Успенский монастырь в старице

Старицкий Успенский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский монастырь.

Монастырь

Старицкий Успенский монастырь


Успенский монастырь

Страна

Россия

Город

Старица

Конфессия

Православие

Епархия

Тверская

Тип

мужской

Основатель

иноки Трифон и Никандр Киево-Печерской лавры

Основные даты

XVI век — основание монастыря
1919 год — закрытие монастыря
1997 год — возрождение монастыря

Наместник

игумен Димитрий (Севостьянов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 691520205040006 (ЕГРОКН). Объект № 6901503000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Ста́рицкий Свя́то-Успе́нский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волге выше устья реки Верхней Старицы.

История монастыря

Согласно преданию, монастырь основан в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры: «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно сюда пришли и другие иноки — образовалось пустынническое братство.:21—26 Построена деревянная церковь:26-27, близ которой возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица. Единственное достоверное упоминание о существовавшей в Старице обители относятся к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями:33.

Успенский монастырь на фото Прокудина-Горского (1910)

Монастырь был заново основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках:33—34.

С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он послан настоятелем московского Симонова монастыря:35—36, впоследствии стал первым Патриархом Московским и всея Руси.

В 1606 году, во время правления Лжедмитрия, патриарх Иов был отправлен в Старицкий монастырь, где и скончался через два года. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля:43—45.

Расцвет монастыря относится к XVII веку. Отличался от других обителей разветвлённой системой подземных коммуникаций. В 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.

Монастырь закрыт в 1919 году, а в 1930-х годах разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь. В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки оставались законсервированными.

В 1997 году Святейший синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни». К 2013 году монастырские строения восстановлены в первозданном виде.

Церкви и строения монастыря

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тёсаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками, построен князем Андреем Старицким:10. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова.
  • Каменный двухэтажный настоятельский корпус (1530-е годы) с братской трапезной, кухней и кельями:21.
  • Надвратная церковь во имя святого Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви:11—12.
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом, построенная Иваном Грозным:11.
  • Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, построенная на средства генерал-майора Алексея Тутолмина. В нижнем этаже — усыпальница Тутолминых:12.
  • Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца.
  • Мавзолей (усыпальница) И. Ф. Глебова, расположенный у паперти Успенского собора.

Патриаршим подворьем Свято-Успенского Старицкого монастыря является храм Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси (Москва, Можайское шоссе, 54).

Настоятели

  • Инок Трифон (1110—1127)
  • инок Никандр (1110—1153)
  • инок Мисаил (1110-?)
  • инок Порфирий (?-1164)
  • инок Феодорит (1164—1193)
  • инок Александр (1193—1203)
  • игумен Иринарх (1203 −1203)
  • игумен Александр (1203-?)
  • игумен Герасим (?-?)
  • игумен Симеон (?-1220)
  • игумен Варсонофий (1200-?)
  • игумен Иона (?-?)
  • игумен Никандр (?-?)
  • игумен Кирилл (? — ?)
  • игумен Исаия (?-1240)
  • игумен Варлаам (1240-?)
  • архимандрит Леонид (?-?)
  • архимандрит Филарет (? −1272)
  • архимандрит Меофодий (?-?)
  • игумен Лаврентий (?-?)
  • игумен Антоний (?-?)
  • игумен Иона (? — ?)
  • игумен Феодосии (?-?)
  • игумен Савва (?-1283)
  • игумен Симеон (1283 −1289)
  • игумен Варнава (1289—1287)
  • игумен Киприан (?-?)
  • игумен Герман (?-?)
  • игумен Иосиф (?-?)
  • игумен Арсений (?-?)
  • игумен Боголеп (?-?)
  • игумен Серапион (?-1292)
  • игумен Дорофей (1292—1304)
  • игумен Иаков (1304—1312)
  • архимандрит Герман (1551—1553)
  • архимандрит Игнатий (1553—1559)
  • архимандрит Иов (6.5.1569—1571)
  • архимандрит Пимен (1601—1607)
  • архимандрит Дионисий (середина 1605 года или август 1607 года — 1610)
  • архимандрит Мефодий (1617—1623)
  • архимандрит Иосиф (1623—1653)
  • архимандрит Леонид (1653—1655)
  • архимандрит Тихон (1655—1658)
  • архимандрит Исаия I (1658—1662)
  • архимандрит Варлаам (1662—1669)
  • архимандрит Сергий (1669—1672)
  • архимандрит Варлаам II (1672—1683)
  • архимандрит Исаия II (1683—1697)
  • архимандрит Корнилий (1697—1716)
  • архимандрит Иоаким (1716—1719)
  • архимандрит Мельхиседек (1719—1722)
  • архимандрит Иона (1722—1732)
  • архимандрит Тарасий (1732—1769)
  • архимандрит Варфоломей (1763—1768)
  • игумен Филимон (1769—1770)
  • игумен Христофор (1770—1776)
  • игумен Макарий (1776—1783)
  • игумен Арсений (Москвин) (1783)
  • игумен Александр (1783—1785)
  • игумен Амфилохий (1785−1785)
  • игумен Елпидифор (1785—1792)
  • игумен Павел (1792—1795)
  • игумен Варлаам (1795—1796)
  • архимандрит Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796—1798)
  • архимандрит Анастасий (Щепетильников) (1798—1806)
  • игумен Антоний (1806—1807)
  • архимандрит Иоанникий (1807—1808)
  • архимандрит Сергий (1808—1808)
  • архимандрит Серафим (1808—1811)
  • архимандрит Иоасаф (1811—1816)
  • архимандрит Владимир (1816—1818)
  • архимандрит Ириней (1818—1821)
  • архимандрит Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
  • архимандрит Серафим (1823—1824)
  • архимандрит Антоний (1824—1825)
  • архимандрит Макарий (1825—1832)
  • архимандрит Александр (1832—1856)
  • архимандрит Феодор (1856—1858)
  • архимандрит Адриан (1858—1865)
  • игумен Меофодий (1865—1866)
  • архимандрит Гавриил (1866—1867)
  • игумен Поликарп (1868—1871)
  • игумен Марк (1871—1871)
  • архимандрит Гавриил (1871—1884)
  • игумен Виталий (1884—1884)
  • архимандрит Агафангел (1884—1888)
  • игумен Арсений I (1888—1894)
  • игумен Алексий (1894—1894)
  • игумен Арсений II (1894—1896)
  • архимандрит Николай (1896—1905)
  • игумен Тихон (1905—1908)
  • архимандрит Павел (1908—1918)
  • игумен Тихон (1918—?)
  • игумен Алексий (?—1923)
  • игумен Кирилл (?—1928)

наместники

  • игумен Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
  • игумен Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
  • иеромонах Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Арсений (игумен). Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь: Типография Губернского Правления, 1895. — 88 с.
  2. Дядя Ивана Грозного
  3. А.М. Салимов, М.А. Салимова. Старицкий Успенский монастырь. — Тверь: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, 2008. — 356 с.
  4. Тайны и клады Старицких катакомб | Россия 4D. russia4d.ru. Дата обращения 7 июня 2018.
  5. 19.04.2013 Восстановлен Старицкий Свято-Успенский монастырь — Древо. Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  6. Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси. 2017.
  7. Список основан на: Щитков А. Где пустуют храмы, пустуют и души: судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря. — Прест, 2003.
  8. Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р., Э. П. И. Иов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 253-264. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  9. Флоря Б. Н. Дионисий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 257—265. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.

Литература

  • Арсений (игумен). Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь: Тип. Губ. правления, 1895. — 88 с.
  • Маштафаров А. В. Старицкие монастыри в документах XVI века // Русский дипломатарий. — 1998. — Вып. 4.
  • Салимов А. М., Салимова М. А. Старицкий Успенский монастырь. — Тверь: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, 2008. — 356 с.
  • Цветков Д. А. Старица и окрестности. — М.: Моск. рабочий, 1977. — 168 с.

Ссылки

  • Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря
  • Старица — земля православная
  • Храмы России
  • Монастырь на сайте sobory.ru
  • Монастырь на сайте «Православные Храмы Тверской Земли»
Благочиния
Кафедральный собор;
монастыри
Разное
* — недействующие.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.
В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.
В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».
После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».
Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».
То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.
Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.
По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.
После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.
В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.
Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.
Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.
Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.
Царь Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил его в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.
Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.
XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.
Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.
Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.
События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.
Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.
На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.
Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.
В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).
В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.
В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.
Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.
Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».
В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.
В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».
В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.
20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.
В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.
19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.
После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.
Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.
Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.
В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.
18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

>Старицкий монастырь Богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в Старицком монастыре

Главный престольный праздник всего Старицкого монастыря и Успенского собора — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Торжественные даты в Старицком монастыре неизбежно связаны и с памятью святителя Иова. 2 июля обитель вспоминает его кончину, 18 апреля — перенесение его мощей, 18 октября чтит его память в Соборе Московских Святителей.

Все даты даны по новому стилю.

Контакты

  • Адрес: 171361, Россия, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1, Свято-Успенский Старицкий монастырь
  • Телефон: +7 (48263) 2-36-35
  • Сайт Фонда возрождения Старинного монастыря: www.fondumstar.ru

Как добраться самостоятельно в Старицкую обитель

Из Москвы (от станции метро «Тушинская») и Твери (от автовокзала) в Старицу ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Можно добраться до Старицкого монастыря и на личном автотранспорте. Дорога от Твери по живописному Старицкому шоссе займет каких-нибудь полтора часа. Из Москвы придется добираться дольше — около трех часов, но зато есть выбор, как ехать: по трассе Мю (Москва — Санкт-Петербург) до Твери, а потом по указателям на Ржев и Старицу, или же по трассе М9 (Москва — Рига). В последнем случае следует поворачивать направо в Зубцове и следовать по шоссе «Ржев — Тверь».

Свято-Успенский монастырь

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь расположен в городе Старице, на правом берегу Волги. По мнению многих историков, монастырь в близком к нынешнему виде возник в первой половине XVI в. при князе Андрее Ивановиче Старицком.

>Отцы-основатели

По преданию, первоначальная обитель была основана монахами из Киево-Печерской лавры Трифоном и Никандром в 1110 г.

Великие подвижники

В XVI — начале XVII в. несколько великих подвижников Русской Православной Церкви были связаны своей жизнью и духовным подвигом с Успенским Старицким монастырём: уроженец Старицы первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, архимандрит Герман (впоследствии архиепископ Казанский) и архимандрит Дионисий (позднее настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 г.). Именно в бытность служения Германа архимандритом Старицкого Успенского монастыря в обитель был принят мальчик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов. А в 1605 г. Дионисий, в то время архимандрит Успенского Старицкого мужского монастыря, принимал патриарха, сосланного в свою родную обитель Лжедмитрием I. На месте погребения патриарха Иова в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 г. по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля.

Историческая справка

По мнению многих светских историков, монастырь в близком к нынешнему виде возник в первой половине XVI в. при князе Андрее Ивановиче Старицком. Наиболее ярко строительная активность князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, где были выстроены каменные стены, Успенский собор, колокольня, надвратная церковь и ряд каменных палат.
Расцвет монастыря относится к XVII в., однако в 1764 г., после екатерининской церковной реформы, земли у монастыря отобрали, и в нём осталось только 12 монахов.

В 1809 г. в Старицком монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

20 августа 1824 г. молебен в Успенском соборе отстоял, преклонив колени, император Александр I.

В 1919 г. большевики закрыли Успенский монастырь, а в 1930-е гг. была разобрана монастырская стена с угловыми башнями.

В 1944 г. в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.

В 1989 г. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения Патриаршества ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

В 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен игумен Димитрий (Севостьянов).

Огромный вклад в восстановление монастыря внес основанный в 2001 г. Благотворительный фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря (председатель – В.Б. Христенко).

2 июля 2010 г., в день памяти святителя Иова, монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А ровно через два года здесь был открыт памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову.

Ныне в монастыре расположены: собор Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тесаного камня с пятью большими главами, в храме находятся мощи схимонахини Пелагии – предположительно матери патриарха Иова; настоятельский каменный двухэтажный корпус (1530-е с братской трапезной, кухней и кельями; надвратная церковь во имя св. Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом, построена Иваном Грозным; Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, в нижнем этаже – усыпальница дворян Тутолминых; часовня с купелью во имя Георгия Победоносца с купелью; мавзолей-усыпальница (1774) И.Ф. Глебова у паперти Успенского собора.

Монастырь находится в историческом центре города Старицы, у моста через Волгу. Напротив монастыря, на левом берегу Волги, находится древнее Старицкое городище (кремль), а также Борисоглебский собор и церковь Рождества Богородицы.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область

Так получилось, что Старицу мы проезжали много-много раз, спеша в какой-то другой пункт назначения. Старица — милый старинный городок, в котором и вокруг которого масса интереснейших достопримечательностей. Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще в 12 веке, просто жемчужина Старицы. И вот в эту-то жемчужину мы ни разу не заехали: все время спешили куда-то дальше, или наоборот, обратно домой, всякий раз думая — в следующий раз, будет еще время… тем более, что в Тверскую область мы наезжаем частенько — недалеко, а места богатейшие! И как же я рада, что наконец-то пришло это самое время, и внезапное решение изменить маршрут, вычтя из него пару пунктов, подарило нам почти целый день в Успенском монастыре.











Пару лет назад, в очередной раз проезжая мимо, мы сделали снимок со старого городища — все еще было в лесах.







Прошлым летом, по дороге в Зубцов, снова проскочили мимо, отметив, что вид у монастыря уже совсем другой







Сейчас монастырь выглядит, наверное, даже лучше, чем был когда-то, во времена своей «молодости». Какие-то работы явно еще ведутся, но по всей видимости, это незначительные доделки.



Первое, что встречаем у входа… нет, первый, кто встречает нас у входа — упитанный кот. Смотрит строго — наверное, нагружен ответственностью за вверенную ему территорию 🙂







День был выходной, и все три храма обители были открыты. Порадовало, что в монастыре разрешена бесплатная фотосъемка на всей территории, включая и внутреннее храмовое пространство. Разумеется, мы этим с радостью воспользовались.



Пройдя мимо строгого кота, мы направились в Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого.







Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве, и это было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, которое и закончилось гибелью князя. Однако московский собор кирпичный, а старицкий — белокаменный. Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня. Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь — по морозоустойчивости. Увы — месторождения давно истощены. В Старицком районе сохранилось множество входов в бывшие каменоломни, которые стоит исследовать любопытному путешественнику, если, конечно, вы не боитесь летучих мышей 🙂



Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь.

Это иконостас собора.







Чтобы сделать этот снимок, нам пришлось изрядно задрать головы.







В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой — преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси.







Рака, в которой лежат мощи, как и все убранство в соборе, украшена прекрасной резьбой. Контраст теплого резного дерева иконостаса, окладов икон с холодными белокаменными стенами придает особую атмосферу собору.

Справа от Царских врат стоит посох. Оказалось, это символ власти настоятеля монастыря.







Красивый символ. И провинившихся удобно наказывать 🙂



Выйдя из собора, мы обратили внимание на трехярусную шатровую колокольню. Это тоже памятник старины, о чем нам красноречиво сообщает привинченная к стене табличка, а так же еще и о том, что колокольня находится под охраной министерства культуры СССР 🙂







Внизу колокольни есть крылечко — это вход в усыпальницу святителя Иова. Значение этого человека для истории Старицы трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха. Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, а мы сегодня можем видеть только саму гробницу.







Местные рассказали нам о том, что существует поверие о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогает стремящимся к знаниям учащимся. Алгоритм такой: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть — на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены. Пятерка обеспечена! Мы посмеялись, на всякий случай посыпали головы детям и отправились дальше.



На паперти Успенского собора расположена часовня-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, построенная в конце 18 века. Внутри часовни — надгробие в виде белокаменного саркофага. Позади часовни виднеется монастырское кладбище.







На кладбище тоже можно зайти. Видно, что за ним ухаживают, стараясь сберечь в благопристойном виде то, что осталось от прежнего.







На заднем плане виден еще один монастырский храм — Введенский, белокаменный красавец шатровой постройки. Туда мы сейчас и отправимся.







Введенский храм был построен в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее «любим-город» и частенько наведывался в Успенский монастырь. Введенский храм — единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухярусным, с просторными трапезными палатами, а в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба. Замаливание грехов — дело богоугодное, но не без удобств же государю оставаться, в самом-то деле?! 🙂 Теперь в нижнем ярусе храма расположен конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр «Образ», и прочие публичные мероприятия.



В храме просторно, внутреннее убранство строгое: резное дерево и ковка.





Дерево кажется теплым даже на вид







Место для хора в центре храма. Жаль, нам не пришлось услышать, как поют









Прогуляемся по территории. День, напоминаю, выходной, поэтому гуляем далеко не мы одни.







Здания на этом фото — настоятельский и братский корпуса. Здесь, собственно, и живут монахи. За дальним зданием виднеется монастырская теплица, мы было хотели сунуть и туда свои любопытные носы, но вход на территорию корпусов запрещен посетителям.



Продолжаем прогулку. Чистота и ухоженность приятно удивляет жителей мегаполиса.

Обратите внимание на церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Была построена в 17 веке на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. Сейчас она не действует.







Надвратные церкви ставились над воротами (что очевидно из названия), тем самым отдавая в руки Бога охрану места и людей, в нем живущих. И действительно, эта прекрасная церковь была надвратной, но в 19 веке случился особенно высокий разлив волжских вод, и монастырь затопило. После этого эти ворота заложили кирпичом, а центральный вход в монастырь перенесли на более высокую западную сторону, где он и поныне находится.

Посмотрим на Иоанно-Богословскую церковь и бывшие главные ворота с другой стороны







Справа от ворот — здание монастырской трапезной и гостиница для паломников. Не могу на этом месте удержаться, отвлекусь от духовного на радости плоти 🙂 В монастыре пекут восхитительные пирожки и сумасшедше вкусный хлеб, разный — ржаной, пшеничный, нам достался с какими-то семечками-зернышками. Можно купить и взять с собой, но это если повезет- выражение «разлетаются, как горячие пирожки» здесь следует понимать в буквальном смысле 🙂

Еще в трапезной можно пообедать, будет просто, вкусно и сытно, нам потом до дома ничего не хотелось.







Ладно, хватит об этом, все-таки про монастырь взялась писать, возвращаемся к духовным ценностям 🙂 Собственно, вот вид, снятый с крыльца трапезной





Успенский собор вы уже узнаете, а вот слева от него находится желтое здание третьего храма обители — Троицкого. Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей. Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой. Впрочем, эта загадка знакома каждому, кто пытается получить разрешение на перепланировку чего-либо в наше с вами время 🙂

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже — усыпальница, наверху — собственно храм с алтарем, в центре второго этажа — отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части. Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее).







Внизу служат панихиды в дни поминовения усопших — например, 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной.







Троицкий храм вплотную примыкает к Успенскому собору, ему принадлежит белокаменная часть стены, которую вы видите на следующем снимке. Полагаю, эта стена в храме имеет отдельную ценность как памятник старины 16 века, иначе отчего бы ей так выделяться-выпадать из общего храмового убранства?







Храм расписан в академической манере, рассматривать его можно часами. Нечасто можно встретить православный храм, расписанный в таком стиле.







В некоторых местах сохранены исторические образцы росписи 19 века, о чем заботливо сообщают таблички.



Под куполом — Лик.







Пора двигаться дальше, время поджимает, двигаемся к выходу.







Желающие ставят свечки. Они тут, кстати, просто так лежат.







Следующий снимок сделан «с черного хода» — вот такой небольшой монастырь, видите — на заднем плане главные ворота. Кстати, на этом фото особенно заметно, что монастырь построен на склоне горы, спускающейся к Волге. Попросту говоря, ровного места на территории не найти.







На переднем плане водосвятная часовня Георгия Победоносца. Чистый новодел, построена уже во времена реставрации, но ее это не портит 🙂 В часовне источник, в котором можно набрать воды и даже искупаться. Поэтому внутрь мы не попали — слишком много было желающих, а когда их поток схлынул, монастырю пора было закрываться.



Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда.



Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом.

В лучах склоняющегося майского солнца золотилась волжская вода и разрушающаяся Никольская церковь.







Мы дождались последних отблесков на водной глади







и покатили по ночной дороге на Москву.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *