Урок религия

9 лет с «Основами»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школах в 2010 году в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Сперва курс экспериментально запустили в 19 регионах, а с 2012 года по всей стране.

Для изучения могла быть выбрана любая религия, в частности, ОПК — основы православной культуры, учебник для которого написал православный диакон Андрей Кураев. Этот предмет стал особенно распространен в школах, а с 2008 года начала проводиться Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».

Интересно при этом, что основы православия преподавались в ряде школ еще с 2006 года, но решение о введении предмета в школьную программу принималось на местном уровне, и изучение было скорее факультативным.

Куда без созидательных ориентиров?

Автор учебника по основам православия, диакон Андрей Кураев в пояснительной записке к программе объясняет ее необходимость тем, что в наше время происходит смена ценностных ориентиров.

«В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизации российского общества», — пишет он.

Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева тогда же пообещала, что таких уроков должно стать больше, а чтобы детям было не так тяжело учиться, убрать из программ второй иностранный язык.

«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали… Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно», — объяснила она.

«Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать»

Ярче всего позицию родителей, пожалуй, в 2013 году выразил Дмитрий Бондарь. Мужчина обратился в суд с заявлением, что уроки религиозной культуры нарушает его право на нравственное воспитание дочери.

Верховный суд (ВС) РФ отказался отменить преподавание религиозной культуры и светской этики. Юрист Минобразования отметила, что «курс носит общий, обзорный, общеразвивающий характер и никакого культа не содержит».

Заявление Бондаря осталось без удовлетворения.

Тогда же в Челябинской области родители учеников средней школы №15 Миасса подали коллективный иск с требованием предоставить их детям выбор изучать светскую этику, иудаизм, ислам или буддизм. Выяснилось, что из всего обширного курса детям преподавались только основы православия.

Группа родителей за несколько месяцев до похода детей в первый класс с бантами и букетами решили познакомиться с будущей классной руководительницей и посетить школу. Педагог объяснила, что директор школы очень набожная женщина и это отражается на детях. После этого родители оказались на школьном концерте, и пришли в ужас.

Школьный хор исполнил около десяти религиозных песнопений, после чего директор завершила концерт фразой: «Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?».

«Дети в вашей школе имеют право на радость? Песню «В траве сидел кузнечик» они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы? «, — спросили родители после окончания концерта, но ответа так и не получили.

Позднее они узнали, что вместо колокольчика в стенах школы звучит колокольный звон, приходящим священникам дети целуют руки, в школе проводятся молебны, а те самые основы православной культуры изучаются с первого класса, хотя программа предусматривает с четвертого.

Процесс тянулся несколько месяцев, но затем городской суд прекратил производство по иску. Родители отказались от своих заявлений, объяснив это тем, что в школе ввели альтернативные занятия. Основы православия в школе остались в тех же объемах, что и прежде.

«Зачем забивать школьникам мозги»

Пользователь Facebook Анастасия Иобидзе поделилась с подписчиками забавным случаем. Ее дочь поинтересовалась, что такое религия, о которой ей сегодня будут рассказывать в школе. И, когда бабушка объяснила, что религия — это то, во что человек верит, девочка пришла в восторг, решив, что речь идет о драконах.

Не все пользователи нашли новость веселой. Многие родители, которые делятся своими переживаниями в соцсетях, уверены, что дети слишком малы для таких уроков, и они точно не обязательны.

«Прошлое человечества изучает наука история. Не все понимают, что религиоведение — раздел истории. Историю в школе изучают. Всё, что можно узнать о религии, изучает история. Зачем придумывать дополнительные предметы, забивая школьникам мозги, и так до предела загруженные?» — недоумевает Лев Раскин.

«Политикам (государству) нужен контроль над человеком от рождения и до смерти. А чтобы человек был политикам (государству) подконтролен, у него должны быть мозги забиты определённой хреновиной. Это ясно просматривается при любом режиме», — отвечает ему на это Александр Кашкавал.

Антирелигиозный саботаж, как способ выжить

Наш источник, отец троих детей, пожелавший сохранить анонимность, признался, что не просто осуждает подобные уроки, но и намерен их всячески саботировать.

Он планирует постоянно напоминать детям, что бога нет, а религию придумали слабые люди, не желающие брать ответственность за свою жизнь.

«Во-первых, никакого выбора они не дают. Ислам, православие, буддизм, иудаизм. А как же летающий макаронный монстр? Они скажут, что это не религия, но, серьезно, а что такое религия? Никаких научных доказательств у нее нет, это пшик. Смешно всерьез обсуждать такие вещи в наше время», — считает он.

«Учить уважению и терпимости нужно с ранних лет»

Многие родители, тем не менее, считают эти уроки полезными и важными для воспитания их детей.

«Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются?

В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета.

Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются.

Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож», — рассказала Елена Кривякина «Комсомольской правде».

Другой наш источник, мама двоих детей с большой разницей возрасте, уверена, что родители, настаивающие на светском воспитании детей, делают ровно то же самое, в чем обвиняют религиозных родителей.

«Я как считаю: вот мы учим детей, что бог есть и настаиваем на этом. Другие учат детей тому, что бога нет. И что? Мы оба лишаем ребенка выбора, по сути. Говорить, что так поступают только верующие родители, значит не видеть бревна в своем глазу.

Родители учат ребенка тому, что считают нужным. Я учу, что надо помогать младшим, почитать старших, не класть локти на стол и молиться богу. Может быть дети вырастут и решат по другому, но пока решаю я», — заявила она.

В целом пока что ситуация складывается таким образом, что довольны родители или нет, отказаться от подобных уроков ребенок не сможет, как не может отказаться от уроков, скажем, физкультуры. Хотя от нее еще можно получить освобождение.

Истории знакомо обращение в религию целых народов, пусть это не всегда получалось сделать мирно.

Как знать, может быть, у нас вырастет целое поколение глубоко верующих людей, чтящих религию (одну из) своей страны.

А может быть это поколение, окончив школу, до конца жизни будет обходить церкви и всё, что с этим связано по кривой дуге.

Религия и правда учит любви, но любить по принуждению невозможно.

С 1 сентября 2012 года предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса, объем — 34 часа. Об этом на коллегии Министерства образования и науки РФ во вторник сообщила глава Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. Напомним, в начале февраля Правительство утвердило план мероприятий, согласно которому с января по март включительно школьники и родители должны были определиться с выбором учебного модуля. Их в новом предмете шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Апробация, которая велась в течение двух лет в 21 регионе России, показала: школы и родители готовы к введению «Основ религиозных культур и светской этики» в штатном режиме.

По словам Елены Низиенко, на сегодняшний день полностью завершен выбор учебных модулей в 77 субъектах. Причем сюрпризов здесь нет. Еще на этапе апробации большинство учащихся выбирали основы светской этики, потом по популярности шли основы православия и на третьем месте — основы мировых религий. Дальше по убывающей — ислам, буддизм и иудаизм. Сейчас ситуация такая же: светская этика — около 41 процента, православие — почти треть, мировые религиозные культуры — чуть больше 20 процентов, ислам — 5,6 процента, буддизм — 1,2 процента. Иудаизм не набирает и того: желающих его изучать набралось всего на одну десятую процента от общего количества школьников 4-5 классов (их сегодня полтора с лишним миллиона).

До сих пор не определились с выбором, что учить в рамках курса, в 6 субъектах. Например, в Дагестане только-только начали выбирать, Чечня определилась пока лишь на 4 процента, а в Ямало-Ненецком автономном округе точно знают, какую программу будут слушать, и вовсе 2 процента школьников. А до конца установленных на выбор сроков, тем временем, осталось 10 дней.

— Большинство родителей признали, что новый предмет полезен, — представляет Елена Низиенко результаты мониторинга, который в течение двух лет вело министерство. — Более 60 процентов взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в школе.

Несмотря на то, что по задумке авторов курса он должен воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети одной веры могли узнать о традициях других религий, большинство все-таки выбрали модуль именно своей «родной» религии. Об этом с тревогой говорили на недавнем заседании члены Общественного совета при Минобрнауки. К мнению прислушались, и теперь в программе нового предмета прописано, что в начале и в конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы дети могли обменяться мнениями.

Также по рекомендациям Общественного совета курс полностью перенесен в 4 класс, хотя изначально планировалось его изучение в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. «Неудобно», — констатировали тогда эксперты совета и были правы: ведь в пятом классе к детям приходят новые, незнакомые учителя, у ребят стресс, да и летние каникулы — слишком большой перерыв в изучении.

Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов — 38 с лишним тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч.

Будут или нет ставить оценки за изучение нового предмета — вопрос до конца не решенный.

— Отметки — это прерогатива школы, — уточнила Елена Низиенко. — Но мы рекомендуем их не выставлять. Новый предмет, на наш взгляд, не столько, так скажем, знаниевый, сколько воспитывающий, социализирующий.

С введением нового предмета в обязательную школьную программу работа над ним не закончится. Будут обсуждаться варианты того, как преподавать его в более старших классах. Сомнений в том, что это делать нужно, нет, по крайней мере, в министерстве. Другое дело — в каком виде предмет появится в основной и старшей школе: может быть, в рамках курса «Мировая художественная культура», может быть, в рамках курса литературы или истории. Точка здесь еще не поставлена.

Ну и конечно, один из основных вопросов, над которым тоже будут работать — нехватка учителей, особенно — в небольших сельских школах. Ведь в идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы даже пара человек, решивших изучать, допустим, буддизм, не осталась «за кормой».

— Там где мало учителей — будем использовать возможности дистанционного образования, — уточнила Низиенко. Так же в планах министерства — разработка отдельных программ бакалавриата для педвузов, чтобы готовить учителей нового предмета, что называется, капитально. «Повышение квалификации — это хорошо, но мало», — считает Елена Низиенко.

https://static.news.ru/photo/4f5ff6f4-0c22-11ea-abeb-fa163e074e61_660.jpg Фото: Сергей Булкин/News.ru

Минпросвещения изменило проект стандартов для начальной школы и вернуло в них преподавание основ религии. В РПЦ позицию министерства поддержали, представители других конфессий предлагают ограничиться курсом обо всех религиях.

Об этом сообщает со ссылкой на документ ведомства.

При этом обновлённый проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) для начальных классов содержит шесть дисциплин: основы православной, буддийской, исламской, иудейской культуры, а также основы религиозных культур народов России или светской этики. Раньше было лишь две дисциплины.

Выбор предметов для детей станут делать родители или их законные представители.

Ранее News.ru сообщал, что США становятся всё более похожими на СССР из-за отношения к Богу. Такое мнение высказал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он сослался на данные исследовательского центра Pew Research Center, согласно которым количество американцев, относящих себя к христианам, за 10 лет сократилось на 12%, а атеистов и агностиков стало больше почти на 10%.

Добавьте наши новости в избранные источники

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты», прошедшей 14 февраля 2018 года в Центральном доме ученых в Москве.

Уважаемые члены президиума! Уважаемые участники пленарного заседания!

Прежде всего хотел бы передать организаторам и участникам конференции приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество как Предстоятель Русской Православной Церкви и глава Межрелигиозного совета России с деятельной заботой относится к развитию российского образования и особенно к той сложной сфере, которую мы обсуждаем сегодня. Высоко оценивая внимание, которое в последние годы высшая государственная власть России уделяет возвращению ценностно-мировоззренческой, нравственной составляющей в наше образование, Святейший Патриарх выражает надежду, что работа конференции позволит в сотрудничестве Министерства образования и науки, традиционных религий России, научно-педагогического сообщества, всех, как принято сейчас говорить, «участников педагогических отношений», подготовить необходимые на новом этапе решения, стратегически важные для устойчивого и безопасного развития нашей страны.

В выступлении первого заместителя министра образования и науки Валентины Викторовны Переверзевой отмечен положительный опыт преподавания «Основ религиозных культур…» в воспитании школьников на основе российских традиционных ценностей. Осмысливая имеющийся опыт внедрения предметной области ОРКСЭ, нужно отметить повышение уровня взаимодействия государства, семьи и традиционных религий, а также межрелигиозное сотрудничество в этой сфере. Устойчивый общественный интерес к этой теме также свидетельствует о важности и сложности выбранного пути, о необходимости сделать следующие шаги.

Сегодня мы обсуждаем вопросы развития предметной области, предназначенной для преподавания в более старших классах, с 5-го по 9-й. Эта предметная область носит название «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Она открывает возможности реализации учебных дисциплин, учитывающих не только общие, но и специфические религиозные, этнические, иные черты культуры российских народов, которые на протяжении многих столетий в дружбе и добрососедстве живут в России.

Полагаю правильным всемерно поддержать развитие этой предметной области, опираясь как на имеющийся успешный опыт подготовки и повышения квалификации работников образования, так и на новые возможности, открывающиеся в связи с развитием теологии как отрасли знания и направления подготовки в вузах.

Выступая перед участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1 декабря 2017 года, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что никакое лидерство в технологической сфере, в экономике не поможет, если мы не будем заботиться о мировоззрении, которое формируем у молодого поколения наших сограждан. Если мы не сумеем сохранить, сказал Президент, традиционные ценности и «здравое человеческое бытие» в нашем «стремительно меняющемся мире», то духовную пустоту заполнят радикалы, экстремисты и идеологи терроризма.

Безграмотность в религиозных вопросах — та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы. Этой безграмотностью пользуются представители сект, сетевых псевдорелигиозных структур. Она порождает суеверия, которые являются антиподом религии. Мы должны с самого детства делать прививку нашим согражданам от такого рода идеологий, наносящих своей деятельностью непоправимый вред психике людей, их духовному, душевному, а подчас и физическому здоровью.

Эта тема находится в фокусе внимания религиозных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. Напомню, что религиозные общины в составе Межрелигиозного совета России совместно с Русской Православной Церковью участвовали в реализации программы преподавания Основ религиозных культур и светской этики. На заседании Президиума МСР, состоявшемся 21 февраля 2017 года, Предстоятель Русской Православной Церкви и лидеры других традиционных религий нашей страны указали на особую значимость повышения уровня религиозной грамотности для эффективной борьбы с экстремизмом. Ликвидация безграмотности в религиозных вопросах — наша общая первоочередная задача.

Изучение основ религиозных культур на уровне общего образования будет способствовать ее решению. Оно может стать хорошей профилактикой экстремизма в образовательной среде, будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию молодых людей, поскольку позволит школьникам осознать истоки и природу нравственных ценностей, их укорененность в культуре и истории нашей Родины, будет способствовать уважению к другим культурам и религиям.

Исходя из опыта предшествующих лет и новых задач, в своем выступлении остановлюсь на двух моментах.

Первый — подходы к преподаванию этих предметных областей, учитывающие определенный законодательством светский характер образования в государственной и муниципальной школе.

Второй — связь развития теологии в высшей школе с обсуждаемыми сегодня предметными областями в школьном образовании.

Содержание образования по основам религиозных культур и светской этики строится на культурологическом подходе. Что предполагает этот подход? Он включает в себя благожелательный рассказ о каждой из мировых религий, или о так называемой светской этике с точки зрения их места в культуре. Он означает, что в преподавании религии, в том числе когда избран предмет, посвященный определенному вероисповеданию, образовательный процесс не будет включать в себя приобщение учащихся к религиозной жизни, вовлечение школьников в религиозную практику.

Такой подход призван обеспечить объективное знакомство школьников с избранной традицией. Важно, однако, чтобы это знакомство было глубоким, серьезным, а преподавание — компетентным.

Для этого во взаимодействие участников педагогического процесса заложена норма, позволяющая привлекать к работе над содержанием образования, к разработке учебной и методической литературы, а также к подготовке учителей соответствующие религиозные организации. Культурологический подход не противоречит привлечению представителей религиозных традиций к разработке содержания образования. Я бы сказал, и к преподаванию, если эти представители имеют педагогическое образование. Ведь более качественное и глубокое представление о традиции может дать тот, кто знает традицию изнутри.

В подготовке специалистов для преподавания религиозных культур мы пока опираемся только на сложившуюся систему подготовки и повышения квалификации работников образования. Известно, что эти предметы подчас преподаются учителями, которые получили образование в совсем иных областях, их компетенции в религиозной сфере лишь формально подкреплены удостоверениями или свидетельствами о повышении квалификации.

Я думаю, участникам конференции не нужно объяснять, в чем причины такой ситуации. Когда в 2009 году начался эксперимент по введению ОРКСЭ, в нашей системе образования практически не было подготовленных учителей. Мы должны быть благодарны тем педагогам, которые откликнулись на призыв преподавать основы религиозных культур и светской этики.

Однако сейчас мы должны заявить: при преподавании предметов ОДНКНР на новом этапе краткосрочных курсов недостаточно. Культурологический подход не должен стать синонимом поверхностного преподавания. Культурология как комплекс наук о культуре не только содержательно, но мировоззренчески и нравственно опирается на ценности, лежащие в конкретной религиозной или духовно-нравственной традиции.

Поэтому создание условий, при которых учащиеся будут получать качественные знания о религиозных традициях, должно стать одним из приоритетов государственной образовательной политики. Быть или не быть религиозным человеком, какой религиозной традиции принадлежать — это личное дело человека. Но для того, чтобы сознательно сделать выбор, принять решение, молодой гражданин должен получить знания о религиозных традициях. Безграмотность в религиозных вопросах столь же опасна, как и незнание родного языка, отечественной литературы и истории.

Итак, вопрос стоит следующим образом: где и как мы найдем нужное число педагогов, отвечающих требованиям?

Базой для подготовки учителей к преподаванию основ религиозных культур могут служить кафедры теологии, прежде всего — в педагогических университетах. Напомню, что в июне прошлого года при поддержке Администрации Президента и Министерства образования и науки, при поддержке и личном участии министра, а также при участии многих присутствующих сегодня в президиуме и в этом зале мы подготовили и провели Всероссийскую конференцию по теологии.

Среди выводов и рекомендаций конференции было отмечено общегуманитарное и междисциплинарное значение теологии, ее ценностно-мировоззренческая и воспитательная роль в высших учебных заведениях. Кроме того, участники конференции отметили важнейшее педагогическое значение теологии, ее роль в подготовке учителей средней школы, в том числе преподавателей религиозных культур.

Не противоречит ли это предложение принципу светскости государственного и муниципального школьного образования и культурологическому подходу?

Теология — систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, нравственных принципов, духовно-нравственной культуры. Подчеркну: определенной традиции. Теология не может быть «внеконфессиональной» или «межрелигиозной». Соответственно, мы говорим о привлечении к преподаванию в школе специалистов по православной теологии, исламской теологии или иудейской теологии, которые, при этом, должны обладать педагогическими компетенциями, дающими право на педагогическую деятельность.

Разумеется, педагоги, являющиеся специалистами в определенной религиозной традиции, должны преподавать именно ее. Но ничто не мешает им оставаться в рамках культурологического подхода и, при необходимости, нейтрально и благожелательно рассказать о других мировых религиях, и об основных понятиях российской светской этики, поскольку последняя в своих основаниях, в понимании добра и зла, долга и совести, других категорий, в понимании роли семьи, воспитания все равно восходит к традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Теология имеет ценностное и мировоззренческое значение. Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения — не значит замыкаться в конфессиональных рамках. Это значит изучать их в обширном контексте традиции, истории и культуры.

Теология открывает путь к пониманию людей других этно-конфессиональных традиций, учит уважительному и деликатному вниманию к их духовным запросам и религиозно обусловленным особенностям образа жизни. Иначе говоря, систематическое теологическое образование не только формирует личность, не только оттачивает ее интеллект и расширяет культурный горизонт, но и развивает способность социальной адаптации в многоконфессиональном обществе.

В этом состоит мысль Святейшего Патриарха Кирилла: выпускники теологических кафедр могут и должны в долгосрочной, а может быть, и в среднесрочной перспективе стать теми, кто преподает ОРКСЭ и ОДНКНР в школах. Помимо этого, разумеется, они будут востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, поскольку роль религиозного фактора в жизни людей, нашего общества не только не уменьшается, но, наоборот, очевидным образом возрастает. А значит, нужны люди, способные этот фактор интерпретировать, сообщая знания о религии студенческой молодежи.

Однако и здесь тоже остро стоит вопрос качества подготовки специалистов. И решать его можно только совместными усилиями, в сотрудничестве и взаимодействии. В частности, полагаю очень важным учесть особенности направления подготовки «теология» при процессе подготовки и принятия стандартов по теологии в бакалавриате и магистратуре нового поколения 3++, прислушаться к голосу теологического сообщества в лице кафедр теологии, Федерального УМО по теологии, других объединений вузов. В частности, хотел бы заметить, что по инициативе ректоров нескольких ведущих российских вузов создается Научно-образовательная теологическая ассоциация. Она будет выполнять, в том числе, функции общественной экспертизы в сфере теологического образования. На ближайшее заседание Президиума Межрелигиозного совета России мы планируем вынести вопрос о поддержке этой Ассоциации со стороны ведущих религиозных организаций России и пригласить к участию в ней не только светские, но и религиозные вузы.

Одна из задач, которые стоят перед нами, — продумывать такие пути интеграции, чтобы систематическое теологическое образование снабжалось педагогическими компетенциями, а педагогические навыки сочетались если не с религиозным опытом преподавателей, то, по крайней мере, с глубоким пониманием ими религиозных учений и традиций. Такой опыт есть, его нужно развивать. В частности, Общецерковная аспирантура и докторантура реализует магистерскую программу «Теология образования». В 2017 году состоялся ее первый выпуск, и Ольга Юрьевна Васильева вручила магистерские дипломы выпускникам. Мы должны делиться опытом, используя для этого все площадки и возможности, включая ассоциации, учебно-методические объединения.

Очень рассчитываю на плодотворное взаимодействие Русской Православной Церкви, других религиозных традиций, входящих в Межрелигиозный совет России, с Министерством образования и науки в этом вопросе, чтобы на уровнях бакалавриата и магистратуры сотрудничество развивалось так же конструктивно и динамично, как это удается осуществлять на уровне аспирантуры и докторантуры.

Хотел бы подчеркнуть еще раз, что, по моему глубокому убеждению, использование ресурса теологии не противоречит культурологическому подходу, не означает индоктринацию и не приводит к разделению и конфликтам, но обеспечивает компетентное преподавание религиозных культур. А глубокое знание своей религии и максимально широкое знакомство с другими традициями позволят внести значительный вклад в укрепления гражданского согласия. Ведь именно верность своей религии и культуре, а также добрососедские, уважительные и дружеские отношения с носителями иных идентичностей, являются краеугольным камнем прочного межрелигиозного мира и устойчивого развития России.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Журнал «Религия и право», 2003, № 1

Религия и религиоведение в государственных средних школах: современные подходы

В городе Киеве рядом с Золотыми Воротами стоит новый великолепный памятник Ярославу Мудрому, автору свода законов «Русская Правда». Эта статуя напоминает нам, что уже в XII веке на Руси существовало правовое государство и ранняя форма демократии. Ярослав Мудрый поддерживал образование, понимая, что для сильного государства нужны образованные граждане.

Дональд Джарвис

Статья представляет собой текст выступления автора на конференции в Украинской академии наук (22-23 октября 2002 г., Киев, Украина) и на второй Казанской научно-теологической конференции «Конец мировой истории» и современное общество 25-26 октября 2002 г., Казань, Россия.

Многие думают, что религия должна быть частью образования детей. После распада Советского Союза и особенно после террористических актов последних лет в России и США вопросы преподавания религии в школах стали крайне актуальными везде, в частности в СНГ. В марте 2002 г. Сергей Кириенко заявлял, что правительство РФ хотело бы выработать новую религиозную политику и новый единый стандарт для религиозного образования, в частности исламского. До этого, в 1999 г., Российская академия образования и правительство Дагестана организовали в Москве «круглый стол» с участием ученых, представителей министерств, средних школ и общественных организаций, чтобы обсудить роль идеологии в образовании. Участников прежде всего беспокоил «идеологический вакуум» в образовании молодежи.

Естественно, их беспокоило и духовное состояние учеников. Как уже отмечал ранее Михаил Новак, одна из причин заключается в том, что рыночная экономика неэффективна без соблюдения бизнесменами этических норм. Заключение успешных контрактов, ведение бухгалтерии, эффективная реклама, отношение руководителей с рабочими — все это требует высокого уровня честности и чуткости.

Это подтверждается двумя примерами. Одним из них является экономическое чудо Финляндии — страны, которую можно справедливо назвать «скандинавской Японией». Недавно я задал послу Финляндии вопрос о причине бурного экономического роста этой страны. Одной из причин он назвал своевременное и постоянное долгосрочное инвестирование в сферу образования. Другой причиной, по данным многочисленных рейтингов, является то, что в Финляндии самый низкий уровень коррупции в мире.

Другое доказательство решающей роли морального фактора в экономической жизни — это удар по американской экономике, нанесенный рядом скандалов в сфере ведения нечестной «двойной» бухгалтерии в крупнейших фирмах США. По мнению многих обозревателей, нечестные работники в руководстве компании «Энрон» и в ряде других крупных корпораций США были гораздо больше деструктивны для экономики страны, чем фанатики-террористы Усамы бен Ладена.

Данные литературы и дискуссии о роли религии в образовании не дают окончательных официальных решений и рекомендаций для школ. Возможно, обзор подходов разных стран и проблем, свойственных каждому подходу, будет полезен для религиоведов, педагогов и чиновников. Данные для этого обзора взяты из научных журналов, из газет и из неформальных интервью с представителями некоторых стран.

Наставление, религиоведение и воспитание

Размышляя на эту непростую тему, прежде всего необходимо определиться с терминами. Мы должны различать по крайней мере три вида «религиозного образования»: 1) наставление; 2) религиоведение; 3) этическое воспитание.

Под «наставлением» понимается преподавание учения определенной религиозной организации ученикам, которые являются членами этой организации. Это иногда называется «катехизаторскими курсами». Такое наставление в государственных школах часто — но далеко не всегда — ведут церковнослужители конкретной конфессии. Во всех странах, которые уважают принципы свободы совести, ученики публичных средних школ имеют право не посещать такие курсы или родители имеют право освободить своих детей от этих курсов.

Под «религиоведением» понимается преподавание истории религии или преподавание объективного, научного обзора современных религий. Такие курсы по религиоведению в государственных школах обычно ведут сами учителя этих школ.

Под «этическим воспитанием» понимается объективный, сравнительный обзор разных взглядов на этику и воспитание характера. На самом деле такие курсы по этике не «религиозны», но являются неотъемлемой частью политики и целей религиозного образования в школах. Их в государственных школах обычно ведут учителя этих школ. Такие курсы по этическому воспитанию часто предлагаются как факультативные курсы в публичных школах, где также преподаются курсы по наставлению в одной или более религиях.

Существует много подходов к религиозному образованию в публичных школах, но те страны, которые соблюдают свободу совести, можно сгруппировать в четыре категории по их подходам к преподаванию религии:

1) наставление в единственной религии;

2) наставление в одной из нескольких религий;

3) преподавание религиоведения или этического воспитания;

4) отсутствие религиозного образования в публичных школах.

Наставление в единственной религии

В нашем обзоре только несколько стран предлагает ученикам средней школы наставление в единственной религии. Это европейские или исламские страны, где подавляющее большинство учеников являются мусульманами или членами католической или православной церквей: Греция, Иордания, Италия, Польша. Кроме того, канадская провинция Квебек тоже предлагает ученикам католицизм. Так как все эти страны уважают свободу совести, их школы дают ученикам возможность не прослушивать такие курсы. В Польше и Квебеке ученики также могут выбрать курс по этике. В Польше преподавание религии было введено только в 1990 г. Хотя в парламенте сразу возникли горячие споры об этом и было несколько судебных исков против введения этого предмета, через несколько лет и Сейм и Конституционный суд отвергли все протесты, и в 1995 г. 67% населения поддержало обучение основам католицизма в школах Польши.

В этих странах многим гражданам кажется естественным и необходимым преподавать ученикам основы той веры, которая сыграла огромную роль в истории страны и является значительным духовным наследием всего народа. Некоторые надеются, что преподавание одной исторической веры будет каким-то образом объединять население.

Но, как хорошо известно, в любой развитой стране далеко не все признают одну «официальную веру». Ученики, которые принадлежат к другим конфессиям, редко желают посещать такие занятия и имеют право этого не делать. Кроме того, такие курсы по наставлению в вере редко вызывают серьезный интерес даже со стороны учеников, принадлежащих к «официальной религии». В связи с этим в странах, где ученики мало знают о религии национальных меньшинств, часто возникают серьезные вопросы об этноцентризме и об отсутствии толерантности к меньшинствам.

Наставление в одной из нескольких религий

В нашем обзоре четыре страны предлагают ученикам наставление в одной из нескольких религий. В Европе — это Австрия, Германия и Испания, которые предлагают ученикам выбор между католицизмом и протестантизмом. Все страны предоставляют ученикам выбор: в Австрии — свободное время, в Германии — этическое воспитание, в Испании — иудаизм и ислам. Еще одна страна, которая предлагает религиозное наставление на выбор, — это Филиппины. Проблемы, связанные с преподаванием двух или более религий в школах, не получили глубокого рассмотрения, но представляется, что они очень похожи на проблемы наставления в одной религии.

Религиоведение или этическое воспитание

В нескольких современных правовых государствах ученики публичных средних школ изучают религиоведение и этику. По крайней мере пять стран северной Европы предлагают ученикам курсы по религиоведению: Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция. В основном эти курсы преподают учителя средних школ, в составе курса преобладает история христианства. В Финляндии курсы по религиоведению ведут специальные преподаватели, закончившие семинарии. Эти курсы для школьников иногда включают и обзор этических принципов. На Тайване и Японии ученики публичных школ обязаны изучать этику, и учителя в этих странах стараются не только говорить об этике, но и воспитывать в детях нравственное поведение и характер.

А. Колодин в 2001 г. отстаивал необходимость преподавания религиоведения в публичных школах России, но обязательно без «воцерковления» учителей. Он высоко оценил религиоведение как крайне нужный предмет, который может развивать характер и толерантность школьников, потому что религиоведение «неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе».

Многие полагают, что обзор мировых религий часто более интересен, чем наставление в какой-то одной вере. Кроме того, они считают, что курсы по религиоведению помогают уменьшить предрассудки учеников относительно нетрадиционных религий. Но надо признать, что общая эффективность религиоведения или этики в средних школах в целях повышения толерантности пока в научной литературе не доказана.

И надо признать, что преподавание религиоведения в публичных школах проблематично, потому весьма трудно сказать, что такое «объективное преподавание» данной веры или истории данной религиозной группы? Сложно протестанту учить католицизму так, чтобы католики были этим довольны, как трудно православному преподавать ислам так, чтобы мусульманин был этим доволен.

Исключение религии из школьной программы

Безусловно, самая распространенная политика в области религии в школах — это исключение религии из школ. В нашем кратком списке такая политика присутствует в 18 странах: Албания, Бельгия, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Дания, Индия, Казахстан, Колумбия, Мексика, Монголия, Россия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Франция и Французский Таити.

Исключение религии из государственных школ решает массу проблем в странах, где есть атеисты или приверженцы более одной конфессии.

Во-первых, налогоплательщики редко любят платить за то, чтобы их детей наставляли в чужой вере. Наряду с этим всегда возникают вопросы о ресурсах: если школьная система предлагает курс по одной религии, будет ли достаточно преподавателей, материалов и места, чтобы преподавать курсы по всем конфессиям, в которые ученики верят? Будут ли предложены альтернативные курсы, которые удовлетворят атеистов? И, как отмечено выше, даже могут возникнуть серьезные вопросы об объективности религиоведения в школах.

Один из подходов к преподаванию религии в государствах, которые исключают религию из публичных школ — это обучение в церковных школах. Почти в каждой стране существуют такие церковные школы, куда верующие ученики могут ходить добровольно. Но для таких отдельных школьных систем вопросы ресурсов стоят еще острее — родители, которые и поддерживают такие школы, и платят налоги на публичные школы, обычно просят помощи у государства. Диапазон решений этого сложного вопроса широк: от Англии, Бельгии и Франции, где государство платит почти полностью за церковные школы, до США, где законы и многочисленные решения Верховного суда строго ограничивают государственную долю поддержки церковных школ.

Остается преподавание этики и этического воспитания в публичных школах, что дает возможность преподавать мораль без сложных вопросов религии в государствах, которые исключают религию из публичных школ. В Японии и на Тайване для всех учеников обязательны курсы по этике без преподавания религии, и почти все христианские страны предлагают такие курсы как альтернативу курсам по религии или по религиоведению. Но многие сомневаются в том, что можно научить этике без веры. Как замечено выше, общая эффективность преподавания этики в школе в целях толерантности пока в научной литературе не доказана.

Конечно, исключение преподавания религии из публичных школ возвращает нас к первой проблеме, которая была упомянута в начале статьи: ученики могут остаться в опасном «идеологическом вакууме». Одно возможное решение в странах, которые исключают религию из публичных школ — это параллельная система религиозного (не светского) образования, которую религиозная группа предлагает в храмах, в домах или в специальных помещениях недалеко от школ. Это дает ученикам возможность посещать курсы и получать наставление до или после школы или, если закон это позволяет, в течение школьного дня. Преимущество этой системы в том, что она не ущемляет права тех, кто не придерживается этой религии, и не тратит их денег. Такие параллельные системы религиозного образования поддерживают некоторые церкви, в том числе церковь Иисуса Христа святых последних дней и некоторые протестантские церкви.

Самая серьезная проблема с такой системой состоит в том, что она дорога и требует огромного количества учителей, хотя надо заметить, что она требует гораздо меньше ресурсов и учителей, чем полная система религиозных школ, где предполагается, что церковь должна предлагать и светское и религиозное образование.

Заключение

Потребность общества в толерантных и честных гражданах заставляет многих думать, что религия или, по крайне мере, этика должна стать частью школьного образования. Приблизительно половина стран, которые мы рассматривали, предлагают ученикам публичных школ наставление в вере, религиоведение, этику, или комбинацию всего вышеперечисленного. Все эти страны также предлагают учащимся выбор, который защищает их свободу совести, однако проблемы справедливости и эффективности присутствуют при каждом варианте. По всей видимости, меньше всего проблем представляет этическое воспитание. Большинство стран, которые мы рассматривали, исключает религию из публичных школ, но во многих таких странах существуют развитые системы церковных школ или другие возможности для наставления в вере.

Джарвис, Дональд Карл,

профессор, заведующий кафедрой германских и славянских языков

Университета Бригама Янга (США).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *