фантазии, вымысел, догадка

129. Выбрать определение истины, предложенное математиком Пуанкаре и в историю науки, оно вошло как конвенционалистская концепция истины:

A) *истина- результат соглашения ученых

B) истина- соответствие знаний действительности

C) истина – непротиворечивое знание

D) истина- результат

E) истиной считается та теория, которая подтверждается на практике и приносит пользу

130. Два уровня научного познания:

A) *теоретический и эмпирический

B) физический и метафизический

C) материалистический и идеалистический

D) субъективный и объективный

E) обыденный и практический

131. Каков наиболее фундаментальный критерий истины с позиции диалектического материализма:

A) *практика

B) общепризнанность

C) красота

D) полезность

E) отчетливость и ясность

132. Утверждение, что все в мире относительно и только относительно, является:

A) *релятивизмом

B) субъективизмом

C) агностицизмом

D) скептицизмом

E) ничем из перечисленного

133. Что является принципиальным в процессе познания?

A) *необходимо наличие субъекта и объекта познания

B) наличие предмета познания

C) наличие средств познания

D) наличие способности к познанию

E) наличие абсолютного самосознания

134. Метод, основанный на переходе от общего знания к частному

A) *дедукция

B) синтез

C) индукция

D) социометрия

E) анализ

135. Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности:

A) *обыденное сознание

B) идеология

C) теоретическое сознание

D) философия

E) наука

136. Методология это:

A) *учение о научном методе познания

B) усовершенствование, обновление

C) теория о происхождении Вселенной

D) полное отрицание общепринятых норм

E) учение о человеке

137. Что такое сознание?

A) *субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности

B) психическое вообще

C) сфера мышления

D) божественный дар осознания себя и окружающей действительности

E) сфера чувственности

138. Существует несколько определений отражения. Какое из них является философским:

A) *отражение есть любая реакция на любое воздействие

B) отражение есть зеркальное отражение

C) отражение есть след

D) отражение есть снимок

E) отражение есть отпечаток

139. Психический образ:

A) *идеален

B) материален

C) визуален

D) социален

E) эмоционален

140. Искусство, мораль, религия, политика –это:

A) *формы общественного сознания

B) формы массового сознания

C) формы повседневного сознания

D) формы практического сознания

E) формы духовного опыта

141. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

A) *науке

B) нации

C) экономике

D) государству

E) религии

142. Первая основная функция морали:

A) *регулятивная

B) Просветительская

C) читать нотации

D) воспитательная

E) организаторская

143. Полагая, что ценность- это норма, проблему ценностей в социологию ввел:

A) *Вебер

B) Конт

C) Сорокин

D) Риккерт

E) Дьюи

144. Учение о красоте, о прерасном в философии называется:

A) *эстетика

B) гносеология

C) социальная философия

D) этика

E) онтология

145. Духовные ценности:

A) *Имеют и практический и неутилитарный характер

B) Носят мистический характер

C) Обладают неутилитарным характером

D) Носят практический характер

E) Носят игровой характер

146. Права человека- это одна из:

A) *Общечеловеческих ценностей

B) Ценностей общения

C) Материальных ценностей

D) Ценностей стиля жизни

E) Междисциплинарные ценности

147. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:

A) *Нравственный

B) разумный

C) чувственный

D) психический

E) безнравственный

148. Ценностные отношения- это:

A) *Отношения между людьми по поводу существующих в обществе систем ценностей

B) Отношения между людьми и ценностями

C) Принятая в данном обществе иерархия ценностей

D) Отношения между ценностями

E) Взаимодейтсвие между приборами

149. Предметом этики является:

A) *мораль как явление общественной жизни;

B) конкретная материальная вещь;

C) поведение конкретного человека;

D) образ жизни людей;

E) особенности неформальных групп.

150. Производственно-потребительские ценности – это:

A) *элемент материальных ценностей;

B) самостоятельный вид ценностей;

C) элемент социальных ценностей;

D) то же, что и материальные ценности;

E) техническая система.

151. Сущность мифологического взгляда на мир состоит:

A) *в нерасчлененности, слитности, целостности миропонимания;

B) в признании субстанционального начала в мире;

C) в вере во всемогущество единого Бога;

D) в противопоставлении человека и природы;

E) в разделении мира на низшие и высшие сферы существования

152. Философии не свойственна функция:

A) *технологическая;

B) познавательная;

C) мировоззренческая;

Тема 2. Философские представления в древних цивилизациях. Античная философия.

Тестовые задания:

1. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

*б) Лао Цзы;

в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы.

2. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

*в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

г) быть гуманным.

3. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:

*а) отца и сына;

б) матери и детей;

в) друзей;

г) сотрудников.

4. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:

*а) человек от природы добр;

б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;

в) основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием;

г) закон — один для всех.

5. Карма в древнеиндийской философии — это:

а) закон вечного круговорота бытия;

б) понятие долга и предназначения;

*в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

6. Дхарма в древнеиндийской философии — это:

*а) понятие долга и предназначения;

б) закон вечного круговорота бытия;

в) абсолютное духовное освобождение;

г) вид религиозно-духовной практики.

7. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

*г) страдание.

8. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:

а) карма;

б) нирвана;

*в) дао;

г) сансара.

9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

*б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

10. Сократ в молодости обучался в школе:

*а) софистов;

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов.

11. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»:

а) Пиррон;

б) Диоген;

*в) Сократ;

г) Клеанф.

12. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

а) Пиррон;

*б) Сократ;

в) Диоген;

г) Хрисипп.

13. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:

*а) динамическое;

б) статическое;

в) разумное;

г) совершенное.

14. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

*г) печаль.

15. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:

*а) Клеанф;

б) Пиррон;

в) Аристотель;

г) Платон.

16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

*в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

17. Основополагающей категорией Аристотель считал:

*а) сущность;

б) обладание;

в) положение;

г) время.

18. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

*г) другие не знают и этого.

19. По Аристотелю, человек — это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела;

*г) политическое животное.

20. Майевтика — это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

*г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

21. Основателем этики в западноевропейской философии считается:

а) Фалес;

*б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

22. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:

а) Хрисипп;

б) Сократ;

*в) Платон;

г) Аристотель.

23. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

*в) Гераклит;

г) Левкипп.

24. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

*г) число.

Тема 3. Развитие европейской философии в V – XVIII вв.

Тестовые задания:

1. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

*б) «Верую, потому что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;

г) «Ищите и обрящете».

2. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

*в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

*в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

4. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

*б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

5. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:

*а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной;

б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;

в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;

г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.

6. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

*б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени.

7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

*в) Италии;

г) России.

8. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

*а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

9. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

*г) Мартин Лютер.

10. Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

*б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

11. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:

а) личной свободе и творческой активности человека;

*б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

в) независимости человека от социального окружения и государства;

г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

12. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

а) мистического индивидуализма;

б) античного платонизма;

*в) утопического коммунизма;

г) римского цезарепапизма.

13. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

*в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

14. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

*а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

15. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:

а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;

б) форма осуществления власти церкви над обществом;

в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;

г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.

16. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;

*б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

17. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

*в) несуществующее место;

г) великая мечта.

18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

*б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

19. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

*в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

20. По Ф. Бэкону, эмпирия — это:

*а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

21. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

*г) индукция.

22. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

*б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание — сила».

23. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

*б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

24. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

*в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

25. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

*а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

26. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

*б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии.

27. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

а) социальный упадок;

*б) естественное состояние;

в) природное заблуждение;

г) психическое отклонение.

28. По Гоббсу, государство — это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;

в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;

*г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.

29. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:

*а) монархической;

б) демократической;

в) аристократической;

г) олигархической.

30. По мнению Дж. Локка, свобода человека:

а) абсолютна и никем не контролируема;

б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;

*в) ограничена свободой других людей;

г) ограничена силой государства.;

31. Впервые в философии политики Дж. Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

а) демократического централизма;

б) просвещенной монархии;

*в) разделения властей;

г) общественного договора.

32. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:

а) методе;

б) акциденции;

*в) субстанции;

г) боге.

33. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

*в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

34. Беркли отрицал существование:

*а) материи;

б) Бога;

в) ощущений;

г) сознания.

35. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:

*а) естественные;

б) международные;

в) политические;

г) гражданские.

36. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:

а) войны всех против всех;

*б) мира всех со всеми;

в) общественного договора;

г) борьбы за существования.

37. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:

а) духовного монизма;

*б) географического детерминизма;

в) европейского гуманизма;

г) социального фатализма.

38. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

*г) сословное.

39. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство:

*а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

40. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

а) просвещенного монарха;

б) избранного президента;

*в) объединенный народ;

г) парламент.

41. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

а) собственную свободу;

б) неограниченное право;

*в) гражданское право;

г) естественное право.

Справедливость – судьба

В одном из высказываний Конфуций говорит о том, что следовать Пути означает следовать самому обычному и естественному, как естественно человеку выходить через дверь. «Кто может выходить, минуя дверь? Так почему никто не следует этому пути?». Путь – нормальное течение жизни, следование «обычности», середине, умеренности, опора на повторяющееся и привычное. В то же время, это нормальное течение жизни предполагает знание нормы, меры, которая выступает как граница, ограничение, предел. Знание меры, границы есть также справедливость — одно из важных понятий в учении Конфуция. Но что такое справедливость? Это судьба, которая дается человеку изначально Небом и совпадает с его социальным положением, местом в обществе, которое он занимает (в качестве сына, отца, крестьянина, ремесленника, чиновника, государя и т.д.). Справедливость – судьба человека, заложенная в нем и разворачивающаяся в процессе его жизни. Следование справедливости предстает как следование своей судьбе, Пути, Дао.

Конфуций рассматривает человеческую жизнь как результат двух составляющих. Она направляется судьбой, данной Небом, и собственными усилиями человека, которые либо затемняют Путь, если человек его не постиг и не следует ему, либо, наоборот, действия человека устанавливают Путь, если человек его постиг и следует своему Пути. Как ремесленник изготавливает то или иное изделие, изменяя природой данный материал, так и человек, поступая и действуя определенным образом, создает из человеческой природы, из самого себя, свою судьбу. Вся человеческая жизнь предстает «узором» («вэнь»), вырезаемым человеком на своей собственной природе. «Вэнь» – это воспитание и обучение, которое предполагает освоение существующих навыков, привычек, умений, повторения унаследованного от предков.

Природа человека

Что же представляет собой та человеческая природа, тот природный материал, на который накладывается «узор» культуры, воспитания и образования? Конфуций не считал нужным углубляться в этот вопрос. Один из учеников Конфуция говорил, что «сочинения и суждения учителя о культуре (вэнь) можно достать и услышать, суждения же Учителя о природе человека (син) и пути Неба невозможно достать и услышать». Одно из немногих высказываний Конфуция о природе человека следующее: «Богатство и знатность – вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, то они этого и не получат. Бедность и презренность – вот, что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао для избавления от этого, то они от этого так и не избавятся». Видимо Конфуций был не слишком высокого мнения о человеке. Он говорил, что «не встречал человека, который заметив собственную ошибку, решил бы сам осудить себя». Или другое высказывание: «Я не встречал того, кто добродетель бы любил, как внешность». Если к этому прибавить то, что Конфуций постоянно противопоставлял высокие качества «людей древности» низким качествам «ныне живущих», получится достаточно пессимистическая оценка человека и общества. В целом же Конфуций говорил о своем времени как периоде смуты, утраты Пути. Но этот диагноз ситуации сочетается у Конфуция с представлением о том, как выйти из кризиса, установить порядок и гармонию в Поднебесной. В общих чертах рецепт ясен – это восстановление традиций, утраченных порядков древности. Но каким образом этого можно достичь, как Конфуций представлял себе систему управления, приводящую к порядку и гармонии в стране?

«Благородный муж»

Особую роль в обществе Конфуций отводит «благородным мужам» (цзюнь-цзы), которые должны воплотить в себе все лучшие качества человека и быть примером для подражания всем остальным. «Благородный муж» — это прежде всего правитель, совершенномудрый, носитель образца, тех норм и правил поведения, которые были установлены предками. Он обладает такими основными качествами, как человеколюбие (жэнь), образованность (вэнь), справедливость (и), добродетель (дэ), независимость в суждениях (хэ) и др. Главное свойство «благородного мужа» — человеколюбие (жэнь). Учитель сказал: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?». Что же такое «жэнь», как понимал Конфуций «человеколюбие», какой смысл вкладывал в этот термин? Прежде всего человеколюбие – то качество, которого достаточно, чтобы управлять людьми. Оно проявляется в «благодеянии», «милости» к людям, в «экономии» и «бережливости» по отношению к ним. «Сокращая расходы, любят людей», — говорит Конфуций. «Благодеяние» правителя выражается в том, что он дает народу возможность жить «естественной» жизнью, которая определяется волей Неба, сменой сезонов, времен года. Тем самым «человеколюбие» означает предоставление народу права на свободную жизнь в соответствии с природным ритмом, невмешательство правителя в этот процесс. Мудрость совершенного правителя проявляется в «недеянии», самоустранении, когда все процессы протекают «естественно», «сами собой».

В китайской традиции искусство государственного управления часто сравнивалось с искусством садовника. В одном из произведений IX века так описывается метод выращивания деревьев: «Все дело в том, — говорит садовник, — что я умею идти вслед дереву, туда, где в нем следует природа, небо, использовать его живую сущность, и это все. Корень его любит иметь простор, надо его ровно окутать, спокойно. Землю ему надо прежнюю дать. Во время посадки береги, как свое дитя. Когда посадил, не трогай его… И тогда все, что в дереве – небо, будет полностью сохранено, и природа его живая будет также обретена. Так я не врежу его росту – и это все. И нет у меня никакого умения делать его большим и цветущим. Я не насилую плод, — не злодействую с ним – и это все». Эта практика противопоставляется деятельности чиновников того времени, которые, по мнению автора, постоянно вмешиваются в жизнь крестьян, торопят пахать, сеять, заставляют ткать холст, отдают команды заботиться о детях и подростках, кормить кур и поросят.

Конфуций в качестве примера идеальных правителей приводит правителей древности Яо и Шуня, которые правили «в недеянии». «Учитель сказал: «Это не Шунь ли был, кто правил в недеянии? Чем же он занимался? С повернутым прямо на юг лицом он почитал себя и только!». «Благородный муж», идеальный правитель, занят, прежде всего, совершенствованием себя. Совершенствуя себя, обретая качества человеколюбия, справедливости и т.д., правитель обеспечивает благоденствие народа.

В целом ряде высказываний Конфуций дает довольно подробную характеристику «благородного мужа». «Благородный муж думает … о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». В высказываниях Конфуция «благородный муж» (цзюнь-цзы) часто противопоставляется «низкому человеку» (сяо жэнь), который заботится не о справедливости, а о выгоде. «Низкий человек» несдержан, заносчив, неспособен жить в согласии с другими людьми, то есть в этом образе сосредоточены все отрицательные качества человека. Тем самым Конфуций дает как бы двухполюсную модель человека, где положительные качества сосредоточены в «благородном муже» — цзюнь-цзы, а отрицательные – в «низком человеке» — сяо жэнь.

Термин «сяо жэнь» часто переводится как «маленький человек» и в ряде высказываний Конфуция он обозначает «простолюдина», того, кто думает о том, как бы получше устроиться, стремится к богатству и выгоде, забывая о «правилах поведения» и «справедливости». О «справедливости» и значении этого понятия в учении Конфуция было уже сказано. Справедливость предстает как следование судьбе, Пути. Поэтому «сяо жэнь», прежде всего, тот, кто не следует своему Пути, поскольку «не думает о справедливости». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» — это положительный и отрицательный полюсы, ориентиры китайской культуры. Не каждый мог стать «благородным мужем», но каждый мог приблизиться к нему по своим качествам, если встал на путь самосовершенствования, усвоения культуры (вэнь), навыков и правил поведения, ритуалов, установленных предками. «Без ритуала взгляда не бросай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала слова не скажи, без ритуала ничего не делай», — говорит Конфуций, объясняя ученикам, что такое человечность (жэнь), важнейшее качество благородного мужа. «Быть человечным значит победить себя и возвратиться к ритуалу». Конфуций задал эталон поведения, «образец» которому каждый должен подражать, развивая в себе «искренность-преданность», «почтительность», «человеколюбие» и т.д. «Держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими. От этого нельзя отказываться, даже когда едешь к варварам», — говорит Конфуций.

Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы

Конфуций говорит, что такому человеку не о чем горевать и нечего бояться. Это полная отрешенность от всех горестей и забот, блаженное состояние, тождественное Небу. «Постигший Дао» преодолевает свое эгоистическое Я, поэтому про Конфуция говорили, что у него «не было Я». «Совершенно-мудрый» ощущает свое единство со всем миром, полагает мир своим «большим телом», — утверждали даосы. Конфуций след

ует этой традиции.

Таким образом, обучение в школе Конфуция было направлено, прежде всего, на преодоление эгоизма и самосовершенствование.Главной причиной смуты, утраты Пути в Поднебесной оказывается индивидуализм, «бунт» отдельного против целостности, Единого, против Неба. Поэтому возвращение к порядку и гармонии предполагает преодоление индивидуализма и восстановление утраченной целостности.

В одном из высказываний Конфуций говорит о том, что следовать Пути означает следовать самому обычному и естественному, как естественно человеку выходить через дверь. «Кто может выходить, минуя дверь? Так почему никто не следует этому пути?». Путь — нормальное течение жизни, следование «обычности», середине, умеренности, опора на повторяющееся и привычное. В то же время, это нормальное течение жизни предполагает знание нормы, меры, которая выступает как граница, ограничение, предел. Знание меры, границы есть также справедливость — одно из важных понятий в учении Конфуция.

Конфуций рассматривает человеческую жизнь как результат двух составляющих. Она направляется судьбой, данной Небом, и собственными усилиями человека, которые либо затемняют Путь, если человек его не постиг и не следует ему, либо, наоборот, действия человека устанавливают Путь, если человек его постиг и следует своему Пути. Как ремесленник изготавливает то или иное изделие, изменяя природой данный материал, так и человек, поступая и действуя Определенным образом, создает из человеческой природы, из самого себя, свою судьбу. Вся человеческая жизнь предстает «узором» («вэнь»), вырезаемым человеком на своей собственной природе. «Вэнь» — это воспитание и обучение, которое предполагает освоение существующих навыков, привычек, умений, повторения унаследованного от предков. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Особую роль в обществе Конфуции отводит «благородным мужам» (цзюнь-цзы), которые должны воплотить в себе все лучшие качества человека и быть примером для подражания всем остальным. «Благородный муж» — это прежде всего правитель, совершенномудрый, носитель образца, тех норм и правил поведения, которые были установлены предками. Он обладает такими основными качествами, как человеколюбие (жэнь), образованность (вэнь), справедливость (и), добродетель (дэ), независимость в суждениях (хэ) и др. Главное свойство «благородного мужа» — человеколюбие (жэнь). Учитель сказал: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?». Что же такое «жэнь», как понимал Конфуций «человеколюбие», какой смысл вкладывал в этот термин?

Прежде всего человеколюбие — то качество, которого достаточно, чтобы управлять людьми. Оно проявляется в благодеянии, милости к людям, в экономии и бережливости по отношению к ним. «Сокращая расходы, любят людей», — говорит Конфуций. «Благодеяние» правителя выражается в том, что он дает народу возможность жить «естественной» жизнью, которая определяется волей Неба, сменой сезонов, времен года. Тем самым «человеколюбие» означает предоставление народу права на свободную жизнь в соответствии с природным ритмом, невмешательство правителя в этот процесс. Мудрость совершенного правителя проявляется в «недеянии», самоустранении, когда все процессы протекают естественно, сами собой.

В целом ряде высказываний Конфуций дает довольно подробную характеристику «благородного мужа». «Благородный муж думает . о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

В высказываниях Конфуция «благородный муж» (цзюнь-цзы) часто противопоставляется «низкому человеку» (сяо жэнь), который заботится не о справедливости, а о выгоде. «Низкий человек» несдержан, заносчив, неспособен жить в согласии с другими людьми, то есть в этом образе сосредоточены все отрицательные качества человека. Тем самым Конфуций дает как бы двухполюсную модель человека, где положительные качества сосредоточены в «благородном муже» — цзюнь-цзы, а отрицательные — в «низком человеке» — сяо жэнь.

Термин «сяо жэнь» часто переводится как «маленький человек» и в ряде высказываний Конфуция он обозначает «простолюдина», того, кто думает о том, как бы получше устроиться, стремится к богатству и выгоде, забывая о «правилах поведения» и «справедливости». О «справедливости» и значении этого понятия в учении Конфуция было уже сказано. Справедливость предстает как следование судьбе, Пути. Поэтому «сяо жэнь», прежде всего, тот, кто не следует своему Пути, поскольку «не думает о справедливости». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» — это положительный и отрицательный полюсы, ориентиры китайской культуры. Не каждый мог стать «благородным мужем», но каждый мог приблизиться к нему по своим качествам, если встал на путь самосовершенствования, усвоения культуры (вэнь), навыков и правил поведения, ритуалов, установленных предками. «Без ритуала взгляда не бросай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала слова не скажи, без ритуала ничего не делай», — говорит Конфуций, объясняя ученикам, что такое человечность (жэнь), важнейшее качество благородного мужа.

Основой всего, всех отношений в обществе, тем корнем, с установлением которого «рождается путь», является, согласно Конфуцию, «сыновняя почтительность» (сяо) и уважение к старшим (ди).Тот, кто обладает этими качествами «от природы», не нуждается в «учении». Во всех слоях общества культивировалась сыновняя почтительность и уважение старших. Конфуций так определял эти качества: «Когда отец жив, следуй его стремлениям; когда отец скончался, следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности (сяо)». «Путь отца» — это его жизненный путь, взгляды, даже черты характера.

Сын должен выполнять желания родителей, пока они живы и длительное время, практически всю жизнь, следовать их Пути. Так была установлена прочная опора, основанная на воспроизведении младшими поколениями образа жизни старших. Конфуций много раз подчеркивал, что сыновняя почтительность не сводится к поддержке и содержанию родителей в старости. «Ныне некоторые называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей также кормят. Если это делается без глубокого почитания к родителям, то в чем же здесь разница», — говорит Конфуций.

Конфуцианство, таким образом, представляет собой не религию или стройную философскую систему, а свод морально – этических правил, предписывающих человеку определенный стиль поведения. Конфуций в своем учении ищет пути укрепления и стабилизации государства, причем цементирующую роль в этом своде правил играл принцип сыновней почтительности. Конфуцианство укрепило сам фундамент китайского общества, обеспечив его устойчивость и стабильность.

Страница: 1 2 3 4
>Поиск рефератов Loading

Последние рефераты раздела

  • Гносеологическое понимание истины и ее концепции в истории философии
  • Глобалистика как новое явление в социальной жизни человечества
  • Восточная философия
  • Демокрит о человеке и нравственности
  • Движение как способ существования материи
  • Гуманизм как общественно-историческое явление
  • Город будущего

Конфуцианство и даосизм распространены почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае (где две эти религии сосуществуют с буддизмом). По очень приблизительной оценке, общая численность последователей конфуцианства — 276 млн. человек, даосизма — 31 млн.

Конфуцианство и даосизм возникли примерно одновременно в VI—V вв. до н. э. Основателем первого считается мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), второго — Лао-цзы. Следует, однако, помнить, что вначале и конфуцианство, и даосизм существовали не в качестве религий, а в качестве философско-этических систем, содержавших, правда, отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры эти учения трансформировались в религиозные системы.

Обе рассматриваемые религии, а также проникший в Китай буддизм развивались во взаимодействии друг с другом и тесно переплелись.

Примечательно, что даосизм (как философское учение) на первых порах содержал в себе элементы наивного материализма и стихийной диалектики. Так, Лао-цзы учил, что основой возникновения, изменения и конца всех вещей является «дао» (в переводе — путь). Хотя понятие «дао» и было несколько неясным, делались попытки трактовать его в материалистическом духе, как естественный ход жизни, природу. Лао-цзы утверждал также, что все явления и вещи находятся в непрерывном изменении и со временем переходят в свою противоположность.

Даосизм как религия впитал в себя различные народные верования. Появился обширный пантеон даосских богов и святых, наиболее почитаемыми из которых являются Паньгу, Юйхуан и сам Лао-цзы, возросла роль жречества.

В отличие от даосизма в конфуцианстве нет жречества, и религиозные ритуалы совершают в нем главы семей и старейшины родов. Особенностью этой религии является также преобладание в ее законоположениях этических элементов. Среди зарубежных религиоведов в связи с подобной спецификой конфуцианства существует даже точка зрения, что это не религия, а философско-этическое учение. Однако такой взгляд несостоятелен. Для конфуцианства характерна главная черта любой религии— вера в сверхъестественное.

Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сышу (Четверокни-жие).

Одной из важнейших норм конфуцианства является строгое требование послушания старшему, уважения всякой власти, признания различий в общественном положении людей, которые якобы предначертаны небом.

Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне почетное место заняли Конфуций, его ученики и наиболее ревностные последователи, верховным же божеством считается небо.

32. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства.

Школа Даосизма.

Основатель даосизма- Лао Цзы(старый учитель)( начало VI в. до н.э.) Главный трактат даосов «О пути и добродетели»

Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, являющаяся истинной всякого бытия. Можно сказать еще – бытие, в котором все растворяется. Человек в философии даосизма-все существующее являющееся силой.Т.е чел-это и есть Дао. Основополагающий признак др культур «Все существует во всем»

Дао неисчерпаемо и безгранично оно не рождается и не умирает => я также безграничен, не рождаюсь, и не умираю. Даосы утв что Дао присутствует всей своей полнотой во всем.

Главные принципы даосизма:

1.) принцип недеяния-(Дао совершенно мудрого это деяние без борьбы) отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху. Я не делаю, через меня бог делает.

2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. «Именно сердце отличает истину от лжи» т.е. познать истину можно не размышляя о ней, но растворяясь в ней.

Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.

Школа конфуцианства.

Основатель- Конфуций( VI век до н.э) Конфуцианство принимает небо как символ высшего порядка, как высшая инстанция, некое божественное начало. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли.

Вершиной стремления человеческого развития в конфуцианстве, так же как и в даосизме было достижение Дао. Дао – высшая субстанция, центр всего. Дао занимало в конфуцианстве понятие бога, но, в отличие от даосизма, в конфуцианстве основной упор делался на духовно – социальное совершенствование человека, в частности на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил, регулирующих все стороны общественной жизни человека. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия.

Для конфуцианства характерны некоторые специфические отличия этого учения от других религий. Одним из отличий является соотношение религии и морали. Если в других мировых религиях бесспорно преобладание религиозного начала, в частности, чудесное происхождение человека, то в данном учении это все играет настолько второстепенную роль, что упоминания об этом нет ни в одном источнике. Иными словами, в Китае с древности мораль и этика читались первичным, а религия – вторичным. Другой особенностью конфуцианства является ее рационализм, т.е. решение проблемы социальной политики и этики, задачи организации жизни в этом мире и стремление преобразовать порядки в стране в соответствии с представлениями об идеальном устройстве общества.

Таким образом, анализируя конфуцианство, надо отметить, что, основатель этого учения создавал свой идеал человека и ничего не говорил о том, откуда человек произошел.

Конфуций учил, каким человек должен быть с точки зрения этики и морали.

Главные принципы:

1.) принцип взаимности ( гл трактат «Беседы и суждения», Неделай другим того чего не желаешь себе-золотое правило нравственности.поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, т.е любовь к людям);

2.) принцип соблюдения ритуала( необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку» ,т.е надо вспомнить правила и нормы жизни кот были в Золотом веке.)Он говорил о соблюдении и возрождении традиций и ритуала(под ним понимался этикет – это форма поведения кот существует в обществе ,кот служит знаковой системой выражающей сущность отношения чела к себе и людям)Ритуал важен тк. создает гармонию;

3.) принцип сыновьей почтительности- Принцип регулирует семейные отношения.сын должнен почитать отца, младший( в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;Этот принцип единственная гарантия развития общества.

4.) принцип исправления имен- В резул-те утраты смысла слов ,люди пользуются ими не правильно.Т.е чел называет себя отцом ,при этом ведет себя по иному => общество разрушается. необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью.

Главная цель в жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика). Конфуций описывает идеал нравственной личности(благородный муж)- следует долгу и закону, требователен к себе, о нем не судят по мелочам(можно доверить большие дела), живет в согласии с др ,но не гонится за ними, ему легко услужить, но трудно доставить радость тк радуется только должному, ко всем относится одинаково – беспристрастен.

Цзюнь-цзы

Цзюнь-цзы (кит. 君子) — одно из нормативных понятий конфуцианства.

Цзюнь-цзы — носитель истинных добродетелей согласно Конфуцию

Цзюнь-цзы — это норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе» и развитый в «Чжун юне», носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, неспособному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. Норматив «благородного мужа» нужен был в качестве образца, чтобы затем «посредством человеческого выправлять человека… подобно тому, как топорище вырубают топором по образцу, находящемуся прямо перед глазами». Совершенство цзюнь-цзы столь значимо, что сам Конфуций не отваживался называть себя «овладевшим путём благородного мужа», или принимал этот титул с большими оговорками:

Учитель сказал: Разве я смогу стать мудрецом или человеколюбивым человеком? Я всего лишь учусь без пресыщения, просвещаю без устали. Только это я и могу сказать о себе». Гунси Хуа сказал: «Мы, ваши ученики, не можем научиться и этому».

У Конфуция понятие цзюньцзы соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов (означало «благородный муж»); по мере исторического развития оно приобрело более общий характер (стало пониматься как «совершенный муж»).

  1. Конфуций «Чжун юн», глава XIII
  2. Конфуций «Лунь юй», глава VII, суждение 34
  • «Китайская философия. Энциклопедический словарь» — Москва, «Мысль», 1994. ISBN 5-244-00757-2

Контрольная работа «Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ»

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 1) В древней китайской культуре высшая реальность, направляющая все изменения в мире, «Верховный предок», божество, всем управляющая сила, судьба –… 2) Важнейшее понятие древнекитайской мысли, которое чаще всего переводится как «Путь», ему дают различные характеристики: бесформенное, не имеющее четких границ, творящее все вещи, но вещью не являющееся, то, что все обнимает, все покрывает и поддерживает, все пронизывает и т.д. – … 3) Совершенно мудрый человек, носитель образца тех норм и правил поведения, которые были установлены предками, обладает такими основными качествами, как человеколюбие, образованность, справедливость, добродетель, независимость в суждениях и др. –… 4) Почтительность, церемониал, включающий в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, – … 5) Литературный памятник Древнего Китая, содержащий истоки философских учений о первоосновах мира, о силах «инь» и «ян», о Небе и Дао, – … З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ План 1. Основные особенности культуры и философии Древнего Китая. Возникновение древнекитайской философии. 2. Лао Цзы и проблема авторства текста «Дао дэ дзин». Основные понятия даосской традиции. Онтологические и гносеологические проблемы в учении даосизма. Идеал совершенномудрого и пути совершенствования личности. 3. Жизнь Конфуция. Предпосылки, возникновение и этапы развития конфуцианства. Конфуцианство как путь самосовершенствования личности. Социально-политические и этические идеи Конфуция. Значение конфуцианства в истории и культуре Китая. З а д а н и е 3. Заполните табл. 4 Таблица 4 Основные школы и течения древнекитайской философии Направления и школы древнекитайской философии Основатели и представители направлений и школ Основные идеи и принципы философских учений Даосизм Конфуцианство Мин-цзя Моизм Фацзя З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии Представители даосской традиции утверждали, что мудрец «странствует сердцем у начала вещей, свободный бродит за пределами пыльного мира. Поэтому жизнь и смерть для него одинаково велики и не производят в нем изменений. Хотя и покрывается небом и кормится землей, но независим от них. Его способность к постижению не имеет изъяна, он не загрязняет себя вещами. Подобные ему… забывают о пяти внутренних органах, сокращают значение для себя тела. Не учатся, а знают, не смотрят, а видят, не занимаются делами, а достигают успеха, не управляют, а все разъясняется. Вещи не могут его взволновать. Жемчуг и кораллы равны для него мелкой гальке; самые почитаемые и самые известные люди для него все равно, что проезжий гость… Жизнь и смерть для него только превращение, тьма вещей – только один из родов явлений».  Прокомментируйте высказывание, укажите особенности даосского миропонимания, выраженные в нем. Все люди, по мнению Конфуция, делятся на несколько разрядов: «Выс-ший – тот, кто знает от рождения; следующий – тот, кто познает в учении; следующий далее – учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся – люди низшие».  Прокомментируйте высказывание великого китайского философа, ука-жите особенности конфуцианского миропонимания. З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний 1. Отличительная черта образа жизни и мировоззрения представителя традиционной китайской культуры а) индивидуализм, б) стремление к господству над природой, в) уважение и поддержание традиций, г) стремление к соперничеству. 2. Автором «золотого правила», которое звучит следующим образом: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных», – является а) Шан Ян, б) Конфуций, в) Чжуан Цзы, г) Лао Цзы. 3. Ведущий принцип даосской философии и практики, суть которого в следовании «са-мопроизвольной естественности», есть а) аскетизм, б) недеяние, в) гедонизм, г) самоуважение. 4. Период истории Китая, в течение которого возникли основные направления философской мысли, это а) V–IIII вв. до н. э., б) IX–VII вв. до н. э., в) II–I вв. до. н. э., г) I–IV вв. 5. Для древнекитайского мировосприятия характерно понимание развития мира, приро-ды и человека а) как линейного, б) разнонаправленного, в) спиралевидного, г) циклического. 6. Сочинение, в котором собраны основные изречения Конфуция, отрывки из бесед с его учениками, это а) «Лунь-юй», б) «И цзин», в) «Ши цзин», г) «Дао дэ дзин». 7. В следующем афоризме Конфуция: «Господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном» – выражено требование а) «исправления отношений», б) «исправления нравов», в) «исправления ошибок», г) «исправления имен». 8. Один из наиболее ярких представителей школы легистов (законников – фацзя), быв-ший при жизни советником императора Цинь Ши-хуанди, это а) Мо Цзы, б) Чжуан Цзы, в) Шан Ян, г) Вэнь Чжи. 9. Одно из основных понятий китайской философии, определяемое Лао Цзы как первичное творческое начало мира или как единый мировой Закон, а) дэ, б) у вэй, в) Дао, г) шэнь. 10. Справедливый, стойкий, гуманный человек, являющийся моделью должного поведе-ния, образцом для подражания в конфуцианском учении, есть а) «благородный муж», б) «добрый муж», в) «реальный пацан», г) «хороший парень».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *