Успенский адмиралтейский храм Воронеж

Содержание

Успенский Адмиралтейский храм — душа российского флота

1 июля 2008 года Банк России выпустил серебряную монету с изображением единственного, сохранившегося до наших дней памятника, судьба которого тесно переплетена со становлением военного флота Российского государства. Ее украшает Адмиралтейский Успенский храм — Воронеж славится и гордится русской святыней.

Успенский храм на Адмиралтейской площади, г. Воронеж

Мало кто знает, но триста лет назад, когда страной правил Петр I, эта церковь на Адмиралтейской площади была душой русского флота. Здесь освещали корабли и благословляли на победоносные походы, но наряду со славными периодами взлетов, храм переживал упадок, запустение и периоды забвения. Выделяются четыре этапа в жизни культурного и православного памятника.

Основание Успенского храма в Воронеже

В городе две одноименные церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Речь пойдет о самой древней из них, возведенной в конце XVI века. Впервые упоминается в грамоте 1594 года. В 1600 г. повелением правителя Бориса Федоровича Годунова и усилиями игумена Кирилла рядом с приходским храмом воздвигли мужскую обитель, которая просуществовала на этом месте ровно сто лет. В 1616 году Успенская церковь расширилась за счет дополнительного алтаря для богослужений (придела в честь Феодора Стратилата).

Храм и монастырь изначально деревянные, стояли на правом берегу р. Воронеж (приток Дона), а постоянные разливы водной артерии подтачивали их стойкость, грозили гибелью от сырости и гнили. Рассматривали даже вариант переноса православных построек в другое место, но со временем передумали. А в 1680 г. случился пожар, уничтоживший практически все монастырские кельи и ряд жилых домов вблизи храма. После 1703 г. стараниями игумена Тита на месте старых деревянных стен были возведены каменные. Успенская Адмиралтейская церковь в Воронеже – одна из первых городских построек из камня.

Вид с реки Воронеж на Успенскую церковь (старая открытка)

Адмиралтейская церковь в XVII-XIX вв.

В середине XVII века волею судеб, а так же повелением государя Петра I жизнь провинциального и спокойного города безвозвратно меняется, он становится колыбелью кораблестроения (благодаря удачному местоположению Воронежа и богатым лесам вокруг). В кратчайшие сроки около Успенской церкви возводят верфь, адмиралтейство, немецкую слободу, дворец государя, дома могущественных дворян. Православный комплекс оказывается в эпицентре этой грандиозной стройки. Тишину молитвенной уединенности мужского монастыря нарушает стук топоров, испытание оружия. Кроме того, обитель становится помехой для кораблестроения (как бы делит верфь на две части), поэтому упраздняется и переселяется в другое место — Алексиево-Акатов монастырь. На том же месте остается Успенская приходская церковь, к названию добавляется слово «Адмиралтейская».

Успенская Адмиралтейская церковь, Воронеж (старая открытка)

Начиная с весны 1696 года, регулярный флот пополняют военные корабли, построенные на верфи близ Успенского храма: «Принципиум», Гото Предестинация» («Божие Предвидение»), «Шлав леу» («Спящий лев»), «Шваль» (Ластка») и другие. За период с 1696 по 1711 гг. из 215-ти судов военно-морского флота в Воронеже было отстроено 122 боевых деревянных парусника (36 из них маневренных и крайне живучих линейных корабля). Под богослужения в Успенском храме первый флот благословлялся на подвиги и победы в Азовском море. Несколько торжественных церемоний провел лично святитель Митрофан Воронежский, первый епископ города.

По ряду причин с 1711 года кораблестроение на верфи завершается, а постройки, связанные с этим славным периодом, ветшают и в 1748 году большинство из них уничтожает пожар. Пострадавшие от огня состоятельные жители немецкой слободы покидают места, где раньше жизнь била ключом. Успенский приход сокращается, а для храма начинается период забвения — он сохраняется, но теряет величие.

Успенская церковь в Воронеже, дореволюционная открытка

Периодически церковные здания ремонтируют, переделывают, перестраивают и расширяют. В 1803 году возвели новую колокольню с караулкой (трехъярусную, каменную — такую видят современники) и трапезную. Достраиваются два придела. В конце XIX века в комплексе приходского храма появляется каменное жилое помещение для священнослужителей (дом причта). На средства прихода облагораживают церковь: увеличивают окна, убирают паперть северного входа, возводят ограждение из камня, обновляется иконостас. В 1894 году Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже расширяется за счет богадельни (отстроенной, в том числе, на пожертвования семьи промышленников Гардениных), открывают школу для девочек. В 1901 г. реставрируют церковные кресты. Что касается достопримечательностей, то летом 1885 г. храм ограбили, исчезли некоторые православные реликвии и культурные ценности, например, золотой крест Петра I. Судьба их неизвестна.

В XX век Адмиралтейский храм вступает изрядно обветшалым от вредного воздействия речной влаги. Несмотря на все ремонтные и реставрационные работы, проводимые на пожертвования прихожан, время не пощадило стены православной святыни.

Судьба храма в советский период

Обычная приходская жизнь Успенского храма продолжалась вплоть до революции. С наступлением советского периода многое поменялось не только в жизни страны. Поначалу для церкви все складывалось неплохо, особенно для того смутного послереволюционного времени. Представители новой власти изъяли немногочисленные ценности, храм не закрыли, богослужения продолжались.

В середине 30-х годов XIX в успенские церковные служители показали себя с неприглядной стороны — интриговали, кляузничали. Из-за их доносов пострадали два архиепископа Захария и Петр. Викарий архиерей Захария вынес двухлетнее заточение на Соловках с 1924 г., вернулся в Воронеж, приступил к управлению епархией в период массовых закрытий храмов, пользовался среди прихожан уважением и почитанием. Летом 1935 г. его арестовали, в 1937 г. этапировали в Казахстан, там он был расстрелян. Архиепископ Петр (в миру Павел Иванович Соколов) так же в 20-х годах отбывал наказание на Соловках. Борец с обновленческими настроениями, путешествовал по стране и проповедовал, многих вернул в Патриаршию церковь. В Воронеж попал в 1935 г., арестован в 1936 г., умер в заключении. К расправе с неугодными архиепископами причастны настоятель Успенской церкви Иоан, псаломщики и церковный староста, позже этих людей не минули репрессии.

Перед Великой Отечественной войной Успенская церковь в Воронеже закрывается, а в церковных постройках обосновывается горсовет Осоавиахима. Начинается война, и храм оказывается на линии фронта. Бомбежки нанесли непоправимый вред зданиям Успенской церкви, а в 1942 г. уничтожили цейхгауз, являвшийся частью адмиралтейства. Храмовые постройки чудом уцелели.

В послевоенное время пустующую церковь занимают воронежцы, потерявшие жилье, а позже хранилище архива. Ремонт здания, проведенный в это время, уничтожает штукатуркой древние росписи на стенах, тисовой обшивкой меняет облик трапезной. Во дворе разбиваются огороды, уничтожают отмостку, разбирают кирпичную подпорку. Только в конце 60-х архив переезжает в другое место, а церковные помещения переходят во владение краеведческого музея для организации выставки, посвященной военно-морскому флоту.

Адмиралтейский храм во время разлива реки Воронеж

В начале 70-х годов начинают реставрацию Успенского храма на Адмиралтейской площади, но сильнейший разлив водохранилища в 1972 г. сводит работу строителей на нет. С тех пор Успенский храм постоянно ветшал. Со слов служителей церкви, в здании было опасно из-за аварийности и неприятно из-за сырости.

Первая попытка реставрации Успенской церкви

Успенская Адмиралтейская церковь (Воронеж), фото начала 1990-х гг.

Успенский храм в настоящее время

В конце XX века, перед юбилеем военно-морского флота России из средств государственного бюджета выделено финансирование на реставрацию уцелевших церковных помещений. Активисты-воронежцы собирали пожертвования, чтобы сохранить и обустроить памятник древнерусского зодчества. Это стало делом чести для них. Если в прежние времена церковь содержали на средства прихода, то в начале XXI века Успенский храм спасал Воронеж, город миллионник.

Разработали план по подведению под здание церкви фундамента из бетона с гидроизоляцией, восстановили иконостас. С этого времени реставрация ведется постоянно. В память о былом строители оставили участки голых стен с древней кирпичной кладкой внутри храма.

Успенский Адмиралтейский храм, фото с высокого правого берега

В 1996 г. Адмиралтейскую церковь Воронежа открывают для первых богослужений. Храм возродился как военный, среди прихожан больше мужчин (моряки, летчики). При церкви организованы катехизаторская и молодежная группы, воскресная школа для прихожан, действует духовно-просветительский центр, до 2015 г. издавалась газета «Духовная верфь». Помимо этого ведется социальное служение: благотворительные обеды, материальная и финансовая помощь нуждающимся и малоимущим семьям, посещение детских больниц и интернатов, домов престарелых.

Адмиралтейский храм в настоящее время, фото

Архитектура и интерьер

Внимательный путешественник сразу отметит, как в этом храме соединяются две эпохи – допетровский древнерусский (раннемосковский) стиль и годуновский классицизм. Высокий квадратный неф, увенчанный пятью главами, трапезная и колокольня пропорциональные, симметричные, компактные – это черты двух названных стилей.

Так как за образец для допетровских каменных церквей брали византийские четырех- и шестистолпные крестово-купольные храмы, после перестройки из деревянной в каменную, Успенка обрела двухярусный квадратный четверик (основная часть здания), увенчанный пятиглавием (центральная глава больше по размерам глухих угловых). С восточной стороны к зданию храма примыкает апсида — строение равное по ширине четверику, но гораздо ниже его. Здания, которые были построены позже (колокольня и трапезная), в стиле годуновского классицизма.

Адмиралтейский храм, фото внутри

Среди святынь и ценностей храма помимо икон почитаются Андреевский флаг и мемориальные доски (сфамилиями погибших героев воронежцев, отдавших жизни служению Отечеству).

Мемориальные доски и Андреевский флаг

Для прихожан регулярно организуются экскурсии. В 2016 г. православный телеканал «Союз» подготовил познавательную передачу «По святым местам. Успенский храм, Воронеж».

Марина Саунина

Дополнительная информация

Полное название: Храм Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Дата основания: 1594 г.
Дата закрытия: 1940 г.
Дата открытия: 1996 г.

Адрес: Воронеж, ул. Софьи Перовской, 9

Географические координаты: 51.656591, 39.214447

Успенский Адмиралтейский храм (Воронеж), как добраться:

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Адмиралтейская площадь» (по ул. Софьи Перовской)
  • Остановка «Чернавский мост» (по ул. Степана Разина)

Открыто: ежедневно 9:00–19:00

Официальный сайт: uspenskiy-adm-hram.ru

Расписание богослужений в Успенском Адмиралтейском храме: здесь

Успенская Адмиралтейская церковь Воронеж

Успенская Адмиралтейская церковь — единственный сохранившийся в Воронеже памятник петровской эпохи, свидетель грандиозного по масштабу кораблестроительства. Уникальный православный храм Воронежа.

Немного истории Успенской церкви Воронежа

Впервые воронежская деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы упоминается в конце XVI века, храм был частью ансамбля первого в городе мужского монастыря, который находился на берегу реки Воронеж.

Современная пятиглавая Успенская церковь — одно из древнейших каменных зданий города, уникальность которого определяется ее особым значением в истории воронежского кораблестроения, что обусловливалось географическим положением храма, его близостью к верфям.

Именно у стен церкви после неудачной первой осады Азова царь Петр повелел заложить верфи и рубить корабли для нового похода на юг. Здесь освящались новопостроенные суда. В храме проводил богослужения лично святитель Митрофан Воронежский, на них часто присутствовал Петр I, члены его семьи и знатные особы. В результате церковь приобрела статус Адмиралтейской. Всё это время Адмиралтейская Успенская церковь оставалась в гуще воронежской жизни.

В истории воронежской Адмиралтейской церкви чередовались взлеты и падения. Увидевший начало русского флота храм впоследствии то хирел, то возрождался и благоукрашался; самым страшным врагом его на протяжении столетий оставалась вода, не однажды грозившая ему гибелью.

В ночь с 9 на 10 мая 1748 года в Воронеже случился страшный пожар. Огонь уничтожил большую часть деревянных построек, находившихся вокруг бывшей царской верфи. Каменные строения, включая Успенскую церковь, уцелели, однако благосостояние церкви оказалось подорвано. В языках пламени пострадало не только хозяйство прихода, случилась и другая неприятность — состоятельные горожане принялись переселяться подальше от пожарища. Это сказывалось на доходах храма. Около церкви теперь ютилось лишь беднейшее население города.

Ночью 6 июня 1885 года Успенский храм подвергся ограблению: воры похитили ризы с икон, священные сосуды и золотой крест, по преданию, принадлежавший Петру I.

Большой бедой для Успенской Адмиралтейской церкви являлись подтопления, которые вредили храму с самого момента его основания. Ни земляной вал, ни иные попытки противостоять природе не давали гарантии защиты от разгула стихии. Близость вод пагубным образом сказывалась на жизни церкви. История храма на протяжении всего времени его существования отмечена знаком сырости.

В 1911 году воронежские газеты писали о плохом состоянии Успенской Адмиралтейской церкви. В таком виде военно-морской Успенский храм Воронежа встретил трагические события 1917 года, буквально перевернувшие Россию.

Успенская Адмиралтейская церковь — одна из жемчужин Воронежа. Однако долгое время ее состояние было удручающим, и только в преддверии 300-летия Российского военно-морского флота была проведена серьезная реставрация знаменитого храма.

Пережив революцию и гражданскую войну, Успенская церковь Воронежа влачила жалкое существование — из нее были изъяты все ценности. В марте 1932 года храм на несколько лет стал кафедральным. Молитва прервалась в церкви на несколько десятилетий зимой 1940 года — с передачей здания отделению Осоавиахима.

В период Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал. В 1950—1960-е годы здесь хранились дела Государственного архива Воронежской области, тут же был организован и небольшой читальный зал. Администрация архива провела ремонт храма. После создания Воронежского водохранилища в 1972 году состояние архитектурного памятника стало просто катастрофическим.

В 1996 году Успенскую церковь передали Воронежской епархии. Как считает большинство воронежцев, этот факт позволяет надеяться на то, что тяжелые времена для знаменитого храма остались позади.

Воронеж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы («Адмиралтейская»).

Полное название церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Приречная церковь — одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено, в любом случае, это произошло в первое десятилетие существования крепости Воронеж. В последнее время публикации В.Н. Глазьева и Н.А. Комолова позволили уточнить и «удревнить» время строительства деревянной Успенской церкви. В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 года сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь — иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Как строитель «образы и книги и колокола привезет, — говорилось в царской грамоте воеводе, — и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить». Оба исследователя делают вывод о том, что монастырь в этот момент построен не был, но Успенская церковь, по всей видимости, существовала в этот момент как приходская. Успенский мужской монастырь возник «около 1600 года поставлением царя Бориса» (Годунова), его основателем является игумен Кирилл. Можно предположить, что в его состав включили приречную церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за этого кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 году. В Успенской церкви в этом году упоминался придел Феодора Стратилата. По Переписной книге 1678 года Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм имел посвящение Вознесению Господню «да в пределех Успения Пресвятые Богородицы, да Бориса и Глеба». В конце XVII века игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца позапрошлого века архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.

Е.А. Болховитинов и вслед за ним архимандрит Димитрий указывают на 27 декабря 1699 года. Священник церкви и автор очерка о ней в «Воронежской старине» (1906) Феодор Лукин переносит это событие на пять лет вперед, на 27 декабря 1694 года. Такая датировка вызвала большее предпочтение краеведов и вошла в официальные издания о памятниках истории и архитектуры Воронежа. Но и 1694, и 1699 годы как время окончания строительства каменной Успенской церкви вступают в противоречие с другими документами. Осенью 1694 года был составлен чертеж прилегающей к монастырю местности (поводом послужил спор о принадлежности мельницы на одном из речных протоков). Чертеж монаха-картографа сохранился в одном из московских архивов и опубликован в книге историка В.П. Загоровского «Воронеж: Историческая хроника» (1989). На этом рисунке церковь предстает деревянной и трехглавой. Это вроде бы не противоречит принятой датировке, ибо чертеж относится к осени 1694 года. Но точно таким же Успенский храм выглядел и в феврале 1703 года — деревянный, трехглавый. Знаток воронежской архитектуры, бывший директор Краеведческого музея А.П. Соловьев придерживается иной точки зрения. С той наблюдательной позиции, которую занимал голландец, из пяти глав церкви будут видны только три, а две другие закрываются в проекции. И второе, считает он: Успенка на гравюре все же каменная, а не деревянная: заведомо деревянные постройки заштрихованы иначе. Мне, однако, ближе точка зрения В.П. Загоровского на то, что Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 года. В таком случае становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII века она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так ли, иначе — все равно она является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексеевского Акатова монастыря, возведенной в 1674 году.

В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н.В. Валукинский, Г.К. Лукомский, Ю.И. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было. Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII — начале XVIII века. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 года, нашел здесь наиболее удобное место для создания морского флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Ф.А. Головина, Н.М. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась корабельная верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль — галеру «Принципиум», чуть позже — многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 года взять турецкую крепость Азов. В 1700 году по чертежам самого цар был построен корабль «Предестинация», в 1703 году — «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 году на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага». Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре бурных событий, мешал верфи; в 1700 году он был упразднен Петром I и слит с Алексеевским Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую. Строительство флота длилось до 1711 года. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть остальных построек сгорела в пожаре 1748 года, часть разрушена временем и небрежением наших предков. С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 года приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Хотя именно в Успенском приходе в конце XVII века купцом Петром Гардениным (1756) был построен первый в городе жилой каменный дом.

К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 году была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой , частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями — в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). В 1880-1881 годах последовал новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма. В ночь на 6 июня 1885 церковь была ограблена: воры выпилили решетки, содрали с икон ризы, похитили священные сосуды и золотой крест, пожертвованный Петром I. В 1805 году в церкви служили протоиерей Афиноген Печерский, диакон Феодор Чекалин, дьячок и пономарь. Приход составляли 193 дома, где проживали 1098 человек обоего пола. В то врем близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 году. В 1894 году появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е.В. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек. Из достопримечательностей в начале прошлого века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный, по преданию, самим Петром Великим. Прихожане содержали причт — священника, диакона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо сказать, что в 1911 году воронежские газеты отмечали ветхость церкви, вызванную всеразрушающим временем.

По Клировым ведомостям за этот год, в церкви служили священник Феодор Лукин (с 1899 года), диакон Николай Абрамов (с 1868 года) и псаломщик Александр Москаленко (с 1909 года). В приход входили 170 дворов с населением 855 человек. Старостой церкви с 1886 года был купец Иуда Перевозчиков (1914). 29 июня 1901 года были позлащены и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви. Обширного кладбища вокруг церкви не было, хотя еще в 1920-е годы в ограде сохранялись две надгробные плиты — священника отца Симеона (1758) и прихожанки Прасковьи Петровой (1763). Хотя во время земляных работ в 1996 году вокруг церкви было обнаружено многочисленное скопление человеческих скелетов — возможно, это были захоронения петровского времени. Успенская церковь благополучно пережила изъятие ценностей (которых у нее было немного), производившееся после революции. В 1932 году связи с закрытием Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести свою кафедру в Успенскую церковь. Клир Успенского собора, уклонившийся в обновленчество, приложил руку к аресту в 1935 году главы епархии и к обвинению его в антисоветской агитации. Захария в октябре 1935 года был осужден и отправлен на пять лет в лагерь. Не ужился с успенскими священниками и архиепископ Петр (Соколов). Осенью 1936 года Петр был арестован и умер вскоре после вынесени приговора. В феврале 1940 года Успенскую церковь закрыли, здание передали горсовету Осоавиахима. Во время Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов побежали трещины. Часть стены отклонилась от оси из-за распора свода. Летом 1946 года пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри (уничтожив при этом росписи), растесал окна трапезной.

В начале 1950-х годов весь двор церкви был занят огородами, уничтожена отмостка, разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. В 1956 году в стенах трапезной появились трещины. Внутри церкви были устроены высокие металлические стеллажи для архивных папок, небольшой уголок выгородили для читального зала. В 1967 году, выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 году горисполком передал ее Краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б.Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 году началась реставрация. Но в апреле 1972 года пошло затопление чаши водохранилища. В 1973 году еще продолжали подновлять кирпичную кладку. Был разработан проект подъема церкви на 2-3 м и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Кардинально ситуацию изменил лишь надвигавшийся юбилей военно-морского флота, когда из Москвы были выделены крупные средства для спасения церкви. Сделана гидроизоляция, высоко поднят уровень пола — вход из трапезной в храм стал очень низким. Росписи стен еще нет, восстанавливается иконостас.

В сентябре 1996 года, когда в Воронеже торжественно праздновался трехвековой юбилей русского военно-морского флота, крестный ход во главе с митрополитом Мефодием (Немцовым) проследовал от Никольской к Успенской церкви, перенося из действующего храма негасимый светоч веры. Тогдашний губернатор А.Я. Ковалев передал главе епархии символический ключ от Успенской церкви.

8 мая 2002 года освящена и установлена мемориальная доска памяти воронежских моряков-подводников, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск» (автор — скульптор А.И. Кожевников). 22 мая 2003 г. на хранение передан Андреевский флаг, рядом с ним — икона святого праведного Феодора Ушакова, адмирала российского флота. На острове против Успенской церкви 12 июня 2002 года воздвигнут деревянный крест — в память 330-летия со времени рождения Петра Великого. На южной стене главного нефа две доски: «Успенская церковь (Адмиралтейская). Конец XVII — начало XVIII в., колокольня и трапезная — XIX в. Памятник истории и архитектуры. Восстановлена к 300-летию Российского военно-морского флота (1996 г.) на средства государства и пожертвования граждан». Справа вторая доска, она установлена 16 сентября 2003 года по инициативе региональной общественной организации «Колыбель русского флота»: «Здесь, под сводами Храма, 16 (3) мая 1696 года русский военный флот перед Азовским походом получил первое благословение на служение Отечеству». Речь идет о времени отплытия кораблей во главе с Петром I и богослужебной церемонии в этот день. Но дата события пересчитана на новый стиль неверно и здесь должно быть «3 (14) мая 1696 года».

Александр Акиньшин «Храмы Воронежа»

Легенды Воронежа. Успенская Адмиралтейская церковь, где пел Петр I

В новом выпуске спецпроекта мы расскажем об Успенской Адмиралтейской церкви (не путать с Успенским семинарским храмом на левом берегу). «Успенка» – свидетель эпохи масштабного кораблестроения конца XVII – начала XVIII века. В ней служил епископ Митрофан Воронежский и бывал Петр I – по легенде, он пел здесь на клиросе. С тех пор церковь стала покровительницей кораблестроителей и моряков, но сама на протяжении трех веков страдала от водной стихии.

Фото – Михаил Кирьянов

Деревянный храм и половодье

Давно привычная воронежцам визитная карточка города – стоящая на Адмиралтейской площади Успенская церковь – одна из самых древних в Воронеже. Старше нее только колокольня Алексеево-Акатова монастыря. Подробную историю храма описал в своей книге «Успенская Адмиралтейская церковь – духовный причал военно-морского флота» воронежский историк Николай Комолов.

Фото – Михаил Кирьянов

В XVII веке, отмечает он, Успенские церкви существовали более чем в 20 южнорусских городах – для русского человека Богородица была народной заступницей.

– Предшественник Успенской церкви – деревянный храм, который впервые упоминается в 1594 году в грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову. В ней шла речь о строителе Александре, который вез «в храм к Успенью» иконы, колокола, богослужебные книги из Москвы, – рассказал Николай Комолов.

Около 1600 года царь Борис Годунов постановил построить рядом с церковью мужской монастырь, в состав которого включили и деревянный храм. Помимо него в монастыре построили еще две церкви. К монастырю примыкала крестьянская слобода, где жили торговцы и ремесленники.

Фото – Михаил Кирьянов

Все монастырские строения в то время были деревянными и страдали от весеннего половодья – разливающаяся река затопляла монашеские кельи и Успенский храм.

– В 1616 году настоятель Феодосий (Протопопов) жаловался на то, что из-за половодья храмы разрушаются, кельи отсырели, а стена алтаря висит над водой. Игумен предлагал перенести монастырь на Казарское городище, которое находилось на территории санатория Горького. Но обитель так и не перенесли – возможно, потому что на Акатовой поляне началось строительство нового монастыря в честь святого Алексия, митрополита Московского. Ныне здесь стоит Алексеево-Акатов монастырь, – сообщил историк.

Как воронежцы выбили долг на строительство храма

Во время крупного пожара 29 июня 1680 года деревянный Успенский монастырь выгорел вместе с церквями и кельями. Новый настоятель монастыря игумен Тит начал ходатайствовать о строительстве каменной церкви и получил благословение епископа Митрофана. Как доказал Николай Комолов, строительство каменной церкви велось с 1690 по 1695 год. Непосредственное участие в возведении церкви принимала не только монашеская братия, но и посадские люди, которые жертвовали на него деньги и строили храм своими руками.

Фото – bvf.ru

– В ХVII веке было несколько русско-турецких войн. Для формирования военных флотилий судов не хватало, и их недостаток компенсировали за счет стругов, которые государство брало «в долг» у частных владельцев. Их забирали и обещали заплатить деньги. Спустя годы воронежцы потребовали у государства вернуть долг, но не лично им, а на возведение каменного храма. Это пожертвование рассматривалось как богомолье, – пояснил Николай Комолов.

Для церковного строительства понадобилось не менее 40 тыс. кирпичей. Сейчас в Успенской церкви можно увидеть фрагмент той древней кладки – он специально открыт для глаз прихожан. В длину – пол-аршина (36 см), в ширину – четверть (18 см), в толщину – полтора вершка (6,6 см). Кирпичи прихожане изготавливали в монастырских сараях, используя для разогрева печи свои дрова. Нельзя сказать, что посадские люди работали только за «спасибо».

Фото – Михаил Кирьянов

– Игумен заключил с посадскими договор, согласно которому, прежде чем приступить к строительству храма, он должен был выдать работникам 10 рублей, 7 пудов (114,1 кг) соли, полпуда (8,15 кг) коровьего масла и бредень для ловли рыбы. За каждую тысячу кирпичей монастырь платил работникам 40 алтын серебром, – отметил Николай Комолов.

Как предположил нынешний настоятель Успенской церкви священник Николай Комаров, фундамент церкви возводили либо с помощью блоков белого камня (именно так был построен Покровский собор), либо способом заливания грунта известью: она затвердевала, получался единый монолит. Именно по такой технологии строили храмы в Белгородской и Курской областях.

Фото – Михаил Кирьянов

Как корабли вытеснили монастырь

Двадцать девятого февраля 1696 года в Воронеж приехал новый царь Петр, взявшийся за строительство военно-морского флота.

– Он предпочитал ходить на службу не в Благовещенский собор, а в Успенскую церковь – она находилась по соседству с верфями. По легенде, именно здесь Петр I пел на клиросе. Думаю, это правда – в Санкт-Петербурге Петр тоже пел в храме. У царя были и голос, и слух, – подчеркнул Николай Комолов.

Фото – Михаил Кирьянов

В храме освящали суда военной флотилии – галеру «Принципиум», галеас «Апостол Петр». Благодаря флоту, построенному в Воронеже, русская армия в июле 1696 года взяла турецкую крепость Азов и получила выход к Азовскому и Черному морям. Осенью того же года Успенская церковь оказалась в центре кораблестроительных работ. Шумное соседство мешало тихой прежде монашеской жизни – громыхали пушки, стучали рабочие, в Немецкой слободе веселились иностранные мастера. Постепенно монастырь стал препятствием для большой стройплощадки.

– В 1700 году были разрушены две монастырские мельницы – царю нужно было обеспечить проход для кораблей и стругов. Ратные люди, то есть военные, вытоптали сенные покосы. В том же году монастырь был упразднен и объединен с Алексеево-Акатовым. На новые места в июле переселилась и часть посадских людей, – рассказывает Николай Комолов.

Монастырь упразднили, в этом районе начали строить дома ближайших сподвижников Петра I – Федора Головина, Федора Апраксина и Александра Меншикова. На острове напротив церкви построили Адмиралтейский двор, в котором была крепость, каменный цейхгауз, где хранили оружие и амуницию, и «парусный двор». Успенская церковь уцелела, изменился ее статус – она стала не монастырской, а Адмиралтейской.

Фото – Михаил Кирьянов

Линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье предвидение») торжественно спустили с верфи 27 апреля 1700 года. Это было детище Петра, «рожденное» по его чертежам. Ради такого события устроили целую пиар-акцию, в Воронеж пригласили царскую семью, иностранных послов и высшую знать. В «Успенке» состоялось торжественное богослужение, и корабль освятил епископ Митрофан.

Корабли на воронежских верфях строили 15 лет. Всего при Петре I в Воронеже построили больше 200 кораблей. Последние из них спустили на воду в 1709 году.

В 1748 году приречную часть Воронежа уничтожил пожар. С тех пор на верхнее плато города переселились зажиточные прихожане Успенского храма. В результате церковь стала одной из беднейших в городе.

Лик Христа и загадки старинных кирпичей

Успенскую церковь в ее современном виде строили в два этапа. Самая старая – храмовая часть, построенная в конце XVII века, а трапезная появилась позднее, в начале XIX века, когда количество прихожан увеличилось и потребовалось расширить площадь храма.

Фото – Михаил Кирьянов

Переход между двумя пространствами представляет собой низенький проем, который раньше был выходом из храма и имел форму арки. Квадратным он стал во время советской реконструкции. Особенность храмовой части в том, что свод церкви поддерживают всего два опорных столба.

– Обычно такая система опирается на две пары колонн, а здесь одна пара, что увеличивает полезную площадь церкви, – отметил настоятель храма, священник отец Николай Комаров.

Свидетели XVII века – металлические затяжки, которые соединяют части здания.

Фото – Михаил Кирьянов

Трехъярусная колокольня высотой 21,4 метра выросла над церковью в начале XIX века. По словам отца Николая, раньше колокольня была одноярусная и стояла отдельно рядом храмом. Сейчас на колокольне восемь колоколов.

Фото – Михаил Кирьянов

Стены башни выложены старинным красным кирпичом. Кое-где он не выдержал сырости и превратился в труху. На кирпичах то и дело встречаются загадочные знаки – фабричные клейма и точки.

Фото – Михаил Кирьянов

– Точки на кирпичах – счетные метки, которые в старину обозначали сотни. Одна точка обозначала одну сотню кирпичей, две – 200, три – 300. Например, вот тут четыре точки, – а значит, это был 400 по счету кирпич, – отметила краевед Ольга Рудева.

А вот перевернутое клеймо на кирпиче с инициалами «Ю. И.», по мнению коллекционера и профессора Воронежского государственного технического университета Владимира Щербакова, их оставил кто-то из братьев Ююкиных, которым принадлежало частное кирпичное производство.

– Каменщики Ююкины жили на дальней Чижовке. Неподалеку от них был карьер, где добывали песок и глину, необходимые для изготовления кирпичей. «И» – скорее всего, имя каменщика – например, Иван, Игнат, а «Ю» – первая буква фамилии Ююкиных, – предположил Владимир Щербаков. – Кстати, в Воронеже живут потомки Ююкиных.

Фото – Михаил Кирьянов

Еще одна загадка храма – купола, которые венчают кресты «в коронах» – таких нет ни на одной воронежской церкви.

Фото – Михаил Кирьянов

В 1932 году Успенский храм ненадолго стал кафедральным собором. Но это не было поводом для гордости. Клир церкви перешел в обновленчество, по его доносу в якобы антисоветской агитации арестовали и расстреляли архиепископов Захарию (Лобова) и Петра (Соколова). В 1940 храм постигла участь многих других культовых сооружений – его закрыли и превратили в склад зерна.

В войну прямых попаданий бомб в храм не было, но рядом произошло несколько взрывов, из-за которых здание пострадало. Историк Александр Акиньшин указывает на то, что сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, а в арке в боковых стенах нефа от близких взрывов пошли трещины. Позже храм восстановили и отдали под партийный архив, который базировался здесь до 1967 года.

Фото – предоставлено Николаем Комоловым

Во время ремонта 1945-1947 годов исторические оконные проемы изменили.

Фото – Михаил Кирьянов

– Раньше окна в храмовой части были на одной высоте с окнами в трапезной. Сейчас окна в храмовой части ниже – в трапезной во время реставрации их подняли, – отметил отец Николай.

В книге «Храмы Воронежа» Александр Акиньшин пишет, что в начале 1950-х годов на территории церкви уничтожили отмостку (водонепроницаемое покрытие вокруг здания) и разобрали кирпичную подпорную стенку, предохранявшую от разлива реки. Как следствие, спустя шесть лет в стенах трапезной появились трещины.

Фото – Михаил Кирьянов

Как и в старину, здание страдало от половодья и постепенно разрушалось. Убедиться в масштабе затопления можно, посмотрев на архивную фотографию 1963 года, где церковь, словно остров, стоит среди воды.

Фото – предоставлено Николаем Комоловым

В конце 1960-х годов разработали проект реставрации Успенской церкви. Храм передали краеведческому музею, который планировал создать в храме экспозицию по истории военно-морского флота.

Краевед Ольга Рудева вспомнила, как в детстве, в конце 1970-х, вместе с подругами приходила играть возле церкви.

– На берегу был пляж. Помню, что в церкви в оконные проемы были голыми, не было стекол и рам. Мы забегали в храм и видели своими глазами на одной из оштукатуренных стен лик Христа, который кто-то нарисовал угольком. А рядом теплилась чья-то свеча. У людей была потребность в церкви. Скорее всего, лик Спасителя нарисовал кто-то из верующих студентов художественного училища, которое находится недалеко отсюда, – рассказала краевед.

Фото – Михаил Кирьянов

Как церковь чуть не передвинули

Настоящее стихийное бедствие «Успенка» испытала после заполнения Воронежского водохранилища в 1972 году. Вода уничтожала плоды реставрационных работ.

– После заполнения водохранилища изменился уровень грунтовых вод, церковь по сути стояла на болоте. Там даже росли камыши. Для того чтобы снять шквал негативных звонков, мы обнесли храм лесами – вроде как она реставрируется. Но никто ничего не делал. В этом виде она простояла в советское время очень долго, – рассказал бывший главный архитектор Воронежа Леонид Яновский.

Фото – Михаил Кирьянов

По словам коренного воронежца и краеведа Олега Казаневского, в начале 1980-х страдавшую от подтоплений церковь хотели даже переносить. Для этого из Москвы в Воронеж пригласили знаменитого московского архитектора Эммануила Генделя, который по специальной технологии передвигал столичные дома – например, Саввинское подворье. Для отделения дома от фундамента вокруг него копали траншею и отрезали здание от основания при помощи тросов. Чтобы дом «поехал», ему создавали ходовую раму, которую ставили на катки. Перемещались катки по рельсам. Эммануил Гендель рассчитал перемещение Успенского храма – его планировали переместить по склону вверх. Но от этой идеи городские власти отказались – видимо, технология была слишком дорогой.

Как «Успенку» спасли от воды

В 1991 году состояние церкви было настолько удручающим, что воронежцы создали Комитет по спасению «Успенки», который собирал пожертвования. Организовали даже специальную лотерею, средства от которой шли на восстановление церкви.

Фото – bvf.ru

– Имена организаций и воронежцев, внесших пожертвования, печатали в воронежских газетах. Средства выделяло Минкультуры и областные власти, но этого было недостаточно. Тогда Комитет обратился к президиуму областного Совета народных депутатов, указав, что церковь доведена до трагической черты и ей грозит исчезновение, – сообщил Николай Комолов.

Успенский храм спас 300-летний юбилей военно-морского флота. В преддверии его финансирование заметно увеличилось. Именно тогда по проекту Леонида Яновского благоустроили Адмиралтейскую набережную в ее современном виде. Властям пришлось наконец-таки обратить внимание на рядом стоящий погибающий храм. Реставрационные работы в храме начались в 1996 году, затем его передали Воронежской епархии. В «Успенке» впервые за много десятков лет возобновились службы. Но в храме было сыро – сырость шла от фундамента.

– Началось биопоражение стен, повсюду была плесень, – вспоминает настоятель храма.

Фото – Михаил Кирьянов

С 2007 года в помещении решили делать гидроизоляцию. В результате уровень пола церкви подняли на 2-3 м, под ним сделали бетонный фундамент с гидроизоляцией. С тех пор под фундаментом здания 450 металлических свай. Из-за того что уровень пола подняли, вход из трапезной в храм стал низким.

– Вокруг храма мы сделали обводной канал. По нему вода поступала в емкость типа бассейна, а оттуда сбрасывалась в водохранилище. Это было нужно для того чтобы убрать подземные воды. Был сделан дренаж, чтобы отвести воду, – уточнил Леонид Яновский.

Храм моряков

«Успенка» и сейчас остается духовным причалом моряков. В 2002 году внутри храма появилась мемориальная доска памяти воронежских моряков, погибших на подлодках «Курск», «Комсомолец», линкоре «Новороссийск» и других кораблях. Здесь хранится Андреевский флаг, а рядом с ним возложена икона святого воина Федора Ушакова с частицей мощей.

– Офицер флота, будущий адмирал, служил в Донской военной флотилии, плавал от села Мамон вверх до Павловска, проезжал через Воронеж, – добавил Николай Комолов.

Рядом с храмом за апсидой алтаря покоятся останки восьми воронежцев, найденные во время гидроизоляционных работ. До 1774 года здесь хоронили не только священников, но и прихожан. Сейчас здесь стоят крест и памятный знак.

Фото – Михаил Кирьянов

Храм со временем «ушел под землю» (отец Николай поправляет – за три века вокруг него нарос культурный слой).

От копоти свечей оштукатуренные стены храма потускнели. Раньше здесь были фрески, но во время ремонта, который делали во времена архива, их закрасили. Если бы стены вновь покрыли росписью, храм бы от этого только выиграл.

LiveInternetLiveInternet

Alexxiss все записи автора
У самой кромки водохранилища приютилась полуразрушенная церковь. С водной глади ли, с холмов правобережья — отовсюду привлекает она взор. Колокольня хранит следы былого ремонта, в стенах трапезной видна недавняя кирпичная кладка, над куполом парят золоченые кресты. И тут же всюду — следы запустения, разрушения, грядущей гибели памятника. Широкие трещины в стенах, разгромленные оконные проемы, вода вокруг церкви и внутри нее. Самое страшное — висящая в воздухе арка свода храмовой части: поддерживавший ее столб недавно рухнул. Над аркой — многометровая толща кирпичной кладки. Как долго она продержится, никто не знает. Такой предстает перед воронежцами Успенская церковь конца XX века, приобретшая в городе печальную и одновременно громкую известность. Судьба ее дорога и верующим, и атеистам. За последние двадцать лет обо всех воронежских храмах вместе взятых не написано столько, сколько об одной Успенке. Причина интереса — не только во внешней красоте здания и его древности, в примечательности исторических событий, свидетелем которых оно было, но и в том, что в эти годы церковь оказалась на краю гибели.
Полное название церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Что же это за престольный праздник, который отмечается 15 (28) августа? Он славит «мирную, тихую, святую и блаженную кончину» Богородицы. Ее земная жизнь окончилась спустя 15 лет после распятия Иисуса Христа. О предстоящем неизбежном в человеческой жизни событии Ее уведомил архангел Гавриил. Пречистая Дева с радостью стала готовиться к переселению в небесную обитель Сына своего. Сам Иисус Христос явился принять душу Матери и вознес ее на небо. Тело погребли в Гефсимании, но на третий день дивным смотрением Божиим оно тоже было взято в вышние дали. Приречная церковь — одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено, но во всяком случае это произошло в первые два десятилетия существования крепости Воронежа. В первое свое столетие церковь была монастырской. Успенский мужской монастырь возник около 1600 г. «поставленном царя Бориса» (Годунова). Можно предположить, что сразу же в нем построили и церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за чего кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 г. Уже тогда Успенскую обитель намечено было перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексеиево-Акатов монастырь, но с исполнением медлили.
В конце XVII в. игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца прошлого века Д. И. Самбикин высказал предположение, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.

На счет того, начал ли игумен Тит это строительство и когда оно завершилось, существует несколько мнений и называются разные даты освящения каменной постройки. Е. А. Болховитинов и вслед за ним Д. И. Самбикин указывают на 27 декабря 1699 г. Священник церкви и автор очерка о ней в «Воронежской старине» (1906) Федор Лукин переносит это событие на пять лет вперед, на 27 декабря 1694 г. Такая датировка вызвала большее предпочтение краеведов и вошла в официальные издания о памятниках истории и архитектуры Воронежа. Но и 1694, и 1699 гг. как время окончания строительства каменной Успенской церкви вступают в противоречие с другими документами. Осенью 1694 г. был составлен чертеж прилегающей к монастырю местности (поводом послужил спор о принадлежности мельницы на одном из речных протоков). Чертеж монаха-картографа сохранился в одном из московских архивов и опубликован в книге историка В. П. Загоровского «Воронеж: Историческая хроника» (1989). На этом рисунке церковь предстает деревянной и трехглавой. Это вроде бы не противоречит принятой датировке, ибо чертеж относится к осени 1694 г. Но точно так же Успенский храм выглядел и в феврале 1703 г. — деревянный, трехглавый. В таком виде его зарисовал голландский путешественник и дипломат Корнелий де Бруин, побывавший в нашем городе. Гравюра с его рисунка не раз публиковалась, и каждый может убедиться в правоте моих слов. К тому же, повествуя в своих записках о Воронеже, Корнелий де Бруин упоминает обо всех каменных постройках, но по поводу Успенской церкви такого сообщения нет. Знаток воронежской архитектуры, бывший директор краеведческого музея А. П. Соловьев придерживается иной точки зрения. С той наблюдательной позиции, которую занимал голландец, из пяти глав церкви будут видны только три, а две другие закрываются в проекции. И второе, считает он: Успенка на гравюре все же каменная, а не деревянная: заведомо деревянные постройки заштрихованы иначе. Мне, однако, ближе точка зрения В. П. Загоровского на то, что Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 г. В таком случае, кстати, становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII в. она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так или, иначе — Успенская церковь является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексиево-Акатова монастыря, возведенной в 1674 г. В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н. Валукинокий, Г. Лукомский, Ю. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было. Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 г., нашел здесь наиболее удобное место для создания флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз и «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А. Меншикова, Ф. Апраксина, Ф. Головина, Н. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 г. на воду спустили первый корабль — галеру «Принципиум», чуть позже — многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям. Строительство флота продолжилось с удвоенной энергией. В 1700 г. по чертежам самого царя был построен корабль «Предестинация», в 1703 г. — «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 г. на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага». Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре событий, мешал верфи; в 1700 г. он был упразднен Петром I и слит с Алексиево-Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе. Строительство флота длилось до 1711 г. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть построек сгорела в пожаре 1748 г., часть разрушена временем и небрежением наших предков. Цейхгауз погиб при взрыве немецкой бомбы в 1942 г. С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 г. приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане начинают переселяться от реки на верхнее плато. К началу XIX в. благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1808 г. была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями — в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). В 1880-1881 гг. — новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма. В то время близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 г. В 1894 г. появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек. Из достопримечательностей в начале нынешнего века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный по преданию самим Петром Великим. 811 прихожан содержали причт — священника, дьякона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо оказать, что в 1911 г. воронежские газеты отмечали ветхость Успенки, вызванную временем. Кладбища вокруг церкви не было, хотя еще в 1920-е гг. в ограде сохранялись две надгробные плиты — священника отца Симеона (1758) и прихожанки Прасковьи Петровой (1763). Успенская церковь благополучно пережила изъятие ценностей (которых у нее было немного) производившееся после революции. В 1932 г., казалось, для нее вновь настал период возвышения. В связи с закрытием Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести свою кафедру в Успенскую церковь. К сожалению, в результате политического и канонического раскола в русском православии умы и сердца многих священников оказались затронуты смутой. Клир Успенского собора приложил руку к аресту в 1935 г. главы епархии и к обвинению его в антисоветской агитации. Захария был осужден и отправлен на пять лет в лагерь. Не ужился с успенскими священниками и архиепископ Петр (Соколов). Конфликт зашел так далеко, что владыка вынужден был апеллировать к авторитету заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. Тот объявил штат Успенской церкви состоящим в расколе и пригрозил им лишением сана за неповиновение своему епископу. Указ действия не возымел. Осенью 1936 г. Петр был арестован и умер вскоре после вынесения приговора. Захарию и Петра обвиняли священник Иван Котов, псаломщики Илья Назарченко и Павел Долгополов, церковный староста Илья Скрипицын. При этом и сами они не минули жерновов карательной машины. Священник-обновленец В.Т. Попов, он же секретный сотрудник органов по кличке «Петроградский», так передал ответ Долгополова на вопрос, какому архиерею они подчиняются: «Все архиереи перешли на сторону Советской власти. Митрополит Сергий тоже признал Советскую власть, поэтому мы не стали ему подчиняться. Митрополит запретил нам служить, но мы не подчинились, служим, как и служили». Действительная причина неповиновения церковной дисциплине была вовсе не в этом. Просто надо было свести счеты со строптивыми епископами. В феврале 1940 г. Успенскую церковь закрыли, здание передали горсовету Осоавиахима. Во время Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов появились трещины. Часть стены отклонилась от оси из-за распора свода.
Летом 1946 г. пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри (уничтожив при этом росписи), растесал окна трапезной. В начале 1950-х гг. весь двор церкви был занят огородами, уничтожена отмостка, разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. В 1956 г. в стенах трапезной также появились трещины.
В 1967 г., выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 г. горисполком передал ее краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б. Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 г. началась реставрация. Но надеждам на возрождение церкви не суждено было сбыться: в апреле 1972 г. произошлошло затопление чаши водохранилища. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были осуществлены. В 1973 г. еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а храм уже окружала вода. В начале века 811 человек содержали церковь в приличном состоянии. Теперь ее пытается спасти почти миллионный город. Разработан проект подъема церкви на 2-3 метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Стоимость работ при нынешней инфляции определить невозможно. Какие-то средства ежегодно выделяют Министерство культуры и областная администрация. Регулярно жертвуют на ее восстановление воронежцы: приметой городского пейзажа стали копилка, плакаты, посвященные истории храма, и главный «сборщик» В. И. Левченко с мегафоном в руках. Подготовительные работы начались, смогут ли они осуществиться полностью? Грядет трехсотлетие морского флота России, такой же юбилей будет и у церкви. Сохранить и обустроить Успенку к этому сроку — дело чести местной администрации и горожан.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *